9 марта 1945 г.
Катру заявляет, что он пришел для того, чтобы переговорить с народным комиссаром по одному вопросу, который, вероятно, не займет много времени. Дело в том, что Французское правительство поручило ему заявить Советскому правительству о желании быть представленным в Репарационной комиссии, образованной по решению Крымской конференции115. Французское правительство питает большой интерес к этому вопросу в связи с тем, что Франция понесла большой материальный ущерб во время этой войны. До сего времени этот вопрос был в ведении Европейской консультативной комиссии7, где Франция, как известно, представлена. В связи с этим, говорит посол, не встретится трудностей в том, чтобы распространить имеющиеся у Франции в Европейской консультативной комиссии возможности и на Московскую репарационную комиссию.
Молотов отвечает, что послу известно о том, что этот вопрос обсуждался на Крымской конференции и было решено создать Репарационную комиссию в Москве из представителей трех главных союзников *. Что же касается упомянутой послом Европейской консультативной комиссии, то она вопросом о репарациях не занималась.
Молотов обещает доложить правительству о сегодняшнем заявлении посла.
Катру заявляет, что Европейская консультативная комиссия еще не занималась вопросом о репарациях, но в программе ее работ предусматривался, по его мнению, и вопрос о репарациях. Посол добавляет, что ему известно, что Московская комиссия по репарациям состоит из представителей трех ялтинских держав. Тем не менее он хотел бы подчеркнуть особое положение Франции, которая потерпела значительный материальный ущерб, хотя этот ущерб и меньше того, который нанесен Советскому Союзу. Так, например, во Франции насчитывается 1 200 000 человек, не имеющих крова. Французским портам нанесен ущерб, оцениваемый приблизительно в 12—15 миллиардов франков. Катру говорит, что он привел эти цифры в качестве примера для того, чтобы подчеркнуть большое значение для Франции вопроса о репарациях. Французский народ высоко оценил бы согласие России на участие Франции в Репарационной комиссии.
|
* См. док. № 115.
Катру говорит, что этот вопрос французы уже поднимали в Лондоне и Вашингтоне. В Лондоне они получили заверение в том, что если Советское и американское правительства согласятся на участие Франции в Репарационной комиссии, то англичане готовы на это согласиться.
Молотов отвечает, что он исходит из решений Крымской конференции, на которой англичане не ставили этого вопроса, хотя и активно участвовали в обсуждении, и на которой решение о комиссии было принято по обоюдному согласию всех участников.
Катру говорит, что положительное решение поднятого его правительством вопроса имело бы большое значение для французского общественного мнения. Французское население испытывает большие затруднения от недостатка в снабжении. Население городов питается очень плохо. Французы знают, что для бесперебойной работы транспорта Франция должна иметь 25 тысяч паровозов, а она едва ли имеет одну треть этого количества. Если ялтинские державы согласились бы на участие Франции в Репарационной комиссии с целью восстановления того, что было разрушено немцами во Франции, то французское население с большим удовлетворением встретило бы это решение.
|
Молотов отвечает, что он понимает, что этот вопрос имеет большое значение для французского общественного мнения и Французского правительства. Однако, говорит Молотов, нужно учитывать, что Советский Союз в том, что касается вопроса о репарациях, занимает исключительное положение. Мы вкладывали все в борьбу против Гитлера, и эта борьба стоила нашему народу очень больших усилий. Советский Союз сыграл большую роль в этой борьбе и принес много таких жертв, которые не могут быть ничем компенсированы.
Катру отвечает, что ему хорошо известно о том большом ущербе, который был нанесен Советскому Союзу во время этой войны. В особенности значительны потери человеческих жизней.
Молотов заявляет, что при решении поднятого Французским правительством вопроса, следует учитывать не только жертвы, которые понес в этой войне тот или иной народ, но прежде всего ту роль, которую он сыграл в ликвидации немецких захватчиков, в победе над Германией. Молотов добавляет, что, по его мнению, рассмотрение вопроса о репарациях на первой стадии будет проведено при участии трех держав, а затем, на последующих стадиях, будут привлечены и другие державы.
Катру отвечает, что аргументы Молотова очень убедительны. Он, Катру, хорошо знает, что жертвы Советского Союза превосходят жертвы любой другой нации, в том числе и таких материально богатых наций, как Соединенные Штаты. Что касается Фран-
ции, то она имела перерыв в борьбе с Германией. Лично он, Ка-тру, осуждал перерыв и не прекращал под руководством де Голля борьбы против Германии. Но французский народ все время участвовал в войне и показал впоследствии свою роль.
|
Молотов говорит, что в комиссию включены представители Англии, Со-зетского Союза и Соединенных Штатов, то есть тех держав, которые сыграли наибольшую роль в поражении Германии и которые принесли наибольшие жертвы в этой войне. Следует учитывать, что при решении этого вопроса главное значение имеют не жертвы, принесенные тем или иным народом, а его активная роль в борьбе против Германии. Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, то положение не только Советского Союза, но и Англии, и Соединенных Штатов выделяется из положения ряда других союзных стран. После первоначального обсуждения вопроса должно произойти последующее его обсуждение с учетом действительного участия в общей борьбе, а также жертв Франции, Польши, Югославии, Чехословакии, Греции, Бельгии, Норвегии, Голландии,
Катру отвечает, что он согласен с аргументами.Молотова, ему понятно, что участие в общей победе играет решающую роль в вопросе о распределении репараций. Тем не менее он, Катру, хотел бы задать вопрос, исключается ли Франция из участия в обсуждении репарационного вопроса с самого начала.
Молотов отвечает, что комиссия начнет работу в соответствии с решением Крымской конференции, то есть как комиссия из представителей трех правительств. О расширении этой комиссии пока • никто из ее участников вопроса не ставил. Молотов обещает доложить своему правительству о вопросе, поставленном Катру от имени Французского правительства.
Катру благодарит Молотова за ответ.
Далее Катру говорит, что перед тем, как покинуть Молотова, он хотел бы сказать, что для него будет большой честью приветствовать лично маршала Сталина. Для него, Катру, день встречи с маршалом был бы днем, в который он, Катру, выполнил бы свой долг но отношению к Сталину.
Молотов обещает уведомить Сталина об этих словах Катру.
Молотов говорит, что, прежде чем проститься с послом, он хотел бы сделать одно замечание по вопросу, затронутому послом в предыдущей беседе. Речь идет о Сирии и Ливане. Молотов говорит, что, как он уже сказал послу в прошлый раз, мы до настоящего времени мало занимались этим вопросом и лишь недавно направили в эти страны своего посланника 41.
Молотов напоминает, что во время последней беседы Катру ему сказал, что британское правительство поддерживает позицию Франции в вопросе о Сирии и Ливане, а американское правитель-
ство не поддерживает. Что же касается Советского правительства, то оно в этом вопросе не занимало активной определенной позиции, можно сказать, что его позиция не была ни положительной, ии отрицательной.
Молотов говорит, что, считая вопрос о Сирии и Ливане важным, он хотел бы спросить посла, с какими документами и с какими фактами он советует прежде всего ознакомиться, чтобы лучше знать этот вопрос.
Катру отвечает, что для вопроса о Леванте основное значение имеют два документа. Во-первых, это прокламация независимости Сирии, провозглашенная генералом Катру 27 сентября 1941 г., и прокламация независимости Ливана, провозглашенная им же 26 ноября 1941 г.!22. Оба эти документа дают этим странам независимость с той оговоркой, что их независимость станет окончательной тогда, когда они урегулируют свои отношения с Францией путем заключения договора о союзе и дружбе. Вторым таким документом является заявление Литтлтона 12°, бывшего в то время государственным министром Англии в Каире, сделанное от имени британского правительства в августе 1941 г. В этом заявлении Литтлтон заверил Францию, что британское правительство признает преимущественное положение Франции в Сирии и Ливане и что это преимущественное положение сохранится и тогда, когда Сирия и Ливан получат окончательную независимость и урегулируют свой отношения с Францией путем заключения договора. Когда Англия направила своего посланника б Сирию и Ливан, он заявил, что британское правительство признает независимость этих стран в рамках заявления Катру. Катру говорит, что указанные им два документа являются основными и что если Молотов не имеет их полных текстов, то он затребует их из Бейрута.
Катру говорит, что французы хотели преобразовать свои отношения с Сирией и Ливаном по образцу отношений между Англией и Ираком, преобразовав мандаты, которыми Франция пользуется от имени Лиги наций73, в договор между Францией и странами Леванта. В 1937 г. такой договор между Сирией и Ливаном, с одной стороны, и Францией — с другой, был подписан, но он не был ратифицирован французским парламентом, так как не был представлен на его рассмотрение. Эта политика Франции в отношении стран Леванта была начата в 1936 г. правительством Леона Блюма и продолжается в настоящее время генералом де Голлем.
Молотов благодарит посла за информацию.
В. Молотов
Печат, по арх,
. Пясьмо посла США в СССР народному комиссару иностранных дел СССР
10 марта 1945 г.
Меня уведомили, что мое правительство придерживается того мнения, что было бы определенно в интересах международной организации безопасности, если бы временное правительство Французской республики в какой-либо момент до созыва конференции в Сан-Франциско116 решило стать одним из государств-инициаторов на той же основе, что и четыре других государства-инициатора. Мое правительство надеется, что дополнительное изучение Французским временным правительством этого вопроса приведет к тому, что оно решит пойти на этот шаг. Мое правительство также полагает, что в соответствии с решениями, принятыми во время Крымской конференции, для Французского временного правительства по-прежнему открыта дверь для того, чтобы стать одним из государств-инициаторов117. Кроме того, оно считает, что может заверить временное правительство в вышеизложенном и открыто заявить об этом.
Меня просили узнать как можно скорее для информации своего правительства, каково мнение Советского правительства в этом отношении. Мне известно, что аналогичные запросы делаются в Чушцше и Лондоне.
А. Гарриман
Печат. по изв.: Советско-французские отношения..., с. 432.