Особенности воспитания девочек. Роль женщины в адыгском обществе




Примерно к 12 годам девочки начинали носить туго зашнурован­ный корсет (куэшыбэ). Корсет носили до замужества. В первую брач­ную ночь муж разрезал его кинжалом. Неловкость или ошибка ставились молодому в большое бесчестье. «Все девушки в первой поло­вине XIX века в черкесских семьях носили корсет, - пишет Хан-Гирей. - Облачение девочек в корсет никак не ритуализировалось. Ношение корсета вырабатывало тонкую талию и плоскую грудь, что считалось признаками женской красоты» (42).

С малых лет девушек воспитывали в скромности, знакомили с этикетом. Густые длинные волосы были одним из признаков красоты и обязательным атрибутом адыгской девушки. Разумная интеграция адыгов в мировое сообщество, их этика предъявляли требование со­блюдать адыгскую честь (адыгэ напэ, адыгэ нэмыс). В этих понятиях воспитывали и девушек, и юношей.

В книге «Избранные произведения адыгских просветителей» при­водится такой эпизод черкесской жизни. Друг жалуется на свою лю­бовь к женщине: «Казалось бы так, Ислам, да, видишь ли, эта женщи­на не из таких: ее не трогают ни нежности, ни великолепные обеща­ния, ни самые угрозы. Вот уже четвертый месяц, как вижусь с нею почти каждый день, на все мои предложения у нее один и тот же от­вет: «Умру, но не потревожу в могиле костей покойных родителей бесчестием» (43).

Здесь адыгская этика во многом перекликается с требованиями этики ислама, много внимания уделяющего благочестию и его охране всеми членами общества. Адыгская девушка, женщина прославила себя в мире. Об этом много свидетельств в истории.

«Черкесские женщины не только пользуются репутацией изуми­тельно красивых и образцово преданных, они пользуются также важ­ной привилегией, которая вытекает из морального кодекса этого на­рода: мы хотим сказать об уважении и почитании, которые черкесы испытывают по отношению к праву защиты и посредничества, при­надлежащему женщинам. Если женщина с распущенными волосами без покрывала бросается в гущу сражающихся, кровопролитие пре­кращается, и тем скорее, если эта женщина в возрасте или из извест­ной семьи. Достаточно того, чтобы мужчина, которого преследуют враги, укрылся в помещении женщин или дотронулся до какой-нибудь женщины, как он становился неприкосновенным. Одним сло­вом, никакая кара, никакая месть и тем более убийство не могут быть совершены в присутствии женщин... Вместе с тем между лицами оди­накового положения считается постыдным отдавать себя под защиту прекрасного пола, и прибегали к ней в редких случаях, и только что­бы избежать неминуемой смерти» (44).

Величайшим позором считали ссору мужчин в присутствии жен­щин. Конный в знак уважения спешивался при встрече с женщиной. Адыгской женщине не позволялось заниматься тяжелой работой. Всякий проходящий мимо, заметив женщину, занятую непосильным трудом, приходил ей на помощь.

«Черкешенки отличаются замечательным искусством в работах; скорее износится и изорвется само платье, чем лопнет шов, сделан­ный их руками; серебряный галун черкесской работы крепок и изя­щен. Во всем, где работали женщины, виден тонкий вкус и отличное практическое приспособление» (45).

«Черкесы чрезвычайно щекотливы относительно женской добродете­ли, ее нравственности, и мстили за оскорбление женщины жестоко» (46).

Воспитанием девочек занимались женщины. Кроме трудовых на­выков требовалось проявлять скромность, держаться достойно и ока­зывать почтение, быть сдержанной в выражении чувств, знать и со­блюдать этикет. Женщины помогали мужчинам в посеве и уборке урожая, делали великолепные нитки из дикой конопли, занимались домашним хозяйством. А также демонстрировали умение и вкус в шитье одежды, вышивке золотыми и серебряными нитями. «Женщи­ны делали из светлой пряжи сукно, напоминающее фланель, бурки, седельные подушки, полотно, одежду, обувь, галуны, ножны для са­бель, чехлы для ружей и пистолетов» (47).

История свидетельствует об отдельных героических черкешенках. Такова смелая и мужественная Тыргьатао.

Черкесская женщина не лишена ума, у нее живое воображение, она способна на большие чувства. Современный писатель М. Кармоков в книге «А тополя все растут» отобразил любовь кабардинской девуш­ки Альмажан, не смирившейся с необходимостью быть в разлуке с любимым. В борьбе со своим пылким чувством она погибает (48).

В «Записках черкеса» пред нами предстает образ девушки Залихи. Залиха - княжна, также воспитанная в строгих правилах адыгского этикета. Но, встретив свою любовь, она находит в себе силы бороться за счастье (49). Правда, безуспешно, и ее судьба такова, как судьбы многих адыгских девушек, не всегда свободных в выборе своего бу­дущего.

Песня-плач, старинная песня-причитание, наверное, сложена де­вушкой с такой горькой судьбой, вынужденной выходить замуж по холодному расчету старших.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: