Практика цалунг с девятью пранами 12 глава




Чтение вдохновляющих книг или посещение занятий по духовному развитию помогает людям открыть в себе способность к изменениям, и в результате люди начинают чувствовать себя лучше. Но истина заключается в том, что в тот момент, когда эти люди попадают в ловушку собственных эмоций, они верят, что это случилось потому, что такова их природа, и ничего изменить нельзя. И это действительно проблема.

В один момент вы можете себя чувствовать великолепно, словно вы — самый лучший и прекрасный человек во всем мире; в следующий момент вы можете ощутить, будто погіали в ад. Или в какой-то период жизни вы можете на несколько лет попасть в ловушку негативных эмоций. Например, во многих городах существует неблагополучный район — «адский квартал», жители которого находятся во власти гнева. Каждая ржавая решетка на окне или разбитое стекло на мостовой свидетельствуют о чувстве гнева, и гнев наполняет чувство собственного «Я» обитателей такого квартала. И сами они становятся отражениями этой адской сферы: они надломлены, изуродованы, изувечены, опасны и оставлены всеми. И в то же самое время, всего в нескольких милях от этого района может быть расположен «благополучный квартал», где каждый дом имеет джакузи, бассейн и площадку для игры в гольф, а каждый житель уравновешен, безмятежен и чувствует себя баловнем судьбы. Представители одной нации могут отождествлять себя главным образом с измерением гордости, в то время как представители другой могут испытывать постоянную неудовлетворенность из- за голода или жадности.

Шесть миров

Вы можете видеть признаки различных эмоциональных идентичностей повсеместно и в каждом человеке, которого встречаете на своем пути. В бон-буддийской традиции объясняется, что существует шесть сфер, или миров (санскр. лок), из которых состоит вся сансара. Согласно учениям, каждый из шести миров населяет особый вид обладающих сознанием существ и каждый мир характеризуется определенной негативной эмоцией. Считается, что мы, люди, разыгрываем свои жизни исключительно в человеческом мире, где ревность составляет суть нашего чувства самоидентичности. Ясно, однако, что в какой-то период времени каждый из нас в некоторой степени отождествляет себя с каждым из шести миров и соответствующей ему эмоцией.

Вот эти шесть миров:

1. Мир ада управляется гневом, который принимает форму конфликта, напряжения, крика и насилия. В своем крайнем проявлении гнев может стать причиной смерти или войны. Чаще всего гнев только способствует сохранению наших проблем, поскольку вызывает боль и разрушение и заставляет нас утратить контроль над собой и забыть о самоосознании. Противоядием для гнева служит чистая, безусловная любовь.

2. Мир голодных духов характеризуется алчностью и жадностью. Жадность можно определить как чувство чрезмерной потребности, которая никогда не сможет быть удовлетворена, — она подобна попытке утолить жажду с помощью соленой воды. Жадность сама по себе способствует сохранению чувства утраты. Подумайте о любителе азартных игр, который постоянно проигрывает; никакой выигрыш ему не приносит удовлетворения, он продолжает играть снова и снова, постоянно думая: «Может быть, в следующий раз... Может быть, в следующий раз». Жадность тесно связана, например, с неуравновешенным отношением к собственности и сексуальности. Люди, находящиеся во власти жадности, стремятся к удовлетворению своих потребностей во внешнем мире, но не могут получить истинного удовлетворения, поскольку чувство утраты, ощущаемое ими, на самом деле представляет собой отсутствие знания о самих себе. Противоядием для жадности служит открытая щедрость.

3. Мир животных управляется неведением, которое приносит с собой чувство потерянности, ощущение огромной потребности в чем-то, но без понимания того, в чем же состоит эта потребность. Крайнее проявление неведения — это отсутствие знания о себе, или отсутствие врожденной осознанности (тиб. ма- ригпа), а противоядием для него служит мудрость. Мы также можем рассмотреть неведение с точки зрения сомнения. Сомнение вызывает замешательство, недоверие, страх, неуверенность и неуравновешенность. Глубочайшее сомнение — это сомнение в самом себе, и противоядием для него служит самоосознание. Истинное чувство отсутствия сомнений возникает, когда вы пребываете в природе ума, когда вы познаёте, что все совершенно, как оно есть, и что сами вы совершенны — и всегда были совершенны, с самого начала.

4. Мир людей характеризуется ревностью — чувством дискомфорта, возникающим, когда вы настороженно или внимательно охраняете что-то, к чему сильно привязаны. Объектом вашей привязанности может быть идея, отношения или имущество. Ощущая ревность, вы видите источник счастья как нечто внешнее по отношению к вам. Вы можете подумать: «Эта машина (особа, идея, похвала) предназначалась для меня, не для вас!» Из-за замкнутой, чрезмерно защитной природы вашей привязанности, противоядием для ревности служит великая открытость сердца, возникающая в результате соединения с вашей истинной сущностью.

5. Мир полубогов наполнен гордостью, которая связана с чувствами достижения и уникальности. Она обладает территориальным аспектом и кажется особенно связанной с эго и идентичностью. Обычно под гордостью подразумевают чувство превосходства, но иногда она связана с чувством ничтожности — как с «обратной стороной гордости». В обоих случаях мы чувствуем себя особыми и отличающимися от других, мы также можем быть нетерпимыми к другим, отличающимся от нас. Противоядием для гордости служит миролюбие и смирение, возникающие в результате соединения с нашей истинной природой.

6. Мир богов характеризуется ленью и легким присутствием всех негативных эмоций других пяти миров. Это «ленивое равновесие» приносит чувство эгоцентричного, летаргического наслаждения. Немного гнева, немного ревности, немного гордости... всех эмоций, но лишь малая толика. Эта фальшивая гармония заставляет нас чувствовать, что все наши желания и потребности удовлетворены, но что-то всегда нарушает это иллюзорное равновесие. Как только гармония пре^ вращается в дисгармонию или противоречие, мы ощущаем каждое омрачение еще сильнее, чем когда-либо, так же как и все остальные существа. Противоядием для этой эгоистичной радости служит всеохватывающее сострадание ко всем обладающим сознанием существам, возникающее из самоосознания.

Это не значит, что любая из этих эмоций полностью негативна. Эмоции могут сослужить хорошую службу нам — сансарическим существам, всегда зависящим от условий и относительной истины. Даже гнев может побудить нас к действиям или вдохновить нас, наделить нас силой или защитить нас, но только в том случае, если мы знаем, как его использовать. Нам необходимо научиться обращаться со своими эмоциями наилучшим образом, извлекать пользу из них и, освободившись от их власти над нами, радостно работать с ними для достижения благосостояния и просветления.

С точки зрения сансары мир богов — это прекрасное место, где каждый хотел бы оказаться. Кто не стремится к равновесию, безопасности и удовлетворению всех своих потребностей? Но согласно наставлениям, мир богов представляет собой лишь еще один мир страданий, и нам нужно покинуть его пределы, если мы хотим достичь истинного самоосознания. Если вы долго остаетесь в мире богов, то увеличиваются шансы того, что в следующей жизни вы не опуститесь в мир полубогов, а отправитесь прямо в ад. Это чувство ленивого наслаждения приносит ложное чувство безопасности и освобождения; для находящегося в мире богов все видится совершенным и, кажется, будет длиться вечно, но время течет быстро, и вскоре, еще до того, как произойдет перемещение из мира богов, весь ваш мир начинает разрушаться.

Падая, вы падаете далеко и быстро. И погружаетесь в страдания, как только понимаете, что все ваши представления о самих себе как о самосветящихся и защищенных от любых бед существах были основаны на иллюзии.

Большинство психотерапевтов могут не согласиться с воззрениями буддизма о том, что человек может освободиться от негативных эмоций. И все же, если у нас

нет гнева, жадности или гордости, мы поистине ничего не теряем. Человек, приблизившийся к состоянию просветления, просто не подвержен эмоциям в той степени, в какой им подвержены другие. И если вы достигли такого состояния — это замечательно.

Дхарма объясняет, что в каждом из шести миров присутствует причина или условие, удерживающее обладающих сознанием существ в соответствующем мире и не позволяющее им осознать их истинную природу. Каждая негативная эмоция оказывает определенное воздействие и приводит к определенным результатам. И каждая затемняет истину. Каждая вносит дисгармонию в наши отношения с окружающими людьми и не позволяет нам почувствовать красоту момента. И каждая, неизбежно, приводит к страданиям.

Путешествие к новой идентичности

Осознав, с каким миром мы себя отождествляем, мы стремимся свести к минимуму нашу боль и страдания. Обычно мы пытаемся улаживать свои проблемы во внешнем мире. Например, когда мы чувствуем себя обитателем ада, то внезапно набрасываемся на человека, который нас рассердил. Или мы хотим изменить стиль своей одежды, прическу, работу, партнера, город, страну, в которой живем, или даже свое имя.

Эти внешние изменения могут принести временное облегчение, но они не могут коренным образом преобразить наше существование. Например, мир ада настигнет нас в отношениях с новым партнером, на другой работе или на другом конце света. В каждом новом городе мы будем сталкиваться с такими же надоедливыми соседями и сотрудниками, только с новыми именами и лицами. Проблема с окном в старом доме превратится в проблему- с дверью в новом доме. Даже юноша, который, стремясь избежать армии, уехал в тибетский монастырь, может обнаружить в этом монастыре такого же босса, отдающе-

го приказы, такую же строгую дисциплину и такого же поборника строгой дисциплины, от которых он пытался убежать. Причина того, что вы переживаете опыт определенного мира в своем внешнем окружении, состоит в том, что эмоция этого мира присутствует внутри вас. Вы можете увидеть только то, кем являетесь, — и тот, кто вы есть, определяет то, что вы видите вокруг себя.

На концептуальном уровне вы можете понимать, что любая проблема — это не более чем проекция вашего ума, иллюзорная и преходящая. Но пока эмоция остается с вами, она кажется очень реальной. Она заполняет все ваше сознание. Когда вы ведете беседу, эмоция есть. Когда вы смотрите фильм, она тоже есть. Когда вы засыпаете и видите сны, она все еще есть. Она есть в той же степени, как и все остальное.

Наша эго-идентичность весьма искусна в сохранении этих состояний и ощущений внутри нас. Наше представление о самих себе определяет то, как мы себя чувствуем на эмоциональном и энергетическом уровнях, как мы относимся к другим людям и как воспринимаем внешний мир. Только на самом деле изменив представление о самих себе, мы сможем изменить наш взгляд на мир и наше восприятие реальности. Если мы обладаем правильным взглядом, то у нас не возникает причин для гнева. Если у нас нет причин для гнева или разрушения, то, совершая прогулку по «адскому кварталу», мы не подвергнемся опасности гнева. Вообще говоря, если мы обладаем правильной идентичностью и правильным взглядом, то ни один из шести миров не сможет проявиться в нашей жизни.

Я знаю, что могу изменить свою идентичность, и я хочу ее изменить, поскольку понимаю, что мое текущее состояние не позволяет мне раскрыть весь свой потенциал. Как же мне изменить свой взгляд и самоидентичность? Для этого нужно совершить внутреннее путешествие в психологическое измерение — в те области энергии, где были созданы существующие у вас в настоящее время виды

идентичности, — например, идентичность обитателя ада или какого-то другого существа.

Представьте себе, что вы переживаете трудный период в своей жизни, поскольку сильно рассердились на кого-то. Обратив свой взгляд внутрь, вы увидите человека, который попал в мир ада. Тот, кого вы увидели, — не прирожденный будда, не существо из мира богов и не голодный дух. Это личность, которая, буквально, встретилась лицом к лицу с адом. Исходя из опыта, вы не можете точно указать, где эта личность находится. Однако если вы погрузитесь глубже в этот опыт, то почувствуете боль. Вы можете почувствовать ее в определенных областях своего тела.

Этот опыт существа ада может проявиться в виде физической болезни или особого вида энергии. Он может принять форму замешательства или душевного страдания. Даже если вы чувствуете себя достаточно открыто, расслабленно и не испытываете гнева, вы все еще можете обнаружить, что на тонком уровне вы отождествляете себя с образом обитателя ада.

Такое осознание образа собственного «Я» обладает могущественным воздействием, поскольку предоставляет возможность для трансформации. Если вы сможете совершить путешествие в глубины своего представления о самом себе и отыскать там семя своей идентичности, то посредством Практики шести лок вы сможете удалить это семя и в результате соответствующая негативная эмоция исчезнет бесследно.

Существо света

Теперь вы можете просто закрыть глаза и произнести: «Я хочу очистить мой мир ада». Существует «Я», которое находится в аду и хочет его очистить, и наряду с этим существует «мой мир ада», который это «Я» хочет очистить. Но обитателю ада очень сложно или практически невозможно очистить ад. Этому «Я», которое хочет очистить мир ада, необходимо выработать более высокое представление о самом себе, стать высшим «Я» и очень чистым. Представьте, что теперь вы отождествляете себя не с гневом, а с чистой любовью. Вы чувствуете любовь в глубинах своего тела, своей энергии и своего ума. Представьте, что вы в одинаковой степени воплощаете в себе щедрость, великую мудрость, открытость, миролюбие и сострадание. Вам потребуются эти качества-противоядия для очищения и трансформации шести нарушающих душевное равновесие эмоций и их проявлений в вашей жизни.

В традиции бон Шенлха Окар — существо мудрости — олицетворяет все эти совершенные качества (см. рисунок 13.1). Таким образом, визуализируя на практике, как мы преображаемся в это божественное существо света, мы действительно становимся воплощением этих качеств. Благодаря силе нашего ума и благословениям и полномочиям, которыми наделяет нас божество, мы ощущаем немедленную и глубокую трансформацию нашего ума, нашей энергии и всех клеток нашего тела. Насколько хорошо мы можем очистить наши негативные эмоции, зависит от того, насколько мы способны воплотить эти качества божества глубоко внутри нас — там, где мы ощущаем себя более сильными, более цельными, спокойными и зрелыми. В момент трансформации мы стремимся ощутить произошедшее изменение как можно более ясно, сильно и непосредственно: «Теперь я — божественное существо света». Это не «Я думаю, что преобразился» или «Я попытался трансформировать себя». Мысли, подобные этим, свидетельствуют об отсутствии качеств существа света.

Обычно, когда вы представляете перед своим мысленным взором определенного человека — своего раздражителя, — внутри вас сразу же и без усилий рождается эмоция гнева.


 

Шенлха Окар (божество мудрости Белого Света), в тибетской традиции бон также известен как Лхачиг (великий бог). Его изображают в центре Древа Прибежища бон (тиб. Цогшинг). У Шенлха Окара одна голова и две руки. Его ладони сложены под пупком в жесте медитации. Его тело имеет светящийся белый свет и украшено прекрасными

символами мирного божества. Восседая на «троне снежного льва», он пребывает в чистой стране. Шенлха Окар воплощается ради блага всех существ в виде «шести подчиняющих божеств мудрости» (будд шести миров сансары), чтобы привести всех существ шести миров (тиб. кхам, санскр. пока) от страданий к освобождению.

Но если вы преобразились в божественное существо света, то в момент, когда вы обращаете свой взгляд внутрь и видите образ этого человека, ваш опыт отличается от предыдущего. Теперь у вас нет причин для гнева; теперь вы чувствуете красоту. Теперь вы испытываете сострадание к этому человеку, все несчастья которого возникли из-за его неведения и отсутствия истинного знания о самом себе. И теперь вы, как существо света, вдохновленное состраданием, из своего сердца посылаете лучи света, которые, попадая в энергетическое измерение мира ада, очищают и делают совершенными все негативные образы и их окружение.

Вы можете достичь более глубокого уровня в практике и очистить все кармические семена гнева. Существуют шесть семян, порождающих шесть негативных эмоций, а также шесть семян, из которых вырастают шесть противоядий для этих негативных эмоций. Каждое семя эмоции создано из тонкой праны, связанной с кармическими следами. В практике медитации мы используем тибетские буквы, чтобы распознавать эти кармические семена. Например, ДУ — это семенной слог миров ада; когда мы сжигаем мысленный образ ДУ, то это умозрительное действие помогает нам сжечь кармический образ ада.

Реальные результаты

Когда мы сожгли это семя, мы преобразились в божественное существо, которому теперь под силу сделать совершенными всех адских существ и все миры ада, трансформируя их в будд любви и чистые страны любви. И там, где раньше были чувства и образы гнева и ненависти, теперь будут только образы любви.

В результате практики может произойти реальное изменение. Возможно, встретив своего раздражителя снова, вы обнаружите, что ощущаете ббльшую открытость по отношению к нему, — а после еще нескольких сеансов практики сможете почувствовать даже и малую толику любви. И эти изменения будут сохраняться по мере того, как сами вы начнете изменяться.

Практика приводит к чудесным результатам, когда вы доверяете ей и применяете ее. Когда у меня возникают проблемы с каким-то человеком, то регулярное выполнение Практики шести лок помогает мне увидеть этого человека совершенно в другом свете. Я часто рекомендую терапевтам, получающим эти наставления, преобразиться в существо света перед приемом пациентов. Все эти качества любви, сострадания и открытости могут принести пользу в их работе.

Вы можете ощутить, что преобразование произошло в течение одного сеанса визуализации, но без регулярной практики трудно добиться любого вида долговременных изменений. Например, одна моя знакомая постоянно конфликтовала со своей матерью. Она говорила мне, что всегда хотела, чтобы ее мать была менее критичной и раздраженной, чтобы она была более спокойной, любящей и доброй. Однажды эта женщина рассказала мне, что отправилась к своей матери с твердым намерением улучшить их отношения. Во время своей поездки она ощущала, что полна сострадания, любви и добрых чувств. Но как только она подъехала к дому матери, последняя приветствовала свою дочь критическим замечанием: «Что ты сделала со своими волосами?» И в то же мгновение вся любовь и сострадание моей знакомой «вылетели в окно». И только после того, как она отреагировала на реплику матери в своей привычной манере — с обидой и гневом, она вспомнила о цели своего визита. «Да, у меня не очень удачная прическа, но давай зайдем в дом и выпьем по чашечке чая», — ответила она. Но когда внутри у человека бушуют эмоции, а внешне он старается быть добрым и спокойным, это отнимает у него много сил.

Но если бы дочь регулярно выполняла Практику шести лок, и это я легко себе могу представить, то ее опыт мог оказаться совершенно другим. Предположим, что она занималась этой практикой в течение получаса каждый день. И во время каждого сеанса она преображалась в божественное существо света, вызывая в памяти при этом образ матери как гневного существа ада; она бы ощущала страдания своей матери; она бы культивировала в себе великое сострадание; и она сжигала бы этот образ и его кармические семена; она наделяла бы силой свою мать и делала ее совершенной, как и всех других существ этого мира. И в какой-то момент этот образ исчез бы бесследно. Ее мать действительно стала бы любящей и прекрасной личностью. И ко времени визита к своей матери дочь смогла бы встретиться с ней в состоянии открытого пространства и нашла бы в себе силы ответить с юмором на негативные комментарии. Эти две женщины смогли бы прекрасно провести время: выпить по чашке вкусного чая в радостной атмосфере, обмениваясь шутками по поводу прически дочери. И это все стоило бы дочери гораздо меньше усилий.

Выполнение данной практики на самом деле приводит к замечательным результатам. Это можно сравнить с выходными, проведенными в обществе счастливого человека, — когда вы возвращаетесь домой, окно или дверь, которые раньше были для вас источником беспокойства, вызывают у вас меньшее раздражение. Влияние этого человека оказало позитивное воздействие на вас и помогло вам на какое-то время изменить свой взгляд на окружающий мир. Вы увидели свои проблемы в новом свете. Преображение в существо света и обретение новой самоидентичности приводят к таким же изменениям.

Одни люди воспринимают эту практику как способ преодоления психологических и эмоциональных препятствий, но другие способны увидеть ее более глубокое значение. Мои «адские качества» не только не позволяют мне полноценно жить, работать и общаться с людьми, они также препятствуют познанию моей истинной сущности, природы ума и тончайших аспектов мудрости. Самый глубокий опыт трансформации в божественное существо света заключается в том, чтобы стать божественным существом света. И этот опыт выходит за пределы ненависти и любви, гордости и миролюбия, желания и щедрости. Это всепроникающий, безграничный взгляд, который чрезвычайно важен для практики дзогчен.

14. ПРАКТИКИ УМА

Эта глава предлагает ряд инструкций для практик, связанных с вратами ума, хотя на самом деле четких границ между телом, речью и умом не существует. Например, Практика шести лок приведена здесь в качестве практики ума, поскольку она сосредоточивает внимание на понятии идентичности; однако это не означает, что ее нельзя применять, когда вам нужна помощь в излечении от телесной болезни. Аналогичным образом вы можете использовать каждую практику, описанную в главах о теле и речи, в том числе каждую физическую позу йоги и каждую мантру, как врата к просветленному уму, ибо все зависит от того, на чем вы делаете акцент.

Данную главу я начинаю с подробных инструкций по выполнению Практики цалунг с девятью пранами. Затем предлагаю Практику трех священных слогов («дыхание светом») — практику простую, но глубокую, которая поможет вам достичь опыта равновесия, открытости, осознанности и единства и познакомит вас с этими основополагающими для дзогчен понятиями. Завершается глава упрощенным вариантом Практики шести лок.

Практика цалунг с девятью пранами

Данная практика цалунг, заимствованная из Материнской Тантры традиции бон (тиб. Ма Гью), представляет собой превосходную помощь для других практик ума. Посредством одновременного фокусирования ума, дыхания и физического движения физические упражнения цалунг открывают чакры и каналы, наряду с этим очищая и истощая омрачающую прану. Выполнение этих упражнений в начале любого сеанса практики поможет вам научиться более легко пребывать в состоянии сосредоточенного, открытого осознания медитации созерцания. Кроме того, упражнения цалунг позволят вашим молитвам и просьбам стать более глубокими и сильными.

В своих наставлениях о Трех Вратах, как и в книге «Тибетская йога дыхания и движения», я показываю практику цалунг прежде всего как практику телесную. Здесь мы можем рассматривать ее как вспомогательную практику для соединения с умом и праной, как это описано в главе 12. Для начинающих первоначальные инструкции, приведенные ниже, могут показаться немного сложными, но на самом деле данная практика довольно проста. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что практикующий:

• вдыхает чистый воздух осознания;

• удерживает дыхание в местоположении определенной чакры;

• физически разминает область внутри и вокруг чакры;

• выдыхает прану через определенный канал, и вместе с ней все негативные образы и энергетические нарушения растворяются в пространстве, а более просветленные качества получают возможность течь в своих естественных, позитивных направлениях.

Для достижения наилучших результатов прочтите всю главу до конца и осмыслите информацию, представленную ниже. Затем просто расслабьтесь, выполните практику и поверьте, что желаемые результаты будут достигнуты. Чем чаще вы выполняете упражнения цалунг, тем легче будет становиться эта практика для вас.

Пять движений цалунг подробно рассматриваются в моей книге «Тибетская йога дыхания и движения». Я описал ниже только одно из движений. Новыми здесь, по сравнению с «Тибетской йогой дыхания и движения», являются инструкции по задействованию девяти пран, проанализированных в главе 12.

Если вы уже выполняли упражнения цалунг, то вам будет легче заниматься с девятью пранами. Это может сделать вашу практику сильнее и глубже.

Четыре стадии дыхания

Движение жизненной сипы цалунг, описанное ниже, особым образом работает с сердечной чакрой — самой важной чакрой тела, расположенной в середине центрального канала. Во всех упражнениях цалунг существует четыре стадии дыхания:

1. Вдох. Во время вдоха почувствуйте, что дыхание действительно несет с собой осознание. Вдох обладает благотворным качеством: вы вдыхаете позитивные и «питающие» аспекты воздуха, в частности те качества, в которых нуждаетесь. Вдохните эту чистую прану через боковые каналы и почувствуйте центральный канал, и особенно сердечную чакру, наполнив их позитивной энергией'.

2. Задержка дыхания. Удерживая дыхание в сердечной чакре, почувствуйте, что вы удерживаете позитивные качества, как сосуд удерживает нектар.

3. Повторный вдох. Повторный вдох создает тепло и энергию, необходимые для распространения и распределения нектара по всему телу, в то время как вы продолжаете концентрировать внимание в главной точке фокуса — сердечной чакре.

4. Выдох. В конце движения выдох истощает, удаляет и очищает прану или ветры, причиняющие вред. По мере раскрытия и очищения сердечной чакры и каналов активизируется прана жизненной силы, а также другие позитивные праны.

Воздействие движения

В каждом упражнении цалунг вы выполняете некоторое физическое движение, удерживая дыхание для генерирования священного тепла и блаженства. Это внутреннее тепло и блаженство, взаимодействуя, «пере-

* Описание трех каналов включено в инструкцию к практике» представленную ниже.

варивают» эмоции и прочие, более тонкие омрачения, способствуя более легкому освобождению от них вместе с выдохом. Омрачения укореняются там, где нет тепла и блаженства.

Если вам трудно удерживать дыхание в продолжение всего движения, вы можете сделать повторный короткий вдох. Если этого недостаточно, вы можете уменьшить число повторов движения. Со временем постарайтесь увеличить свою выносливость таким образом, чтобы совершать все необходимые повторы в течение одной задержки дыхания.

Сердечная чакра

Сердечная чакра — это дворец священного и место пребывания изначального Будды Самантабхадры. Направление внимания и открытие сердечной чакры — это возможность для нас приблизиться к Самантабхадре.

Прана жизненной силы

Практика жизненной силы цалунг помогает нам соединиться с потоком праны жизненной силы — драгоценного ветра, важнейшего для достижения просветления, а также активизировать и открыть его. Когда прана жизненной силы сильна, а сердечная чакра открыта, то человек переживает яркие опыты ясности и жизнестойкости. Когда она слаба, то человек неустойчив, его сознание затуманено, а память ослаблена. Если эта прана отсутствует, наступает смерть. Несбалансированная прана жизненной силы может проявиться как ненависть или гнев; если она уравновешена, ее проявления положительны: счастье, радость, сильная воля и развитие мудрости. Эта прана имеет белый или ясный цвет и связана с элементом Пространства.

Выбор из девяти пран

Кроме высвобождения праны жизненной силы, практика цалунг также служит для освобождения, очищения или истощения одной или более из девяти пран, представленных в таблице 12.1. Для того чтобы определиться, с какой праной работать, выделите ту прану, которая оказывает самое негативное влияние на вас. Попробуйте «отойти в сторону» и взглянуть на самого себя более объективно, как терапевт смотрит на своего пациента или лама — на своего ученика. Сделав это, вы сможете со всей очевидностью увидеть, какая форма праны снабжает топливом ваш опыт. Если вы, например, чрезмерно критичны в своих концептуальных мыслях, вам стоит поработать с праной лошади ума. Если вы эмоционально нестабильны, вы можете поработать с праной грубых ментальных повреждений.

Со временем, чтобы познакомиться со всеми формами праны, вы можете захотеть выполнить практику с каждой из них. В каждом отдельном случае старайтесь соединиться с праной настолько ясно и живо, насколько сможете. Например, вы можете пробудить прану силы кармы, воссоздав в памяти мысленный образ своего раздражителя или другой сценарий, который непременно «нажмет на все ваши кнопки». Для соединения с праной, нарушающей равновесие телесных соков, вы можете обратиться к образу больной части тела. В представленном ниже разделе «Инструкции для визуализации девяти пран» содержатся специальные рекомендации для каждого вида праны.

Я предлагаю работать только с одной праной до тех пор, пока вы не познакомитесь с ней достаточно хорошо. Позже вы можете включить в один цикл дыхания вторую, более тонкую прану, а со временем и третью. Я рекомендую задействовать три праны в одном цикле дыхания, поскольку считаю, что это число поддается управлению в процессе выполнения практики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: