Перспективы развития внешнеторгового сотрудничества между ЕС и Россией




Внешнеторговые отношения России с ЕС исторически всегда имели для России важное значение. Однако за последние два года вследствие событий, связанных с геополитической обстановкой на Украине характер данных отношений изменился. Введённые Брюсселем санкции в отношении России привели к сокращению сотрудничества стран Европы с российскими организациями в различных сферах, в том числе и торговой.

До недавнего времени основой взаимоотношений России и ЕС было Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое устанавливало партнерство между Россией и Европейскими государствами. Однако на сегодняшний день можно сказать, что данная стратегия в полную силу больше не действует, поскольку в торговых отношениях между Россией и ЕС возникли непреодолимые противоречия.

Экономическая необходимость развития и укрепления торговых связей ярко выражена в соответствующих показателях: для России ЕС – главный торговый партнер, на долю ЕС в январе 2018 года приходилось 43,9 % российского товарооборота. Согласно данным ФТС России, товарооборот со странами Европы составил 211,8 млрд. евро. ЕС также является основным инвестором в экономику нашей страны.

Выделим три возможных сценария развития отношений России и ЕС, которые могут реализоваться в ближайшей и среднесрочной перспективе:

- стагнация – возможный сценарий, так как Москва еще не изъявляет желания изменить свою позицию. Политический и дипломатический конфликты будут иметь место. Тесные взаимные экономические связи между ЕС и Россией будут также играть некую стабилизирующую роль.[43]Тем не менее может приблизиться наступление диверсификации энергетических потоков. Определенные страны Евросоюза поставят перед собой цель решить проблему энергетической зависимости от РФ. Россия же будет придерживаться повороту в сторону Азии, предпосылки которого появились еще в 2012 году.[44]Если говорить о ситуации на востоке Украины, то можно предположить, что конфликт немного уменьшится, но политическое решение не произойдет;

- нормализация. Данный сценарий может осуществиться в случае, если Россия осознает, что текущая безвыходная ситуация приводит к ослаблению ее положения на мировой арене, и что будет более выгодным для нее, если она пойдет на размены, как можно раньше. В этом определенную роль могут сыграть как экономические и финансовые соображения, так и позиции российских политических деятелей, которые намеревались бы на поддержание хороших отношений с Евросоюзом.Одним из факторов могли быть стать отрицательные итоги сближения России с КНР. Если же Евросоюз пойдет на уступки первым – например, в случае изменения глав таких государств, как Германия и Франция и произойдет смягчение экономический санкций до момента понимания Россией, изложенному выше, то нормализация отношений будет носить кратковременный характер, так как случится усиление «ментальности победителя», которым в настоящее время пронизано сознание политических деятелей России.Стабильная нормализация отношений предполагала бы некие совместные достиженияРоссии и ЕС по энергетическому диалогу - будет подписаносоглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве в сфере энергетики, которое позволит сохранить транзит российского газа через Украину и принять Россией немонополистических правил игры на европейском газовом рынке в обмен на сохранение своей доли на нем.

- ухудшение ситуации. Данный сценарий также может осуществиться. Если произойдет новый длительный цикл эскалации на Востоке Украины, то Евросоюз будет вынужден реагировать, тем более что США является менее подготовленным к тому, чтобы вмешиваться в данный конфликт. Со стороны России на ее западных границах произойдет усиление военной активности: предпримет меры по размещению новых ударных средств, воздушное пространство союза также будет нарушено. В ответ на действия России Европейские члены НАТО увеличат расходы на оборону. Отношения между ЕС и Россией будут полностью подорваны, когда ЕС будет воспринимать Россия как страну, вмешивающуюся во внутренние дела стран-участниц ЕС.

Торговые отношения между Россией и ЕС носят инерционный характер, и в настоящее время стороны находятся на стадии полных разногласий, пусть даже текущая обстановка находится под контролем. Чем дольше они останутся на этой траектории, тем больше усилий понадобится для того, чтобы сдвинуть их с этого пути.

С начала украинского кризиса прошло уже четыре года, но о полном восстановлении отношений между Россией и Европейским союзом говорить не приходится. Многие механизмы взаимодействия Москвы и Брюсселя по-прежнему остаются заблокированными, обе стороны подчеркивают невозможность возвращения к старым моделям и форматам сотрудничества.

В то же время, прошедшие четыре года обозначили, пусть не вполне четко и не обязательно окончательно, нынешние пределы обострения отношений между Востоком и Западом европейского континента. Четыре года — не такой уж и короткий срок в современном динамичном мире. И если обе стороны не торопятся что-то кардинально поменять в своих отношениях, логично предположить, что сложившиеся отношения их в целом устраивают. Во всяком случае, на обеих сторонах идет интенсивный процесс приспособления к «новой реальности», каковая все чаще воспринимается как не слишком комфортное, но более или менее приемлемое состояние дел. Примером такого приспособление может послужить следующий факт - после продолжительного спада российская торговля со странами ЕС начала восстанавливаться — только в прошлом году она выросла примерно на четверть.[45]

Эксперты Российского совета по международным делам, учитывая положительную динамику торговых отношений между ЕС и Россией, сделали следующие прогнозы на ближайшие два года.

В 2018 - 2019 гг. ожидается стабилизация объемов товарооборота со странами Европы. Среди основных факторов, влияющих в среднесрочной перспективе на динамику взаимного обмена, можно выделить:

- геополитические — это, в первую очередь, действие санкций со стороны ЕС в отношении России и соответствующих ответных российских ограничительных мер на ввоз отдельных видов продовольственной продукции из ЕС;

- экономические - замедление роста экономик развитых стран Европы и соответствующее снижение спроса на российские энергоресурсы, снижение цен на основные товарные позиции российского экспорта (минеральные продукты и металлы и изделия из них), удорожание импорта и падение спроса в связи со снижением курса рубля к основным валютам, низкие темпы экономического роста в России и в этой связи снижение спроса со стороны российской промышленности на машины и оборудование, поставляемое европейскими странами, проводимая в России политика замещения импорта;

- торговая политика (введение пошлин, антидемпинговые и компенсационные расследования в отношении российских товаров).

Кардинальных изменений в товарной структуре экспорта и импорта торговли России со странами ЕС не ожидается. Основной товарной позицией в экспорте России в ЕС будут оставаться минеральные продукты (в среднем 80%), металлы и изделия из них (7%), продукция химической промышленности (4%), драгоценные камни, металлы (3%). Доля машин и оборудования в российском экспорте в ЕС будет оставаться незначительной и к концу прогнозного периода составит около 2%. На рисунке 3.3.1 представлена прогнозная товарная структура экспорта России со странами-членами ЕС.

Рис.3.3.1 - Товарная структура экспорта России со странами ЕС,

Прогноз на 2018 год

Источник: составлено по: Прогноз социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. – Министерство экономического развития, 31.10.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282738 (дата обращения: 28.04.18)

При этом роста поставок минеральных продуктов в страны Европы в прогнозный период не ожидается. В отношении нефти и нефтепродуктов прогнозируемое снижение экспорта обусловлено снижением привлекательности экспорта "темных" нефтепродуктов, падением спроса из-за принятия отдельными странами Европы и ЕС в целом законодательных инициатив, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии и одновременно усиливающих давление на потребителей традиционных (ископаемых) видов топлива.

Экспорт сетевого газа в Европу уменьшится по сравнению с уровнем 2016 г. из-за роста цен на газ и снижения конкурентоспособности газа относительно альтернативных видов топлива, в том числе угля и возобновляемых источников энергии. Маршруты транспортировки основных объемов газа также претерпят изменения вследствие транзитных рисков транспортировки газа через территорию Украины.[46] Так, начиная с августа 2017 г., после отмены запрета о расширении доступа ПАО "Газпром" к дополнительным мощностям магистрального газопровода OPAL российская компания увеличила загрузку данного газопровода более чем на четверть.

В 2018 - 2020 гг. ожидается увеличение в стоимостном выражении объема поставок в страны Европы продукции металлургического комплекса (в первую очередь, цветных металлов) из-за прогнозируемого роста цен на основные металлы на мировом рынке.

В структуре импорта России из ЕС по-прежнему будут преобладать машины и оборудование (около 50%), а также продукция химической промышленности (до 30%), металлы и изделия из них (в среднем 6%). При базовом сценарии развития экономики России, то есть при сохранении ограничительных мер на ввоз сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, импортируемого из Европы, снизится в 2018 г. до 7%. На рисунке 3.3.2 представлена прогнозная товарная структура импорта России со странами ЕС.

Рис.3.3.2 - Товарная структура импорта России со странами ЕС,

Прогноз на 2018 год

Источник: составлено по: Прогноз социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. – Министерство экономического развития, 31.10.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282738 (дата обращения: 28.04.18)

Страны Европы в 2018 - 2020 гг. будут оставаться крупнейшими торгово-экономическими партнерами России. Работа по улучшению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с ними будет продолжена. В случае существенных изменений условий внешнеэкономической деятельности в связи с возможными ограничительными мерами европейских государств и наших ответных шагов могут быть внесены определенные корректировки.

В 2018 - 2020 гг. будет осуществляться помощь и содействие российским компаниям в поиске партнеров и продвижении разработанных технологий и производимой продукции на рынки стран Европы. Сохранится механизм оказания содействия российскому бизнесу и регионам посредством системы паспортов внешнеэкономических проектов, которая включает комплекс мер практической поддержки со стороны торговых представительств для каждого внешнеэкономического проекта. Помимо этого, будет продолжена деятельность двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с европейскими странами.

Можно выделить следующие направления минимизации ущерба от санкций, адаптации РФ к ним, а также противодействия санкционной политике:

- развитие российской экономики, ее диверсификация, углубление связей с мировым рынком и глобальным бизнесом. Экономическое и технологическое отставание – главная угроза российскому суверенитету сегодня;

- избежание обострения отношений с ЕС там, где это не соответствует жизненно важным российским интересам. Следует вести крайне осторожную информационную политику в отношении ЕС, поддерживать открытый и откровенный диалог по сложным темам и общим вызовам. Для этого необходимо использовать как официальные каналы, так и институты гражданского общества. Крайне важно запустить работу по «выборочному сотрудничеству» с ЕС;

- постановка вопроса о незаконности односторонних санкций в институтах ООН. В 1996 г. резолюция ГА по данной проблеме была поддержана всего 57 странами, 45 стран выступили против и 59 воздержались. Но уже в декабре 2014 г. число сторонников выросло до 134, при 53 голосах против и всего одном воздержавшемся. Это говорит о серьезном росте озабоченности возможностью применения односторонних санкций;

- проведение тщательной экспертной работы по изучения опыта применения санкций, нормативно-правовой базы, возможных направлений эволюции санкционной политики. К сожалению, российская экспертиза существенно отстает от американских наработок. Необходимо ускоренное восполнение пробелов на уровне юридической, экономической и политической экспертизы.

В качестве основных предложений, способствующих укреплению торговых отношений между Россией и ЕС, выделим следующее:

- активизация международного обмена в научной и образовательной сферах;

- отмена двусторонних ограничений, мешающих эффективному развитию взаимной торговли;

- разработка новой договорно-правовой базы, регулирующей торгово-экономические отношения ЕС и России. Данная мера необходима, т.к. СПС устарело и после вступления РФ в ВТО основные элементы утратили силу;

- создание в рамках Федерального собрания РФ специальных комитетов по регулированию отношений с ЕС. Это позволит осуществлять мониторинг основных целей и задач стратегического партнерства, создания полноценных условий для их реализации;

- ускорение адаптации российского законодательства к международным нормам в рамках членства России в ВТО;

- восстановление и дальнейшее развитие энергетического диалога. Необходимо разрабатывать новые энергетические технологии иновые материалы. Успех сотрудничества в данной отрасли позволит улучшить атмосферу и обеспечить позитивное восприятие проблем на уровне представителей государственных органов, бизнеса, общества. Также необходимо возобновить обмен информацией и обсуждение вопросов долгосрочных стратегий развития энергетики России и ЕС, в том числе, формулируя возможные направления развития совместных программ и проектов.

Итак, перспективы развития торговых отношений России и стран ЕС связаны с восстановлением интеграционного взаимодействия между странами, созданием новых совместных институтов, позволяющих согласовать возникающие противоречия между странами и находить точки соприкосновения во взглядах на экономические, политические и правовые процессы.

 

 

Заключение

В заключении автором даны собственные выводы и рекомендации, сделанные по итогам работы, с которыми мы предлагаем ознакомиться.

Эволюция торговой политики протекала постепенно, представляя собой поэтапный и длительный процесс. Развитие общей торговой политики заключается в четырех этапах: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Первый этап развития ознаменовался отменой количественных ограничений, таможенных пошлин, налогов и сборов между странами, входящими в объединение ЕОУС. На втором этапе страны ввели общий таможенный тариф на внешних границах Союза и перешли к единой торговой политике по отношению к третьим странам. На третьем этапе был сформирован единый внутренний рынок, обеспечивающий свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы. На четвертом этапе был подписан Договор о ЕС.

Общая торговая политика служит инструментом регулирования внешнеэкономических связей ЕС, действуя одновременно по двум направлениям: путем принятия тарифных и нетарифных мер и путем заключения двусторонних и многосторонних торгово-экономических договоров с третьими странами и международными организациями. К тарифным средствам регулирования внешних связей относятся таможенные пошлины. К нетарифным мерам регулирования торговли относятся меры экспортно-импортного регулирования, антидемпинговые меры, эмбарго и т.д.

ЕС разработал особые формы нормативного оформления отношений с отдельными странами. Это является важным конкурентным преимуществом ЕС, позволившим закрепить свои позиции на интересующих рынках. К числу последних соглашений относятся Соглашение о свободной торговле (ЕС-Япония), СETA (ЕС – Канада), Соглашение об ассоциации (ЕС – Украина), ТТИП (ЕС – США).

Главными внешнеторговыми партнерами Евросоюза являются США, Китай и Россия.

Китай – второй по значимости торговый партнёр для ЕС после США, но при этом главный источник импорта для ЕС: на него приходится 20,2% всего мирового импорта союза и в два раза меньшая доля экспорта ЕС – 10,5%.В их двусторонней торговле заметна положительная динамика, о чем свидетельствуют показатели товарооборота, экспорта и импорта за 2017 год. В торговых отношениях между ЕС и КНР существуют проблемы диспропорции между экспортом и импортом товаров и неэффективного использования транспортного парка.

Проблемы в торговых отношениях между ЕС и КНР вызваны следующими причинами:

- продажа товаров Китаем по дешевым ценам. Страны-члены ЕС больше не могут конкурировать даже на внутреннем рынке с более дешёвыми товарами из Китая;

- многократно превосходящее количество тарифов в Китае, затрагивающих значимые статьи экспорта ЕС (различное оборудование, электрические изделия, автомобильные комплектующие и компоненты);

- закрытость китайского рынка госзакупок для европейского бизнеса практически во всех сферах, кроме случаев, когда у китайских компаний нет необходимых технологий и опыта;

- дисбаланс в физических объемах товаропотоков между странами. Китай экспортирует в среднем на 20% больше в весовом выражении продукции, чем импортирует из ЕС. Это приводит к неэффективному использованию транспортного парка, необходимости возврата в Китай только частично загруженных судов, что в свою очередь ведет к увеличению транспортных издержек и потенциально уменьшает объем двусторонних товарных потоков.

Для устранения выделенных проблем необходимо провести следующие мероприятия:

- создать ЗСТ. Осуществление данной меры приведет к упрощенному доступу на рынок товаров и большей вовлеченности стран в экономики друг друга. Необходимо не только обнуление двусторонних тарифов, но и значительное сокращение административно-регуляторных барьеров в ценовом аспекте. Также данное мероприятие позволит частично сбалансировать товарные потоки. Снятие части барьеров подстегнет рост товарного экспорта из ЕС;

- упростить доступ для иностранных компаний на китайские рынки госзакупок. Развитие отношений в сфере госзакупок увеличит поставки сырья и оборудования, необходимого подрядчиками для выполнения работ, приведет к обмену опытом, сделает этот рынок более прозрачным, а компании более эффективными;

- развивать в дальнейшем китайский Экономический пояс Шелкового пути. Это позволит не только увеличить объемы поставок товаров, но и заняться торговлей новыми товарными позициями, которые ранее были недоступны из-за отсутствия возможности доставлять не очень дорого, но сравнительно быстро.

В контексте дальнейшего развития торговых отношений между Китаем и Европой важную роль играет строительство РФ высокоскоростной железной дороги Москва – Казань. Эта магистраль – часть более масштабного проекта, транспортного коридора «Евразия». Предполагается соединение двух самых мощных мировых систем высокоскоростных железных дорог – Китая (свыше 23 тысяч километром магистралей ВСМ) и Европы (более 7 тысяч километров) для перевозки грузов и пассажиров. Учитывая вышеприведенные факторы, можно сделать вывод, что развитие торговых отношений между Китаем и ЕС имеет достаточно большие перспективы.

США традиционно являются основным торговым партнером ЕС: на него приходится 20% всего мирового экспорта и 13,8% импорта союза. В 2017 году произошел рост показателей торговли, тем не менее торговый баланс остался пассивным, как и в предыдущие годы.

Основным соглашением, с использованием которого предполагалось функционирование ЕС – США в будущем, было ТТИП. Реализация соглашения ТТИП будет иметь следующие последствия:

- создание партнерства будет более выгодно для стран-членов ЕС, чем для США, ожидаемый прирост ВВП которых составляет 0,48% при самом положительном сценарии, что на 0,09% выше, чем прирост ВВП США;

- третьи страны смогут сократить издержки по нетарифным барьерам в торговле с США и ЕС, а также между собой;

- ТТИП повлияет на торговые потоки ЕС и США: двусторонний экспорт США и ЕС увеличится – 36,57% для США и 28,03% для ЕС, также произойдет прирост показателей полного импорта и полного экспорта;

- конкурентоспособные секторы одной экономики выиграют от ТТИП и увеличат торговлю и выпуск, тогда как для страны-партнера последствия будут противоположными. В ЕС снизится выпуск электронного оборудования, металлов и металлических изделий, транспортного оборудования за исключением автомобилей. В США уменьшится выпуск электронного оборудования и автомобилей, также пострадает страховой сектор.

Несмотря на положительное влияние соглашения на экономики ЕС и США, ТТИП способно нанести максимальный ущерб следующим отраслям европейской экономики: аграрный сектор, энергетический сектор, сектор услуг.

Рано или поздно переговоры по ТТИП возобновятся, подтверждением этому можно считать смягчение позиции Трампа после встречи с А.Меркель, когда он допустил, что переговоры по ТТИП будут продолжены. Возобновится оно, скорее всего, после удачного завершения реиндустриализации и перехода на новую технологическую базу; его реализация сопряжена с растущими мощностями корпораций, а передел нынешнего рынка, приведёт к внутренней конкуренции модели. На взаимодействие США и ЕС влияет комплекс факторов, но ключевым остаётся тенденция трансформации международных соглашений.

Россия – занимает 3-4 место по значимости среди торговых партнеров ЕС: на нее приходится 4,6% всего мирового экспорта и 7,8% мирового импорта союза. В их двусторонней торговле заметна положительная динамика, о чем свидетельствуют показатели товарооборота, экспорта и импорта за 2017 год. Тем не менее, на данный момент наблюдается напряженный характер отношений между Россией и ЕС в связи с наложением друг против друга экономических санкций.

Санкции нанесли больший ущерб следующим отраслям экономики России:

- нефть и нефтепродукты. Произошло значительное падение российского экспорта нефти и нефтепродуктов. Основной причиной снижения экспорта стало падение цен на нефть;

- машины и оборудование. Наблюдалось существенное снижение объемов экспорта машин и оборудования из ЕС, так как были наложены серьезные ограничения на вывоз товаров двойного назначения, оборудования для нефтедобывающей и буровой промышленности;

- минеральное топливо и смазочные материалы. В 2016 году по сравнению с 2013 годом снижение данного показателя составило 51,4%;

- высокие технологии и финансовая сфера. Была ограничена возможность получения российскими банками доступных кредитов, что послужило причиной инвестиционного спада в стране и падения курса рубля практически в два раза.

В 2015 – 2016 гг. торговые отношения с Россией изменились в худшую сторону практически у всех стран-участниц ЕС. Объемы экспорта товаров из ЕС существенно сократились у Болгарии (- 31,2 %), Кипра (-38,1 %), Эстонии (-65,9 %), Литвы (-58,5 %), Словении (-36,9 %). В результате российского продовольственного эмбарго наибольшие убытки понесли Литва и Польша, то есть страны, которые традиционно ввозили на территорию России свои сельскохозяйственные продукты, прежде всего это сыры, молочная продукция, овощи и фрукты.

Санкции, примененные к России, одновременно имеют негативные последствия, но и также дали толчок к развитию экономики страны и переходу ее на более новый высококачественный уровень. К числу положительных последствий санкций относятся следующие факты: работа по импортозамещению всего европейского, развитие собственного сельского хозяйства и рыболовства, внедрение собственных технологий, улучшение логистики, расширение производственной базы.

Для укрепления торговых отношений между Россией и ЕС необходимо провести следующие мероприятия:

- активизировать международный обмен в научной и образовательной сферах;

- отменить двусторонние ограничения, мешающие эффективному развитию взаимной торговли;

- разработать новую договорно-правовую базу, регулирующую торгово-экономические отношения ЕС и России;

- создать в рамках Федерального собрания РФ специальных комитетов по регулированию отношений с ЕС;

- восстановить и развивать в дальнейшем энергетический диалог.

Таким образом, перспективы развития торговых отношений России и стран ЕС связаны с восстановлением интеграционного взаимодействия между странами, созданием новых совместных институтов, позволяющих согласовать возникающие противоречия между странами и находить точки соприкосновения во взглядах на экономические, политические и правовые процессы.

 

 

Список литературы

1. Агашина И.В., Дмитриева С.Ю. Евросоюз: история и развитие//Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2017. - №5. – С.277.

2. Белова Е.А. Метод корректировок, используемый в ЕС в антидемпинговых расследованиях // Российский внешнеэкономический вестник. – 2017. - №9. – С.115.

3. Воронина Т.В. Международная экономическая интеграция: теория, противоречия, тенденции развития в мире и на Европейско-Евразийском пространстве: монография / Т.В. Воронина. – М.: Вузовская книга, 2016. – 352 с.

4. Вступление России в ВТО: ограничения и возможности на современном этапе: Монография/ Под ред. Е.В. Захаровой, В.И. Русакович. – М.: Проспект, 2016. – С.145.

5. Гладков И.С. Внешнеторговые связи РФ: тренды в санкционный период// Мировая экономика: новая аналитика. – 2017. - №3. – С.95.

6. Горбатенко Е.Ю. Внешняя торговля Евросоюза и РФ в период санкций// Мировая экономика: новая аналитика. – 2017. - №9. – С.44.

7. Дикарева И.А., Маруха В.Р. Влияние санкций на экономическую ситуацию в России// Новая наука как результат инновационного развития общества. – 2017. - №5. – С.156.

8. Едунова П.И. Основные проблемы и перспективы развития экономических отношений России и Европейского союза//Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. – 2017. – С.98.

9. Европейский союз: история, институты, политика: Учебник / Н.Ю.Кавешников, Ю.А.Матвеевский [под ред. Н.Ю.Кавешникова]. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 250 с.

10. Лазгиян А.А. Отрицательные и положительные аспекты влияния санкций на экономику России// Науки и технологии в современном мире. – 2017. - №10. – С.56.

11. Международная торговля: Учебник / Под ред. Руднева А. – Инфра-М,2016. – С.118.

12. Международное таможенное сотрудничество: экономико-правовые аспекты: Коллективная монография / Под ред. БишеноваА., ВласовА., ГалушкинА. - Прометей, - 2017. – С.178.

13. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / Под ред. Полякова В.В., Щенина Р.К.- М.:2016. – С.112.

14. Молоканов А.И. Состояние и перспективы торгово-инвестиционных отношений США и ЕС//Экономика и предпринимательство,- 2017.- №9. – С.1141

15. Нуреев Р.М. Экономические санкции против России: краткосрочные и среднесрочные последствия для нефтяной и газовой промышленности// Проблемы государственного регулирования экономики. – 2017. - №3. – С.7.

16. Пенькова Н.И. Сотрудничество между Россией и Европейским союзом в сфере товарной торговли на современном этапе: проблемы и перспективы. – 2016. - №1. – С.118.

17. Портанский А.П. О перспективах мегарегиональных торговых соглашений//Мир новой экономики. – 2018. - №3. – С.47.

18. Родионцева Е.В. Проблемы адаптации к экономическим санкциям ЕС// Cовременные научные исследования и инновации. – 2017. - №11. – С.46.

19. Саламатов В.Ю. Мегарегиональные торговые соглашения//Мировая экономика и международные отношения. – 2016. - №9. – С.17.

20. Тактарова С.В., Демина Е.А., Вавилова А.А. Продовольственное эмбарго России// Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. – 2017. - №1. – С.328.

21. Торговая политика: Учебное пособие / Е.Д.Халевинская - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.304.

22. Чикальдина В.С. Проблемы создания зоны свободной торговли между США и ЕС//Регионы мира, проблемы истории, культуры и политики. – 2016. - №5. – С.117.

23. Шабашкин С.С. Теоретические аспекты развития решоринга // Вестник Института экономики РАН – 2017. – № 3– 86–95с.

24. Шавшуков В.М. ТТИП: Спасение Европы или вторая Атлантида?//Экономические науки. – 2016. - №122. – С.107.

25. Экономические санкции против России. Ожидания и реальность: Учебник /Под ред. Нуреева Р.М. – М.: Кнорус, 2017. – С. 132.

26. Юмашев Ю.М. Автономные меры ЕС по регулированию внешнеэкономических связей//издательская группа «Закон».– 2016. - №2. – С. 90.

27. Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994, LT/UR/A-1A/3, Ministerial Conference, Marrakesh, 15. IV.1994, 22 p.

28. Alasdair R. Young: Trade Policy in a Changing EU and an Uncertain World. – June 2018. – P.7.

29. Boston Consulting Group Five Profiles That Explain China’s Consumer Economy / Boston Consulting Group, AliResearch Institute –, 2017. – p.13.

30. Chen Y.EU-China Solar Panels Trade Dispute: Settlement and Challenges to the EU / Y. Chen – Brussels, 2018.

31. Clare Daley. Timeline of European Integration. – August 2016. – P.3.

32. EU Global Strategy Survey: What is the future for EU-Russia relations? May 2018. – P.8.

33. European Commission European Union, Trade in goods with China// European Commission –, 2016.– 1-10p.

34. Jablonskis A.: Common trade policy of the European Union. – October 2018. – P.628.

35. Katunar Martin, MaljakMihael, Martiniс Stefan: The Evolution of the EU’s Foreign Trade Policy. – April 2017. – P.3.

36. Lazareva M. The European Union and Russia: history of the relationship and cooperation prospects, September 2017. – P.110.

37. Pelkmans J. Tomorrow’s Silk Road: Assessing an Eu-China Free Trade Agreement / J. Pelkmans, F. Mustilli, M. Di Salvo, J. Francois, E. Bekkers, P. Tomberger – Brussels: Centre for European Policy Studies, 2016. – 308 p.

38. Prytula N.V., Ph.D.:Instruments of foreign trade policy of the European Union.- December 2016. – P.162.

39. Russia`s and the EU`s sanctions: economic and trade effects, compliance and the way forward, October 2017.

40. SieglindeGstöhl, Dirk De Bièvre: The Trade Policy of the European Union. – December 2017. – P.54.

41. Vishnyakova S. Russia and the European union in international trade practice fuel and energy goods. – 2016. - №25. – P.213.

42. Voinikov V. The EU vs. Russia: legal nature and implementation of the Union’s restrictive measures. - 2016. - №1 (23), P.67.

43. HongyanZh., Chimittsyrenova U. Sanctions of European Union against Russia. – 2017. - №1 (19). – P.15.

44. Database by International Trade Statistics, Eurostat, 2017 [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (датаобращения: 21.04.2018).

45. History of European Integration. – European Portal of Integration and Development, 05.02.2016 [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://europejskiportal.eu/history-of-european-integration/ (датаобращения: 11.04.2018).

46. База данных таможенной статистики внешней торговли, ФТС, 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stat.customs.ru (дата обращения: 12.04.2018).

47. ЕС обложил пошлинами российскую горячекатаную сталь. - Информационное агентство «Росбалт», 06.10.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosbalt.ru/business/2017/10/06/1651301.html (дата обращения: 12.04.2017).

48. Западные санкции отрицательно влияют на экономику России. – Коммерсант.ru, 10.05.2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/gallery/3277142 (дата обращения: 24.03.2018).

49. На саммите ЕС обсудят миграцию, военное сотрудничество и санкции против РФ. –ТАСС, 14.12.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4810683 (дата обращения: 24.03.18).

50. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. – Минэкономразвития, 31.10.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282738 (дата обращения: 24.03.18).

51. Путин назвал плюсы санкций против России. – 24МИР, 29.09.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mir24.tv/news/13308667 (дата обращения: 24.03.18).

52. Российский экспорт рванул в Европу. – ExpertOnline, 17.11.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://expert.ru/2017/17/11/torgovlya/ (дата обращения: 24.03.2018).

53. Россия и Евросоюз: три сценария взаимоотношений. – РосБизнесКонсалтинг, 17.02.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/politics/17/02/2017/ (дата обращения: 24.03.18).

54. Торговля с ЕС. –УкрАгроКонсалт, 25.02.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ukragroconsult.com/investicii/torgovlya-s-es/ (дата обращения: 12.04.2018).

55. ТТИП: новые возможности и потенциальные последствия. – TheWall, 15.03.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://thewallmagazine.ru/ttip/ (дата обращения: 20.04.2018).

56. Экспорт товаров из ЕС в Россию вырос на 20%. – Взгляд Деловая газета, 15.01.2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vz.ru/news/2018/1/15/903601.html (дата обращения: 24.03.18).

Список сокращений

АТР Азиатско-Тихоокеанский регион
ВВП Валовой внутренний продукт
ВТО Всемирная торговая организация
ГАТС Генеральное соглашение по торговле услугами
ГАТТ Генеральное соглашение по тарифам и торговле
ЕАСТ Европейская ассоциация свободной торговли
Евратом Европейское сообщество по атомной энергии
ЕЕА Единый европейский акт
ЕОУС Европейское объединение угля и стали
ЕС Европейский союз (Евросоюз)
ЕТТ Единый таможенный тариф
ЕЭП Европейское экономическое пространство
ЕЭС Европейское экономическое сообщество
ЗСТ Зона свободной торговли
НАТО Организация Североатлантического договора
ОТП Общая торговая политика
РФ Российская Федерация (Россия)
СПС Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
США Соединенные Штаты Америки
ТТИП Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство
ТС Таможенный союз
УВЗСТ Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли
ФТС Федеральная таможенная служба
Brexit Выход Великобритании из Европейского союза
CEPR Центр исследований экономической политики
СЕТА Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение
TiSA Соглашение по торговле услугами

[1]Европейский союз: история, институты, политика: Учебник / Н.Ю.Кавешников, Ю.А.Матвеевский [под ред. Н.Ю.Кавешникова]. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 250 с.

[2]HistoryofEuropeanIntegration. – EuropeanPortalofIntegrationandDevelopment, 05.02.2016 [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://europejskiportal.eu/history-of-european-integration/ (датаобращения: 11.04.2018)

[3]Агашина И.В., Дмитриева С.Ю. Евросоюз: история и развитие//Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2017. - №5. – С.277

[4] Clare Daley. Timeline of European Integration. – August 2016. – P.3

 

[5]Торговая политика: Учебное пособие/Е.Д.Халевинская - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. –С.304

[6]SieglindeGstöhl, Dirk De Bièvre: The Trade Policy of the European Union. – December 2017. – P.54

[7] Martin Katunar, MihaelMaljak, Stefan Martiniс: The Evolution of the EU’s Foreign Trade Policy. – April2017. – P.3

 

[8] Международная торговля: Учебник / Под ред. Руднева А. – Инфра-М,2016. – С.118.

 

[9]Юмашев Ю.М. Автономные меры Европейского Союза по регулированию внешнеэкономических связей// издательская группа «Закон». – 2016. - №2. – С. 90

[10]Международное таможенное сотрудничество: экономико-правовые аспекты: Коллективная монография / Под ред. БишеноваА., ВласовА., ГалушкинА. - Прометей, - 2017. – С.178

[11] N.V. Prytula, Ph.D.:Instruments of foreign trade policy of the European Union. - December 2016. – P.162

[12] Торговля с ЕС. –УкрАгроКонсалт, 25.02.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ukragroconsult.com/investicii/torgovlya-s-es/ (дата обращения: 12.04.2018)

[13]Белова Е.А. Метод корректировок, используемый в ЕС в антидемпинговых расследованиях// Российский внешнеэкономический вестник.– 2017. - №9. – С.115.

[14]ЕС обложил пошлинами российскую горячекатаную сталь. - Информационное агентство «Росбалт», 06.10.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosbalt.ru/business/2017/10/06/1651301.html (дата обращения: 12.04.2017).

[15] Jablonskis A.: Common trade policy of the European Union. – October 2018. – P.628

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: