11 февраля 1945 г.
Происходившая 4—11 февраля в Крыму Конференция Глав Правительств Соединенных Штатов Америки, Великобритании и СССР пришла к следующим заключениям:
I. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Было решено:
1) что конференция Объединенных Наций 4 по вопросу о пред- полагаемой всемирной организации должна быть созвана в среду * См. приложения к сборнику, док. № 9.
25 апреля 1945 года и должна быть проведена в Соединенных Штатах Америки;
2) что на эту конференцию должны быть приглашены следующие государства:
a) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.;
b) те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г. (в данном случае под термином “присоединившиеся нации” имеется в виду 8 присоединившихся наций и Турция). Когда будет происходить конференция о всемирной организации, делегаты Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к первоначальному членству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украину и Белоруссию;
3) что правительство Соединенных Штатов от имени трех держав проконсультируется с правительством Китая и с Французским временным правительством по решениям, принятым на настоящей конференции, относительно предполагаемой всемирной организации;
4) что текст приглашений, которые будут разосланы всем государствам, принимающим участие в Конференции, должен быть следующий:
Приглашение
Правительство Соединенных Штатов Америки от своего имени и от имени правительств Соединенного Королевства, Союза Советских Социалистических Республик и Республики Китая, а также от имени временного правительства Французской республики приглашает правительство......... направить представителей на Конференцию Объединенных Наций, которая должна состояться 25 апреля 1945 года или вскоре после этой даты в Сан-Франциско, в Соединенных Штатах Америки, для подготовки Устава Всеобщей Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности.
|
Вышепоименованные правительства предлагают, чтобы Конференция рассмотрела как базу для такого Устава предложения по учреждению Всеобщей Международной Организации, которые были опубликованы в октябре прошлого года в результате конференции в Думбартон-Оксе98 и которые были дополнены следующими условиями для раздела “С” главы VI 108„
“С, Голосование
1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.
2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры принимаются большинством в семь голосов членов.
3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам принимаются большинством в семь голосов членов, включая совпадаю-
щие голоса постоянных членов, причем сторона, участвующая в споре, воздерживается от голосования при принятии решений согласно разделу А главы VIII10Э и согласно второй фразе абзаца 1 раздела С главы VIII” по.
Дополнительная информация о соответствующих мероприятиях будет сообщена в дальнейшем,
В случае, если правительство.......... желает заранее, до Конференции, высказать мнения и замечания, касающиеся предложений, то правительство Соединенных Штатов Америки будет радо передать такие мнения и замечания другим участвующим правительствам.
Было решено, что пять государств, которые будут иметь постоянные места в Совете Безопасности, должны проконсультироваться между собой до Конференции Объединенных Наций по вопросу о территориальной опеке.
|
Эта рекомендация была принята при условии, что территориальная опека будет применяться только: а) к существующим мандатам Лиги наций111; Ь) к территориям, отторгнутым от вражеских государств в результате настоящей войны; с) к любой другой территории, которая может быть добровольно поставлена под опеку, и d) никаких дискуссий о конкретных территориях на предстоящей Конференции Объединенных Наций или во время предварительных консультаций не предполагается, и решение вопроса о том, какие территории, относящиеся к указанным выше категориям, будут поставлены под попечительство, явится предметом позднейшего соглашения.
II. ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕННОЙ ЕВРОПЕ
Была принята следующая Декларация:
“Премьер Союза Советских Социалистических Республик, премьер-министр Соединенного Королевства и президент Соединенных Штатов Америки консультировались между собой в общих интересах народов своих стран и народов освобожденной Европы. Они совместно заявляют о том, что они договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих трех правительств в деле помощи народам, освобожденным от господства нацистской Германии, и народам бывших государств — сателлитов “оси” 86 в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем.
|
Установление порядка в Европе и переустройство национальной экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору. В соответствии с принципом Атлантической хартии112 о праве всех народов избирать форму правительства, при котором они будут жить, должно быть обеспечено восстановление суверенных прав и самоуправления для тех народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия.
Для улучшения условий, при которых освобожденные народы могли бы осуществлять эти права, три правительства будут совместно помогать народам в любом освобожденном европейском государстве или в бывшем государстве — сателлите “оси” в Европе, где, по их мнению, обстоятельства этого потребуют: а) создавать условия внутреннего мира; Ь) проводить неотложные мероприятия но оказанию помощи нуждающимся народам; с) создавать временные правительственные власти, широко представляющие все демократические элементы населения и обязанные возможно скорее установить путем свободных выборов правительства, отвечающие воле народа, и d) способствовать, где это окажется необходимым, проведению таких выборов.
Три правительства будут консультироваться с другими Объединенными Нациями и с временными властями или с другими правительствами в Европе, когда будут рассматриваться вопросы, в которых они прямо заинтересованы.
Когда, по мнению трех правительств, условия в любом европейском освобожденном государстве или в любом из бывших государств — сателлитов “оси” в Европе сделают такие действия необходимыми, они будут немедленно консультироваться между собой о мерах по осуществлению совместной ответственности, установленной в настоящей Декларации.
Этой Декларацией мы снова подтверждаем нашу веру в принципы Атлантической хартии, нашу верность Декларации Объединенных Наций и нашу решимость создать, в сотрудничестве с другими миролюбивыми нациями, построенный на принципах права международный порядок, посвященный миру, безопасности, свободе и всеобщему благосостоянию человечества.
Издавая настоящую Декларацию, три державы выражают надежду, что временное правительство Французской республики может присоединиться к ним в предложенной процедуре”.
III. РАСЧЛЕНЕНИЕ ГЕРМАНИИ
Выло решено, что ст. 12 (а) условий капитуляции Германии48 должна быть изменена и должна гласить следующее:
“Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик будут обладать по отношению к Германии верховной властью. При осуществлении этой власти они примут такие меры, включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии, которые они признают необходимыми для будущего мира и безопасности”.
Изучение процедуры расчленения Германии было передано Комиссии, состоящей из г-на Идена (председатель), г-на Вайнанта и г-на Гусева. Этот орган рассмотрит вопрос о том, желательно ли присоединение к нему представителя Франции.
IV. ЗОНА ОККУПАЦИИ ДЛЯ ФРАНЦУЗОВ И КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ ДЛЯ ГЕРМАНИИ113
Выло решено, что Франции должна быть предоставлена в Германии зона, подлежащая оккупации французскими войсками. Эта зона будет образована из британской и американской зон, и ее размеры будут установлены англичанами и американцами в консультации с Французским временным правительством.
Было также решено, что Французское временное правительство должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный совет по Германии.
V. РЕПАРАЦИИ
Был подписан следующий протокол:
Протокол
о переговорах между главами трех правительств на Крымской конференции по вопросу о репарациях натурой с Германии Главы трех правительств условились о следующем:
1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям.
Репарации должны получаться в первую очередь теми странами, которые вынесли главную тяжесть войны, понесли наибольшие потери и организовали победу над врагом.
2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах: а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории
самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т. д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;
б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена;
в) использование германского труда.
3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается Межсоюзная комиссия по репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании 114.
4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: “Московская комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами “а” и “б” статьи 2 должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу”. Британская делегация считала, что впредь до рассмотрения вопроса о репарациях Московской комиссией по репарациям не могут быть названы никакие цифры репараций.
Вышеприведенное советско-американское предложение передано Московской комиссии по репарациям в качестве одного из предложений, подлежащих ее рассмотрению115. [...]
VII. ПОЛЬША
Конференцией была принята следующая Декларация о Польше.
“Новое положение создалось в Польше в результате полного освобождения ее Красной Армией. Это требует создания временного польского правительства, которое имело бы более широкую базу, чем это было возможно раньше, до недавнего освобождения Западной части Польши. Действующее ныне в Польше временное правительство должно быть поэтому реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Это новое правительство должно затем называться польским временным правительством национального единства.
В. М. Молотов, г-н Гарриман и сэр Арчибальд Кларк Керр уполномочиваются как Комиссия проконсультироваться в Москве в первую очередь с членами теперешнего временного правительства и с другими польскими демократическими лидерами как из са-
мой Польши, так и из-за границы, имея в виду реорганизацию теперешнего правительства на указанных выше основах. Это польское временное правительство национального единства должно принять обязательство провести свободные и ничем не воспрепят-ствованные выборы как можно скорее на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. В этих выборах все антинацистские и демократические партии должны иметь право принимать участие и выставлять кандидатов.
Когда польское временное правительство национального единства будет сформировано должным образом в соответствии с вышеуказанным, правительство СССР, которое поддерживает в настоящее время дипломатические отношения с нынешним временным правительством Польши, правительство Соединенного Королевства и правительство США установят дипломатические отношения с новым польским временным правительством национального единства и обменяются послами, по докладам которых соответствующие правительства будут осведомлены о положении в Польше.
Главы трех правительств считают, что восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона85 с отступлениями от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трех правительств признают, что Польша должна получить существенные приращения территории на севере и на западе. Они считают, что по вопросу о размере этих приращений в надлежащее время будет спрошено мнение нового польского временного правительства национального единства и что вслед за тем окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции”. [...]
Печат. по изд.: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Сборник документов, т. 4, Крымская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (4—11 февраля 1945 г.). М., 1979, (далее — Крымская копфереп^ ция...), с. 374—280.
116. Письмо посла СССР при временном правительстве Французской республики председателю временного правительства Французской республики
12 февраля 1945 г.
По поручению моего правительства я имею честь передать Вам два сообщения глав правительств Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Великобритании, при сем прилагаемые.
А. Богомолов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СООБЩЕНИЕ
ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СССР,
ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США ПРЕДСЕДАТЕЛЮ
ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1. Мы обсуждали вопрос о контроле над Германией после ее поражения и пришли к выводу, что было бы очень желательно, если бы временное правительство Французской республики пожелало принять ответственность за зону оккупации и быть представленным в центральном контрольном механизме.
2. Мы были бы рады узнать, что Французское правительство готово принять эту ответственность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
СООБЩЕНИЕ
ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СССР,
ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США ПРЕДСЕДАТЕЛЮ
ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Вы обратите внимание, что издаваемое нами в конце настоящей конференции коммюнике содержит в качестве приложения Декларацию об освобожденной Европе *.
Вы также увидите, что в последнем абзаце Декларации мы выражаем надежду, что Ваше правительство может присоединиться к нам в предложенных действиях и процедуре.
Если бы обстоятельства это позволили, мы бы очень приветствовали обсуждение с Вами условий этой Декларации.
Условия, однако, менее важны, чем совместное обязательство предпринимать действия при определенных обстоятельствах; и мы считаем, что в интересах Европы в высшей степени важно, чтобы временное правительство Французской республики согласилось вместе с тремя союзниками принять такое обязательство.
Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 402—403.
* См. док. № 115.
117. Меморандум правительства США временному правительству Французской республики *
12 февраля 1945 г.
По окончании конференции представителей США, Великобритании и Советского Союза будет опубликовано коммюнике, в котором будет объявлено, что три правительства достигли соглашения относительно процедуры голосования в Совете Безопасности и что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско (Калифорния) будет созвана конференция Объединенных Наций с целью выработки Устава Объединенных Наций для всеобщей международной организации по поддержанию международного мира и безопасности. В коммюнике будет также сообщено, что правительства Великобритании и Советского Союза уполномочили президента США вступить от имени трех правительств в переговоры с временным правительством Франции и с Китайской республикой.
Вопросы, ио которым президент США уполномочивается вступить в переговоры с временным правительством Франции и Китайской республикой, являются следующими.
Предлагается, чтобы было сделано приглашение от имени самого правительства США и правительств Великобритании, Советского Союза, Китайской республики и временного правительства Франции. Приглашение будет направлено странам, которые подписали соглашение Объединенных Наций от 8 февраля 1945 г., и тем присоединившимся странам, включая Турцию, которые объявят войну к 1 марта 1945 г. Содержание вышеназванного приглашения таково:
“Правительство Соединенных Штатов Америки от своего имени и от имени правительств Соединенного Королевства, Союза Советских Социалистических Республик и Республики Китая, а также от имени временного правительства Французской республики приглашает правительство....... направить представителей на конференцию Объединенных Наций, которая должна состояться 25 апреля 1945 г. или вскоре после этой даты в Сан-Франциско, в Соединенных Штатах Америки, для подготовки устава всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности.
Вышепоименованные правительства предлагают, чтобы конференция рассмотрела как базу для такого устава предложения по учреждению всеобщей международной организации, которые были опубликованы в октябре прошлого года в результате конференции в Думбартон-Оксе 98 и которые были дополнены следующими условиями для раздела “С” главы VI:
С. Голосование
1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.
2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры принимаются большинством в семь голосов членов.
3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам принимаются большинством в семь голосов членов, включая совпадающие голоса постоянных членов, причем сторона, участвующая в споре, воздерживается от голосования при принятии решений согласно разделу “А” главы VIII и согласно второй фразе абзаца 1 раздела “С” главы VIII.
Дополнительная информация о соответствующих мероприятиях будет сообщена в дальнейшем.
В случае, если правительство....... желает заранее, до конференции, высказать мнения и замечания, касающиеся предложений, то правительство Соединенных Штатов Америки будет радо передать такие мнения и замечания другим участвующим правительствам.
Кроме того, предполагается, что пять приглашающих правительств будут консультироваться до конференции по вопросу о положениях, которые должны быть включены в устав с целью создания системы опеки для существующих мандатов на территории, которые могут быть отобраны у противника после нынешней войны, и на любые другие территории, которые могут быть добровольно переданы под опеку. Ни в ходе предварительных консультаций, ни в ходе обсуждения на конференции Объединенных Наций не будут затрагиваться конкретные территории; вопрос сведется лишь к выработке организационных принципов и положений. Вопрос о конкретных территориях, которые должны быть поставлены под опеку, будет предметом последующего соглашения.
Президент выразил глубокую надежду, что правительство Франции согласится с этими предложениями. Вопрос является весьма срочным, так как правительства США, Великобритании и Советского Союза договорились опубликовать в утренних газетах в среду 13 февраля коммюнике, о котором идет речь в первом абзаце настоящего меморандума.
Вопросы, являющиеся предметом консультаций и изложенные в предшествующем меморандуме, должны считаться строго секретными до момента, когда будет решено опубликовать приглашение.
Лечат, по изд.: Советско-французские отношения.,., с, 403—405,
* Передан послу СССР во Франции А. Е. Богомолову послом США во Франции Дж. Кэффри.
118. Запись беседы посла СССР при временном правительстве • Французской республики с председателем временного правительства Французской республики
15 февраля 1945 г.
В обстановке обычного приема 15 февраля вручил де Голлю свои верительные грамоты *, так как французы не хотят даже опубликовывать эти акты, чтобы не было лишних разговоров.
Хотел взять с собой к де Голлю Козырева и Суслопарова. Протокольный отдел попросил меня прийти одного, “так как генерал хочет иметь с вами конфиденциальную беседу”.
Явился один, передал де Голлю грамоты и, так как он сам не начинал серьезной беседы, спросил его о решениях Французского правительства по поводу тех предложений, которые содержались в Декларации Крымской конференции и в тех отдельных сообщениях, которые были переданы ему тремя послами, а министру иностранных дел Бидо — послом США Кэффри **. Де Голль сделал обиженную гримасу и начал с того, что вопрос о неучастии Франции на конференции не есть вопрос национального самолюбия для Французского правительства, а вопрос об исторической ответственности за эти решения. “Я не говорю о мнении народа”,— добавил де Голль, желая, по-видимому, сказать, что народ обижен, но что правительство стоит выше этого и думает только об империи.
Спросил де Голля, скоро ли можно ожидать ответа на вопросы конференции, адресованные к Франции.
Де Голль ответил, что на конференции в Думбартон-Оксе Франция не участвовала и не знает деталей обсуждения вопросов. Сейчас Франция приглашена к участию в Совете Безопасности, но не знает, что и как будет обсуждаться и решаться в этой комиссии.
Франции предлагают даже приглашать какие-то державы на конференцию в Сан-Франциско116, чтобы выработать международную хартию. Как может Французское правительство приглашать кого-нибудь на конференцию, если оно не знает, зачем созывается эта конференция и какие вопросы будут на ней обсуждаться 117.
Что касается участия Франции в оккупации Германии, то Франция говорит да и настаивает на оккупации Рейнской области26. Немного погодя де Голль добавил: “Рейнскую область мы оккупируем в любом случае, то есть если не теперь, то после. Этот
вопрос для нас решен”. Вообще решения Крымской конференции, кроме решений о разгроме Германии, очень теоретичны. Ни вопросы Рейна, ни Одера не решены. “Я предпочел бы более конкретные решения”.
Ответил де Голлю, что решения Крымской конференции важны, как серьезное начало будущего переустройства Европы, и в частности решения германской проблемы.
Всякого рода конференции и советы для того и создаются, чтобы совместно изучать обстановку и найти правильные решения, приемлемые для обеспечения мира. Если бы можно было сразу решить все конкретные вопросы, то это было бы идеально, но едва ли это возможно. Де Голль заметил, “что стоят все эти международные совещания, если США приведут на них все Никарагуа, которых много в Америке”. Ответил де Голлю, что даже и вопрос об участии Никарагуа должен быть обсужден. Де Голль вяло согласился, что, конечно, надо обсуждать все эти вопросы, по все же решения Крымской конференции теоретичны. “Возьмем вопрос о Контрольной комиссии в Германии49. Мы приглашены в ней участвовать. Но что будет делать эта комиссия?” Я возразил, что основные функции этой Контрольной комиссии намечены с достаточной ясностью в Декларации. Де Голль не согласился и продолжал ворчать, утверждая, что ему это неясно. Я спросил, как же он собирается отвечать на вопросы конференции, выдвинутые перед Францией, так как я надеюсь, что общее его впечатление от работы конференции все же благоприятное. Де Голль в раздражении, возможно, не заметил, что его характеристика работы конференции была слишком пессимистична.
Он ответил, что в целом он, конечно, считает, что конференция дает очень много положительного, но остается и много неясностей. Французское правительство, вероятно, ответит согласием на предложения трех, но потребует пояснений по ряду вопросов, прежде чем вносить какие-либо предложения.
Я еще раз попытался сказать, что решения конференции упрощают и уточняют некоторые вопросы, например о Польше. Де Голль опять заволновался.
Нет, ответил он, именно с Польшей ничего не ясно. Конференция ничего не сказала конкретного о Польше. Я ответил, что конференция констатировала ряд конкретных факторов касательно Польши и высказала предложения, которые должны укрепить существующее положение и завершить решение польского вопроса, который, по сути дела, уже решен самой жизнью *. Де Голль спросил: “А где же польский народ?” Я ответил, что, во всяком случае,
* См. док. № 58. ** См. док. №115, 116, 117. |
См. док. № 115. |
не в Англии, а в Польше. Я сказал, что польский народ сам решает свою судьбу.
Де Голль еще раз сказал, что “в общем” Французское правительство удовлетворено решениями Крымской конференции.
А. Богомолов
Печат, по арх,
119. Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР с представителем временного правительства Французской республики в СССР
19 февраля 1945 г.
Представитель временного правительства Французской республики Р. Гарро заявляет, что, вероятно, народному комиссару иностранных дел Молотову известно, что Франция в общем удовлетворена решениями Ялтинской конференции. Народный комиссар, вероятно, знает, что точка зрения Французского правительства совпадает с точкой зрения других главных союзников в отношении продолжения войны и целей, которых необходимо достичь. Гарро говорит, что французы понимают, что на конференции достигнуты удовлетворительные результаты в отношении военных планов и общей политики Объединенных Наций 4.
Нарком замечает, что результаты конференции положительные.
Гарро заявляет, что его правительство высоко оценило то сообщение, которое было ему сделано о конференции Объединенных Наций и еще о некоторых документах Крымской конференции *. Тем не менее остаются некоторые неясные для Французского правительства вопросы, учитывая, что оно, к сожалению, не было представлено на Крымской конференции.
Гарро говорит, что он не имеет намерения снова ставить этот вопрос, так как это дело прошлого и все аргументы Французского правительства были в свое время сообщены Советскому правительству. Гарро говорит, что он думает, что народному комиссару известно о чувствах, проявленных французской печатью и французским общественным мнением в связи с тем, что Франция не была представлена на конференции.
Гарро отмечает, что он пришел сегодня говорить не об этом, а затронет некоторые определенные вопросы.
Гарро говорит, что 12 февраля послы Советского Союза, Англии и Соединенных Штатов вручили генералу де Голлю два документа. Этими документами были: телеграмма по вопросу об участии Франции в контроле над Германией и о предоставлении ей зоны
* См. док. № 115,
оккупации Германии, а также телеграмма относительно Декларации об освобожденной Европе. Кроме того, посол Соединенных Штатов Кэффри вручил Бидо от имени президента Рузвельта меморандум о порядке приглашения держав на конференцию в Сан-Франциско и о порядке голосования в Совете Безопасности *. Гарро говорит, что он хочет попросить некоторых разъяснений по этим трем документам, учитывая тот факт, что Французское правительство было информировано о решениях Ялтинской конференции уже после ее окончания. Оно желало бы выяснить некоторые моменты, прежде чем высказать свое мнение по поставленным перед ним вопросам. Некоторые моменты остаются для Французского правительства неясными в связи с тем, что его представители не участвовали в дискуссии в Ялте.
Далее Гарро заявляет, что документ об участии Франции в оккупации Германии не вызывает особых замечаний со стороны Французского правительства. Тот меморандум, который Массигли передал в Европейскую консультативную комиссию7 еще до Крымской конференции **, содержал заранее ответ на вопросы, поставленные конференцией. В этом меморандуме предусматривается участие французских войск в оккупации Германии и определена та зона, которую хотела бы оккупировать Франция своими войсками. Таким образом, Французское правительство согласно с решениями Ялтинской конференции по этому вопросу и радо участвовать в контрольном механизме в Германии.
Гарро говорит, что в связи с этим у него есть только один вопрос. Дело в том, что Французское правительство хотело бы знать, будет ли оно представлено только в центральном контрольном механизме в Германии49 или будет участвовать и в 12 подкомиссиях.
Нарком отвечает, что Франция будет участвовать в центральном контрольном механизме в Германии на равных правах с остальными тремя державами.
Поблагодарив за ответ, Гарро говорит, что другой документ, которого он хотел бы сегодня коснуться,— это Декларация об освобожденной Европе. Французское правительство желало бы знать о том, какая процедура предусмотрена для применения принципов, заложенных в этой Декларации. Будут ли четыре правительства консультироваться между собой, а если будут, то каким путем? Было ли на конференции предусмотрено создание особого органа для применения принципов этого документа, или же было решено поручить эти вопросы Европейской консультативной комиссии?
* См. док. № 117. ** См. док. № НО.
Нарком отвечает, что это — дело дальнейшего и что на конференции не было речи о создании специального органа.
Гарро говорит, что, по его мнению, эта Декларация предусматривает лишь основные принципы.
Нарком с этим соглашается.
Дал je Гарро говорит, что решение по польскому вопросу, принятое без участия Французского правительства, является применением на деле принципов Декларации об освобожденной Европе. Эти два документа связаны между собой.
Нарком отвечает, что в известном смысле это так, но оба документа обсуждались на конференции независимо один от другого.
Гарро спрашивает, не предусмотрено ли создание какого-либо органа, который занялся бы вопросом о Польше.
Нарком отвечает, что о таком органе не было речи и что решение Крымской конференции но польскому вопросу опубликовано полностью.
Гарро спрашивает, не предусмотрено ли на Крымской конференции создание каких-либо контрольных органов для тех наций, в отношении которых потребуется применение принципов конференции.
Нарком говорит, что такие органы не предусматривались и что на конференции не принято больше того, что опубликовано в коммюнике.
Гарро говорит, что его вопросы вызваны тем, что Франция, к сожалению, не была представлена на конференции и что французы предпочли бы участвовать в дискуссии в Крыму, а не задавать вопросы теперь.
Нарком говорит, что обсуждение этих вопросов между тремя главами правительств стало некоторой традицией со времен Тегерана. Вместе с тем он хочет констатировать продолжающееся увеличение участия Франции в обсуждении важнейших вопросов, интересующих главных союзников.
Гарро с этим соглашается.
Далее Гарро заявляет, что конференция поручила правительству Соединенных Штатов проконсультироваться с правительствами Франции и Китая по решениям, принятым конференцией, относительно намечаемой международной организации безопасности. В документе, переданном послом Кэффри Бидо, были затронуты два вопроса, а именно вопрос о приглашении па конференцию и вопрос о голосовании в Совете Безопасности. Прежде чем высказаться по затронутому вопросу, Французское правительство хотело бы получить точные разъяснения о смысле принятых на конференции в Думбартон-Оксе решений, где Франция тоже не участвовала.
Нарком выражает надежду, что Французское правительство получит необходимые разъяснения от правительства Соединенных Штатов. Если же этого будет недостаточно, то советская сторона будет готова обсудить с французским представителем интересующие его вопросы.
Гарро отвечает, что, вероятно, его коллега в Вашингтоне запросил необходимые разъяснения у американского правительства и что он сегодня лишь в порядке информации хочет сказать, что Французское правительство интересует вопрос о том, сможет ли оно сделать свои замечания по вопросу о плане Международной организации безопасности до конференции в Сан-Франциско, или же эти замечания должны быть оглашены во время конференции.
Далее Гарро говорит, что он хотел бы коснуться вопроса о территориальной опеке. Народному комиссару, вероятно, достаточно ясно, что этот вопрос имеет большое значение для Франции в связи с тем, что она является страной, имеющей подмандатные территории, и в связи с теми проектами, которые недавно обсуждались в американской печати. Возможно, что эти проекты не поддерживаются государственным департаментом, однако они широко обсуждались в Соединенных Штатах. Поэтому Французское правительство желает заранее заявить о возможных оговорках с его стороны по этому вопросу.
Гарро говорит, что у него нет больше никаких замечаний и вопросов.
Нарком заявляет, что Крымская конференция, по его мнению, имеет большое значение для общего дела союзников и, чем более дружно будут работать союзники в дальнейшем, тем больше пользы принесут эти решения. Вместе с тем эта конференция показала, что все время растет участие Франции в обсуждении и решении важнейших вопросов, которые встают перед главными союзниками.
Гарро соглашается с этим.
В заключение беседы Гарро говорит, что он вскоре уезжает из Москвы и что он считает сегодняшнее посещение народного комиссара своим прощальным визитом. Он говорит, что навсегда сохранит наилучшие воспоминания о трех годах своей работы в Советском Союзе.
Нарком отвечает, что он и его коллеги были удовлетворены своим сотрудничеством с Гарро и желают Гарро успехов в его дальнейшей работе.
В. Молотов
Печат. по изд.: Советско-французские
отношения..., с. 405—409,, '•".
120. Из телеграммы посла СССР при временном правительстве Французской республики в Народный комиссариат иностранных дел СССР
20 февраля 1945 s.
В связи с решениями Крымской конференции настроения в чиновничьих и более солидных правящих кругах очень мало похожи на настроения союзников. Наиболее существенное, а именно решения по германскому вопросу, проходит во французской прессе почти без ответа, то же и в моих беседах с французами, и в беседах сотрудников посольства.
Надо отметить, что во французской прессе почти ничего нет против фашистской Германии; когда я спросил министра информации Тейджеыа, почему французская пресса не уделяет внимания вопросам антигерманской пропаганды, то министр ответил, что в этом нет надобности, так как население и без пропаганды не любит немцев, а кроме того, у нас мало бумаги. Немцы ведут себя очень осторожно по отношению к французам. Немецкие летающие бомбы сотнями пролетают над Францией и на ее территории не падают. Немецкое радио только упрекает французов в том, что они сменили оккупацию и теперь живут гораздо хуже, чем при немцах.
Аппарат деголлевской Франции переполнен вишистами, среди которых имеется масса немецких агентов. [...]