23 февраля 1945 г.
Народный комиссар иностранных дел Молотов спрашивает, как посол Франции Катру доехал до Москвы.
Посол благодарит и говорит, что Советское правительство любезно прислало за ним в Тегеран самолет, на котором он прекрасно долетел до Москвы. Посол говорит, что он прибыл один. Жена его приедет в Москву только через два месяца. В настоящее время она находится со своим походным госпиталем в Эльзасе. До этого она проделала всю кампанию в Африке и в Италии. Таким образом, получилось, что она занимается войной, а ее муж, военный по профессии, занимается дипломатией.
Нарком говорит, что он тоже не является профессиональным дипломатом и находится приблизительно в таком же положении, как и его собеседник.
Посол вручает народному комиссару копии своих верительных грамот.
Он заявляет, что прибыл в Москву с горячим желанием сотрудничать с Советским правительством. Вся Франция, по словам посла, приветствует возрождение советско-французской дружбы, проявившееся в заключении франко-советского договора.
Нарком говорит, что франко-советский договор — это хороший шаг вперед во франко-советских отношениях. Этот шаг отвечает интересам народов не только Франции и Советского Союза, но и других пародов Европы.
Нарком говорит, что он будет рад видеть посла сегодня на приеме в честь дня Красной Армии.
Посол отвечает, что он еще не является настоящим послом, так как не вручил своих верительных грамот председателю Президиума Верховного Совета *. Он очень хотел бы быть сегодня на приеме, но не знает, не нарушит ли он, если пойдет на прием, каких-либо протокольных формальностей.
Нарком отвечает, что формальности не составят затруднений.
|
Далее посол говорит, что опять-таки вопреки протоколу он хочет воспользоваться сегодняшней беседой для того, чтобы затронуть некоторые практические вопросы.
Нарком отвечает, что он охотно выслушает посла.
Посол говорит, что он получил от Видо телеграмму, в которой тот пишет, что, изучая план международной организации, выработанный в Думбартон-Оксе98, он нашел некоторое противоречие
между этим планом и франко-советским договором о взаимопомощи. В то время как договор предусматривает автоматическое принятие мер предотвращения германской агрессии, план, разработанный в Думбартоп-Оксе, ставит принятие этих мер в зависимость, от решения Совета Безопасности. Бидо и Французское правительство полагают, что не следует лишать франко-советский договор автоматичности его действия. В связи с этим возникает вопрос о том, как примирить положения пакта с планом Думбартон-Окса, Посол говорит, что Бидо напомнил ему, что в проекте договора, представленном им, было предусмотрено сочетание договора с системой коллективной безопасности 118.
В настоящее время, говорит посол, возникает необходимость в том, чтобы была сделана оговорка в отношении проекта, выработанного в Думбартон-Оксе.
Нарком отвечает, что решение о международной организации еще не принято и что проект, выработанный в Думбартоп-Оксе, еще не стал таким решением. Когда же решение будет приниматься, то следует особо предусмотреть, в каком отношении будут находиться франко-советский и англо-советский договоры71, с одной стороны, и решения об общих положениях международной организации безопасности — с другой.
|
Посол говорит, что, по мнению Бидо, автоматизм франко-советского договора должен остаться в силе, так как это единственное средство для того, чтобы раздавить возможную агрессию Германии в зародыше. Автоматизм необходим. Если же поставить применение договора в зависимость от решения Совета Безопасности, то это будет означать промедление в принятии таких мер, которые могут оказаться совершенно неотложными.
Нарком отвечает, что Советское правительство является сторонником сохранения в силе положений франко-советского договора *.
Посол заявляет, что французы хотели бы, чтобы при принятии планов международной организации безопасности был соблюден автоматизм применения франко-советского договора. Это, по мнению французов, единственное средство обуздать немцев, если в этом возникнет необходимость. В прошлом Франция имела Локариозэ, видела демилитаризацию левого берега Рейна2б и бесполезность франко-советских консультаций, которые тогда проводились.
Нарком говорит, что он со своей стороны полагает, что вопрос этот должен быть дополнительно изучен.
Далее посол напоминает, что во время последней беседы с па-родным комиссаром Гарро затронул вопрос о предстоящей коп-
* См. док. № 102. 9 Заказ 3681 |
* Ж. Катру вручил свои верительные грамоты М. И. Калинину 27 февраля 1945 г.
фереиции в Сан-Франциско. Народный комиссар сказал тогда Гар-ро, что американскому правительству поручено правительствами Советского Союза и Англии сделать сообщение относительно этой конференции. Французский посол в Вашингтоне уже обратился в государственный департамент, где и получил ответ на вопросы Французского правительства.
|
Посол говорит, что он хотел бы вручить народному комиссару памятную записку, содержащую ответы Грю на вопросы, поставленные французским послом перед госдепартаментом. Посол добавляет, что он был бы благодарен, если бы народный комиссар изучил эту памятную записку и сообщил ему, согласно ли Советское правительство с ответами, данными американским правительством.
Принимая памятную записку *, нарком обещает рассмотреть записку и дать ответ. Прощаясь, он еще раз приглашает посла на сегодняшний прием.
Посол благодарит за приглашение. ^ Молотов
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА
ПОСЛА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СССР
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР
23 февраля 1945 s.
19 февраля Молотов заявил Гарро, что, поскольку американскому правительству поручено Советским и британским правительствами делать Французскому правительству сообщения относительно конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, государственному департаменту и надлежит дать Французскому правительству все требуемые разъяснения.
Временно исполняющий обязанности государственного секретаря Грю дал следующие ответы на вопросы, поставленные французским послом в Вашингтоне и перечисленные ниже:
Вопрос 1. Какова предусмотренная форма консультации между четырьмя правительствами и эвентуально между этими четырьмя правительствами и другими Объединенными Нациями?
Вопрос 2. Должны ли конференции министров иностранных дел входить в эту систему консультации?
Вопрос 3. Если четыре правительства решат предпринять действия в отношении какой-либо определенной страны, то дадут
См. прил. к док.
ли они распоряжение о создании там контрольного органа или же ограничатся тем, что поручат своим представителям консультироваться между собой?
Вопрос 4. Является ли трехсторонняя комиссия по польским делам, созданная в Москве, первым применением этого принципа?
В о п р о с 5. Каков характер и объем полномочий правительств-контролеров?
Вопрос 6. В каких условиях соглашение этих правительств входит в рамки решений Думбартон-Окса?
Были даны следующие ответы:
Вопрос 1. Вообще будут использоваться дипломатические пути. Представители четырех правительств в каждой из стран освобожденной Европы будут консультироваться между собой и давать рекомендации своим правительствам в отношении действий, которые следует предпринять. Когда, по мнению дипломатических представителей, того потребует обстановка, правительства могут давать инструкции своим дипломатическим представителям, которые и договорятся относительно необходимых мероприятий. Может быть назначена специальная комиссия для рассмотрения отдельных случаев, если сделают это желательным. Эта комиссия начнет функционировать, как только особые обстоятельства сделают ее создание необходимым.
Вопрос 2. Предложенные встречи министров иностранных дел не входят в план консультаций, предусмотренный в Ялтинском коммюнике относительно организации освобожденных районов.
Вопрос 3. См. ответ на первый вопрос.
Вообще связи и инструкции будут осуществляться дипломатическим путем, но в определенных случаях может быть эвентуально создана специальная комиссия ad hoc.
Вопрос 4. Пункт, предусматривающий создание комиссии для Полыни, отличен от пункта, на основе которого было достигнуто соглашение о рассмотрении проблем освобожденных территорий.
Вопрос 5. Характер и объем полномочий, которые возьмут на себя правительства, должны быть определены в соответствии с Ялтинской декларацией. По этому вопросу не существует никакого другого соглашения. Четыре заинтересованных правительства будут консультироваться между собой и действовать сообща.
Вопрос 6. Действия, предпринятые правительствами в отношении рассмотрения проблем освобожденных территорий на условиях, предусмотренных Ялтинской декларацией, совершенно отличны от условий деятельности международной организации, предложенной в Думбартон-Оксе. Рассматривая вопрос об осво-
божденных территориях, правительства будут действовать в целях оказания помощи свободному и демократическому выражению воли народа в его национальных делах; что касается международной организации, предложенной в Думбартон-Оксе, то там речь идет о безопасности и поддержании мира.
Грю указал Анри Боннэ, что эти ответы не являются результатом обмена мнений американского правительства с Советским и английским правительствами и что они не апробированы также ни президентом, ни Стеттиниусом. Они были просто составлены в согласии с одним из членов американской делегации в Ялте.
Лечат, по изд.: Советско-французские отношения..., с. 409—413.
122. Нота министра иностранных дел Французской республики послу США при временном правительстве Французской республики
24 февраля 1945 г. *
Нотой от 12 числа сего месяца ** ваше превосходительство соблаговолило предложить временному правительству республики принять участие в созываемой 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций116 для выработки устава международной организации Объединенных Наций по поддержанию мира и безопасности. Базой дискуссий па этой конференции должны быть предложения, которые были опубликованы в октябре прошлого года, после конференции в Думбартои-Оксе.
Вы сообщили правительству, что было предложено, чтобы приглашения на эту конференцию были направлены государствам президентом США также и от имени временного правительства Франции.
Вы сообщили ему также, что приглашающие правительства проведут перед конференцией консультацию относительно тех положений, которые необходимо будет включить в устав международной организации в целях установления системы опеки для существующих мандатных территорий, для территорий, которые могут быть изъяты у противника после войны, и для всех других территорий, которые могут быть добровольно переданы под опеку; разумеется, что ни предварительная консультация, ни обсуждение на конференции Объединенных Наций не будут касаться определенных территорий, а ограничатся выработкой принципов и спосо-
* Передана послу СССР во Франции А. Е. Богомолову послом США во Франции Дж. Кэффри 24 февраля 1945 г.
** Имеется в виду меморандум правительства США от 12 февраля 4945 г, См. док. № 117,
бов их применения и что вопрос об определенных территориях, которые должны быть переданы под опеку, будет объектом позднейшего соглашения.
Временное правительство республики получило, таким образом, три предложения:
1) участвовать в конференции в Сан-Франциско для выработки устава международной организации;
2) участвовать в приглашениях на эту конференцию117 и, наконец,
3) участвовать в предварительной консультации приглашающих держав по вопросу установления системы опеки.
По первому пункту я могу сейчас же сообщить вам благоприятный ответ правительства.
По второму пункту возникает предварительный вопрос. Если я правильно понимаю сообщение вашего превосходительства, то приглашение будет направлено от имени пяти держав, которые будут участвовать в Совете Безопасности на основе рассмотренного в Думбартон-Оксе плана, который четыре из этих пяти держав уже обсудили и положения которого они в общем совместно выработали после обсуждения. Однако, как вы знаете, Франция в этом по участвовала. Она познакомилась с текстом плана только после сообщения, сделанного ей через ее посольство в США. По некоторым пунктам плана она намеревается внести поправки, перечень которых уже составлен и будет вам незамедлительно сообщен. Она не могла бы, разумеется, отказаться от права представить эти поправки. Она не могла бы также согласиться на участие в приглашении, которое будет направлено другим Объединенным Нациям, если в тексте приглашения не будет указано, что Франция желает, чтобы были приняты некоторые ее поправки к проекту, который должен служить базой для обсуждения на конференции в Сан-Франциско.
Наконец, что касается установления системы опеки, то этот вопрос, как известно вашему превосходительству, имеет огромное значение для Франции, которая в силу Версальского договора88 и последующих договоров имеет несколько различного типа мандатных территорий и которая проявляет особый интерес к будущему статуту некоторых территорий, могущих быть изъятыми у противника после войны. Временное правительство республики не сможет высказаться до того, пока оно не получит полную информацию относительно характера и способов применения этой системы.
Ж. Бидо
Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 413—417,
123. Из записи беседы заместителя народного комиссара иностранных дел СССР с послом США в СССР
26 февраля 1945 s.
Сегодня я принял Гарримана по его просьбе.
1. Выразив сожаление по поводу кончины А. Н. Толстого, Гар-риман сказал, что он получил ряд срочных телеграмм в связи с предстоящей конференцией в Сан-Франциско116, сущность которых сводится к тому, что Китай безоговорочно одобрил решения по поводу созыва конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, принятые на Крымской конференции, тогда как временное Французское правительство внесло ряд оговорок, которые правительство Соединенных Штатов считает неприемлемыми и полагает не включать Францию в число приглашающих держав 1!7. Он сказал также, что правительство Соединенных Штатов предполагает разослать приглашения на конференцию от имени четырех держав — Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая — 1 марта и опубликовать текст приглашения 1 марта в 12 часов по вашингтонскому времени. Он вручил мне текст приглашения, отличающийся от текста, согласованного в Крыму, в двух пунктах:
1) исключено упоминание о Франции и
2) там, где говорится о дате конференции, вместо слов “25 апреля и позднее”, как намечалось в Крыму, оставлены только слова “25 апреля”.
Далее Гарриман сообщил, что Стеттиниус предполагает в случае, если после опубликования этого приглашения ему будет задан вопрос, как будет представлена Польша на конференции в Сан-Франциско, дать ответ, что он надеется, что к 25 апреля временное польское правительство национального единства будет уже сформировано 80 и в этом случае приглашение будет послано ему.
Гарриман вручил мне меморандум о результатах консультации с правительствами Китая и Франции, меморандум, содержащий текст предполагаемого заявления Стеттиниуса о Польше *, и текст приглашения на конференцию с указанными выше изменениями (эти документы прилагаются). Ввиду срочности вопроса Гарриман просил сообщить ему ответ завтра по телефону.
Я обещал передать врученные мне документы правительству и по получении указаний дать ответ. [...]
А. Вышинский
* Указанный меморандум в сборник не включен, как не имеющий касательства к отношениям с Францией.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
МЕМОРАНДУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА США ПРАВИТЕЛЬСТВУ СССР
26 февраля 1945 г.
1. В соответствии с коммюнике о Крымской конференции должны были быть проведены консультации с временным правительством Франции и правительством Китая: а) по вопросу о тексте предложений относительно процедуры голосования в Совете Безопасности и б) по вопросу о присоединении Китая и Франции к правительствам Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в деле направления приглашений на конференцию Объединенных Наций, которая должна быть созвана в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г.
2. Правительство Китая приняло текст о процедуре голосования и согласилось присоединиться к направлению приглашений на конференцию в Сан-Франциско.
3. Хотя временное правительство Франции согласилось участвовать в конференции, оно заявило, что не может принять участия в направлении приглашений, если в тексте приглашений не будет оговорено, что Франция желает, чтобы в предложения, выработанные в Думбартои-Оксе98, были внесены некоторые поправки, и что эти поправки послужат в качестве основы для обсуждения на конференции в Сан-Франциско. Текст предлагаемых поправок неизвестен, поскольку временное правительство лишь заявило, что перечень этих поправок подготовлен и будет вскоре представлен. Временное правительство также заявило, что оно не находит возможным высказаться по вопросу об учреждении системы опеки, пока оно не получит полной информации относительно характера и методов применения этой системы. Этот вопрос, по-видимому, в настоящее время не требует комментариев.
Заверение, что временное правительство Франции будет участвовать в конференции в Сан-Франциско, в высшей степени приветствуется. Оно, так же как и всякое другое правительство, участвующее в конференции, очевидно, будет иметь возможность в ходе конференции представлять на рассмотрение свои замечания и предложения. Однако представляется, что правительства — инициаторы созыва конференции не могут принять условие Франции о том, чтобы в приглашениях было оговорено, что предлагаемые ею поправки должны быть приняты в качестве основы для обсуждения в Сан-Франциско. Если бы это было сделано, то это противоречило бы соглашениям, достигнутым на Крымской конференции, которые впоследствии были одобрены китайским правительством, о том, что основой для обсуждения в Сан-Франциско дол-
?кны служить предложения, выработанные в Думбартоп-Оксе и дополненные текстом правил о процедуре голосования.
Правительство Соединенных Штатов при совместном созыве конференции в Сан-Франциско придерживается того мнения, что до посылки приглашений необходимо достигнуть соглашения-между правительствами-инициаторами относительно предложений, которые должны будут служить основой для обсуждения в Сап-Фрап-циско. Правительство Соединенных Штатов полагает, что Советское, британское и китайское правительства придерживаются того же мнения. Со стороны Советского, британского, китайского правительств и правительства Соединенных Штатов такое соглашение в настоящее время существует в виде предложений, выработанных в Думбартон-Оксе и дополненных на Крымской конференции.
По характеру французского ответа, по-видимому, ясно, что временное правительство Франции фактически не желает стать одним из инициаторов приглашения на конференцию без изменения предложений, которые должны послужить для нее основой. При нормальных условиях правительство Соединенных Штатов было бы готово проконсультироваться с правительством Франции с целью добиться его согласия по этому вопросу. Однако такая консультация могла бы оказаться длительной и затянутой, в результате чего посылка приглашений на конференцию была бы в значительной степени отсрочена и, возможно, отложена на неопределенный срок.
4. Ввиду изложенной выше позиции временного правительства Франции правительству Соединенных Штатов представляется, что четыре державы-инициатора вынуждены согласиться с решением временного правительства. Поэтому правительство Соединенных Штатов выдвигает на одобрение Советского, британского и китайского правительств предложение о том, что оно от своего имени и от имени трех других правительств пошлет приглашения на конференцию в Сан-Франциско 1 марта в 12 часов дня по вашингтонскому времени. Оно также предлагает, чтобы текст приглашения был в это же время опубликован четырьмя правительствами одновременно в Москве, в Лондоне, в Чунцине и в Вашингтоне.
Представителям Соединенных Штатов будут даны указания официально передать в это время приглашения министрам иностранных дел каждой из Объединенных Наций4 в их столицах. Дата 1 марта была избрана по тем соображениям, что на Крымской конференции было достигнуто соглашение, что приглашения должны посылаться тем странам, которые к 8 февраля 1945 г. подписали Декларацию Объединенных Наций, а так/же тем присоединившимся странам, включая Турцию, которые к 1 марта объявят войну. Временному правительству Франции, конечно, будет послано приглашение, как одной из Объединенных Наций,
7 204
5. Правительство Соединенных Штатов также считает, что в то время, когда текст приглашения на конференцию будет опубликован, оно должно объяснить прессе полностью и с сочувствием позицию временного правительства Франции в отношении вышеизложенного.
ТЕКСТ ПРИГЛАШЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВАМ НА КОНФЕРЕНЦИЮ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В САН-ФРАНЦИСКО
Правительство Соединенных Штатов Америки от своего имени и от имени правительств Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Союза Советских Социалистических Республик и Республики Китая приглашает правительство......
прислать представителей на конференцию Объединенных Наций, имеющую быть 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско в Соединенных Штатах Америки для подготовки устава всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности.
Вышеназванные правительства предлагают, чтобы конференция рассмотрела, как представляющие основу для такого устава, предложения о создании всеобщей международной организации, которые были опубликованы в октябре прошлого года в результате конференции в Думбартон-Оксе и которые были теперь дополнены следующими положениями, относящимися к разделу “С” главы VI:
“С. Голосование
1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.
2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса семи членов Совета.
3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании главы VIII раздела “А” и на основании второй фразы пункта 1 раздела “С” главы VIII”.
Дальнейшие сведения относительно организационной стороны будут переданы дополнительно.
В случае, если правительство...........
желает заранее, до конференции, представить свои взгляды или
замечания относительно предложений, правительство Соединенных Штатов Америки будет радо передать такие взгляды и замечания другим участвующим правительствам.
Лечат, по изд.: Советско-французские отношения..., с, 417 — 421,
124. Из записи беседы заместителя народного комиссара иностранных дел СССР с послом временного правительства Французской республики в СССР
4 марта 1945 s.
Во время сегодняшней беседы Катру заявил, что он пришел по поручению своего правительства по вопросу об отношении Советского правительства к французской формуле приглашения на конференцию в Сан-Франциско 117 и об ответе, данном Советским правительством на соответствующие запросы со стороны правительств Великобритании и США. Катру пояснил, что американский посол в Париже официально уведомил Французское временное правительство о том, что Советское правительство возражает против изменения формулы приглашения, принятой на Крымской конференции, и, следовательно, оно отвергает формулу приглашения, предлагаемую Французским временным правительством. Французское временное правительство поручило ему, Катру, сделать Советскому правительству демарш с целью получить разъяснения о причинах, побудивших Советское правительство отвергнуть французскую формулу приглашения. Катру напомнил, что Французское временное правительство не принимало участия ни в выработке решений Крымской конференции, ни в выработке плана Международной организации безопасности, принятого в Думбар-тон-Оксе98. Французское временное правительство не может, например, согласиться с некоторыми положениями плана Международной организации безопасности. Оно в то же время находит существенное противоречие, например, между этим планом и франко-советским договором о взаимопомощи118. Как известно, согласно этому договору обязательства о взаимопомощи вступают в силу автоматически, тогда как по плану Думбартон-Окса вступление в силу этих обязательств зависит от решения Совета Безопасности. Французское временное правительство очень заинтересовано в сохранении автоматизма действия франко-советского договора в отношении Германии. Пункт этого договора об автоматичности взаимопомощи, по мнению Катру, составляет главный стержень и силу договора. Французское временное правительство озабочено тем, что если план Думбартон-Окса считается принятым, то действенность этого пункта франко-советского договора может поте-
рять свою силу. Вот почему Французское правительство выдвинуло новую формулу приглашения, в которой сказано, что план Думбартон-Окса должен послужить базой для дискуссии. По мнению Катру, в ходе обсуждения станет ясно, каким образом Международная организация безопасности будет разрешать подобные вопросы. Катру напомнил о своей беседе с Молотовым по этому вопросу. Молотов заверил его, что Советское правительство является сторонником сохранения в силе франко-советского договора. В связи с этим Катру спросил, каким образом рассматривать позицию Советского правительства по отношению к названному пункту франко-советского договора, после того как оно отвергает французскую формулу приглашения, каким образом Советское правительство намерено примирить противоречие, существующее между планом Думбартон-Окса и франко-советским договором.
Сказал Катру, что, во-первых, Советское правительство желает видеть Францию в числе приглашающих держав наряду с другими четырьмя великими державами. Советское правительство не сочло возможным согласиться с предложенной французской поправкой к формуле приглашения, принятой на Крымской конференции, так как принятие французской поправки поколебало бы в значительной степени решения Крымской конференции *. Что касается замечания Катру относительно противоречия между некоторыми статьями франко-советского договора ** и соответствующими положениями плана Думбар^оп-Окса, то, как уже В. М. Молотов заявил послу, этот вопрос Советское правительство готово будет обсудить, имея в виду, что оно, так же как и временное Французское правительство, заинтересовано в сохранении франко-советского союзного договора. Но Советское правительство остается при своем мнении в отношении сохранения в силе формулы приглашения, принятой на Крымской конференции, и считает, что нет оснований менять что-либо в этом только что принятом решении.
Что же касается французской формулировки о том, чтобы конференция в Сан-Франциско приняла предложение по учреждению Международной организации безопасности лишь как “базу для дискуссии”, то такая формулировка является слишком обширной, она косвенным путем отрицает те консультации, которые уже происходили между союзниками по этому вопросу как на конференции в Думбартон-Оксе, так и на Крымской конференции.
Выслушав меня, Катру заявил, что, говоря от себя лично, он думает, что Французское временное правительство, получив его,
* См. док. № 115. ** См. док. № 102.
Катру, информацию о позиции Советского правительства, возможно, изменит свое отношение к данному вопросу и примет формулу приглашения, предложенную тремя державами. Но в этом случае Французское временное правительство не располагало бы временем для того, чтобы получить информацию и принять окончательное решение, так как намеченный для ответа срок очень-короткий. К этому Катру добавил, что отсутствие Франции в числе приглашающих держав ослабило бы значение самого документа о приглашении, чего французы не хотят, так как они придают большое значение предстоящей конференции в Сан-Франциско. Катру спросил меня, не имеется ли возможности хотя немного оттянуть дату дачи Французским временным правительством окончательного ответа. Я сказал, что этот срок установлен не нами, поэтому я лично лишен возможности что-либо обещать ему в этом отношении. Я сказал, что передам В. М. Молотову об этом разговоре с Катру.
В заключение я еще раз заявил, что Советское правительство очень желало бы видеть Францию в числе других великих держав, от имени которых должно быть разослано приглашение на конференцию. [...]
Зам. наркота
Печаг. по арх.
125, Телеграмма посла СССР при временном правительстве Французской республики в Народный комиссариат иностранных дел СССР
5 марта 1945 г.
Вечером 3 марта Бидо пригласил меня в МИД и заявил, что Французское правительство настаивает на своей поправке к параграфу 2 приглашения только из-за несоответствия между решениями Думбартон-Окса по поводу Совета Безопасности и автоматичности введения в действие франко-советского пакта118.
Я понял это как намерение де Голля и Бидо свалить па СССР ответственность за невхождение Франции в число 5 приглашающих117, а поэтому заявил Бидо, что я крайне удивлен его заявлением. Почему Французское правительство хочет обсуждать вопрос о нашем пакте обязательно на международной конференции, не попытавшись заранее выработать общую точку зрения обоих правительств по этому вопросу? Если вопросы пакта повинны в намерении Французского правительства исправить текст приглашения, то почему Французское правительство передало текст исправленного параграфа 2 американцам без всяких комментариев и не сообщило свои комментарии Советскому правительству непосредственным дипломатическим путем?
2G8
Сегодня, в воскресенье, 4 марта, в 17 часов Кэффри был у Бидо. Де Голль уехал в Лимож, и французы остались при своем мнении. В 17 часов 30 минут Кэффри уведомил об этом Вашингтон.
Де Голль хочет иметь свободные руки и предпочитает быть' “обиженным”.
А. Богомолов
Лечат, по арх.