Дискуссии послевоенного периода




После Второй мировой войны вплоть до начала 1990-х гг. основной стержень обсуждений и споров в отечественной эконо­мической мысли разворачивался вокруг оценки роли рыночных отношений в политэкономии «государственного социализма». Одни экономисты выступали за поддержку и стимулирование товарно-денежных категорий, другие – за всемерное ограничение и свертывание рыночных отношений. Эта сфера оставалась ведущей, причем позиции и трактовки, как правило, не выходили за пределы комментариев и обоснований официальной экономической политики.

Выделим главные рубежи дискуссий по экономическим проблемам в послевоенный период.

1. Дискуссия 1951 г. – по структуре и содержанию учебника «Политическая экономия». Она проходила под контролем ЦК КПСС на основе одного из «исправленных» вариантов. В ней участвовали авторы последнего макета учебника – И.Д. Лаптев, Л.А. Леонтьев, К.В. Островитянов, А.И. Пашков, Д.Т. Шелилов, П.Ф. Юдин – и практически все ведущие экономисты. Основными вопросами, вынесенными на обсуждение, стали:

- о характере экономических законов социализма

- о товаре и законе стоимости в социалистическом (советском) обществе;

- об общественно необходимом времени при социализме;

- о принципах установления цен на товары в СССР.

В итоге были приняты предложения по улучшению представленного варианта учебника (вышел в 1954 г.). На основе материалов дискуссии была опубликована работа И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.).

Работа над учебником и его выход практически закрепили «самоизоляцию» отечественной науки от западной экономической мысли и обозначили идеологические постулаты, которых были обязаны придерживаться преподаватели и научные работники.

В начале 1960-х годов наметился поворот в сторону поиска более эффективных методов управления экономикой. В условиях постепенного исчерпания возможностей экстенсивного роста требовалось найти новые источники, использовать более действенные стимулы.

Одним из инициаторов дискуссии 1962–1965 гг. явился экономист Е.Г. Либерман, выступивший с предложениями повысить роль прибыли, пересмотреть доводимые до предприятий плановые нормативы. Участники дискуссии предложили ввести фонды экономического стимулирования.

Дискуссия по совершенствованию хозяйственного механизма была связана с решением практических задач по проведению экономической реформы, названной реформой Н. Косыгина. Суть реформ 1960-х сводилась к следующему:

- ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования («совнархозы»), а предприятия становились основной хозяйственной единицей;

- восстанавливалось отраслевое управление промышленностью;

- сокращалось количество директивных плановых показателей с 30 до 9;

- расширялась самостоятельность предприятий: они стали определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, осуществлять инвестиции в производство за счет собственных средств, устанавливать долговременные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала и размеры его материального поощрения;

- за счет прибыли предприятия могли формировать фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства и т.п.

Однако в науке сохраняли монополию сторонники планового подхода, представителями которого были Н.А. Цаголов, Н.В. Хессин, Н.С. Малышев, В.А. Соболь, А.В. Бачурин, Л.Е. Минц.Как следствие, реформы были свернуты уже в первой половине 1970-х.

3. Проблемы совершенствования планирования, вопросы тео­рии управления оставались предметами дискуссий и в 1970-х годах. За схоластическими спорами об исходной «клеточке» «развитого социализма» («планомерность» или «товар при социализме»), о природе товарно-денежных отношений порой было непросто раз­глядеть неоднозначность подходов к решению назревших проблем ценообразования, совершенствования форм оплаты труда, мето­дов стимулирования технического прогресса.

Экономисты математической школы разработали систему оптимального функционирования экономики (СОФЭ) и выдвинули идею перехода от концепции оптимального планирования к теории оптимального функционирования народного хозяйства. Труды старшего поколения были развиты в работах С.С. Шаталина, Н.Я. Петракова, О.С. Пчелинцева и др.

4. Исследования и дискуссии по проблемам перехода к рыноч­ной экономике активизировались с середины 1980-х годов. В это время были выработаны исходные положения концепции «ускорения» (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, А.И. Анчишкин), суть которой заключалась в том, чтобы н а основе использования новейших достижений научно-технического прогресса, за счет «скрытых резервов» в короткий срок добиться подъема экономики В 1988 г. издается новый учебник по политэкономии, в котором нашли отражение некоторые требования «перестройки».

Постепенно назревало представление о необходимости более радиальных перемен. Разрабатываются программы реформирования экономики СССР в рыночную под названием «400 дней доверия», а затем – «500 дней» (С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский, коллектив разработчиков). В этих проектах были расписаны по дням действия Президента на соответствующий период.

Радикальные преобразования, начавшиеся с либерализации цен (1992 г.), не имели под собой четкой теоретической концепции. Переход к рынку начался по модели «шоковой терапии» с использованием опыта экономических преобразований в Польше. Реформаторы отвергли промежуточные программы и заявили о движении к «чистому капитализму». Отсутствие концептуальной основы преобразований и стратегической программы – одна из причин трудностей и ошибок, допущенных руководителями реформ.

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» [1]

1. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

1) рыночные экономические отношения;

2) крупную торговлю и ростовщические операции;

3) натурально-хозяйственные отношения.

2. С точки зрения Аристотеля, к сфере хрематистики относится:

1) земледелие и ремесло;

2) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

3) мелкая торговля.

3. По концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

1) затратный принцип;

2) морально-этический принцип;

3) затратный и морально-этический принцип одновременно.

4. Автором термина «политическая экономия» является:

1) Аристотель;

2) Ф. Аквинский;

3) А. Смит;

4) А. Монкретьен;

5) К. Маркс.

5. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

1) превышение экспорта над импортом;

2) превышение импорта над экспортом;

3) рост заграничных инвестиций.

6. Предметом изучения классической политической экономии является:

1) сфера обращения;

2) сфера распределения;

3) сфера производства;

4) сфера обращения и сфера производства одновременно.

7. В классической политической экономии приоритетным методом экономического анализа является:

1) эмпирический метод;

2) функциональный метод;

3) каузальный метод.

8. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего тяготеет:

1) к физиологическому минимуму;

2) к максимально возможному уровню;

3) к прожиточному минимуму.

9. У. Петти и П. Буагильбер – родоначальники теории стоимости, определяемой:

1) производственными издержками и затратами труда;

2) затратами труда (трудовая теория);

3) производственными издержками (теория издержек);

4) предельной полезностью.

10. Учение Ф. Кенэ о «чистом продукте» исходит из того, что последний создается:

1) в торговле;

2) в сельскохозяйственном производстве;

3) в промышленности.

11. Первым автором теории воспроизводства и первым, кто подразделял капитал на основной и оборотный, а труд – на производительный и непроизводительный, является:

1) У. Петти;

2) К. Маркс;

3) А. Смит;

4) Ф. Кенэ;

5) А. Тюрго.

12. А. Смит полагал, что частный интерес:

1) неотделим от общего интереса;

2) стоит выше общественного;

3) вторичен по отношению к общественному.

13. По методологии А. Смита «невидимая рука» – это:

1) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества;

2) действие в условиях свободы конкуренции предпринимателей не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов;

3) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением.

14. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена:

1) затратами труда;

2) затратами труда и капитала;

3) суммой доходов.

15. А. Смит считает труд производительным, если он приложен:

1) в любой отрасли материального производства;

2) в сельскохозяйственном производстве;

3) в отраслях нематериального производства;

4) в отраслях материального и нематериального производства.

16. При определении стоимости Д. Рикардо придерживается:

1) теории издержек;

2) трудовой теории;

3) теории полезности.

17. Категорию «рента» Д. Рикардо трактует как:

1) как доход с земли;

2) как прибыль фермера;

3) как прибыль в промышленной сфере.

18. По мнению Д. Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к снижению, потому что:

1) предприниматели занижают цену труда рабочих;

2) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда;

3) машины и механизмы вытесняют труд рабочих.

19. Основными постулатами «закона рынков» Ж. Б. Сэя являются:

1) спрос создает соответствующий ему уровень предложения;

2) предложение создает соответствующий ему спрос;

3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса;

4) допускается вмешательство государства в экономику.

20. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются:

1) несовершенство социального законодательства;

2) постоянно высокие темпы роста численности населения;

3) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса.

21. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе – это:

1) производительная часть общества;

2) фактор, сдерживающий полное использование капитала;

3) фактор, предотвращающий общее перепроизводство.

22. Первым из авторов классической политической экономики обратился к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма:

1) А. Смит;

2) Д. Рикардо;

3) Дж. С. Милль;

4) Т. Мальтус.

23. По мнению К. Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению порождают:

1) препятствия для перелива капитала из одного занятия в другое;

2) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия;

3) рост относительного уровня заработной платы рабочих;

4) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала.

24. Согласно К. Марксу, прибавочная стоимость создается:

1) трудом, капиталом и землей;

2) неоплаченным трудом производительных рабочих;

3) переменным капиталом.

25. Согласно концепциям социалистов-утопистов, приоритетное значение имеет собственность:

1) частная;

2) мелкая;

3) общенародная.

26. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа:

1) сферу производства;

2) сферу производства и сферу обращения;

3) сферу обращения;

4) экономические и неэкономические факторы.

27. Маржинальная экономическая теория базируется на исследовании:

1) суммарных экономических величин;

2) средних экономических величин;

3) предельных экономических величин.

28. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является:

1) сфера обращения (спроса);

2) сфера производства (предложения);

3) сфера обращения и сфера производства.

29. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе:

1) трудовой теории;

2) теории издержек;

3) теории предельной полезности;

4) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.


30. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе:

1) трудовой теории;

2) теории издержек;

3) теории предельной полезности;

4) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.

31. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать:

1) максимизацию полезности;

2) выявление суммарной полезности;

3) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов;

4) выявление предельной полезности.

32. В качестве предмета экономического анализа институционализм выдвигает:

1) сферу производства;

2) сферу производства и обращения;

3) сферу обращения;

4) экономические и неэкономические факторы.

33. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи:

1) с неизменными ценами;

2) со снизившимся уровнем цен;

3) с возросшим уровнем цен.

34. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется:

1) затратами труда;

2) издержками;

3) соотношением спроса и предложения;

4) юридическим соглашением «коллективных институтов».

35. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы:

1) до мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.;

2) в период «нового курса» Ф. Рузвельта;

3) после Второй Мировой войны.

36. В теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина основным признаком «дифференциации продукта» является наличие у товара (услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака, который может быть:

1) реальным;

2) воображаемым;

3) как реальным, так и воображаемым.

37. В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры (мощности) фирм:

1) превышают оптимальный уровень;

2) оптимальны;

3) не достигают оптимального уровня.

38. Из нижеприведенных положений методологии исследования Дж.М. Кейнса противоречит положение:

1) приоритет микроэкономического анализа;

2) приоритет макроэкономического анализа;

3) концепция «эффективного спроса»;

4) мультипликатор инвестиций;

5) склонность к ликвидности.

39. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал:

1) Дж. М. Кейнс;

2) П. Самуэльсон;

3) М. Фридмен;

4) А. Мюллер-Армак;

5) К. Менгер.

40. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:

1) приоритетности неденежных факторов;

2) стабильности «кривой Филлипса»;

3) нестабильности «кривой Филлипса».

 

ОТВЕТЫК ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

 

№ вопроса Правильный ответ № вопроса Правильный ответ
  3   3
  2   3
  3   4
  4   2
  1   3
  3   4
  3   3
  3   3
  2   3
  2   4
  4   3
  2   4
  2   3
  3   4
  1   2
  2   3
  1   1
  2   1
  2   4
  2   3

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: