14. Посвятите заслугу этой практики просветлению всех живых существ.
Источник: Шангшунг Нъенгъю.
* Мы подозреваем, что в английском оригинале некоторые тибетские слоги в этой таблице напечатаны с ошибками, и даем в скобках наши собственные варианты, соответствующие заявленному звучанию слогов. — Прим. ред.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Я надеюсь, что после прочтения этой книги вы как минимум будете понимать, что врата к комфорту, счастью и самореализации всегда перед вами — здесь, сейчас, в вашем теле, в вашей речи и в вашем уме.
Все проблемы, конфликты и эмоции, которые оказывают на вас негативное влияние изо дня в день, каждый час, каждую минуту, — все они лишь отражения тела боли, речи боли и ума боли. Когда вы научитесь направлять свое внимание на спокойствие тела, тишину речи и пространство ума (когда вы сможете полностью осознавать их и покоиться в этом опыте), ваша самоидентичность как тела боли, речи боли и ума боли может начать растворяться, и тогда вы сможете вступить через эти врата в более светлое и радостное чувство бытия.
Чувствуете ли вы физическое недомогание, беспокоят ли вас внутренние или внешние голоса, тревожит ли вас страх, напряжение, гнев или печаль — позвольте этим переживаниям напомнить вам о том, что у вас всегда есть выбор: вы можете заблудиться в боли и конфликте или вы можете пройти через эти Трое Врат. В любой момент времени у вас действительно есть выбор. Доверьтесь этому выбору. Помните об этом выборе.
Я хочу, чтобы знания, полученные вами из этой книги, помогли вам осуществить некоторые позитивные изменения в своей жизни. Хорошо прочитать и узнать о наставлениях, но чтобы действительно овладеть ими посредством Трех Врат, необходимо применять их на практике.
|
Да принесут эти наставления пользу всем обладающим сознанием существам, уменьшая их страдания и направляя их к окончательному постижению!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАК РАЗВИВАЕТСЯ ОБУСЛОВЛЕННОЕ ТЕЛО
Как объяснялось в главе 3, период времени, близкий к смерти, представляет собой важную возможность для достижения окончательного освобождения. После того как мы умираем, возникает ясный свет смерти, и если нам не удастся распознать в этом изначальном свете и первых движениях тонкой энергии наше собственное самопро- явление, то сансарическое тело снова начнет развиваться. Согласно наставлению «Зеркало самосветящегося ума», входящему в Шангшунг Ньенгью, процесс развития приводит к повторному рождению, как это описано ниже: в результате исходного нераспознания жизнетворный ветер, называемый движущейся, или кармической, праной, возникает из свечения пустоты и постепенно становится грубее. Поскольку мы не узнаем этот свет и эти движения, то всходят семена беспокойных эмоций. Из этих семян появляются пять светов — чистые формы пяти.природных элементов Земли, Воды, Огня, Воздуха и Пространства.
Из семени гнева возникает белый свет. Мы чувствуем привязанность к этому белому свету, и семя желания рождается в нас. Из желания появляется красный свет. И поскольку мы не распознаем единство этих двух светов, рождаются семя неведения и голубой свет, затем семя гордости и зеленый свет, а затем — семя ревности и желтый свет.
После этого появляются «рассекающий ветер» и «сотрясающий ветер». Из этих ветров возникает великий звук, а из него — великий свет. Поскольку мы не признаем в этих звуке и свете наши собственные самопроявления, мы пугаемся. И в результате нашего страха все пять негативных эмоций становятся грубее.
|
Из этих грубых эмоций появляется следующее:
• пять внутренних элементов — кости, дыхание, тепло тела, кровь и плоть;
• пять местоположений — сердце, легкие, печень, почки и селезенка;
• пять врат — глаза, нос, язык, уши и губы;
• пять чувственных объектов, или объектов органов чувств, — видимые объекты, запахи, вкусы, звуки и осязаемые объекты;
• пять ветвей, или конечностей, — две руки, две ноги и голова;
• пять второстепенных каналов — брови, волосяной покров лица, лобковые волосы, волосы на голове, волосы на груди;
• пять полых органов — желудок, толстый кишечник, желчный пузырь, мочевой пузырь и тонкий кишечник.
Далее в тексте объясняется, как каждый из пяти светов выходит из своего физического местоположения в теле, проходит по особым каналам энергетического тела и затем, пройдя через врата определенного органа чувств, соединяется со своим чувственным объектом.
Неразделимые пространство и свет |
Изначальное движение лучезарной энергии (ясный свет): звук, свет и лучи |
Нераспознание |
5 кармических семян | Гнев | Гордость | Желание | Рев ность | Неведе ние |
5 светов | Белый | Зеленый | Красный | Синий | Желтый |
«Рассекающий ветер» — «Сотрясающий ветер» Великий звук Великий свет |
Страх |
5 грубых эмоций | Гнев | Гордость | Желание | Рев ность | Неведе ние |
5 внутренних элементов | Кости | Дыхание | Тепло тела | Кровь | Плоть |
5 местоположений | Сердце | Легкие | Печень | Почки | Селе зенка |
5 врат | Глаза | Нос | Язык | Уши | Губы |
5 объектов органов чувств | Видимые объекты | Запахи | Вкусы | Звуки | Осяза емые объекты |
5 ветвей — конечностей | Правая рука | Левая рука | Левая нога | Голова | Правая нога |
5 второстепенных каналов | Брови | Борода | Лобковые волосы | Волосы на голове | Волосы на груди |
|
5 полых | Желудок | Толстый | Желчный | Мо | Тонкий |
органов | кишеч | пузырь | чевой | кишеч | |
ник | пузырь | ник |
Источник: «Зеркало самосветящегося ума», наставление Тапихрицы из Шангшунг Ньенгью.
5 светов | Белый | Зеленый | Красный | Синий | Желтый |
5 элементов | Про стран ство | Воздух | Огонь | Вода | Земля |
5 типов рождения | Чудесное | Из яйца | Из тепла | Из влаги | Из матки |
5 лок (миров) | Мир ада | Мир полубо гов | Мир голодных духов | Мир живот ных | Мир людей |
5 чистых божеств | Кюннанг Кхьяпа | Гелха Гарчук | Четак Нгоме | Гава Дон- друп | Селва Ранг- джунг |
5 демонов | Демон иллюзии | Демон совокуп ностей | Демон заблуж дений | Демон неведе ния | Демон смерти |
4 божества действия | Мирные божества | Подчи няющие божества | Гнев ные боже ства | Обога щающие божества | |
3 кайи | Дхарма- кайя | Самбхо- гакайя | Нир- мана- кайя |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.0 ПОЛЬЗЕ ТИБЕТСКОЙ ЙОГИ
Польза шести «магических движений» (тиб. трюлк- хор, см. главу 4) подробно описана в «Важнейших наставлениях по устной мудрости магических движений» и комментариях к ним. Каждое из первых пяти коренных упражнений помогает практикующему соединиться с одним из пяти первоэлементов природы, очиститься от одного из пяти ядов и освободить одну из пяти «совокупностей» (или «аспектов»)[6], создающих физические и психические компоненты обладающего сознанием существа. Эти аспекты позволяют зародиться конкретному качеству мудрости и в результате проявиться измерению будды. Шестое движение оказывает определенное воздействие на состояния, связанные с притупленностью или возбужденностью ума.
1. Молот атлета открывает канал элемента Пространства
и блокирует каналы гнева. Он освобождает «совокупность сознания» (санскр. виджняна-скандха, тиб. намше), или все компоненты первичного сознания, которые заняты своими собственными объектами. Человек может обрести видение чистой страны дхар- макайи (тиб. бонку, измерение истины) и соединиться с чистой сущностью пространства. Данная практика освобождает нас от четырех видов болезней (болезней ветра, желчи, слизи и сочетания этих трех) и устраняет внешние кармические и внутренние концептуальные препятствия. Мы воспринимаем непрерывное пространство, и в результате возникает мудрость пустоты (см. описание пяти мудростей в главе 11). Проявляется измерение истины.
2. Окно мудрости открывает каналы элемента Земли и блокирует каналы неведения. Возникает измерение
самбхогакайи (тиб. дзогку, измерение совершенного блаженства), и зеркальная мудрость достигает совершенства. Эта поза освобождает «совокупность формы» (санскр. рупа-скандха, тиб. зуг), или все, что «хватающий» ум пытается воспринимать как форму. Когда «совокупность формы» освобождается, мы становимся более интегрированными с природой. И в результате уменьшается вероятность того, что нас могут уничтожить силы природы, такие как пожары, землетрясения, вулканы, ураганы или наводнения. Проявляются совершенные измерения будды.
3. Вращение четырех конечностей позволяет возникнуть чистой сущности элемента Воздуха и блокировать каналы гордости. Это упражнение освобождает «совокупность композиционных факторов» (санскр. самскара-скандха, тиб. дуче), или все, что сформировано или обусловлено умом и не относится к категориям других четырех совокупностей. Абсолютная мудрость, или мудрость, постигающая все явления такими, какие они есть, самоосвобождается; человек достигает осознания и получает поддержку посредством соединения с чистой сущностью элемента Воздуха. Проявляется сущностное измерение будды (тиб. нговонъи ку).
4. Развязывание узла открывает каналы элемента Огня и блокирует каналы желания и привязанности. Это упражнение освобождает «совокупность чувств и ощущений» (санскр. ведана-скандха, тиб. цорва), или все второстепенные факторы ума, воспринимающие блаженство, боль или нейтральные чувства в связи с их собственным объектом. Возникает измерение нир- манакайи (тиб. трулку, проявленное измерение будды), и развивается различающая мудрость. Человек овладевает элементом Огня и генерирует тепло, как в практике туммо («йоги внутреннего огня»). Проявленные измерения будды достигают полноты.
Движение трюлкхор | Негативная эмоция, омрачение | Элемент | Освобождаемая «совокупность» | |
1. Молот атлета | Гнев | Пространство | Сознание | |
2. Окно мудрости | Неведение, сомнение | Земля | Форма | |
3. Вращение четырех конечностей | Гордость | Воздух | Композиционные факторы | |
4. Развязывание узла | Желание, привязан ность | Огонь | Чувство | |
5. Размахивание шелковой кисточкой | Ревность | Вода | Восприятие | |
6. Прыжок тигрицы | Притупленность, возбужденность |
Источник: наставления Понгьяла Ценпо в «Важнейших наставлениях по устной мудрости магических движений», входящих в Шангшунг Ньенгью.
Соответ ствующее измерение | Мудрость | Дополнительная польза | |
Дхармакайя (измерение истины) | Мудрость пустоты | Освобождает от четырех видов болезней; устраняет внешние и внутренние препятствия; возникает измерение истины | |
Самбхо- гакайя (измерение совершенного будды) | Зеркальная мудрость | Проявляются совершенные измерения будды | |
Сущностное измерение будды | Абсолютная мудрость — «мудрость постигающая явления такими как есть» | Раскрывает сущностное измерение будды. Возникает мандала трех измерений будды. Придает крепость и способствует быстроте ходьбы | |
і ! | Нирмана- кайя(проявленное измерение будды) | Различающая мудрость | Проявленные измерения будды достигают совершенства. Возникает мандала проявления. Генерируется внутреннее пламя туммо |
• | Измерение полностью пробужденного будды, или воплощение бодхичитты | Традиционная мудрость — «мудрость, постигающая все явления, кроме пустоты» | Устраняет сонливость. Измерение полностью пробужденного будды достигает совершенства. Возникают пять мандал |
Позволяет управлять силой праны и довести ее до совершенства. Противодействует сонливости. Устраняет беспокойные движения ума |
5. Размахивание шелковой кисточкой открывает каналы элемента Воды и блокирует каналы ревности. Это упражнение освобождает «совокупность восприятия» (санскр. санджня-скандха, тиб. душе), или все второстепенные факторы ума, которые воспринимают свои объекты в рамках двойственности. Это упражнение также устраняет сонливость. Измерение полностью пробужденного будды (тиб. нгогпар чангчуб ку) достигает совершенства, и возникают пять мандал. Развивается традиционная мудрость, или мудрость, постигающая все явления, кроме пустоты.
6. Прыжок тигрицы позволяет контролировать и довести до совершенства силу праны, а также контролировать и устранить притупленность ума. Прана и ум входят в центральный канал, и беспокойные движения ума автоматически самоосвобождаются.
7.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЯТЬ КЛАССОВ ДЕМОНОВ
Как объяснялось в главе 7, считается, что пять слогов- воинов обладают силой побеждать пять классов демонов. Согласно учению Шангшунг Ньенгью, эти пять классов таковы:
1. Демоны эмоций. Негативные эмоции считаются демонами, потому что они отдаляют нас от нашей истинной сущности и побуждают нас к действиям, которые накапливают негативную карму. Слишком сильная привязанность может привести к зависимости, а гнев — к насилию. Любая негативная эмоция может привести нас в состояние конфликта, тревоги или неудовлетворенности. Вот пять демонов эмоций:
• демон воды привязанности;
• демон пылающего огня гнева;
• демон тьмы неведения;
• демон горы гордости;
• демон урагана ревности.
2. Демоны «совокупностей». В тот момент, когда мы оказываемся под воздействием негативной эмоции, такой как гнев или ревность, в нас зарождается одна из пяти «совокупностей». И демон в данном случае — это наша привязанность к «совокупностям», а не сами «совокупности». Вот пять демонов «совокупностей»:
• привязанность к «совокупности сознания», или всем компонентам первичного сознания, которые заняты своими собственными объектами;
• привязанность к «совокупности формы», или всему, что «хватающий» ум воспринимает как форму;
• привязанность к «совокупности композиционных факторов», или всему, что сформировано или обусловлено умом и что не относится к категориям других четырех совокупностей;
• привязанность к «совокупности чувств и ощущений», или всем второстепенным факторам ума,
которые воспринимают блаженство, боль или нейтральные чувства в связи с их объектом;
• привязанность к «совокупности восприятия», или всем второстепенным факторам ума, которые воспринимают свои объекты в рамках двойственности.
3. Демон смерти. Этот демон представляет собой кармическую силу, которая влечет за собой смерть.
4. Демон иллюзии. Поскольку демоны совокупностей есть наши привязанности к внутренним аспектам ума, демон иллюзии представляет собой нашу привязанность к внешним чувственным объектам, или объектам органов чувств, как, например, наше сильное желание испытывать определенные вкусы, запахи, физические ощущения, слышать определенные звуки, видеть определенные образы.
5. Демон сына божества. Этот демон представляет собой привязанность к имуществу.
6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. НАУКА УМА
В начале третьей части этой книги, называющейся «Ум, свободный от заблуждений», объяснялись некоторые глубокие, связанные с умом наставления и практики бон-буддийской традиции. Еще один вопрос, которому я уделил много внимания в течение моего пребывания на Западе и который, по моему убеждению, полезно рассмотреть в контексте этой книги, — это двойные роли науки и буддизма в достижении счастливого, здорового ума. Замечательно видеть растущее сотрудничество между духовными практикующими и психотерапевтами, физиками, бихевиористами, нейробиологами и специалистами в других научных и медицинских дисциплинах, работающими для достижения более глубокого понимания человеческого ума и человеческого состояния. Только за последние несколько лет исследователи собрали значительные данные о психическом и физиологическом воздействии медитации, которые подтверждают то, что многие медитирующие уже знают по собственному опыту.
В частности, с научной точки зрения было доказано, что такие бонские практики, как цалунг и трюлкхор, помогают пациентам, эмоционально и физически ослабленным из-за хронических болезней и процесса лечения. Мне представилась благоприятная возможность профессионально консультировать доктора философии Лоренцо Коэна и одного из моих давнишних учеников, доктора философии Алехандро Чаул-Рейча, наряду с другими учеными, в ходе их исследования воздействия занятий цалунгом и трюлкхор на пациентов с лимфомой и раком груди в Онкологическом центре им. М. Д. Андерсона. В семинедельном пробном исследовании приняло участие тридцать девять больных с лимфомой; в результате было обнаружено, что у пациентов, выполнявших программу упражнений, включавшую в себя пять внешних практик цалунг и практики нгёндро из системы трюлкхор, произошло улучшение качества сна и увеличение его длительности, кроме того, среди пациентов данной группы уменьшилось потребление снотворных лекарственных препаратов по сравнению с контрольной группой'. В аналогичном исследовании с участием пятидесяти восьми женщин с раком груди воздействие практик выражалось в ослаблении реакции избегания, навязчивых мыслей и симптомов, связанных с раком”. На основе полученных данных Национальный институт рака предоставил крупный грант Онкологическому центру им. М. Д. Андерсона для продолжения третьей фазы исследования с участием женщин, больных раком груди и проходящих курс химиотерапии.
В 2008 году объединенная группа ученых из Онкологического центра им. М. Д. Андерсона и Института Лигминча начала новое контролируемое, рандомизированное исследование по изучению воздействия программы тибетской медитации звука (на основе моей книги «Тибетское исцеление звуком») для лечения когнитивной дисфункции у женщин с раком груди после проведения курса химиотерапии. Сорок женщин участвовали в исследовании, и предварительный анализ данных выявил улучшения когнитивного функционирования, психического здоровья и их отношения к собственной духовности.
В ноябрьском (2004 года) выпуске журнала «Труды Национальной академии наук США» (Proceedings of the National Academy of Sciences) были опубликованы результаты исследования медитации, которые выявили положительные кратковременные и, вероятно, долговременные изменения в работе мозга. Исследователи из Университета штата Висконсин (США) попросили восемь тибетских монахов-буддистов, которые являются квалифицированными мастерами медитации, и контрольную группу из десяти студентов-волонтеров медитировать на необусловленное сочувствие. Гамма-ритм монахов в продолжение медитации стал необычайно сильным, быстрым и скоординированным, а их мозговая активность оказалась особенно высокой в левой префронтальной коре — области, связанной с позитивными мыслями, эмоциями и счастьем. Активность гамма-волн на электроэнцефалограммах монахов была значительно выше, чем у студентов, еще до начала медитации, и чем большее количество лет они посвятили медитации, тем выше был их уровень гамма-волн.
Другое исследование, проведенное в Медицинском центре Калифорнийского университета в Сан- Франциско, подтвердило, что опытные буддисты, которые регулярно медитируют, не испытывают воздействия шока, беспокойства, изумления или гнева в той степени, которая характерна для других людей. Кроме того, оказалось, что медитация нейтрализует действие мозжечковой миндалины — части мозга, выполняющей роль центра воспоминаний, связанных со страхом. Дополнительные исследования показали, что у людей, недавно научившихся медитировать, симптомы псориаза (неизлечимого кожного заболевания) исчезают в четыре раза быстрее, чем у немедитирующих; кроме того, у начавших медитировать появляется больше антител после прививки от гриппа. Растущее количество исследований показывает, что чем большего мастерства вы достигаете в медитации, тем более здоровой становится ваша иммунная система.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что научное сообщество начало применять более серьезный подход к изучению реального воздействия медитации на мозг, эмоции и тело человека, и полученные данные знакомят все большее количество людей с исцеляющим влиянием буддийской практики.
Встреча умов
Западная психология, безусловно, внесла свой собственный вклад в достижение счастливого и здорового ума. С одной стороны, представители тибетских традиций многому научились, познакомившись с открытиями в области психологии и психиатрии. С другой стороны, профессионалы, работающие в сфере психического здоровья, могут обогатить свой арсенал методов благодаря глубине знаний тибетских духовных традиций.
Некоторые западные ученики буддизма, несомненно, могут получить пользу от психотерапии. Иногда люди могут скрывать свои психологические проблемы, маскируя их необычным колоритом и красотой духовных наставлений, — и, уклоняясь от этих вопросов, упускают важную возможность их осознания и проработки. Буддизм предлагает бесчисленные способы эффективной работы со сложными личными проблемами, тогда как терапия решает конкретные жизненные вопросы прямым и более знакомым способом — используя концептуальный ум для исцеления концептуального ума. Терапия часто играет неоценимую роль в развитии здорового эго и лучшего функционирования в сансаре. Однако буддийские наставления могут оказать нам бесценную помощь в уравновешивании нашего эго с нашими обстоятельствами и отношениями и в сведении к минимуму концептуального «хватающего» ума, который и есть первопричина всех наших эмоциональных проблем.
Я лично давно и глубоко интересуюсь западной психологией. В конце 1990-х годов Институт Лигминча предложил провести серию ежегодных семинаров «Психология Востока и Запада» с целью поддержания диалога с терапевтами. Однако проведение этих ежегодных ретритов прекратилось, когда у меня возникло отчетливое ощущение, что многие практикующие терапевты были склонны вносить изменения в учения мудрости ради собственных терапевтических целей. Психотерапия со времен Фрейда и Юнга находилась в состоянии постоянного изменения и сегодня превратилась во множество отдельных практических систем. Поэтому такие специалисты и к дхарме подходили с принципом «Давайте изменим всё, что следует изменить».
Несомненно, определенные аспекты учения нужно адаптировать, чтобы они могли стать реальной ценностью для современных западных учеников. Это относится к различным социокультурным элементам и языку, символике и метафорам, используемым для передачи учения. Сам исторический Будда подчеркивал важность назначения правильного лекарства для конкретной болезни пациента. Сегодня пациент изменился, и в некоторой степени болезнь и ее характерные черты тоже изменились; поэтому следует изменить и стиль обучения. Однако изменение методологии не означает изменения главного послания дхармы. Учение Будды предназначалось для представителей всех культур и всех живых существ. Поэтому буддистам и психотерапевтам следует сотрудничать друг с другом, не забывая об уважении к этой древней мудрости.