Адыгская этика основана на особой взыскательности и взаимно уважительных отношениях в обществе. Каждый человек требовательно относился к своим поступкам. Пословица гласит: «Шэныгъэм нэхърэ емык1ум ф1эл1ык1» (Больше смерти остерегайся позора).
Любовь к детям у адыгов не выставлялась напоказ. «Прилюдно никогда адыги не хвалили и не ласкали своих детей. А если кто-то отзывался о них хорошо, то родители скромно говорили: «Мал еще, ничего не достиг» (14).
Взаимоотношения супругов в семье были подчинены законам приличия и «благопристойности». «Как мужчины, так и женщины доброго нрава и целомудренны. Среди них можно встретить красивейших людей в мире. Они очень гостеприимны, разумны, приветливы», - писал нидерландский государственный деятель Н. Витсен, находившийся в свите шотландского посланника в Москве с 1664 года (15).
Скромность и толерантность - серьезные требования адыгской этики. Основополагающей категорией нравственности адыгов является одно из самых древних требований нравственности у многих народов - намыс. «Намус - зачаток великих тайн и эпитет архангела Джабраила (Гавриила)» (16).
Со словом «намыс» в адыгском этикете связана сложная система нравственных понятий. Приведем эпизод из литературного повествования: «Биболэт смог теперь внимательно присмотреться к спутницам. Старуха не отличалась красотой, но в лице ее было старческое благообразие, строгость которого подчеркивалась сомкнутыми черными бровями. Дочь сидела, опустив глаза и смущенно перебирая кисти шарфа. Ей, наверное, было не больше 16 лет. Тонкие брови и черные длинные ресницы резко выделялись на матовой белизне ее лица. Большие черные глаза глянули на него прямо, и он увидел в них ту особую пытливую робость правдивого чистого сердца, как бы опасающуюся возможной неискренности и грубости других»(17).
|
Честь, чистота сердца, знание своего места в отношениях с другими, совесть, поступки по совести, красота и скромность в речи и поведении присущи человеку, обладающему «намыс». В категориях таких этических понятий обязательно воспитывались адыгские дети и подростки. Наряду с этими понятиями, большое значение адыги придавали правдивости. Об этом народом сложено немало пословиц: «Пэжыр хъущхъуэщ, пщ1ыр щхъухыц» (Правда лекарство, ложь - яд), «Пц1ьщ лъакъуэ щ1эткъым умыщ1эм ущ1эупщ1эну емык1укъым» (У лжи нет ног, спросить не стыдно того, чего не знаешь).
Большое значение имели немногословность, взвешенность и обдуманность высказываний. «Ф1ыгъуэм я нэхъыщхьэр зэгуры1уэщ» (Высшее из благ - взаимопонимание), «Гупсыси псалъэ - зыплъыхи т1ыс» (Подумай и скажи, оглянись и садись). «1ей пщ1ауэ ф1ым ущымыгугъ» (Совершив зло, не жди добра). Здесь нравственное понятие народной мудрости в том, что природа жизни человека зависима от его поступков. Зло - это грех, который оборачивается против совершившего его человека, а добро - благое дело, которое вернется добром. «К1апсэр к1ыхьмэ ф1ыщ, псалъэр к1эщ1мэ нэхъыф1ыжщ» (Длинная веревка хороша, речь короткая - еще лучше). Адыги не любили многословия. «Зэхьэзэхуэр мэунэри, зэижит1ыр мэунэхъу» (Солидарность венчается добром, непонимание друг друга - несчастьем).
Выносливость и терпение были присущи адыгскому характеру, его этике. Адыги преодолевали боль, голод, любые возможные невзгоды стоически, не выдавая своих чувств окружающим. Такой выносливости и сдержанному поведению дети воспитывались с малых лет.
|
Этим и другим понятиям этики адыгов посвящены строки, написанные кабардинским поэтом Б. Куашевым:
Напэр зыхъумэфым
Уэрэдыр хуаус,
Пц1ык1э ц1ыху пагэфым,
Хуащ1къым хьэдэ1ус
Нобэ пц1ы уупсым
Къыщ1эщынщ пщэдей
Губжьк1э бдзы уи 1упсыр
Къэнэжынщ уи дей (18).
О мужестве и мудрости адыгского этикета много сказано и в исторических документах, и в произведениях художественной литературы.
Толерантности в воспитании отводилось особое место. Эта черта наряду со смелостью, ловкостью, мужеством прививалась ребенку с малых лет. Понятие адыгагъэ по своему значению близко к слову «человечность». Все обряды вежливости черкесы соблюдали даже по отношению к врагу, если случалось с ним встретиться там, где законы благопристойности удерживали их оружие - например, в присутствии женщин, на съездах дворянства и т. п. Когда приличия не дозволяли использовать или даже обнажать оружие, враги, между которыми существовала даже кровная месть, оставались в границах вежливости. Дворянский этикет вообще предполагал, что даже кровные враги уважали достоинство друг друга. Например, если они встретились и ожидается поединок, каждый предлагал противнику первым нанести удар или стрелять. Соблюдались и такие правила: «Ты старше, и потому право первого удара за тобой», или «Ты гость, бей первым», или «Я вызвал тебя на дуэль, бей первым ты» и т. д.
Хан-Гирей отмечал, что соблюдение вежливости в обращении есть непременная обязанность каждого черкеса. Черкесы «любят вежливость, скромность: всякое ругательное слово имеет последствия; строгость замечания, угрозу и сам поединок, для которого не назначается ни место, ни время; там, где впервые встречаются соперники после ссоры, бывает и место поединка» (19). Важным требованием этики было не разглашать тайны других. Младший по возрасту первым приветствует словесно, но право подачи руки принадлежит старшему. Младшие не вступают в разговор после приветствия. Младший по возрасту, когда ему подает руку старший, здоровается обеими руками, как бы поддерживая своей левой рукой его правое предплечье. Этим жестом он проявляет свое особое уважение.
|
Дух отваги, дух воинственности воспитывался в мальчиках с малолетства. Адыги жили под постоянным натиском и угрозой перед набегами, и такая система воспитания была вынужденной. Оружие могло понадобиться в любое время. В военно-патриотическом воспитании адыгов большое значение имеет воспитание храброго, мужественного, ловкого наездника и воина. Во всем в адыгской жизни главенствовала этика народа, презирающего трусость и предательство. Под пулями, рискуя жизнью, адыги на поле битвы забирали не только раненых, но и тела убитых соплеменников, - это было святой обязанностью адыгского воина.
О красоте, силе и ловкости воинов-черкесов много свидетельствует историческая хроника. Однако черкесы никогда и ни одному народу не навязывали войну - они только защищали свою землю и свою свободу. На этот счет говорили: «Япэу умыуэ, къоуэм ущымысхь» (Первым не бей, ударившего не жалей), «1эщэ зыгъэдалъэм илъ япэ мажэ» (Первым проливается кровь того, кто стремится к войне), «Бгъэр куэдрэ уэмэ и дамэр мэкъутэ» (Часто бьющий крылом поломает его), «Зэуэ езыгъажьэ и щхьэ лажьэ хохуэж» (Начавший бой головную боль обрел), «Зауэм и к1эр хьэдагъэщ» (Конец войны - слезы).
«Нет в мире народа добрее этого, радушнее принимающего иностранцев», - писал Дж. Лука (20).
«Адыгская этика отвергает стремление к превосходству, дух и суету безоглядного соперничества; предосудительным считается само желание слыть лучше всех» (21).
«Привыкшие с самого нежного возраста к суровой закалке тела, к пользованию оружием и управлению лошадью, они не знают другой славы, кроме победы над врагом, и другого позора, кроме отступления перед неприятелем» (22).
М. Ю. Лермонтов писал о презрении черкесов к трусости в поэме «Беглец». Антитезой борцам за свободу, защитникам родины стал Гарун, герой поэмы. Забыв свой долг и стыд, Гарун бежал с поля битвы и потому достоин презрения. Отныне он не имеет права на дружбу товарищей, на любовь матери, нет ему места ни в родном доме, ни в ауле: таков суровый обычай черкесов. Отвергнутый другом, любимой девушкой, матерью, беглец покончил с собой. И даже «труп, от праведных изгнанный, никто к кладбищу не отнес» (23).
Этическая и гражданская оценка поступка Гаруна заключена в словах матери:
Молчи, молчи! Гяур лукавый, Ты умереть не мог со славой, Так удались, живи один.
Твоим стыдом, беглец свободы,
Не омрачу я стары годы,
Ты раб и трус - и мне не сын!
По мнению С. А. Андреева-Кривича, исследователя творчества М. Ю. Лермонтова, при создании этого произведения поэт использовал кабардино-черкесский материал. В основу «Беглеца» могла быть положена черкесская песня, содержание которой приводится путешественником Тэбу де Мариньи в книге «Путешествие в Черкесию». Эта песня - жалоба юноши, которого хотели изгнать из страны за то, что он вернулся один из экспедиции, где все его товарищи погибли.
«С детства приученные к тому, что мы называем трудностями, и к крайнему воздержанию, которое здесь считается достоинством, они переносят все тяготы войны не только без ропота, но даже с бодростью» (24). Черкесы приучали своих детей быть умеренными в еде. Взрослые сами стоически могли переносить тяготы жизни и с ранних лет учили своих детей терпеливости.
«Черкес владел характером энергическим и многосторонним, в котором скрывалась твердая настойчивость и необыкновенное терпение. Последнее, особенно в страданиях, осталось у черкесов одним из первых достоинств молодого человека. Равнодушие, с которым они переносили боль, доходило до такой степени, что в этом случае легко было узнать среди них европейца, который мог быть столько же бесстрашен, как и черкес, но никогда не мог сравниться с ним в терпеливости» (25). Терпеливость - одно из требований адыгской этики. Раненый, больной, голодный никогда не выдаст себя стоном, он переносит боль, нужду стоически.
Любовь к лошадям, свободолюбие и независимость, смелость, учтивый нрав черкесов гармонируют с прекрасной природой, окружающей их.
О глубинных понятиях и связи поколений адыгов со своей землей говорит народное пожелание: «Ди л1ахэм напэ хужьк1э напэ къабзэк1э Тхьэм дыхуихьыж» (Дай Бог нам вернуться к предкам с чистой совестью). Здесь отражается вера адыгов в потусторонний мир и кораническая ответственность поколений за благонравное существование на земле перед ранее жившими и перед будущим.
Этика общественных и родовых отношений не допускала негативных поступков, очерняющих и унижающих род. Честь рода и прославление его являлись обязанностью каждого. Считалось позором для молодого человека не знать, например, имя прадеда. Молодые люди знали, как минимум, семь поколений, а также дела, которыми славился их род. Стремлению к общей славе помогало желание умножить, усилить достоинство рода, равняясь на нравы, трудовые и военные подвиги отцов и дедов. Святость родства, ревностная защита чести рода, память о достоинствах предков были стойким кредо молодого адыга, благодаря чему он мог чувствовать себя человеком, уважаемым в своем сообществе.
Еще одна пословица гласит: «Скромность - красивое одеяние». Особой скромностью отличались девочки. Знаток адыгских традиций Т. Керашев в книге «Одинокий всадник» подчеркивает: «Адыги ничего не жалели, чтобы как можно красивее одеть своих дочерей. Они считали, что красивая одежда обязывает девушку вести себя прилично, с достоинством. При этом у них вкус к одежде был изысканный, ничего лишнего, ничего аляповатого они не позволяли. Чувство меры ощутимо во всех их нарядах» (26).
Н. Дубровин писал: «Обращение черкесских девушек было скромно и исполнено достоинства. Красота их с давних пор не находила соперниц» (27).
«Самые смелые джигиты отличались необыкновенной скромностью. Готовы были всегда уступить место и первыми прекратить спор. Но на действительное оскорбление реагировали молниеносно: не бранью, угрозами и криком, а оружием. Заслуги своих героев черкесы воспевали в основном после их смерти. Рассказывают, что в древности знаменитейший из витязей Бхезинеко - Бексирз - удостоился этой чести при жизни. Он был уже глубоким стариком, когда его сыновья поручили певцам сложить жизнеописательную песню об отце. Старец, узнавший об этом уже после того, как песнь была сложена, призвал к себе своих сыновей и певцов, приказал пропеть сложенную песню и, найдя в ней описание подвига, унизившего одного из его соперников славы, приказал это порицание из песни выкинуть. Скромность почиталась в старину черкесами лучшим украшением человека» (28).
Скромность сына по отношению к отцу требовала того, чтобы при посторонних он не вступал в разговор с отцом, на вопросы его отвечал кратко и ясно, также никогда не садился перед ним без особой его воли. В знак уважения сын не садился с отцом за один стол во время обеда. Сыновья подчинялись отцу, младшие братья - старшим. Слово старшего в семье было законом. «Черкесская семья никогда не собирается за столом, чтобы вместе откушать; мать и отец делают это отдельно, так же как и дети, которые делятся в зависимости от пола и возраста, и каждый отправляется есть свою порцию в отдельный уголок. Для черкеса постыдно есть перед чужеземцем и, тем более, за одним столом; поэтому хозяин все время на ногах из уважения к своим гостям, - повествует Бларамберг. - Черкес старается избегать всего, что говорит о его привязанностях и радостях, видя в этом проявление слабости, считается даже неприличным говорить с ним о его детях, особенно когда они маленькие. Только с возрастом можно позволить себе право забыть об этом стоицизме; старик, который проявил все свое мужество в молодости, может в кругу своей семьи проявлять сентиментальность»(29).
Чрезвычайно важным в адыгагъэ и в воспитании адыгов является этическая категория «совесть», ее смысл и понятия, исходящие от этого слова. Честь и совесть - взаимозависящие категории. Человек, обладающий честью по понятиям адыгов, имеет совесть. Здесь вычерчивается четкая грань. Ни при каких условиях не достижим авторитет в обществе для бесчестных людей, которыми в жизни не руководит совесть. О человеке адыги судят не по разговорам, а по делам, достойным уважения. «Ты, говорящий, никого не убедишь, пока нет в сердце у тебя того, что сходит с языка». Совесть - напэ -для адыгов категория, не имеющая границ в мироздании. «Фи л1ахэм я напэ, уи адэ анэм я напэ, фи бынхэм я напэ», то есть бессовестные поступки одного лишают совести и его родителей, и его детей, и его предков - словом, весь род. Поэтому в адыгской категории нравственности очень важно жить в ладу с совестью, чтобы существовать с честью, оберегая генокод своего рода. Честь не имеет размытых границ, как принято в настоящее время, у нее четкие грани и абсолютный приоритет.
Существует много поговорок и притч о том, что никакая молва, никакие грязные речи не могут запятнать человека, если он чист: «Пк1эрымылъ, къыпк1эрыпщ1экъым» (Не пристанет наговор, если человек чист), «Намыс здэщымы1эм нэсып щы1экъым», (Не бывает счастья там, где нет уважения). «Пэжыр пхуш1эхъумэнукъым» (Правду не схоронишь) и т. д. В истории адыгов случалось, что невиновный человек был ославлен и обвинен в том, чего не совершал. С другой стороны, считалось позором раскрыть чужую тайну. Иной раз складывалась совершенно абсурдная ситуация: человек, ославленный убийцей, не мог назвать имя истинного убийцы, если это было доверено ему как тайна. И тогда для очищения своего доброго имени человеку оставалось единственное средство - песни, песни-плачи, очистительные песни, игравшие большую роль в адыгской жизни.
Песне адыги придавали особую силу, веря, что человек не может петь искренне и душевно о том, что у него не наболело. «Знаменитый рыцарь Гудаберд, сын Азепша, случайно стал свидетелем того, как братья Тхипцевы убили князя Таусул, который навязывался в любовники к их невестке. Братья взяли с Гудаберда слово не выдавать их. На беду в этот момент его увидела какая-то женщина. Она и донесла Таусултановым, что Гудаберд, мол, знает убийцу. Чтобы не нарушить данного слова, рыцарь эмигрировал в Крым. Но вскоре и здесь он оказался не ко двору и вынужден был вернуться на Родину. Он пришел в кунацкую Тхипцевых, однако вскоре проведал, что братья замышляют его убить. Сочтя себя свободным от данного им слова, решил воспользоваться одной из оставшихся возможностей спастись - очиститься перед княжеским родом. Он пришел в кунацкую Талустановых под защиту гостеприимства и пропел княжичам свою песню:
Пщы сымыук1ыу пщыук1 къысф1ащт. Пщыр зыук1ами си нэр хуэмысэт,
Си нэр хуэмысэ щхьэк1э
Си 1эр хуэхейщ.
Князя не убивавшего, меня князеубийцей назвали.
К убийству князя мои глаза причастны,
Хотя мои глаза причастны, да руки не причастны.
То, что рассказано в песне, не может быть ложью, и Гудаберду поверили. Но рыцарь не остановился на этом: он, не называя имени убийцы, назвал его приметы:
Пщыр зыук1ари къамэ 1эпщэхущ,
Шы к1эху зэришэрт.
Сымыхэшэн щхьэк1э Хэкум сок1ыж.
У убийцы князя кинжал с белой рукояткой,
И коня белохвостого имеет,
Я, чтобы его не выдавать, родину покинул.
Так Гудаберд очистился перед Таусултановыми и отомстил братьям Тхипцевым за неблагодарность»(30).
Очищение подобного рода носит этический характер, ибо герой оправдывается в песне тем, что, согласно рыцарскому кодексу адыгов, считалось пороком, скверной, тем, что вызывало порицание со стороны общества. С одной стороны, скверное имя убийцы, с другой -низкого доносчика.
Адыги, заботясь о своей чести, не разрушают чести окружающих, особенно бережно они относятся к женщине. Идеал почитания женщины, как нельзя лучше, вписывается в понятие адыгства, усиливая его гуманистический смысл. «Это броня, оберегающая ее от негативных воздействий и переживаний. Разрушающий эту броню тем самым посягает на уклад жизни, разрушает в ней гармонию и уверенность» (31).