Из протокола работы Крымской конференции




11 февраля 1945 г.

Происходившая 4—11 февраля в Крыму Конференция Глав Правительств Соединенных Штатов Америки, Великобритании и СССР пришла к следующим заключениям:

I. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Было решено:

1) что конференция Объединенных Наций 4 по вопросу о пред- полагаемой всемирной организации должна быть созвана в среду * См. приложения к сборнику, док. № 9.

25 апреля 1945 года и должна быть проведена в Соединенных Штатах Америки;

2) что на эту конференцию должны быть приглашены следую­щие государства:

a) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.;

b) те из присоединившихся наций, которые объявили войну об­щему врагу к 1 марта 1945 г. (в данном случае под термином “присоединившиеся нации” имеется в виду 8 присоединившихся наций и Турция). Когда будет происходить конференция о все­мирной организации, делегаты Соединенного Королевства и Соеди­ненных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к пер­воначальному членству двух Советских Социалистических Респуб­лик, а именно Украину и Белоруссию;

3) что правительство Соединенных Штатов от имени трех держав проконсультируется с правительством Китая и с Француз­ским временным правительством по решениям, принятым на нас­тоящей конференции, относительно предполагаемой всемирной организации;

4) что текст приглашений, которые будут разосланы всем госу­дарствам, принимающим участие в Конференции, должен быть следующий:

Приглашение

Правительство Соединенных Штатов Америки от своего имени и от имени правительств Соединенного Королевства, Союза Совет­ских Социалистических Республик и Республики Китая, а также от имени временного правительства Французской республики при­глашает правительство......... направить пред­ставителей на Конференцию Объединенных Наций, которая долж­на состояться 25 апреля 1945 года или вскоре после этой даты в Сан-Франциско, в Соединенных Штатах Америки, для подготовки Устава Всеобщей Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности.

Вышепоименованные правительства предлагают, чтобы Конфе­ренция рассмотрела как базу для такого Устава предложения по учреждению Всеобщей Международной Организации, которые были опубликованы в октябре прошлого года в результате конфе­ренции в Думбартон-Оксе98 и которые были дополнены следующи­ми условиями для раздела “С” главы VI 108

“С, Голосование

1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.

2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры при­нимаются большинством в семь голосов членов.

3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам при­нимаются большинством в семь голосов членов, включая совпадаю-

щие голоса постоянных членов, причем сторона, участвующая в споре, воздерживается от голосования при принятии решений со­гласно разделу А главы VIII10Э и согласно второй фразе абзаца 1 раздела С главы VIII” по.

Дополнительная информация о соответствующих мероприятиях будет сообщена в дальнейшем,

В случае, если правительство.......... жела­ет заранее, до Конференции, высказать мнения и замечания, ка­сающиеся предложений, то правительство Соединенных Штатов Америки будет радо передать такие мнения и замечания другим участвующим правительствам.

Было решено, что пять государств, которые будут иметь по­стоянные места в Совете Безопасности, должны проконсультиро­ваться между собой до Конференции Объединенных Наций по вопросу о территориальной опеке.

Эта рекомендация была принята при условии, что территори­альная опека будет применяться только: а) к существующим ман­датам Лиги наций111; Ь) к территориям, отторгнутым от враже­ских государств в результате настоящей войны; с) к любой другой территории, которая может быть добровольно поставлена под опе­ку, и d) никаких дискуссий о конкретных территориях на пред­стоящей Конференции Объединенных Наций или во время пред­варительных консультаций не предполагается, и решение вопроса о том, какие территории, относящиеся к указанным выше катего­риям, будут поставлены под попечительство, явится предметом позднейшего соглашения.

II. ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕННОЙ ЕВРОПЕ

Была принята следующая Декларация:

“Премьер Союза Советских Социалистических Республик, премьер-министр Соединенного Королевства и президент Соеди­ненных Штатов Америки консультировались между собой в общих интересах народов своих стран и народов освобожденной Европы. Они совместно заявляют о том, что они договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в ос­вобожденной Европе политику своих трех правительств в деле по­мощи народам, освобожденным от господства нацистской Герма­нии, и народам бывших государств — сателлитов “оси” 86 в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем.

Установление порядка в Европе и переустройство националь­ной экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учрежде­ния по их собственному выбору. В соответствии с принципом Ат­лантической хартии112 о праве всех народов избирать форму пра­вительства, при котором они будут жить, должно быть обеспечено восстановление суверенных прав и самоуправления для тех наро­дов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия.

Для улучшения условий, при которых освобожденные народы могли бы осуществлять эти права, три правительства будут сов­местно помогать народам в любом освобожденном европейском государстве или в бывшем государстве — сателлите “оси” в Евро­пе, где, по их мнению, обстоятельства этого потребуют: а) созда­вать условия внутреннего мира; Ь) проводить неотложные меро­приятия но оказанию помощи нуждающимся народам; с) создавать временные правительственные власти, широко представляющие все демократические элементы населения и обязанные возможно скорее установить путем свободных выборов правительства, отве­чающие воле народа, и d) способствовать, где это окажется необхо­димым, проведению таких выборов.

Три правительства будут консультироваться с другими Объеди­ненными Нациями и с временными властями или с другими прави­тельствами в Европе, когда будут рассматриваться вопросы, в ко­торых они прямо заинтересованы.

Когда, по мнению трех правительств, условия в любом евро­пейском освобожденном государстве или в любом из бывших госу­дарств — сателлитов “оси” в Европе сделают такие действия не­обходимыми, они будут немедленно консультироваться между собой о мерах по осуществлению совместной ответственности, ус­тановленной в настоящей Декларации.

Этой Декларацией мы снова подтверждаем нашу веру в прин­ципы Атлантической хартии, нашу верность Декларации Объеди­ненных Наций и нашу решимость создать, в сотрудничестве с дру­гими миролюбивыми нациями, построенный на принципах права международный порядок, посвященный миру, безопасности, сво­боде и всеобщему благосостоянию человечества.

Издавая настоящую Декларацию, три державы выражают на­дежду, что временное правительство Французской республики мо­жет присоединиться к ним в предложенной процедуре”.

III. РАСЧЛЕНЕНИЕ ГЕРМАНИИ

Выло решено, что ст. 12 (а) условий капитуляции Германии48 должна быть изменена и должна гласить следующее:

“Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик будут обладать по отношению к Германии верховной властью. При осуществлении этой власти они примут такие меры, включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии, которые они призна­ют необходимыми для будущего мира и безопасности”.

Изучение процедуры расчленения Германии было передано Комиссии, состоящей из г-на Идена (председатель), г-на Вайнанта и г-на Гусева. Этот орган рассмотрит вопрос о том, желательно ли присоединение к нему представителя Франции.

IV. ЗОНА ОККУПАЦИИ ДЛЯ ФРАНЦУЗОВ И КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ ДЛЯ ГЕРМАНИИ113

Выло решено, что Франции должна быть предоставлена в Гер­мании зона, подлежащая оккупации французскими войсками. Эта зона будет образована из британской и американской зон, и ее раз­меры будут установлены англичанами и американцами в консуль­тации с Французским временным правительством.

Было также решено, что Французское временное правительст­во должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный совет по Германии.

V. РЕПАРАЦИИ

Был подписан следующий протокол:

Протокол

о переговорах между главами трех правительств на Крым­ской конференции по вопросу о репарациях натурой с Гер­мании Главы трех правительств условились о следующем:

1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям.

Репарации должны получаться в первую очередь теми страна­ми, которые вынесли главную тяжесть войны, понесли наиболь­шие потери и организовали победу над врагом.

2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах: а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из на­ционального богатства Германии, находящегося как на территории

самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, под­вижной состав, германские вложения за границей, акции промыш­ленных, транспортных, судоходных и других предприятий Герма­нии и т. д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;

б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в тече­ние периода, длительность которого должна быть установлена;

в) использование германского труда.

3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается Межсо­юзная комиссия по репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании 114.

4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрес­сии странами советская и американская делегации согласились о следующем: “Московская комиссия по репарациям в первоначаль­ной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами “а” и “б” статьи 2 должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу”. Британская делегация считала, что впредь до рассмотрения вопроса о репарациях Московской комиссией по ре­парациям не могут быть названы никакие цифры репараций.

Вышеприведенное советско-американское предложение пере­дано Московской комиссии по репарациям в качестве одного из предложений, подлежащих ее рассмотрению115. [...]

VII. ПОЛЬША

Конференцией была принята следующая Декларация о Польше.

“Новое положение создалось в Польше в результате полного ос­вобождения ее Красной Армией. Это требует создания временного польского правительства, которое имело бы более широкую базу, чем это было возможно раньше, до недавнего освобождения За­падной части Польши. Действующее ныне в Польше временное правительство должно быть поэтому реорганизовано на более ши­рокой демократической базе с включением демократических дея­телей из самой Польши и поляков из-за границы. Это новое прави­тельство должно затем называться польским временным прави­тельством национального единства.

В. М. Молотов, г-н Гарриман и сэр Арчибальд Кларк Керр уполномочиваются как Комиссия проконсультироваться в Москве в первую очередь с членами теперешнего временного правительст­ва и с другими польскими демократическими лидерами как из са-

мой Польши, так и из-за границы, имея в виду реорганизацию теперешнего правительства на указанных выше основах. Это поль­ское временное правительство национального единства должно принять обязательство провести свободные и ничем не воспрепят-ствованные выборы как можно скорее на основе всеобщего избира­тельного права при тайном голосовании. В этих выборах все ан­тинацистские и демократические партии должны иметь право при­нимать участие и выставлять кандидатов.

Когда польское временное правительство национального един­ства будет сформировано должным образом в соответствии с выше­указанным, правительство СССР, которое поддерживает в настоя­щее время дипломатические отношения с нынешним временным правительством Польши, правительство Соединенного Королевства и правительство США установят дипломатические отношения с новым польским временным правительством национального един­ства и обменяются послами, по докладам которых соответствую­щие правительства будут осведомлены о положении в Польше.

Главы трех правительств считают, что восточная граница Поль­ши должна идти вдоль линии Керзона85 с отступлениями от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трех правительств признают, что Польша должна получить существенные приращения территории на севере и на западе. Они считают, что по вопросу о размере этих приращений в надлежащее время будет спрошено мнение нового польского вре­менного правительства национального единства и что вслед за тем окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции”. [...]

Печат. по изд.: Советский Союз на меж­дународных конференциях периода Ве­ликой Отечественной войны 1941—1945 гг. Сборник документов, т. 4, Крымская конференция руководителей трех союз­ных держав — СССР, США и Велико­британии (4—11 февраля 1945 г.). М., 1979, (далее — Крымская копфереп^ ция...), с. 374—280.

116. Письмо посла СССР при временном правительстве Француз­ской республики председателю временного правительства Французской республики

12 февраля 1945 г.

По поручению моего правительства я имею честь передать Вам два сообщения глав правительств Союза Советских Социалистиче­ских Республик, Соединенных Штатов Америки и Великобритании, при сем прилагаемые.

А. Богомолов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СООБЩЕНИЕ

ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СССР,

ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США ПРЕДСЕДАТЕЛЮ

ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Мы обсуждали вопрос о контроле над Германией после ее поражения и пришли к выводу, что было бы очень желательно, если бы временное правительство Французской республики поже­лало принять ответственность за зону оккупации и быть представ­ленным в центральном контрольном механизме.

2. Мы были бы рады узнать, что Французское правительство готово принять эту ответственность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

СООБЩЕНИЕ

ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СССР,

ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США ПРЕДСЕДАТЕЛЮ

ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Вы обратите внимание, что издаваемое нами в конце настоя­щей конференции коммюнике содержит в качестве приложения Декларацию об освобожденной Европе *.

Вы также увидите, что в последнем абзаце Декларации мы вы­ражаем надежду, что Ваше правительство может присоединиться к нам в предложенных действиях и процедуре.

Если бы обстоятельства это позволили, мы бы очень приветст­вовали обсуждение с Вами условий этой Декларации.

Условия, однако, менее важны, чем совместное обязатель­ство предпринимать действия при определенных обстоятельствах; и мы считаем, что в интересах Европы в высшей степени важ­но, чтобы временное правительство Французской республики согласилось вместе с тремя союзниками принять такое обяза­тельство.

Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 402—403.

* См. док. № 115.

117. Меморандум правительства США временному правительству Французской республики *

12 февраля 1945 г.

По окончании конференции представителей США, Великобри­тании и Советского Союза будет опубликовано коммюнике, в ко­тором будет объявлено, что три правительства достигли соглаше­ния относительно процедуры голосования в Совете Безопасности и что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско (Калифорния) будет созва­на конференция Объединенных Наций с целью выработки Устава Объединенных Наций для всеобщей международной организации по поддержанию международного мира и безопасности. В коммю­нике будет также сообщено, что правительства Великобритании и Советского Союза уполномочили президента США вступить от имени трех правительств в переговоры с временным правительст­вом Франции и с Китайской республикой.

Вопросы, ио которым президент США уполномочивается всту­пить в переговоры с временным правительством Франции и Китай­ской республикой, являются следующими.

Предлагается, чтобы было сделано приглашение от имени са­мого правительства США и правительств Великобритании, Совет­ского Союза, Китайской республики и временного правительства Франции. Приглашение будет направлено странам, которые под­писали соглашение Объединенных Наций от 8 февраля 1945 г., и тем присоединившимся странам, включая Турцию, которые объя­вят войну к 1 марта 1945 г. Содержание вышеназванного пригла­шения таково:

“Правительство Соединенных Штатов Америки от своего име­ни и от имени правительств Соединенного Королевства, Союза Со­ветских Социалистических Республик и Республики Китая, а так­же от имени временного правительства Французской республики приглашает правительство....... направить предста­вителей на конференцию Объединенных Наций, которая должна состояться 25 апреля 1945 г. или вскоре после этой даты в Сан-Франциско, в Соединенных Штатах Америки, для подготовки ус­тава всеобщей международной организации для поддержания меж­дународного мира и безопасности.

Вышепоименованные правительства предлагают, чтобы конфе­ренция рассмотрела как базу для такого устава предложения по учреждению всеобщей международной организации, которые были опубликованы в октябре прошлого года в результате конференции в Думбартон-Оксе 98 и которые были дополнены следующими усло­виями для раздела “С” главы VI:

С. Голосование

1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.

2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры при­нимаются большинством в семь голосов членов.

3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам при­нимаются большинством в семь голосов членов, включая совпада­ющие голоса постоянных членов, причем сторона, участвующая в споре, воздерживается от голосования при принятии решений со­гласно разделу “А” главы VIII и согласно второй фразе абзаца 1 раздела “С” главы VIII.

Дополнительная информация о соответствующих мероприя­тиях будет сообщена в дальнейшем.

В случае, если правительство....... желает зара­нее, до конференции, высказать мнения и замечания, касающиеся предложений, то правительство Соединенных Штатов Америки бу­дет радо передать такие мнения и замечания другим участвующим правительствам.

Кроме того, предполагается, что пять приглашающих прави­тельств будут консультироваться до конференции по вопросу о положениях, которые должны быть включены в устав с целью создания системы опеки для существующих мандатов на террито­рии, которые могут быть отобраны у противника после нынешней войны, и на любые другие территории, которые могут быть добро­вольно переданы под опеку. Ни в ходе предварительных консуль­таций, ни в ходе обсуждения на конференции Объединенных На­ций не будут затрагиваться конкретные территории; вопрос све­дется лишь к выработке организационных принципов и положе­ний. Вопрос о конкретных территориях, которые должны быть поставлены под опеку, будет предметом последующего согла­шения.

Президент выразил глубокую надежду, что правительство Франции согласится с этими предложениями. Вопрос является весьма срочным, так как правительства США, Великобритании и Советского Союза договорились опубликовать в утренних газетах в среду 13 февраля коммюнике, о котором идет речь в первом абзаце настоящего меморандума.

Вопросы, являющиеся предметом консультаций и изложенные в предшествующем меморандуме, должны считаться строго секрет­ными до момента, когда будет решено опубликовать приглашение.

Лечат, по изд.: Советско-французские отношения.,., с, 403—405,

 

* Передан послу СССР во Франции А. Е. Богомолову послом США во Франции Дж. Кэффри.

118. Запись беседы посла СССР при временном правительстве • Французской республики с председателем временного прави­тельства Французской республики

15 февраля 1945 г.

В обстановке обычного приема 15 февраля вручил де Голлю свои верительные грамоты *, так как французы не хотят даже опубликовывать эти акты, чтобы не было лишних разговоров.

Хотел взять с собой к де Голлю Козырева и Суслопарова. Про­токольный отдел попросил меня прийти одного, “так как генерал хочет иметь с вами конфиденциальную беседу”.

Явился один, передал де Голлю грамоты и, так как он сам не начинал серьезной беседы, спросил его о решениях Француз­ского правительства по поводу тех предложений, которые содер­жались в Декларации Крымской конференции и в тех отдельных сообщениях, которые были переданы ему тремя послами, а мини­стру иностранных дел Бидо — послом США Кэффри **. Де Голль сделал обиженную гримасу и начал с того, что вопрос о неучастии Франции на конференции не есть вопрос национального самолю­бия для Французского правительства, а вопрос об исторической ответственности за эти решения. “Я не говорю о мнении народа”,— добавил де Голль, желая, по-видимому, сказать, что народ оби­жен, но что правительство стоит выше этого и думает только об империи.

Спросил де Голля, скоро ли можно ожидать ответа на вопросы конференции, адресованные к Франции.

Де Голль ответил, что на конференции в Думбартон-Оксе Фран­ция не участвовала и не знает деталей обсуждения вопросов. Сейчас Франция приглашена к участию в Совете Безопасности, но не знает, что и как будет обсуждаться и решаться в этой ко­миссии.

Франции предлагают даже приглашать какие-то державы на конференцию в Сан-Франциско116, чтобы выработать международ­ную хартию. Как может Французское правительство приг­лашать кого-нибудь на конференцию, если оно не знает, зачем созывается эта конференция и какие вопросы будут на ней об­суждаться 117.

Что касается участия Франции в оккупации Германии, то Франция говорит да и настаивает на оккупации Рейнской обла­сти26. Немного погодя де Голль добавил: “Рейнскую область мы оккупируем в любом случае, то есть если не теперь, то после. Этот

вопрос для нас решен”. Вообще решения Крымской конференции, кроме решений о разгроме Германии, очень теоретичны. Ни во­просы Рейна, ни Одера не решены. “Я предпочел бы более кон­кретные решения”.

Ответил де Голлю, что решения Крымской конференции важ­ны, как серьезное начало будущего переустройства Европы, и в частности решения германской проблемы.

Всякого рода конференции и советы для того и создаются, что­бы совместно изучать обстановку и найти правильные решения, приемлемые для обеспечения мира. Если бы можно было сразу ре­шить все конкретные вопросы, то это было бы идеально, но едва ли это возможно. Де Голль заметил, “что стоят все эти междуна­родные совещания, если США приведут на них все Никарагуа, которых много в Америке”. Ответил де Голлю, что даже и во­прос об участии Никарагуа должен быть обсужден. Де Голль вяло согласился, что, конечно, надо обсуждать все эти вопросы, по все же решения Крымской конференции теоретичны. “Возьмем во­прос о Контрольной комиссии в Германии49. Мы приглашены в ней участвовать. Но что будет делать эта комиссия?” Я возразил, что основные функции этой Контрольной комиссии намечены с до­статочной ясностью в Декларации. Де Голль не согласился и про­должал ворчать, утверждая, что ему это неясно. Я спросил, как же он собирается отвечать на вопросы конференции, выдвинутые перед Францией, так как я надеюсь, что общее его впечатление от работы конференции все же благоприятное. Де Голль в раздра­жении, возможно, не заметил, что его характеристика работы кон­ференции была слишком пессимистична.

Он ответил, что в целом он, конечно, считает, что конференция дает очень много положительного, но остается и много неясностей. Французское правительство, вероятно, ответит согласием на пред­ложения трех, но потребует пояснений по ряду вопросов, прежде чем вносить какие-либо предложения.

Я еще раз попытался сказать, что решения конференции упро­щают и уточняют некоторые вопросы, например о Польше. Де Голль опять заволновался.

Нет, ответил он, именно с Польшей ничего не ясно. Конферен­ция ничего не сказала конкретного о Польше. Я ответил, что кон­ференция констатировала ряд конкретных факторов касательно Польши и высказала предложения, которые должны укрепить су­ществующее положение и завершить решение польского вопроса, который, по сути дела, уже решен самой жизнью *. Де Голль спро­сил: “А где же польский народ?” Я ответил, что, во всяком случае,

* См. док. № 58. ** См. док. №115, 116, 117.

См. док. № 115.

 

 

 

 

не в Англии, а в Польше. Я сказал, что польский народ сам реша­ет свою судьбу.

Де Голль еще раз сказал, что “в общем” Французское прави­тельство удовлетворено решениями Крымской конференции.

А. Богомолов

Печат, по арх,

119. Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР с представителем временного правительства Французской республики в СССР

19 февраля 1945 г.

Представитель временного правительства Французской рес­публики Р. Гарро заявляет, что, вероятно, народному комиссару иностранных дел Молотову известно, что Франция в общем удов­летворена решениями Ялтинской конференции. Народный ко­миссар, вероятно, знает, что точка зрения Французского прави­тельства совпадает с точкой зрения других главных союзников в отношении продолжения войны и целей, которых необходимо до­стичь. Гарро говорит, что французы понимают, что на конферен­ции достигнуты удовлетворительные результаты в отношении во­енных планов и общей политики Объединенных Наций 4.

Нарком замечает, что результаты конференции положительные.

Гарро заявляет, что его правительство высоко оценило то со­общение, которое было ему сделано о конференции Объединенных Наций и еще о некоторых документах Крымской конференции *. Тем не менее остаются некоторые неясные для Французского пра­вительства вопросы, учитывая, что оно, к сожалению, не было представлено на Крымской конференции.

Гарро говорит, что он не имеет намерения снова ставить этот вопрос, так как это дело прошлого и все аргументы Французского правительства были в свое время сообщены Советскому прави­тельству. Гарро говорит, что он думает, что народному комиссару известно о чувствах, проявленных французской печатью и фран­цузским общественным мнением в связи с тем, что Франция не была представлена на конференции.

Гарро отмечает, что он пришел сегодня говорить не об этом, а затронет некоторые определенные вопросы.

Гарро говорит, что 12 февраля послы Советского Союза, Англии и Соединенных Штатов вручили генералу де Голлю два докумен­та. Этими документами были: телеграмма по вопросу об участии Франции в контроле над Германией и о предоставлении ей зоны

* См. док. № 115,

оккупации Германии, а также телеграмма относительно Деклара­ции об освобожденной Европе. Кроме того, посол Соединенных Штатов Кэффри вручил Бидо от имени президента Рузвельта меморандум о порядке приглашения держав на конференцию в Сан-Франциско и о порядке голосования в Совете Безопасности *. Гарро говорит, что он хочет попросить некоторых разъяснений по этим трем документам, учитывая тот факт, что Французское правительство было информировано о решениях Ялтинской конференции уже после ее окончания. Оно желало бы выяснить некоторые моменты, прежде чем высказать свое мнение по пос­тавленным перед ним вопросам. Некоторые моменты остаются для Французского правительства неясными в связи с тем, что его представители не участвовали в дискуссии в Ялте.

Далее Гарро заявляет, что документ об участии Франции в оккупации Германии не вызывает особых замечаний со стороны Французского правительства. Тот меморандум, который Массигли передал в Европейскую консультативную комиссию7 еще до Крым­ской конференции **, содержал заранее ответ на вопросы, постав­ленные конференцией. В этом меморандуме предусматривается участие французских войск в оккупации Германии и определена та зона, которую хотела бы оккупировать Франция своими вой­сками. Таким образом, Французское правительство согласно с ре­шениями Ялтинской конференции по этому вопросу и радо уча­ствовать в контрольном механизме в Германии.

Гарро говорит, что в связи с этим у него есть только один воп­рос. Дело в том, что Французское правительство хотело бы знать, будет ли оно представлено только в центральном контрольном механизме в Германии49 или будет участвовать и в 12 подкомис­сиях.

Нарком отвечает, что Франция будет участвовать в централь­ном контрольном механизме в Германии на равных правах с ос­тальными тремя державами.

Поблагодарив за ответ, Гарро говорит, что другой документ, которого он хотел бы сегодня коснуться,— это Декларация об осво­божденной Европе. Французское правительство желало бы знать о том, какая процедура предусмотрена для применения принци­пов, заложенных в этой Декларации. Будут ли четыре правитель­ства консультироваться между собой, а если будут, то каким пу­тем? Было ли на конференции предусмотрено создание особого органа для применения принципов этого документа, или же было решено поручить эти вопросы Европейской консультативной ко­миссии?

* См. док. № 117. ** См. док. № НО.

Нарком отвечает, что это — дело дальнейшего и что на конфе­ренции не было речи о создании специального органа.

Гарро говорит, что, по его мнению, эта Декларация предусмат­ривает лишь основные принципы.

Нарком с этим соглашается.

Дал je Гарро говорит, что решение по польскому вопросу, при­нятое без участия Французского правительства, является приме­нением на деле принципов Декларации об освобожденной Евро­пе. Эти два документа связаны между собой.

Нарком отвечает, что в известном смысле это так, но оба документа обсуждались на конференции независимо один от другого.

Гарро спрашивает, не предусмотрено ли создание какого-либо органа, который занялся бы вопросом о Польше.

Нарком отвечает, что о таком органе не было речи и что реше­ние Крымской конференции но польскому вопросу опубликовано полностью.

Гарро спрашивает, не предусмотрено ли на Крымской конфе­ренции создание каких-либо контрольных органов для тех наций, в отношении которых потребуется применение принципов конфе­ренции.

Нарком говорит, что такие органы не предусматривались и что на конференции не принято больше того, что опубликовано в ком­мюнике.

Гарро говорит, что его вопросы вызваны тем, что Франция, к сожалению, не была представлена на конференции и что францу­зы предпочли бы участвовать в дискуссии в Крыму, а не задавать вопросы теперь.

Нарком говорит, что обсуждение этих вопросов между тремя главами правительств стало некоторой традицией со времен Теге­рана. Вместе с тем он хочет констатировать продолжающееся уве­личение участия Франции в обсуждении важнейших вопросов, интересующих главных союзников.

Гарро с этим соглашается.

Далее Гарро заявляет, что конференция поручила правитель­ству Соединенных Штатов проконсультироваться с правительст­вами Франции и Китая по решениям, принятым конференцией, относительно намечаемой международной организации безопасно­сти. В документе, переданном послом Кэффри Бидо, были затро­нуты два вопроса, а именно вопрос о приглашении па конферен­цию и вопрос о голосовании в Совете Безопасности. Прежде чем высказаться по затронутому вопросу, Французское правительство хотело бы получить точные разъяснения о смысле принятых на конференции в Думбартон-Оксе решений, где Франция тоже не участвовала.

Нарком выражает надежду, что Французское правительство получит необходимые разъяснения от правительства Соединенных Штатов. Если же этого будет недостаточно, то советская сторона будет готова обсудить с французским представителем интересую­щие его вопросы.

Гарро отвечает, что, вероятно, его коллега в Вашингтоне за­просил необходимые разъяснения у американского правительства и что он сегодня лишь в порядке информации хочет сказать, что Французское правительство интересует вопрос о том, сможет ли оно сделать свои замечания по вопросу о плане Международной организации безопасности до конференции в Сан-Франциско, или же эти замечания должны быть оглашены во время конфе­ренции.

Далее Гарро говорит, что он хотел бы коснуться вопроса о тер­риториальной опеке. Народному комиссару, вероятно, достаточно ясно, что этот вопрос имеет большое значение для Франции в связи с тем, что она является страной, имеющей подмандатные территории, и в связи с теми проектами, которые недавно обсуж­дались в американской печати. Возможно, что эти проекты не под­держиваются государственным департаментом, однако они широко обсуждались в Соединенных Штатах. Поэтому Французское пра­вительство желает заранее заявить о возможных оговорках с его стороны по этому вопросу.

Гарро говорит, что у него нет больше никаких замечаний и вопросов.

Нарком заявляет, что Крымская конференция, по его мнению, имеет большое значение для общего дела союзников и, чем более дружно будут работать союзники в дальнейшем, тем больше поль­зы принесут эти решения. Вместе с тем эта конференция показа­ла, что все время растет участие Франции в обсуждении и реше­нии важнейших вопросов, которые встают перед главными союз­никами.

Гарро соглашается с этим.

В заключение беседы Гарро говорит, что он вскоре уезжает из Москвы и что он считает сегодняшнее посещение народного ко­миссара своим прощальным визитом. Он говорит, что навсегда сохранит наилучшие воспоминания о трех годах своей работы в Советском Союзе.

Нарком отвечает, что он и его коллеги были удовлетворены своим сотрудничеством с Гарро и желают Гарро успехов в его дальнейшей работе.

В. Молотов

Печат. по изд.: Советско-французские

отношения..., с. 405—409,, '•".

120. Из телеграммы посла СССР при временном правительстве Французской республики в Народный комиссариат иностран­ных дел СССР

20 февраля 1945 s.

В связи с решениями Крымской конференции настроения в чиновничьих и более солидных правящих кругах очень мало похо­жи на настроения союзников. Наиболее существенное, а именно решения по германскому вопросу, проходит во французской прес­се почти без ответа, то же и в моих беседах с французами, и в беседах сотрудников посольства.

Надо отметить, что во французской прессе почти ничего нет против фашистской Германии; когда я спросил министра информа­ции Тейджеыа, почему французская пресса не уделяет внимания вопросам антигерманской пропаганды, то министр ответил, что в этом нет надобности, так как население и без пропаганды не любит немцев, а кроме того, у нас мало бумаги. Немцы ведут себя очень осторожно по отношению к французам. Немецкие летающие бомбы сотнями пролетают над Францией и на ее территории не падают. Немецкое радио только упрекает французов в том, что они сменили оккупацию и теперь живут гораздо хуже, чем при немцах.

Аппарат деголлевской Франции переполнен вишистами, среди которых имеется масса немецких агентов. [...]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: