После Второй мировой войны вплоть до начала 1990-х гг. основной стержень обсуждений и споров в отечественной экономической мысли разворачивался вокруг оценки роли рыночных отношений в политэкономии «государственного социализма». Одни экономисты выступали за поддержку и стимулирование товарно-денежных категорий, другие – за всемерное ограничение и свертывание рыночных отношений. Эта сфера оставалась ведущей, причем позиции и трактовки, как правило, не выходили за пределы комментариев и обоснований официальной экономической политики.
Выделим главные рубежи дискуссий по экономическим проблемам в послевоенный период.
1. Дискуссия 1951 г. – по структуре и содержанию учебника «Политическая экономия». Она проходила под контролем ЦК КПСС на основе одного из «исправленных» вариантов. В ней участвовали авторы последнего макета учебника – И.Д. Лаптев, Л.А. Леонтьев, К.В. Островитянов, А.И. Пашков, Д.Т. Шелилов, П.Ф. Юдин – и практически все ведущие экономисты. Основными вопросами, вынесенными на обсуждение, стали:
- о характере экономических законов социализма
- о товаре и законе стоимости в социалистическом (советском) обществе;
- об общественно необходимом времени при социализме;
- о принципах установления цен на товары в СССР.
В итоге были приняты предложения по улучшению представленного варианта учебника (вышел в 1954 г.). На основе материалов дискуссии была опубликована работа И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.).
Работа над учебником и его выход практически закрепили «самоизоляцию» отечественной науки от западной экономической мысли и обозначили идеологические постулаты, которых были обязаны придерживаться преподаватели и научные работники.
|
В начале 1960-х годов наметился поворот в сторону поиска более эффективных методов управления экономикой. В условиях постепенного исчерпания возможностей экстенсивного роста требовалось найти новые источники, использовать более действенные стимулы.
Одним из инициаторов дискуссии 1962–1965 гг. явился экономист Е.Г. Либерман, выступивший с предложениями повысить роль прибыли, пересмотреть доводимые до предприятий плановые нормативы. Участники дискуссии предложили ввести фонды экономического стимулирования.
Дискуссия по совершенствованию хозяйственного механизма была связана с решением практических задач по проведению экономической реформы, названной реформой Н. Косыгина. Суть реформ 1960-х сводилась к следующему:
- ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования («совнархозы»), а предприятия становились основной хозяйственной единицей;
- восстанавливалось отраслевое управление промышленностью;
- сокращалось количество директивных плановых показателей с 30 до 9;
- расширялась самостоятельность предприятий: они стали определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, осуществлять инвестиции в производство за счет собственных средств, устанавливать долговременные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала и размеры его материального поощрения;
- за счет прибыли предприятия могли формировать фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства и т.п.
|
Однако в науке сохраняли монополию сторонники планового подхода, представителями которого были Н.А. Цаголов, Н.В. Хессин, Н.С. Малышев, В.А. Соболь, А.В. Бачурин, Л.Е. Минц.Как следствие, реформы были свернуты уже в первой половине 1970-х.
3. Проблемы совершенствования планирования, вопросы теории управления оставались предметами дискуссий и в 1970-х годах. За схоластическими спорами об исходной «клеточке» «развитого социализма» («планомерность» или «товар при социализме»), о природе товарно-денежных отношений порой было непросто разглядеть неоднозначность подходов к решению назревших проблем ценообразования, совершенствования форм оплаты труда, методов стимулирования технического прогресса.
Экономисты математической школы разработали систему оптимального функционирования экономики (СОФЭ) и выдвинули идею перехода от концепции оптимального планирования к теории оптимального функционирования народного хозяйства. Труды старшего поколения были развиты в работах С.С. Шаталина, Н.Я. Петракова, О.С. Пчелинцева и др.
4. Исследования и дискуссии по проблемам перехода к рыночной экономике активизировались с середины 1980-х годов. В это время были выработаны исходные положения концепции «ускорения» (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, А.И. Анчишкин), суть которой заключалась в том, чтобы н а основе использования новейших достижений научно-технического прогресса, за счет «скрытых резервов» в короткий срок добиться подъема экономики В 1988 г. издается новый учебник по политэкономии, в котором нашли отражение некоторые требования «перестройки».
|
Постепенно назревало представление о необходимости более радиальных перемен. Разрабатываются программы реформирования экономики СССР в рыночную под названием «400 дней доверия», а затем – «500 дней» (С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский, коллектив разработчиков). В этих проектах были расписаны по дням действия Президента на соответствующий период.
Радикальные преобразования, начавшиеся с либерализации цен (1992 г.), не имели под собой четкой теоретической концепции. Переход к рынку начался по модели «шоковой терапии» с использованием опыта экономических преобразований в Польше. Реформаторы отвергли промежуточные программы и заявили о движении к «чистому капитализму». Отсутствие концептуальной основы преобразований и стратегической программы – одна из причин трудностей и ошибок, допущенных руководителями реформ.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» [1]
1. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:
1) рыночные экономические отношения;
2) крупную торговлю и ростовщические операции;
3) натурально-хозяйственные отношения.
2. С точки зрения Аристотеля, к сфере хрематистики относится:
1) земледелие и ремесло;
2) ростовщичество и торгово-посреднические операции;
3) мелкая торговля.
3. По концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:
1) затратный принцип;
2) морально-этический принцип;
3) затратный и морально-этический принцип одновременно.
4. Автором термина «политическая экономия» является:
1) Аристотель;
2) Ф. Аквинский;
3) А. Смит;
4) А. Монкретьен;
5) К. Маркс.
5. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:
1) превышение экспорта над импортом;
2) превышение импорта над экспортом;
3) рост заграничных инвестиций.
6. Предметом изучения классической политической экономии является:
1) сфера обращения;
2) сфера распределения;
3) сфера производства;
4) сфера обращения и сфера производства одновременно.
7. В классической политической экономии приоритетным методом экономического анализа является:
1) эмпирический метод;
2) функциональный метод;
3) каузальный метод.
8. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего тяготеет:
1) к физиологическому минимуму;
2) к максимально возможному уровню;
3) к прожиточному минимуму.
9. У. Петти и П. Буагильбер – родоначальники теории стоимости, определяемой:
1) производственными издержками и затратами труда;
2) затратами труда (трудовая теория);
3) производственными издержками (теория издержек);
4) предельной полезностью.
10. Учение Ф. Кенэ о «чистом продукте» исходит из того, что последний создается:
1) в торговле;
2) в сельскохозяйственном производстве;
3) в промышленности.
11. Первым автором теории воспроизводства и первым, кто подразделял капитал на основной и оборотный, а труд – на производительный и непроизводительный, является:
1) У. Петти;
2) К. Маркс;
3) А. Смит;
4) Ф. Кенэ;
5) А. Тюрго.
12. А. Смит полагал, что частный интерес:
1) неотделим от общего интереса;
2) стоит выше общественного;
3) вторичен по отношению к общественному.
13. По методологии А. Смита «невидимая рука» – это:
1) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества;
2) действие в условиях свободы конкуренции предпринимателей не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов;
3) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением.
14. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена:
1) затратами труда;
2) затратами труда и капитала;
3) суммой доходов.
15. А. Смит считает труд производительным, если он приложен:
1) в любой отрасли материального производства;
2) в сельскохозяйственном производстве;
3) в отраслях нематериального производства;
4) в отраслях материального и нематериального производства.
16. При определении стоимости Д. Рикардо придерживается:
1) теории издержек;
2) трудовой теории;
3) теории полезности.
17. Категорию «рента» Д. Рикардо трактует как:
1) как доход с земли;
2) как прибыль фермера;
3) как прибыль в промышленной сфере.
18. По мнению Д. Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к снижению, потому что:
1) предприниматели занижают цену труда рабочих;
2) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда;
3) машины и механизмы вытесняют труд рабочих.
19. Основными постулатами «закона рынков» Ж. Б. Сэя являются:
1) спрос создает соответствующий ему уровень предложения;
2) предложение создает соответствующий ему спрос;
3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса;
4) допускается вмешательство государства в экономику.
20. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются:
1) несовершенство социального законодательства;
2) постоянно высокие темпы роста численности населения;
3) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса.
21. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе – это:
1) производительная часть общества;
2) фактор, сдерживающий полное использование капитала;
3) фактор, предотвращающий общее перепроизводство.
22. Первым из авторов классической политической экономики обратился к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма:
1) А. Смит;
2) Д. Рикардо;
3) Дж. С. Милль;
4) Т. Мальтус.
23. По мнению К. Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению порождают:
1) препятствия для перелива капитала из одного занятия в другое;
2) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия;
3) рост относительного уровня заработной платы рабочих;
4) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала.
24. Согласно К. Марксу, прибавочная стоимость создается:
1) трудом, капиталом и землей;
2) неоплаченным трудом производительных рабочих;
3) переменным капиталом.
25. Согласно концепциям социалистов-утопистов, приоритетное значение имеет собственность:
1) частная;
2) мелкая;
3) общенародная.
26. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа:
1) сферу производства;
2) сферу производства и сферу обращения;
3) сферу обращения;
4) экономические и неэкономические факторы.
27. Маржинальная экономическая теория базируется на исследовании:
1) суммарных экономических величин;
2) средних экономических величин;
3) предельных экономических величин.
28. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является:
1) сфера обращения (спроса);
2) сфера производства (предложения);
3) сфера обращения и сфера производства.
29. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе:
1) трудовой теории;
2) теории издержек;
3) теории предельной полезности;
4) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.
30. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе:
1) трудовой теории;
2) теории издержек;
3) теории предельной полезности;
4) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.
31. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать:
1) максимизацию полезности;
2) выявление суммарной полезности;
3) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов;
4) выявление предельной полезности.
32. В качестве предмета экономического анализа институционализм выдвигает:
1) сферу производства;
2) сферу производства и обращения;
3) сферу обращения;
4) экономические и неэкономические факторы.
33. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи:
1) с неизменными ценами;
2) со снизившимся уровнем цен;
3) с возросшим уровнем цен.
34. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется:
1) затратами труда;
2) издержками;
3) соотношением спроса и предложения;
4) юридическим соглашением «коллективных институтов».
35. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы:
1) до мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.;
2) в период «нового курса» Ф. Рузвельта;
3) после Второй Мировой войны.
36. В теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина основным признаком «дифференциации продукта» является наличие у товара (услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака, который может быть:
1) реальным;
2) воображаемым;
3) как реальным, так и воображаемым.
37. В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры (мощности) фирм:
1) превышают оптимальный уровень;
2) оптимальны;
3) не достигают оптимального уровня.
38. Из нижеприведенных положений методологии исследования Дж.М. Кейнса противоречит положение:
1) приоритет микроэкономического анализа;
2) приоритет макроэкономического анализа;
3) концепция «эффективного спроса»;
4) мультипликатор инвестиций;
5) склонность к ликвидности.
39. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал:
1) Дж. М. Кейнс;
2) П. Самуэльсон;
3) М. Фридмен;
4) А. Мюллер-Армак;
5) К. Менгер.
40. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:
1) приоритетности неденежных факторов;
2) стабильности «кривой Филлипса»;
3) нестабильности «кривой Филлипса».
ОТВЕТЫК ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
№ вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ |
3 | 3 | ||
2 | 3 | ||
3 | 4 | ||
4 | 2 | ||
1 | 3 | ||
3 | 4 | ||
3 | 3 | ||
3 | 3 | ||
2 | 3 | ||
2 | 4 | ||
4 | 3 | ||
2 | 4 | ||
2 | 3 | ||
3 | 4 | ||
1 | 2 | ||
2 | 3 | ||
1 | 1 | ||
2 | 1 | ||
2 | 4 | ||
2 | 3 |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»