Основные инструменты торговой политики ЕС




Страны – члены ЕС применяют определенные инструменты регулирования экспорта и импорта с целью защиты отечественных производителей, обеспечения национальной безопасности, получения встречных уступок от партнеров в торговле и для обеспечения бюджетных поступлений.

Общая торговая политика (ОТП) служит инструментом регулирования внешнеэкономических связей ЕС, действуя одновременно по двум направлениям:

- во-первых, путем принятия так называемых автономных (односторонних) мер — тарифных (в рамках единого таможенного тарифа (ЕТТ)) и нетарифных (меры экспортно-импортного регулирования, антидемпинговые меры, эмбарго и т.д.);

- во-вторых, путем заключения двусторонних и многосторонних торгово-экономических договоров с третьими странами и международными организациями.[9]

Таможенный союз(ТС) является основополагающим элементом ОТП ЕС.

 

К 1 июлю 1968 г. произошло формирование ТС ЕС. Этот период также характеризуется тарифно-таможенным «разоружением» стран-участниц во взаимной торговле. Помимо этого, для все стран-членов ЕС был введен ETT, использовавшийся аналогично в каждой стране ЕС в отношении других стран-партнеров.

С этого момента странам-членам было запрещено вводить в одностороннем порядке новые пошлины и сборы, эквивалентные таможенным пошлинам. В результате, только ЕС, а не его государства-члены получил право менять ставки ЕТТ и проводить переговоры по таможенно-тарифным вопросам в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и ВТО.

В ЕС огромное значение придается определению страны происхождения товаров, импортируемых из третьих стран, поскольку от этого во многом зависит деятельность ТС.[10] Данный показатель оказывает влияние на то, будет ли в определенной стране введен льготный таможенный режим либо наоборот будут установлены количественные ограничения на поставки продукции. Помимо этого, данный показатель помогает установить факт демпинга.

С целью осуществления концепции происхождения товаров были выработаны определенные критерии установления какая страна считается страной, в которой товары были полностью произведены.[11]

Следующий инструмент торговой политики ЕС – количественные ограничения. В настоящее время они представляют собой тарифные квоты на ввоз сельскохозяйственных товаров.

Тарифная квота – это двухуровневый таможенный тариф, связанный с количеством товара, при котором заданное количество товаров может быть импортировано по "льготной" (то есть низкой) ставке пошлины в течение определенного периода ("ставка таможенной пошлины в пределах квоты"). Как правило, это ставка по режиму наибольшего благоприятствования (РНБ, MFN) или генерализованной системе преференций (GSP, GSP+).

Другими словами, можно импортировать любое количество продукта, заплатив вне квоты по другому уровню тарифа. В случае свободной торговли между Украиной и ЕС, это, соответственно, 0% – в пределах квоты, и ставка пошлины в соответствии с таможенным тарифом ЕС – для объема товара, превышающего оговоренные объемы.[12]Установление беспошлинных тарифных квот ЕС предусмотрено для 36 видов товаров. При этом речь идет не об ограничении объемов импорта, а лишь о том, что импорт указанных товаров сверх определенного объем будет облагаться налогом на тех же условиях, которые действуют для Украины сегодня.

Согласно законодательству ЕС, администрирование тарифных квот осуществляется по двум принципам:

- "первый пришел – первый обслуживается";

- через систему импортных лицензий.

Экспортёр привозит товар, снабжённый необходимыми сертификатами качества на таможню, и после пересечения границы из общего объёма квоты вычитается вес поставленной продукции.Причем первым оформляется тот товар, сопроводительные документы которого поступили первыми.

Лицензирование также играет важную роль в торговой политики ЕС по сравнению с защитными мерами. Перечень товаров, подлежащих лицензированию, как и на любом другом рынке, устанавливается законодательно.

На сегодняшний день ЕС активно применяет антидемпинговые меры. Демпинг возникает при продаже товара «по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, устанавливаемой в рамках обычного хода торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране».

В течение антидемпинговой процедуры представители Еврокомиссии имеют право устанавливать антидемпинговые пошлины на определенное время, а именно на срок от полугода до 9 месяцев. На протяжении этого времени Еврокомиссия должна установить факт демпинга, и в случае его обнаружения определить, наносит ли он вред определенной отрасли экономики ЕС, а также не опровергает ли установление постоянных антидемпинговых пошлин взгляды Евросоюза. В случае определенияфакта демпинга и нанесенного им вреда, Еврокомиссия имеет право установить постоянные антидемпинговые пошлины сроком на пять лет с возможностью последующего продления или остановкой этого срока.[13]

Следует отметить, что антидемпинговые меры являются наиболее часто встречающимися мерами регулирования внешней торговли. Так, например, по итогам разбирательства, инициированного по жалобе европейских производителей стали на поставки импортного металла по предположительно заниженным ценам, ЕС с 7 октября 2017 года ввел антидемпинговые пошлины в диапазоне от 17,6 до 96,5 евро (от $20,6 до $112,8) на тонну. Таким образом, ЕС отказался от ранее обсуждавшейся идеи установить минимальный порог цены в 472,27 евро за тонну и адвалорных ставок — таких, которые определяются в процентах от таможенной стоимости товара.[14]

ЕСтакже занимается регулированием субсидирования экспорта из третьих стран.Факт предоставления субсидий трудно определить из-за их многообразия и значительного объема, а также сложности получения данных для расследований, тем более что в некоторых странах экспортные субсидии разрешены законом.Применяются компенсационные пошлины с целью противодействия субсидирования экспорта из третьих стран, не являющимися членами ЕС.Данные защитные меры используются при следующих условиях:

- установление факта нелегального субсидирования экспорта из третьих стран;

- существование причинно-следственной связи между субсидированием экспорта и нанесенным им вредомотраслям экономики Евросоюза;

- обусловленность введения компенсационных пошлин интересами ЕС.

Под субсидией в ЕС понимают прямое или косвенное государственное финансирование производства, экспорта или транспортировки товаров, в результате чего экономике ЕС наносится ущерб.[15]

Итак, антидемпинговые и компенсационные пошлины, направленные на защиту внутреннего рынка ЕС от недобросовестной торговой практики третьих стран, становятся в значительной мере инструментом повышения международной конкурентоспособности предприятий государств — членов ЕС.

Следующиемеры регулирования внешнеторговых связей ЕС – мерыэкспортно-импортногорегулирования. ЕС, стремясь расширить экспортные возможности входящих в него государств, осуществляет целенаправленную политику стимулирования экспорта в третьи страны на основе принципа свободы торговли и с учетом международных договорных обязательств, особенно в том, что касается его членства в ВТО.

Экспортное регулирование ЕС, как и импортное, осуществляется на основе принципа свободы вывоза и действует в отношении практически всех товаров (за небольшими исключениями). Особый интерес представляет экспорт вооружений. Он осуществляется и контролируется государствами — членами ЕС самостоятельно. Однако экспорт товаров двойного назначения подлежит компетенции самого ЕС. К таким товарам, например, относят некоторые виды электроники, лазерной техники, химического оборудования и т.д. На сегодняшний день их экспорт регулирует Регламент 428/2009.

Режим регулирования импорта в ЕС осуществляется на основе Регламента 260/2009 об импорте из третьих стран. Главный принцип его действия заключается в полной свободе ввоза всех товаров за исключением текстильной и сельскохозяйственной продукции из третьих стран.

Процесс устранения ограничений во внешней торговле осуществляется путем обмена информацией. С помощью данного метода появляется возможность определитьэкономические и юридические нарушения, которые наносят вред интересам стран-членов ЕС.[16] В процессе либерализации торговли происходит осуществление мероприятий, направленных на ликвидацию такого рода нарушений. В случае установления факта нанесения вреда производителям из стран-участниц ЕС, Еврокомиссия даст согласие на осуществление таких мер.

К числу последних инструментов торговой политики ЕС отнесем устранение торговых барьеров. На глобальной арене ЕС, чтобы обеспечить себе более широкий и надежный доступ к дешевому сырью, добивается либо запрета на экспортные налоги, либо введения серьезных ограничений способность развивающихся стран взимать, либо повышать таковые.[17]

В отличие от большинства стран, ЕС ищет не только негативной интеграции в международной торговле (т.е. устранения торговых барьеров), но и позитивной интеграции (выработки общих антимонопольных правил, а также правил, регулирующих государственные закупки, инвестиционную сферу и вопросы защиты окружающей среды), которые согласовывались бы на глобальном уровне – прежде всего в ВТО. Но предложения ЕС по позитивной интеграции мирового рынка встречают стойкое сопротивление развивающихся стран и не имеют достаточной поддержки стран развитых.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: