Воспитание любви к природе




Любовь к природе аккумулирована во многих народных поговор­ках. Например: «Дыщэ унэ, нэхъ уи унэжь» (Лучше золотого замка -родной дом); «Хамэ хэку сыщытхъэ нэхъ си хэкужь сыщыл1э» (Чем на чужбине богатством наслаждаться, лучше на родине голодным быть).

Любовь к родине - это любовь, не дающая ее предать и бросить, это желание ее защищать, быть на ней радушным хозяином, а не хищником, не оставляющим живых следов потомству. В книге М. Хафицэ «Адыгские мамлюки» есть такие строки: «Щ1эттынущ хакум папщ1э гьащ1эр; ди гъащ1м папщ1э Хэкур дымытын!» (Чтобы жизнь сохранить, родину не отдадим). Безмерна любовь мамлюков к далекой родине. Адыгов всегда окружала прекрасная природа, к ко­торой они относились с любовью. Во всем, в их образе жизни ощу­щалась гармония с родным краем.

Теперь мы понимаем, что на варварское отношение природа отве­чает человеку бесплодием, истощением, погубленной красотой. Сего­дня охрана природы - одна из наиболее актуальных задач.

Молодежь должна знать, какой любовью и патриотизмом, каким бережным отношением к земле славились наши предки. Историче­ская летопись свидетельствует: «Черкесия - очень красивая и хоро­шая страна, с многочисленными равнинами, холмами и горами, леса­ми и источниками, из которых вытекают прекрасные ручейки» (Энгельберг Кемпфер, XVIII век). Другая цитата: «Здесь много всяких цветов, особенно красивых тюльпанов, а земля засажена сливами, яб­локами, грушами, орехами и другими прекрасными деревьями. Вспаханные, ухоженные поля, сады. Видно, что люди все свое уменье, всю свою любовь отдавали родной земле».

Дети должны с детства учиться ценить природу, делая взаимо­связь человека с ней более бережной. Тысячи лет реки несли голубые струи чистейшей воды, и чистота их оберегалась нравственным от­ношением людей к природе. А что сейчас? Берега засыпаны мусором, его разносят водяные потоки, создавая угрозу распространения дур­ных болезней. Сопоставьте сегодняшнее состояние горных потоков с отношением к ним в недавнем прошлом, когда человек этически не способен был губить родную природу.

Вот как пишет об этом Тембот Керашев в книге «Состязание с мечтой»: «Река в глубоких ямах затихла и спокойно неслась меж окаймляющих ее деревьев, поверхность ее как зеркало отражала зе­леный узор берегов и голубое небо. Но на перекатах стеклянная по­верхность реки крошилась и каскадом осколков низвергалась под ук­лон, яростно перемывала разноцветную россыпь голышей. Чуть дальше, на север, речка уходила в темную синеву узкого леса, распо­ложенного по обоим берегам».

Клокочет, бурлит река, неся свой поток. Буйство леса и другие краски жизни природы ярко отражены в поэтических строках Б. Куашева:

Все, что в душе моей чисто и свято,

Связано кровно с тобою навек,

Долго ходил я дорогой солдата,

Снова к тебе я вернулся, Черек.

Много прошел я земель чужедальних, -

Правда сияла на чистом штыке.

Сколько мне рек повстречалось печальных, -

Слезы и кровь были в каждой реке!

Плавно текли чужеземные реки,

Но убегали, души не согрев.

Только на родине, только в Череке

Я услыхал кабардинский напев.

Как материнская речь, ты близка мне,

Влага, бегущая из ледников.

Как я люблю эти белые камни,

Эти верблюжьи горбы берегов!

Каждой весною, почуяв раздолье,

Скалы крутые ломал ты порой,

Но, замечая твое своеволье,

В спор мы еще не вступили с тобой (49).

Все переплетено в любви к родному краю: и язык, родной и близ­кий, дорогой, как материнское молоко, и шум родной реки, у берегов которой вырос автор. Беспредельно близки, неотделимы от сердца ропот и шум реки.

Кавказ многократно воспет. Общеизвестны классические строки, в которых М. Ю. Лермонтов признается в любви к Кавказу:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить,

Там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

Или другие стихи:

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор

Все небо юга да утесы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы,

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к вам летят издалека,

Над вами вьются, шепчутся, как тени,

Как над главой огромных привидений Колеблемые перья, - и луна

По синим сводам странствует одна.

Как я любил Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных громких бурь, Когда пещеры и холмы крутые,

Как стражи окликаются ночные;

И вдруг проглянет солнце, и поток Озолотится, и степной цветок,

Душистую головку поднимая,

Блистает, как цветы небес и рая (50).

В стихотворении «Кавказ», написанном в 1830 году, поэт воспева­ет красоту и величие гор, признается в своей страстной любви к краю, ставшему для него второй родиной. Посещение Кавказа обогатило

 

 

Лермонтова новыми впечатлениями; вдохновленный поэзией жизни, природой, он создает произведения с кавказской тематикой: «Чер­кесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Беглец» и другие.

Глубина любви к родному уголку была столь велика, что даже из­гнанники, нарушавшие общественный порядок, возвращались, чтобы хоть издали полюбоваться своей землей. Ценность природы нравст­венно чтилась. Именно так случается, если уклад народной жизни со­ответствует нравственным нормам. Тогда у человека появляется не­обходимость относиться к природе, как к живому существу.

«Природа обогащает ум, облагораживает душу, открывает тайны жизни», - сказал Л. Фейербах.

В книге Т. Керашева «Состязание с мечтой» есть такой пафосный эпизод: «Спасибо тебе, Айдемир! За сад спасибо! Не посрамил нашу стариковскую честь: ты посадил этот сад по-хозяйски доброт­но! Спасибо! Да, добрые у вас сады. Особенно толковый сад этот вот, ближний, что Айдемир посадил, и откуда только ты достал та­кой набор самых лучших зимних сортов. Массив в нескольких гек­таров крупного чернослива. Очень хороши сорта яблок - «Ренет Симиренко», «Джонатан», «Банан зимний», «Розмарин белый», а самое главное, чего давно ищу и не нахожу - это высокоурожайный «Розмарин Черкесский» (51).

Черкесы были талантливыми земледельцами и садоводами. Мой дедушка, Мухтар Альборов, один из первых ученых-агрономов республики, выращивал редкие сорта деревьев, которых я никогда и нигде больше не встречала. Многие ветераны в Старом Череке пом­нят о его мичуринских достижениях. Опыт дедушки, к сожалению, остался неизученным. Он любил землю и относился к ней бережно, оберегал каждый кустик, и природа одаривала его богатыми уро­жаями.

Прекрасные земледельцы, трудолюбивые животноводы, пчело­воды, черкесы все же главную любовь отдали коневодству. Ухо­женный, прекрасный и любимый скакун в жизни черкесов был до­рогим существом. В одном из повествований о Кавказской войне есть трагический эпизод: «Большое количество черкесов, обесси­левшие, едва живые, лежали лицом к востоку в ожидании смерти, и, что удивительно, лошади их стояли рядом, не бросая своих хозяев, будто понимали всю трагедию происходящего».

О том же строки М. Ю. Лермонтова:

 

 

Далеко от сраженья, меж кустов

Питомец смелый трамских табунов,

Расседланный, хладея постепенно,

Лежал издохший конь; и перед ним,

Участием исполненный живым,

Стоял черкес, соратника лишенный.

 

О трагическом эпизоде расставания с любимым конем повествует А. Цаллыкати: «Убыхи умирали сотнями, голодные, обессиленные. До того, как достичь берега Черного моря, Хажитык похоронил отца и мать. Позже не вынесли холода и голода его два младших брата и сестра. Он остался один. Многие из его друзей, прославленные храб­ростью и честностью, погибли. Куда бы ни глядел он, видел, как гиб­нет его народ. Люди неслись, как бесконечный разлив: «Скорее в Стамбул». Волы кричали, собаки лаяли, женщины плакали, мальчиш­ки ревели, пули звенели. Только молодые беззвучно переносили горе. Вот и синее море без конца и края. Объятый горем Хажитык послед­ний раз обнял любимого коня, расставаясь с лучшим другом, что был у него» (52).

 

 

Примечания

1 Эстетическое образование и воспитание. М.: ГРЮБ, 1996. С. 5-8.

2 Бгажноков Б. X. Адыгская этика. Нальчик: Эль-Фа, 1999. С. 88.

3 Аргументы и факты. 1996. № 28.

4 Социология: Курс лекций. М., 1997. С. 86.

5 Арагон Л. Собр. соч. М.: Художественная литература, 1961. С. 288.

6 Цит. по: Эстетическое образование и воспитание. М., 1996. С. 18.

7 Люлье Л. Я. Черкесия - историко-этнографические статьи в кн.: Дубро­вин Н. Черкесы (адыге). Нальчик, 1991. С. 297-354.

8 Цит. по: Культура адыгов / Сост. X. К. Казанов. Нальчик: Эльбрус, 1993. С. 40.

Там же.

Там же.

Там же.

Там же.

13 Хахов С. Длинный день. Нальчик, 1996. С. 25.

14 Кармоков М. А тополя все растут: Роман в 2 кн. Нальчик: Эльбрус, 1994 - 384 с.

15 Керашев Т. Состязание с мечтой. Майкоп, 1935. С. 27.

16 Народный писатель: (Методические материалы по творчеству А. На-лоева). Нальчик: РЮБ, 1996.

17 Круг чтения. М., 1991 С. 103.

18 Живи и знай. Белая книга детства. М., 1995. С. 14-20.

19 Бгажноков Б. X. Адыгская этика. С. 7.

20 Болотоков В. X. Заметки о национальном духе: Доклады АМАН. Наль­чик, 1995. Т. 1.№2. С. 111.

21 Мусукаев А. И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев и бал­карцев. Нальчик, 1992. С. 216.

22 Культура адыгов. С. 105

23 Пушкин А. С. Избранное. Ставрополь, 1997. С. 139.

24 Бетрозов Р. Два очерка из истории адыгов. Нальчик, 1993. С. 100.

25 Опрышко О. Через века и судьбы. Нальчик, 1982. С. 5.

26 Цаллыкати А. Борьба за волю гор Кавказа // Кавказский край. 1993. №2. С. 21.

27 Лермонтов М. Ю. Кавказские поэмы. М., 1983. С. 61.

28 Цит. по: Касулюв А. X. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992. С. 159.

29 Цит. по: Трат Р. Черкесы. М., 1992. С. 40.

Там же.

31 Бгажноков Б. X. Черкесы на рубеже эпох // Жизнь национальностей. М., 1999. С. 83.

32 Хапсироков X. Ж. II Жизнь национальностей. 1999. № 2-3. С. 77.

33 Трахо Р. Черкесы. М., 1992. С. 62.

34 Бадерхан С. Музыка Кавказской диаспоры // Кавказский край. 1993. № 2. С. 15.

35 Хафицэ М. М. Адыгские мамлюки. Нальчик: Эльбрус, 1994. С. 18.

36 Педагогика. Теоретический научно-методический журнал М., 1996, № 7. С. 70.

37 Макоева Н. С. Момент долголетия. Пятигорск, 1996.

38 Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа воспитательного процесса // Воспитание школьников. М., 1996. С. 4.

39 Лушагина А. Теория и практика воспитания // Воспитание школьников. 1997. №4. С. 48.

40 Керашев Т. Куко: Роман. Лит. ред. В. А. Попова; Перевод с адыгейского авт. М.: Сов. Россия, 1980. С. 20-21.

41 Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа Нальчик, 1958. С. 30.

Там же.

43 Керашев И. Умной дочери мать. Майкоп, 1963. С. 176.

44 Золотусский И. Достоевский освобождает нас от страха // Круг чтения. 1991. С. 102.

45 Цит. по: Я и мой мир: Пособие для учащихся. С. 84.

46 Бицуев А. Избранное: Стихи, баллады, поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1997. С. 141.

47 Куашев Б. Молодые журавли. Нальчик, 1971. С. 30.

48 Шогенцуков А. Стихи и поэмы. Нальчик, 1981. С. 43.

49 Куашев Б. Молодые журавли. Нальчик: Эльбрус, 1971. С. 99.

50 Лермонтов М. Ю. Кавказские поэмы. Орджоникидзе: Ир, 1983. С. 96.

51 Керашев Т. Состязание с мечтой. Майкоп, 1935. С. 27.

52 Цаллыкати А. Хажитык // Дарьял. 1995. №4.

 

Глава 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: