Современное состояние взаимоотношений США-ЕС продиктовано несколькими факторами:
Во-первых - трансформаций тенденций глобализации в международных отношениях, формирование двух парадигм к системе миропорядка. Здесь, с одной стороны – США с их системой нового двуполярного мира, формирующегося в системе США – Китай, в которой Евросоюзу отведена роль малого партнёра, что проявляется в смене позиционирования системы НАТО: Штаты уже не готовы финансировать безопасность евроконтинента за свой счёт и настаивают на перераспределении обязательств, одновременно ЕС, в лице Германии и Франции, готовы к формированию независимого «Европейского договора о безопасности», подрывающего позиции НАТО. С другой – концепция многополярного мира Китая, в котором отдельные страны и локальные группировки – США, ЕС, Япония, БРИКС - выступают как равноправные партнёры, но прослеживается доминирующая роль Китая с распространением его влияния, в частности – амбициозный проект ЭПШП (Экономический пояс Шелкового пути), одной из основных задач которого является наращение поставок китайских товаров в Европу.
Во-вторых – новый внутри- и внешнеполитический курс США, объявленный Д.Трампом, направленный на воссоздание «великой Америки». Здесь основными проблемами становятся: потенциальное увеличение конкурентоспособности США на фоне реиндустриализации, сужение американского рынка для европейских товаров, и при этом – рост импорта в ЕС, борьба за рынки третьих стран. Одновременно же – нарастание мощи штатов как энергетической державы: на фоне сланцевой революции – наращивание экспорта лёгкой нефти, и это – на фоне сужения возможностей диверсификации рынка поставщиков: антироссийская риторика, воплощённая в санкционной политике, сужает возможности получения энергоносителей с востока.
|
В-третьих - общемировое замедление темпов роста экономик, снижающее возможности экстенсивного роста и сужающее экспортные возможности, в частности – протекционистские настроения в Китае.
США традиционно являлись основным торговым партнером Европейского союза, однако в кризисный период 2009 г., и затем – в кризис Еврозоны 2011 г., их относительная значимость несколько снизилась (падение с 16,2% торгового баланса до 13,95 %), что в целом связано с падением ВВП в данных регионах и финансовыми проблемами. Однако, по мере восстановления экономики ЕС, к 2017 г. роль США вновь возросла. Тенденция объясняется ослаблением курса евро с 2014 года, что позволило перейти к наращиванию экспорта на американский рынок, а также – падением цен на энергоносители. Товарный торговый баланс США к ЕС в 2017 году остаётся пассивным (119,7 млрд. евро), он увеличился на 6,5 млрд. евро по сравнению с 2016 годом.
На рисунке 2.3.1 представлена динамика торговли ЕС с США за период с 2012 по 2017 гг.
Рис.2.3.1 – Торговля США с ЕС в 2012 – 2017 гг., млрд. евро
Источник: составлено по: DatabasebyInternationalTradeStatistics, Eurostat, 2017[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (дата обращения: 18.04.2018)
Как мы видим из рисунка 2.3.1, падение товарооборота наблюдалось в 2013 и 2016 годах. Падение показателя в 2016 году не связано с экономическим кризисом, так как оба блока неуклонно растут, но является частью более широкого снижения объемов мировой торговли. В остальные годы рассматриваемого периода прослеживается положительная динамика данного показателя. В эти же годы (2013 и 2016 гг.) видно падение объема импорта из ЕС, однако в 2017 году по сравнению с предшествующим годом ситуация заметно стабилизировалось, прирост импорта составил +3,35 %. Также мы видим положительную тенденцию объема экспорта в ЕС, из года в год происходит увеличение данного показателя (исключение – 2013 год). Так, например, в 2017 году по сравнению с 2016 годом прирост экспорта составил +2,28 %.
|
Товарная структура импорта и экспорта США со странами ЕС приведена в Приложении 4.
Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП) – соглашение, которое диктует будущие торговые взаимоотношения ЕС и США. Страной, предложившей создание данного соглашения, является Германия. По мнению А. Меркель зона свободной торговли между ЕС и США станет залогом успешного развития Германии. Несмотря на это, заключение соглашения в течение долгого времени оставалось под вопросом. Мировой кризис подтолкнул стороны вернуться к обсуждению ТТИП.
В феврале 2013 годаЕС и США приняли решениепродолжить диалог по созданию ТТИП, главная цель которого заключается в отмене всевозможных торговых барьеров. Акцент делается на устранение не только тарифных, но и административных барьеров, так как 80% роста товарооборота приходится на результат отмены именно этих видов барьеров. Конечная стоимость товаров будет уменьшена за счет простоты прохождения компаниями соответствующих процедур только в своей стране. На рост торговли между сторонами помимо отмены барьеров также оказывает важнейшее влияние либерализация торгового законодательства.
|
Рассмотрим основные проблемымежду США и ЕС на переговорах по ТТИП.
- Аграрный сектор.Европейские производители (особенно французские и итальянские) остерегаются, что их рынки будут насыщены дешевыми товарами американских оппонентов. Следует отметить, что у США и Евросоюза различные принципы регулирования торговли. ЕС осуществляет свою торговую деятельность на основе принципа предосторожности. Изначально проводится подробное исследование продукции на предмет вреда для здоровья людей, после чего дается право на ввоз его в Европу. Что касается США, то они действуют на основе принципа научного обоснования. Иными словами, если на практике не было случая, повлёкшего за собой нанесение вреда для здоровья человека, значит продукт годен к ввозу на территорию страны. Помимо этого, США стремятся приобрести право на ввоз в Евросоюз генно-модифицированной продукции и мяса, выращенного с применением гормонов и антибиотиков. Также возникли споры между странами по поводу субсидий для сельскохозяйственныхпроизводителей. ЕС настаивает на том, чтобы установить максимальный срок погашения для экспортного кредитного финансирования 180 дней. Позиция США заключается против введения любой экспортной субсидии на любой сельскохозяйственный товар, который предназначен для вывоза на территорию другой стороны.
- Доступ к госзакупкам.США выступают против допуска европейских предприятий на рынок железных дорог и городского транзитного движения, к контрактам в сфере авиационной безопасности, а также к закупкам Федерального управления гражданской авиации.
- Либерализация взаимного доступа к рынку услуг. На территории ЕС для иностранных компаний закрыт доступ в образовательные, финансовые, транспортные и другие 250 видов услуг. США предпринимает меры, направленные на убеждение ЕСуменьшить перечень недоступных услуг, предлагаясо своей стороны убрать ограничения на доступ к услугам за исключением девяти видов услуг.
- Энергетический сектор.Так как Евросоюз испытывает энергетическую зависимость от российского предприятия «Газпром», он прилагает усилия на нормализацию поставки сжиженного природного газаиз США. Однако существуютправовые препятствия, которые сдерживают экспорт американского сжиженного природного газа с Восточного побережья. Представители ЕС рассматривают соглашение о зоне свободной торговле с США как решение энергетической проблемы. С целью возможности транспортировки нефти и газазадачей ЕС является приобретениеполноценного доступа к инфраструктуре США, предложив в ответ СШАтакие же права в Европе.
Эксперты Центра исследований экономической политики (CEPR) провели оценку экономического эффекта (на основе состояния экономики на 2027 г.) от создания ТТИП с помощью GGE – метода.
Представимитоги моделирования исследователями для двух сценариев либерализации торговли (табл. 2.3.1):
- менее амбициозный: сокращение 98% тарифов и 10% нетарифных барьеров;
- амбициозный: сокращение 100% тарифов и 25% нетарифных барьеров.
Таблица 2.3.1