Великобритании в СССР
30 марта 1945 г.
Подтверждая получение Вашего письма от 15 марта 1945 г. *, в котором Вы от имени своего правительства высказываетесь в пользу допущения с самого начала в состав Московской репарационной комиссии представителя Франции как державы, “особенно кровно заинтересованной в политике по отношению к Германии”, в частности в репарационном вопросе, имею честь сообщить Вам, что Советское правительство считает целесообразным включение французского представителя в названную комиссию 115.
Вместе с тем Советское правительство считает также целесообразным, чтобы в Московскую репарационную комиссию с самого начала были включены представители Польши и Югославии как стран, наиболее пострадавших от германских захватчиков и в
* В данном сборнике не публикуется.
то же время сделавших большой вклад в дело борьбы против гитлеровской Германии.
Советское правительство надеется, что это предложение встретит благоприятное отношение со стороны правительства Великобритании 125.
Подобное же сообщение делается правительству Соединенных Штатов Америки.
В. Молотов
Печат. по арх.
142. Запись беседы заместителя народного комиссара иностранных дел СССР с послом временного правительства Французской республики в СССР
3 апреля 1945 г.
Катру обратился ко мне со следующими вопросами: 1. Посол заявил, что, как известно, основные документы по вопросу о капитуляции Германии были подготовлены Европейской консультативной комиссией7 до того, как французский представитель смог принять участие в ее работах. Как только было принято решение трех союзных правительств о допущении французского представителя в ЕКК, Массигли, представляющий в ней Францию, по поручению своего правительства внес на обсуждение ряд существенных поправок. Катру не уточнил, какие именно вопросы были поставлены в ЕКК Массигли, но он упомянул о предложении временного Французского правительства, чтобы все основные документы по вопросу Германии были подписаны от имени правительств четырех союзных держав, то есть СССР, США, Англии и Франции. Обсуждение французских предложений затянулось. По сообщению Массигли, советский представитель в ЕКК Гусев до сих пор не получил соответствующих инструкций от своего правительства по поводу французских предложений. Поэтому Катру интересуется, высказало ли Советское правительство свое отношение к французским предложениям, внесенным Массигли в ЕКК. Катру сказал, что Французское правительство заинтересовано в ускорении разрешения этого вопроса, так как можно ожидать, что капитуляция Германии не заставит себя ждать.
|
Я ответил, что Советское правительство благоприятно относится к французским предложениям, внесенным Массигли в ЕКК, и что соответствующие инструкции посланы нашему послу в Лондоне. Что касается задержки, сказал я, то, насколько мне известно, по некоторым вопросам, поставленным Массигли, Французское правительство само не внесло конкретных предложений. Я добавил, что не знаю, был ли уже обмен мнениями по этому вопросу в ЕКК. Катру поблагодарил меня за сделанное сообщение и, как
было видно, остался удовлетворенным ответом по этому вопросу.
2. Катру заявил, что временное Французское правительство с большим удовлетворением приняло сообщение Катру о содержании его беседы с маршалом Сталиным *. Временное Французское правительство полностью разделяет мнение маршала Сталина о необходимости расширения состава участников Московской репарационной комиссии. Временное Французское правительство интересуется, какое решение приняло Советское правительство по этому вопросу.
|
Я ответил, что Советское правительство сообщило Англии и США, как участникам крымского решения по вопросу о репарациях, что Советское правительство высказывается за участие французского представителя в Комиссии по репарациям. Вместе с тем Советское правительство высказалось также за участие в этой комиссии Польши и Югославии как стран, наиболее пострадавших от германской оккупации и внесших значительный вклад в дело борьбы против гитлеровской Германии 125.
Катру сказал, что, как он полагает, участие в комиссии Польши и Югославии (и, может быть, Бельгии, добавил он) было бы вполне справедливо. Он заявил затем, что Французское временное правительство желало бы получить приглашение от трех правительств послать своего представителя в Московскую репарационную комиссию. Я обещал довести до сведения Советского правительства это заявление Катру, но добавил, что это приглашение, очевидно, может быть послано после того, как три правительства — участники крымского решения по вопросу о репарациях, примут теперь решение о новом составе Московской репарационной комиссии.
3. Катру заявил, что временное Французское правительство обращается к союзникам с просьбой, чтобы французский язык, наравне с английским языком, считался бы официальным языком на конференции в Сан-Франциско116. Временное Французское правительство желало бы найти поддержку в этом вопросе со стороны Советского правительства. Я сказал, что об этом заявлении доведу до сведения Советского правительства, и здесь же заметил, что, возможно, и Советское правительство поставит вопрос о том, чтобы русский язык был в числе официальных языков на конференции.
|
4. Катру заявил, что Парижский монетный двор по традиции изготовляет определенное количество золотых медалей с барельефами великих людей. Этими медалями никто не награждается. Они распространяются среди узкого круга высокопоставленных людей Франции и среди близких друзей того, чей барельеф зале-
чатлевается на медали. Один-два экземпляра хранятся в коллекции монетного двора. Катру заявил, что было бы желательно, но мнению Французского временного правительства, чтобы медаль с барельефом маршала Сталина была изготовлена Парижским монетным двором, но для этого требуется согласие маршала Сталина. Катру просил меня передать высказанное им желание Французского правительства маршалу Сталину. Я поблагодарил Катру и сказал, что его сообщение мною будет передано по назначению.
5. В заключение беседы Катру интересовался, имеются ли трудности в работе Московской комиссии по польскому вопросу, продолжается ли работа Московской комиссии. Я ответил, что работа продолжается, что имеются и трудности и что мы стоим за точное выполнение решения Крымской конференции по вопросу о Польше *. Катру высказался в том смысле, что, по его мнению, решение Крымской конференции предельно ясно: речь идет о создании нового польского правительства на базе существующего сейчас в Польше временного польского правительства. Он добавил, что это его личное мнение, но оно вытекает из решения Крымской конференции. Я подтвердил, что это именно так. Катру интересовался также, не является ли главным затруднением вопрос о тех лицах, которые должны быть дополнительно привлечены для консультации по вопросу о новом составе польского правительства. Я ограничился словами, что этот вопрос также важен. Разговор кончился замечанием Катру о важности быстрого решения польского вопроса для всех союзников.
Зам. нарпома
Печат. по арх.
143. Письмо посла США в СССР народному комиссару иностранных дел СССР
6 апреля 1945 г.
Вы припомните, что в своем письме от 10 марта я сообщил, что мое правительство считает, что было бы определенно в интересах международной организации безопасности, если бы временное правительство Франции в какое-либо время до созыва конференции в Сан-Франциско решило стать одной из наций-инициаторов на той же основе, как и четыре других инициатора. В связи с этим я просил сообщить мнение Советского правительства **. 13 марта вы уведомили меня, что Советское правительство согласно с тем, что французское участие в рассылке приглашений на конференцию в Сан-Франциско было бы желательно на той же
* См. док. № 115. ** См. док. № 134. |
См. док. № 139. |
основе, как и участие других держав-инициаторов, и что Советское правительство не возражало ни против предоставления Французскому правительству дальнейшей возможности рассмотреть этот вопрос в целях принятия положительного решения до созыва конференции, ни против того, чтобы мое правительство дало временному правительству Франции заверения в этом смысле *.
9 марта китайское правительство уведомило мое правительство о том, что оно согласно с мнением моего правительства. 14 марта британское правительство уведомило мое правительство о том же. Кроме того, г-н Идеи заявил в связи с возможностью получения согласия со стороны Франции, что он считает, что очень многое будет зависеть от выбора времени и от обращения со стороны Французского правительства. Он предложил, чтобы посол Вайнант переговорил сначала с послом Массигли, оставив последнему дело подготовки почвы в Париже, до того как вопрос об этом будет там поставлен. Мое правительство уведомило Лондон 19 марта о том, что после внимательного рассмотрения предложения г-на Идена оно считает, что было бы желательно, чтобы посол Кэффри обсудил вопрос непосредственно с министром иностранных дел Бидо, поскольку посол Кэффри с самого начала занимался обсуждением этого вопроса с французским министерством иностранных дел. Мое правительство также заявило, что если временное правительство Франции будет выступать в качестве инициатора, то было бы желательно, чтобы оно как можно скорее стало участником подготовки конференции, и что поэтому было сочтено желательным скорое обращение по этому вопросу. Г-н Идеи уведомил мое правительство 21 марта, что эта предложенная процедура приемлема.
Сообщения из Парижа тем временем показали, что Французское временное правительство готовилось передать правительствам-инициаторам свои замечания по предложениям, принятым в Думбартон-Оксе98, с рекомендациями для многочисленных поправок. Эти замечания были официально сообщены моему правительству 21 марта. С тех пор они вместе с поправками были широко опубликованы.
После пересмотра и изучения предложенных французских поправок и после принятия во внимание их опубликования мое правительство делает вывод, что характер этих поправок не позволяет временному правительству стать инициатором созыва конференции в Сан-Франциско на той же основе, как и другие правительства-инициаторы. Эта основа, как было заявлено в приглашениях, состоит в том, что конференция рассмотрит в качестве базы для
устава международной организации предложения, которые были опубликованы в октябре прошлого года в результате конференции в Думбартон-Оксе и которые были дополнены условием для процедуры голосования, согласованной на Крымской конференции.
Государственный департамент уведомил посла Кэффри, что он желает, чтобы Кэффри воспользовался в ближайшее время возможностью неофициально обсудить этот вопрос с министром иностранных дел Бидо и чтобы он сообщил ему устно суть вышеизложенного. Как указано выше, все правительства-инициаторы желают, чтобы Французское временное правительство присоединилось к рассылке приглашений на конференцию в Сан-Франциско на той же основе, как и другие нации-инициаторы117, как это изложено в последнем предложении предыдущего параграфа. Однако послу Кэффри были даны указания выразить соответствующее сожаление, если временное правительство Франции сочтет, что оно не может присоединиться к рассылке приглашений на конференцию на этой основе.
Передавая вышеизложенную информацию Советскому правительству, я получил указание уведомить вас, что я буду держать вас в дальнейшем в курсе реакции Французского правительства на обращение Кэффри.
А. Гарриман
Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 433—435.
144. Телеграмма заместителя народного комиссара иностранных • дел СССР послу СССР при временном правительстве Французской республики
6 апреля 1945 г.
Сообщите Альфану следующее:
Компетентные советские органы в принципе согласны обсудить вопрос о возобновлении деятельности торгпредства СССР во Франции, имея при этом в виду, что в основу его статуса будут положены такие же правовые условия, какие предусмотрены в соответствующих соглашениях Советского Союза с другими странами, в частности будет предусмотрено, что глава торгпредства и его заместители пользуются всеми правами и привилегиями, присвоенными членам дипломатических миссий; помещения, занимаемые торгпредством и его отделениями, пользуются экстерриториальностью. Торгпредство имеет право пользоваться шифром и т. д. *
См. приложения к сборнику, док. № 21, 23„ |
* См. док. № 135. |
Далее укажите, что в 1939 и 1940 гг. были вынесены неправомерные постановления французских судов о наложении арестов на счета и ценности торгпредства и советских хозяйственных организаций во Франции по искам некоторых французских обществ, причем большая часть этих постановлений еще не отменена: к торгпредству предъявлялись неправомерные требования французского налогового ведомства по налоговому обложению за период 1928-1936 гг.
Для обеспечения нормальной работы торгпредства необходимо, чтобы французскими властями были приняты меры по пересмотру и отмене неправомерных судебных решений и исполнительных действий, а также по отмене требований по прямым налогам к торгпредству, как не соответствующих положению торгпредства, являющегося органом иностранного государства.
Заявите Альфану, что если высказанные Вами положения являются приемлемыми для французской стороны, то Вы возьмете па себя подготовить соответствующий проект соглашения.
О результатах Вашей встречи с Альфаном телеграфируйте.
А, Вышинский*
Печат. по арх.
145. Письмо временного поверенного в делах США в СССР заместителю народного комиссара иностранных дел СССР
20 апреля 1945 г.
В соответствии с просьбой временного правительства Франции я прилагаю при сем изложение ноты относительно присоединения этого правительства к Декларации об освобожденной Европе, которую министр иностранных дел Жорж Бпдо вручил послу Кэффри 6 апреля **. Мне было поручено моим правительством, обращая внимание Народного комиссариата на эту ноту, уведомить вас, что посол Кэффри получил указание уведомить министерство иностранных дел Франции, что: 1) конкретные вопросы, поднятые во французской ноте, будут немедленно рассмотрены; 2) решение Французского правительства о присоединении к этому важному мероприятию приветствуется от имени американского, Советского и британского правительств и 3) содержание французской ноты доводится до сведения Советского и британского правительств.
Дж. Кеннан
* Телеграмма подписана также А. И. Микояном. ** См. при л. к док,
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗЛОЖЕНИЕ НОТЫМИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ВРУЧЕННОЙ ПОСЛУ США ВО ФРАНЦИИ
6 апреля 1945 г.
Ваше Превосходительство, действуя согласно указаниям государственного секретаря Соединенных Штатов Америки, вы любезно передали 12 февраля 1945 г. от имени американского, Советского и британского правительств председателю временного правительства сообщение, опубликованное при закрытии Ялтинской конференции, относительно Декларации об освобожденной Европе. Была выражена надежда, что Французское временное правительство присоединится к американскому, британскому и Советскому правительствам в предложенной акции и процедуре.
Временное правительство, получив этот документ, приступило к внимательному изучению Декларации об освобожденной Европе. Оно стремилось получить от американского, британского и Советского правительств дополнительные сведения относительно целей, которые эти три правительства имеют в виду, процедуры, которую они намерены принять, и методов, которыми они намерены действовать. Временное правительство стремилось не упустить из виду ни одного аспекта этого вопроса.
Временное правительство заявляет, что оно готово объединить свои усилия с усилиями своих трех союзников, когда оно закончит рассмотрение этого вопроса.
Для того чтобы оправдать ответственность, которую эти усилия налагают, Французское временное правительство считает, однако, что эти усилия должны давать какую-то гарантию эффективности. Связанная с этим ответственность имеет фактически как политический, так и социальный характер. Четыре державы, намечая согласованную политику и совместную акцию с целью разрешения определенных проблем в соответствии с демократическими принципами, оказываются морально обязанными проводить в жизнь эти решения в соответствии с этими принципами, и можно будет считать, что четыре державы не справились с этой задачей, если такие результаты не будут достигнуты. Обычно эти соображения должны вести к более точному определению масштаба совместной акции, а также методов ее осуществления.
В отношении первого пункта: намереваются ли эти державы автоматически браться за разрешение политических и экономических проблем, которые могут возникнуть в любой части освобожденной Европы, в целях совместной акции? Было бы хорошо уточнить географическое значение, которое они придают термину
“освобожденная Европа” в этом случае. С другой стороны, считают ли они, что такая акция предполагает предварительное обсуждение в каждом отдельном случае? Было бы желательным знать об этом факте, и для заинтересованных правительств была бы полезна согласованная процедура.
Несомненно, необходимо сохранить гибкость системы, которая может быть призвана к действию в различных условиях в определенные моменты и в определенных местах, в отношении методов совместной акции. Независимо от формы акции, которую державы могут предпринять, представляется, однако, как желательным, так и возможным поддерживать постоянную связь между ними и обеспечивать обмен информацией, необходимой для подготовки координированных действий, путем создания общего секретариата.
Временное правительство было бы согласно, если это будет удобным для трех его союзников, на создание такого секретариата в Париже, если будет решено создать такой орган.
Ваше Превосходительство, я имею честь просить, чтобы вы любезно известили ваше правительство об этом ответе временного правительства на присланное ему приглашение и о практических предложениях, которыми сопровождается этот ответ. Если правительство Соединенных Штатов Америки будет настолько' любезным, чтобы передать его Советскому и британскому правительствам, я буду весьма признателен за это.
Ж. Бидо
Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 435—4,37.
146. Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР с министром иностранных дел временного правительства Французской республики *
25 апреля 1945 г.
Народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов говорит, что он хотел бы о многом поговорить. В частности, он хотел бы поговорить о региональных соглашениях на конференции в Сан-Франциско П6.
Министр иностранных дел Франции Бидо говорит, что в Консультативной ассамблее8 он заявил, что никто не может подвергать сомнению подписи, поставленные под франко-советским договором 1944 г.89
Нарком отвечает, что региональные соглашения не являются несоответствующими франко-советскому договору. Далее он спрашивает, как относятся французы к отсутствию французского языка в числе официальных языков конференции.
Бидо отвечает, что это вопрос принципиальный для французов и что он может уступить в других вопросах, но за этот будет бороться. Он не может выступать против общественного мнения Франции.
Нарком говорит, что со стороны советской делегации будет оказана в этом вопросе поддержка французам. Советская делегация выразила пожелание, чтобы французский язык был признан одним из официальных языков конференции. Нарком спрашивает, известно ли об этом Бидо.
Бидо отвечает утвердительно.
Нарком говорит, что у советской делегации есть ряд других пожеланий. Одно пожелание заключается в том, чтобы конференция утвердила приглашение Украины и Белоруссии.
Бидо отвечает: а почему бы и нет.
Нарком говорит, что другим пожеланием советской делегации является то, чтобы на конференции было избрано четыре председателя и несколько вице-председателей. Советская точка зрения такова, что ни одна страна не должна занимать привилегированного положения. Расширение числа вице-председателей даст возможность Франции и другим странам занять эти посты.
Бидо говорит, что правильно, что ни одна страна не должна занимать привилегированного положения, но что ему будет очень трудно поддержать это предложение, так как предлагаемое число председателей не пять, а четыре.
Нарком отвечает, что Франция отказалась быть в числе приглашающих держав.
Бидо говорит, что Франция не отказывалась, но что это другой вопрос, которого он не хочет сейчас касаться.
Нарком говорит, что вопрос о четырех председателях имеет для советской делегации принципиальное значение и что она будет его отстаивать и за него бороться. Советский Союз может сотрудничать с Англией, США, Францией и другими союзниками только на основе равноправия. Если не будет принято советское предложение, то пусть тогда будет один председатель и два вице-председателя без участия Советского Союза. Если французы не поддержат предложения советской делегации, то они окажутся в другом лагере, чем советская делегация.
Бидо говорит, что для него весь этот вопрос совершенно новый и что поддержать это предложение советской делегации для него будет очень трудно, но что он не хочет создавать из этого никаких историй.
В. Молотов
Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с, 437—438,
* Беседа имела место на обеде во время конференции в Сан-Франциско.
147. Выступление народного комиссара иностранных дел СССР на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско *
26 апреля 1945 г.
Г-н председатель, господа! По поручению правительства Союза Советских Социалистических Республик я в первых же словах советской делегации на настоящей исторической конференции хотел бы выразить правительству Соединенных Штатов Америки и лично государственному секретарю г-ну Стеттиниусу глубокую признательность за всю огромную подготовительную работу, проведенную перед настоящей конференцией, и за образцовую организацию конференции Объединенных Наций. Одновременно я пользуюсь возможностью высказать от имени советской делегации самую искреннюю благодарность мэру города Сан-Франциско г-ну Лепхему за сердечное гостеприимство, оказанное делегации в Сан-Франциско.
Господа! Советское правительство придает важное значение международной конференции в Сан-Франциско. Приблизился конец войны, по крайней мере в Европе. Разгром гитлеровской Германии, главного агрессора в этой войне, стал фактом. Пришла пора позаботиться о послевоенном времени, о будущем. Конференция должна рассмотреть вопрос о создании организации по защите всеобщего мира и безопасности народов после войны. Из этого видно, как велика ответственность, лежащая на этой конференции. Сегодня, как и во многих других случаях, мы снова должны вспомнить великое имя президента Франклина Рузвельта. Его заслуги в деле борьбы за завоевание прочного мира и в подготовке настоящей исторической конференции получили широчайшее признание среди всех миролюбивых народов. Вторая мировая война намного превзошла первую мировую войну по размаху военных действий и по размерам участвующих армий, по количеству людских жертв, по неисчислимым разрушениям, по своим неслыханно жестоким последствиям для жизни многих народов. Развязавшая эту войну гитлеровская Германия не остановилась ни перед какими преступлениями, чтобы навязать свое господство Европе и проложить путь к мировому господству германского империализма. Массовые убийства детей, женщин и стариков, истребление целых национальностей, поголовное уничтожение неугодных фашистам мирных жителей, варварское уничтожение культуры и непокорных культурных деятелей, разрушение многих тысяч горо-
* Торжественное открытие конференции состоялось 25 апреля в 16 час. 30 мин. По радио из Вашингтона с приветственной речью к участникам конференции обратился президент США Г. Трумэн. С приветствиями выступили также губернатор штата Калифорния Э. Уоррен и мэр города Сан-Франциско Р. Лепхем.
дов и сел, крушение хозяйственной жизни целых народов и неисчислимые потери — обо всем этом нельзя забыть...
В свое время германский фашизм не только открыто готовил свои армии и вооружение для разбойничьего нападения на мирные страны. Гитлеризм без стеснения приспособлял также идеологию многих миллионов людей в своей стране к целям завоевания господства над другими народами. Этому служили и безграмотные человеконенавистнические теории о “немецкой расе господ”, в услужении у которой должны якобы находиться другие народы.
Еще задолго до прямого нападения на своих соседей гитлеризм у всех на глазах подготовлял преступную войну, которую он развязал тогда, когда захотел. Как известно, у него нашлись и бесчестные приспешники, и кровавые соучастники. Известно также, что, вторгшись в Советский Союз, немецкий фашизм, свободно гулявший до того по всей Европе, встретился с непреклонным противником. Советская страна, спасшая европейскую цивилизацию в кровавых битвах с немецким фашизмом, с полным основанием напоминает сейчас об ответственности правительств за будущее миролюбивых народов после окончания этой войны. Это тем более необходимо сделать, что перед нынешней войной предостерегающий голос Советской республики не был выслушан с должным вниманием.
Сейчас не время подробно вдаваться в причины этого. Нельзя доказать, что не было желания помешать возникновению войны. Полностью, однако, доказано, что правительства, претендовавшие в свое время па руководящую роль в Европе, показали если ие свое нежелание, то свою неспособность предотвратить войну, с последствиями которой будет еще не так просто справиться.
Конференция должна заложить основу организации будущей безопасности пародов. Это — великая задача, которую до сего времени не удавалось успешно решить. Кому не известно, что Лига наций73 ни в какой мере не справилась с этим делом. Она обманула надежды тех, кто в нее верил. Понятно, что теперь никто не хочет восстанавливать бесправную и бессильную Лигу наций, не мешавшую любому агрессору готовить войну против миролюбивых стран, а иногда и прямо усыплявшую бдительность народов в отношении надвигавшейся агрессии. Особенно авторитет Лиги наций подрывался тогда, когда ее без стеснения старались превратить в орудие тех или иных реакционных сил и привилегированных держав. Если здесь приходится напоминать о печальных уроках Лиги наций, то именно для того, чтобы в будущем избежать старых ошибок, которых не следует допускать и под вывеской новых пышных обещаний. Нельзя, однако, рассчитывать на бесконечное терпение народов, если снова обнаружится неспособность правительств создать международную организацию, ограждаю-
щую мирную жизнь людей, их земли, их молодые поколения от ужасов и бедствий новых разбойничьих империалистических войн.
Советское правительство является искренним и твердым сторонником создания сильной международной организации безопасности. Все, что будет зависеть от него самого и от его усилий в общем деле создания такой послевоенной организации мира и безопасности народов, будет с готовностью сделано Советским правительством. Мы будем полностью сотрудничать в решении этой великой задачи со всеми другими правительствами, действительно преданными этому благородному делу. Мы уверены в том, что эта историческая цель будет достигнута совместными силами миролюбивых народов, несмотря на все препятствия, стоящие на пути ее осуществления. Большим вкладом в это дело является известная всем нам работа, выполненная в прошлом году в Думбартон-Ок-се98. Представители Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Китая и Советского Союза выработали там такие основы международной организации безопасности, которые дают важное начало международной организации нового типа. Совсем недавно, по предложению великого американского президента Франклина Рузвельта, на Крымской конференции были приняты важные дополнения к этому проекту. Настоящая конференция благодаря всему этому имеет твердую почву для своей успешной деятельности. Вполне естественно, что новая организация международной безопасности строится на том фундаменте, который был заложен Объединенными Нациями 4 в этой войне.
Известно, что в Европе в тяжелой борьбе с общим врагом сложилась великая коалиция демократических держав. Благодаря созданию англо-советско-американской коалиции был обеспечен разгром германского фашизма и его приспешников. Во главе с этой великой коалицией вели и ведут борьбу за свое освобождение и другие народы Европы. Коалиция великих держав с их непреклонной волей к защите своих национальных прав, а также интересов освобождения всех других народов, ставших жертвой кровавой агрессии, завершает выполнение задачи разгрома врага — врага всех Объединенных Наций. Она могла это сделать как в силу сознания своей исторической ответственности, так и благодаря тем огромным людским и материальным ресурсам, которыми она обладает и которые неуклонно направлялись в соответствии с требованиями и интересами борьбы с общим врагом. Но мы всегда"'должны помнить, что нажитый авторитет нетрудно растранжирить, если забыть о некоторых элементарных вещах, например если забыть об уроках Лиги наций или если забыть об уроках этой войны, в которой демократические нации объединились против империалистической державы, возомнившей себя хозяином
Европы и захотевшей навязать свою волю чуть ли не всему миру. Эта коалиция выкована в огне борьбы и уже сослужила великую службу делу Объединенных Наций. Нельзя не признать, что наличие в составе этой коалиции такой страны, как Советский Союз, где решение вопроса о взаимоотношениях между большими и малыми народами последовательно осуществлено на основе равноправия и подлинного демократизма, имеет исключительно важное и принципиальное значение. Нельзя переоценить и факт активного участия в этой коалиции Соединенных Штатов Америки, раньше стоявших в стороне от вопросов международной организации, а теперь вкладывающих в это дело свою инициативу и громадный международный авторитет. Эта коалиция была бы просто невозможна без Великобритании, которой принадлежит выдающаяся роль в международном объединении демократических стран. Китай в Азии и Франция в Европе являются теми великими странами, которые укрепляют эту коалицию — могучую мировую силу и в послевоенный период.
Если ведущие демократические страны покажут свою способность согласованно действовать и в послевоенное время, это будет значить, что интересы мира и безопасности народов нашли наконец свою лучшую опору и защиту. Но этого еще недостаточно. Готовы ли другие миролюбивые страны объединиться вокруг этих ведущих держав, чтобы создать дееспособную международную организацию безопасности,— вот тот вопрос, который должен быть разрешен на настоящей конференции в интересах будущего мира и безопасности народов.
Дело идет о создании международной организации, которой должны быть предоставлены определенные права по охране интересов всеобщего мира. Такая организация должна иметь и некоторые необходимые средства военной защиты безопасности народов.
Только при наличии таких предпосылок, когда нарушение мира или угроза такого нарушения не будут безнаказанными и проведение соответствующих мер наказания не будет слишком запоздалым, организация безопасности сможет нести ответственность за дело мира. Таким образом, дело идет о создании дееспособной организации по защите всеобщего мира и безопасности народов, о которой давно мечтают все искренние сторонники мирного развития народов, но у которой всегда было много непримиримых врагов в лагере наиболее агрессивных империалистов.
После неисчислимых жертв этой войны, после пережитых в эти годы страданий и бедствий особенно велико стремление народов к созданию такой организации. Но не сложили оружия и противники создания подобной международной организации. Они и теперь ведут свою подрывную работу, хотя в большинстве случаев
делают это в скрытой, завуалированной форме. Для этого нередко используются по внешности самые демократические лозунги и аргументы — вплоть до словесной защиты интересов малых наций или принципов справедливости и равноправия народов. Но, в конце концов, не то важно, по каким мотивам или под каким предлогом будет сорвано создание дееспособной организации безопасности народов. Если и на этот раз не будет создана такая эффективная организация по защите послевоенного мира, то это явится еще одним показателем неспособности справиться данными силами с этой великой задачей. Но это не будет доказательством, что необходимость такой организации еще не созрела и что такая организация не будет создана в дальнейшем. Мы не должны преуменьшать трудностей создания международной организации безопасности. С закрытыми глазами мы здесь не найдем дороги. Мы должны предупреждать об этих трудностях, чтобы преодолеть их и, избежав иллюзий, найти наконец надежный путь для движения вперед к достижению этой благородной цели.
При этом я хотел бы заверить конференцию в отношении Советского Союза, что в нашей стране весь народ воспитывается в духе веры и преданности делу создания прочной организации международной безопасности. Я хотел бы также заверить конференцию, что советские люди будут чутко прислушиваться к голосу, к пожеланиям и предложениям всех искренних друзей этого великого дела среди народов всего мира. Вы знаете, что в Советском Союзе есть миллионы людей, которые умеют с оружием в руках до конца постоять за свою родину. Вместе с тем именно в нашей Советской стране народ всей душой предан делу создания прочного всеобщего мира и готов всеми силами поддерживать усилия других наций в создании надежной организации мира и безопасности народов. Вы определенно должны знать, что в деле защиты мира и безопасности народов на Советский Союз можно положиться. За это великое дело непреклонно стоят наш миролюбивый народ, Советское правительство и Красная Армия, наш великий маршал Сталин. Выразить эти чувства и мысли советских людей является важнейшей задачей делегации Советского правительства.
Я заканчиваю свое выступление горячим пожеланием наших общих успехов в работе настоящей конференции.
""•-• В. Молотов
Печат. по изд.: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Сборник документов. М., 1980, т. 5, Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско (25 апреля — 26 июня 1945 г.) (далее — Конференция в Сан-Фрапци--CKO..J, с. 122—125,
148. Выступление министра иностранных дел временного правительства Французской республики на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско
Мая 1045 г.
Г-н председатель, дамы и господа. В этот день победы, когда впервые я имею честь и привилегию выступать перед вами от имени Франции, я не буду стараться прятать свои чувства глубокого волнения.