На социализацию детей и молодежи определенное влияние оказывала и религия. Этические нормы, принятые адыгами, не идут вразрез с требованиями ислама. Адыги были свободолюбивым, мужественным народом, но и верующим, богобоязненным.
Хан-Гирей писал: «Черкесы единодушно говорят и веруют, что люди за грехи свои подвергнутся в будущей жизни наказаниям, соразмерно преступным их деяниям, но что, будучи мугамеданином, человек не сделается вечной жертвою, а возвратится снова к блаженствам рая. Вот главный отличительный догмат их веры».
Из-за отсутствия письменности невозможно проследить досконально многие факты адыгской жизни изнутри самой нации. Но художественная литература и исторические летописи, фольклор, песнопения, пословицы говорят о вере адыгов, которая на протяжении веков менялась. Язычество, христианство и ислам - вера наших ближайших предков.
Ислам учит человека благородству, милосердию, благочестию, благонравию. Адыги по своей природе радушный и доброжелательный народ. Об этом свидетельствуют искренние обращения к Создателю и добрые пожелания друг другу в жизни: «Алыхьым гущ1эгъу къыпхуищ1», «Тхьэр аразы къыпхухъу», «Уи мурадыр Тхьэм къуигьэхъул1э», «Алыхьым уи насып хилъхьэ», «Псэ быдэ тхьэм фхуищ1», «Тхьэм фигьэузыншэ, Тхьэм фыщ1игъэузыншыхь», «Акъылэгъу Тхьэм фыздищ1». Здесь просьбы к Создателю о благах в различных жизненных ситуациях. Выражения доброжелательности к соседям, милосердия к больным, слабым, святости родственных уз, почитания родителей. Знание адыгами этих истин и соблюдение их в своей жизни говорит как об их мудрости, так и о богобоязненности.
Как и другие религии, ислам учит тому, что каждый человек отвечает за свою духовную жизнь: «Кто приобретает грех, тот приобретает его против самого себя» (66).
«Кто идет прямым путем, тот идет прямо для своей души, а кто заблудился, тот заблудился во вред ей» (67).
Никогда нельзя говорить: «Мой народ был маловерующий». Это серьезная этическая ошибка перед лицом верующих и исполняющих все требования ислама.
По свидетельству французского военного советника А. Фонвилля, «когда наступало время их молитвы, черкесы, прежде всего, совершали омовения, раскладывали бурки по палубе и становились в ряд; один из них читал несколько молитв из Корана, остальные повторяли за ним в голос и при этом падали ниц. Церемония эта повторялась по нескольку раз в день; они никогда не забывали своих религиозных обрядов, и каковы бы ни были время и обстоятельства, они непременно молились в назначенные часы» (68).
В песнопении адыгов, которое относится к периоду феодализма, есть такие строки:
Саэр лъапэк1э плъэшоъоу Орхъ хабзэзак1эу Апхъолъэр зыгъашоу, Мастэр звгъэплъэу Алахьым у щегъэ1.
Платья носком касаясь, Полной почтенья и грации, Наперстком орудуя ловко, Иглу докрасна раскаляя. Аллах, дай тебе долго жить!
Кладя руку на пирог, именуемый «пирогом свекрови», на обрядах бракосочетаний шапсуги говорили:
Я, Аллахь!
Ныбжьк1э Насыпьщ1оу
Бэгъащ1эу,
Бэрэчэт хэлъэу,
1орыщ1эу,
Щ1ык1ащ1оу,
Щ1ы!
О, Аллах!
Молодую
Счастливой,
Долго живущей,
Изобилие несущей,
Послушной, благонравной
Сделай! (69)
В этих песнопениях благожелательное напутствие воспитательного характера и просьба к Создателю о долгой жизни.
Нравственные ценности религии и этики народа на протяжении многих веков не могли быть изолированы друг от друга. Именно их взаимовлияние обусловило торжество общечеловеческих ценностей.
«И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, - а родителям - делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив», - именно в этой суре из Корана мы находим сходство с поступками и взаимоотношениями, укладом жизни наших предков.
Много мудрости хранится в народных пословицах и притчах, дошедших до нас. Любой верующий уверен в существовании загробной жизни. Например, у нас в народе говорят: «Лъэгуэжьэпэм нэмысыр, хьэдрыхэпэ нос», пословица предостерегает от лишних разговоров, нехороших поступков, ибо адыги убеждены, что неправедная жизнь, негативные поступки живущих беспокоят души умерших предков.
Уверенность адыгов в необходимости благонравной и ответственной жизни на земле, милосердие и простодушие, гостеприимство и взаимопомощь говорят о правильно и разумно организованном бытии. С чувством ответственности перед Создателем.
Теперь жизнь основательно меняется. Стереотипы, рожденные многолетним атеизмом, разрушаются. Вера в Бога, преклонение, почитание, богобоязненность возрождаются в душах людей. В республике строятся мечети. Счастье новых поколений в том, что они свободно могут с самого детства узнать все ценности, указанные великим Создателем. Это большое благо.