История развития европейской интеграции




Торговая политика Европейского союза (ЕС), развивалась и совершенствовалась с учетом интересов всех государств-членов, что привело к восстановлению в достаточно быстрые сроки разрушенной в результате Второй мировой войны экономики и конкурировать в мировом рынке в качестве одного из ведущих центров. В этой связи представляется интересным рассмотреть историю развития единой торговой политики ЕС.

18 апреля 1951 г. в Париже был подписан договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Именно этот договор заложил основы европейской интеграции. Его участниками стали шесть государств: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция. С подписанием Парижского договора начался первый этап европейской интеграции. Его можно назвать этапом отраслевой интеграции. Договор предусматривал не только создание общего рынка товаров в двух базовых отраслях промышленности, но и сотрудничество в фундаментальной модернизации этих отраслей с целью повышения их рентабельности и конкурентоспособности на мировых рынках.

Общий рынок угля и стали представляет собой реально функционирующую структуру. Договор предусматривал, что объединение обеспечит:

- упорядоченное снабжение общего рынка;

- равный доступ к источникам производства всех потребителей;

- установление максимально низких цен;

- поддержание условий, которые будут стимулировать предприятия к наращиванию и улучшению производственного потенциала.

Для функционирования ЕОУС была создана значительная финансовая база. Средства для финансирования ЕОУС поступали по двум каналам.

Во-первых, доходная часть бюджета ЕОУС формировалась за счет взимания таможенных сборов с угля, стали и их производных. Каждый год величина сборов пересчитывалась исходя из ее средней стоимости.

Во-вторых, ЕОУС стало получать займы. Средства, полученные взаймы, можно было расходовать только на предоставление займов. Например, содействие осуществлению инвестиционных программ путем предоставления займов, которые предприятия могли получить.

Таким образом, представляя собой по форме отраслевое объединение, ЕОУС фактически был первым опытом согласования экономической и торговой политики европейских стран.

Следующий этап развития европейской интеграции – подписание Римского договора, учредившего Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) в Риме 25 марта 1957 года. Именно этот договор стал главным учредительным договором Европейских сообществ, именно его называли их конституцией.

В качестве основной задачи ЕЭС было обозначено «осуществление путем создания общего рынка и постепенного сближения экономической политики государств-членов всестороннего развития экономической деятельности во всем Сообществе, постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет».

Основные направления деятельности ЕЭС заключаются в следующем:

- устранениевсевозможных таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров между странами-членами ЕС;

- распространение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

- содействие свободному движению лиц, услуг и капиталов между государствами-членами;

- осуществление общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;

- проведение мероприятий по соблюдению правил конкуренции в общем рынке.

В договоре об учреждении ЕЭС были намечены этапы экономической интеграции.

ЭТАП 1. Создание таможенного союза, при котором страны вводят общий таможенный тариф на внешних границах Союза и переходят к единой торговой политике по отношению к третьим странам.

ЭТАП 2. Формирование единого внутреннего рынка, обеспечивающего свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы, включая свободу их профессиональной деятельности.

ЭТАП 3. Создание Экономического и валютного союза, являющегося высшей формой международной экономической интеграции. Данный союз символизирует процесс координации всей экономической политики, а также введение единой валюты.

Создание таможенного союза и общего рынка товаров было главной целью на первом этапе интеграции. Договор предполагал введение общей аграрной и торговой политики, согласование наиболее важных направлений экономической политики государств-членов и проведение мероприятий, способствующих усилению интеграции.

В 1985 г. на сессии Европейского совета в Люксембурге страны пришли к договоренности пересмотреть Римский договор и подкрепить европейскую интеграцию Единым европейским актом (ЕЕА), который в 1986 г. подписали двенадцать стран – членов ЕЭС. Понятие «единый внутренний рынок» заменило собой прежнее понятие «общий рынок», закрепленное в Римском договоре и других документах ЕС. Программа завершения формирования единого внутреннего рынка имела цель доделать то, что не было сделано два десятилетия назад. В первую очередь, она была направлена на устранение всевозможных препятствий свободному движению товаров.Во вторую очередь,программа направлена насоздание условий, способствующих свободному движению услуг, капиталов и лиц. Принятая программа была выполнена к намеченному сроку – 31 декабря 1992 г.

В 1989 году наступил третий этап экономической интеграции – Экономический и валютный союз. В апреле 1989 годабыл представлен итоговый документ – доклад Делора. Авторы предлагали объединить финансовые рынки государств-членов, достичь полной и необратимой конвертируемости национальных валют, жестко зафиксировать обменные курсы, а потом заменить национальные денежные единицы на единую европейскую валюту.

7 февраля 1992 г. в голландском городе Маастрихт был подписан Договор о Европейском Союзе, который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Договор о ЕЭС и Договор о Европейском Союзе – основные акты, обозначающие экономические и политические основы ЕС. Амстердамский, Ниццкий и Лиссабонский договоры были подписаны с целью внесения необходимых поправок в оба эти акта.

Маастрихтский договор создал систему трех «опор». Первую составили три сообщества (ЕОУС, Евратом и ЕЭС), вторую — Общая внешняя политика и политика безопасности, третью — внутренние дела и юстиция.

Отличительной особенностью Маастрихского Договора является более высокий уровень интеграции государств-членов ЕС. Договор распространил полномочия органов ЕС на гражданскую оборону, гуманитарную помощь третьим странам и другие сферы, которые обычно являются предметом национального суверенитета. Многие политологи предположили создание Европейской федерации (по аналогии Соединенные Штаты Европы). Но переход к политическому союзу достаточно сложный процесс и до сих пор не состоялся.

По мнению европейских политиков создание Экономического союза и введение единой европейской валюты могло бы поднять экономическую интеграцию на самую высокую – четвертую стадию.[1]

Уже через четыре года после вступления в силу Маастрихтского договора, в 1996 году, в Турине (Италия) открылась Межправительственная конференция, итоги которой были подведены через год в Амстердаме, где была учреждена новая редакция Договора о Европейском Союзе, который именуется Амстердамским.

В Амстердаме был принят целый ряд важных решений: подтверждена ранее установленная дата создания Экономического и валютного союза – 1 января 1999 год, подписан Европейский пакт стабильности и роста и принята Резолюция об обеспеченности роста и занятости.[2]

Подведем итоги вышеперечисленным событиям с помощью рисунка 1.1.1.

Рис. 1.1.1 – Основные договоры и документы ЕС

Источник: составлено по: Воронина Т.В. Международная экономическая интеграция: теория, противоречия, тенденции развития в мире и на Европейско-Евразийском пространстве: монография / Т.В. Воронина. – М.: Вузовская книга, 2016. – 352 с.

Успехи в развитии интеграции, особенно экономической, стимулировали появление в начале 90-х годов нового образования – Европейского экономического пространства (ЕЭП). Оно включило, с одной стороны, страны, составляющие Европейское сообщество, а с другой – страны, входящие в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ).[3]

Договор о создании ЕЭП был также подписан в Маастрихте в 1992 году.[4] Он предусматривал образование единой зоны свободного движения товаров, услуг, капиталов и лиц, а также координацию экономической политики всех государств, входящих в эту зону. Благодаря Соглашению страны ЕАСТ получили возможность использовать преимущества единого внутреннего рынка без вступления в ЕС.

Основные отличия непосредственно единого внутреннего рынка ЕЭС от ЕЭП следующие:

- ЕЭП не является Таможенным союзом;

- в рамках ЕЭП сохраняется пограничный контроль в отношении лиц и товаров из третьих стран;

- взаимодействие стран, охватываемых ЕЭП, развивается далеко не во всех сферах. Например, финансовая, налоговая и валютная политика и сельское хозяйство оказались за рамками ЕЭП.

Европейская интеграция прошла длительный путь развития, а потому может считаться наиболее ярким примером развития подобного взаимодействия между странами.

Безусловно, в процессе эволюции вопросы согласования торговой политики со странами за пределами Евросоюза, а также правил их применения всегда стояли во главе угла, так как именно эти меры определяют позиции группировки в мировой торговой системе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: