ГУМАНИТАРНОЕ АГЕНТСТВО АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2000 4 глава




Однако здесь я хотел бы, оставаясь в рамках упомяну­той дискуссии, использовать это сновидение только в ка­честве примера активного существования в бессознатель­ном сказочных мотивов, не входя в подробности. Сейчас мне хотелось бы вернуться к самой сказке и высказать не­которые мысли о ее значении для детей. Как правило, сказка оказывается первым и самым ранним продуктом ду­ховной культуры, с которым человек приходит в сопри­косновение и который он воспринимает. Если отвлечься от сказок, созданных писателями, то можно утверждать, что сказка возникает не в воображении отдельного чело­века, а относится к коллективным духовным образам куль­турного пространства, которые создавались совместным творчеством поистине бесконечного множества людей, до их фиксации в известных нам письменных формах. Как уже упоминалось, в других культурах и в более ранние вре­мена нашей культуры очень высоко оценивалась роль сказ­ки применительно к воспитанию и образованию челове­ка. Использовалась сказка и в качестве средства исцеле­ния. В индийской медицине и у аборигенов Австралии существуют терапевтические методики для психически дез­ориентированных людей, которым для медитации назна­чается сказка, отражающая их проблемы7. Такое отноше­ние к сказке исходит из того, что в ней содержится нечто большее, нежели только красивая и интересная история. Оно базируется на предпосылке, что сказка представляет собой ценность, при известных обстоятельствах целитель­ную, для образования и формирования внутреннего мира человека. Персонажи и образы, равно как и действие сказ­ки, переживаются скорее не как реально происходящие во внешнем историческом мире, но как персонификации внутренних душевных образов и событий. Они являются символами и замещают то, что разыгрывается у человека в динамике его душевной жизни и для чего не найти бо­лее глубокого и полного отражения. — Я попытаюсь сей­час рассмотреть с этой точки зрения одну из известных немецких народных сказок применительно к определен­ным проблемам душевного развития ребенка. В качестве примера мне хотелось бы взять сказку о Гензеле и Гретель, содержание которой, в привычной редакции братьев Гримм8, я здесь вкратце напомню.

Сказка ведет нас в семью дровосека, где царит боль­шая нужда. Когда весь хлеб, кроме последней полови­ны каравая, был съеден, родители, по инициативе ма­чехи, решили отвести детей в лес и там их оставить. Но дети слышат об этом замысле, и Гензель собирает ка­мешки, которые он по пути бросает за собой, чтобы с их помощью найти дорогу домой. Придя в лес, родите­ли разводят огонь, дают детям последний кусок хлеба и велят им полежать у костра, пока отец поблизости ру­бит дрова. Они обманывают детей, выдавая шум ветра в ветвях деревьев за стук отцовского топора, а сами воз­вращаются домой. Заснувшие у огня Гензель и Гретель дожидаются лунного света и при помощи камешков на­ходят дорогу домой.

Долго ли коротко, но в семье опять наступает такая же нужда, и на этот раз мачеха заперла дверь, так что до камешков было не добраться. Чтобы пометить путь, Гензель использует хлебные крошки, но их склевывают птицы. Итак, на этот раз дети действительно были ос­тавлены в лесу и предоставлены самим себе. Проблуж­дав три дня, они встречают белую птицу, чье пение ка­жется им очень привлекательным. Он идут за ней, и она приводит их к домику, «из хлеба сделанному и пирож­ками украшенному, окна которого были из прозрачно­го сахара». Затем следует известная сцена, в которой де­ти откусывают от домика и на вопрос ведьмы, кто гры­зет ее дом, отвечают: «Ветер, ветер, дитя небес». Ведьма сначала приветливо принимает их, ставит перед ними богатое угощение и укладывает в мягкую постель. Но на следующее утро она запирает Гензеля в хлеву, чтобы от­кормить его, как гуся, и потом съесть, в то время как Гретель должна убирать дом и готовить пищу.

Только благодаря хитрости Гензеля, который все время вместо пальцев протягивает ведьме косточки, процесс пожирания детей удается отсрочить. Но в кон­це концов Гретель все же приходится затопить печь, куда она, прибегнув к хитрости, заталкивает саму ведьму, ко­торой придется там сгореть. Дети спасены, они завладе­вают всеми сокровищами, накопленными в доме ведь­мы, и отправляются домой. При этом они сталкивают­ся с непреодолимой водной преградой, которая служит границей магической области, ведьминого леса. Здесь им помогает утка, которая переносит на другой берег сначала Гретель, а потом Гензеля. Когда они прибыва­ют домой, то узнают, что пока их не было, мачеха умер­ла. Теперь, благодаря добытым сокровищам, отец и де­ти могут жить мирно и счастливо, не зная нужды.

Будет правильнее всего, если в своих рассуждениях мы в первую очередь займемся центральным персонажем по­вествования, ведьмой. Для нее характерны две основные черты. Во-первых, она, полностью и однозначно зла, в противоположность другим схожим сказочным персона­жам, например, госпоже Метелице, которая проявляет свои, присущие ей как ведьме качества только по отно­шению к ленивице. Во-вторых, на первом плане очень от­четливо выступает ее связь с едой: она обитательница съе­добного домика. Подчеркивается, что она щедро угощает встретившихся ей полуживых от голода детей. Она откарм­ливает Гензеля и, наконец, собирается сварить, зажарить и съесть детей. Таким образом в ее фигуре олицетворяется глубокая, древняя и архаичная человеческая проблема, о которой еще Шиллер9 сказал:

«Einstweilen, bis den Bau der Welt

hilosophie zusammenhält,

Erhält sie (gemeint ist die "Natur") das Getriebe,

Durch Hunger und durch Liebe».

<Любовь и голод правят миром. >

Эта ведьма является злой демонической материнской фигурой, которая пользуется голодом детей для того, что­бы заманить их под свою власть, держать в плену, исполь­зовать в своих эгоистических целях их труд, как в случае Гретель, и в конце концов сожрать. Мы можем спросить: да существуют ли такие матери? На этот вопрос следует отве­тить: и да, и нет. Нет, потому что зло в чистом виде у лю­дей не встречается, а если и встречается, то очень редко. Сказочные персонажи — это типы, и они содержат в себе только типические общечеловеческие черты, но лишены то­го многообразия различных характеров и качеств, часто противоречивых или сопутствующих друг другу, которые присущи отдельным людям. На этом особенно настаивал М. Люти (М. Luethi)10. Ответить на наш вопрос «да» следу­ет потому, что слишком многим матерям свойственно бо­лее или менее бессознательное стремление к тому, чтобы, балуя ребенка, удерживать его при себе, покупать его лю­бовь с помощью сладостей, мешать ему становиться самостоятельным, стремление использовать само его существо­вание для удовлетворения собственных потребностей и пре­тензий. Мы знаем много случаев тяжелых детских неврозов, когда такая «пожирающая материнская любовь» фактиче­ски поглощала собственную личность человека, находяще­гося в процессе становления. Более того, если мы будем вполне честны с самими собой, то нам придется признать, что в той или иной степени все мы можем отыскать такое стремление в себе.

От нас требуется постоянное и серьезное самовоспита­ние, чтобы предотвратить использование детей для удовле­творения своих собственных потребностей.

С помощью этих рассуждений, которые здесь нет воз­можности продолжать, один ответ на вопрос о психологи­ческом значения для ребенка сказки мы уже нашли.

На примере сказочных персонажей ребенок бессозна­тельно научается избегать опасных для его собственной личности требований и претензий персонажей внешнего мира. Он обучается тому, как выстоять против превосходя­щих сил, какими являются взрослые по отношению к де­тям, какие существуют формы и возможности обращения с этими силами и ка^к их можно в конце концов одолеть.

Но я полагаю, что эта сторона не является самой важ­ной, поэтому теперь нам надо сделать следующий шаг, уже упоминаемый в начале, перенеся сказку и ее персонажей во внутренний мир ребенка. В ведьме мы теперь замечаем не только негативную сторону «чрезмерно покровительствую­щей» («overprotective mother») матери, в своем крайнем проявлении, буквально, «пожирающей матери», которая действительно существует во внешнем мире, но мы пред­полагаем, что в этой фигуре содержится присущая ребенку проблема. То есть, попросту говоря, мы предполагаем, что в самом ребенке существует нечто такое, что можно рас­сматривать как ведьму. Чтобы ответить на вопрос, о чем здесь идет речь, вернемся еще раз к нашей сказке.

Сказка о Гензеле и Гретель вновь указывает на очень от­четливое разграничение двух миров. Во-первых, мир реаль­ной повседневности, в котором живет дровосек со своей семьей, и во мраке леса — другой, магический мир, в котором существуют ведьма, утка-помощница, несметные со­кровища и т. п.

Если мы вновь перенесем этот мотив в душевную об­ласть, то можно сравнить реальный мир повседневности с нашим сознанием, а чудесный магический мир — с нашим бессознательным. Но не следует упускать из виду, что все эти диковинные, неправдоподобные вещи, которые там случаются, точно так же характерны для наших снов и фантазий, являющихся манифестациями нашего бессозна­тельного. В сказке о Гензеле и Гретель в этой области гос­подствует ведьма, один из главных и важнейших персона­жей магического царства, на котором мы позднее остано­вимся подробнее. Мы неоднократно встречаем эту фигуру то как ведьму, то как паучиху в североамериканских сказ­ках или бабу-ягу12 в русских, — как прародительницу, как бабушку или просто старуху, которая располагает глубо­ким знанием природы, как, например, в «Пляшущих баш­маках» (Zertanzten Schuhen), где она объясняет солдату, ка­ким образом он должен поступить, чтобы изгнать прин­цессу ночи. Она отчасти добра, отчасти зла, что относится, например, к Госпоже Метелице, и представляет, таким об­разом, архетипическую материнскую фигуру, обладающую огромными знаниями и силой, и может выступать то в ка­честве помогающей людям и утешающей их, то в качестве демонической разрушительной силы. Этот сказочный пер­сонаж находит свою мифологическую параллель в великих богинях природы дохристианских религий и представляет персонификацию глубокой, могущественной и значитель­но превосходящей сознательное Я человека природной силы.

Таким образом мы можем теперь уяснить себе, что на­ше сознательное Я отнюдь не всегда является господином в собственном доме, но что мы, люди, бываем руководимы глубокими психическими силами, и наше умение обращать­ся с ними оставляет желать многого. Хорошо, если мы мо­жем служить благодатным творческим и продуктивным си­лам, в противном случае мы становимся жертвами темных демонических стремлений, таких, как алчность, разруши­тельный гнев и патологическое обжорство.

Но попробуем еще раз вернуть эти уже упомянутые ми­фические образы в повседневность, и именно в повседнев­ные переживания детского существования. Это нужно для того, чтобы еще раз вернуться к самому началу становле­ния человека: первоначально ребенок составляет психиче­ское и физическое единство с матерью, и только посте­пенно, в течение многих лет развития, ему более или ме­нее успешно удается освободиться, отделиться и стать самостоятельным, выйдя из этого состояния единства. Се­годня мы знаем, что отклонения этого процесса в ту или в другую сторону не могут не нанести тяжелого вреда ре­бенку, с которым это происходит. Раннее предоставление самостоятельности, в предельном случае отсутствие мате­ри, как у детей в детских домах, дает остановку и регрес­сию физического и психического развития: это хорошо по­казывает Р. Шпиц13. С другой стороны, слишком сильная связь с матерью наносит ущерб самостоятельности и ин­дивидуальности ребенка. Учитывая эти особенности чело­веческого развития, фактор матери, если можно так выра­зиться, в соответствующей ситуации приобретает негатив­ный или позитивный характер.

Перенесение на повседневность может иметь следую­щий вид:

Ребенок, впервые появляясь в мире, из жизненных средств заботится лишь о соске. Созревание требует совер­шить большую работу: он должен преодолеть свой собст­венный страх и связанное со страхом стремление остаться в безопасности, позволить заботиться о себе, оставаться до­ма. Если ребенок поддается этому стремлению и говорит: «Нет, я лучше все же не пойду», его хватает ведьма, и он сидит, как Гензель, за решеткой. В противном случае он вступает в конфликт с ведьмой. Мир не является слишком приветливым для детей местом, и часто никто не в состоя­нии позаботиться о ребенке. Взрослые проталкиваются впе­ред, не оглядываясь. И вновь ребенок должен преодолевать страх, а вместе с ним и побуждение укрыться за материн­ской юбкой. Здесь надо обратить внимание на то, что нуж­но торговаться, меняя заботливо сберегаемый грош на во­жделенную соску. Если ребенок это сделал, значит он вновь одолел ведьму, все беды окончились, и можно нести домой сокровища и тому подобные «соски». Здесь снова то, что в сказке зовется ведьмой, является глубоким инстинктивным импульсом предпочесть уютному теплому гнезду борьбу за овладение внешним миром. Сказка лишь убедительно изо­бражает то, что происходит за фасадом такого желания безопасности. Итак, мы можем дать второй ответ на вопрос о психологическом значении сказки для ребенка:

Ребенок должен научиться сосуществовать с глубокими инстинктами своей собственной натуры и должен утвер­ждать свое Я, противостоя этим часто превосходящим си­лам. В образно-символической форме сказки предлагают ребенку типичные образцы и способы, позволяющие вы­стоять в этой борьбе.

Если мы с этой точки зрения рассмотрим такой мотив, как сжигание в печке ведьмы, то обнаружится другой, бо­лее глубокий смысл, подобно тому, как так называемая жес­токость природы в большинстве случаев гораздо менее жес­тока, чем то, что делает так называемый цивилизованный человек. Печь, в свою очередь, сама является материнским символом, из нее появляется на свет румяный и поджари­стый хлеб. Путь от добывания зерна до приготовления хле­ба — это путь превращения природного продукта в специ­фически человеческую пищу. Так печь одновременно явля­ется символом превращения, во время которого природная сила должна быть преобразована в нечто, потребляемое че­ловеком. Сказка свидетельствует, что негативно-демониче­ская сторона материнского инстинкта созрела для измене­ния и должна его претерпеть. Вполне типично для сказки исчезновение мачехи после сгорании ведьмы, указывающее на тесную связь с проблемой соотношения сознания и бес­сознательного. Если в сознании ситуация исчерпала себя и не изменяется путем новых опытов, то в жизни наступает стагнация и своего рода голод. В этом случае приходится идти навстречу стремлениям, которые можно уподобить ма­чехе, толкающей детей в царство бессознательного.

Таким же образом мы можем интерпретировать белую птицу с ее прекрасным пением. Птицы очень часто олице­творяют в снах мысли, фантазии, интуитивные идеи или духовные содержания. Белый — это цвет веры, блага, мира и радости. Собственно, можно было бы ожидать в этой сказ­ке встречу с черной птицей, потому что она является вест­ником беды, соблазняя детей последовать за собой к дому ведьмы, то есть воплощает, казалось бы, негативную, тем­ную и злую идею. Но белый цвет здесь неслучаен. Сказка права, находя, что это блестящая позитивная идея — по­встречать пряничную ведьму и вступить с ней в контакт, — и мы уверенно присоединяемся к этому мнению.

Подобным же образом можно взглянуть на манипуля­ции Гензеля с камешками и хлебными крошками. Камеш­ки могут быть уподоблены оцепенению и смерти, и если мы держимся за них, то сумеем вернуться обратно, но больше ничего не сможем сделать. Остается та самая прежняя ну­жда, остается старый голод. Есть немало взрослых людей, которые, размышляя или совершая действия, тоже посто­янно рассыпают камешки, однако в этом случае им нико­гда не выбраться из заколдованного круга привычного. Но когда выброшен хлеб, являющийся, как мы только что ви­дели, претерпевающей изменения субстанцией, кое-что происходит. Тогда этот символ исчезает из сознания, что­бы впоследствии вновь появиться в образе печи.

Чем дольше мы медитируем над сказкой, чем больше занимаемся ею, тем больше она открывает и показывает нам присущие ей тонкости и оттенки, которые прежде не замечались. Гензель и Гретель были покинуты и тем са­мым вытолкнуты на свой путь. Они горько плакали и со­всем не хотели в этот неуютный жуткий мир, но лишь от­туда могло в конце концов прийти их спасение. Не таков ли образ нашей человеческой судьбы? Я вспоминаю в этой связи великолепное представление Клаусом Каммером «Bericht an eine Academie» Кафки. Там представлено оче­ловечение, которое волей-неволей приходится осуществить обезьяне, подвергшейся насилию. И в нашей сказке нужда в качестве великой наставницы человечества ведет героев, лишенных своей собственной воли, к решению их задачи. Из очень многих сказок и мифов нам известен тот глубочайший человеческий мотив, когда только судьба принуждает становиться героем испытывающего естественный страх человека, который охотнее всего избежал бы этого героизма. Достаточно вспомнить прекрасную биб­лейскую историю об Ионе и ките.

Остается еще немного сказать о завершении сказки. Мы встречаем тут удивительный факт, что при возвраще­нии детей домой весь ландшафт совершенно изменился. В то время как в начале сказки оба мира переходили один в другой незаметно, и обычный мир дровосека непосред­ственно переходил в магическое пространство, в конце ее между этими двумя мирами появляется широкая водная преграда. Только с помощью утки дети могут вновь вер­нуться в повседневную жизнь. Здесь образно выражается состояние, в котором отчетливо представлен психологи­ческий прогресс. Отсутствие границы между сознанием и бессознательным мы находим в случае незрелого и лабиль­ного Я или эго. Такой человек еще брошен на произвол всех аффектов, настроений, импульсов или стремлений ин­стинкта, поднимающихся из его бессознательной психики. С этим своим бессознательным содержанием он находит­ся на стадии симпатической магии (participation mystique)14. Его Я отдано на произвол этому бессознательному или ока­залось полностью под его господством. В случае стабиль­ного и здорового Я, напротив, существует четкая граница между обеими областями. Эго в состоянии различить, ка­кой всплывающий импульс, какую потребность надо при­нимать и проводить в жизнь, а какие нет. Четкая граница возникает только тогда, когда магическая, злая, негатив­ная сторона бессознательного, «ведьма» побеждена. Такое животное, как утка, которая способна жить в двух стихи­ях, в воздухе и в воде, в состоянии быть подходящим сим­волом посредника между обоими мирами. Таким образом, она становится подходящим транспортным средством для того, что может и должно быть принято сознанием, а что должно быть им отклонено.

Для меня вполне очевидно, что я истолковал только малую часть того, что содержится в сказке. Каждое про­изведение искусства, а сказка является таким произведе­нием, созданием народной души, — в сущности неистощи­мо и широко, как сама образная, творческая основа психики. Я хотел бы здесь только дать толчок к пониманию того, какие мысли и представления могут быть получены с помощью сказочных образов; какие действия способен возбудить в душе такой динамичный образный поток, со­держащий тот глубокий психологический опыт, который сегодня и сейчас наука описывает в рационально-абстракт­ных понятиях.

То, что сегодня может быть нашим современным опы­том, сказке было известно давно, с незапамятных времен. Только она ведет речь на другом, очень простом, но од­новременно очень сложном и очень глубоком языке об­разов.

СКАЗОЧНЫЕ МОТИВЫВ СНОВИДЕНИЯХ И ФАНТАЗИЯХ

Если в предыдущей главе исходным пунктом моих рас­суждений была сказка, и я связывал происходящие в ней события с душевными переживаниями, то теперь следует совершить обратный путь. В дальнейшем исходный мате­риал будут представлять сны, фантазии, воспоминания и соображения пациентов, которые для своего излечения ну­ждаются в обращении к психотерапии. Затем на основе этих плодов фантазии будут выявлены параллели к материалу сказок.

Господство мифологем и сказочного материала в бессоз­нательных фантазиях людей бросалось в глаза уже раннему психоанализу, что хорошо видно в работах Фрейда1 и Ран­ка2. Но только благодаря работам К. Г. Юнга и его учени­ков этот мифологический слой бессознательного смог по­лучить надлежащую оценку. Согласно концепции Юнга, в нашем бессознательном под слоем личных воспоминаний и представлений некоторым образом существует слой об­щечеловеческих душевных возможностей развития, кото­рый дарован нам заранее и пополняется образами соответ­ствующей культуры. Юнг называет этот слой коллективным бессознательным. Язык коллективного бессознательного — это язык мира элементарных мифологем, и он может, бу­дучи правильно понят, указать людям способы и возмож­ности душевного функционирования, лежащие вне их лич­ного опыта. Юнг пишет в связи с этим:

«Мы можем различать личное бессознательное, которое охватывает все аспекты личного существования, то есть за­бытое, вытесненное, подкорковые знания, мысли и чувст­ва Однако наряду с этим личным бессознательным содер­жанием имеется другое, которое соответствует не личным обстоятельствам, но возможностям психического функционирования вообще, то есть унаследованным структурам го­ловного мозга. Эти мифологические взаимосвязи, мотивы и образы могут вновь возникнуть в любое время и везде, не­зависимо от исторической традиции или миграции. Это со­держание я определяю как коллективное бессознательное. Как содержание сознания включено в определенную дея­тельность, так же обстоит дело, как учит нас опыт, с содер­жанием бессознательного. Как сознательная психическая деятельность приносит определенные плоды, так же и бес­сознательная деятельность производит определенные про­дукты, например, сны й фантазии»3.

Этот глубинный слой психики привлекается в тех слу­чаях, когда традиционными, обычно практикуемыми и изу­ченными способами и средствами не удается понять и раз­решить внешнюю или внутреннюю проблему. Любой нев­роз в своей основе имеет такую внешне и внутренне не разрешимую проблему, и чем она труднее и глубже, тем больше нагромождаются всплывающие из бессознательно­го космические и мифологические мотивы, часто весьма не­обычные и причудливые. Но то, что относится к душевной болезни, означающей застревание в таком проблемном кри­зисе, имеет силу и для естественных кризисных ситуаций, встречающихся в жизни здоровых людей. Каждому челове­ку знакомо состояние, когда внешние или внутренние труд­ности вызывают самые невероятные мысли и фантазии. Бывают тяжелые беспокойные сновидения с темным неяс­ным содержанием, настолько странные, что их вообще не удается понять. Потом из всего этого, быть может, если по­везет, выкристаллизовывается решение или идея, которые до этого не могли прийти в голову. Становится ясно виден путь, до этого совсем неведомый, о возможности которого долго было совершенно неизвестно. Никто в точности не знает, как это все происходит. Как правило, подобные вещи с полным правом воспринимают в качестве подарка, по­лученного от своей внутренней природы, и только знако­мый с этим процессом психотерапевт, обладающий в то же время знанием соответствующей мифологии, понимает, что в этих причудливых снах и фантазиях отражаются мифоло­гические мотивы, содержащие в себе возможности решения. В душе присутствует, образно говоря, старый мудрец, уже решавший подобную проблему или знающий, как ее ре­шить, и он дает свой совет оказавшемуся в затруднитель­ном положении. Но сложность каждый раз заключается в том, чтобы правильно понять этот голос своей собственной глубокой внутренней природы, а также в том, чтобы захо­теть его понять; так как нередко его послание дневному соз­нанию представляется отвратительным, неприемлемым и даже угрожающим.

Я хотел бы теперь привести демонстрирующий это функ­ционирование души пример, в котором хорошо видна по­пытка решить проблему поначалу с помощью так называемо­го «конвенционального метода». И только тогда, когда он оказывается непригодным, душевная энергия перетекает в более глубокий слой и выносит оттуда на поверхность мифо­логему. Она и заключает в себе возможность решения. При­мером служит сновидение тридцатитрехлетней женщины, которое было у нее в начале психотерапевтического лечения.

Я была на психотерапевтическом сеансе у своего вра­ча, и мы обсуждали план следующего занятия. Мы нахо­дились в соседнем с кабинетом помещении. Потом мы взялись за руки. Я проявила инициативу и нежно пожала ему руку, но при этом вдруг испытала чувство вины. Вне­запно вышла жена врача и сказала: «Здесь такой неприят­ный запах, словно включена лампа дневного света», и она открыла окно. Потом я оказалась в самом кабинете, и бы­ло так, как будто это было озеро. В этом озере в стеклян­ной чаше плавала голова врача, и она сказала, что мне следует уяснить себе, что я едва ли могу надеяться полу­чить мужа, так как недостаточно привлекательна и моло­да и недостаточно стремлюсь к этому. Потом голова пре­вратилась в подводное растение, полностью насыщенное влагой. Потом тут были две юные дочери моего врача, и мы втроем плавали вокруг этого растения, затем торжест­венно и осторожно подняли его на руках из воды и поместили на солнце, чтобы оно расцвело под его лучами. Все происходящее сопровождалось сильным религиозным чувством, как будто рядом с растением происходило что-то божественное.

Прежде всего нужно сказать о ситуации и проблеме этой женщины. Она была разведена и не имела детей. По­сле этого две попытки заключить брак оказались безус­пешны, и к настоящему времени она спрашивала себя, на­до ли ей собрать всю свою волю и все мужество, чтобы предпринять третью. У нее была творческая профессия, она была привязана к своей деятельности и в последнее время вкладывала в нее всю свою душу. При этом она пре­бывала в тяжелых сомнениях, правильно ли она поступа­ет, и преисполнена страха перед одиночеством. Под дей­ствием этого страха она всерьез задумывалась, не отказать­ся ли ей от своего творчества, выйдя замуж за человека своего круга. Страх был таким сильным, что она чувство­вала себя неуверенно и в профессиональной сфере.

Проблему взаимоотношений мужчины и женщины сно­видение разрабатывает исподволь, начиная с наличия фи­гуры врача. Оно исходит из того, что уже выработано «кон­венциональными» средствами: мужчина и женщина, врач и пациентка, вступают в близкие сердечные отношения. Пер­вым делом пациентка реагирует непосредственно как жен­щина. Для отношений между мужчиной и женщиной впол­не естественно, что после установления душевной гармонии продолжение теплых сердечных отношений приобретает эротический оттенок. Но здесь, очевидно, дело не в этом. Пациентка чувствует вину, и в сновидении это чувство оли­цетворяется фигурой жены врача, которая очень метко ха­рактеризует ситуацию как дурно пахнущую и как искусст­венный эрзац (лампа дневного света). Поток чувств и ду­шевной энергии ищет выхода на привычном пути, но там его не находит. На этом пути запруда, энергия течет вспять и должна искать другое русло. Перенося всю сцену в сосед­нюю комнату, сновидение уже в самом начале дает понять, что речь не идет о правильном пути.

Затем следует новая сцена, и на этот раз она происхо­дит в помещении для сеансов. Душевная энергия достигла коллективного бессознательного, и ситуация, которую те­перь переживает в сновидении Я пациентки, становится сказочной. Все разыгрывается в подводном мире. От вра­ча тут только голова, которая откровенно высказывает ей очень жестокие и неприятные вещи, а потом превращает­ся в растение, вокруг которого плавают русалки или ним­фы, а затем поднимают его из воды к солнечному свету, как бы в акте рождения. И теперь это настоящее, подлин­ное солнце, а не искусственный светильник, который мо­жет быть выдуман или изобретен человеком. Меняются и сопровождающие чувства. То, что до этого было нежно­стью, становится религиозным переживанием.

По словам пациентки, все это поначалу казалось ей бессмысленным. Однако при соответствующем знании че­ловеческой коллективной души можно найти в происхо­дящем вполне ясный смысл. Вещую говорящую голову можно обнаружить во многих сказках, будь то голова жи­вотного в «Гусятнице» братьев Гримм4, или череп в южно­американской сказке «Луна»5 и в эскимосской сказке «Че­реп-защитник»6. Во всех этих случаях речь идет о говоря­щем черепе, который явно имеет в своем распоряжении тайные природные знания. Этому соответствует и то, что у многих народов голову рассматривают как место обита­ния души или жизненный центр, и таким образом она мо­жет содержать всю сущность и все знания души. Согласно Леви-Брюлю7, туземцы Новой Гвинеи поднимают череп умершего, украшают его и называют «корварс» («korwars»). В этом черепе, верят они, живет душа покойного, и ни один туземец при принятии важного решения не уклонит­ся от того, чтобы открыть этому черепу свои намерения и попросить его о совете.

Если применить эти представления к сновидению, то обитающая в этой женщине примитивная природная душа редуцирует врача до символа головы, наделенного извест­ным из сказок и мифов свойством высказывать истину. Она сообщает голове о своем намерении вступить в брак, и та предсказывает ей, что это бессмысленный план, потому что он не может удаться. То, что она немолода, соответствует действительности, хотя на самом деле она привлекательная женщина. Жестокие слова об отсутствии привлекательно­сти направлены скорее на то, чтобы убедительнее показать ей ошибочность вложения своей энергии во внешнюю при­влекательность. Очевидно, таким образом голова старается удержать ее от вполне понятных стремлений и советует не тратить понапрасну время и энергию. Очевидно, что сам врач в процессе терапии не произносит таких резких слов, и речь здесь идет о спонтанном продукте бессознательного пациентки, так сказать, о совете, который это бессознатель­ное дает сознанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: