2.2.1. Понятие защиты авторских прав
Необходимым условием успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за создателями произведений и их правомерными пользователями определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение этих прав надежной правовой защитой, а в случае необходимости техническими средствами защиты, под которыми понимаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения (ст. 1299 ГК РФ).
При этом запрещаются действия, направленные на преодоление (прямое или косвенное) таких средств защиты, в частности:
— осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;
— изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, Реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.
В последнее время все большее число правообладателей прибегает к техническим средствам защиты произведений, в особенности программных продуктов. Еще в 1984 г. в США был выдан патент № 4446519 на «Способ и устройство гарантирования безопасности компьютерного программного обеспечения», посвященный борьбе с изготовлением пиратских копий1. Большое распространение получило использование таких способов защиты, как пароли, коды и т. п. Являясь важными методами защиты, все эти технические средства неспособны, однако, предотвратить незаконные копирование и использование произведений, так как материальных замков или пломб на их носители повесить невозможно, а любые технические преграды могут быть преодолены. Технические методы защиты обходятся дорого и повышают издержки производства, не давая при этом полной уверенности в успехе. Роль права в защите авторских прав остается ведущей, а технические средства могут служить для создания максимально возможных трудностей на пути нелегального копирования произведений и для доказывания в суде факта правонарушения.
|
Под защитой авторских прав в российской юридической науке понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании2. Авторские права должны быть не только реально осуществимыми. Субъекты этих прав должны быть наделены возможностями по пресечению нарушения прав, их восстановлению, компенсации всех потерь, вызванных нарушением своих субъективных прав. Как правильно отмечал В. П. Грибанов: «Субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь декларативным правом». Правильным представляется также вывод Грибанова о том, что «возможность правоохранительного характера включается в само содержание субъективного материального требования как одно из его правомочий».
|
Каждое субъективное гражданское право подлежит защите, в том числе и авторское, а носители этих прав обладают соответствующим правомочием на его защиту с помощью средств, предусмотренных законодательством. Это правомочие является одним из элементов субъективного гражданского права, который проявляет себя лишь тогда, когда кто-либо оспаривает, посягает или нарушает это субъективное гражданское право.
Соответственно субъектами, обладающими правомочиями на защиту авторских прав, являются обладатели этих прав, т. е. сами авторы, их наследники, иные правопреемники, работодатели авторов в случаях создания служебных произведений.
Нарушителями авторских прав являются физические и юридические лица, которые не выполняют требования законодательства об авторском праве. Чаще всего такими нарушителями оказываются лица, которые допускают незаконное использование произведений. Подобные действия считаются контрафактными (от фр. contrefacon — нарушение прав интеллектуальной собственности), а нарушители именуются пиратами (от англ. piracy — нарушение прав интеллектуальной собственности).
Система борьбы с нарушениями авторских прав состоит из двух элементов.
Во-первых, это собственно защита, содержанием которой является признание оспариваемого права, восстановление нарушенного права или предоставление денежной компенсации правообладателю. Таким образом, собственно защита может быть осуществлена только методами гражданского права.
|
Во-вторых, это борьба с нарушениями методами публичного права (административного и уголовного), которая в основном направлена на общую и частную превенцию (предупреждение) нарушений. Основой охраны авторских прав как прав гражданских является их защита методами гражданского права, однако использование методов публичного права также необходимо.
2.2.2. Формы защиты прав авторов
Защита авторских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Формы защиты целесообразно подразделять на судебные и несудебные. К первому виду относится защита в различных судах, ко второму — административно-правовая и самозащита.
Основным средством защиты авторских прав является подача иска в суд. Б некоторых странах такие иски рассматриваются специальными судами, например Судом по авторскому праву Великобритании (The Copyright Tribunal). В российской Федерации право на судебную защиту своих авторских прав управомоченными субъектами чаще всего реализуется путем обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Арбитражная подведомственность возникает, если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели и спор носит экономический характер либо иным образом связан с предпринимательской деятельностью. При этом нужно учитывать, что арбитражному суду неподведомственны споры по искам авторов произведений о защите авторских прав от несанкционированного использования произведений, что подтверждается нижеследующим примером из арбитражной практики.
Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о защите авторских прав на выполненные им эскизные проекты фасада реставрируемого здания путем взыскания компенсации.
Акционерное общество иск не признало, сославшись на осуществление реставрации по проекту, выполненному и предоставленному строительной фирмой.
Арбитражный суд правомерно в соответствии с п. 1 ст. 85 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) прекратил производство по делу, поскольку такой спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно ст. 4 Закона об авторском праве автором признается физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
Таким образом, творцом произведения может быть только физическое лицо, при этом не имеет значения его статус (в данном случае истец является индивидуальным предпринимателем).
Истец обращался в арбитражный суд за защитой прав как автор графического произведения, т. е. как физическое лицо. Дело с участием гражданина — физического лица арбитражному суду неподведомственно.
При обращении в суд общей юрисдикции с исками, вытекающими из авторского права, авторы освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ и ст. 89 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ), при предъявлении такого иска в арбитражный суд истец уплачивает государственную пошлину в размере, который определяется в общеустановленном порядке. Действие исковой давности на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется. Срок исковой давности по искам, связанным с нарушением имущественных прав и интересов, составляет три года со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При этом право на судебную защиту авторских прав не может быть ограничено соглашением сторон.
Так, в обзоре, подготовленном Высшим Арбитражным Судом РФ, приведено следующее дело.
Государственное предприятие обратилось в арбитражный суд с иском к частному издательству о взыскании с ответчика компенсации за нарушения исключительных прав на литературное произведение — учебник «Русский язык»,
В обоснование требования истец ссылался на то, что исключительные права на названное произведение он приобрел по авторскому договору, заключенному с физическим лицом, создавшим это произведение. Ответчик издал учебник тиражом 20 тыс. экземпляров без разрешения правообладателя, поэтому в соответствии со ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах должен выплатить истцу компенсацию в сумме 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ).
Арбитражный суд прекратил производство по делу со ссылкой нэ неподведомственность дела арбитражному суду. Согласно условиям авторского договора о передаче исключительных прав от автора произведения к государственному предприятию (истцу) стороны договорились, что в случае нарушения прав автора и предприятия со стороны третьих лиц автор и предприятие обращаются в суд совместно и поровну делят судебные расходы. Поэтому истец не мог предъявлять названные требования без автора. Однако дела с участием физических лиц арбитражному суду неподведомственны.
Определение о прекращении производства по делу выше-СТОЯ1дим судом было обоснованно отменено, а исковые требования удовлетворены по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Закона об авторском праве за защитой своего права обладатели исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в арбитражный суд.
Судом установлено, что истцу по авторскому договору в порядке, установленном ст. 30 названного Закона, передавались исключительные права на произведение.
Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
При указанных обстоятельствах включение в договор условия, ограничивающего права обладателя исключительных прав на и'х защиту, противоречит нормам Закона об авторском праве.
Автор произведения согласно п. 2 ст. 30 названного Закона может осуществлять право запрещать использование произведения другим лицам, если лицо, которому переданы исключительно16 права, не осуществляет защиту этого права. Иных иму-щест0енных прав у автора произведения не имеется.
Право на обращение в суд не может быть отнято, а отказ от права на обращение в суд недействителен в соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 49 Закона об авторском праве требовать от нарушителя выплаты компенсации предоставлено обладателю исключительных прав, т. е. государственному предприятию, а не автору — физическому лицу. Учитывая изложенное, с нарушителя была правомерно взыскана компенсация в пользу правообладателя, получившего исключительные права по договору с автором.
Кроме подачи иска в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, право на судебную защиту авторских прав может быть реализовано путем обращения в Конституционный Суд РФ. Особенность обращения в Конституционный Суд состоит в том, что этот орган не только восстанавливает — при наличии достаточных оснований — нарушенное правовое положение субъектов, но и признает несоответствующим Конституции РФ применяемый нормативный правовой акт.
Прецедент обращения в Конституционный Суд за защитой авторских прав уже существует. Так, 28 апреля 1992 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу о проверке конституционности постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1992 г. № 2275-1 «О Всероссийском агентстве по авторским правам». Данным постановлением Конституционного Суда РФ постановление Президиума Верховного Совета РСФСР было признано не соответствующим Конституции РФ как устанавливающее существенные ограничения конституционных прав авторов и вынесенное с выходом за рамки своей компетенции. С момента выхода указанного постановления Конституционного Суда РФ постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О Всероссийском агентстве по авторским правам» утратило силу и правоотношения, возникшие на основании данного постановления Президиума Верховного Совета, приводились к состоянию, существовавшему до его издания.
Защита гражданских прав в административной форме допускается гражданским законодательством, но согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ это возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время авторское законодательство таких случаев прямо не предусматривает. Однако анализ различных нормативных правовых актов и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о наличии у соответствующих субъектов возможности защищать свои авторские права в административной форме. При этом в данной форме могут быть защищены не все права, а лишь те, реализация которых возложена на какое-либо звено исполнительной власти. Иначе говоря, возможность защиты должна быть предусмотрена компетенцией органов управления. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. Средством защиты при использовании административной формы является жалоба или заявление. Органом исполнительной власти, на который возложено рассмотрение жалоб (заявлений) на нарушение авторских прав в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба. Существует ряд примеров рассмотрения антимонопольными органами подобных жалоб.
Сотрудники Московского союза потребителей 8 июля 1996 г. произвели контрольную закупку цифровых компакт-дисков с программами Windows 95 и Microsoft Office в магазине московской фирмы «Виза». Оказалось, что на продажу этих программ у «Визы» не было разрешения. Тогда адвокат Л. Симкин обратился с заявлением в ГКАП, потребовав наказать «Визу» за недобросовестную конкуренцию: по мнению адвоката, эта фирма не только нарушила авторские права компании Мюгозоп, но и нанесла ей крупный ущерб, продавая по демпинговым ценам {6 долл. США вместо 100—150) некачественные программы. 17 сентября 1996 г. ГКАП удовлетворил жалобу представителя Microsoft: «Визе» запретили торговать программами, и ее руководство поспешило заключить с Microsoft лицензионный договор.
Богатый опыт административной защиты авторских прав на программные продукты накоплен в зарубежных государствах. Например, в ФРГ существует должность Уполномоченного по защите данных, который осуществляет охрану интеллектуальной собственности на основе административно-правовых методов регулирования. Уполномоченный по защите данных имеет право допуска к подконтрольным объектам, инициации процесса отстранения подчиненных ему лиц, отмены их противоправных актов. Предписания Уполномоченного по защите данных обязательны для исполнения объектами надзорной деятельности.
Помимо названых форм, управомоченные субъекты могут осуществлять защиту своих авторских прав самостоятельно. Типичным примером средств самозащиты являются действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр средств самозащиты достаточно узок и сводится, в основном, к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправимого контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом, например в случае его недействительности.
Лекция 9
АВТОРСКОЕ ПРАВО
Защита авторских прав