Ислам - неотъемлемая часть духовной жизни адыгов




На социализацию детей и молодежи определенное влияние оказы­вала и религия. Этические нормы, принятые адыгами, не идут вразрез с требованиями ислама. Адыги были свободолюбивым, мужествен­ным народом, но и верующим, богобоязненным.

Хан-Гирей писал: «Черкесы единодушно говорят и веруют, что люди за грехи свои подвергнутся в будущей жизни наказаниям, со­размерно преступным их деяниям, но что, будучи мугамеданином, человек не сделается вечной жертвою, а возвратится снова к блажен­ствам рая. Вот главный отличительный догмат их веры».

Из-за отсутствия письменности невозможно проследить доско­нально многие факты адыгской жизни изнутри самой нации. Но ху­дожественная литература и исторические летописи, фольклор, песно­пения, пословицы говорят о вере адыгов, которая на протяжении ве­ков менялась. Язычество, христианство и ислам - вера наших бли­жайших предков.

Ислам учит человека благородству, милосердию, благочестию, благонравию. Адыги по своей природе радушный и доброжелатель­ный народ. Об этом свидетельствуют искренние обращения к Созда­телю и добрые пожелания друг другу в жизни: «Алыхьым гущ1эгъу къыпхуищ1», «Тхьэр аразы къыпхухъу», «Уи мурадыр Тхьэм къуигьэхъул1э», «Алыхьым уи насып хилъхьэ», «Псэ быдэ тхьэм фхуищ1», «Тхьэм фигьэузыншэ, Тхьэм фыщ1игъэузыншыхь», «Акъылэгъу Тхьэм фыздищ1». Здесь просьбы к Создателю о благах в различных жизненных ситуациях. Выражения доброжелательности к соседям, милосердия к больным, слабым, святости родственных уз, почитания родителей. Знание адыгами этих истин и соблюдение их в своей жиз­ни говорит как об их мудрости, так и о богобоязненности.

Как и другие религии, ислам учит тому, что каждый человек отве­чает за свою духовную жизнь: «Кто приобретает грех, тот приобретает его против самого себя» (66).

«Кто идет прямым путем, тот идет прямо для своей души, а кто заблудился, тот заблудился во вред ей» (67).

Никогда нельзя говорить: «Мой народ был маловерующий». Это серьезная этическая ошибка перед лицом верующих и исполняющих все требования ислама.

По свидетельству французского военного советника А. Фонвилля, «когда наступало время их молитвы, черкесы, прежде всего, совер­шали омовения, раскладывали бурки по палубе и становились в ряд; один из них читал несколько молитв из Корана, остальные повторяли за ним в голос и при этом падали ниц. Церемония эта повторялась по нескольку раз в день; они никогда не забывали своих религиозных обрядов, и каковы бы ни были время и обстоятельства, они непре­менно молились в назначенные часы» (68).

В песнопении адыгов, которое относится к периоду феодализма, есть такие строки:

Саэр лъапэк1э плъэшоъоу Орхъ хабзэзак1эу Апхъолъэр зыгъашоу, Мастэр звгъэплъэу Алахьым у щегъэ1.

Платья носком касаясь, Полной почтенья и грации, Наперстком орудуя ловко, Иглу докрасна раскаляя. Аллах, дай тебе долго жить!

Кладя руку на пирог, именуемый «пирогом свекрови», на обрядах бракосочетаний шапсуги говорили:

Я, Аллахь!

Ныбжьк1э Насыпьщ1оу

Бэгъащ1эу,

Бэрэчэт хэлъэу,

1орыщ1эу,

Щ1ык1ащ1оу,

Щ1ы!

 

О, Аллах!

Молодую

Счастливой,

Долго живущей,

Изобилие несущей,

Послушной, благонравной

Сделай! (69)

В этих песнопениях благожелательное напутствие воспитательно­го характера и просьба к Создателю о долгой жизни.

Нравственные ценности религии и этики народа на протяжении многих веков не могли быть изолированы друг от друга. Именно их взаимовлияние обусловило торжество общечеловеческих ценностей.

«И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотовари­щи, - а родителям - делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив», - именно в этой суре из Корана мы находим сходство с поступками и взаимоотношениями, укладом жизни наших предков.

Много мудрости хранится в народных пословицах и притчах, до­шедших до нас. Любой верующий уверен в существовании загробной жизни. Например, у нас в народе говорят: «Лъэгуэжьэпэм нэмысыр, хьэдрыхэпэ нос», пословица предостерегает от лишних разговоров, нехороших поступков, ибо адыги убеждены, что неправедная жизнь, негативные поступки живущих беспокоят души умерших предков.

Уверенность адыгов в необходимости благонравной и ответствен­ной жизни на земле, милосердие и простодушие, гостеприимство и взаимопомощь говорят о правильно и разумно организованном бы­тии. С чувством ответственности перед Создателем.

Теперь жизнь основательно меняется. Стереотипы, рожденные многолетним атеизмом, разрушаются. Вера в Бога, преклонение, по­читание, богобоязненность возрождаются в душах людей. В респуб­лике строятся мечети. Счастье новых поколений в том, что они сво­бодно могут с самого детства узнать все ценности, указанные вели­ким Создателем. Это большое благо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: