СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ АДЫГСКОЙ ЖИЗНИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ




В ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ

Необходимость осознания проблем

Сохранения этических национальных особенностей

И народной мудрости

«Мир вывихнут. Он изменяется. Мир переживает изменение нравст­венности», - это слова Виктора Шкловского. Философ И. А. Ильин пред­сказывал: «Мир переменится, и истоками нравственности станут ре­лигия и народные традиции».

Суть этих выражений в том, что, сколько бы ни подменялись ис­тинные ценности, выработанные народным опытом, сколь бы усерд­но ни ослепляли людей сиюминутными интересами, все равно у каж­дого человека есть родина, нация, язык, обычаи, в которых он воспи­тывается. Ценность уникальных традиций, выработанных дедами, прадедами, подразумевает бережное отношение к родному очагу, к родителям, к своим истокам - и это является самой важной из всех нравственных реликвий. Человек испокон веков несет свой опыт, предостерегая детей от зла, обучая их добру. Отход от простейших истин, которые несет человеческий опыт из поколения в поколение, ведет к нравственному тупику. Размытыми становятся понятия досто­инства, чести, совести, веры и духовности, и в неблагополучное время перемен, которое выпало на нашу долю, особенно трудно детям.

Сегодня важнейшей задачей как школы, так и общества становится передача векового опыта в его национальной форме. Именно так пони­мали задачи национальной школы М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, И. А. Ильин. Академик Д. С. Лихачев также доказывал необходимость воспитания на примерах народного патриотизма, убеждая всех, что ду­ховное начало человека идет от исторических глубин.

В чем же трагедия культуры, которая развивается на принципах абстрактной «всеобщности»? Наверное, в оторванности от народа, от опыта, накопленного веками, когда потеряны ценность и единство живого самоопределения и становления. Серьезное и ответственное отношение к памяти предков, к жизни, к будущему подрастающего поколения должно быть на первом плане ради полноценного и целе­направленного восстановления национального наследия. Культура адыгского народа, основанная на многовековом опыте, эстетике тру­да, быта, поведения, общения, отношения к природе, выросшая из особенностей географии и истории народа, должна быть первичным и необходимым предметом познания для адыгских детей и подростков.

Современная публицистика утверждает: в условиях реформ мно­гое в разумной организации воспитания, связанного с возрождением лучших этических норм народной педагогики в обществе, зависит от понимания этих проблем группой людей, избранных на руководящие посты. Жизнь подтверждает такой вывод. Необходимы обучение, об­думанная расстановка кадров, имеющих организаторские и творче­ские способности, выдвижение мыслящих молодых людей. На пове­стке дня выработка государственной программы возрождения куль­туры народа, всех ее артефактов (фольклор, язык, культурные обычаи и традиции), во имя сохранения на земле адыгского этноса. Эти и многие другие вопросы ждут своего решения. От каждого сознатель­ного гражданина требуются не только слова, но и поступки.

За многолетний период воспитания поколений в республиках СССР происходил постепенный отход народов от этнических, куль­турно-исторических, языковых традиций, что приводило к нивелиро­ванию, стиранию накопленных ранее духовно-нравственных ценно­стей. Идеологизация, политизация общества, сохраняющиеся во мно­гом и сегодня, присутствовали в основе любых научных взглядов не только в сфере гуманитарных наук, но даже в агрономии, информати­ке, биологии, а также оказывали влияние на литературу, форму куль­турно-развлекательных мероприятий, на эстетические вкусы, манеру одеваться, круг чтения и общения. Историки констатируют неизме­римый урон, нанесенный культуре многонациональной страны за де­сятилетия ее пребывания в шорах сознательной и несознательной лжи. А социологи подчеркивают гибельность идеологизации для нау­ки: она превратила ученых в обслуживающий персонал, работающий по указке политизированного тоталитарного государства и его идео­логии, при которой исчезало национальное разнообразие литературы и искусства.

«Чувство единого дома со множеством квартир подменялось навя­зыванием дома одинакового, где хозяином становится тот, кто уве­рен, что все понимает, обо всем может судить. Эстетическая самоуве­ренность не может не претить эстетически воспитанному человеку: всякая земля существует единственно для того, чтобы ее любили, чтобы свои любили ее как свои, а приходящие - с некоторым сми­ренным ощущением, что делают это с позволения хозяев, потому что не только грубая нелюбовь, но и любовь может быть фамильярной и бестактной» (1).

Игнорирование национальной культуры привело к отрыву народов от их главной роли - транслировать традиции, быть основным ис­точником сохранения и рождения преданий. Именно в живой связи поколений ощутимо правильное течение реки жизни.

Сегодняшнее состояние можно рассматривать таким образом: культуре народов, которая росла и крепла на определенной почве, была привита инородность, которая не прижилась, но нанесла вред этой почве. И в тоже время дала толчок развитию всеобщего образо­вания, интеграции. Разумное культурное восстановление традиций даст, в идеале, расцвет национальных культур народов, цивилизован­но относящихся к интернационализму и сотрудничеству, мирному со­существованию, сплоченных общечеловеческими, гуманными уст­ремлениями.

Возвращение же к растерянным понятиям в деле воспитания - на­стоятельная необходимость. Именно в простых взглядах, выработан­ных народами за века, заложенных в их образе жизни, отображенных в традициях, в народной этике, в вере, в заботе о будущих поколени­ях, - истинная культура человека.

Вообще, «технологическая» трактовка культуры как системы за­крепления, хранения, накопления, трансляции и трансформации соци­ального опыта позволяет рассматривать культуру как универсальный способ обеспечить историческую преемственность и на уровне инди­видуального человеческого бытия, и на уровне социального организ­ма. Понимаемая таким образом культура в полной мере реализует и свое назначение быть мерилом человеческого в мире (в природе, в обществе). Ведь насколько общество бережет свои традиции и на­сколько гармонично соединяет их с новациями, настолько члены об­щества свободны в выборе способов объективировать и распростра­нять свой опыт среди подрастающего поколения, настолько, навер­ное, правомерно говорить об уровне культурного развития данного общества и степени развития творческих сущностных сил людей, жи­вущих в этом обществе. В понимании культуры и воспитания в духе народных традиций немаловажное значение имеет целостность чело­веческой личности, соразмерность и гармоничность соединения нрав­ственного, интеллектуального, эстетического и деятельного начал че­ловеческого бытия. Поэтому о культуре социума можно судить и по ее способности (или неспособности) воспроизводить целостную че­ловеческую личность.

Национальная культура адыгов, являясь высокой по нравственным запросам, сегодня в силу известных исторических причин не является культурой, воспроизводящей целостную человеческую личность, от­вечающую запросам этой культуры. Об этом пишет Б. X. Бгажноков: «В настоящее время такой гармонии и такого уровня синергизма в адыгском обществе нет. Собственно, нет и адыгского общества, в строгом смысле этого слова, так как сильно ослаблены его наиболее существенные основания: самодостаточность, саморегуляция, само­воспроизводство и др. Последние 7-8 лет так называемых реформ на­несли культуре адыгов, и прежде всего кабардинцев и черкесов, удар огромной силы; сознательно или неосознанно делается все, чтобы сломить дух народа, чтобы процесс дегуманизации стал необрати­мым. Мы видим, как вяло, непоследовательно и, в принципе, оши­бочно реагируют адыги на реалии конца XX столетия. Народ, о сво­бодолюбии которого слагались легенды, едва ли не добровольно от­казывается от демократии, от этически выверенных принципов само­строительства и самосовершенствования, тем самым снимая с себя ответственность за свою судьбу, за судьбу будущих поколений» (2).

Пример народной педагогики, основанной на мудрости старших поколений, для нашего народа не имеет альтернативы.

Воспитанность, основанная на народной культуре адыгов, воспи­тание детей в традиционном духе есть сегодня для нашего народа ис­тинный патриотизм. Это попытка сохранить себя как этнос, попытка самостоятельно и мирно противостоять антиреформе в республике.

Последствия сегодняшних трудностей и последствия социализа­ции в таком обществе разные. К примеру:

- Появляется феномен общественного лицемерия.

- Становится наглядным расхождение декларируемых норм, цен­ностей и идеалов с теми, которые реально выстраивают поведение и деятельность индивидов.

- Возникает чувство массовой неудовлетворенности (наблюдае­мое состояние общественной психологии).

«Трудно представить пути оздоровления такого общества, но воз­рождение этики, социальных, экономических навыков народа помо­жет ему найти выход и возродиться как народ, как этнос. Необходимо восстановить внутреннее единство форм передачи опыта, их содер­жательную преемственность, последовательную иерархию и систем­ность механизма трансляции социокультурного опыта» (3).

Необходимо понять, какой культуре мы служим - истинной или мнимой. Для разъяснения, опять же, обратимся к истории культуры. Культура может быть «высокой» или «низкой», «национальной» или «классовой» и т. д., но альтернативы культуре как таковой нет, за ис­ключением, может быть, дикости и варварства, ассоциирующихся ли­бо с абсолютным бескультурьем, либо с докультурными эпохами раз­вития человечества. Для народности отступить от исконной нацио­нальной культуры - значит допустить сбои в работе механизма транс­ляции социокультурного опыта.

Как восстановить исторический опыт, есть ли к этому пути? Со­временная социология указывает на существование конфликтов раз­личного рода в современной России, вызванных социальной неодно­родностью общества и другими причинами: «Обостренные противо­речия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовмес­тимость интересов и целей» (4).

Как мы могли наблюдать в последние годы, заметное место в со­временной жизни занимают национально-этнические конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Значительную роль в этом играет проблема культурного само­определения тех или иных национальных общностей. Самоопределение и пути возрождения миролюбивого адыгского этноса осложняются тер­риториальной разбросанностью народа в мире. Нация адыгов (черке­сов), некогда владевшая большой территорией, в результате историче­ской трагедии оказалась рассеянной по всему миру. Искусственно за­труднено возвращение на историческую родину некогда выселенных соотечественников. Порой помехой становится местнический бюрокра­тизм, непросвещенность, узость понятий и интересов.

Утрата патриотического чувства, понимания и милосердия к соро­дичам, пребывающим вдали от исторической родины, падение нравов в среде местных адыгов, порой считающих своей целью безнравст­венное обогащение за чужой счет, становятся камнем преткновения на пути возвращения адыгов на историческую родину. Разум интел­лигенции всегда будет способствовать объединению нации на исто­рической родине и открытому противостоянию всяким преградам на этом пути.

В условиях гипоэтнического окружения стремление сохранить свою культуру для адыгов мира является интегрирующим звеном. Нынешнее всетерпение можно считать природной предпосылкой к сохранению своего генокода и постепенному мирному выходу из соз­давшегося положения. Процессы самоопределения и сохранения национальных черт каждого народа не зависят, как привыкли в много­национальной тоталитарной стране, от новых постановлений партии и правительства, а являются природно обусловленными социальными понятиями. Возрождению нации не будет преград. Необходимо, осознав это, дать своему народу возможность мирного, тщательно продуманного, постепенного выхода из создавшегося положения.

Старшее поколение и большинство интеллигенции осознают всю важность возрождения культуры нации, но дети продолжают воспи­тываться в иных понятиях или не воспитываются вообще. Конечно, историческое развитие выдвигает общечеловеческие задачи. В силу глобализации социальных и культурных процессов в современном мире, благодаря широкому развитию средств массовой информации и коммуникации, углублению и разделению труда человечество объе­диняется в единую социокультурную массу. Однако, чем выше уро­вень технологического производства и всей человеческой деятельно­сти, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с природой, окружающей средой. Высокая образо­ванность, развитие интеллекта - настоятельное требование времени. Однако мы с вами свидетели того, что при самом высоком интеллекте человек, не знающий своих истоков, живет, не оглядываясь на приро­ду и окружающих, и добра в мир не приносит.

Попробуем показать, что именно национально-этические и нрав­ственные категории дают человеку ощутить полноценность своего су­ществования на земле. Луи Арагон, знаменитый французский писатель, а главное - один из ярких патриотов своей нации, писал: «Я хочу воз­дать должное совокупности явлений, обозначаемых термином «на­ция», попытаюсь доказать, что складывающиеся внутри нации взаи­моотношения людей являются фундаментом культуры - и что, следо­вательно, защита культуры - есть защита «нации» (5).

В мире есть предпосылки правильной организации жизни на зем­ле, нарушения которых заводят в нравственный тупик. Именно наро­ды в своей исторической жизни накопили нравственный опыт, в ко­тором «зерна дают здоровые ростки». Игорь Бестужев-Лада хорошо сказал о доброте возвышенных понятий: «Надобно отделить зерна от плевел, чистое от нечистого, низменное от возвышенного, показать постыдность низости и достоинство добропорядочности. Наверное, чуда не произойдет, но станет затруднительнее хамить и предосуди­тельнее холуйствовать. А там, глядишь, и процесс восстановления че­ловеческого достоинства пойдет сам собой» (6).

Каждый народ по-своему учит детей простым понятиям чести, добропорядочности, и именно в живой связи поколений не утрачиваются ценностные ориентиры. Главным становится прожить жизнь, достойную отца, и воспитать достойного сына, носителя завещанных отцом нравственных устоев. Хотя прекрасная формула французского педагога Селестена Фроне утверждает: «Цель воспитания - макси­мальное развитие личности», - все же залогом и первоосновой воспи­тания должно стать иное: осознать, что ты принадлежишь к опреде­ленной культуре отношений - к этой социальной группе, к этой се­мье, к этому роду. Без этого человек, каким бы ни был он развитым и ученым, есть нищий духом.

Многолетняя эпоха так называемого социализма привела к воз­никновению, среди многих дефицитов, дефицита образования, дисци­плины, ответственности, милосердия, красивых отношений, сложив­шихся в обществе. В таких условиях естественно стремление моло­дых людей глубже и основательнее познать историю родного края, открыть для себя подлинные духовные ценности, прийти к религии. Приходится повторить, что эти устремления молодежи должным об­разом сегодня не поддерживаются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: