Русский автор XIX века Л. Я. Люлье писал: «У черкесов существует какой-то инстинкт, придающий им в обращении вид благородства и пристойности» (7).
Дюбуа де Монпере поведал: «Нынешнее состояние Черкесии вызывает у нас в памяти представление о цивилизации времен первых королей Германии и Франции. Это образец феодальной рыцарской средневековой аристократии, героической аристократии Античной Греции».
По словам А. В. Луначарского, прогрессивные обычаи и традиции народов, как и культура, направлены на то, чтобы приблизить человека к подлинно человеческому, высокому, светлому. Для адыгских детей и подростков этические нормы родного народа - самые близкие понятия, в которых они без труда сумеют освоиться при умелой организации обучения и трансформации нравственных норм на уровне школы, детского сада, семьи и других социальных институтов.
К подлинно национальным качествам кабардинского народа относятся: патриотические традиции, сложившиеся в борьбе за независимость своей земли; трудовые навыки и традиции; оказание взаимной помощи, праздники труда и урожаев; традиции братской дружбы и гостеприимства, уважительное отношение к старшему по возрасту; обычаи, возвышающие человека и культивирующие честность, правдивость, скромность, простоту. В них выражены обобщенные идеи, чувства и нормы поведения, не допускающие в обществе негативных явлений: алкоголизма, наркомании, преступности, которые в настоящее время приобрели массовый характер.
У адыгов всегда были высокие требования к охране своего генофонда. Сегодня наука подтвердила их правоту. Народ, накопивший многовековой опыт, учился избегать того, что пагубно сказалось бы на последующих поколениях. Это было настолько важным вопросом, что адыги скрупулезно отбирали себе жен не только чистых, непорочных и здоровых, но вглядывались в плюсы и минусы всей истории их рода. В сознании цивилизованного и прославившегося в мире своей этикой, укладом жизни, физической красотой и здоровьем народа такие понятия были непреложны.
|
«Меня поразило количество красивых людей среди собравшихся. Их отличительные черты - это высокий рост, широкая грудь, небольшая нога и пронзительные живые глаза. С полным основанием можно сказать, находясь здесь: «Мужчина - это самое благородное творение, какое только дарит эта страна» (8), - писал Дж. Белл.
Читаем у другого автора, Э. Д. Асколи: «Черкесы стройны, изящны и тонки в поясе, у них кровь алая, благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими женщинами в мире» (9).
Н. Витсен, нидерландский государственный деятель, состоявший в свите шотландского посланника в Москве с 1864 года, писал: «Как мужчины, так и женщины приветливы, доброго нрава, целомудренны. Среди них можно встретить красивейших людей в мире. Они очень гостеприимны и приветливы» (10).
Видный французский ученый, дипломат, политический деятель, работавший консулом в Крыму с 1783-го по 1787 год, Карл Пейсонель писал: «Черкесы милые, красивые, хорошо сложенные люди, как мужчины, так и женщины... Прежде чем оставить Черкесию, я должен отметить, что они действительно хорошо сложенный красивый народ, их женщины все очень красивы. Женщины этой страны самые красивые и обаятельные, может быть во всем мире: прелесть их внешнего облика и естественная грация очаровывают. Мужчины также почти все высоки ростом и хорошо сложены» (11).
|
И. Ф. Бларамберг, переселившийся в Россию в 1823 году, немец, генерал-лейтенант русской армии, с 1827-го состоявший на военной службе и неоднократно участвовавший в походах против закубанских адыгов, собирал сведения об адыгах по заданию генерального штаба. Он писал: «Требования, предъявляемые к князю, следующие: уважение к старости, импозантная внешность и физиономия с правильными чертами, физическая сила и, особенно, неустрашимость; не обладающий этими качествами не может рассчитывать на уважение своих соплеменников могущество. Черкесы - это народ, для которых свобода является величайшим из благ. Ни у одной нации не развито так чувство дворянской гордости, как у черкесов, и поэтому там никогда не бывает случаев неравного брака. Князь женится только на дочери князя, и рожденные вне брака дети никогда не могут унаследовать прерогативы их отцов, если, как минимум, они не женятся на законных княжнах, в этом случае они становятся князьями третьего ранга. Поскольку абхазцы ранее были подчинены черкесам, их князья рассматривались как уздени черкесов; они могли жениться только на дочерях узденей; последние, в свою очередь, могли вступать в браки с абхазскими княжнами. Князь, который женится на дворянке, покрывает себя меньшим позором, чем князь который выдает свою дочь замуж за дворянина» (12).
Вот такая строгая иерархия отношений заставляла общество стремиться к самоочищению, и каждый старался не только ради личного авторитета, но поднимал престиж всего рода, прославляя его и подавая нравственный пример подрастающему поколению. Поддерживать успех достойного рода было гораздо легче, чем самому наполнять его историю подвигами и славой. Да еще в атмосфере, когда любой благородный поступок оценивается по достоинству, а любое негативное действие, трусость и малодушие, вызывают протест. Считалось, например, большим позором, если человек появлялся в обществе в нетрезвом виде. Он надолго покрывал себя пятном бесчестья. Черкесы вели трезвый образ жизни, подчиненный многочисленным нравственным законам. То есть жизнь имела незыблемые устои, человек наперед знал все ценности, которые приведут его к успеху в жизни, и все пороки, которых он должен сторониться, чтобы соответствовать запросам и нормам общества.
|
Опыт народной педагогики адыгов служил абсолютно здоровому образу жизни, трудолюбию и стремлению завоевать авторитет среди своего народа. Неписаными законами были установлены понятия о добре и зле, о смелости и предприимчивости, о достоинстве и чести, о красоте и здоровье, о милосердии, о сохранении генокода.
Адыги, в какие бы трудные времена они ни жили, с большой радостью для себя и всех родственников, соседей, кунаков, друзей, ожидали появления на свет ребенка - наследника, для которого устраивали праздники, заранее договаривались, кто будет его воспитывать. Такой фразы, как «брошенные дети», просто не могло быть в их лексиконе. Сегодняшняя обстановка вседозволенности заставила людей нашей многонациональной страны узнать смысл этого словосочетания и принять его как обыденное явление, хотя оно трудно укладывается в сознании. Даже животные никогда не оставляют своих детенышей, растят их и любят.
Таких примеров глобального нарушения уклада жизни и вековой нравственности вокруг много. Об этом убежденно свидетельствуют многие современные авторы. К примеру, роман «Плаха» Чингиза Айтматова повествует о бесчинствующих «базарбаях», причиняющих ущерб людям и природе в погоне за обогащением способных на все. Образ волчицы Акбары в романе очеловечен, она ведет борьбу против «хищников людей», мстя им за убитого без причины маленького волчонка, ее детеныша. Айтматов всей силой своего пера первым поднял тревогу, свидетельствуя об эрозии нравственности, о появлении людей без родины, без нации, «перекати-поле», существующих без особых нравственных запросов, способных на любые преступления.
В другом произведении Чингиза Айтматова «Белый пароход» автор повествует о противостоянии добра и зла. «Показывая гибель мальчика в «Белом пароходе», - писал он, - я отнюдь не возвышаю зло над добром, а преследую цель жизнеутверждающую - через неприятие зла в его самой непримиримой форме, через смерть героя». Перо Ч. Айтматова отличается бескомпромиссностью постановки острейших нравственных проблем. Наряду с этим он показывает отсутствие гармонии в жизни и в отношениях людей.
Появление в обществе искаженных понятий и целей, отступлений от нравственных устоев не могло не отразиться и в национальной литературе. Так, в книге С. Хахова «Длинный день» есть повесть о Рамазане, который работает методистом в культурном центре и мысленно пытается противостоять лицемерию окружающих. Рамазана приводит в отчаяние, что даже в школе, где человека воспитывают, можно подкупить педагога за деньги или подарки, добиваясь хорошего отношения и оценок. Рамазан размышляет о жизни адыгов, которые стали не похожими на себя, о современных накрашенных спекулянтках, которых среди адыгов не было никогда, о трудных взаимоотношениях с людьми на работе, которые иногда не подчиняются логике нормальных отношений и понятий. Он убежден: «Наши мысли, наши дела и поступки, устремления, должны быть чистыми» (13). Рамазан живет в этом обществе, наблюдает его жизнь, высказывает свое отношение, но так и не находит в нем гармонии.
В книге М. Кармокова «А тополя все растут» (14) есть эпизод, который из жизни знаком почти каждому читателю. В сельском клубе идет фильм, вдруг рвется кинолента, фильм прерывается и сразу в зале свист, шум. Автор размышляет о том, что клубы и культурные учреждения иногда именуются «культурными» лишь условно, нормы поведения в них мало соблюдаются.
А вот что пишет Тембот Керашев в книге «Состязание с мечтой»: «Адыгеец веками воспитывался в строгих обычаях и правилах поведения. Адыгеец жил с постоянной оглядкой на строгий суд людского мнения» (15).
Высокие требования адыгской этики не позволяли человеку вести себя разнузданно, плеваться, курить и бросать окурки где попало, нецензурно выражаться, появляться в нетрезвом виде. Все это не имело места в жизни адыгов.
Рассказ А. Налоева «В пути» повествует о том, что иногда молодежь хочет выглядеть достойно, а взрослые показывают искаженную нравственность. В автобусе молодая девушка уступает место старшей. Пассажиры замечают благородство этого поступка и благовоспитанность девушки: весь вид ее говорит о скромности. Поступок девушки не смогла оценить лишь та, которой уступили место. Она заявила: «Вы думаете, она хорошо воспитана, поэтому уступила мне место?» «А как же иначе?» - спросили ее. «Она хочет ближе к этим ребятам стоять, вот и поднялась». Тут девушка незамедлительно попросила бабушку встать под предлогом того, что уронила книгу. Бабушка встала, а девушка села на свое место и сказала: «Бабушка, теперь вы постойте возле молодых ребят» (16).
Здесь автор пытается оправдать молодежь, на которую в основном сетуют, что именно она растеряла этикет. Показывает, что в любом возрасте не следует терять человечность, воспитанность. И что в наше время существует много людей, из слов и поступков которых невозможно перенять положительный опыт.
Об этических проблемах свидетельствуют и другие книги М. Кармокова. Острыми сатирическими рассказами автор хочет передать все, что его волнует в обыденной жизни. Часто перо автора затрагивает тему войны, следы которой остались в сердцах людей («Мужские слезы», «Надежда», «Душа в долгу»). Кто же герой кармоковской прозы? Человек, показанный в непрерывном противостоянии хаосу жизни и сталкивающийся со смертью. Чистая, как родниковая вода, душа девушки Альмажан («А тополя все растут») не выдерживает первого большого обмана, и своей гибелью героиня бросает вызов злу, становится его олицетворенной оппозицией. Ту же роль исполняет героиня рассказа «Нахуна», превращая читателя в единомышленника. Автор старается пробудить наше внимание к такой проблеме, как охлаждение детей к родителям («Теплый чурек»). Еще одной оппозицией злу является женщина-мать, которая потеряла сыновей на войне, но, не веря в их гибель, прождала их всю свою оставшуюся жизнь, день ото дня, до последнего вздоха (повесть «Надежда»).
У писателя много разноплановых персонажей, но наиболее важен для Кармокова главный герой, который доносит до читателя авторский замысел. В этой прозе есть примеры того, что нация стоит на пороге потери языка. Кармоков едва ли не впервые выносит на суд читателя проблемы современной адыгской семьи, которая во все времена являлась носителем высоких традиций.
Национальная художественная литература также пополнилась книгой молодого автора Мухамеда Емкужева «Всемирный потоп», которая вызвала много споров в обществе. Автор емко, с философской интонацией повествуя о происходящем на родине, утверждает свое видение будущего. Если так будет продолжаться, считает он, неизбежна дикость, все будут стремиться к личному выживанию без обычаев, традиций, законов и нравственности.
Русский мудрец И. А. Ильин, о котором было сказано выше, писал о том, что будет после краха коммунистов: «И в этот момент им (народным массам) предложат:
1) «Демократическую свободу»,
2) «Право всяческого самоопределения»,
3) «Доктрину народного суверенитета» (17).
Мы видим, с какой точностью он еще в 1952 году предсказал черты сегодняшней действительности.
«В постперестроечный период в России в самом трудном положении оказался ребенок. С 1990 года растет смертность детей первого года жизни от травм, несчастных случаев и отравлений. Среди детей до 14 лет отмечается рост заболеваемости по всем группам болезней. На 1 января 1994 года в России зарегистрировано 280 случаев заражения СПИДом среди детей. В стране накопилось почти полмиллиона брошенных детей. Экономическое лихолетье подрывает семейные устои, само общество. Ребенок утрачивает саму возможность нормальной жизни. Он неизбежно становится главным пострадавшим во всех коллизиях, происходящих сегодня с российской семьей. Чем это все для нас обернется завтра, предсказать нетрудно» (18).
Вся эта суровая картина усугубляется нуждой и бедностью отдельных семей, отсутствием средств для лечения даже простых заболеваний, которые переходят в хронические. Повсеместно в любых видеопрокатах без возрастного ценза дети могут получать низкопробную видеопродукцию. Как обыденные вещи воспринимаются преступность, алкоголизм и наркомания. В специализированном научно-теоретическом сознании до сих пор не сложился этически освоенный, общепринятый образ воспитания в современную эпоху. Он даже не мерещится за образами гражданского общества и правового государства, которые уже кристаллизируются в длинный шлейф представлений о несовместимости человеческой свободы и социальной справедливости, индивидуализма и коллективизма, рыночной экономики и нравственной чистоты, предпринимательства и порядочности.
Реформы, происходящие в стране, конечно, не вполне обошли воспитательную систему. Крах коммунистического подхода, отход от многих понятий потребовали принятия новых. А между тем воспитание подрастающего поколения - это непрерывный процесс. Правомерность воспитания детей никогда не подвергалась сомнению в истории человечества. Даже первобытное общество заботилось о подготовке ребенка к социальной жизни, к деятельности в контексте той культуры, при которой он появился на свет. Если бы люди вдруг перестали проявлять заботу о подготовке молодежи к жизни в обществе, наступил бы тупик в социальном развитии.
От всего этого есть лишь одно средство: педагогический, социальный, экономический опыт нашего народа, который поможет оздоровить общество и, оттолкнувшись от опыта старших, возродить культуру и этику адыгов, экономические и трудовые традиции и навыки. Б. Бгажноков в книге «Адыгская этика» утверждает: «Стоит только правильно задействовать этот ресурс - и результаты скажутся резким оздоровлением духовно-нравственной атмосферы, реальными перспективами развития, роста, обновления» (19). Нельзя не согласиться и с В. X. Болотоковым, который пишет: «Самая страшная опасность для любой нации таится в уничтожении генофонда и национального мышления, когда она предпочитает погрузиться в океан бессознательного, стать огромной толпой, развращенным и разложившимся сбродом» (20).
«Как зеницу ока из поколения в поколение передавали свои традиции и этикетные нормы, были крайне чувствительны к мнению о себе односельчан, ценили свое положение в обществе и авторитет. Каждый горец стремился вести соответствующий общественной морали образ жизни, быть примером в знании и обычаев, поведении, умении сказать слово, встретить и проводить гостя. Больше всего он боялся оказаться недостойным своих предков и чтобы из-за него не упрекали его детей и потомков. Поэтому молитвы, как правило, завершались словами: «Ди л1ахэм напэ хужьк1э яхуихьыжын Тхьэм дищ1» (Дай Бог нам уйти к своим предкам с чистой совестью)» (21).
Этой упорядоченной системе не один век подчинялось буквально все общество. При ее отсутствии громкие постулаты и призывы влияют обычно только на тех, кому и без того от природы дано стремление к лучшему (бессмертны слова русского гения А. П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»).
Французский аристократ Ж.-В.-Э. Тэбу де Мариньи, поступив на русскую службу в 1809 году и достаточно близко узнав причерноморских адыгов, писал: «Восхищение, которое я испытывал по отношению к этой стране, заставило меня задуматься о том, как бы здесь устроиться и добиться доверия ее обитателей, чтобы они видели во мне одного из своих» (22). Восхищали Тэбу де Мариньи обычаи черкесов, добродушие и милосердие.
Об этом же строки А. С. Пушкина:
Когда же с мирною семьей
Черкес в отеческом жилище
Сидит ненастною порой,
И тлеют угли в пепелище;
И, спрянув с верного коня,
В горах пустынных запоздалый,
К нему войдет пришлец усталый
И робко сядет у огня, -
Тогда хозяин благосклонный
С приветом ласково встает
И гостю в чаше благовонной
Чихирь отрадный подает.
Под влажной буркой в сакле дымной,
Вкушает путник мирный сон,
И утром оставляет он
Ночлега кров гостеприимный» (23).
Нынешнее поколение черкесов благодарно Пушкину за эти и другие строки. Но, как и большинство русских аристократов, Пушкин был на стороне Ермолова. Так, например, он писал: «Смирись, Кавказ: идет Ермолов!».
В поэме «Прометей» Т. Шевченко, украинский национальный поэт, призывал черкесов бороться и победить.
«Воинственный дух, благородство и дух рыцарства, любовь к свободе - особенности, в наибольшей степени характерные для психологии и общественного сознания адыгов. Но, вспоминая их историческую судьбу, невольно приходишь к мысли: лучше бы указанные свойства адыгов были выражены менее, и менее о себе бы давали знать. Тогда, может быть, их не постигла бы трагедия. Но в этом случае они не были бы теми черкесами, какими их познал весь мир» (24).
Выбор тяжелый: остаться рыцарями и погибнуть, защищая себя, свою землю, или струсить, но остаться в живых. Конечно, хотелось бы, чтобы Черкесия всегда была цветущей. Но история Черкесии - героическая, жизнь и терпение ее - стоические, и этим надо гордиться.
Олег Опрышко в книге «Через века и судьбы» цитирует исторический роман Стефана Цвейга «Магеллан»: «Какое значение имеет подвиг, если он не запечатлен словом; историческое деяние бывает закончено не в момент его свершения, а лишь тогда, когда становится достоянием потомства» (25).
Трагедия многих современных поколений адыгов в том, что истинную свою историю на земле они не знали. Мы воспитывались на «уравниловке» и в системе «всеобщего среднего образования». Мы кланялись каждому памятнику, но никогда не отмечали дни памяти погибших на войне черкесов. Черноморское побережье пропитано кровью черкесов, и лишь только случайно, может быть, кто-то раз в жизни бросил в морские волны цветок в их память. История народа для нашего поколения состояла из «белых пятен» и доступной стала лишь в последнее десятилетие.
В это десятилетие перемен произошло открытие трагических страниц истории Черкесии, был установлен общенародный День памяти адыгов, погибших в Кавказской войне, все яснее осознается необходимость сохранения языка, культуры, традиций. Новое поколение адыгов вправе знать страницы подлинной истории, чтобы в День памяти прочувствовать всю глубину скорби, постигшей родной народ, ввергнутый в войну на уничтожение. Чтобы счастливо и достойно встречать сородичей, возвращающихся отовсюду на историческую родину, не возводя им бюрократических преград. Любой из них, как и любой из нас, вправе жить на исторической родине, любить землю предков и дорожить ею, как дорожили те поколения адыгов, которые в слезах увозили на чужбину горстку родной земли. Народ стоял насмерть, но на колени не встал.
Иногда по телевизору транслируют встречи с адыгами, проживающими в других странах. Они жалуются на трудности, испытываемые теми, кто решил вернуться на родину предков. Это новое преступление перед потомками выселенных на чужбину адыгов. Стремление к объединению на исторической родине - это стремление восстановить историческую справедливость по отношению к этносу, который подвергся геноциду, не знавшему равных в истории человечества.
«На неоднократные предложения сдаться, не губить, по крайней мере, женщин и детей, бывших в сакле, они отвечают: «Наш дом, наша могила, наши семейства должны погибнуть с нами». И при этом женщины наравне с мужчинами принимают участие в бою и, выбегая на крышу дома, кидают камни в охотников, находившихся около стен. Сакля, наконец, подожжена и защитники, выбегавшие с обнаженными кинжалами, перебиты» (26) (А. Цаллыкати).
Невольно вспоминаются строки из лермонтовской поэмы «Измаил-Бей»:
Горят аулы; нет у них защиты,
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор,
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель;
Он убивает старцев и детей.
Невинных дев и юных матерей
Ласкает он кровавою рукою,
Но жены гор не с женскою душою!
За поцелуем вслед звучит кинжал,
Отпрянул русский, захрипел и пал.
«Отмсти, товарищ!» - и в одно мгновенье
(Достойное за смерть убийцы мщенье!)
Простая сакля, веселя их взор,
Горит черкесской вольности костер (27).
Или песня-плач «Гонят нас в Стамбул»:
Черные вороны машут крылами. Подлый Анзоров правит делами.
Родина, мы не увидимся снова.
Всем паспорта нам всучили обманом, Нас обдурили, а спорить нельзя нам, Гонят нас, гонят из края родного!
Поезд уходит без опозданья,
Поезд гудит, заглушает рыданья,
Не забывай нас, земля дорогая!
Ветры парчовый платок растрепали, Братья, мы свидимся снова едва ли! Гонят нас, гонят из отчего края!
Плачет, рыдает гармошка чья-то, Больше на родину нет нам возврата,
Нас от родимой земли оторвали!
С близким проститься, сердцу казниться,
Консул турецкий торопит и злится,
Гонят, увозят нас в дальние дали.
В лесу Марыеко, горе мое,
Пушки грохочут,
Богом принужденные - горе мое,
Родину мы покидаем.
Е-о-ой, в Стамбул мы уходим (28).
Вот что писал русский генерал Фадеев об этой войне: «Горцы потерпели страшное бедствие. Они встречали наши удары с каким-то бесчувствием. Как отдельный человек в поле не сдавался перед целым войском, но умирал, убивая, так и народ после разорения дотла его деревень, произведенного в десятый раз, цепко держался на прежних местах».
У адыгов никогда не было в характере, в этикете привычки стонать, выдавая свою боль. Они «встречали удары с каким-то бесчувствием», но это не значит, что им было не больно. Наоборот, они как герои, отважно встречая смерть, не покидали родную землю, сражаясь до конца, и смерть, какой бы она жестокой ни была, встречали на родной земле, не покрывая свои имена позором и презрением. Героическая и достойная смерть считалась честью.
Велась наижесточайшая в истории война, картины которой зверски страшны: «Одни гибли под метелями в горах и лесах, не имея очагов, так как враг сжигал все, другие - от голода, так как враг уничтожал соседние поля. Среди тысяч жертв большинство были женщины и дети» (29). Остатки черкесов, за малым исключением, должны были переселиться за рубеж.
Трагические истории выселения кабардинцев в Турцию тоже свидетельствуют о стоическом, рыцарском характере народа.
А. Берже, официальный русский историк Кавказской войны, писал: «Никогда не забуду того подавляющего впечатления, которое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу около 17 тысяч человек. Позднее ненастное и холодное время года, почти совершенное отсутствие средств существования, свирепствовавшая среди них эпидемия тифа и оспы делали положение их отчаянным. И действительно, чье сердце не содрогнулось при виде молодой черкешенки в рубище, лежащей на сырой земле под открытым небом с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся с жизнью, в то время как другой искал утоление голода у груди уже окоченевшего трупа матери. А подобных сцен было немало» (30).
Сто лет шла эта война. «В результате Русско-Кавказской войны адыги потеряли 95 % населения и 90 % территории. Навсегда исчезли целые виды этноса: жаниевцы, хейгаки, махоши, убыхи» (31).
«Великие русские писатели и общественные деятели А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, поэты-декабристы и другие запечатлели в своих бессмертных произведениях о Кавказе память героев, отдавших свои жизни за самое дорогое для любого нормального человека - родину. Русские историки - Дубровин, Фадеев, Щербина, Пейсонель, Абрамов, Торнау и другие - внесли значительный вклад в исследование Кавказской войны. Именно на фундаменте, заложенном исследователями прошлого века, когда-нибудь будет возведено добротное здание истории черкесского народа» (32).
Богатейшая страна, о которой так много писали иностранные путешественники, одичала. Вот как описывали хлебные поля прежней Черкесии: «Мы поднялись вверх по долине через довольно открытый лес, в котором лежали деревья и необыкновенные пышные поля. Затем шел ряд незначительных холмов и ложбинок, которые повсюду были так хорошо возделаны, края полей так чисто и хорошо огорожены, то я мог подумать, если бы позволяла окружающая обстановка, что вижу перед собой одно из лучших обработанных полей Йоркшира» (33).
В 1882 году о горцах, вынужденных покинуть родину, писал А. Берже: «Полумиллионное население из многих племен разного корня, со своеобразными этнографическими способностями, с самобытным строем внутренней и общественной жизни, покинуло родные горы и расселилось по разным провинциям Европейской и Азиатской Турции, где частью погибло от трудностей переселения, частью смешалось с разнородными племенами на местах нового водворения. Филология, этнография и история утратили в этом богатые средства разъяснить много важных вопросов в минувшей жизни черкесов».
Но время показало ошибочность суждений А. Берже о том, что переселенцы утратили самобытность и остались вне истории. Выжившие и обосновавшиеся в других странах адыги сумели сохранить свою культуру, традиции, язык.
«Жизнь черкесских мухаджиров сопровождалась «мелодией возвращения», которая родилась после выселения, ее до сих пор играют на каждом вечере» (34). Заметную роль в развитие черкесской музыки сыграл ансамбль «Северный Кавказ» из Турции, довольно известный на Ближнем Востоке в 60-е годы. Ансамбль сохранил чистоту мелодий благодаря тому, что в черкесской диаспоре в Турции оказалось много потомственных музыкантов. Интересными фактами на эту тему насыщена книга «Адыгские мамлюки» Мухамеда Мусабиевича Хафицэ об адыгах, живущих в Турции, на Ближнем Востоке, о выдающихся общественно-политических и военных деятелях, талантливых писателях, артистах, художниках, композиторах, спортсменах, вышедших из среды черкесского зарубежья.
В каждом повествовании горечь и тоска по родине:
Хакур - ар уэшхышхуэм и ужьк1э къепсыж дыгьэ хуабэщ, Жьыуэ тэджауэ гъавэм елэжь мэкъумэщыщ1эщ; Жэщк1эрэ уафэ к1ыф1ым къыщыблэ вагъуэщ;
Бийм пэува зэуэл1хэм хьэлу 1ыхьэр езыт 1энэщ;
Псынэ къабзэщ ар, зэрылъэлъу дыхьэщх псыкъелъэщ; Губгъуэм ит жыгей инщ, ар зэщ1эгъагъэ жыг хадэщ; Къуэлэбзум я уэрэд зыщхьэщыт ныджэ инщ;
Шащыху хужьыр а ныджэм телъщ щ1ымахуэм темык1ыу; Удз уфафэм гъэмахуэм яуфэбгьу губгъуэ инщ ар; Къыщ1афык1 щ1ым а удзхэм гьащ1э зыт и хъугъэпсхэр: Хэкур - ар дэ ди унэ, ди жыг хадэрщ, заводырщ;
Ди гум ди адэжь хэкур щопсэу (35).
(Владимир Черкез)
Сегодняшнее резкое обнищание населения в нашей стране наряду с развалом идеологических институтов увеличило число социально дезориентированной молодежи.
«Теперешняя молодежь должна найти себя в разоренной стране с прерванной преемственностью. В такие времена общество, озираясь с изумлением и испугом, обнаруживает вышедшие из-под спуда варварские аномалии социального поведения. Множество социологов, психологов, педагогов, криминалистов, заглядывая в разные отсеки общественной машины, принимаются за поиски ответов: логичность и тем самым аморальность экономики, когда честный труд не приводит к достатку, а нарушение законов ведет к благополучию; скудость образования и развал воспитания, когда ни школа, ни семья не справляются с гуманизацией подрастающего поколения, неэффективная работа органов правопорядка, кризис объединяющих идеалов, которые еще недавно с грехом пополам препятствовали центробежным силам».
В таких условиях общество должно осознать, что необходимо включить в процесс гуманизации молодежи духовно-нравственные ценности, включив в обязательную школьную программу два новых предмета: история религии и народная этика (или этика вообще с обязательным подробным ознакомлением с этикой народа).
Современные педагоги высказывают тревогу о том, что стремительный научно-технический прогресс ломает культуру, традиции, привычные условия жизни. Рождается новая интеллектуальная реальность, все менее доступная обыденному сознанию большинства людей. При этом научное познание дает осколочное видение мира через множество образов, не сводимых к единству. В результате человечество все глубже погружается в незнание, хорошо замаскированное и неосознаваемое.
«Стремление все объяснить с помощью науки разрушает духовную и эмоционально-ценностную сферы личности. Агрессивность мышления и образования достигла таких пределов, что общество оказалось перед необходимостью качественно переосмыслить весь процесс познания, признать, что в мироздании есть тайна, и нам дано только углубляться в нее... Школа предлагает ученику эклектическую окрошку из наук, малосвязанных с жизнью, оторванных от национальной
культуры» (36).
Н. С. Макоева в книге «Момент долголетия» пишет: «Культура на санскрите означает «почитание света». Культура и этика общения, соблюдение традиций позволяют человеку быстрее уйти от тьмы» (37).
Культура, по представлению каждого, является возвышенным призывом человека к чистым, светлым, гуманным отношениям: к миру, жизни, природе. Она делает человека величественным, удовлетворенным, счастливым. Красота человеческих отношений - наверное, высшая красота жизни. Образование, проникнутое национальным духом и уважением к другим народам, - незаменимый инструмент возрождения культуры и сохранения мира и согласия. Гуманизация образования - его поворот к миру живому и целостному, к всесторонней культуре, к очеловеченному знанию.
«Воспитание - это лишь одна из трех ипостасей, в которых развивается личность: социализация - воспитание - саморазвитие. Социализация личности происходит под влиянием всего миропорядка, начиная от космоса, земли, государства, через общественные институты, экономику, политику, средства массовой коммуникации, кончая семьей, средой молодежного общения
и т.д.» (38).
Социализация современного молодого человека происходит в трудных условиях. Сегодня в школьнике воспитывают комплекс исторической неполноценности, прививают чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Не случайно, как показывают социологические опросы, 80 % старшеклассников Москвы и Санкт-Петербурга не исключают для себя возможности уехать из России. Историю нельзя судить, историю надо изучать, извлекая из нее уроки. Необходимо впитывать живой опыт предков и на их опыте обретать мудрость, избегая их ошибок.
«Дети - наше будущее», - эта прописная истина является аксиомой. Положение с воспитанием детей само собой не переменится.
Необходимо, не ожидая ответной реакции молодых людей на дегуманизацию нашего общества, принять меры по обеспечению молодежи работой, привлечению ее к общественно полезной деятельности, снять груз социальной незащищенности с плеч неопытных и потерявших нравственные ориентиры юношей и девушек. Растущая преступность, в которую втянута молодежь, переполненные тюрьмы, подростковая наркомания, слепое копирование западных образцов, формирующих молодежную субкультуру, главной ценностью которой стало бездумное прожигание жизни, свидетельствуют об отсутствии серьезных мер в воспитании. Дискотеки, рок-тусовки становятся единственно интересующими молодежь местами времяпрепровождения, подчас это служит средством обогащением для центров, которые из культурных стали превращаться в антикультурные. Дух коммерции разъедает само отношение к подрастающему поколению.
Народная пословица гласит: «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи». Сбой в передаче культурных, традиций виден на примере национальных праздников, родовых встреч, превращенных в обыкновенные застолья, на которых нельзя обойтись без спиртных напитков. Пример строгого соблюдения норм этики в обществе наши дети не наблюдают практически нигде. Между тем «в США, Англии, Франции, Японии, Канаде, Израиле, Корее заметно усилилось внимание к воспитанию. Педагоги этих народов направили свои взоры на Россию, имеющий уникальный опыт работы с детьми, который сами же мы изрядно подрастеряли» (39).
Молодые люди остро ощущают социальное расслоение. Многим из них стало труднее получить образование, профессию. Растущая детская преступность в целом по России говорит о неприглядной картине. За 5 лет (1991-1995) уголовно-наказуемые преступления совершили 56 тысяч несовершеннолетних.
Подростковая преступность - это не абстрактные цифры и проценты в сводках МВД. Как сегодня предотвратить дальнейшее духовное разложение общества?
Духовная культура - понятие, имеющее емкое содержание, многогранное. Непосредственным компонентом духовной культуры являются обычаи и традиции, затрагивающие не только духовную культуру, но и материальную, сложившуюся как формы отношения между людьми в их историческом развитии. В них проявляются взаимоотношения людей, отношение человека к обществу, к семье. В них выражены общие идеи, чувства, нормы поведения. Гуманистические обычаи и традиции адыгского народа, отвечающие эстетическому вкусу народа, его этике, являются подлинно человеческими.
О высокой человечности обычаев своего народа пишет в книге «Куко» знаток адыгской культуры Т. Керашев:
«- Нет, эта старуха - удивительный образец адыгейской женщины. Она тоже одна из жертв своей человечности, - говорит Аслан. - Вот зайди к ней купить что-нибудь, ведь она не продаст, а отдаст, у адыгов не было принято продавать продукты питания, разве что на базар отвезут.
- Нет, лучше уж страдать от человечности, чем жить бесчеловечной утробной жизнью, - отвечает Тамара. - Вот эта старуха, как ее украшает человечность, ее человеческий такт. Ее невозможно не уважать. А главное, она сама себя имеет право уважать» (40).
Обычаи и традиции взаимопомощи и коллективной помощи в такой трудной экономической и социальной обстановке, как сегодня, необходимо возродить. Люди должны сплотиться, не допуская обнищания сородичей, больных, одиноких, инвалидов.