Характеристика торгового партнерства между ЕС и Россией
Российская Федерация (РФ) и ЕС имеет очень долгую историю взаимоотношений. Современная история официальных взаимоотношений между РФ и ЕС началась примерно 25 лет назад с принятием 18 декабря 1989 года Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС и СССР.
На данный момент юридической основой отношений России и ЕС остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС).[26] Соглашением были созданы предпосылки для построения тесных экономических отношений, включая перспективу формирования ЗСТ, учреждена многоуровневая архитектура сотрудничества, а также заданы рамки политического диалога Россия-ЕС. Россия ориентирована на развитие тесного всестороннего партнерства с ЕС на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и паритетного уважения интересов друг друга. Россия – крупнейший сосед ЕС, который стал еще ближе после расширения Союза в 2004, 2007 и в 2013 годах. Россию и Евросоюз связывают интенсивные торгово-экономические отношения.
Главными элементами российского экспорта в ЕС являются нефть и газ. В общем импорте газа Евросоюза доля России составляет от 30% до 40%. Если говорить о динамике экспорта газа, то следует отметить положительную тенденцию, за 12 лет он увеличился на 17%. На сегодняшний день Россия является единственной страной-экспортером газа, которая обладает свободными дополнительными мощностями транспортировки. Несмотря на политическую обстановку в 2014 – 2015 годах, крах «Южного потока» и прекращение транзита газа через территорию Украины, мощности российских трубопроводов вместе с предполагаемым развитием «Северного потока» хватит, даже если произойдет увеличениеиспользования российского газа. В общем импорте нефти Евросоюза доля России составляет 29%. На Норвегию приходится 12,6 %, Нигерию – 9%, Саудовскую Аравию – 8,9%. Тем не менее зависимость России от потребления европейцами российской нефти является более мощной. ЕС – главный потребитель российской нефти, 75% экспорта нефти приходится именно на Евросоюз.[27]
|
Ежегодно Россия приобретает оборудование из Евросоюза более чем на 50 млрд. евро. Доля транспортного оборудования в этих закупках примерно составляет примерно 14–15 млрд. в год, грузовые и машины занимают две трети из него.
Импорт телекоммуникаций и оборудования для обработки данных в Россию составляет не менее 10 млрд. евро в год. Несмотря на то, что главным поставщиком бытовой электроники являются Корея и Китая. Хотя большая доля бытовой электроники приходит из Китая и Кореи, Евросоюз осуществляет поставки в Россию промышленных средств связи, оборудования для бесперебойного электропитания, оборудования для обработки данных, запасных частей и сервисных услуг.
Еще две важные области – оборудование для скоростных поездов и железных дорог и гражданская авиация. ЕС продает в Россию, по официальным данным, неавтомобильных транспортных средств на сумму более 4 млрд. евро в год, причем это без учета лизинга самолетов и запасных частей, используемых при офшорном обслуживании. Российские авиакомпании располагают 290 аэробусами из общего количества в пределах семисот самолетов, используемых в гражданской авиации.
Достаточно много дискуссий вызывает импорт пищевой и сельскохозяйственной продукции в Россию из ЕС, тем не менее объем импорта никогда не был больше 10-11 млрд. евро в год.
|
Товарные структурыимпорта и экспорта России со странами ЕС приведены на рисунках 3.1.1 и 3.1.2.
Рис.3.1.1 – Товарная структура импорта России со странами ЕС на декабрь 2017 года
Источник: составлено по: DatabasebyInternationalTradeStatistics, Eurostat, 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (дата обращения: 09.03.2018)
Рис.3.1.2 – Товарная структура экспорта России со странами ЕС на декабрь 2017 года
Источник: составлено по: DatabasebyInternationalTradeStatistics, Eurostat, 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (дата обращения: 09.03.2018)
На саммите 2008 г. в Ханты-Мансийске был запущен процесс переговоров по заменяющему СПС новому соглашению, которое строится на основе четырёх общих пространств – экономического; свободы, безопасности и правопорядка; сотрудничества в области общей безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты. Переговоры о новом соглашении велись весьма непоследовательно: по инициативе ЕС диалог уже дважды приостанавливался (в связи с кризисом на Южном Кавказе и вследствие нерешённости вопроса присоединения России к ВТО). При этом после вступления России в ВТО европейские партнёры выдвинули предложения по включению в новое соглашение значительных дополнительных уступок в торгово-экономической сфере. Вследствие украинского кризиса переговоры о заключении нового базового соглашения Россия – ЕС вновь были заморожены односторонним решением Евросоюза.
|
22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО. Присоединение России к ВТО постоянно откладывалось с целью выиграть время на подготовку к членству, тем самым увеличивая выгоды и минимизируя риски либерализации торгово-политического режима. Кроме того, большинство стран во время глобального финансового и экономического кризиса прибегали к протекционистским мерам. Россия в этом плане не исключение. Пострадав от кризиса, страна не была готова к либерализации доступа на свои рынки. В конце концов, все договоренности открыли со стороны ЕС дорогу России в ВТО. В декабре 2010 г. в Брюсселе Э. Набиуллина и комиссар ЕС по торговле К. де Гюхт подписали двусторонний договор о завершении переговоров между РФ и ЕС, в котором отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. Со вступлением России в ВТО появился ряд возможностей для деполитизации торговых отношений России с ЕС. Торговые аспекты взаимоотношений с ЕС перешли в новую правовую плоскость. Отныне стороны взяли на себя обязательства в полном объеме соблюдать правила и нормы ВТО в отношении друг друга в сфере торговли.
В целом, ВТО всегда характеризовалась как позитивный фактор в двусторонних отношениях. Однако существенное охлаждение отношений с ЕС из-за разногласий по Украине, в частности, применение торгово-экономических санкций меняет и роль ВТО в торговле России-ЕС. Фактор ВТО мог стать одним из стимулов к расширению взаимосвязей, а именно движущей силой переговорного процесса по новому базовому соглашению. Перспективы торгово-экономических отношений России и ЕС, так или иначе, связывались с построением Общего экономического пространства, целью которого заявлено «создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС». В этой связи, новое базовое соглашение РФ-ЕС в своем экономическом разделе могло бы оказаться соглашением «ВТО-плюс». Теперь же в условиях кризисного состояния торгово-экономических отношений с ЕС роль ВТО заключается, прежде всего, в нормализации этих отношений.[28]
Характерной чертой всего периода, предшествовавшего мировому экономическому кризису, было наращивание объемов экономического сотрудничества между Россией и странами ЕС. В 2008 г. во внешнеторговом обороте России Евросоюз занимал уже более 52%, служил для нашей страны источником 75% прямых зарубежных инвестиций. Россия, размер экономики которой в 2000–2007 гг. увеличился вчетверо, достигнув 1,2 трлн. долларов США, также становилась для ее западных соседей все более важным партнером.
После середины 2008 года тенденция роста торговли была прервана экономическим кризисом и односторонними мерами, принятыми Россией, что негативно сказалось на торговле между ЕС и Россией. С 2010 года взаимная торговля возобновила рост. В настоящее время экономика России находится в сложном положении. Этому способствует как затянувшийся экономический кризис, так и политические разногласия между государствами. Началом послужил экономический кризис в Украине в 2014 году и введенные санкции ЕС против России.
В 2014 году были введены экономические санкции странами ЕС по двум ключевым направлениям:
- установлено эмбарго на поставки оружия и продукции военного назначения, а также товаров и технологий двойного назначения, причем в отношении экспорта и импорта данных групп товаров;[29]
- введен ряд ограничений в отношении поставок нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих технологий и оборудования в данной сфере, а также введено ограничение на предоставление сопутствующих услуг в нефтегазовой отрасли.[30]
В санкционный период в силу неразвитости отечественного производства России приходилось производить закупки у новых стран-поставщиков. В числе новых поставщиков оказались следующие страны: Чили, Турция, Фарерские острова, Тунис, Белоруссия. Данные изменения поспособствовали перераспределению потоков и формированию рынка черного посредничества. На европейских предпринимателей санкции также оказали большое влияние. Однако европейские власти успели возместить убытки на направлениях, где экономически санкции были сверх ощутимы для предпринимателей Евросоюза. Ход действий властей заключался в приобретении товаров в избыточном количестве и в дальнейшей их отправке на благотворительные цели.
Далее указом Президента России от 06.08.2014 №560 было введено российское продовольственное эмбарго. В рамках ответных санкций запрещен ввоз на территорию России отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 г., включая страны ЕС.
На сегодняшний день список запрещенных продуктов насчитывает 53 позиции согласно кодам ТНК ВЭД: детское питание, продукты животного происхождения и живые животные, фруктовые соки или консервированные фрукты, молочные продукты и молоко, биологически активные добавки, семенной картофель, лук и т.д.