Материал для создания экскурсионного рассказа




Декоративное убранство Зала. В XVIII веке Зал называли Большим, а позднее – Парадным. Это самое просторное помещение во дворце, расположенное на центральной оси здания. При оформлении Зала были использованы все основные средства декоративного убранства, характерные для эпохи петровского барокко.

При относительно небольшой площади, зал производит впечатление огромного помещения за счёт конструктивного решения перекрытия: стены толщиной в один кирпич служат опорой для дубовых балок, поддерживающих падуги, которые образуют шатёр зала, купол которого поднят на высоту более 8 метров.

Виртуозно выполнен скульптурный фриз[31] Парадного зала. Лепные рельефы между кронштейнами фриза объединяются сюжетом «Времена года»: пухлые младенцы резвятся вокруг корзины цветов (символ весны), вазы с колосьями (лета), жаровни с пылающими углями (зимы), вазы с виноградом (осени).

Выше фриза – четыре аллегорические картины на высоких падугах. Сюжет, выбранный для них в 1718 году Ф. Пильманом, являлся традиционным для барочного искусства: каждая из картин посвящена одной из четырёх стихий – огню, воде, земле и воздуху. Они выполнены в голубовато-синей монохромной гамме.

Роспись на северной стороне, обращённой к Финскому заливу, посвящена стихии воды, которая аллегорически воплощена в образе покровителя морей Нептуна (Посейдона). На колеснице в виде огромной раковины, запряжённой морскими конями Нептун увозит похищенную Амфитриту, чтобы сделать её своей супругой. Морскому владыке помогает Тритон, удерживающий Амфитриту в колеснице.

Воде противопоставлен огонь, который изображён на южной стороне в образе бога кузнечного дела Вулкана (Гефеста), сидящего возле наковальни у пылающего горна. У его ног – Амур, закаляющий стрелы в воде.

 

На западной падуге – аллегориявоздуха, воплощённого в образе небесной владычицы - богини Юноны (Геры), супруги верховного бога Юпитера (Зевса). Справа у ног богини изображён павлин - птица, по представлениям древних греков, посвящённая Гере.

 

Аллегория земли изображена на восточной падуге в образе богини плодородия и матери всего живого - Кибелы.

Переходом от падуг к зеркалу потолка служат выполненные в гипсе подобранные полотнища занавеса, открывающие как бы сценическую площадку плафона. Великолепно выполненные крупные пластичные складки драпировок напоминают тяжелую ткань и свидетельствуют о высоком мастерстве скульптора.

Роспись плафона Парадного зала

1. Аполлон 2. Бриге́лла 3. Меццете́н 4. Капитан 5. Менеги́но 6. Борей
7. Нот 8. Эвр 9. Зефир

Плафон Парадного зала выглядит словно растянутый расписной по́лог шатра, в прорезях которого видно небо. На рубеже XVII-XVIII вв. под влиянием эстетики двора Людовика XIV общепринятой аллегорией просвещённой власти монарха служил античный бог солнечного света и покровитель муз Аполлон (1), который восседает в облаках с лирой в руке в центре плафона. Вокруг него сгруппированы популярные в петровское время персонажи итальянской комедии масок «дель арте»[32]: простоватый хвастун и трус Капитан (4), которого часто изображали в большом берете и со шпагой; обаятельный прохвост, полузлодей и влюбчивый соблазнитель Меццете́н (3), в своём обычном розовом берете и плаще поверх полосатого жакета; хитроумный интриган Бриге́лла (2); добродушный, находчивый и справедливый Менеги́но (5) в характерных для него треугольной шляпе и зелёном кафтане. Все они показывают разные социальные типы, человеческие характеры, настроения и темпераменты. В углах плафона - четыре юношеские головки братьев-ветров: улыбающийся весенний ветер Зефир (9) в венке из цветов; в венке из спелых колосьев летний Эвр (8), осенний Нот (7) с гроздьями зрелого винограда и, наконец, выдувающий зимнюю стужу Борей (6).

Весна Лето Осень Зима

Мотив смены времён года развивают гипсовые скульптуры, расположенные в углах падуг, которые словно поддерживают потолок. Эти восемь динамичных полуфигур атлантов[33] и кариатид[34], которые аллегорически изображают времена года, выполнены с достойным восхищения мастерством. Фигуры юных девушек с цветами в волосах, расположенные в северо-восточном углу, символизируют весну. На юго-востоке словно вырастают из стены две молодые жницы, олицетворяющие лето, с серпом и связанными колосьями. Осень представлена в юго-западной части композиции в виде вакхических фигур с венками из виноградных гроздьев. Особенно привлекают внимание расположенные в северо-западном углу экспрессивные фигуры бородатых старцев, олицетворяющих зиму. К сожалению, имя автора этой скульптурной композиции доподлинно не известно: одни исследователи предполагают, что это был Бартоломео Растрелли, другие считают, что это мог быть Николя Пино.

Переданные через аллегории три главные темы – времена года, стихии, темпераменты - характерны для европейской культуры эпохи барокко. Этот стиль отразил представление о сложности, изменчивости и бесконечном многообразии окружающего мира. Кроме того, объединение сюжетов в три главные темы символизирует динамику времени и пространства, материи и духа, что соответствует философским идеям, лежащим в основе барочного искусства. Тот факт, что силы природы и разные человеческие характеры замыкаются на центральной фигуре Аполлона, символизирующей монархическую власть, придаёт этой композиции идеологическое содержание. Красочная живопись плафона и падуг, мастерски́ выполненная скульптура должны прославлять Петра Великого и созидаемую им Российскую империю.

Легкая, изящная живопись шатрового потолка, строгая отделка стен дубом, мраморный пол в шахматную клетку - весь декоративный облик Парадного зала поражает совершенством и изысканностью. Отделка Зала сохранилась до наших дней без изменений

В центре западной стены Парадного зала располагается камин – ещё одна новинка петровского времени.

Справка. Камины появились в средневековых европейских замках, откуда позже проникли и прочно обосновались в домах простых городских жителей. В России, где для обогрева помещения традиционно использовали печи, камины появились при Петре I. Во время строительства Петербурга, когда Д.Трезини готовил проект «образцовых домов» для разных сословий, царь распорядился, чтобы во всех домах для «именитых» были установлены камины. Однако необходимого тепла в условиях приневского климата эти камины не давали, в домах первых петербуржцев было холодно и сыро. И поэтому многие дворяне наперекор царскому указу для обогрева своих домов по-прежнему использовали русскую печь. После смерти Петра мода на камины прошла – при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне во дворцах ставились печи. Лишь при Екатерине II – на волне моды на всё английское - камины вернулись в интерьеры домов русской аристократии.

Коллекция картин. В дубовую обшивку стен Парадного зала вмонтировано 22 картины работы голландских и фламандских художников, причём 8 из них – это марины. Среди них выделяются четыре работы любимого художника Петра – голландца Адама Сило (1674 – ок. 1760): две на западной стене - «Корабли на рейде» и «Суда на городском рейде», и две на восточной - «Городской рейд» и «Суда у пристани». Полотна этого мариниста отличаются потрясающей точностью, с которой художник передавал детали оснастки кораблей. Пётр познакомился с живописцем ещё во времена Великого Посольства, в 1698 году, когда брал у него, бывшего капитана дальнего плавания, уроки черчения и проектирования судов. Позднее царь, приезжая в Голландию, стремился навестить мастера и до самой смерти скупал его картины. Рассказывают, что Пётр использовал картины Сило в качестве учебных пособий и экзаменовал по ним учеников Навигацкой школы, располагавшейся в знаменитой Сухаревой башне в Москве (в 1715 году она была переведена в Петербург и получила статус Морской Академии).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: