Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР с послом временного правительства Французской республики в СССР




9 марта 1945 г.

Катру заявляет, что он пришел для того, чтобы переговорить с народным комиссаром по одному вопросу, который, вероятно, не займет много времени. Дело в том, что Французское правительство поручило ему заявить Советскому правительству о желании быть представленным в Репарационной комиссии, образованной по ре­шению Крымской конференции115. Французское правительство питает большой интерес к этому вопросу в связи с тем, что Фран­ция понесла большой материальный ущерб во время этой войны. До сего времени этот вопрос был в ведении Европейской консуль­тативной комиссии7, где Франция, как известно, представлена. В связи с этим, говорит посол, не встретится трудностей в том, что­бы распространить имеющиеся у Франции в Европейской консуль­тативной комиссии возможности и на Московскую репарационную комиссию.

Молотов отвечает, что послу известно о том, что этот вопрос обсуждался на Крымской конференции и было решено создать Ре­парационную комиссию в Москве из представителей трех главных союзников *. Что же касается упомянутой послом Европейской консультативной комиссии, то она вопросом о репарациях не зани­малась.

Молотов обещает доложить правительству о сегодняшнем за­явлении посла.

Катру заявляет, что Европейская консультативная комиссия еще не занималась вопросом о репарациях, но в программе ее ра­бот предусматривался, по его мнению, и вопрос о репарациях. По­сол добавляет, что ему известно, что Московская комиссия по ре­парациям состоит из представителей трех ялтинских держав. Тем не менее он хотел бы подчеркнуть особое положение Франции, которая потерпела значительный материальный ущерб, хотя этот ущерб и меньше того, который нанесен Советскому Союзу. Так, например, во Франции насчитывается 1 200 000 человек, не име­ющих крова. Французским портам нанесен ущерб, оцениваемый приблизительно в 12—15 миллиардов франков. Катру говорит, что он привел эти цифры в качестве примера для того, чтобы подчерк­нуть большое значение для Франции вопроса о репарациях. Фран­цузский народ высоко оценил бы согласие России на участие Франции в Репарационной комиссии.

* См. док. № 115.

Катру говорит, что этот вопрос французы уже поднимали в Лондоне и Вашингтоне. В Лондоне они получили заверение в том, что если Советское и американское правительства согласятся на участие Франции в Репарационной комиссии, то англичане готовы на это согласиться.

Молотов отвечает, что он исходит из решений Крымской конференции, на которой англичане не ставили этого вопроса, хотя и активно участвовали в обсуждении, и на которой решение о комиссии было принято по обоюдному согласию всех участ­ников.

Катру говорит, что положительное решение поднятого его пра­вительством вопроса имело бы большое значение для французского общественного мнения. Французское население испытывает боль­шие затруднения от недостатка в снабжении. Население городов питается очень плохо. Французы знают, что для бесперебойной работы транспорта Франция должна иметь 25 тысяч паровозов, а она едва ли имеет одну треть этого количества. Если ялтинские державы согласились бы на участие Франции в Репарационной комиссии с целью восстановления того, что было разрушено нем­цами во Франции, то французское население с большим удовле­творением встретило бы это решение.

Молотов отвечает, что он понимает, что этот вопрос имеет боль­шое значение для французского общественного мнения и Фран­цузского правительства. Однако, говорит Молотов, нужно учиты­вать, что Советский Союз в том, что касается вопроса о репара­циях, занимает исключительное положение. Мы вкладывали все в борьбу против Гитлера, и эта борьба стоила нашему народу очень больших усилий. Советский Союз сыграл большую роль в этой борьбе и принес много таких жертв, которые не могут быть ничем компенсированы.

Катру отвечает, что ему хорошо известно о том большом ущер­бе, который был нанесен Советскому Союзу во время этой войны. В особенности значительны потери человеческих жизней.

Молотов заявляет, что при решении поднятого Французским правительством вопроса, следует учитывать не только жертвы, ко­торые понес в этой войне тот или иной народ, но прежде всего ту роль, которую он сыграл в ликвидации немецких захватчиков, в победе над Германией. Молотов добавляет, что, по его мнению, рассмотрение вопроса о репарациях на первой стадии будет прове­дено при участии трех держав, а затем, на последующих стадиях, будут привлечены и другие державы.

Катру отвечает, что аргументы Молотова очень убедительны. Он, Катру, хорошо знает, что жертвы Советского Союза превос­ходят жертвы любой другой нации, в том числе и таких материаль­но богатых наций, как Соединенные Штаты. Что касается Фран-

ции, то она имела перерыв в борьбе с Германией. Лично он, Ка-тру, осуждал перерыв и не прекращал под руководством де Голля борьбы против Германии. Но французский народ все время уча­ствовал в войне и показал впоследствии свою роль.

Молотов говорит, что в комиссию включены представители Англии, Со-зетского Союза и Соединенных Штатов, то есть тех дер­жав, которые сыграли наибольшую роль в поражении Германии и которые принесли наибольшие жертвы в этой войне. Следует учи­тывать, что при решении этого вопроса главное значение имеют не жертвы, принесенные тем или иным народом, а его активная роль в борьбе против Германии. Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, то положение не только Советского Союза, но и Англии, и Соединенных Штатов выделяется из положения ряда других союзных стран. После первоначального обсуждения вопроса должно произойти последующее его обсуждение с учетом дейст­вительного участия в общей борьбе, а также жертв Франции, Польши, Югославии, Чехословакии, Греции, Бельгии, Норвегии, Голландии,

Катру отвечает, что он согласен с аргументами.Молотова, ему понятно, что участие в общей победе играет решающую роль в вопросе о распределении репараций. Тем не менее он, Катру, хо­тел бы задать вопрос, исключается ли Франция из участия в об­суждении репарационного вопроса с самого начала.

Молотов отвечает, что комиссия начнет работу в соответствии с решением Крымской конференции, то есть как комиссия из пред­ставителей трех правительств. О расширении этой комиссии пока • никто из ее участников вопроса не ставил. Молотов обещает до­ложить своему правительству о вопросе, поставленном Катру от имени Французского правительства.

Катру благодарит Молотова за ответ.

Далее Катру говорит, что перед тем, как покинуть Молотова, он хотел бы сказать, что для него будет большой честью привет­ствовать лично маршала Сталина. Для него, Катру, день встречи с маршалом был бы днем, в который он, Катру, выполнил бы свой долг но отношению к Сталину.

Молотов обещает уведомить Сталина об этих словах Катру.

Молотов говорит, что, прежде чем проститься с послом, он хо­тел бы сделать одно замечание по вопросу, затронутому послом в предыдущей беседе. Речь идет о Сирии и Ливане. Молотов гово­рит, что, как он уже сказал послу в прошлый раз, мы до настоя­щего времени мало занимались этим вопросом и лишь недавно направили в эти страны своего посланника 41.

Молотов напоминает, что во время последней беседы Катру ему сказал, что британское правительство поддерживает позицию Франции в вопросе о Сирии и Ливане, а американское правитель-

ство не поддерживает. Что же касается Советского правительства, то оно в этом вопросе не занимало активной определенной пози­ции, можно сказать, что его позиция не была ни положительной, ии отрицательной.

Молотов говорит, что, считая вопрос о Сирии и Ливане важным, он хотел бы спросить посла, с какими документами и с какими фактами он советует прежде всего ознакомиться, чтобы лучше знать этот вопрос.

Катру отвечает, что для вопроса о Леванте основное значение имеют два документа. Во-первых, это прокламация независимости Сирии, провозглашенная генералом Катру 27 сентября 1941 г., и прокламация независимости Ливана, провозглашенная им же 26 ноября 1941 г.!22. Оба эти документа дают этим странам неза­висимость с той оговоркой, что их независимость станет оконча­тельной тогда, когда они урегулируют свои отношения с Фран­цией путем заключения договора о союзе и дружбе. Вторым та­ким документом является заявление Литтлтона 12°, бывшего в то время государственным министром Англии в Каире, сделанное от имени британского правительства в августе 1941 г. В этом заяв­лении Литтлтон заверил Францию, что британское правительство признает преимущественное положение Франции в Сирии и Ли­ване и что это преимущественное положение сохранится и тогда, когда Сирия и Ливан получат окончательную независимость и урегулируют свой отношения с Францией путем заключения до­говора. Когда Англия направила своего посланника б Сирию и Ли­ван, он заявил, что британское правительство признает незави­симость этих стран в рамках заявления Катру. Катру говорит, что указанные им два документа являются основными и что если Молотов не имеет их полных текстов, то он затребует их из Бейрута.

Катру говорит, что французы хотели преобразовать свои отно­шения с Сирией и Ливаном по образцу отношений между Англией и Ираком, преобразовав мандаты, которыми Франция пользуется от имени Лиги наций73, в договор между Францией и странами Леванта. В 1937 г. такой договор между Сирией и Ливаном, с од­ной стороны, и Францией — с другой, был подписан, но он не был ратифицирован французским парламентом, так как не был пред­ставлен на его рассмотрение. Эта политика Франции в отношении стран Леванта была начата в 1936 г. правительством Леона Блюма и продолжается в настоящее время генералом де Голлем.

Молотов благодарит посла за информацию.

В. Молотов

Печат, по арх,

. Пясьмо посла США в СССР народному комиссару иностран­ных дел СССР

10 марта 1945 г.

Меня уведомили, что мое правительство придерживается того мнения, что было бы определенно в интересах международной ор­ганизации безопасности, если бы временное правительство Фран­цузской республики в какой-либо момент до созыва конференции в Сан-Франциско116 решило стать одним из государств-инициато­ров на той же основе, что и четыре других государства-инициато­ра. Мое правительство надеется, что дополнительное изучение Французским временным правительством этого вопроса приведет к тому, что оно решит пойти на этот шаг. Мое правительство так­же полагает, что в соответствии с решениями, принятыми во время Крымской конференции, для Французского временного пра­вительства по-прежнему открыта дверь для того, чтобы стать одним из государств-инициаторов117. Кроме того, оно считает, что может заверить временное правительство в вышеизложенном и открыто заявить об этом.

Меня просили узнать как можно скорее для информации сво­его правительства, каково мнение Советского правительства в этом отношении. Мне известно, что аналогичные запросы делаются в Чушцше и Лондоне.

А. Гарриман

Печат. по изв.: Советско-французские отношения..., с. 432.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: