В то же время я чувствую, что существуют большие пробелы в господствующих направлениях психотерапии, которые буддизм может заполнить. Например, терапевтический процесс иногда кажется довольно жестким из- за сосредоточения только на уме. Терапевт, обладающий более целостным пониманием ума, духа, энергии (праны) и тела, может достичь больших успехов в лечении. Состояние некоторых пациентов может значительно улучшиться, если принимать во внимание потребности их тела или физическое окружение. Другие пациенты могут лучше реагировать на подходы, учитывающие связь между телом и умом либо между телом и энергией.
Кроме того, как многие люди склонны уделять ббльшее внимание своей темной стороне, так и вся западная психология имеет тенденцию концентрировать большую часть своих усилий на негативном. Нельзя не отметить, что в последние годы значительный акцент делается на когнитивно-бихевиористском подходе с его фокусом на развитии более здоровых моделей рационального мышления, но все же создается впечатление, что психотерапия в большей степени заинтересована в очищении и истощении негативных эмоций, чем в поддержке противоядий для ядовитых эмоций.
Говорят, что, возделывая сад, нужно «прикоснуться к корням». Это означает, что корневую систему садовых растений усиливает не только прополка сорняков, но и применение удобрений. В дзогчен существует поговорка: «Чем более ясной становится мудрость, тем больше рассеивается негативных эмоций». Чем больше вы «удобряете» свои просветленные качества, тем меньшее количество сорняков вам нужно будет выпалывать и тем менее вероятно, что сорняки вырастут в вашем саду снова.
Согласно учению бон-буддизма, существует восемьдесят четыре тысячи омрачений ума и восемьдесят четыре тысячи врат, ведущих к освобождению от этих омрачений. Существует также шесть миров страданий и шесть противоядий от страданий. Кроме того, существует пять негативных эмоций и пять мудростей. По традиции, практикующие сначала знакомятся со своим страдающим, обусловленным, сансарическим состоянием, а затем — с определенным противоядием от страдания. Этот подход важно применять и в западной психологии. Западным эквивалентом восьмидесяти четырех тысяч омрачений ума может служить «Диагностическое и статистическое руководство по психическим болезням» Американской психиатрической ассоциации. Данный справочник имеет почти тысячу страниц, наполненных информацией о том, как идентифицировать психические заболевания, начиная с расстройства социального поведения и тревожного расстройства и заканчивая нарушением сна и пищевыми нарушениями. На мой взгляд, теперь
пришло время создать еще одно руководство с указанием всех здоровых качеств ума — текст, содержащий всю информацию, которую профессионал должен знать, чтобы идентифицировать и культивировать радость, любовь, сочувствие, миролюбие, равностность, уверенность и другие противоядия от беспокойных эмоций, энергетических нарушений и умственных омрачений.
Если бы такое руководство существовало, то, по моим представлениям, возникло бы новое направление терапии, миссия которого состояла бы в позитивном подкреплении врожденных качеств, необходимых человеку. Для каждого сеанса психотерапии, в результате которого происходит истощение энергии и эмоций личности вследствие негативных бесед, должен существовать сеанс, посвященный «питанию» хрупких, несовершенных, недостаточно укорененных или слабых аспектов пациента. Терапевт мог бы стать мудрым, добрым, понимающим другом, который помогает человеку размышлять о своей жизни и вносить в нее позитивные изменения, связанные с его истинной сущностью, его духовным качеством, его потенциалом, силой и добродетелью. По сути, такой подход аналогичен практике произнесения всех пяти семенных слогов-воинов (а не одного только слога А), которая помогает человеку стать здоровым и совершенным существом.
Чем больше мы узнаем о позитивных противоядиях, необходимых для здорового, счастливого и уравновешенного ума и чем чаще мы используем их на практике в своей повседневной жизни, тем более доступными эти противоядия будут в то время, когда они больше всего понадобятся, и вследствие этого мы будем меньше нуждаться в практике очищения.
На самом деле каждый психотерапевт может стать проводником культурных изменений. Чем большее количество пациентов и профессионалов освоят позитивный язык и символику, необходимые для культивирования положительного, тем быстрее сможет измениться сознание всей нации. Представьте, что вы смотрите вечерние новости и просмотр каждой истории о расстреле, войне или коррупции уравновешивается противоядием, представляющим позитивные, осуществимые решения и другие вдохновляющие, хорошие новости. Эта возможность вполне реальна.
В тибетском языке существует эпитет, который применяют к будде, — санг гье. Здесь санг означает «абсолютно очищенный», а гье — «абсолютно совершенный». От чего он очищен? От всех причин страданий: негативных эмоций, тонких кармических следов и тончайших уровней неведения. А в чем совершенен? Во всех уже существующих просветленных качествах, с безграничным потенциалом, в ясной и лучезарной природе ума. Благодаря очищению и совершенствованию человек может обрести равновесие в высшем чувстве целостности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. МАНТРА АЛИ-КАЛИ В САНСКРИТСКОМ ВАРИАНТЕ
(от редактора русского перевода)
Али (гласные)
![]() |
Примечание. В скобках даны варианты написания.
Кали (согласные)
![]() |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. МАНТРА АЛИ-КАЛИ В ТИБЕТСКОМ ВАРИАНТЕ
(от редактора русского перевода)
Али (гласные)
Об авторе
Тендзин Вангьял Ринпоче — известный духовный мастер, имеющий учеников по всему миру. Его уважают за глубину его мудрости, увлекательный стиль преподавания и способность делать древние тибетские учения понятными, доступными и применимыми в жизни западных людей.
Основатель и духовный лидер Института Лигминча, некоммерческой организации, созданной для сохранения древних учений, искусств, наук, языка и литературы Тибета и Шанг-Шунга — древнего царства, с которым связывают традицию бон.
Автор следующих книг:
• «Тибетская йога дыхания и движения: пробуждение священного тела»
(Awakening the Sacred Body: Tibetan Yogas of Breath and Movement)
• «Пробуждение светящегося ума: тибетская медитация для внутреннего мира и радости»
(Awakening the Luminous Mind: Tibetan Meditation for Inner Peace and Joy)
*> «Тибетское исцеление звуком»
(Tibetan Sound Healing)
• «Тибетская йога сна и сновидений»
(The Tibetan Yogas of Dream and Sleep)
• «Тибетская йога тела, речи и ума»
(Tibetan Yogas of Body, Speech, and Mind)
• «Исцеление формой, энергией и светом»
(Healing with Form, Energy, and Ligh)
• «Чудеса естественного ума»
(Wonders of the Natural Mind)
• «Безграничная цельность: дзогчен, бон и логика бесконцептуального»
(Unbounded Wholeness: Dzogchen, Bon, and the Logic of the Nonconceptual) — в соавторстве с Энн Каролин Кляйн
Постоянно проживает с женой и сыном в Шарлотсвил ле (штат Виргиния, США).
Дополнительную информацию о деятельности Тендзи на Вангьяла Ринпоче вы можете найти на сайтах:
www.ligmincha.org (США) www.ligmincha.ru (Россия)
* Более подробная информация о пяти слогах-воинах содержится в главе 7.
* Более подробно прана рассматривается в главе 12. См. также главу 3 моей книги «Исцеление формой, энергией и светом». — Прим. автора. Русское издание: СПб., Культурный центр «Уддияна», 2003. — Прим. ред.
Инструкции по визуализации девяти пран
В дыхательных упражнениях практики цалунг различные типы праны требуют разных визуализаций. Работая более чем с одной праной в течение одного цикла дыхания, следуйте инструкциям по вдыханию праны своего первоначального фокуса. Совершая выдох для освобождения каждой праны, визуализируйте последовательно каждую прану, переходя от грубого вида к тонкому:
1. Прана пространства природы бон.
2. Прана блаженства изначальной мудрости.
3. Прана самопроявляющегося врожденного осознания.
• Вдохните чистое осознание.
• Совершая выдох, почувствуйте, что высшие медитативные опыты праны активизируются внутри раскрывшейся теперь чакры и свободно излучаются.
4. Прана лошади ума.
• Вдохните чистое осознание.
• Белый свет находится в сердце и проходит по каналам, соединяющим глаза с видимыми объектами (см. описание шести светильников в главе 3).
• Зеленый свет находится в легких и проходит по каналам, соединяющим нос с запахами.
• Красный свет расположен в печени и проходит по каналам, соединяющим язык со вкусами.
• Синий свет расположен в почках и проходит по каналам, соединяющим уши со звуками.
• Желтый свет находится в селезенке и проходит по каналам, соединяющим губы с осязаемыми объектами.
* L. Cohen et al., “Psychological Adjustment and Sleep Quality in a Randomized Trial of the Effects of a Tibetan Yoga Intervention in Patients with Lymphoma,” Cancer 100 (2004): 2253-60.
** Полный набор пяти внешних практик цалунг из бонской Материнской Тантры дается в моей книге «Тибетская йога дыхания и движения». Практики нгёндро заимствованы из Шангшунг Ньенгью; это набор «магических движений», которые предваряют шесть коренных движений трюлкхор, описанных в настоящей книге в главе 4.
![]() |
Тендзин Вангьял Ринпоче — лама традиции бон, имеющий учеников по всему миру. Его уважают за мудрость и умение делать древние тибетские учения понятными и применимыми в жизни западных людей.
Врата к счастью и самореализации всегда перед вами — здесь и сейчас, в вашем теле, в вашей речи и в вашем уме.
Бон — это старейшая духовная традиция Тибета, источник всей тибетской культуры. Я не устаю говорить о важности сохранения этой традиции.
Далай-Лама XIV
www.e-puzzle.ru
www.e-puzzle.ru
[1] Когда ваш цепляющийся ум воспринимает субъект и объект как обладающие внутренне присущим существованием — это проявление крайности этернализма. Если в поиске субъекта и объекта вы не находите ничего и вследствие этого заключаете, что ничто не существует, — это крайность нигилизма.
[2] Более подробно пять мудростей описаны в главе 11.
[3] Большинство бонских традиций связывают слог А с просветленным телом и коронной чакрой; ОМ — с просветленной речью и горловой чакрой; ХУНГ — с просветленным умом и сердечной чакрой. Однако в главных школах тибетского буддизма, как и в некоторых традициях бон, А и ОМ имеют противоположные значения: ОМ связан с просветленным телом и коронной чакрой, а А — с просветленной речью и горловой чакрой.
[4] См. главу 4. — Прим. ред.
[5] Совершая выдох, почувствуйте освобождение от потока и движения мыслей и соединитесь с состоянием, свободным от мыслей.
5. Прана силы кармы.
• Вдохните чистое осознание.
• Совершая выдох, визуализируйте и почувствуйте, что семена вашей гордости, гнева или другой эмоции устраняются, растворяются или освобождаются в чистом пространстве. Вы можете визуализировать подходящие тибетские семенные слоги, если они
[6] Имеется в виду то, что в буддизме называют скандхами (на санскрите) или кхандхами (на пали). — Прим. ред.