Товарооборот между Россией и странами-членами ЕС в период кризиса на конец 2013 года составил 326,5 млрд. евро. Если проанализировать данные 2014 – 2016 годов, то можно выделить следующие тенденции:
– в 2014 году произошло снижение товарооборота на минус 12,5% по отношению к аналогичному периоду в 2013 году;
– в 2015 году минус 26,4% по сравнению с 2014 годом;
– в 2016 году минус 9,1% по сравнению с 2015 годом.
На рисунке 3.2.1 представлена динамика торговли России с ЕС за период с 2012 по 2017 гг.
Рис.3.2.1 – Торговля России с ЕС в 2012 – 2017 гг., млрд. евро
Источник: составлено по: DatabasebyInternationalTradeStatistics, Eurostat, 2017[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (дата обращения: 17.03.2018)
Падение товарооборота связано не только с последствиями стагнации в Европе, но и сложившейся политической ситуацией. В результате украинского кризиса ухудшились торговые взаимоотношения России и ЕС, а также изменилось отношение всего мирового сообщества к РФ. Падение мировых цен на нефть и другие основные товары российского экспорта негативно сказалось на объемах торговли между ЕС и Россией. Тем не менее с начала 2017 года товарооборот между Россией и Евросоюзом начал стремительно восстанавливаться и по итогам 2017 года составил 211,8 млрд. евро, что на 10,8% больше, чем в 2016 году.
В результате санкционной политики произошло сокращение объемов взаимной торговли, тем не менее, Евросоюз, как и ранее, остается крупнейшим торговым партнером России. Несмотря на введенные санкции ЕС и Россией, определенные страны ЕС смогли увеличить показатель товарооборота с РФ. К числу данных стран относятся Латвия (+18,2%), Хорватия (+12%), Румыния (+0,2 %), Словения (+2,5%). В 2015 – 2016 гг. торговые отношения с Россией изменились в худшую сторону практически у всех стран-участниц ЕС. Объемы экспорта товаров из ЕС существенно сократились у Болгарии (- 31,2 %), Кипра (-38,1 %), Эстонии (-65,9 %), Литвы (-58,5 %), Словении (-36,9 %). Данные приведены согласно национальным таможенным службам. Наряду с этим, по данным ФТС, РФ удалось увеличить поставки своей продукции в следующие страны ЕС: Болгарию (+16, 7%), Португалию (+19,6 %), Румынию (+ 19,3 %), Австрию (+44,6 %).
|
В результате российского продовольственного эмбарго наибольшие убытки понесли страны-члены ЕС, которые традиционно ввозили на территорию России свои сельскохозяйственные продукты, прежде всего это сыры, молочная продукция, овощи и фрукты. Странами, которые больше всего пострадали от эмбарго, являются Литва и Польша. Так, например, за год до введения санкций около 60% сельскохозяйственной продукции Литвы вывозилось в РФ, 41% агропродукции попал под запрет ввоза в РФ. Что касается доли сельскохозяйственной продукции Польши, попавшей под российское эмбарго, то она составляет 28% от общего агропродэкспорта в РФ.
С целью поддержки европейских производителей, понесших убытки от российского эмбарго, Еврокомиссия предприняла ряд мер, в результате которых страны-члены Евросоюза переориентировали вывоз своей продукции в другие страны – Китай, Египет, Турция, республика Корея.[31]
Следует отметить, что не все европейские политические деятели одобряли введение экономических санкций против России. Следующие страны высказались за ликвидацию антироссийских санкций: Италия, Словакия, Австрия, Кипр, Венгрия, Чехия, Греция. В июне 2017 г., на экономическом форуме, проводившемся в Санкт – Петербурге, глава Еврокомиссии оценил текущие торговые отношения между ЕС и РФ как «оттепель».
|
Санкции охватили множество отраслей российской экономики. Если попытаться выделить отрасли российской экономики, на которые были применены санкции, то можно заметить, что санкции направлены против конкурентоспособных и ключевых отраслей России, одной из которых является нефтегазовая отрасль. Так как достаточно большая доля экспорта государства ориентирована на внешний европейский рынок, то на практике санкции, направленные против России, означают вытеснение достаточно крупных компаний с европейского рынка.
С введением санкций ЕС против России произошло существенное падение экспорта нефти. Так, например, падение российского экспорта нефти и нефтепродуктов в 2016 году по сравнению с 2013 годом составило 51,8%. Основной причиной снижения стало падение цен на нефть. Установление прежних объемов поставок приводило к дальнейшему падению цен.[32] Поскольку доходы РФ в значительной мере зависят от экспорта нефти, санкции не могли не повлиять на экономическое развитие России. Доля нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета РФ в 2016 г. снизилась по сравнению с 2015 г. на 2%. Несмотря на это, данная доля остается крайне высокой и в 2016 г. она составила 41,4%. Влияние санкций усугублялось тем, что в России существует тесная корреляция между изменением цен на нефть и номинального валютного курса.
Динамика экспорта нефти, нефтепродуктов и связанных с ними материалов из России в страны-члены ЕС представлена на рисунке 3.2.2.
|
Рис.3.2.2 – Динамика экспорта нефти, нефтепродуктов и связанных с ними материалов из России в страны-члены ЕС, млн. евро
Источник: составлено по: DatabasebyInternationalTradeStatistics, Eurostat, 2017[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (дата обращения: 20.03.2018)
Мы видим улучшение ситуации в 2017 году, российский экспорт нефти в страны ЕС увеличился по сравнению с 2016 годом на 23%. Основная причина — рост средних экспортных цен на нефть. Тем не менее, в натуральном выражении поставки также выросли, причем в большинство стран ЕС.[33]
В результате наложенных на Россию санкций, экспорт машин оборудования из стран ЕС был запрещен или серьезно ограничен.[34] Серьезные ограничения наложены на вывоз из ЕС товаров двойного назначения, оборудования для нефтедобывающей и буровой промышленности, а также для глубоководного бурения и разведки нефтяных месторождений. Западные санкции лишили ряд российских компаний (Транснефть, Роснефть и Газпром Нефть) доступа к буровому оборудованию, технологии гидравлического разрыва (сланцевого) пласта, трубам, нефтяным вышкам, вспомогательным суднам для работы на шельфе, подводному оборудованию и т.д. Попавшие под действие санкций и производственные станки стали еще одним барьером для модернизации предприятий военно-промышленного комплекса и, как следствие, причиной торможения реализации программы по перевооружению российской Армии. Кроме того, запретили отправлять машины и оборудование в Крым и Севастополь и крымским предприятиям.
Динамика экспорта машин и оборудования из ЕС в Россию представлена на рисунке 3.2.3.
Рис.3.2.3 – Динамика экспорта машин и оборудования из ЕС в Россию, млн. евро
Источник: составлено по: DatabasebyInternationalTradeStatistics, Eurostat, 2017[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (дата обращения: 20.03.2018)
Из рисунка 3.2.3 видно, что в 2016 году по сравнению с 2013 годом произошло падение величины экспорта машин и оборудования на 55%. Однако, в 2017 году мы наблюдаем увеличение данного показателя на 25,3%, что является положительным моментом для России.
Важно отметить, что введенные ЕС санкции оказали негативное воздействие не только на российскую экономику, но и обратной волной ударили по интересам европейского бизнеса, лишив европейских производителей нефтяного оборудования, возможности заключать контракты с российскими компаниями.[35]
Санкции ЕС также привели к спаду величины экспорта минерального топлива и смазочных материалов. В 2016 г. по сравнению с 2013 г. снижение данного показателя составило 51,4%. Отметим, данный вид продукта занимал и занимает на данный момент первое место среди товаров, экспортируемых Россией в страны-члены ЕС. Изменение величины экспорта минерального топлива и смазочных материалов проиллюстрируем на рисунке 3.2.4.
Рис.3.2.4 – Динамика экспорта минерального топлива и смазочных материалов из России в страны-члены ЕС, млн. евро
Источник: составлено по: DatabasebyInternationalTradeStatistics, Eurostat, 2017[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (дата обращения: 25.03.2018)
Из рисунка 3.2.4 видно, что в 2017 году происходит увеличение данного показателя на 24%, что является положительной тенденцией для экономики России.
Исходя из статистики Eurostat можно отметить, что многие сектора сельского хозяйства ЕС также сильно пострадали от продуктового эмбарго России.[36] Учитывая тот факт, что Россия была вторым по величине импортером аграрной продукции ЕС, ряд отраслей и отдельных стран пострадали существенно. В 2016 году экспорт сельскохозяйственной продукции из ЕС в Россию уменьшился примерно в 2 раза по сравнению с 2013 годом. Так, например, ввоз в Россию продуктов питания, напитков и табака уменьшился на 58%, ввоз пищи и живых животных - на 64%. Согласно исследованию Австрийского института экономических исследований, продолжение действия санкций в отношении России обойдется Европе ближайшие несколько лет еще в 90 млрд. евро от недополученных доходов от экспорта и 2 млн. рабочих мест.[37]Снижение экспорта агропродукции наглядно демонстрирует рисунок 3.2.5.
Рис.3.2.5 – Динамика экспорта сельскохозяйственной продукции из ЕС в Россию, млн. евро
Источник: составлено по: DatabasebyInternationalTradeStatistics, Eurostat, 2017[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (дата обращения: 25.03.2018)
Из рисунка 3.2.5 мы видим незначительное увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции в 2017 году.
Для экономики России самое сильное негативное воздействие оказали ограничения, накладываемые на сотрудничество с европейскими странами в сфере высоких технологий, финансовой сфере и стратегических отраслях. Экономические санкции, ограничивающие возможность получения российскими банками доступных кредитов, стали причиной инвестиционного спада в стране и падения курса рубля практически в два раза. Сложившаяся ситуация может привести к еще большему удорожанию обслуживания внешнего долга отечественных компаний.
Хочется отметить, что экономические санкции для России – это отличный повод для налаживания экономики страны, которая развивается не очень динамично, как могла бы, в силу сильной ориентированности на экспорт нефти. Россия имеет колоссальное количество ресурсов, чтобы производить многие товары, импортируемые из-за рубежа.
С точки зрения экспертов, санкции Запада способны стать мощным стимулом для развития российской экономики, прежде всего для аграрного сектора.[38] Также санкции Запада могут переориентировать Россию на рынки Латинской Америки и Азии.
Следовательно, несмотря на свои негативные стороны, санкции имеют и положительный эффект. Антироссийские санкции подталкивают госорганы на принятие решений, которые раньше они бы не приняли. Например, без санкций не возникла бы тема импортозамещения.[39]
Отметим положительные последствия санкций:
- Россия начала вести работу по импортозамещению всего европейского и американского - выход на новые рынки импорта и сбыта продукции;
- развитие собственного сельского хозяйства и рыболовства в условиях политики импортозамещения, внедрение собственных технологий, улучшение логистики;
- в противовес сбыту полезных ископаемых - расширение производственной базы.
Итак, санкции, примененные к России, одновременно имеют и негативные последствия, но и также дали толчок к развитию экономики страны и переходу ее на более новый высококачественный уровень.
Конкретизируем последствия санкционной политики для экономики РФ
с помощью SWOT – анализа. По результатам анализа можно будет оценить, обладает ли РФ внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.
В таблице 3.2.1 представлен SWOT – анализ последствий санкций на состояние экономики РФ.
Таблица 3.2.1