Материал для создания экскурсионного рассказа




Останавливаясь в Петергофе, Пётр всегда ночевал в Монплезире. Голштинский посланник при русском дворе, граф Г. фон Бассевич, писал в своих мемуарах: «Даже когда он [Пётр I] летом бывал в Петергофе, воздух обширных садов того [Большого] дворца казался ему удушливым, и он всегда спал в Монплезире »[52]. Спальня любимого дворца первого русского императора полностью соответствовала вкусам своего владельца и была украшена по последнему слову европейской моды. Коренные изменения петровского времени в частной жизни русских дворян не могли не способствовать преображению опочивален – печи-лежанки, сундуки и лавки навсегда ушли в прошлое. Отделка Спальни Монплезира отличается от всех интерьеров дворца: стены на голландский манер затянуты зелёной полушерстяной тканью под названием фла́гтух (от голл. Vlagdoek – « гладкая ткань»; употребляется также немецкий вариант произношения - «флахтух»)[53].

Справка. Ткачество издревле являлось одним из самых распространенных домашних занятий русских крестьян. В городах существовало большое количество кустарных мастерских, которые выполняли частные заказы. Для обслуживания дворцового хозяйства при царе Михаиле Фёдоровиче Романове (прав. 1613 – 1645 гг.) в Москве создаются Хамовные дворы (от «хаман» — белое бумажное полотно) - мастерские для выделки и отбелки полотна (скатерте́й, полотенец и т. п.). Память об этих первых текстильных предприятиях России сохранилась в названии московского района Хамовники. Вплоть до конца XVII века основными материалами русских тканей являлись шерсть и лён. Только в петровскую эпоху с развитием морской торговли в России появляются шёлковые узорчатые ткани, атлас, бархат, которые завозились из Западной Европы, Персии и Китая.

Массовый характер текстильное производство приобрело при Петре I, когда появилась необходимость в качественном и единообразном обмундировании для армии и флота. Всего за годы правления царя-реформатора в стране открылось 14 текстильных (шёлковых, суконных и полотняных) мануфактур. Работали на них в основном крепостные крестьяне. 95 % текстильного производства петровского времени составляли солдатское сукно и парусина.

В то же время развивалось производство и художественных тканей. Поскольку хамовные дворы не справлялись с резко выросшими объёмами заказов от царского двора и оказались не способны соответствовать новой моде, в 1706 году по указу Петра в Москве на Ильинке открылся Полотняный завод «для делания голландских полотен и скатерте́й, и салфеток » под управлением Посольского приказа. Из Амстердама были выписаны опытные мастера вместе с оборудованием, они и занялись обучением русских ткачей искусству выработки полотна, которое очень ценилось за тонкость работы.

Флагтухом оливкового цвета обита кровать с балдахином, занимающая большую часть Спальни. Кровать кажется небольшой, если вспомнить рост царя - 2 метра 4 сантиметра. В начале XVIII века медики считали виновником практически всех заболеваний «дурную кровь», которая скапливается в различных частях тела, и поэтому, для оттока крови от головы, рекомендовали спать полусидя. На кровать складывали кипу подушек, так что на ней вполне мог уместиться человек большого роста. Кровать монплезирской спальни была утрачена ещё в XIX веке. Нынешняя - является копией подлинной кровати из домика Петра в Кадриорге (в петровское время назывался Екатериненталь от нем. Katharinas Tal — долина Катерины) под Таллином.

Справка. Екатериненталь – летняя резиденция Петра близ Ревеля (ныне – столица Эстонии Таллин). Пётр любил посещать Ревель – в одном из своих поздних писем он даже написал: «Ежели б мне принадлежал Ревель в 1702 году, то я основал бы свою резиденцию преображённой России не в низине Невы, а здесь… »[54]. Первоначально Екатериненталь представлял собой маленький скромный домик, из которого царь любил наблюдать манёвры своего флота на ревельском рейде. Этот домик сохранился до сих пор. В 1718 г. началось строительство дворца, который Пётр подарил императрице Екатерине, однако строительство было завершено только после смерти и Петра, и Екатерины. В Екатеринентале императрица Елизавета Петровна подписала оборонительный договор с австрийской императрицей Марией-Терезией, который положил начало участию России в Семилетней войне.

Плафон работы Ф. Пильмана и его русских помощников, созданный в 1719 году, придаёт Опочивальне особую парадность. На нём изображены персонажи итальянской комедии «дель арте». Эти мотивы перекликаются с росписями плафона Парадного зала.

Справка. Комедия дель а́рте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского и французского народного (площадно́го) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII века (впрочем, к концу XVII века дель арте фактически уже перестал быть «народным», перекочевав на подмостки профессиональных театров), и оказал значительное воздействие на дальнейшее развитие европейского драматического театра. В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 года, под их влиянием Фёдор Волков в 1750 году создал первый в России постоянный театр. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства. В разных регионах Италии, которая в те времена переживала эпоху политической раздробленности, и юга Франции (которая исторически испытывала сильное культурное итальянское влияние) были разные наборы персонажей. Кроме того, их состав и особенности мог изменяться в зависимости от тех или иных событий – так, например, после испанского завоевания значительной части Италии напыщенный Капитан приобрёл испанский акцент. Большинство персонажей комедии дель арте были в масках, которые представляли разные яркие типажи. Каждый импровизировал в рамках своей маски, и это облегчало актеру задачу. Лишь одна пара не имела масок — это Влюбленные. Они должны были увлекать публику лицом, пригожестью и роскошным костюмом. Посмотреть, как одеты Влюбленные, было все равно что пойти на выставку последней европейской моды[55].

 

Ф. Пильман. Плафон Спальни («Дель Арте»)

В изысканной декоративной отделке интерьера, где использован дубовый паркет простого рисунка, выделяется белоснежный камин с барочным лепным орнаментом. В верхней части камина помещён карту́ш (фр. Cartouche, отитал. Cartoccio — свёрток, кулёчек), с провисающими тяжёлыми цветочными гирляндами. Под ними ваза, ещё ниже - изображение морской раковины в обрамлении знамён, пушек и пороховых бочек. В боковых лепных орнаментах камина помещены знаки ордена Андрея Первозванного – первой и высшей награды Российской империи.

Справка. Апостол Андрей Первозванный, брат апостола Петра, по распоряжению римских властей был казнён на кресте Х-образной формы. Поэтому, начиная с эпохи Возрождения, крест такой формы (косой) в Европе называли «Андреевским». Перед своей казнью, согласно апокрифическим преданиям, Андрей отправился распространять христианское вероучение в Скифию – земли, расположенные к северу от Чёрного моря. Почти во всех странах Северной Европы существует предание о том, что апостол Андрей в своих странствиях посещал земли, на которых позднее образовались эти государства, что нашло отражение в символах этих мест. Так, андреевский крест изображён на национальном флаге Шотландии, три андреевских креста расположены на флаге и гербе́ города Амстердама.

Выбирая флаг для русского флота, Пётр опирался на предание о посещении апостолом Андреем и тех земель, на которых потом образовалось Российское государство. С 1692 по 1712 год он последовательно вводил восемь вариантов военно-морского флага. Последний вариант: «флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест… » просуществовал до 1917 года, и был возвращён в 1992 году.

Пётр учредил орден Андрея Первозванного в 1698 году. Высшая награда России, девизом которой было «За Веру и Верность», вручалась за исключительные заслуги перед Отечеством (причём, за какие именно, долгое время прописано не было – статут ордена ввёл только Павел I). Первым кавалером ордена стал награждённый в 1699 году за заслуги на дипломатическом поприще генерал-адмирал Фёдор Головин. Всего за время существования ордена его кавалерами стали, по разным источникам, от 900 до 1100 человек. Сам Пётр был награждён 10 мая 1703 года вместе с Меншиковым и стал шестым кавалером этого ордена. 1 июля 1998 г. Президент России Борис Ельцин подписал указ «О восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного». Первым награждённым стал Д.С. Лихачев - петербуржец, академик, директор Пушкинского Дома.

В нише камина – две фарфоровые вазы японской работы конца XVII-начала XVIII веков и одна китайская. На каминной полке размещены вазы из фаянса, сделанные в петровское время на частных голландских предприятиях.

Спальня – самое отапливаемое помещение дворца, поскольку лето в петербургских широтах часто выдаётся промозглым. Тепло в опочивальне поддерживали два камина: один расположен непосредственно в Спальне, а второй, за стеной в соседнем помещении – прямо у изголовья кровати. Ощущение комфорта создавалось разными средствами. Справа от камина на стене висит голландская медная грелка XVIII века с деревянной ручкой. В неё клали раскалённые угли и перед тем, как государь отходил ко сну, слуги прогревали такой грелкой постель. Камины плохо держат тепло, и для обогрева Спальни использовали также стол-жаровню, который расположен рядом с кроватью. На него укладывали разогретые камни или угли. Стол выполнен в XVII веке испанскими мастерами из города Памплона и обит медными листами с выколотым орнаментом.

Стол-жаровня, как и ночной колпак [56], умывальные кувшин и таз [57] на угловом шкафчике, – мемориальные предметы. Они хранят память о своем выдающемся владельце, как хранит её деревянный расписной набор, по преданию, подаренный Петру архангельскими купцами и представленный на немецком ореховом бюро, слева от камина. Набор включает в себя солонку, большую кружку и три вкладных стакана. Дополняет скромную обстановку спальни зеркало в золочёной резной раме русской работы.

Справка. Зеркала как украшения интерьеров русских домов появились лишь при Петре I. До этого на Руси зеркала закрывали завесами, прятали в ларцы или делали в виде небольших складней, ибо церковь и народные суеверия запрещали увлекаться своим отражением, считая это грехом. Но уже с конца XVII века большие и маленькие зеркала в деревянных крашеных, резных, золочёных, хрустальных или стеклянных, а также лаковых рамах украшали стены не только парадных залов, но и спален, туалетных комнат и кабинетов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: