О трудолюбии народа и передаче опыта подрастающему поколению




Культура адыгов формировалась в соответствии с географическим положением и историческими условиями. С одной стороны северное побережье Черного моря, с другой - северные предгорья Кавказа представляли собой обширные и плодородные земли. Здесь развива­лись земледелие, животноводство, пчеловодство и другие отрасли хо­зяйства. Немаловажное значение имела охота, так как в лесах води­лось много дичи и диких животных. Поскольку хозяйство адыгов было натуральным, серьезное развитие получили ремесла: производство сук­на, волокна, шитье одежды, седельное производство и т. д.

В адыгской семье дети с самого детства привлекались к работе. «В первой половине XIX столетия, - писал Хан-Гирей, - черкесские оружейники, золотых дел мастера и ткачихи производят превосход­ные изделия, в которых видно особенно их искусство, во многом дос­тигающее высокого совершенства... Серебряные изделия достойны удивления по прочности и чистоте их отделки. Чернь и позолота, с величайшим искусством на них наводимые, превосходны в полном смысле этого слова, и, что важнее всего, это чернь и эта позолота ни­когда не сходят. Черкешенки ткут серебряные и золотые галуны с от­личным искусством и неподражаемым вкусом... Сукна везде ткутся для собственного потребления, и иногда бывают довольно тонки... Этим мастерством занимаются исключительно женщины, они же с

величайшим искусством вышивают серебром и золотом» (70).

«Девочек учили вышивать золотом и шелками, делать тесемки, га­луны, шить платья», - писал Шора Ногмов.

Народная педагогика адыгов основывалась на передаче навыков посредством беседы и личного примера в поле, в быту. Подросток в период земледельческих работ был не только помощником, вспомо­гательной силой. С него требовали, как с настоящего работника. В поле подростки набирались житейского крестьянского опыта, узнава­ли, как запрягать и распрягать быков, правильно вести упряжь по бо­розде, определять сроки, глубину заделки семян, отличать культурные поросли от сорняков и т. д.

Также взрослые «передавали опыт и знания по народной метеороло­гии, народному календарю. Начало нового сельскохозяйственного года адыги праздновали. Обряд празднования мэф1эщхъэтыхь (жертвопри­ношение в честь огня), который устраивался в каждой семье, посвящал­ся покровителю домашнего очага, и жертв (овец, коз, кур) приносилось столько, сколько очагов в ауле. Праздник длился три дня» (71).

Другой документ гласит: «Они возделывают землю большими плугами, запряженными 6-8 быками, водят стада на пастьбу, рубят деревья для срубов или топки, строят жилища, жнут хлеб и косят тра­ву, которой зимой кормят животных. Женщины и девушки, которые не так строго охраняются, как у крымских татар, работают с ними во время жатвы. Когда полевые работы зовут черкесов далеко от их се­лений, они строят себе в открытом поле хижины из жердей, покры­ваемых ветвями и камышом, которые можно принять за стога сена. Вся домашняя экономия черкесов ограничивается обработкой земли и разведением многочисленных стад; они сеют просо, из которого ва­рят кашу, пекут блины и всякое печенье, они также приготавливают особые напитки, называемые ими «пшенный суп». Реже сеют маис, который служит им продовольствием. Они возделывают огородные растения, вроде моркови, репы, брюквы, лука, тыквы, арбузов и т. д. Женщины приготовляют из дикой конопли очень красивую нить» (72).

Коллективная взаимопомощь не допускала существования в адыг­ском обществе нищих. Родовые связи поддерживали честь рода, его имя и репутацию. Уборка урожая, посев велись здоровыми силами об­щества, но никогда без надела не оставляли стариков и больных.

Черкесы всегда были трудолюбивым народом и в этих традициях обучали своих детей. Они прославили себя в ремеслах. Земледелие, животноводство, коневодство, пчеловодство, садоводство - все, чем они занимались на работе и в быту, они доводили до совершенства. Этому немало свидетельств.

Дж. Лонгворт писал: «Эти порядки берут свое происхождение из духа безграничного гостеприимства и проявляемого при этом реши­тельного презрения к материальным благам. Невозможно, чтобы при подобных обстоятельствах человек мог требовать вспомоществова­ния от своего более удачливого собрата, и предполагается, что чело­век, про которого известно, что он имеет лишнюю пару обуви или ру­башку, должен поделиться ими в пользу голого и босого.

Насколько черкесы пунктуальны во многих других отношениях, настолько они бесцеремонны в отношении собственности, даже на­оборот, считают своим долгом брать и давать, с равным безразли­чием».

Примечания

1 Бгажноков Б. X. Адыгская этика. Нальчик: Эль-Фа, 1996. С. 15.

2 Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993. С. 8.

3 Бгажноков Б. X. Адыгская этика. С. 88.

4 Цит. по: Шнейдер Ю. А. Этика. М., 1998. С. 32.

5 Каламбий. Записки черкеса. Нальчик: Эльбрус, 1987. С 223.

6 Там же. С. 223.

7Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик: Эльбрус, 1989. С. 185.

8 Цит. по: Культура адыгов / Сост. X. К. Казанов. Нальчик: Эльбрус, 1993. С. 109. (Далее: Культура адыгов.)

9 Мафедзев С. X. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX - начале XX в. // Этнографические исследования. Нальчик: Эльбрус, 1991. С. 183.

10 Там же. С. 183.

11 Там же. С. 55.

12 Там же. С. 59.

13 Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик: Эльбрус, 1989. С. 169.

14 Мафедзев С. X. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1991 С. 28.

15 Культура адыгов. С. 36.

16 Бгажноков Б. X. Адыгская этика. С. 42.

17 Керашев Т. Дорога к счастью. Майкоп, 1947. С. 7.

18 Куашев Б. Стихи и поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1983. С. 14.

19 Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1996. С. 182.

20 Культура адыгов. С. 97.

21 Бгажноков Б. X. Адыгская этика. С. 68.

22 Тэбу де Мариньи. Путешествие в Черкесию // АБКИЕА. С. 292.

23 Лермонтов М. Ю. Кавказские поэмы. М., 1983. С. 4.

24 Спенсер Э. Путешествие по Черкессии, Крымской Татарии. 1837. / Пе­ревод КБНИИ. 1988. Т. 2. С. 36.

25 Дубровин Н. Черкесы (адыге). Нальчик, 1991. С. 87.

26 Керашев Т. Одинокий всадник. Нальчик, 1989. С. 425.

27 Дубровин Н. Черкесы (адыге). С. 86.

Там же.

29 Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, эт­нографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. С. 353-434.

30 Филологические труды. Вып. 1: Фольклор и литература. Нальчик, 1977. С. 47.

31 Бгажноков Б. X. Адыгская этика. С. 47.

32 Дубровин Н. Черкесы (адыге). С. 122.

33 Церетели А. Наставник//Живая старина. 1991. № 1. С. 91-95.

34 Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. //АБКИЕА. С. 235-280.

35 Тэбу де Мариньи. Путешествие в Черкесию // АБКИЕА. С. 301.

36 Культура адыгов. С. 138.

37 Цит. по: Аталиков В. М. Записки двоих русских путешественников о Кабарде в начале XIX века // Живая старина. 1991. № 1. С. 70.

38 Пушкин А. С. Избранное. Ставрополь, 1977. С. 382.

39 Кагермазов Б. Лескенская лира: Стихи, поэма. Нальчик: Эльбрус, 1993. С. 37.

40 Керашев Т. Абрек. Нальчик, 1963. С. 179.

41 Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. С. 163.

42 Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. С. 251.

43 Избранные произведения адыгских просветителей. С. 47.

44 Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. С. 359.

45 Дубровин Н. Черкесы (адыге). С. 138.

46 Там же. С. 140.

47 Культура адыгов. С. 52.

48 Кармоков М. А тополя все растут: Роман в 2 кн. Нальчик: Эльбрус, 1994. - 384 с.

49 Каламбий. Записки черкеса. С. 51-80.

50 Дубровин Н. Черкесы (адыге). С. 90.

51 Культура адыгов. С. 272.

52 Бгажноков Б. X. Мир культуры. Нальчик, 1990. С. 11

53 Избранные произведения адыгских просветителей. С. 136.

54 Предания о Жабаги. Нальчик, 1985. С. 85-86.

55 Дубровин Н. Черкесы (адыге). С. 91.

56 Мафедзев С. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. С. 216.

57 абкиеа. с 149.

58 АБКИЕА. С 72.

59 Культура адыгов. С. 166.

60 Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами // АБКИЕА. С. 47.

61 Культура адыгов. С. 38.

62 Опрышко О. Через века и судьбы. Нальчик: Эльбрус, 1982. С. 127.

63 Асколи Д. Описание Черного моря и Татарии / АБКИЕА. С. 63-64.

64 Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость (1863-1864): Из записок участника-иностранца // Адыги. Нальчик, 1991. С. 17.

65 Культура адыгов. С. 99.

66 Коран / Перевод с арабского акад. И. Ю. Крачковского. М.: Раритет, 1990. С. 528.

67 Там же. 10:108,4:40.

68 Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость. С. 48.

69 Бгажноков Б. X. Черкесское игрище. Нальчик, 1991. С. 95-118.

70 Хан-Гирей. Записки о Черкесии. С. 265.

71 Мафедзев С. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. С. 100.

72 Культура адыгов. С. 42.

 

Глава 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: