ЕС удалось сформировать систему внешнеторговых отношений с отдельными странами с учётом уровня их экономического развития и значения для европейского рынка. Для каждой группы стран, имеющих общие специфические черты, группировка разработала особые формы нормативного оформления отношений (соглашения об ассоциации, о стабилизации, о партнёрстве и сотрудничестве, об общих и единых пространствах и т.п.) и определённые преференции. Это является важным конкурентным преимуществом ЕС, позволившим закрепить свои позиции на интересующих рынках.
По торговым вопросам Комиссия проводит переговоры, в процессе которых происходит обмен мнением со странами-членами ЕС. Комитет по торговле проводит тщательный надзор за переговорами, а команда непосредственных переговорщиков от ЕС постоянно контактирует с национальными представителями. Европейская комиссия информирует также Комитет по международной торговле Европарламента. Результаты переговоров парафируют переговорщики, затем они получают одобрение в Совете (при необходимости Совет может предложить применять одобренное соглашение на временной основе).
После одобрения большинством членов Европарламента Советом подписывается соглашение о торговле. На практике, вопреки возобладавшему правилу квалифицированного большинства при голосовании в Совете, все стадии принятия торговых решений, которые проходят внутри Евросоюза, по-прежнему характеризуются преимущественным стремлением достичь и поддерживать консенсус между государствами-членами.
Пересмотр системы торговых преференций ЕС, а также поставленная задача по облегчению доступа европейских компаний на рынки развитых государств обусловили актуальность проведения активных переговоров по заключению двусторонних соглашений о свободной торговле. Медленный и незначительный прогресс в многосторонних торговых переговорах в рамках Дохийского раунда ВТО стал дополнительным стимулом для формирования и развития Евросоюзом системы двусторонних соглашений, основанных на принципе взаимности.
|
В Приложении 1 представлены вступившие в силу соглашения о свободной торговле.
К числу последних соглашений отнесем соглашение ЕС-Япония. 8 декабря 2017 года ЕС и Япония объявили о том, что они согласовали окончательный вариант двустороннего соглашения о свободной торговле. Переговоры об этом велись несколько лет, летом 2017 года стороны пришли к предварительному соглашению. Ожидается, что соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) вступит в силу в марте 2019 года, то есть почти одновременно с выходом из ЕС Великобритании. Тем самым будет создана крупнейшая в мире ЗСТ, население которой составит 600 млн. человек, а Валовой внутренний продукт (ВВП) будет достигать 30% мирового ВВП. Большая часть пошлин, которые действуют сейчас между ЕС и Японией, будут отменены — так, европейские компании платят около?1 млрд. пошлин и сборов в год.
Несмотря на объявление, стороны не договорились о защите инвестиций - последнем препятствии на пути свободной торговли между ними.ЕС настаивает на применении новой системы инвестиционных судов для урегулирования споров (ICS), Япония отдает предпочтение более традиционной схеме урегулирования споров между инвесторами и государством (ISDS). Этот механизм используется в тех случаях, когда иностранные государства национализируют имущество инвесторов, принимают законы, нарушающие международные торговые соглашения, или пристрастно относятся к компании.
|
Важной тенденцией во внешнеэкономической политике ЕС является повышение внимания к вопросу защиты европейских инвесторов путём включения положений об инвестициях в соглашения о свободной торговле (как, например, с Канадой). Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение (СETA) о создании ЗСТ между ЕС и Канадой было подписано 26 сентября 2014 г. Его введение устранит 99% тарифных барьеров, а также создаст множество возможностей для развития взаимной торговли услугами и инвестиционного сотрудничества между партнёрами.[18]
Европейская комиссия указывает, что договор позволит каждый год сэкономить для экспортёров из ЕС чуть более 0,5 млрд. евро в виде налогов, получить взаимное признание в регулируемых профессиях, таких как архитекторы, бухгалтеры и инженеры, и облегчить переезд сотрудников компаний и других специалистов между ЕС и Канадой.
Критики выступают против договора на том основании, что CETA ослабит права потребителей ЕС, в том числе те, которые касаются безвредности пищевых продуктов, и что существующие тарифы уже очень низкие. CETA также было подвергнуто критике как благо только для крупного бизнеса и транснациональных корпораций, при том что есть риски чистых убытков, безработицы и экологического ущерба, затрагивающие отдельных граждан. CETA также включает в себя спорный механизм урегулирования разногласий, возникающих между государством и инвестором. Это соглашение вызвало протесты в Европе и Канаде.
|
В качестве регионального торгового соглашения нового поколения можно рассматривать Соглашение о свободной торговле между ЕС и Южной Кореей, вступившее в силу в июне 2011 года. Ожидается, что данное соглашение не только увеличит двусторонний товарооборот и экономический рост как в ЕС, так и в Южной Корее, но и окажет более широкое влияние на Азию и другие места, указывая на открытость ЕС для ведения бизнеса с третьими странами и ее приверженность свободной торговле. В данном соглашении больше, чем в других, касаются вопросов защиты интеллектуальной собственности. Также оно содержит подробные положения об авторском праве, патентах и ноу-хау.
Кроме того, ЕС уделяет значительное внимание государствам Латинской Америки, а также азиатским странам. В Латинской Америке им уже заключены двусторонние соглашения с Колумбией, Перу и странами Центральной Америки; запланировано также создание ЗСТ с членами МЕРКОСУР (Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем и Венесуэлой). Ожидается, что соглашение вступит в силу уже с 2019 года. Посол ЕС в Бразилии ЖоаоКравиньо заявил, что ратификация соглашения его странами-членами может пройти в 2018 году. В мае 2016 года FinancialTimes писала о том, что Франция является главной противницей подписания соглашения с МЕРКОСУР со стороны ЕС. Всего же против него выступало 13 стран ЕС. В поддержку соглашения, прежде всего, высказывалась Испания. По мнению противников соглашения, ЕС при подписании соглашения не учитывает интересы фермеров Евросоюза.
ЕС и Мексика достигли соглашения о свободной торговле в 2000 году. В 2016 году стороны запустили новые переговоры по обновлению соглашения. Шестой раунд переговоров между сторонами завершился 5 декабря 2017 года в столице Мексики. Стороны в ходе этого раунда затронули вопросы, связанные с доступом на рынок, правилами определения страны происхождения, мерами по упрощению торговли, правами на интеллектуальную собственность, на переговорах был достигнут прогресс.
Основное внимание при заключении двусторонних соглашений уделяется регионам, на которые распространяются программы Евро-Средиземноморского и Восточного партнёрств. Со странами из указанных регионов ЕС осуществляет переговоры по заключению соглашений об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (УВЗСТ) с возможностью распространения свободного рынка. Одновременно с ними заключаются соглашения об ассоциации с целью создания политических условий для экономической интеграции. Так, соглашения о свободной торговле с Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Ливаном, Марокко, Палестинской национальной администрацией и Тунисом являются частью соглашений об ассоциации в рамках Евро-Средиземноморского партнёрства, а соглашения УВЗСТ с Молдавией и Грузией – в рамках Восточного партнёрства.
Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной является первым из договоров нового поколения между ЕС и странами Восточного партнерства и имеет всеобъемлющий, амбициозный и новаторский характер. С 1 января 2016 года в режиме временного применения также начали действовать положения в отношении зоны свободной торговли. Ратификация Соглашения была завершена со стороны Евросоюза 11 июля 2017 года (утверждение Советом ЕС). Соглашение полностью вступило в силу 1 сентября 2017 года. Торговле и смежным вопросам посвящен 4 раздел Соглашения об ассоциации. Предусмотрено, что глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли (ЗСТ) станет инструментом экономической интеграции.
Проведенный анализ соглашений с участием ЕС позволяет сделать вывод о том, что ЕС – активный участник процесса либерализации мировой торговли. В то же время большое количество соглашений и инициатив по отдельным странам и группировкам подчёркивает, что, несмотря на приверженность многосторонним принципам и правилам, ЕС реализует свои геополитические интересы по отношению отдельных стран и регионов. Это позволяет говорить о высокой степени гибкости торговой политики ЕС.
Последние годы стали для стран – членов ЕС периодом непростых испытаний в условиях нарастания как внешних (отмечавшееся в системе мирового хозяйства замедление темпов экономического развития и повышение его нестабильности, значительное ухудшение конъюнктуры на многих глобальных товарных рынках и пр.), так и внутренних (процесс по выходу Великобритании из состава группировки, обострение долговой проблемы для ряда стран-участниц, миграционные потоки и др.) трудностей.
Тем не менее пережив ряд этапов очередных расширений своего количественного состава, Евросоюз остается по-прежнему наиболее крупным интеграционным объединением в современном мире. Притом, что удельный вес ЕС в населении мира составляет всего около 1/14, на его долю приходится около 1/3 стоимостных объемов международной товарной торговли. Совокупный вклад стран – членов Евросоюза в международную торговлю услугами представляется еще более внушительным. Согласно расчетам в 2017 г. их удельный вес в мировом экспорте услуг достигал 42,1%, а в импорте – 38,1%. Таким образом, ЕС в настоящее время выступает в качестве признанного мирового лидера, контролируя от 1/3 до примерно 2/5 всего стоимостного объема международного обмена товарами и услугами.
Если проанализировать актуальные тренды в динамике географической структуры экспортных поставок товаров и услуг ЕС вне блока, становится вполне очевидным, что на протяжении периода с 2013 по 2017 гг. среди всех внешнеторговых партнеров Евросоюза выделялась группа 10 стран. Среди них явно лидировала «Большая семерка» наиболее крупных покупателей товаров ЕС – США (20% общего вывоза вне блока в 2017 г.), Китай (10,5%), Швейцария (8%), Россия (4,6%), Турция (4,5%), Япония (3,2%), Норвегия (2,7%). Довольно острая конкуренция проявилась в рассматриваемый период между Россией и Турцией за четвертую позицию в этом рейтинге. До 2014 г. на ней традиционно находилась Российская Федерация, ее доля в товарном экспорте Евросоюза в третьи страны оказывалась существенно больше удельного веса Турции. Однако введение и неоднократное продление ЕС антироссийских санкций изменило ситуацию в 2015 г. на более благоприятную для Турции. В 2017 году доля РФ в экспорте ЕС оказалась немного выше доли Турции.
В Приложении 2 представлена динамика долевого участия основных партнеров в экспорте/импорте ЕС за 2013-2017 годы.
Из Приложения 2 видно, что в закупках ЕС товарной продукции и услуг за пределами блока лидирующие позиции занимала та же «Большая семерка» основных партнеров, в данном случае – поставщиков. К 2017 г. существенно закрепил свое явное первенство Китай (его удельный вес в стоимости товарного ввоза Евросоюза составил 16,6% в 2013 г. и 20,2% в 2017 г.). На втором месте оставались США (11,8 и 13,8% соответственно), далее следовали Российская Федерация (12,3 и 7,8%), Швейцария (5,6 и 5,9%), Норвегия (5,3 и 4,2%), Турция (3,0 и 3,8%), Япония (3,4 и 3,7%).
Итак, проделав анализ, можно сделать вывод, что главными внешнеторговыми партнерами Евросоюза остаются США, Китай и Россия. Они являются для него не только крупнейшими партнерами, но и основными конкурентами на рынках третьих стран. Именно с ними ЕС имеет наибольшее число противоречий по вопросам регулирования внешней торговли. В силу особой значимости для ЕС Китая, США и Россиидалее в работе будут подробно рассмотрены торговые отношения ЕС – Китай, ЕС – США, ЕС – Россия.