Практика цалунг с девятью пранами 11 глава




На самом деле мандала говорит нам о том, что мы не отделены от божественных, просветленных существ. Они находятся внутри нас. Бесконечный опыт человеческого ума основан на чистом пространстве внутри самого человека. Если мы соединяемся с этим пространством, мы соединяемся с мудростью. Все беспокоящие нас эмоции мгновенно освобождаются и лишаются возможности пребывания внутри нас, а все обстоятельства, которые ранее беспокоили нас, превращаются в украшения, усиливающие наши внутренние качества и наше бытие.

Мандала — это модель, с помощью которой вы можете достичь ясного понимания целостности. В свою очередь, познав целостность, вы сможете постичь истинное значение мандалы и ее образов, а также истинное значение всего цикла наставлений Ма Гью.

Центральные фигуры

Пять главных божеств мандалы Ма Гью таковы:

• Йидам Сангчо Гьелпо. Мужская фигура Сангчо Гьелпо, синего цвета, представляет чистое пространство, или открытость; его супруга Чема Оцо, красного цвета, олицетворяет ясный свет, или осознание. Объединенные в.блаженном союзе эти две фигуры представляют неделимое единство пространства и света; их обоих именуют как одно существо: йидам Сангчо Гьелпо (Дечен Тходрал, безграничное великое блаженство). Сангчо Гьелпо ассоциируется с мудростью пустоты и растаптывает Демона Неведения.

• Четыре окружающих йидама. Центральный йидам окружают четыре его воплощения, каждое из которых представлено мужским божеством в союзе с богиней, олицетворяющей одно из безмерных качеств: радость, любовь, равностность и сочувствие.


 

На западе находится Сангва Йеше, или Тайная Изначальная Мудрость, бирюзового цвета, в союзе с Гава Цеме, богиней Безмерной Радости, красного цвета. Этот йидам представляет различающую мудрость и растаптывает Демона Омрачений Порочного Круга Привязанности, или Демона Болезней.

На севере находится Сангве Гьелпо, или Тайный Царь, синего цвета, в союзе с Чампа Цеме, богиней Безмерной Любви, желтого цвета. Этот йидам представляет всесо- вершающую мудрость и растаптывает Демона Совокупностей Становления Телом, или Демона Старения.

На востоке находится Ригпа Кучук, или Врожденная Осознанность Кукушки’, синего цвета, в союзе с Тхугдже Цеме, богиней Безмерного Сочувствия, белого цвета. Этот йидам представляет зеркальную мудрость и растаптывает Демона Заблуждений Неведения, или Демона Рождения.

На юге находится Сангве Юнгдрунг, или Тайная Свастика, небесного цвета, в союзе с Тангньом Цеме, богиней Неизмеримой Равностности, синего цвета. Этот йидам представляет мудрость равностности и растаптывает Демона Смерти.

4 В Тибете кукушка — символ пробуждения природы после зимы. — Прим. ред.

12. УМ И ПРАНА В ПРАКТИКЕ МЕДИТАЦИИ: ЦАЛУНГ И ДЕВЯТЬ ПРАН

Всадник—ум врожденной осознанности —

Оседлал лошадь памятования.

На крыльях неудержимого ветра

Он поднимается по центральному каналу

бодхичитты

И прибывает к тайным вратам блаженства на макушке головы.

Отрывок из дзогченских наставлений «Двадцать один гвоздь»,

входящих в Шангшунг Ньенгью

Когда наш ум поддерживает осознанность в практике медитации, то может перемещаться по чистому, прямому пути к высшим медитативным опытам. Когда уму недостает осознанности, он неизбежно направляется в места, где необязательно желает находиться. Он попадает в ловушку бесконечной внутренней болтовни, зацикливается на проблемах и тревогах, испытывает гнев, чувство вины, гордость или страсть. Куда бы ни направлялся ваш ум, его приводит в движение одна основная сила: жизнетворный ветер, санскритское название которого — прана, китайское — ци, а тибетское — лунг. Прана — это сущностная энергия, лежащая в основе всего мироздания. Она оказывает влияние на все способы вашего взаимодействия с миром и собственным умом, энергией и физическим телом, ибо ничто не может быть отделено от праны.

Прана оказывает всеобъемлющее влияние на вашу способность ясно мыслить и видеть, смеяться и плакать, молиться и переваривать пищу, вести машину и даже оставаться живым. И что более важно, прана имеет существенное значение в практике медитации. Ваша практика будет неэффективна, если ваш ум не будет затрагивать ваш главный вопрос, будь то культивирование радости, очищение от кармических следов, развитие преданности учителю или соединение с самым тонким опытом природы ума. И ваш ум взаимодействует с этим важным для вас вопросом посредством праны.

Взаимодействие ума и праны

Для вступления во врата ума вам следует научиться использовать и направлять прану, а не быть подвластными ей. Сознательное управление праной начинается с общего представления об энергетическом теле. В отличие от физического тела, состоящего из плоти, крови, костей, клеток, кровеносных сосудов и жизненно важных органов, энергетическое тело составляют ум и энергия: система сфер света, священные ветры, каналы света и чакры. (Подробнее об энергетическом теле и его компонентах см. в моей книге «Исцеление формой, энергией и светом».) Практикующие тантру развивают осознание энергетического тела для достижения тела божества. Развитие такого осознания требует искусной визуализации в практике медитации.

Материнская Тантра традиции бон для объяснения отношений между умом, праной, каналами и чакрами использует аналогию с конем, всадником и путями:

• Прана подобна слепому коню. Без вашего ума, управляющего праной, она скачет во весь опор, не ведая, куда направляет ее карма.

• Ум подобен хромому всаднику. Без праны, приводящей его в движение, ваш ум не способен получить доступ к высшему переживанию свободы, открытости и ясности и соединиться с ними. Кроме того, он не может также эффективно достигать других через молитву.

• Когда хромому всаднику удается оседлать слепого коня, ваш ум получает возможность двигаться в желаемом направлении, воспринимать нужные ему пространства, соединяться с правильными качествами и проявляться правильным образом. Как же ваш ум ловит и направляет прану? Через осознание.

• Каналы — это пути. Как конь естественным образом следует по проложенной в лесу тропинке, так и прана перемещается по системе каналов внутри тела. Существуют грубые физические каналы, такие как кровеносные сосуды и нервы, а также тонкие энергетические каналы и очень тонкие каналы, связанные с умом.

• Чакры —это «перекрестки», энергетические соединения, где сходятся многие каналы.

Очищение путей

Когда пути и перекрестки чисты, конь и всадник могут беспрепятственно передвигаться по ним. Свободное течение ума и праны может проявиться в вашей практике медитации как прекрасный опыт созерцания, сопровождающийся вдохновляющими чувствами и ясным и открытым потоком осознания. Когда поток энергии наталкивается на препятствие на своем пути, то высшие опыты практики медитации и правильная вибрация звуковых слогов становятся недостижимы, в результате чего ваше тело может страдать от нарушающих душевное равновесие эмоций, психических или физических заболеваний.

Поток ума и праны определяет качество восприятия, но в конечном счете все зависит от осознания. Хорошо, когда ваше осознание течет легко в верном направлении, и нехорошо, когда оно омрачено, заблокировано или невольно движется в нежелательном направлении.

Что блокирует или затрудняет здоровое течение праны? Во-первых, существуют энергетические нарушения, такие как вызывающие беспокойство эмоции гнева, жадности, неведения, ревности, зависти и гордости. Энергетические нарушения также включают в себя и особые энергетические явления, которые не могут быть связаны с какой-то определенной эмоцией. Так, пробудившись от ночного кошмара, вы можете оказаться во власти сильного чувства тревоги на протяжении нескольких часов.

Кроме того, существуют мысленные образы, которые имеют ббльшее отношение к уму, чем к энергии. Присмотритесь внимательнее к себе: ваше представление о самом себе подобно ясному, открытому небу или темному и закрытому облаками? Какие слайды регулярно проецируются на экран вашего ума?

Негативные эмоции могут восприниматься как энергетические нарушения или мысленные образы — такие, например, как образ вашего отца или матери или места, где много лет тому назад произошло травмирующее событие. Физическое заболевание может ассоциироваться с образом кишащих микробов или деформированного в результате операции или болезни органа. Кармические силы могут воплотиться в образе вашего раздражителя или темной грозовой тучи.

Прана удерживает эти образы в вашем теле. Люди говорят, что во время массажа у них спонтанно всплывают в памяти различные образы, возникают те или иные эмоции. Это происходит из-за того, что во время открытия каналов некоторые мысленные образы и энергетические нарушения освобождаются вместе с праной. Они начинают более свободно перемещаться — и растворяться в пространстве.

Физический массаж приносит лишь краткое облегчение, тогда как работа со своим телом, энергией и умом на основе регулярной практики медитации оказывает более долговременное воздействие. Практика медитации включает в себя сидение в правильной позе, поскольку положение вашего тела влияет на открытость каналов, которая, в свою очередь, воздействует на течение праны, а последнее — на ваш ум. В своей практике, при правильных условиях, вы можете осознать свои мысленные

* См. с. 27.— Прим. ред.

образы и энергетические нарушения, освободиться от них с помощью праны и затем сменить эти омрачения на позитивную поддержку более чистых и просветленных качеств.

Прана вам столь же близка, как и ваше собственное дыхание. Простое сосредоточение на процессе дыхания, которое практикуется в медитации проницательности, может привести вас к вашей глубинной сущности. Вы перемещаетесь со своим дыханием, и оно приводит вас домой. В тибетской бон-буддийской традиции существует более сложная практика дыхания, которая особым образом задействует прану, каналы, чакры, энергетические нарушения и мысленные образы. Эта практика называется цалунг (ца означает «канал», лунг — «прана»). Открывая каналы и чакры, она способствует свободному и здоровому течению праны. Полное описание этой практики содержится в главе 14.

Упражнения цалунг помогут вам почувствовать себя более здоровыми, спокойными, открытыми, гибкими и счастливыми. У практикующих медитацию в результате улучшается способность покоиться в природе ума. Я рекомендую вам выполнять упражнения цалунг непосредственно перед другими практиками медитации.

Девять пран

На самом деле существует не одна форма праны, а бесчисленное множество ее форм. Для каждого вида ума или психической деятельности есть соответствующий тип праны, который неотделим от этого опыта. Глава Материнской Тантры под названием «Непрерывная сфера света» (тиб. Минуб тигле) описывает девять видов праны, которые полностью охватывают весь диапазон опыта: от тончайшей реальности природы ума до самых грубых физических сил, способных разрушить Вселенную. Чем большим знанием о пране вы обладаете, тем более глубокой и целенаправленной становится ваша работа с ней и тем более долговременных и стойких результатов вы достигаете в практике медитации и в своей жизни. Итак, вот основные девять видов праны — или, как для краткости говорят, «девять пран»:

1. Прана пространства природы бон. Эта вездесущая субстанция заполняет собой и материю, и ум. Как абстрактное понятие, это сложно постичь. Вероятно, вы слышали выражение: «Бог вездесущ». Так и эта прана представляет собой воздушное качество сущности, которая присутствует везде. Она неподвижна и неактивна, это прана в ее тончайшей форме. Можно даже сказать, что это потенциал праны, а не состояние ее проявления. Прана пространства природы бон — это воздушное качество врожденной осознанности, которая всегда присутствует внутри вас.

2. Прана блаженства изначальной мудрости. Это тонкий, блаженный эфир, порождающий мудрость. Прана блаженства изначальной мудрости активизируется во время медитации созерцания, именно в тот момент, когда вы переживаете глубокий опыт мудрости. Созерцательное дыхание, практики пхова и туммо, кундали- ни-йога и другие практики, связанные с мудростью и внутренним огнем, опираются на эту прану, порождающую мудрость и блаженство. Чтобы составить лучшее представление о пране блаженства изначальной мудрости, подумайте о йоге, постоянно пребывающем в природе ума и без усилий переживающем великое блаженство. Или о людях в вашем окружении, которые от природы всегда очень счастливы и полны радости, даже в трудных жизненных ситуациях, — в известном смысле именно так проявляется прана блаженства изначальной мудрости.

3. Прана самопроявляющегося врожденного осознания. Эта прана способствует самоосознанию: врожденная осознанность, сознающая себя, возникает спонтанно и без усилий. Как и два первых типа праны, эта прана в значительной мере связана с высшим медитативным состоянием ума. Первая прана связана с бытием, вторая и третья — с узнаванием, или осознанием, изначальной мудрости. Все три могут быть приравнены к неизменному драгоценному телу, описанному в главе 2. Чтобы составить себе представление о пране самопроявляющегося врожденного осознания, подумайте о йоге, которому свойственна «безумная мудрость» — человеку спонтанному и по-детски невинному, кто никогда не руководствуется никаким планом. Или о человеке в вашем окружении, который всегда кажется гибким, легко ко всему приспосабливающимся, который способен использовать наилучшим образом любую ситуацию и мгновенно адаптируется к изменяющимся условиям без препятствий в виде мыслей, чувств, страхов, надежд или негативной кармы. Если кто-то предложит вам: «Давай сходим в кино сегодня вечером!» и тонкий голос внутри вас ответит «Да!» еще до того, как у вас появится первая мысль, то эта прана, скорее всего, уже активна в вас. Но если у вас недостаток этой праны, то вашими мгновенными реакциями, скорее всего, будут настороженность, конфликт или отрицание. Спонтанности свойственна открытость к любой ситуации.

4. Прана лошади ума. Это сила, которая ускоряет течение и движение ваших мыслей. Она снабжает топливом аналитический ум. Подумайте о ком-то, кого вы знаете и кто постоянно поглощен своими мыслями в такой степени, что это причиняет неудобство или вред, — такого человека можно считать типичным представителем праны лошади ума. Практики медитации сфокусированной концентрации, такие как шинэ (пребывание в покое), эффективно обуздывают эту прану и усмиряют движущийся ум. В шинэ человек усиленно фокусируется на визуальном или звуковом атрибуте, стараясь не следовать за прошлым, не планировать будущее и не изменять настоящее. Успокаивая ум таким образом и укрощая прану лошади ума, вы обретаете способность познать свободное от мыслей состояние — более тонкий аспект ума и самый глубокий аспект вашего «Я».

5. Прана силы кармы. Эта прана движет нами во время переходных периодов жизни и смерти. Она особенно активна во время сна, сновидений и бардо. Обычно мы способны в некоторой степени управлять праной лошади ума, но когда дует кармический ветер, мы чувствуем, что у нас нет выбора. Наши мысли перемещаются посредством силы этой праны, а тело следует за ними. Если кармический ветер дует в восточном направлении, мы ощущаем, что движемся на восток. Восходящий или нисходящий кармический ветер может привести к росту или спаду процветания как отдельных людей, так и целых наций. Этот ветер может нести в себе образ вашего раздражителя — того, кто вызывает у вас чувства, мысли и действия, которыми вы практически не можете управлять. Часто довольно сложно понять, когда прана силы кармы приходит в действие, но лама может увидеть ее в человеке и порекомендовать практику кармического очищения.

6. Прана грубых ментальных повреждений. Это ветер, который приносит грубые эмоции, такие как гнев, жадность, ревность, зависть или гордость. Каждый знаком с этой праной и ее воздействием, нарушающим душевное равновесие. Работая над освобождением от негативных энергий и эмоций и культивированием позитивных противоядий, вы работаете с этой праной. Для очищения праны грубых ментальных повреждений и праны силы кармы используются практики духовного очищения, такие как Практика шести лок (описанная в следующей главе).

7. Прана, беспокоящая телесные жидкости. Излишек или истощение этой праны непосредственно приво- дит к дисбалансу и телесным заболеваниям. Для укрепления своего здоровья мы учимся управлять этой праной, освобождая и трансформируя ее. Например, мы работаем с этой праной, когда физически преображаемся в богиню во время практик элементов, чтобы ослабить боль или исцелить болезнь. Люди, у которых преобладает прана нарушения равновесия телесных соков, могут быть слабыми и уязвимыми к болезням, они постоянно жалуются на различные недомогания, а простое упоминание о гриппе может на самом деле вызвать у них грипп.

8. Прана энергии бытия. Эта прана связана с действиями законов природы. Она поддерживает целостность Земли, последовательность времен года, а также отношения между людьми, окружающей средой и всей планетой.

9. Прана разрушения эпох. Эта прана способна вызывать стихийные бедствия. Она — причина землетрясений, опустошительных наводнений, огромных лесных пожаров и других выходящих из ряда обычных сил природы, разрушающих среду нашего обитания. Прана разрушения эпох и прана энергии бытия могут быть вызваны коллективной кармой, накопленной в результате групповых действий людей.

***

Следует помнить, что все праны считаются топливом. Как показано выше, одна форма праны разжигает мысли, другая — эмоции, третья — болезни, и так далее. Когда вы избавляетесь от топлива, прекращается и воздействие того, что отдаляет вас от вашей истинной сущности. Или, в случае с описанными выше первыми тремя пранами, дополнительная порция топлива помогает вам пережить высшие состояния ума.

 

Прана Тибетское название Описание Подразделения
1. Прана пространства природы бон Боннъигъи йинглунг Воздушное качество врожденной осознанности Пять семей будд: Куннанг Кхьяпа Четак Нгоме Селва Рангджунг Гелха Гарчук Гава Дондруп
2. Прана блаженства изначальной мудрости Йеьие гъи делунг Тонкий, блаженный ветер, порождающий мудрость Пять мудростей: Мудрость пустоты Зеркальная мудрость Мудрость равностности Различающая мудрость Всесовершающая мудрость
3. Прана самопрояв- ляющегося врожденного осознания Ригпе ранглунг Прана, способствующая спонтанному возникновению самоосо- знания Объект Значение Действие Заблуждение Состояние вне заблуждений
4. Прана лошади ума Йи гъи талунг Сила, ускоряющая течение мыслей Праны, которые оказывают воздействие на органы пяти чувств: глаза, уши, нос, язык и тело
5. Прана силы кармы Легъи шуглунг Сила, движущая нами во время переходных периодов жизни и смерти Хорошее Плохое Нейтральное Радость Блаженство Страдание
6. Прана грубых ментальных повреждений Ньонмонг- пе цублунг Ветер, приносящий ядовитые эмоции Гнев Жадность Неведение Ревность Гордость
7. Прана, беспокоящая телесные жидкости Дубе труглунг Прана, которая в результате ее избытка или недостатка приводит к физическому дисбалансу или заболеванию Ветер Желчь Слизь Сочетание
8. Прана энергии бытия Сипе тоблунг Прана, оказывающая влияние на действия законов природы Чистое Нечистое Существа Окружающая среда Бардо
9. Прана разрушения эпох Келпе джиглунг Ветер, вызывающий стихийные бедствия, разрушающие среду нашего обитания Период сострадания Малые коллективные циклы Продолжительность жизни Карма Время

 

Девять пран в практике

Йоги применяют наставления о пране в своей практике на протяжении тысячелетий. Некоторые люди понимают значение девяти пран, но для других оно остается тайной. Тем из нас, кто обладает способностью к пониманию, изучение и размышление помогает со всей ясностью и очевидностью признать, что прана составляет основу практики медитации, особенно в традициях тантры и дзогчен.

Эти девять пран охватывают все: от истинной природы ума до мыслей, эмоций и самых грубых факторов физической и внешней среды. Все девять пран динамически связаны между собой. Если вы не очистились и не освободились от нарушений одного вида праны, то они воздействуют на другие уровни праны. Например, если у вас недостаток или избыток первых трех пран, которые связаны с высшими медитативными состояниями, то второй набор из трех пран станет более активным и несбалансированным. Второй набор из трех пран в большей степени связан с энергией. И если эти виды праны неуравновешенны, то последние три праны, более грубые, физические и внешние, также могут стать активными и несбалансированными.

Всю последовательность от тонких до грубых видов пран можно наблюдать в течение одного сеанса медитации в виде постепенной, плавной замены одной праны следующей. Высшее состояние пользы от медитации подобно постижению истинной сущности (первая прана). Когда вы познаёте природу ума, или ригпі, возникает чувство блаженства (вторая прана). Если вы пребываете в природе ума до тех пор, пока не исчезнет чувство блаженства, то приходит самоосознание (третья прана). Если вы продолжаете оставаться в состоянии самоосознания и воздействие практики рассеивается, мысли неизбежно приходят в движение (четвертая прана). Если вы неспособны контролировать мысли и они становятся сильнее, то кармический ветер может воспользоваться этой уязвимостью и напомнить вам о вашем раздражителе (пятая прана). В результате возникает эмоция (шестая прана). Доводя этот процесс до завершения, если вы полностью прекращаете практику и испытываете тревогу на эмоциональном или психологическом уровне, то можете заболеть (седьмая прана), а болезнь, в свою очередь, может привести к чувствам катастрофических разрушений (восьмая и девятая праны).

По сути, нет ничего плохого в появлении мыслей и эмоций, болезни или чувства уязвимости; все это часть нормального жизненного опыта. Но иногда избыток че- го-либо в жизни нарушает равновесие вашего здоровья и благосостояния. Многие пациенты онкологических центров попали туда в результате длительного воздействия тревоги на эмоциональном или психологическом уровне. Землетрясения или другие стихийные бедствия можно рассматривать как проявления избытка негативной коллективной кармы. Гнев, гордость или другие тревожные эмоции могут порождаться воздействием кармических сил или сверхактивного ума.

К счастью, постоянная практика медитации может остановить и повернуть вспять этот процесс. Если, например, на вас оказывал сильное воздействие гнев вашего отца, то, когда вы очистите прану грубых ментальных повреждений во время практики медитации, возможностей для проявления гнева будет возникать все меньше, а для проявлений любви — все больше. В результате вы будете реже испытывать депрессию, склонность к разрушению или подвергаться болезням. Очищение от вызывающих беспокойство эмоций снижает воздействие кармических сил, лежащих в их основе, и очищает прану лошади ума. Обуздывая движение своих мыслей с помощью практики цалунг или медитации пребывания в покое (шинэ), вы обретаете способность познать прану самопроявляющегося врожденного осознания.

Если вы регулярно получаете доступ к тончайшим уровням осознанности посредством врат грубых пран, то полезные результаты проявятся не только в настоящей жизни, но и во всех последующих. Практически каждый из нас столкнется со значительными физическими, эмоциональными, кармическими и концептуальными препятствиями в течение последних дней жизни, когда нам придется пережить исчезновение каждого аспекта внутреннего и внешнего мира, с которыми мы отождествляем себя. Выполняя сейчас практики во время физической болезни, будь то головная боль, насморк или заболевание сердца, вы сможете получить представление о методе избавления от тревоги и достижения естественного состо

яния осознанности. Впоследствии, какую бы болезнь вам ни пришлось перенести, вы не утратите связь со своей истинной сущностью и у вас всегда будет благоприятная возможность для достижения освобождения.

В главе 11 я рассматривал процесс соединения с тонким пространством и светом йидама Сангчо Гьелпо посредством одного из четырех неизмеримых качеств: любви, радости, равностности и сочувствия. Как радость и равностность являются вратами к центру мандалы, так и болезнь может стать вратами к вашему центру и обретению целостности. Неизлечимая болезнь может помочь человеку помнить и понимать наставления и совершенно изменить свои жизненные ценности. Аналогично, если вы всецело осознаёте свою болезнь или эмоции, а также надлежащим образом работаете со связанной с ними праной, то со временем сможете отсечь свою привязанность к этой пране. Полностью освободившись от этого вида праны, вы обретете свой центр.

Люди, стремящиеся достичь целостности посредством медитации, духовного поиска или психотерапии, приходят к осознанию того, что силы, движущие ими, выходят за пределы здоровья, насущных потребностей и концептуального мышления. И они сосредоточиваются на более чистом намерении — достичь посредством практики своего истинного центра.

13. ИЗМЕНЕНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРАКТИКИ ШЕСТИ ЛОК

Все мы хотим стать целостными, осознаем мы это или нет. Все мы хотим счастья. Все мы желаем установить глубокие отношения с окружающими нас людьми, нашими любимыми, средой нашего обитания и всей Вселенной. И все мы стремимся улучшить мир, в котором живем.

Когда мы хотим изменить жизнь к лучшему, достаточно сделать лишь одно — трансформировать свою идентичность, ибо именно так мы сможем преобразить всю Вселенную. Поскольку мы продолжаем изучение ума как врат, ведущих к просветлению, мне бы хотелось рассмотреть понятие идентичности с точки зрения ума. Вопрос идентичности чрезвычайно важен. Ранее мы узнали, что можем развить идентичность неизменного драгоценного тела. Мы можем стать телом света. Мы можем стать йида- мом Сангчо Гьелпо, воплощением неразделимых пространства и света.

Если сейчас вы спросите себя: «Кто я?», то каков будет ответ? Вы любящий родитель? Мудрый психолог? Сердитый сын? Ревнивый любовник? Гордый бизнесмен? Или вы в большей степени отождествляете себя с открытым, преисполненным сострадания существом света? Когда ваша идентичность в большей мере основывается на абсолютной истине, вы видите радость и свет, отраженные в людях и мире вокруг вас; но когда ваше чувство собственного «Я» зиждется на дуализме и относительной истине, ваш мир наполняется страданием и тьмой. Идентичность, основанная на истинной сущности, обладает взглядом открытости и безграничного потенциала; эго-идентичность постоянно зависит от пределов и ограничений.

Отсутствие знания об истинной природе ума — это основное неведение, из которого возникают два других коренных яда: привязанность и неприятие.

Из этих трех коренных ядов происходят все остальные нарушающие душевное равновесие эмоции. А эти эмоции создают эго-идентичность, которая, в свою очередь, порождает все проблемы в вашей жизни. Следовательно, ваша идентичность представляет собой еще одни врата к просветлению. Изменяя свое чувство «Я», вы обретаете способность трансформировать все к лучшему: все свои чувства, отношения, все ситуации, с которыми вы сталкиваетесь, и весь мир, в котором вы живете.

Изменения возможны

Наставления Практики шести лок помогают ясно понять, как мы можем сформировать истинную идентичность, к которой стремимся. Практика шести лок входит в Шангшунг Ньенгью, основной цикл наставлений дзогчен традиции бон, и обычно выполняется как часть подготовительного этапа к высшим практикам дзогчен. В возрасте пятнадцати лет я, в частности, прошел сорокадевятидневный ретрит по этому особому циклу наставлений с моим учителем Лунгкаром Гелонгом.

По сути, данная практика состоит в визуализации себя в качестве божественного существа света Шенлха Окара. Благодаря этой новой самоидентичности вы обретаете способность очистить свои негативные эмоции и трансформировать их в такие просветленные качества, как любовь или мудрость. В тантре принято визуализировать себя преобразившимся в божество, которое реализует желанный для вас результат. Даже один сеанс медитации поможет вам получить представление о новой, высшей идентичности; если же вы будете выполнять данную практику регулярно в течение длительного периода времени, то в результате в вашем чувстве «Я», как и в вашем видении мира, произойдут разительные изменения.

Когда люди чувствуют себя несчастными, подавленными или бесполезными, они часто считают, что не способны измениться и что они оказались в безвыходной ситуации, но это не так. Каждая ситуация поддается изменениям, и она может измениться очень быстро: если все правильные причины и условия согласовываются друг с другом, то это вопрос не лет, а только дней, недель или месяцев.

Для того чтобы трансформировать себя в существо высшего измерения, необходимо признать, что в любой момент времени ваше чувство идентичности не является вашей врожденной природой. Подобно любому другому жизненному опыту, ваша идентичность претерпевает постоянные изменения. Фактически, изменение вашей идентичности заложено в самой вашей природе. Если вы припомните все периоды, которые вы уже прошли в течение жизни: младенчество, раннее детство, юность, раннюю взрослость и средний возраст, — вы ясно увидите, что ваш взгляд на мир и на самих себя изменялся уже много раз за это время. Как вы думаете, сейчас вы представляете собой ту же личность, что и в пять лет? Определенно нет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: