Торговая политика ЕС: особенности и основные принципы ее формирования




ЕС сохраняет устойчивые позиции в мировой торговле. На внутреннем рынке торговая сфера является наиболее интегрированной областью хозяйственно-политической деятельности.

Торговая политика представляет собой совокупность переговоров, внедрения, пересмотра, защиты и возобновления торговых законов, институтов, практик относительно международного обмена товарами, услугами, технологиями, людьми.[5]

Торговая политика ЕС предусматривает решение двух главных задач: упрощениеведения торговой деятельности внутри союза и обеспечениеединого подхода к третьим странам в целях защиты своих производителей и укрепления положения ЕС на мировой арене.Формирование внутреннего рынка поспособствовало снижению затрат, связанных с производством, а также продвижению продукции на рынок. Именно создание внутреннего рынка привело к значительному сокращению издержек производства, а также продвижению продукции на рынок, что явилось важным стимулом для развития европейской торговли. Это явилось существенным толчком для развития торговли стран-членов союза.

Одним из основополагающих элементов единого внутреннего рынка стала единая торговая политика и формирование таможенного союза. В дальнейшем согласование политики распространилось на обеспечение четырех свобод и единую внешнеэкономическую политику.

Договор ЕС предусматривает широкий спектр правил, обеспечивающих свободу движения товаров.

Во-первых, запрещено устанавливать таможенные сборы в отношении товаров из стран ЕС.

Во-вторых, отменены все количественные ограничения на импорт и экспорт товаров. Однако согласно статье 36 Договора о ЕС возможны исключения из общего правила, и положения о торговых квотах не исключают запреты или ограничения на экспорт, импорт или транзит товаров. Ограничения могут устанавливаться из соображений общественной морали, общественного порядка или государственной безопасности, защиты здоровья и жизни людей и т.д.

Надо отметить, что свободное движение товаров распространяется на товары, которые произведены в странах-участницах, а также на товары из третьих стран, свободно циркулирующие в странах ЕС. Органы ЕС предприняли ряд законодательных и регулирующих действий по гармонизации законодательств государств ЕС для облегчения передвижения товаров. Особенно важными оказались три инициативы.

Две генеральные программы, которые начали действовать в 1969 г. и заключались в устранении технических барьеров в торговле. Первая программа была разработана для промышленных товаров, вторая – для продовольствия.

Вторая инициатива была выдвинута в письме Комиссии ЕС. Из данного решения Комиссия сделала вывод, что никакая страна ЕС не может, в принципе, запретить торговать на своей территории товаром, произведенным законно и продающимся на рынках других стран ЕС, даже если он произведен в соответствии с техническими и качественными требованиями, отличающимися от местных.

Третья инициатива возникла с принятием Комиссией в 1985 г. официального документа «Завершение формирования внутреннего рынка» и Единого европейского акта в 1986 г. Эти документы были направлены на создание в ЕЭС единого рынка, который был бы аналогичен национальному. В документе «Завершение формирования внутреннего рынка» изложена программа, состоящая из 300 предлагаемых директив и включающая:

- отмена всевозможных торговых барьеров;

- свободное движение капитала.[6]

Что касается принципов осуществления единой внешнеторговой политики ЕС, то в соответствии со ст.110 Римского договора страны ЕЭС обязались принимать участие в создании системы взаимовыгодных международных торговых отношений и постепенно убирать существующие торговые барьеры.

Другой принцип единой торговой политики ЕС – разработка мероприятий по усилению конкурентоспособности членов Сообщества, а также отдельных компаний с помощью уменьшения торговых заслонов.

Сфера распространения единой внешнеторговой политики ЕС определена в п. 1 ст. 113 Римского договора, в котором указано, что сообщество согласует:

- корректировку величины тарифных ставок ETT Евросоюза;

- подписаниевсевозможных соглашений о торговле между ЕС и третьими странами;

- осуществление антидемпинговых мер и установление компенсационных пошлин;

- принятие мер, направленныхна либерализацию торговли;

- осуществление политики, направленной на регулирование экспорта.

Учитывая отмеченные принципы формирования внешнеторговой политики ЕС, можно сформулировать следующие особенности внешнеторговой политики ЕС:

- отсутствие ограничений внутри ЕС. В качестве первых шагов по созданию Единого внутреннего рынка ст.110 Римского договора предусматривала снятие таможенных и количественных ограничений на взаимную торговлю стран-участниц как факторы повышения конкурентоспособности европейских государств. В ст.112 страны взяли на себя обязательство проводить последовательную гармонизацию всех мер внешнеторговой политики, включая помощь третьим странам, принимая во внимание позицию всех стран Сообщества;[7]

- единая внешнеторговая политика 28 стран. Являясь одним из крупнейших рынков мира, ЕС представляет собой привлекательную среду для осуществления международного бизнеса во всех его формах, прежде всего торговли и инвестирования. С этой точки зрения следует отчетливо представлять все нормы и правила, регулирующие взаимодействие с этим рынком, правила выхода на него, сохраняя при этом понимание того, что единые нормы и правила учитывают интересы государств-членов и согласованы на законодательном уровне;

- постоянное расширение группировки. Крайне важно отметить, что проблема существования единых барьеров и преференций становится все актуальнее и требует подробного анализа и детального рассмотрения в связи с постоянным расширением группировки;

- особенности использования инструментов, мер внешнеторговой политики и преференций по группам стран. Страны ЕС разработали сложный, но обоснованный в каждом конкретном случае пакет мероприятий и документов по регулированию внешнеторговых связей с учетом всех специфических особенностей торговых партнеров.

Особенностью торговой политики ЕС является тесная взаимосвязь с другими отраслями экономики. В связи с этим необходимо согласование конкурентной политики, инновационного развития, поддержки малых и средних предприятий и некоторых других, формирующих так называемую предпринимательскую среду Европы. Основы подобного взаимодействия заложены в ст.157 Договора о создании ЕС.[8]

Направления торговой политики ЕСзаключаются в следующем:

- следование Евросоюза основным принципам, нормам и правилам Всемирной торговой организации (ВТО) и многосторонней системы регулирования торговли;

- развитие процессов заключения двусторонних соглашений о торговле со странами и различными группами стран;

- устранение проблем, связанных с нелегальным использованием интеллектуальной собственности во взаимоотношениях ЕС и его главных партнеров по торговле;

- упрощение доступа для товаропроизводителей из других стран на внутренний рынок союза.

Проанализировав эволюцию, а также основные направления торговой политики ЕС, можно утверждать, что она не ограничивается лишь комплексом мер, направленных непосредственно на регулирование внешнего товарооборота.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: