Практика цалунг с девятью пранами 4 глава




Практика тогел, по сути, представляет собой практику трекчё плюс работу с видением. Так же как и в трекчё, вы наблюдаете, растворяете и пребываете, и в это же самое время вы постоянно поддерживаете осознание движения звука, света, лучей и других видений, не отвлекаясь на эти проявления и не упуская из виду основу осознания пространства. Абсолютная устойчивость недвойственного созерцания трекчё необходима для развития видений и опытов практики тогел. Один метод тогел выполняется в темноте, другой — во время созерцания неба, третий — при опосредованном созерцании солнца. Кроме того, сохранение специальных поз тогел во время медитации помогает открыть каналы, позволяя течь по ним определенным формам энергии (праны) и, таким образом, допуская особые переживания ума и поддерживая опыт видений тогел. При искусном выполнении эти практики позволяют вам «видеть» природу ума, проецируемую на внешний мир, словно она находится перед вами, и таким образом познакомиться с самой природой всех видений.

В конечном счете практика тогел позволяет объединить ваши медитативные опыты со всеми переживаниями и событиями вашей жизни. Обычно довольно сложно сохранять внутреннюю ясность, контактируя с окружающими вас людьми и окружающим миром, но никакие переживания или события не могут стать препятствиями для самоосознания.

 

Свет есть всегда

Мне следует еще раз подчеркнуть, что в этих практиках пространство и свет — это не что-то, что мы пытаемся создать или разыскать. Это не явления, которые существуют только в вашем будущем или находятся где-то там «далеко». Пространство и свет пребывают здесь и сейчас. Они существуют во всех сферах вашего опыта и вашего бытия. Мы все — существа света. Даже когда форма превращается из тонкой в грубую и обратно, наша истинная сущность не изменяется. Вам нужно только научиться распознавать эту истинную сущность, которая уже есть.

Можно сказать, что физическое тело растворяется в радужном так же, как лед тает в воде. Замерзшая вода кажется твердой и прочной, но у нее та же самая природа, что и у жидкой воды. Если лед растает, вы уже не сможете провести различия между льдом и водой. Точно так же, когда нечистые элементы и кармические следы растворяются в чистом пространстве и свете, исчезают различия между грубым физическим телом и природой ума.

Существует учение, называемое «Шесть светильников», которое помогает нам распознать чистую энергию света на всех уровнях нашего опыта. Мы, в основном, учимся распознавать свет самоосознания, который существует:

• в огромном, бесконечном пространстве — основе всего сущего;

• в пространстве внутри нашего сердечного центра;

• в тонких каналах, соединяющих сердце с глазами;

• в наших собственных органах восприятия;

• во всех внешних видениях;

• в видениях, которые мы переживаем в опыте бардо — переходного состояния между смертью и перерождением.

Свет во всех шести пространствах имеет разные качества, но в конечном счете существует только один свет и одно пространство, и эти пространство и свет неразделимы. Представьте себе, что в темной комнате находится светильник в виде куклы. Кукла совершенно пуста, а ее глаза — прорези в форме глаз. Внутрь туловища куклы поместили электрическую лампочку, прикрепив ее в области сердца. Когда лампочка включена, она освещает саму себя и окружающее пространство. Более того, свет поднимается и выходит из глазных отверстий, освещая, таким образом, любой объект, размещенный перед глазами куклы.

Теперь представьте, что вы и есть эта кукла. Тот же самый свет, что пронизывает все пространство, все опыты вашей жизни, сияет как изначально присущее вам самоосознание сердца. Он поднимается по каналам к вашим глазам. И все, что находится в пределах прямой видимости, вы видите только потому, что оно освещается этим светом, а затем отражает этот же самый свет, исходящий из центра вашего существа.

Свет, пребывающий в сердце, свет, проходящий по каналам, свет, проявляющийся во внешнем мире, и свет, проецируемый на окружающие объекты, — все уровни восприятия света могут различаться в плане местоположения и характерных особенностей, но не в терминах качества и сущности.

Шесть светильников

Согласно учению Шангшунг Ньенгью, природную энергию изначального состояния можно представить в виде шести светильников, или шести светов. Эти шесть светильников таковы:

1. Свет кунжи, матери, основы. Этот первый светильник представляет собой ясный свет пустоты, беспредельное чистое присутствие, подобное полностью освещенному небу. Как и солнечный свет в чистом, открытом небе, этот свет пронизывает все, что проявляется и существует, он есть повсюду, он озаряет сансару и нирвану и ничем не ограничен. Он неизменен, никем не создан и самопроизвольно совершенен. Это светильник неизменной основы.

2. Свет самовозникающей изначальной осознанности сердца. Это свет ригпа, не отличающийся от света кунжи или любого другого светильника. Это всепроникающий свет, подобный солнцу в огромном, безоблачном небе. Но в этом случае вы воспринимаете его местоположение в центре своего сердца. Ваша истинная сущность, все ваше существо ощущается в огромном пространстве в глубинах вашего сердца. Этот свет осознанности называют светильником физического сердца.

3. Свет постигающей мудрости, который проходит по каналам. Есть два канала, идущих из сердца к глазам. Если вы закроете глаза и соединитесь со светом своего сердца, то сможете ощутить спонтанное возникновение ригпа, что беспрепятственно поднимается из сердца к глазам. Этот свет именуют светильником мягкого белого канала.

4. Свет нагого осознания, предшествующий тому, когда в нашем восприятии все разделяется на те или иные формы и сущности. Когда третий свет поднимается из сердца и вы открываете свои глаза, то можете увидеть

свет изначальной осознанности. Здесь вы останавливаете свой взгляд, словно созерцаете небо, не цепляясь ни за какие объекты, появляющиеся в пределах прямой видимости. Вы продолжаете воспринимать ту же самую глубину пространства внутри сердца, которое течет по каналам, сквозь ваши глаза, и остается в небе. Этот свет именуют водным светильником длинного лассо\

5. Свет нагого недвойственного осознания, лежащий в основе кажущегося разделения на субъект и объект. Это свет ригпа, проявляющийся как любой объект вашего осознания. Теперь вы позволяете своему взгляду покоиться на объектах перед вами. Если ум остается в своем собственном состоянии и не пытается охватить объекты сознанием, основа всего раскрывается явно, без омрачений. Проявления объектов становятся живыми и ясными, как отражения в зеркале. Поскольку вы не обособлены от пространства и продолжаете воспринимать тот же самый свет, который пронизывает основу, вы приобретаете опыт священного во всех явлениях. Вы познаёте три кайи в явлениях. Вы постигаете свет в явлениях. Этот свет именуют светильником, указывающим на чистое измерение".

6. Свет сансары и нирваны. В момент смерти вы будете испытывать меньше страха либо не будете испытывать его вовсе, если научитесь распознавать этот свет — познакомитесь с этим светом, пронизывающим весь ваш опыт. Даже с потерей физического тела вы не будете чувствовать, что «теряете себя». Поскольку изначальная осознанность достигает своего собственного места, вы не гонитесь за какими-либо явлениями и вы свободны от иллюзии, что самовозникающие проявления существуют вовне. Происходит очищение и освобождение от запутанности на физическом и духовном уровнях. Этот свет есть шестой светильник — светильник бардо.

Его также называют водным светильником, освещающим даль. Его также называют светильником вступления в чистую страну.

 

Тело света в повседневной жизни

Вы можете начать процесс обретения тела света до изучения практик дзогчен: вам нужно только работать с вашей собственной осознанностью, установками и поведением. Первоначальные результаты могут не измеряться в фантастических проявлениях радуги, но переживаться как возрастающее чувство открытости, легкости или в виде других улучшений вашей повседневной жизни.

Согласно учению, достижение тела света возможно. И если это так, если вы действительно можете превратить плотную субстанцию в пространство и свет, тогда определенно вы можете превратить и депрессию, например, в свет. Каждый болезненный блок, будь то эмоциональный, физический или психологический, вы можете трансформировать, устранить, уменьшить или предотвратить.

Многие счастливые пары могут сохранять искренние и верные отношения очень долго, если они распознают и предотвращают любое разногласие на ранних этапах. Неудачные отношения часто обусловлены простыми сомнениями в себе или опасениями. Представьте, например, что вы просите своего партнера помыть посуду, а он оставляет ее немытой. Вы замечаете немытую посуду, вы думаете о ней, вы фокусируетесь на ней, вы становитесь одержимы ею, и, поскольку вы не уверены в себе, вы впервые теряете душевное равновесие. У другого человека не остается никакого выбора, кроме как реагировать в ответ, и это приводит к большой ссоре. Если негативные взаимодействия усиливаются и продолжаются, вы начинаете развивать негативные чувства в отношении своего партнера. В какой-то момент вы начинаете ощущать, что этот человек стал препятствием в вашей жизни, что вы больше не можете быть вместе с ним, что ваши отношения не могут продолжаться. Проблема больше не касается мытья посуды, она больше не связана с действиями, словами или отношениями, она связана с самим человеком: «Проблема — это ты». Но если вы будете внимательны, то, припоминая прошлое, увидите, что история началась в тот момент, когда появились дискомфорт и опасения.

Вам нужно спросить себя: каким образом я могу сохранить и укрепить свои чистые качества? Какова истинная причина моих слов и действий в начале отношений: осознанность или обусловленное чувство бессилия?

Этот принцип применим практически к каждой сфере жизни. Если вы ощущаете, что ваша работа вызывает у вас чувство подавленности, припомните тот момент, когда вы впервые получили предложение о приеме на эту работу. Если вы считаете, что ваш дом ввергает вас в депрессию, вспомните момент, когда вы впервые в него вошли. В первый момент вы могли увидеть проблеск божественного, или, по меньшей мере, ваше впечатление могло быть нейтральным. В первый момент не было никакого «хватания», было только пространство. Но именно в тот момент обусловленная работа или обусловленный дом начали приобретать форму.

Чувство подавленности и недовольства связано с восприятием. Если вы можете растворить обусловленное тело, превратив его в первоначальные пространство и свет, вы можете растворить и ваши грубые состояния, трансформировав их в большую открытость и ясность. Представьте, как вы будете себя чувствовать, если самый большой конфликт или самое большое беспокойство в вашей жизни рассеются. Предполагаю, что вы окончательно помиритесь со своим близким родственником после того, как много лет с ним не разговаривали, или, в итоге, уволитесь с повергающей вас в стресс и скучной работы. Как тогда вы будете себя чувствовать? Что будете ощущать в своем теле, энергии и уме? В этот момент произойдет ваше знакомство с телом света, присутствием света в пространстве. Естественные ощущения легкости и света, которые вы испытываете в конце сеанса глубокой медитации или после недельного духовного ретрита, также являются частью процесса развития тела света. Вся ваша практика медитации нацелена на развитие этой пустоты и ясности и, в некотором смысле, на растворение грубых физических элементов.

Однако нас всегда притягивают грубые опыты. Мы склонны посещать неблагоприятные места, интересоваться вредоносными сообщениями в средствах массовой информации или истощать себя на напряженной работе. Мы находим людей, причиняющих нам боль и страдания, мы вступаем с ними в конфликт в неверное время в неверном месте и без предварительной подготовки. В своем уме мы также «проводим время» в разочарованиях и прочих болезненных переживаниях, даже не осознавая того, что делаем. Мы «посещаем» свои прошлые опыты в ожидании автобуса, за чашкой кофе или лежа ночью в постели. Если вы обратите внимание, насколько часто вы погружаетесь в подобные негативные опыты, вы можете удивиться. Это происходит непроизвольно, но становится привычным шаблоном мышления.

Если вы сможете привнести осознанность в ваши мысли и поступки, то чаще будете пребывать в состоянии ясности, силы и непоколебимого спокойствия. Вы также сможете освоить более позитивные модели поведения. Я рекомендую людям, находящимся, например, в депрессии, каждый день совершать следующие действия для изменения своих поведенческих моделей:

• Перечислите пять мест в вашем доме, вашем районе или городе, где вы чувствуете себя комфортно, например: церковь, ближайший парк или сад. Старайтесь каждый день посещать их и сидеть там некоторое время. Ощутив позитивное качество мира, спокойствия или безопасности, соединитесь с ним и привнесите это чувство внутрь, соединившись с этим внутренним качеством.

• Назовите пять знакомых вам людей, общение с которыми поддерживает вас и поднимает вам настроение.

Проводите время с одним из этих людей каждый день или через день. Пейте вместе чай, совершайте прогулки или посещайте какие-нибудь мероприятия.

• Перечислите пять видов деятельности, которые приносят вам удовольствие, такие, например, как пешая прогулка, приготовление еды, сочинение или слушание музыки.

Посвящайте одному из этих дел некоторое время каждый день.

Если вы постоянно будете следовать этому совету, то со временем позитивные качества радости и энтузиазма станут естественной частью вашей личности.

Кратковременные медитации, выполняемые регулярно, также помогают. В следующий раз, когда вы почувствуете подавленность или беспокойство, найдите спокойное, вдохновляющее место, сядьте и погрузитесь в медитацию. Постарайтесь взглянуть на вашу ситуацию с точки зрения чистой, ясной, открытой осознанности, без осуждения и анализа. Соединитесь с чувством простора и непоколебимого спокойствия. И всего через несколько минут вы обнаружите, что все переполняющие вас чувства растворились в пространстве и свете внутри вас.

Одно дело — превратить все ваше тело в свет, другое — разотождествиться с телом боли. Вы не должны чувствовать себя обремененными и подавленными. Совершая всего несколько простых изменений каждый день, вы сможете жить более ясно, легко и свободно.

4. ПРАКТИКИ ТЕЛА

Простая практика медитации дзогчен, заключающаяся в прямом, открытом, неаналитическом наблюдении, представляет собой способ превращения любого опыта тела, речи и ума во врата, ведущие к просветлению. Наставления бон-буддизма предлагают и другие практики и позы, в которых телу отведена особо важная роль таких врат. Подробные инструкции для выполнения нескольких из этих практик вы найдете на последующих страницах.

Определенные методы создают благоприятные условия для поддержания чувства покоя в теле. Одни работают с перемещениями праны в теле, другие включают в себя физические движения и избавление от боли и страданий. И каждый из них играет ключевую роль в практике медитации; по этой причине многие практикующие совмещают целый ряд разнообразных практик в своем обычном распорядке дня для получения более полного опыта.

 

Медитация в пятичленной позе

Многие практикующие не осознают, насколько сильное влияние на качество их медитации оказывает поза, в которой они сидят.

Описанная ниже медитативная пятичленная' поза помогает открыть поток энергии, или праны, и направить его по всему телу. Согласно учению дзогчен, она также помогает успокоить отвлекающие мысли и устранить другие мешающие медитации препятствия, позволяя вам легче и быстрее соединиться с природой ума и пребывать в ней. Учение тантры утверждает, что эта поза «побеждает и обуздывает» концептуальные мысли.

 

4 В том смысле, что ее правильное выполнение подразумевает следование пяти правилам: см. ниже. — Прим. ред.

 

Тело, прана и ум действуют согласованно как единое целое в позе ясной, открытой осознанности.

Если поток энергии не открыт и не направляется вами, вы переживаете прямо противоположный опыт. Ваш ум скачет, словно обезьяна, не ведая направления. Вы не подозреваете, какой будет ваша следующая мысль или куда она вас приведет. Или ваш ум становится притупленным. Например, утром вы можете встретить бизнесмена, бодро шагающего на работу: грудь колесом, смотрит орлом; а в восемь часов вечера вы видите этого же человека в метро: усталого и согбенного. Утренняя поза свидетельствует о наличии активной огненной энергии и ясности, которые помогают бизнесмену приветствовать его новый рабочий день; вечерняя поза говорит о притупленности сознания и сонливости, о подавленности его утомленного, изнуренного ума.

Новобранцев в армии учат принимать прямую, открытую позу, поскольку она наполняет человека силой, уверенностью и готовностью к активным действиям, необходимым в бою. Согбенная поза сидящего на парковой скамье старика, которого я встречал во время своих прогулок в Италии, говорила многое о его прошлом. Его плечи и шея могли рассказать все о годах войны, утратах в семье и крайней усталости от жизни и работы. В какой- то момент он мог бы подумать: «Да, знаю, я чувствую себя так, но приложу все усилия, чтобы изменить положение своего тела». Он мог бы сесть, расправив грудь, выпрямив шею и. позвоночник. Благодаря этим изменениям этот человек мог. бы сразу же ощутить внутреннее освобождение от тела боли — он бы почувствовал себя менее расстроенным и более бодрым, цельным, уравновешенным и собранным, с более открытым потоком энергии.

 
 

В тибетской бон-буддийской традиции приняты такие пять правил позы для медитации:

1. Сядьте на пол, скрестив ноги. Такое положение помо­гает предотвратить рассеивание пранической (жизнен­ной) энергии и генерировать внутреннее тепло, спо­собствующее глубоким, тонким и блаженным опытам практики медитации.

2. Сложите руки в «положение равновесия». Для этого опустите руки вниз, разместив их напротив нижней части живота, на четыре пальца ниже пупка, ладонями вверх, левая — поверх правой. В тибетском языке для этого аспекта позы существует специальный термин ньямшаг, где ньям означает «равный», а шаг — «пре­бывать». Что уравнивается? Ясность и пустота. Это

 

Обусловленному уму трудно раскрыться, используя только свои силы. Легче изменить способ дыхания, чем модель мышления; и легче изменить положение физического тела, чем способ дыхания. Вы можете научиться

изменять то, что легче изменить, и это поможет вашей практике медитации.

положение рук максимально увеличивает вашу способность пребывать в уравновешенном состоянии нераздельной ясности и пустоты и сводит к минимуму опыт двойственности — оценочную деятельность ума и чувство отделенности или обособленности.

1. Выпрямите позвоночник, держите его прямо и расслабленно, чтобы основные каналы были ровными и открытыми, это позволит пране подниматься вверх легко и плавно.

 

 

2. Слегка опустите подбородок. Это позволит растянуть заднюю часть шеи и успокоить ваши мысли.

3. Расправьте грудную клетку. Это сделает дыхание более свободным и поможет открыть вашу сердечную чакру — центральный энергетический фокус тела.

Практика белого нектара для излечения от болезни

В древние времена йоги и практикующие использовали методы энергетического и пранического исцеления, чтобы преодолеть затруднения в процессе медитации и укрепить свое здоровье. Здесь представлена одна такая практика из «Сердцевинного наставления о каналах и пра- нах», входящего в Шангшунг Ньенгью.

Полное исцеление происходит тогда, когда оно совершается на многих уровнях. Подумайте о том, что в любое время, когда вы заболеваете или получаете травму, вы страдаете не только от негативных физических ощущений. Внутри вас может сохраняться мысленный образ, психический или энергетический блок, связанный с болью, дискомфортом, страхом или событиями, сопровождающими болезнь или травму. Этот образ или блок является такой же частью вашего тела, как и настоящая боль или дискомфорт. И он может оставаться внутри вас на протяжении дней, месяцев или даже лет.

После травмирующего опыта с раком, например, некоторые люди проживают всю оставшуюся жизнь, отож- дествившись с образом пораженной ткани или химиотерапевтических процедур, даже в том случае, если их рак был полностью излечен. Скрытые мысленные образы, подобные этим, могут замедлить процесс вашего исцеления, ограничить ваши возможности наслаждения жизнью и стать препятствием на пути к открытой осознанности медитации.

Я рекомендую применять Практику белого нектара для излечения от болезни для исцеления от любого физического заболевания или травмы. Данная практика может принести вам большую пользу на физическом уровне, поскольку она открывает чакры (энергетические центры вашего тела), очищает от омрачений и устраняет препятствия в вашей практике. Если вы выполняете практику последовательно и правильно, то со временем ваши мысленные образы любой болезни или травмы станут в большей степени ассоциироваться с блаженством и свободой, чем с болью, дискомфортом, психическими или энергетическими блоками.

Данную практику лучше всего осваивать под руководством опытного, обладающего необходимыми знаниями мастера. Для эффективного выполнения вы должны сохранять правильное положение тела в соответствии с приведенным ниже описанием, визуализировать пять семенных слогов’ в их точных положениях и следовать указаниям по дыханию и визуализации.

Эта практика выполняется следующим образом:

1. Соединитесь с высшей мудростью (с помощью практики гуру-йоги).

2. Обратившись с молитвой ко всем просветленным существам, попросите их: «Пожалуйста, очистите меня и благословите меня для успешного выполнения этой исцеляющей практики».

* Семенные слоги — это священные буквы тибетского алфавита, которые представляют нашу чистую связь с высшей природой. Более подробная информация о семенных слогах содержится во второй части этой книги.

*

3.

4.

 
 

Присядьте на корточки, скрестив руки, ладони положите на колени, позвоночник держите как можно более прямо, голову слегка наклоните вперед и большим пальцем левой ноги надавите на большой палец правой ноги (см. рисунок 4.2.). Такое положение создает физическое давление, необходимое для генерирования тепла и активизации восходящей энергии. Если эта поза окажется слишком неудобной, вы можете поместить подушку под пятки или ягодицы, стараясь при этом сохранять давление.

5.

• красный слог РАМ, представляющий элемент Огня, — в тайной чакре (в области половых органов);

• красный слог ОМ — в сердечной чакре;

• белый слог А — в горловой чакре;


 

белый перевернутый слог ХАМ — над макушкой головы.

 

Если у вас не получается сохранять мысленный образ тибетского начертания слога, то постарайтесь хотя бы визуализировать его цвет и чувствовать качество, которое он представляет.

Приняв нужную позу и визуализировав семенные слоги, сделайте глубокий вдох и выдох, стараясь с выдохом освободиться от застоявшегося воздуха. Повторите три раза. Затем, чтобы активизировать прану, сделайте глубокий вдох чистого воздуха через тайную чакру и задержите дыхание. Обычно мы ощущаем, что при вдохе воздух входит в легкие, но при выполнении этой практики представьте и почувствуйте, что глубоко вдыхаете воздух в тайную чакру. Задержав дыхание, ощутите, что воздух, который вы вдохнули, и ваша диафрагма давят вниз, и в это же самое время слегка сожмите и втяните внутрь и вверх мышцы промежности и заднего прохода, чтобы противопоставить восходящее давление нисходящему. Задержите дыхание на как можно более длительный период.

Во время задержки дыхания визуализируйте образующееся исцеляющее пламя. Постарайтесь ясно увидеть и почувствовать воздушное качество зеленого слога ЙАМ на подошвах ваших стоп. Представьте и почувствуйте, что восходящее давление от сжимания мышц таза заставляет энергию воздуха постепенно подниматься вверх. При соприкосновении воздуха с красным огнем слога РАМ в тайной чакре вспыхивает яркое пламя, которое поднимается выше по центральному каналу. По мере восхождения оно сначала соприкасается с красным слогом ОМ в сердце, а затем с белым слогом А в горле.

Яркий, горячий огонь движется вверх через мозг в макушечную чакру. Когда он достигает белого перевернутого слога ХАМ, этот слог тает в божественной жидкости — блаженном, сливочно-белом нектаре, который, падая каплями, течет по всем вашим нервам и каналам тела, в первую очередь направляясь в те области, где присутствует боль или болезнь. Представьте и почувствуйте поток теплого нектара внутри больных легких, порванных связок, поврежденных дисков или воспаленной кожи, любых областей, где вы чувствуете боль, онемение или общее недомогание.

Почувствуйте, как поток нектара удаляет болезнь и боль. Эта жидкость с растаявшим слогом ХАМ приносит ощущение физического тепла и глубокое качество блаженства. Почувствуйте это блаженство на трех уровнях:

• на уровне ума — как поток тонкого сознания;

• на праническом уровне — как поток исцеляющей энергии;

• на физическом уровне — как поток сливочно-белого нектара.

Визуализируйте и почувствуйте блаженный нектар, текущий не только в области вашего физического тела, но также во все мысленные образы, ассоциирующиеся у вас с болью, травмой или заболеванием. Например, позвольте нектару течь в образ получения химиотерапии для излечения от рака легких, в образ автомобильной катастрофы, ставшей причиной травмы спины, или в образ кишащих микробов, вызвавших инфекционное заболевание.

Когда исцеляющий нектар достигает каждой физической области или образа, визуализируйте и почувствуйте, как он сливается с ними и полностью трансформирует их, удаляя все болезни, травмы и боль и создавая чистое пространство на их месте. Ощутите, как пространство в месте отсутствующей болезни раскрывается все больше и больше и внутри этого пространства появляется свет и блаженство.

Пребывайте в этом опыте. Когда он ослабевает, повторяйте практику.

По завершении практики посвятите ее заслуги благу всех живых существ.

Тибетская йога: шесть энергичных движений, преодолевающих негативные эмоции

Физические упражнения могут оказывать полезное воздействие на тело, энергию, ум и настроение. Вспомните, как вы чувствовали себя, когда вели малоподвижный образ жизни в течение долгого времени, а потом начали заниматься оздоровительным бегом или совершать прогулки на свежем воздухе. До этого вы могли чувствовать себя подавленно, тревожно, ощущать спутанность сознания, но после упражнений вы почувствовали себя лучше физически, с более свободным потоком энергии, ясным умом и в приподнятом настроении.

Энергичные «магические движения» (тиб. трюлкхор), называемые «тибетской йогой», тренируют тело и оказывают воздействие, подобное описанному выше. Однако они предназначены для более тонких воздействий, нацеленных на энергию и ум. Можно сказать, что упражнения трюлкхор оказывают поддержку практике медитации и предоставляют доступ к более открытому, ясному и стабильному опыту пребывания в естественной природе ума. Сочетание энергичных физических движений с концентрацией ума и осознаванием дыхания устраняет препятствия и открывает течение праны внутри определенных областей тела.

Шесть описанных ниже «коренных упражнений» трюлкхор обладают еще одним уникальным эффектом: очищая от омрачений и открывая определенные области вашего физического тела, они также помогают освободиться от негативных эмоций. Выполняя их регулярно, вы можете стать менее подвержены гневу, например, и, таким образом, можете спонтанно проявлять больше любви и более устойчиво пребывать в естественном состоянии ума. Важно осознать, что вы обладаете способностью ослаблять беспокоящие вас эмоции благодаря вратам физического тела.

Эти шесть движений были разработаны мастером Понгьялом Ценпо и заимствованы из «Важнейших на- ставлений по устной мудрости магических движений»', входящих в Шангшунг Ньенгью. Некоторая информация, представленная здесь, взята из комментариев к книге «Устная передача о магических движениях, каналах и пра- нах в Великой Сокровищнице Бездонного Неба», написанной знаменитым мастером медитации и ученым Шардза Таши Гьелценом Ринпоче (1859-1934), чье достижение радужного тела мы описали в главе 3.

Я настоятельно рекомендую выполнять эти упражнения только под руководством опытного, квалифицированного инструктора, чтобы удостовериться, что ум правильно сосредоточен, и избежать риска повреждений из-за ошибок. В отличие от хатха-йоги, «позы» трюлкхор представляют собой продолжительные и достаточно энергичные движения. Если у вас есть травма или другие ограничения, попросите инструктора предложить вам облегченный вариант этих поз. Люди с факторами риска для здоровья должны проконсультироваться со специалистом медицинского учреждения, в котором они получают медицинскую помощь, до начала выполнения любых энергичных упражнений или движений, связанных с нагрузкой на суставы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: