Письмо народного комиссара иностранных дел СССР послу




Великобритании в СССР

30 марта 1945 г.

Подтверждая получение Вашего письма от 15 марта 1945 г. *, в котором Вы от имени своего правительства высказываетесь в пользу допущения с самого начала в состав Московской репара­ционной комиссии представителя Франции как державы, “осо­бенно кровно заинтересованной в политике по отношению к Гер­мании”, в частности в репарационном вопросе, имею честь со­общить Вам, что Советское правительство считает целесообраз­ным включение французского представителя в названную ко­миссию 115.

Вместе с тем Советское правительство считает также целесо­образным, чтобы в Московскую репарационную комиссию с само­го начала были включены представители Польши и Югославии как стран, наиболее пострадавших от германских захватчиков и в

* В данном сборнике не публикуется.

то же время сделавших большой вклад в дело борьбы против гит­леровской Германии.

Советское правительство надеется, что это предложение встре­тит благоприятное отношение со стороны правительства Велико­британии 125.

Подобное же сообщение делается правительству Соединенных Штатов Америки.

В. Молотов

Печат. по арх.

142. Запись беседы заместителя народного комиссара иностран­ных дел СССР с послом временного правительства Француз­ской республики в СССР

3 апреля 1945 г.

Катру обратился ко мне со следующими вопросами: 1. Посол заявил, что, как известно, основные документы по во­просу о капитуляции Германии были подготовлены Европейской консультативной комиссией7 до того, как французский представи­тель смог принять участие в ее работах. Как только было приня­то решение трех союзных правительств о допущении французского представителя в ЕКК, Массигли, представляющий в ней Францию, по поручению своего правительства внес на обсуждение ряд су­щественных поправок. Катру не уточнил, какие именно вопросы были поставлены в ЕКК Массигли, но он упомянул о предложе­нии временного Французского правительства, чтобы все основные документы по вопросу Германии были подписаны от имени пра­вительств четырех союзных держав, то есть СССР, США, Англии и Франции. Обсуждение французских предложений затянулось. По сообщению Массигли, советский представитель в ЕКК Гусев до сих пор не получил соответствующих инструкций от своего правительства по поводу французских предложений. Поэтому Катру интересуется, высказало ли Советское правительство свое отношение к французским предложениям, внесенным Массигли в ЕКК. Катру сказал, что Французское правительство заинтересова­но в ускорении разрешения этого вопроса, так как можно ожидать, что капитуляция Германии не заставит себя ждать.

Я ответил, что Советское правительство благоприятно относит­ся к французским предложениям, внесенным Массигли в ЕКК, и что соответствующие инструкции посланы нашему послу в Лон­доне. Что касается задержки, сказал я, то, насколько мне извест­но, по некоторым вопросам, поставленным Массигли, Французское правительство само не внесло конкретных предложений. Я доба­вил, что не знаю, был ли уже обмен мнениями по этому вопросу в ЕКК. Катру поблагодарил меня за сделанное сообщение и, как

было видно, остался удовлетворенным ответом по этому вопросу.

2. Катру заявил, что временное Французское правительство с большим удовлетворением приняло сообщение Катру о содержа­нии его беседы с маршалом Сталиным *. Временное Французское правительство полностью разделяет мнение маршала Сталина о необходимости расширения состава участников Московской ре­парационной комиссии. Временное Французское правительство интересуется, какое решение приняло Советское правительство по этому вопросу.

Я ответил, что Советское правительство сообщило Англии и США, как участникам крымского решения по вопросу о репара­циях, что Советское правительство высказывается за участие французского представителя в Комиссии по репарациям. Вместе с тем Советское правительство высказалось также за участие в этой комиссии Польши и Югославии как стран, наиболее пострадавших от германской оккупации и внесших значительный вклад в дело борьбы против гитлеровской Германии 125.

Катру сказал, что, как он полагает, участие в комиссии Поль­ши и Югославии (и, может быть, Бельгии, добавил он) было бы вполне справедливо. Он заявил затем, что Французское времен­ное правительство желало бы получить приглашение от трех пра­вительств послать своего представителя в Московскую репара­ционную комиссию. Я обещал довести до сведения Советского правительства это заявление Катру, но добавил, что это пригла­шение, очевидно, может быть послано после того, как три прави­тельства — участники крымского решения по вопросу о репара­циях, примут теперь решение о новом составе Московской репа­рационной комиссии.

3. Катру заявил, что временное Французское правительство обращается к союзникам с просьбой, чтобы французский язык, наравне с английским языком, считался бы официальным языком на конференции в Сан-Франциско116. Временное Французское правительство желало бы найти поддержку в этом вопросе со сто­роны Советского правительства. Я сказал, что об этом заявлении доведу до сведения Советского правительства, и здесь же заметил, что, возможно, и Советское правительство поставит вопрос о том, чтобы русский язык был в числе официальных языков на конфе­ренции.

4. Катру заявил, что Парижский монетный двор по традиции изготовляет определенное количество золотых медалей с барелье­фами великих людей. Этими медалями никто не награждается. Они распространяются среди узкого круга высокопоставленных людей Франции и среди близких друзей того, чей барельеф зале-

чатлевается на медали. Один-два экземпляра хранятся в коллек­ции монетного двора. Катру заявил, что было бы желательно, но мнению Французского временного правительства, чтобы медаль с барельефом маршала Сталина была изготовлена Парижским мо­нетным двором, но для этого требуется согласие маршала Сталина. Катру просил меня передать высказанное им желание Француз­ского правительства маршалу Сталину. Я поблагодарил Катру и сказал, что его сообщение мною будет передано по назначению.

5. В заключение беседы Катру интересовался, имеются ли трудности в работе Московской комиссии по польскому вопросу, продолжается ли работа Московской комиссии. Я ответил, что ра­бота продолжается, что имеются и трудности и что мы стоим за точное выполнение решения Крымской конференции по вопросу о Польше *. Катру высказался в том смысле, что, по его мнению, решение Крымской конференции предельно ясно: речь идет о соз­дании нового польского правительства на базе существующего сейчас в Польше временного польского правительства. Он доба­вил, что это его личное мнение, но оно вытекает из решения Крымской конференции. Я подтвердил, что это именно так. Кат­ру интересовался также, не является ли главным затруднением вопрос о тех лицах, которые должны быть дополнительно привле­чены для консультации по вопросу о новом составе польского пра­вительства. Я ограничился словами, что этот вопрос также важен. Разговор кончился замечанием Катру о важности быстрого реше­ния польского вопроса для всех союзников.

Зам. нарпома

Печат. по арх.

143. Письмо посла США в СССР народному комиссару иностран­ных дел СССР

6 апреля 1945 г.

Вы припомните, что в своем письме от 10 марта я сообщил, что мое правительство считает, что было бы определенно в интересах международной организации безопасности, если бы временное правительство Франции в какое-либо время до созыва конферен­ции в Сан-Франциско решило стать одной из наций-инициаторов на той же основе, как и четыре других инициатора. В связи с этим я просил сообщить мнение Советского правительства **. 13 марта вы уведомили меня, что Советское правительство соглас­но с тем, что французское участие в рассылке приглашений на конференцию в Сан-Франциско было бы желательно на той же

* См. док. № 115. ** См. док. № 134.

См. док. № 139.

 

 

 

 

основе, как и участие других держав-инициаторов, и что Советское правительство не возражало ни против предоставления Фран­цузскому правительству дальнейшей возможности рассмотреть этот вопрос в целях принятия положительного решения до созы­ва конференции, ни против того, чтобы мое правительство дало временному правительству Франции заверения в этом смысле *.

9 марта китайское правительство уведомило мое правительст­во о том, что оно согласно с мнением моего правительства. 14 мар­та британское правительство уведомило мое правительство о том же. Кроме того, г-н Идеи заявил в связи с возможностью полу­чения согласия со стороны Франции, что он считает, что очень многое будет зависеть от выбора времени и от обращения со стороны Французского правительства. Он предложил, чтобы по­сол Вайнант переговорил сначала с послом Массигли, оставив по­следнему дело подготовки почвы в Париже, до того как вопрос об этом будет там поставлен. Мое правительство уведомило Лон­дон 19 марта о том, что после внимательного рассмотрения пред­ложения г-на Идена оно считает, что было бы желательно, чтобы посол Кэффри обсудил вопрос непосредственно с министром ино­странных дел Бидо, поскольку посол Кэффри с самого начала за­нимался обсуждением этого вопроса с французским министерст­вом иностранных дел. Мое правительство также заявило, что если временное правительство Франции будет выступать в качестве инициатора, то было бы желательно, чтобы оно как можно скорее стало участником подготовки конференции, и что поэтому было сочтено желательным скорое обращение по этому вопросу. Г-н Идеи уведомил мое правительство 21 марта, что эта предло­женная процедура приемлема.

Сообщения из Парижа тем временем показали, что Француз­ское временное правительство готовилось передать правительст­вам-инициаторам свои замечания по предложениям, принятым в Думбартон-Оксе98, с рекомендациями для многочисленных попра­вок. Эти замечания были официально сообщены моему правитель­ству 21 марта. С тех пор они вместе с поправками были широко опубликованы.

После пересмотра и изучения предложенных французских по­правок и после принятия во внимание их опубликования мое пра­вительство делает вывод, что характер этих поправок не позволяет временному правительству стать инициатором созыва конферен­ции в Сан-Франциско на той же основе, как и другие правительст­ва-инициаторы. Эта основа, как было заявлено в приглашениях, состоит в том, что конференция рассмотрит в качестве базы для

устава международной организации предложения, которые были опубликованы в октябре прошлого года в результате конференции в Думбартон-Оксе и которые были дополнены условием для процедуры голосования, согласованной на Крымской конфе­ренции.

Государственный департамент уведомил посла Кэффри, что он желает, чтобы Кэффри воспользовался в ближайшее время воз­можностью неофициально обсудить этот вопрос с министром ино­странных дел Бидо и чтобы он сообщил ему устно суть вышеизло­женного. Как указано выше, все правительства-инициаторы жела­ют, чтобы Французское временное правительство присоединилось к рассылке приглашений на конференцию в Сан-Франциско на той же основе, как и другие нации-инициаторы117, как это изло­жено в последнем предложении предыдущего параграфа. Однако послу Кэффри были даны указания выразить соответствующее со­жаление, если временное правительство Франции сочтет, что оно не может присоединиться к рассылке приглашений на конферен­цию на этой основе.

Передавая вышеизложенную информацию Советскому прави­тельству, я получил указание уведомить вас, что я буду держать вас в дальнейшем в курсе реакции Французского правительства на обращение Кэффри.

А. Гарриман

Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 433—435.

144. Телеграмма заместителя народного комиссара иностранных • дел СССР послу СССР при временном правительстве Фран­цузской республики

6 апреля 1945 г.

Сообщите Альфану следующее:

Компетентные советские органы в принципе согласны обсу­дить вопрос о возобновлении деятельности торгпредства СССР во Франции, имея при этом в виду, что в основу его статуса будут положены такие же правовые условия, какие предусмотрены в соответствующих соглашениях Советского Союза с другими стра­нами, в частности будет предусмотрено, что глава торгпредства и его заместители пользуются всеми правами и привилегиями, при­своенными членам дипломатических миссий; помещения, зани­маемые торгпредством и его отделениями, пользуются экстерри­ториальностью. Торгпредство имеет право пользоваться шифром и т. д. *

См. приложения к сборнику, док. № 21, 23„

* См. док. № 135.

 

Далее укажите, что в 1939 и 1940 гг. были вынесены неправо­мерные постановления французских судов о наложении арестов на счета и ценности торгпредства и советских хозяйственных ор­ганизаций во Франции по искам некоторых французских обществ, причем большая часть этих постановлений еще не отменена: к торгпредству предъявлялись неправомерные требования француз­ского налогового ведомства по налоговому обложению за период 1928-1936 гг.

Для обеспечения нормальной работы торгпредства необ­ходимо, чтобы французскими властями были приняты меры по пересмотру и отмене неправомерных судебных решений и исполнительных действий, а также по отмене требований по прямым налогам к торгпредству, как не соответствующих по­ложению торгпредства, являющегося органом иностранного госу­дарства.

Заявите Альфану, что если высказанные Вами положения яв­ляются приемлемыми для французской стороны, то Вы возьмете па себя подготовить соответствующий проект соглашения.

О результатах Вашей встречи с Альфаном телеграфируйте.

А, Вышинский*

Печат. по арх.

145. Письмо временного поверенного в делах США в СССР заме­стителю народного комиссара иностранных дел СССР

20 апреля 1945 г.

В соответствии с просьбой временного правительства Франции я прилагаю при сем изложение ноты относительно присоедине­ния этого правительства к Декларации об освобожденной Европе, которую министр иностранных дел Жорж Бпдо вручил послу Кэффри 6 апреля **. Мне было поручено моим правительством, об­ращая внимание Народного комиссариата на эту ноту, уведомить вас, что посол Кэффри получил указание уведомить министерство иностранных дел Франции, что: 1) конкретные вопросы, подня­тые во французской ноте, будут немедленно рассмотрены; 2) ре­шение Французского правительства о присоединении к этому важному мероприятию приветствуется от имени американского, Советского и британского правительств и 3) содержание француз­ской ноты доводится до сведения Советского и британского пра­вительств.

Дж. Кеннан

* Телеграмма подписана также А. И. Микояном. ** См. при л. к док,

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИЗЛОЖЕНИЕ НОТЫМИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ВРУЧЕННОЙ ПОСЛУ США ВО ФРАНЦИИ

6 апреля 1945 г.

Ваше Превосходительство, действуя согласно указаниям госу­дарственного секретаря Соединенных Штатов Америки, вы лю­безно передали 12 февраля 1945 г. от имени американского, Со­ветского и британского правительств председателю временного правительства сообщение, опубликованное при закрытии Ялтин­ской конференции, относительно Декларации об освобожденной Европе. Была выражена надежда, что Французское временное правительство присоединится к американскому, британскому и Советскому правительствам в предложенной акции и процедуре.

Временное правительство, получив этот документ, приступило к внимательному изучению Декларации об освобожденной Евро­пе. Оно стремилось получить от американского, британского и Со­ветского правительств дополнительные сведения относительно целей, которые эти три правительства имеют в виду, процедуры, которую они намерены принять, и методов, которыми они наме­рены действовать. Временное правительство стремилось не упус­тить из виду ни одного аспекта этого вопроса.

Временное правительство заявляет, что оно готово объединить свои усилия с усилиями своих трех союзников, когда оно закон­чит рассмотрение этого вопроса.

Для того чтобы оправдать ответственность, которую эти уси­лия налагают, Французское временное правительство считает, од­нако, что эти усилия должны давать какую-то гарантию эффек­тивности. Связанная с этим ответственность имеет фактически как политический, так и социальный характер. Четыре державы, намечая согласованную политику и совместную акцию с целью разрешения определенных проблем в соответствии с демократи­ческими принципами, оказываются морально обязанными прово­дить в жизнь эти решения в соответствии с этими принципами, и можно будет считать, что четыре державы не справились с этой задачей, если такие результаты не будут достигнуты. Обычно эти соображения должны вести к более точному определению масшта­ба совместной акции, а также методов ее осуществления.

В отношении первого пункта: намереваются ли эти державы автоматически браться за разрешение политических и экономи­ческих проблем, которые могут возникнуть в любой части осво­божденной Европы, в целях совместной акции? Было бы хорошо уточнить географическое значение, которое они придают термину

“освобожденная Европа” в этом случае. С другой стороны, счита­ют ли они, что такая акция предполагает предварительное обсуж­дение в каждом отдельном случае? Было бы желательным знать об этом факте, и для заинтересованных правительств была бы полезна согласованная процедура.

Несомненно, необходимо сохранить гибкость системы, которая может быть призвана к действию в различных условиях в опреде­ленные моменты и в определенных местах, в отношении методов совместной акции. Независимо от формы акции, которую держа­вы могут предпринять, представляется, однако, как желательным, так и возможным поддерживать постоянную связь между ними и обеспечивать обмен информацией, необходимой для подготовки ко­ординированных действий, путем создания общего секретариата.

Временное правительство было бы согласно, если это будет удобным для трех его союзников, на создание такого секретариа­та в Париже, если будет решено создать такой орган.

Ваше Превосходительство, я имею честь просить, чтобы вы любезно известили ваше правительство об этом ответе временно­го правительства на присланное ему приглашение и о практиче­ских предложениях, которыми сопровождается этот ответ. Если правительство Соединенных Штатов Америки будет настолько' любезным, чтобы передать его Советскому и британскому прави­тельствам, я буду весьма признателен за это.

Ж. Бидо

Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 435—4,37.

146. Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР с министром иностранных дел временного правительства Французской республики *

25 апреля 1945 г.

Народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов говорит, что он хотел бы о многом поговорить. В частности, он хотел бы поговорить о региональных соглашениях на конференции в Сан-Франциско П6.

Министр иностранных дел Франции Бидо говорит, что в Кон­сультативной ассамблее8 он заявил, что никто не может подвер­гать сомнению подписи, поставленные под франко-советским до­говором 1944 г.89

Нарком отвечает, что региональные соглашения не являются несоответствующими франко-советскому договору. Далее он спра­шивает, как относятся французы к отсутствию французского язы­ка в числе официальных языков конференции.

Бидо отвечает, что это вопрос принципиальный для французов и что он может уступить в других вопросах, но за этот будет бо­роться. Он не может выступать против общественного мнения Франции.

Нарком говорит, что со стороны советской делегации будет оказана в этом вопросе поддержка французам. Советская делега­ция выразила пожелание, чтобы французский язык был признан одним из официальных языков конференции. Нарком спрашивает, известно ли об этом Бидо.

Бидо отвечает утвердительно.

Нарком говорит, что у советской делегации есть ряд других пожеланий. Одно пожелание заключается в том, чтобы конферен­ция утвердила приглашение Украины и Белоруссии.

Бидо отвечает: а почему бы и нет.

Нарком говорит, что другим пожеланием советской делегации является то, чтобы на конференции было избрано четыре предсе­дателя и несколько вице-председателей. Советская точка зрения такова, что ни одна страна не должна занимать привилегирован­ного положения. Расширение числа вице-председателей даст воз­можность Франции и другим странам занять эти посты.

Бидо говорит, что правильно, что ни одна страна не должна занимать привилегированного положения, но что ему будет очень трудно поддержать это предложение, так как предлагаемое чис­ло председателей не пять, а четыре.

Нарком отвечает, что Франция отказалась быть в числе при­глашающих держав.

Бидо говорит, что Франция не отказывалась, но что это дру­гой вопрос, которого он не хочет сейчас касаться.

Нарком говорит, что вопрос о четырех председателях имеет для советской делегации принципиальное значение и что она бу­дет его отстаивать и за него бороться. Советский Союз может со­трудничать с Англией, США, Францией и другими союзниками только на основе равноправия. Если не будет принято советское предложение, то пусть тогда будет один председатель и два вице-председателя без участия Советского Союза. Если французы не поддержат предложения советской делегации, то они окажутся в другом лагере, чем советская делегация.

Бидо говорит, что для него весь этот вопрос совершенно новый и что поддержать это предложение советской делегации для него будет очень трудно, но что он не хочет создавать из этого ника­ких историй.

В. Молотов

Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с, 437—438,

* Беседа имела место на обеде во время конференции в Сан-Франциско.

147. Выступление народного комиссара иностранных дел СССР на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско *

26 апреля 1945 г.

Г-н председатель, господа! По поручению правительства Союза Советских Социалистических Республик я в первых же словах со­ветской делегации на настоящей исторической конференции хотел бы выразить правительству Соединенных Штатов Америки и лично государственному секретарю г-ну Стеттиниусу глубокую признательность за всю огромную подготовительную работу, проведенную перед настоящей конференцией, и за образцовую организацию конференции Объединенных Наций. Одновременно я пользуюсь возможностью высказать от имени советской деле­гации самую искреннюю благодарность мэру города Сан-Франци­ско г-ну Лепхему за сердечное гостеприимство, оказанное делега­ции в Сан-Франциско.

Господа! Советское правительство придает важное значение международной конференции в Сан-Франциско. Приблизился ко­нец войны, по крайней мере в Европе. Разгром гитлеровской Гер­мании, главного агрессора в этой войне, стал фактом. Пришла пора позаботиться о послевоенном времени, о будущем. Конфе­ренция должна рассмотреть вопрос о создании организации по за­щите всеобщего мира и безопасности народов после войны. Из это­го видно, как велика ответственность, лежащая на этой конферен­ции. Сегодня, как и во многих других случаях, мы снова должны вспомнить великое имя президента Франклина Рузвельта. Его за­слуги в деле борьбы за завоевание прочного мира и в подготовке настоящей исторической конференции получили широчайшее при­знание среди всех миролюбивых народов. Вторая мировая война намного превзошла первую мировую войну по размаху военных действий и по размерам участвующих армий, по количеству люд­ских жертв, по неисчислимым разрушениям, по своим неслыханно жестоким последствиям для жизни многих народов. Развязавшая эту войну гитлеровская Германия не остановилась ни перед каки­ми преступлениями, чтобы навязать свое господство Европе и проложить путь к мировому господству германского империализ­ма. Массовые убийства детей, женщин и стариков, истребление целых национальностей, поголовное уничтожение неугодных фа­шистам мирных жителей, варварское уничтожение культуры и не­покорных культурных деятелей, разрушение многих тысяч горо-

* Торжественное открытие конференции состоялось 25 апреля в 16 час. 30 мин. По радио из Вашингтона с приветственной речью к участникам конференции обратился президент США Г. Трумэн. С приветствиями вы­ступили также губернатор штата Калифорния Э. Уоррен и мэр города Сан-Франциско Р. Лепхем.

дов и сел, крушение хозяйственной жизни целых народов и неис­числимые потери — обо всем этом нельзя забыть...

В свое время германский фашизм не только открыто готовил свои армии и вооружение для разбойничьего нападения на мир­ные страны. Гитлеризм без стеснения приспособлял также идео­логию многих миллионов людей в своей стране к целям завоевания господства над другими народами. Этому служили и безграмот­ные человеконенавистнические теории о “немецкой расе господ”, в услужении у которой должны якобы находиться другие народы.

Еще задолго до прямого нападения на своих соседей гитлеризм у всех на глазах подготовлял преступную войну, которую он раз­вязал тогда, когда захотел. Как известно, у него нашлись и бес­честные приспешники, и кровавые соучастники. Известно также, что, вторгшись в Советский Союз, немецкий фашизм, свободно гу­лявший до того по всей Европе, встретился с непреклонным про­тивником. Советская страна, спасшая европейскую цивилизацию в кровавых битвах с немецким фашизмом, с полным основанием напоминает сейчас об ответственности правительств за будущее миролюбивых народов после окончания этой войны. Это тем более необходимо сделать, что перед нынешней войной предостерегаю­щий голос Советской республики не был выслушан с должным вниманием.

Сейчас не время подробно вдаваться в причины этого. Нельзя доказать, что не было желания помешать возникновению войны. Полностью, однако, доказано, что правительства, претендовавшие в свое время па руководящую роль в Европе, показали если ие свое нежелание, то свою неспособность предотвратить войну, с последствиями которой будет еще не так просто справиться.

Конференция должна заложить основу организации будущей безопасности пародов. Это — великая задача, которую до сего вре­мени не удавалось успешно решить. Кому не известно, что Лига наций73 ни в какой мере не справилась с этим делом. Она обма­нула надежды тех, кто в нее верил. Понятно, что теперь никто не хочет восстанавливать бесправную и бессильную Лигу наций, не мешавшую любому агрессору готовить войну против миролюбивых стран, а иногда и прямо усыплявшую бдительность народов в от­ношении надвигавшейся агрессии. Особенно авторитет Лиги на­ций подрывался тогда, когда ее без стеснения старались превра­тить в орудие тех или иных реакционных сил и привилегирован­ных держав. Если здесь приходится напоминать о печальных уро­ках Лиги наций, то именно для того, чтобы в будущем избежать старых ошибок, которых не следует допускать и под вывеской но­вых пышных обещаний. Нельзя, однако, рассчитывать на беско­нечное терпение народов, если снова обнаружится неспособность правительств создать международную организацию, ограждаю-

щую мирную жизнь людей, их земли, их молодые поколения от ужасов и бедствий новых разбойничьих империалистических войн.

Советское правительство является искренним и твердым сто­ронником создания сильной международной организации безопас­ности. Все, что будет зависеть от него самого и от его усилий в общем деле создания такой послевоенной организации мира и безопасности народов, будет с готовностью сделано Советским пра­вительством. Мы будем полностью сотрудничать в решении этой великой задачи со всеми другими правительствами, действительно преданными этому благородному делу. Мы уверены в том, что эта историческая цель будет достигнута совместными силами миролю­бивых народов, несмотря на все препятствия, стоящие на пути ее осуществления. Большим вкладом в это дело является известная всем нам работа, выполненная в прошлом году в Думбартон-Ок-се98. Представители Соединенных Штатов Америки, Великобри­тании, Китая и Советского Союза выработали там такие основы международной организации безопасности, которые дают важ­ное начало международной организации нового типа. Совсем недавно, по предложению великого американского президента Франклина Рузвельта, на Крымской конференции были приняты важные дополнения к этому проекту. Настоящая конференция благодаря всему этому имеет твердую почву для своей успеш­ной деятельности. Вполне естественно, что новая организация международной безопасности строится на том фундаменте, ко­торый был заложен Объединенными Нациями 4 в этой войне.

Известно, что в Европе в тяжелой борьбе с общим врагом сло­жилась великая коалиция демократических держав. Благодаря созданию англо-советско-американской коалиции был обеспечен разгром германского фашизма и его приспешников. Во главе с этой великой коалицией вели и ведут борьбу за свое освобожде­ние и другие народы Европы. Коалиция великих держав с их не­преклонной волей к защите своих национальных прав, а также интересов освобождения всех других народов, ставших жертвой кровавой агрессии, завершает выполнение задачи разгрома вра­га — врага всех Объединенных Наций. Она могла это сделать как в силу сознания своей исторической ответственности, так и благо­даря тем огромным людским и материальным ресурсам, которыми она обладает и которые неуклонно направлялись в соответствии с требованиями и интересами борьбы с общим врагом. Но мы все­гда"'должны помнить, что нажитый авторитет нетрудно растранжи­рить, если забыть о некоторых элементарных вещах, например если забыть об уроках Лиги наций или если забыть об уроках этой войны, в которой демократические нации объединились про­тив империалистической державы, возомнившей себя хозяином

Европы и захотевшей навязать свою волю чуть ли не всему миру. Эта коалиция выкована в огне борьбы и уже сослужила великую службу делу Объединенных Наций. Нельзя не признать, что на­личие в составе этой коалиции такой страны, как Советский Союз, где решение вопроса о взаимоотношениях между большими и ма­лыми народами последовательно осуществлено на основе равно­правия и подлинного демократизма, имеет исключительно важное и принципиальное значение. Нельзя переоценить и факт активно­го участия в этой коалиции Соединенных Штатов Америки, рань­ше стоявших в стороне от вопросов международной организации, а теперь вкладывающих в это дело свою инициативу и громадный международный авторитет. Эта коалиция была бы просто невоз­можна без Великобритании, которой принадлежит выдающаяся роль в международном объединении демократических стран. Ки­тай в Азии и Франция в Европе являются теми великими стра­нами, которые укрепляют эту коалицию — могучую мировую силу и в послевоенный период.

Если ведущие демократические страны покажут свою способ­ность согласованно действовать и в послевоенное время, это будет значить, что интересы мира и безопасности народов нашли нако­нец свою лучшую опору и защиту. Но этого еще недостаточно. Готовы ли другие миролюбивые страны объединиться вокруг этих ведущих держав, чтобы создать дееспособную международную ор­ганизацию безопасности,— вот тот вопрос, который должен быть разрешен на настоящей конференции в интересах будущего мира и безопасности народов.

Дело идет о создании международной организации, которой должны быть предоставлены определенные права по охране ин­тересов всеобщего мира. Такая организация должна иметь и неко­торые необходимые средства военной защиты безопасности народов.

Только при наличии таких предпосылок, когда нарушение мира или угроза такого нарушения не будут безнаказанными и проведение соответствующих мер наказания не будет слишком за­поздалым, организация безопасности сможет нести ответствен­ность за дело мира. Таким образом, дело идет о создании дееспо­собной организации по защите всеобщего мира и безопасности на­родов, о которой давно мечтают все искренние сторонники мирно­го развития народов, но у которой всегда было много непримири­мых врагов в лагере наиболее агрессивных империалистов.

После неисчислимых жертв этой войны, после пережитых в эти годы страданий и бедствий особенно велико стремление наро­дов к созданию такой организации. Но не сложили оружия и про­тивники создания подобной международной организации. Они и теперь ведут свою подрывную работу, хотя в большинстве случаев

делают это в скрытой, завуалированной форме. Для этого нередко используются по внешности самые демократические лозунги и ар­гументы — вплоть до словесной защиты интересов малых наций или принципов справедливости и равноправия народов. Но, в кон­це концов, не то важно, по каким мотивам или под каким пред­логом будет сорвано создание дееспособной организации безо­пасности народов. Если и на этот раз не будет создана такая эф­фективная организация по защите послевоенного мира, то это явится еще одним показателем неспособности справиться данными силами с этой великой задачей. Но это не будет доказательством, что необходимость такой организации еще не созрела и что такая организация не будет создана в дальнейшем. Мы не должны пре­уменьшать трудностей создания международной организации безопасности. С закрытыми глазами мы здесь не найдем дороги. Мы должны предупреждать об этих трудностях, чтобы преодолеть их и, избежав иллюзий, найти наконец надежный путь для дви­жения вперед к достижению этой благородной цели.

При этом я хотел бы заверить конференцию в отношении Со­ветского Союза, что в нашей стране весь народ воспитывается в духе веры и преданности делу создания прочной организации международной безопасности. Я хотел бы также заверить конфе­ренцию, что советские люди будут чутко прислушиваться к голо­су, к пожеланиям и предложениям всех искренних друзей этого великого дела среди народов всего мира. Вы знаете, что в Совет­ском Союзе есть миллионы людей, которые умеют с оружием в ру­ках до конца постоять за свою родину. Вместе с тем именно в на­шей Советской стране народ всей душой предан делу создания прочного всеобщего мира и готов всеми силами поддерживать уси­лия других наций в создании надежной организации мира и безо­пасности народов. Вы определенно должны знать, что в деле защиты мира и безопасности народов на Советский Союз можно положиться. За это великое дело непреклонно стоят наш миро­любивый народ, Советское правительство и Красная Армия, наш великий маршал Сталин. Выразить эти чувства и мысли совет­ских людей является важнейшей задачей делегации Советского правительства.

Я заканчиваю свое выступление горячим пожеланием наших общих успехов в работе настоящей конференции.

""•-• В. Молотов

Печат. по изд.: Советский Союз на меж­дународных конференциях периода Ве­ликой Отечественной войны 1941—1945 гг. Сборник документов. М., 1980, т. 5, Кон­ференция Объединенных Наций в Сан-Франциско (25 апреля — 26 июня 1945 г.) (далее — Конференция в Сан-Фрапци--CKO..J, с. 122—125,

148. Выступление министра иностранных дел временного прави­тельства Французской республики на конференции Объеди­ненных Наций в Сан-Франциско

Мая 1045 г.

Г-н председатель, дамы и господа. В этот день победы, когда впервые я имею честь и привилегию выступать перед вами от имени Франции, я не буду стараться прятать свои чувства глу­бокого волнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: