Торговые отношения ЕС и Китая на официальном уровне начались в 1975 году и продолжаются более сорока лет. За прошедшие годы образовалось многоплановое сотрудничество. В настоящий момент на различных уровнях поддерживаются более 60 двусторонних диалоговых форматов.
Экономические отношения между Китаем и ЕС сводятся, в основном, к торговле товарами. Доля сотрудничества в других сферах торговли незначительна. Двухсторонние торговые отношения вносят значительный вклад в экономику обеих стран, так и в мировою торговлю в целом. Необходимо отметить, что обе стороны являются ведущими игроками на евразийском континенте.
Торговые взаимоотношения Китая и ЕС в начальный период существования торгового соглашения находились на низком уровне. Улучшения наступили после вступления Китая в ВТО в 2001-м году, когда товарооборот удвоился на протяжении короткого периода времени. Мировой финансовой кризис 2008 года негативно сказался на товарообороте Китая и ЕС.
В 2008-2009 гг. КНР предприняла ряд мер по поддержке евро, в частности посредством покупки облигаций стран, имеющих долговые проблемы. Расширяя своё присутствие на рынке ЕС китайские компании работали на перспективу. Объёмы двухсторонней торговли после непродолжительного спада начали расти, нужно отметить, что темпы роста снизились по сравнению с докризисным периодом. Объёмы двухсторонней торговли к 2017 году достигли?573 миллиардов, что превосходит показатели 2000 года более чем в 5 раз.
Динамика торговли ЕС с Китаем за период с 2012 по 2017 гг. представлена на рисунке 2.2.1
Рис.2.2.1 – Торговля КНР с ЕС в 2012 – 2017 гг., млрд. евро
Источник: составлено по: DatabasebyInternationalTradeStatistics, Eurostat, 2017[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (дата обращения: 12.04.2018)
|
Китай является вторым по значимости торговым партнёром Евросоюза (после США), но при этом главным источником импорта. В денежном выражении мировой импорт ЕС составляет?374,8 миллиарда (20,2%) и в два раза меньше экспорт ЕС -?198,2 миллиарда (10,5%). Дисбаланс между импортом и экспортом в стоимостном выражении показан на рисунке 2.2.1 Существующее положение дел, а именно двукратное превосходство экспорта из Китая в ЕС над импортом, привело к значительному торговому дефициту в ЕС. Существует ряд стран в ЕС, которые не имеют торгового дефицита с Китаем: Германия, Финляндия и Ирландия являются нетто-экспортёрами.
Китай является «мировой фабрикой» по производству потребительских товаров. Структура товарного экспорта подтверждает этот тезис: 91% экспорта приходится на потребительские товары и различные промышленные изделия:
- машины и оборудование (50% в экспорте);
- различные другие промышленные изделия (21%);
- текстиль и одежду (12%);
- полуфабрикаты и компоненты (8%).
Наибольший рост экспорта за последние пять происходит в сфере научного и контрольного оборудования вырос на 61%, энергогенерирующего оборудования – на 56%, автомобилей – на 46%, телекоммуникационного оборудования – на 41%. Переход на производство товаров с высокой добавленной стоимостью свидетельствует о росте доли инновационной составляющей в структуре китайской экономики. Глобальные производственные цепочки приобретают все большее значение во внешнеторговых отношениях ЕС с Китаем. Структура импорта и экспорта обеих экономик во внешней торговле стремится к равновесию. Между странами осуществляется интенсивная торговля внутри разных секторов экономики. Больше половины (67%) импорта из Китая в ЕС составляют полуфабрикаты, комплектующие и составные части, что позволяет европейским предприятиям получать значительную экономию на издержках. За счет увеличения импорта из Китая увеличивается и объем экспорта европейских компаний по всему миру, в том числе и в Китай.[19]
|
Значительную долю китайского экспорта составляет текстиль и одежда, а именно?39 млрд. или 11% от общего экспорта. Исторически текстиль и одежда в Китае является экспортно - ориентированной отраслью. Объемы экспорта готовых предметов и одежды за последние 5 лет практически не изменились, что свидетельствует увеличение спроса на качество со стороны потребителя. Это подтверждает тот факт, что объемы текстиля в ЕС выросли на 29%.
На протяжении длительного периода времени Китай является мировым лидером в области экспорта готовой одежды. Страна конкурирует с ЕС на рынке готовых предметов одежды. Рост заработной платы в Китае привел к потере конкурентных преимуществ производителей с одной стороны, с другой стороны дизайн одежды далекий от мировых лидеров и низкое качество продукции - главные причины снижения экспорта. И как следствие вышеуказанных обстоятельств в ближайшей перспективе экспорт предметов одежды медленными темпами будет снижаться. Похожая ситуация, но уже в долгосрочной перспективе предположительно будет наблюдаться и в экспорте текстильной продукции. В связи с потерей ценового преимущества Китай будет и дальше проигрывать в конкурентной борьбе с другими странами.
|
Товарная структура импорта и экспорта КНР со странами ЕС приведена в Приложении 3.
Непрерывный рост заработной платы населения привел к замедлению роста в традиционных экспортно-ориентированных отраслях китайской экономики. Правительство Китая поставило задачу роботизации промышленного сектора. Экономисты подсчитали, что более трети предложения промышленных роботов на мировом рынке к 2019 году будет сосредоточено в Китае. Учитывая превосходящую по численности мощность трудовых ресурсов Китаю не удастся преодолеть имеющийся уровень роботизации в крупных технологически развитых странах, таких как Южная Корея, Германия и США – (531, 301, 176 единиц, соответственно). Плотность роботизации в Китае к 2025 г. будет составлять 150 единиц на 10000 работников. Долгосрочная цель Китая -лидерство по данному показателю. В связи с этим можно предположить, что в ближайшей перспективе экономика Китая претерпит существенные изменения в структуре товарооборота, и также в объемах экспорта и импорта.
Правительство Китая в течение последнего десятилетия проводит политику, направленную на отступление от производства товаров в многочисленном количестве. Наращивание доли товаров с высокой добавленной стоимостью является основной задачей для китайской экономики в торговой сфере, а также ближайшей целью является укрепление своего положения на рынке услуг. Переориентация на внутренний спрос требует существенных преобразований в структуре торговли Китая.
Существенным отличием товарного потока из ЕС в Китай является более высокий уровень диверсификации: доля продукции топливной и горнодобывающей промышленности (6% всего экспорта) выше в шесть раз чем в Китае, доля сельскохозяйственных продукции (9%) – в три раза выше, товары химической промышленности составляют 13% и это в 2,6 выше. Следует отметить, что машиностроение в стоимостном выражении составляет более половины товаров из ЕС (54%). Четвертая часть всего экспорта приходится на транспорт. Продажи автомобилей в Китай в 2015-м году составили 19 миллионов штук, ежегодное увеличение продаж на 5% по перспективным прогнозам к 2020 году увеличится до 24 миллионов штук. Огромный потенциал у рынка авиаперевозок: примерная стоимость самолётов для китайских авиалиний составит более $1 триллиона в течение следующих 20 лет. Подтверждением данного прогноза служит тот факт, что Airbus в 2017 году подписал контракт на поставку 140 самолётов общей стоимостью?23 миллиарда. Таким образом перспективы экспорта машиностроения и транспортной продукции ЕС имеют существенный потенциал роста.
Рост внутреннего потребительского рынка в Китае открывает широкие перспективы по экспорту товаров потребления из ЕС. Внутреннее потребление в Китае в 2017 году оценивалось в $4,4 триллиона, к 2021 году даже при замедлении китайской экономики внутреннее потребление составит 5,5% – $6,1 триллионов, таким образом только прирост будет примерно сравним с размером потребительского рынка таких крупных европейских стран как Германия и Великобритания. Потребительский рынок Китая является наибольшим в мире, доходы населения неизменно растут, развивается потребительский спрос на новые товары и услуги – эти основные факторы будут способствовать сохранению и наращиванию экспорта промышленной, транспортной, химической и высокотехнологичной продукции.
Сельскохозяйственная сфера при определенных условиях может стать еще одним источником роста. Исторически сложилось, что агропродовольственная сфера является одной из самых неразвитых в двухсторонней торговле между странами, что соответствует общей ситуации в мире. Определённые сдвиги в этой области наметились в последние годы экспорт мясной продукции из ЕС в Китай вырос более чем в 2,5 раза и составляет около?3 млрд, экспорт пищевых продуктов по классификации SITC увеличился почти в два раза и составляет?2,1 млрд, в меньшей степени увеличился экспорт молочных продуктов 1,2 раза и в денежном выражении составляет?1,1 млрд. Значительный рост отмечен и по другим продуктам агропродовольственной сферы, хотя в абсолютных величинах их доля мала в общем экспорте. В целом, экспорт продуктов питания из ЕС в Китай вырос за пять лет в 1,15 раза и составил в денежном выражении?9,7 миллиарда, что соответствует наибольшим темпам роста среди всех подкатегорий экспорта.[20]
Китай в настоящее время является четвёртым в ряду крупнейших импортёров продуктов питания в мире, внутренний рынок продукции агропродовольственной сферы продолжает расти годовыми темпами в 15%. Исходя из данных тенденций в среднесрочной перспективе объёмы поставок из ЕС будут наращиваться. Высокие стандарты качества Европейских продовольственных товаров также будет способствовать росту поставок. Нужно отметить, что в связи с ростом доходов и улучшением благосостояния китайских потребителей, а также с усилением глобализации выбор в Китае меняется в пользу товаров из ЕС.
Основным заслоном на пути продвижения продукции агропродовольственного сектора являются высокие таможенные пошлины. Приведение в соответствие с международными нормами технических регламентов на продукцию, стандартов качества, правил и положений по санитарному контролю сделает торговлю более эффективной и решит вопрос доступа на рынки евроазиатских стран. В настоящий момент доступ к китайскому рынку существенно ограничен для товаров ЕС– в Китае импортные тарифы значительно выше, существует большое количество административных ограничений, процедуры сертификации менее прозрачны. В целом в агропродовольственном секторе средневзвешенные импортные пошлины в Китае в два раза выше,чем в ЕС и составляют 12,3% и 6,9% соответственно.
Значительно нарастить товарооборот между странами возможно при условии получения более равноправного доступа на продовольственный рынок.
Китай, как и страны ЕС, проводит политику поддержания национального производства продуктов питания. Основные средства проведения протекционистской политики заключаются в ограждении внутреннего рынка страны в той или иной степени от иностранной конкуренции. Импортные пошлины, различные торговые ограничения широко используются во внешнеторговых отношениях между рассматриваемыми экономиками. Отметим наиболее острые проблемные места в этой сфере. Основные претензии ЕС в отношении Китая предъявляются по неисполнению антидемпингового законодательства. Значительные дискуссии связаны с уже разрешённым торговым спором о солнечных панелях в 2013 году. Экспорт Китаем этих панелей в 2011 году составил в денежном выражении более?20 миллиардов. Широкую известность приобрел спор о телекоммуникационном оборудовании в 2014 году, годовой экспорт в ЕС последнего превышает?1 миллиард.[21]
В настоящее время требует разрешения проблема демпинга в сталелитейной промышленности. Китай игнорируя антидемпинговое законодательство применяет необоснованные субсидии и налоговые льготы. В результате цены на продукцию в сталелитейной промышленности на европейском рынке искусственно занижаются. Желание захватить европейский рынок Китай поставил выше экономической целесообразности. Ответным шагом ЕС вводит компенсационные импортные пошлины. Точка в данном вопросе ещё не поставлена и поиск решения затягивается. Вопрос о демпинге носит не только технический характер, он распространяется также в сферу политики. Существует мнение, что государственное вмешательство в сталелитейное производство Китая привело к массовому перепроизводству и таким образом нарушился глобальный рыночный порядок. Конфликт трудноразрешим, т.к. Китай не сможет отказаться от государственной собственности и контроля над своей сталелитейной промышленностью. В целом, взаимозависимость и взаимодополняемость Китая и ЕС от торговых контрактов и инвестиций не позволяет им наращивать противоречия по данному вопросу и требует разрешения конфликта в области торговой политики без ввода высоких таможенных пошлин, демпинга и запрета на ввод определенных продуктов.
Более дешёвые товары из Китая приводят к неконкурентноспособности товаров местных производителей в Евросоюзе. Справедливое решение вопроса о демпинговой политике китайских конкурентов, требование равных торговых условий или введения защитных мер в виде таможенных и налоговых барьеров позволит снизить конкуренцию Китая по сравнению с товарами национального производства. Кроме того, в отдельных отраслях Китая, в частности, в сталелитейной, существует кризис перепроизводства, и производители совершенно обоснованно стремятся занять рынки сбыта основного торгового партнёра в лице ЕС. Также, существенная централизация и плановость экономики Китая позволяет стране перестроить производство под новые условия и потребности. Производственные мощности по выпуску солнечных панелей в 2009 составляли 6,5 ГВт, но за три года Китай нарастил мощности в 8,5 раз до уровня в 55 ГВт. Предпосылками такого роста был все увеличивавшийся интерес к возобновляемым источникам энергии. Увеличение экспорта в ЕС до?20 миллиардов (7% всего импорта из Китая в 2012-м) привело к новым торговым конфликтам. Произведённые объёмы составили 150% глобального спроса, что привело к перепроизводству в собственной стране. Способность китайской экономики в короткие сроки видоизменять структуру и объёмы товарооборота приводит к наращиванию торговых конфликтов, что негативно сказывается на мировой торговле.
С другой стороны, представители ЕС и европейский бизнес, при получении доступа на рынки в Китае, сталкиваются со значительными трудностями. Промышленные импортные тарифы, которые применяются на товарных рынках, достигли уровня 4% в Евросоюзе и 8% в Китае.
Наличие в Китае огромного количества тарифов с уровнем выше 15% (1400 позиций в КНР и 45 – в ЕС), ограничивает экспорт товаров в ЕС. Этот фактор является наиболее острой проблемой торговли Китая и ЕС. Нужно отметить, что в большинстве своем, ограничения по тарифам затрагивают текстильные изделия, но многие из них распространены на и на не менее важные статьи экспорта ЕС, а именно на электрические изделия, различное оборудование, автомобильные комплектующие и компоненты. В отличие от Китая высокие заградительные пошлины в ЕС в основном действуют в агропродовольственном секторе. Для улучшения торгового климата, что непосредственно приведет в увеличению товаропотоков, необходимо упростить доступ для иностранных компаний на рынки государственных закупок.
Ранее отмечалось, что выход на европейский рынок для компаний из Китая имеет определенные ограничения, в то же время европейские компании не имеют доступ к китайскому рынку практически во всех сферах. Исключением служат технологии и европейский опыт.
Увеличение поставок сырья и оборудования, которое необходимо для выполнения работ подрядчиками, можно добиться путем развития отношений в сфере государственных закупок. Также это приведет к обмену опытом, сделает сделки более прозрачными, а работа компаний станет более эффективной.
Решением по увеличению экономического потенциала двух экономик при значительных торговых ограничениях и запретах могут быть зоны свободной торговли (ЗСТ).
Толчком для улучшения отношений между Китаем и Евросоюзом может стать развитие зон свободной торговли между ними. Согласно исследованиям, соглашение о ЗСТ позволит удвоить экспорт из ЕС в Китай и на 60% увеличитьэкспорт в обратном направлении.[22] Облегченный доступ на рынок товаров и усиление участия стран в экономике друг друга, также можно добиться путем развития ЗСТ. В настоящее время наблюдается тенденция усиления региональных интеграционных объединений – АСЕАН, АТЭС, ТТП, CETA и уменьшение роли ВТО. Ответом на эти вызовы современности и текущей глобальной конъюнктуры могут стать ЗСТ.
Большинство отраслей китайской экономики, возможно сделать более конкурентоспособными, путем снятия всех ограничений. В дальнейшем, это приведет к еще большей заинтересованности Китая в торговле с ЕС. Укрепление торговых отношений в товарном секторе может быть достигнуто путем обнуления двухсторонних таможенных тарифов. Сокращение административно-регуляторных барьеров в ценовой политике также приведет к интенсификации товарных потоков.
Будущее торговых отношений Китая и ЕС зависит от новых идей, связанных с нарастанием националистических настроений в мире. В последнее время в экономических и бизнес-кругах активно обсуждается идея решоринга. Решоринг – возвращение на отечественную производственную площадку производства, которое было выведено в оффшоринг. Это одна из мер, за счет которой возможно усиление внутренней экономики страны путем снижения и реиндустриализации возможностей экспорта в конкурирующих экономиках.
Предпосылками решоринга является рост издержек на производство в зонах оффшоринга (в первую очередь это относится к Китаю) в связи с увеличением заработных плат и других производственных расходов; многоступенчатое ценообразование, в конечном итоге приводящие к ухудшению качества товаров и повышению логистических рисков; потребность в усилении конкурентоспособности экономики и создании еще большего количества рабочих мест; потребность быть ближе к потребителю; различные политические мотивы. Главным исполнителем в этой области стали США, с приходом к власти президента Трампа решоринг усилился. Для Катая риск понести значительные потери от противоположного тренда усиливается, из-за активно развивающегося оффшоринга на протяжении нескольких десятилетий. Одна из основных причин – возросшая только за последнее десятилетие на 320% средняя заработная плата работника в стране.[23]
В странах ЕС вовлеченность в перенос производств в другие регионы была слабой по сравнению с США. В основном производства размещались в странах Европы, отстающих от основных лидеров. Не зависимо от этого решоринг встречался как в 1990-х так и в 1980-х.
На данный момент идеи решоринга достаточно популярны в Евросоюзе. За счет уравновешивания своей экономики при помощи решоринга, Великобритания планирует к середине 2020-х увеличить промышленное производство на 6-12 миллиардов фунтов. Германия рассматривает решоринг как важный фактор для развития промышленности в будущем. Около 700 компаний проводят подобные мероприятия. Италии решоринг помогает конкурировать с Китаем в такие сферах как производство текстильных изделий и мебели, так как именно в этих сферах наблюдаются существенные разногласия (брендирование по принципу «100% сделано в Италии»). Хотя, на данный момент этот процесс только скорее декларация намерений со стороны европейского бизнеса и Брюсселя, а не активный процесс реиндустриализации. Согласно EuropeanManufacturingSurvey, в 2014 году на каждую компанию, вовлечённую в решоринг, приходилось более трёх компаний, занимающихся оффшорингом. Именно поэтому решоринг из Китая в ЕС пока не такой существенный. Опасность для Китая представляет перенос производств из Китая в развивающиеся страны с наименьшими издержками на производство. Это может серьезно снизить объемы экспорта в ЕС в долгосрочной перспективе в случае развития тренда и слабого противодействия со стороны Китая. Подводя итоги, можно сделать вывод, что в ближайшие 3-5 лет решоринг незначительно отразится на структуре и объемах товарных потоков между экономиками ЕС и Китая, но в долгосрочной перспективе может иметь немалые последствия.
Логистика также имеет существенное влияние на товарные отношения между Китаем и ЕС в будущем. Можно выделить две основные проблемы: дисбаланс в физических объёмах товаропотоков между странами, а так же вопрос создания эффективного сухопутного транспортного коридора, который мог бы быть компромиссом между затратными, но быстрыми перевозками на самолетах и сравнительно дешевым, но очень долгим морским транспортом.
Дисбаланс заключается в том, что экспорт из Китая в среднем на 20% больше в весовом выражении продукции, чем импортирует из Евросоюза. Если считать в абсолютных значениях это число больше чем 100 миллионов тонн. Из-за этого транспортный парк используется непродуктивно, появляется необходимость возвращения в Китай не полностью загруженных судов, порожних контейнеров, в которых перевозятся основные номенклатурные товарные позиции, а это ведет к росту транспортных расходов и потенциально снижает объем двухсторонних товарных потоков.
Основной причиной асимметрии в торговых отношениях между Китаем и ЕС являются значительно более жесткие ограничения доступа на китайский рынок европейской продукции: в среднем в 2 раза более высокие тарифы на импорт товарных позиций на 60% более высокие в стоимостном выражении нетарифные ограничения. Упомянутая ранее возможность создания ЗСТ между странами позволила бы частично сбалансировать товарные потоки. Достичь роста объема экспорта из ЕС возможно за счет снятия хотя бы части борьеров, что положительно повлияет на логистику между странами, а так же приведет к улучшению двухсторонних отношений между странами в целом.
Решение второй проблемы возможно путем налаживания эффективного транспортного сообщения через Транссибирскую магистраль, а также ускоренное развитие китайского экономического пояса Шёлкового пути. Возможность начать торговлю новыми товарами, которая раньше не была доступна из-за отсутствия более быстрого и дешевого способа доставки, может быт реализована путем развития сухопутных транспортных коридоров. Это приведет к увеличению объемов поставок не только новых товаров, но и привычных экспортных категорий.
За счет вышеуказанных факторов возможно постепенное выравнивание товарных потоков между Китаем и ЕС в объемном выражении, хотя они не так сильно повлияют в среднесрочной перспективе на торговый оборот в стоимостном выражении. Тем не менее, сбалансированность товарных потоков приведёт к упрощению и удешевлению логистики, что в конечном итоге, окажет благоприятное воздействие на развитие двусторонних товаропотоков.
По мнению разных экспертов, экономистов, объем внешней торговли между Китаем и Европейским союзом к 2020 году может увеличиться с нынешних 500 млрд. долларов до около 800 млрд. долларов. При этом доля грузоперевозок между Китаем и Европой увеличится до 170 млн. тонн. Как мы видим, существуют серьезные перспективы экономического сближения Китая и Европы в ближайшей перспективе. Если это произойдет, то США значительно утратят свое экономическое влияние в Европе и будут вынуждены проводить свою торговую политику в фарватере китайской. Это противоречит нынешней внешнеторговой политике Америки, а поэтому, скорее всего, в ближайшем будущем со стороны администрации Д. Трампа следует ожидать громких заявлений в адрес противодействия «торговой экспансионистской политики» Китая.
В контексте дальнейшего развития торговых отношений между Китаем и Европой важную роль играет строительство РФ высокоскоростной железной дороги Москва – Казань. Эта магистраль – часть более масштабного проекта, транспортного коридора «Евразия». Магистраль до Владимира, которую в будущем продлят до Казани, станет первым участком высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия». Предполагается соединение двух самых мощных мировых систем высокоскоростных железных дорог – Китая (свыше 23 тысяч километром магистралей ВСМ) и Европы (более 7 тысяч километров) для перевозки грузов и пассажиров. Первые высокоскоростные поезда по этому маршруту смогут пойти уже в 2023 году. Морской транспорт постепенно уступает в конкуренции и авиации, и автомобильному и железнодорожному транспорту в перевозке наиболее дорогих видов грузов, как правило, не крупнотоннажных, а поэтому именно сейчас важно развивать эту магиcтраль для скорейшего открытия нового транспортного коридора.
Исходя из вышеприведенных фактов, можно сделать вывод о том, что развитие торговых отношений между Китаем и ЕС имеет достаточно большие перспективы. Учитывая тот факт, что европейские страны и Китай взаимно заинтересованы в развитии торговых отношений, существует предположение о том, что дальнейшее развитие таких проектов, как «Новый экономический Шелковый путь» и «Морской шелковый путь ХХІ века», а также сухопутного коридора «Евразия» в позитивном отношении скажется на увеличении товарооборота. В дальнейшем развитие внешнеэкономических отношений может привести к увеличению объемов взаимных инвестиций в различные отрасли.
Подводя итоги, можно утверждать, что основной потенциал роста между странами уже был воплощён в жизнь и теперь необходимо найти новые точки роста. В случае реализации серьезных экономических реформ, таких как отказ от политики протекционизма, гармонизации таможенных режимов и процедур и создания зоны свободной торговли как последней ступени торговой интеграции между странами, вполне возможно ожидать динамику уровня 2010-х. Маловероятно достичь темпов роста товарооборота уровня 2000-х в следующем десятилетний. Необходимо сбалансировать структуру торговли и объемы товарных потоков, для сохранения устойчивости долгосрочных торговых отношений между ЕС и Китаем. Этого можно добиться сменой ориентиров в китайской экономике на внутренний спрос и развитие инновационного потенциала вместо форсированного наращивания привычных статей экспорта.
Со стороны ЕС, развитие экспорта транспортной, агропродовольственной и потребительской продукции полагается наиболее привлекательным и благоприятным как для Евросоюза, так и для двухсторонних торговых отношений. В основе будущих внешнеторговых отношений между Европейским союзом и Китаем должен лежать принцип синергии, который будет не просто запротоколирован, но и будет воплощён в жизнь.