(%, опрос 1978 г.)
Степень удовлетворенности | Интимность | |||
высокая | удовлетворительная | умеренная | низкая | |
Максимально удовлетворен (N = 165) | Удовлетворен (N = 66) Не удовлетворен (N = 19) | 27,2 4,7 | 46,0 31,8 5,4 | 20,6 46,9 47,3 | 6,2 16,6 47,3 |
!Доля в выборке | 19,2 | 39,2 | 29,6 | 12,0 |
Примечание. Для построения индекса был использован алгоритм суммарности (взвешенное суммирование): высокой интимности соответствуют максимальные значения (типа: "очень"—"безусловно") всех четырех ее составляющих; удовлетворительной — в целом положительные (типа: "в общем, да"—"достаточно"); умеренной — скорее нейтральные (типа: "как будто"—"иногда да") и низкой — негативные (типа: "сомневаюсь"—"сдержанно").
Как и следовало ожидать, между удовлетворенностью мужчин браком и интимностью существует прямая тесная зависимость. Строго говоря, высокая
- 145 -
степень интимности — явление неординарное, связанное по преимуществу с максимальной удовлетворенностью браком.
Но даже для этого состояния модальное значение интимности — удовлетворительное. По мере снижения удовлетворенности браком происходит и смещение модальной группы на шкале "интимность" на одну позицию вправо, так что "удовлетворенности" соответствует "умеренная" интимность, а "неудовлетворенности" — практическое отсутствие расположенности и сочувствия к респонденту со стороны его жены. И здесь, разумеется, не обошлось без исключения, предопределенного неоднородностью актуальных моделей семьи.
Именно этим объясняются внешне парадоксальные сочетания: с одной стороны, максимальная удовлетворенность браком и игнорирование женою "Я" мужа, с другой (менее распространено) — удовлетворенность браком и глубокое проникновение жены в душевный мир мужа.
|
А каковы соответствующие показатели женской подвыборки? Обратимся к следующей таблице (табл. 10).
Удовлетворенность браком и интимность — признаки в высокой степени сопряженные. Каждая третья женщина из числа максимально удовлетворенных браком ощущает полноту интимности со стороны мужа, в то время как около половины жен, из совокупности неудовлетворенных браком, испытывают индифферентность мужей к их внутреннему миру. Удовлетворительному, с точки зрения жен-
- 146-
щин, состоянию почти в равной мере соответствует удовлетворенная и умеренная интимность.
Таблица 10
Зависимость удовлетворенности женщин браком от уровня интимности (%, опрос 1978 г.)
Степень удовлетворенности браком | Интимность | |||
высокая | удовлетворительная | умеренная | низкая | |
Максимально удовлетворена (N = 151) Удовлетворена (N = 66) Не удовлетворена (N = 33) | 33,1 12,1 15,1 | 37,1 34,8 3,2 | 25,2 42,5 39,3 | 4,6 10,6 42,4 |
Доля в выборке | 25,2 | 32,0 | 31,6 | 11,2 |
Сопоставление мужской и женской подвыборок обнаруживаете обоих случаях принципиальную близость связи "удовлетворенность браком"—"интимность". Следовательно, можно говорить о безусловной важности механизма интимности в удовлетворенности мужчин и женщин браком, причем всеобъемлющая интимность чаще всего соответствует максимальной удовлетворенности. Больше того, судя по согласованному показателю симпатии (см.
- 147 -
табл. 8), тот же вывод следует распространить и на супружество в целом.
|
Если интимность в самом деле содействует удовлетворенности супругов браком и через последнюю — его устойчивости, то она, по-видимому, должна быть непосредственно сопряжена с адаптационным синдромом. И это действительно так. Анализ эмпирических данных (1978, 1981 и 1990 гг.) выявил значимую связь индекса "интимность" по меньшей мере, с четырьмя составляющими синдрома: информационной, психологической, сексуальной и духовной. Как же конкретно выглядит, скажем, зависимость "интимность—духовная адаптирован-ность"?
Бракам с высокой духовной надежностью сопутствует максимальная интимизация, и наоборот. Так, более трети женщин (модальная группа) из числа убежденных в духовном понимании мужем ощущают исчерпывающую интимность и только 4% ее вовсе отрицают. На следующем уровне духовного понимания ("как будто бы да") соотношение крайних позиций равновелико: 12,5 к 12,5% (модальный показатель — "умеренная интимность", различия между первой и второй совокупностями статистически значимы). И в подвыборке, где духовное единство сомнительно, лишь одна из десяти женщин убеждена в полном понимании ее душевного мира супругом, в то время как треть категорически отрицает такую возможность (модален самый низкий уровень, т. е. интимность практически отсутствует, различия между первой и третьей, второй и третьей совокупностями статистически значимы). Более резко очерчена диф-
- 148-
ференциация в мужской подвыборке. Здесь пропорция крайних позиций интимности ("высокая-низкая") по соответствующим уровням духовности выглядит следующим образом: 25,6% против 5,4% (модальная—удовлетворительная), 9,3% против 14,9% (модальная—умеренная) и 0% против 48,1% (модальная—низкая). (Различия между всеми тремя совокупностями статистически значимы.)
|
Не менее рельефно отличия и взаимосвязь обсуждаемых показателей прослеживаются при сопоставлении "сексуальности" как одной из адаптационных ниш и "эротизма" как одной из составляющих интимности. Секс, нет сомнения, — принадлежность животного мира, природная функция организма. Эрос возникает в обществе. Первый — биология, второй — культура. Именно силой воображения эротическое желание увлекает за пределы — за пределы, животной сексуальности.
Стало быть, ценности адаптации и интимности не просто сосуществуют, но и составляют единую иерархическую структуру, объединяющую мужа и жену и по внешнему поведенческому контуру, и по внутри-личностным каналам, образуя особый частный стиль жизни.
Приватность предоставляет в век интенсивных контактов любому человеку, от заводских рабочих до президентов, уникальную возможность снять маску, стать хотя бы на время самим собой. Не правда ли, под впечатлением всего изложенного складывается благоприятный образ детоцентристской семьи? И хотя для такого мнения есть достаточно оснований, все же не стоит питать иллюзий. В конеч-
- 149-
ном счете и в этой семье сковывается, ограничивается проявление личностного потенциала. Вместе с тем надо знать следующее. Мною подробно описан идеальный тип, в реальной практике его модели многообразны. Ведь даже такой унифицированный тип семьи, как патриархальный, и тот, как было показано, — неоднороден. Разноликостъ детоцентристских форм изначально предопределена — главным образом, по оси "родители—дети" — механизмами адаптации, интимности и их взаимодействием.
§ 3. Поливариантность детоцентристских моделей
Характер межпоколенных отношений приоткрывает возможность для классификации детоцентристских моделей семьи. Критерием здесь выступаетмера эмансипации детей от родителей, в частности, переход от монологического к диалогическому принципу отношений между поколениями. Предваряя переход к этой процедуре, выскажу несколько общих соображений.
56 "Оптимальным условием полноценного развития и здорового функционирования психики человека... является обеспечение открытого (хотя, возможно, и напряженного) взаимодействия, или диалога, на всех этапах, всех уровнях в многомерной системе психического регулирования" (25, с. 16).
- 150-
В психологической литературе показано: отношение родителей к ребенку зависит как от их собственного, так и от его, ребенка, возраста и пола. Так, м ать и отец неодинаково относятся к сыновьям и дочерям, к новорожденным и подросткам. По некоторым свидетельствам, отец в отличие от матери «играет роль "мостика" между узким семейным окружением и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка» (26, с. 158). Помимо того, отношения поколений, согласно этнокультурным исследованиям, обусловлены конкретными социальными условиями: "естественное", нормативное для одного времени, к примеру инфантицид, выглядит "противоестественным", странным и даже чудовищным в другую эпоху.
С сожалением приходится констатировать и иное: в отечественной социологии никто (за исключением, пожалуй, И. С. Кона (27) и Т. А. Гурко (28)) серьезно и целенаправленно не изучал практику, стиль взаи-моотношенийродителейи детей. Впрочем, аналогичную оценку положения дел в этой области на Западе три десятилетия тому назад дал и У. Гуд. В результате беглого прочтения европейской литературы, замечает он, складывается впечатление о том, что имели место значительные изменения во взаимоотношениях родителей с детьми, но необходимые факты, доказывающие это обстоятельство, "не собраныинепроанализированы социальными историками" (15, с. 379).
Вернемся, однако, к главной теме и пунктирно обозначим базовые модели, оставляя за рамками анализа промежуточные формы.
- 151 -
Первая — "авторитарная". В решающей степени сохранилось доминирование старшего поколения: ребенок часто выступает средством самоутверждения одного из родителей (как правило, матери). Сотрудники сектора семьи ИС АН СССР задали 600 родителям в Москве, Тбилиси и Саранске такой вопрос: "Будете ли Вы материально помогать вашим детям после окончания школы?" Около 90% опрошенных в крупных городах и почти 100% в среднем ответили, что будут помогать детям столько, сколько необходимо. Интерпретируя эти данные, социологи справедливо подметили: "...когда материальная помощь растягивается на долгие годы, она может стать фактором, препятствующим развитию и укреплению во взрослеющих детях качеств труженика и гражданина" (29, с. 35). Последовательно проводимый дето-центризм чреват межпоколеннным недопониманием. Е. Е. Леванов, выявляя ориентацию родителей на род занятий детей по окончании средней школы, обнаружил по этому поводу рассогласование во мнениях старшего и младшего поколений. Почти 60% родителей хотели бы видеть детей специалистами с высшим образованием, тогда как сами школьники лишь в 40%, что же касается рабочих профессий, то обнаружена диаметрально противоположная картина — 10 против 20% (30, с. 115—118). Последняя тенденция подтверждена и другими опросами. Ф. Р. Филиппов, обобщая эмпирический материал, пришел к вьшоду о почти всеобщей ориентации выпускников школ на получение профессионального образования до начала трудовой деятельности и об их стремлении к выбору рабочей профессии (31, с. 51, 52). На этом фоне
- 152-
желание родителей вопреки реальным процессам добиться для детей во что бы то ни стало высшего образования выглядит атавизмом.
Кризисы в отношениях между поколениями, по Г. А. Ковалеву, выражаются наиболее наглядно, когдародители прежде всего императивными средст-вамивоздействия фрустрируютестественные потребности детей в автономии и саморазвитии. Недостаток в тактильных и эмоционально насыщенных контактах с отцом и матерью, т. е. интимности, является непосредственной причиной задержек физического и психического развития ребенка, деструкции в ходе созревания психофизических функций и процессов, детерминирует раннее формирование негативных личностных образований: страхов, коммуникативных барьеров, невротических и психопатологических комплексов (25, с. 19). Ив самом деле, негативные последствия авторитарного механизма социализации наилучшим образом подтверждаются при изучении детей-невротиков. Клинические наблюдения показали, что матери детей, страдающих неврозами, в отличие от матерей контрольной группы реже общаются с ребенком на равных, подавляют его "Я", а главное — не стремятся установить с ним эмоционально близких отношений. Напротив, они безоговорочно навязьшают свое мнение детям, тормозя проявления ими самостоятельности. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного "Я". Такому человеку, полагает Е. Т. Соколова, недоступно чувство общения и единения с другими людьми так же, как и дру-
- 153-
гим не дано пробиться к его душе (32). Психологу как бы вторит медик: "Мелочная опека матери своих взрослеющих детей приводит к частым конфликтам, лжи со стороны детей, у них развивается ипохондрич-ность, озабоченность своим здоровьем" (29, с. 91).
Вредит и избыток нежности. Поощрение ребенка отнюдь не должно выражаться в удовлетворении всех и вся его желаний, так как в потакании, в попустительстве прекращается забота. Заласканный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать.
Родительская жесткость и безудержная затасканность в равной мере подавляют, истребляют волю, свободу и самостоятельность духа ребенка, превращая его тем самым в аморфное существо. Созвучная идея о результате авторитарного воспитания, правда более изящно, высказывается Я. Корчаком: "Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен" (34, с. 9).
Вторая — "амбивалентная". На ребенка воздействует "отраженный свет" супружеских отношений — волны тепла чередуются с волнами холода. Преобладание тех или иных, особенно на решающих этапах индивидуального формирования психофизики, предопределяет в конечном счете духовный и эмоциональный потенциал взрослого человека. Явные или подспудные конфликты между мужем и женой неиз-
57 Судя по ответам несовершеннолетних правонарушителей (опрошено 350 человек), 17,2% матерей и 12,5% отцов чрезмерно их баловали, удовлетворяя все их запросы (33, с. 151).
- 154-
бежно негативно сказываются на их взаимоотношениях с детьми, независимо от того, хотят этого супруги или нет. Не буду скрывать: высказанное соображение можно проиллюстрировать исключительно зарубежными эмпирическими данными.
Согласно лонгитюдному исследованию, проведенному в округе Сан-Франциско, отношения родителей между собой и ребенком имели выраженную корреляцию с уровнем развития последнего к 3,5 годам. Интересно, что показатели "развития" зависели не от того, как родители оценивали свой брак, а от того, как эти отношения преломлялись при их общениисребенком. Скажу проще, стиль взаимодействия родителей с детьми (например, при игре) и между собойв присутствии ребенка прямо отражался на когнитивном и личностном его развитии. Значительное число пар, удовлетворенных супружеством, характеризуются меньшей конфликтностью и, напротив, большей нежностью (симпатией) и взаимопомощью при совместной с детьми игре и работе по сравнению с неудовлетворенными (35, с. 114, 115). Указанная сопряженность независимо подтверждена еще одним американским психологом. По ее наблюдениям, родители, удовлетворенные своим супружеством, как правило, относятся к детям с нежностью, употребляя при этом "более экспрессивную и недирективную речь, что, в свою очередь, вызывает теплоту и привязанность ребенка" (26, с. 159). Наконец, последнее и наиболее важное обстоятельство — уровень развития ребенка определяется не индивидуальными качествами каждого из родителей, а реально -■ сложившимися супружескими отношениями.
- 155 -
Лретья — "квазиавтономная". Эта модель представляет собой переходный этап от ярко выраженного детоцентризма — родители осуществляют по преимуществу культурную инвестицию в детей — к новому типу семьи, в котором придается главенствующее значение автономному развитию ребенка. К слову, эту тенденцию в последние годы своей жизни подметил Ф. Ариес. «Наше общество, — писал он, — перестает быть "детоцентристским", каким оно стало только с XVIII века. Это значит, что ребенок, к добру или к худу, утрачивает свою запоздалую и, может быть, чрезмерную монополию и занимает менее привилегированное место. XVIII— XIX века заканчиваются на наших глазах». (27, с. 228).
Действительно, в части семей (относительно небольшой) происходятрадикальные изменения в межпоколенных отношениях: уменьшается доля формальных контактов и, напротив, возрастают эмоционально насыщенные отношения, сопровождаемые автономией детей отродителей. Последние даютвоз-можность детям проявить самостоятельность и познакомиться с обширным кругом явлений, разумеется, перед старшими открывается в этом смысле более широкое поле деятельности. Вместе с тем и дошкольники могут свободнее, чем в недалеком прошлом, выражать взгляды и выстраивать свой собственный мир. Конечно, фиксируемая эмпирическая закономерность интерпретируется исследователями по-разному. Например, известные российские специалисты по семье с нескрываемьш порицанием констатируют экстенсивную вовлеченность подростков в рутинную домашнюю деятельность. "Более половины школь-
- 156-
ников, — отмечают М. С. Мацковский, Л. Е. Дар-ский и Л. Атанасов,—участвуют только в трех видах домашних работ—покупке продуктов, уборке дома, мытье посуды... Значительно ниже процент учащихся, принимающих участие в таких формах деятельности, как приготовление пищи, починка одежды, починка бытовых приборов, оплата счетов в сберкассе." И далее: "Родители считают, что дети школьного возраста должны принимать активное участие в домашней работе. Только 8% опрошенных ответили, что основная обязанность детей — учеба... 48% считали, что дети должны постоянно принимать участие, и 16% — что девочки должны помогать матери, а мальчики — отцам" (29, с. 37). Я бы расставил акценты по-другому, обратив внимание именно на 8% родителей.
В такой семье ребенок, вероятнее всего, чувствует, что его обязательства по отношению к родителям состоят не столько в рутинной помощи по ведению домашнего хозяйства, сколько в том, чтобы полнее использовать возможности, представленные ему для развития и реализации своих способностей и таланта. В свою очередь, воспитатели, отходя от скрупулезной регламентации, поощряют этику самореализации как социально-нравственную ценность. Отметим следующее обстоятельство, иллюстрирующее
58 Обобщая зарубежный опыт по сути к аналогичному выводу пришел И. С. Кон: "Историко-социологические данные свидетельствуют, что по сравнению с 50-ми годами родительские ценности существенно изменились: личную автономию и самостоятельность ребенка сегодня ценят выше, а послушанию и конформности придают меньшее значение" (27, с 47).
- 157-
высказанное положение. Отцы и матери школьников часто не имеют четкого представления об их профессиональной будущности. Так, в нашей выборке (1990 г.) лишь 21% родителей наметили профессиональную карьеру сына, а 26% — дочери. Е то же время 40% родителей уверены в полном нравственном и эмоциональном взаимопонимании с детьми. При этом нередко такое понимание сопряжено с удовлетворенностью браком. Например, мужчины, максимально удовлетворенные браком, в 70% указывают на гармоничность отношений с детьми, неудовлетворенные — вообще ее отрицают. Короче, эффективность социализации сегодня во многом связана с сохранением и развитием на всех возрастных стадиях, с одной стороны, межпоколенной интимности, а с другой — определенной нравственно-психологической дистанции между ними. Близкая закономерность описана Ч. С. Гризискасом и Н. В. Маляро-вой. "В современной эгалитарной семье, — считают они, — возникают и свои органически присущие ей типы взаимоотношений между родителями и детьми, которые строятся на основе взаимного уважения, дружбы, товарищества, признания права детей на свое мнение, некоторую автономию" (29, 102). Эта связка квазипротивоположных состояний есть не что иное, как проекция супружеских ценностей. Точнее говоря, отношения родители—дети стали опираться на те же базовые ценности, что и связь муж—жена. Однако обозначенная диалогичность проявляется полнокровно в постсовременном типе семьи, к рассмотрению которого мы и переходим.
- 158-
Глава V
Изменение социального
положения женщин —