Любовь к природе аккумулирована во многих народных поговорках. Например: «Дыщэ унэ, нэхъ уи унэжь» (Лучше золотого замка -родной дом); «Хамэ хэку сыщытхъэ нэхъ си хэкужь сыщыл1э» (Чем на чужбине богатством наслаждаться, лучше на родине голодным быть).
Любовь к родине - это любовь, не дающая ее предать и бросить, это желание ее защищать, быть на ней радушным хозяином, а не хищником, не оставляющим живых следов потомству. В книге М. Хафицэ «Адыгские мамлюки» есть такие строки: «Щ1эттынущ хакум папщ1э гьащ1эр; ди гъащ1м папщ1э Хэкур дымытын!» (Чтобы жизнь сохранить, родину не отдадим). Безмерна любовь мамлюков к далекой родине. Адыгов всегда окружала прекрасная природа, к которой они относились с любовью. Во всем, в их образе жизни ощущалась гармония с родным краем.
Теперь мы понимаем, что на варварское отношение природа отвечает человеку бесплодием, истощением, погубленной красотой. Сегодня охрана природы - одна из наиболее актуальных задач.
Молодежь должна знать, какой любовью и патриотизмом, каким бережным отношением к земле славились наши предки. Историческая летопись свидетельствует: «Черкесия - очень красивая и хорошая страна, с многочисленными равнинами, холмами и горами, лесами и источниками, из которых вытекают прекрасные ручейки» (Энгельберг Кемпфер, XVIII век). Другая цитата: «Здесь много всяких цветов, особенно красивых тюльпанов, а земля засажена сливами, яблоками, грушами, орехами и другими прекрасными деревьями. Вспаханные, ухоженные поля, сады. Видно, что люди все свое уменье, всю свою любовь отдавали родной земле».
Дети должны с детства учиться ценить природу, делая взаимосвязь человека с ней более бережной. Тысячи лет реки несли голубые струи чистейшей воды, и чистота их оберегалась нравственным отношением людей к природе. А что сейчас? Берега засыпаны мусором, его разносят водяные потоки, создавая угрозу распространения дурных болезней. Сопоставьте сегодняшнее состояние горных потоков с отношением к ним в недавнем прошлом, когда человек этически не способен был губить родную природу.
|
Вот как пишет об этом Тембот Керашев в книге «Состязание с мечтой»: «Река в глубоких ямах затихла и спокойно неслась меж окаймляющих ее деревьев, поверхность ее как зеркало отражала зеленый узор берегов и голубое небо. Но на перекатах стеклянная поверхность реки крошилась и каскадом осколков низвергалась под уклон, яростно перемывала разноцветную россыпь голышей. Чуть дальше, на север, речка уходила в темную синеву узкого леса, расположенного по обоим берегам».
Клокочет, бурлит река, неся свой поток. Буйство леса и другие краски жизни природы ярко отражены в поэтических строках Б. Куашева:
Все, что в душе моей чисто и свято,
Связано кровно с тобою навек,
Долго ходил я дорогой солдата,
Снова к тебе я вернулся, Черек.
Много прошел я земель чужедальних, -
Правда сияла на чистом штыке.
Сколько мне рек повстречалось печальных, -
Слезы и кровь были в каждой реке!
Плавно текли чужеземные реки,
Но убегали, души не согрев.
Только на родине, только в Череке
Я услыхал кабардинский напев.
Как материнская речь, ты близка мне,
Влага, бегущая из ледников.
Как я люблю эти белые камни,
Эти верблюжьи горбы берегов!
Каждой весною, почуяв раздолье,
|
Скалы крутые ломал ты порой,
Но, замечая твое своеволье,
В спор мы еще не вступили с тобой (49).
Все переплетено в любви к родному краю: и язык, родной и близкий, дорогой, как материнское молоко, и шум родной реки, у берегов которой вырос автор. Беспредельно близки, неотделимы от сердца ропот и шум реки.
Кавказ многократно воспет. Общеизвестны классические строки, в которых М. Ю. Лермонтов признается в любви к Кавказу:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить,
Там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Или другие стихи:
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся, как тени,
Как над главой огромных привидений Колеблемые перья, - и луна
По синим сводам странствует одна.
Как я любил Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных громких бурь, Когда пещеры и холмы крутые,
Как стражи окликаются ночные;
И вдруг проглянет солнце, и поток Озолотится, и степной цветок,
Душистую головку поднимая,
Блистает, как цветы небес и рая (50).
В стихотворении «Кавказ», написанном в 1830 году, поэт воспевает красоту и величие гор, признается в своей страстной любви к краю, ставшему для него второй родиной. Посещение Кавказа обогатило
|
Лермонтова новыми впечатлениями; вдохновленный поэзией жизни, природой, он создает произведения с кавказской тематикой: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Беглец» и другие.
Глубина любви к родному уголку была столь велика, что даже изгнанники, нарушавшие общественный порядок, возвращались, чтобы хоть издали полюбоваться своей землей. Ценность природы нравственно чтилась. Именно так случается, если уклад народной жизни соответствует нравственным нормам. Тогда у человека появляется необходимость относиться к природе, как к живому существу.
«Природа обогащает ум, облагораживает душу, открывает тайны жизни», - сказал Л. Фейербах.
В книге Т. Керашева «Состязание с мечтой» есть такой пафосный эпизод: «Спасибо тебе, Айдемир! За сад спасибо! Не посрамил нашу стариковскую честь: ты посадил этот сад по-хозяйски добротно! Спасибо! Да, добрые у вас сады. Особенно толковый сад этот вот, ближний, что Айдемир посадил, и откуда только ты достал такой набор самых лучших зимних сортов. Массив в нескольких гектаров крупного чернослива. Очень хороши сорта яблок - «Ренет Симиренко», «Джонатан», «Банан зимний», «Розмарин белый», а самое главное, чего давно ищу и не нахожу - это высокоурожайный «Розмарин Черкесский» (51).
Черкесы были талантливыми земледельцами и садоводами. Мой дедушка, Мухтар Альборов, один из первых ученых-агрономов республики, выращивал редкие сорта деревьев, которых я никогда и нигде больше не встречала. Многие ветераны в Старом Череке помнят о его мичуринских достижениях. Опыт дедушки, к сожалению, остался неизученным. Он любил землю и относился к ней бережно, оберегал каждый кустик, и природа одаривала его богатыми урожаями.
Прекрасные земледельцы, трудолюбивые животноводы, пчеловоды, черкесы все же главную любовь отдали коневодству. Ухоженный, прекрасный и любимый скакун в жизни черкесов был дорогим существом. В одном из повествований о Кавказской войне есть трагический эпизод: «Большое количество черкесов, обессилевшие, едва живые, лежали лицом к востоку в ожидании смерти, и, что удивительно, лошади их стояли рядом, не бросая своих хозяев, будто понимали всю трагедию происходящего».
О том же строки М. Ю. Лермонтова:
Далеко от сраженья, меж кустов
Питомец смелый трамских табунов,
Расседланный, хладея постепенно,
Лежал издохший конь; и перед ним,
Участием исполненный живым,
Стоял черкес, соратника лишенный.
О трагическом эпизоде расставания с любимым конем повествует А. Цаллыкати: «Убыхи умирали сотнями, голодные, обессиленные. До того, как достичь берега Черного моря, Хажитык похоронил отца и мать. Позже не вынесли холода и голода его два младших брата и сестра. Он остался один. Многие из его друзей, прославленные храбростью и честностью, погибли. Куда бы ни глядел он, видел, как гибнет его народ. Люди неслись, как бесконечный разлив: «Скорее в Стамбул». Волы кричали, собаки лаяли, женщины плакали, мальчишки ревели, пули звенели. Только молодые беззвучно переносили горе. Вот и синее море без конца и края. Объятый горем Хажитык последний раз обнял любимого коня, расставаясь с лучшим другом, что был у него» (52).
Примечания
1 Эстетическое образование и воспитание. М.: ГРЮБ, 1996. С. 5-8.
2 Бгажноков Б. X. Адыгская этика. Нальчик: Эль-Фа, 1999. С. 88.
3 Аргументы и факты. 1996. № 28.
4 Социология: Курс лекций. М., 1997. С. 86.
5 Арагон Л. Собр. соч. М.: Художественная литература, 1961. С. 288.
6 Цит. по: Эстетическое образование и воспитание. М., 1996. С. 18.
7 Люлье Л. Я. Черкесия - историко-этнографические статьи в кн.: Дубровин Н. Черкесы (адыге). Нальчик, 1991. С. 297-354.
8 Цит. по: Культура адыгов / Сост. X. К. Казанов. Нальчик: Эльбрус, 1993. С. 40.
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.
13 Хахов С. Длинный день. Нальчик, 1996. С. 25.
14 Кармоков М. А тополя все растут: Роман в 2 кн. Нальчик: Эльбрус, 1994 - 384 с.
15 Керашев Т. Состязание с мечтой. Майкоп, 1935. С. 27.
16 Народный писатель: (Методические материалы по творчеству А. На-лоева). Нальчик: РЮБ, 1996.
17 Круг чтения. М., 1991 С. 103.
18 Живи и знай. Белая книга детства. М., 1995. С. 14-20.
19 Бгажноков Б. X. Адыгская этика. С. 7.
20 Болотоков В. X. Заметки о национальном духе: Доклады АМАН. Нальчик, 1995. Т. 1.№2. С. 111.
21 Мусукаев А. И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. С. 216.
22 Культура адыгов. С. 105
23 Пушкин А. С. Избранное. Ставрополь, 1997. С. 139.
24 Бетрозов Р. Два очерка из истории адыгов. Нальчик, 1993. С. 100.
25 Опрышко О. Через века и судьбы. Нальчик, 1982. С. 5.
26 Цаллыкати А. Борьба за волю гор Кавказа // Кавказский край. 1993. №2. С. 21.
27 Лермонтов М. Ю. Кавказские поэмы. М., 1983. С. 61.
28 Цит. по: Касулюв А. X. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992. С. 159.
29 Цит. по: Трат Р. Черкесы. М., 1992. С. 40.
Там же.
31 Бгажноков Б. X. Черкесы на рубеже эпох // Жизнь национальностей. М., 1999. С. 83.
32 Хапсироков X. Ж. II Жизнь национальностей. 1999. № 2-3. С. 77.
33 Трахо Р. Черкесы. М., 1992. С. 62.
34 Бадерхан С. Музыка Кавказской диаспоры // Кавказский край. 1993. № 2. С. 15.
35 Хафицэ М. М. Адыгские мамлюки. Нальчик: Эльбрус, 1994. С. 18.
36 Педагогика. Теоретический научно-методический журнал М., 1996, № 7. С. 70.
37 Макоева Н. С. Момент долголетия. Пятигорск, 1996.
38 Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа воспитательного процесса // Воспитание школьников. М., 1996. С. 4.
39 Лушагина А. Теория и практика воспитания // Воспитание школьников. 1997. №4. С. 48.
40 Керашев Т. Куко: Роман. Лит. ред. В. А. Попова; Перевод с адыгейского авт. М.: Сов. Россия, 1980. С. 20-21.
41 Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа Нальчик, 1958. С. 30.
Там же.
43 Керашев И. Умной дочери мать. Майкоп, 1963. С. 176.
44 Золотусский И. Достоевский освобождает нас от страха // Круг чтения. 1991. С. 102.
45 Цит. по: Я и мой мир: Пособие для учащихся. С. 84.
46 Бицуев А. Избранное: Стихи, баллады, поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1997. С. 141.
47 Куашев Б. Молодые журавли. Нальчик, 1971. С. 30.
48 Шогенцуков А. Стихи и поэмы. Нальчик, 1981. С. 43.
49 Куашев Б. Молодые журавли. Нальчик: Эльбрус, 1971. С. 99.
50 Лермонтов М. Ю. Кавказские поэмы. Орджоникидзе: Ир, 1983. С. 96.
51 Керашев Т. Состязание с мечтой. Майкоп, 1935. С. 27.
52 Цаллыкати А. Хажитык // Дарьял. 1995. №4.
Глава 3