Схема развески картин на северной стене Западной Галереи (с запада на восток)




Велде Младший, Виллем ван де (1633-1707) ГОЛЛАНДСКАЯ ЭСКАДРА У БЕРЕГОВ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ голландская школа Хорн, Франс ван дер Конец XVII – начало XVIII века УГОЛОК ПРИМОРСКОГО ГОРОДКА В ГОЛЛАНДИИ (Вид Саардама) голл. школа Винтер, Гиллис (Эгидиус) ван(?)(1650-1720) ДЕРЕВЕНСКИЙ ВИД С ЦЕРКОВЬЮ Голландская школа Неизвестный художник, Пер. пол. XVII века В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА Хорн, Франс ван дер Конец XVII – начало XVIII века ЛОДОЧНАЯ ПРИСТАНЬ (Вид канала в Саардаме) Неизвестный художник, копия с картины Габриеля Метсю, начало XVIII века ВИЗИТ К НОВОРОЖДЕННОМУ Голландская школа Неизвестный голландский художник ЗАГОРОДНАЯ ПРОГУЛКА Голландская школа (итальянизирующее направление)
Сило, Адам (1674-1756 гг.) СУДА НА РЕЙДЕ (Вид залива Эй у Амстердама с маневрирующими кораблями.) Редер, Кристиан (Монсу Леандро) (?) (1661/64-1729) КАВАЛЕРИЙСКАЯ АТАКА НА ТУРЕЦКИЙ ЛАГЕРЬ Итальянская школа Сафтлевен, Херман Младший Третий) (?) (1609-1685) ИНТЕРЬЕР ГОЛЛАНДСКОГО ДОМА Голландская школа Неизвестный художник, копия с картины Давида Тенирса Младшего (?). Первая половина XVIII века В КОРЧМЕ Фламандская школа (?) Неизвестный художник, копия с работы Яна Стена БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ Голландская школа Сило, Адам (1674-1756 гг.) СУДА НА РЕЙДЕ (Маневрирующие суда в заливе Эй у Амстердама) Хухтенбург, Иоханн (Ян) ван (1647-1733) КОНСКАЯ ЯРМАРКА (В Италии, на городской площади с античными развалинами) голландская школа

На картине неизвестного автора «Визит к новорождённому» - копии[60] полотна Габриэля Ме́тсю (1629-1667) - показан интерьер голландского бюргерского дома. Мозаичный мраморный пол, дубовая обшивка стен, камин, картины в чёрных рамах, мебель, кровать под балдахином из зелёной ткани, – все эти детали Пётр воспроизвёл в Монплезире, который не случайно современники прозвали «Голландским домиком».

Облик города, сыгравшего большую роль в жизни Петра Великого, передают два городских пейзажа художника Франса ван дер Хорна. Это картины: «Лодочная пристань (Вид канала в Саардаме)» и «Уголок приморского городка (Вид Саардама)».

Справка. В конце XVII века Заандам (Саардам) представлял из себя небольшой городок, расположенный в самом сердце долины реки Зан, которая представляла собой большую промышленную зону. Тысячи ветряных мельниц пилили древесину из Скандинавии, Прибалтики и Германии — для судостроения и производства бумаги. Здесь располагались известные на всю Европу крупяные заводы и маслобойни. Пётр, который в 1697 году в составе Великого Посольства отправился постигать секреты европейской жизни, просто не мог обойти долину Зан стороной. Впервые в Заандам царь прибыл 18 августа 1697 года. Он скрывался под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Царь поселился в домике на улице Кримп, в котором проживал Геррит Кист, кузнец, ранее работавший в России и встречавшийся с Петром на верфях в Архангельске. 19 августа Петр начал работать на одной из корабельных ве́рфей. В свободное время он осматривал фабрики, мельницы и мастерские в Заанском районе, бывал в гостях у местных жителей. Вскоре по городку распространились слухи о том, что в Заандаме находится царь далёкой Московии. В результате в посёлок начали съезжаться люди со всей страны. Инкогнито Петра было быстро нарушено, и назойливые зрители сделали его проживание в Заандаме невыносимым. Поэтому 25 августа Пётр покинул Заандам. На купленном буере он отправился в Амстердам, до которого добрался за три часа.

Подробно пребывание Петра в этом небольшом городке описано в популярной повести П.Р. Фурмана «Саардамский плотник» (впервые опубликована в 1849 году), которая являлась одной из настольных книг дореволюционной интеллигенции.

Домик, в котором Пётр прожил всего неделю, сделался историческим памятником королевства Нидерланды уже в середине XVIII века. В первой половине XIX века по предложению нидерландской королевы Анны Павловны (дочери Павла I) для ветхого строения был построен каменный футляр. Домик посещали все российские императоры, начиная с Александра I. С 1886 и до 1948 года домик принадлежал семье Романовых. Сейчас этот музей находится в государственной собственности Нидерландов.

В 1911 году в Заандаме был установлен подарок Николая II — памятник царю-плотнику работы Л. А. Бернштама (в 1996 году копия памятника была установлена на Адмиралтейской набережной в Петербурге).

Большую ценность представляют в Западной Галерее марины Адама Сило и Виллема ван де Вельде-младшего.

Методические рекомендации. Западный Люстгауз группы проходят без остановки, поэтому заключение необходимо дать в конце Западной Галерии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лучший портрет любого человека – его дом. Монплезир – самая любимая резиденция Петра, в которой, как в зеркале, отразился его сложный и противоречивый характер. Подобно своему владельцу, который являлся одновременно и плотником, всегда помнившим о своём царском происхождении, и царём, никогда не забывавшим своё плотницкое ремесло, Монплезир – это дом голландского бюргера, похожий на дворец, и это дворец, похожий на бюргерский дом. Лаковый кабинет, которому мог позавидовать любой европейский монарх, здесь соседствует с кухней, где императрица самой большой страны в мире безо всякого стеснения могла стряпать нехитрые блюда для своего супруга.

Монплезир пережил непростую судьбу, когда обстоятельства, казалось, складывались для него роковым образом. Построенный на самом берегу Финского залива, дворец испытал на себе множество разрушительных наводнений. Во время Великой Отечественной войны почти два с половиной года он находился буквально на линии огня, который мог стереть его с лица земли. Однако маленький Голландский Домик оказался достойным детищем своего создателя - как бы ни были тяжелы выпавшие на его долю испытания, он выстоял наперекор всему и сохранил для нас неповторимую атмосферу жизни и быта петровского времени.

Сегодня Монплезир, как замечательный образец европейской архитектуры начала XVIII века, является жемчужиной в дворцовой коллекции Петергофа.


 

ЛИТЕРАТУРА

Методические пособия:

1. Коршунова В.И. Методическое пособие для подготовки обзорной экскурсии по музею «Дворец Монплезир». ГМЗ «Петергоф», 2014.

2. Щебуняева О.М., Петрова И.В. Монплезир. Методическое пособие для подготовки обзорной экскурсии по дворцу. ГМЗ «Петергоф», 2013.

Литература о Монплезире:

1. Ардикуца В.Е. Петродворец. Путеводитель. Л., 1974.

2. Архипов Н.И. Раскин А.Г. Петродворец. Л.-М., 1961.

3. Вернова Н.В. Лаковый кабинет дворца Монплезир (к послевоенному воссозданию)// 300 лет Петергофской дороге, Ораниенбауму. История. Реставрация. Музеефикация. СПб, 2012.

4. Голдовский Г.Н., Знаменов В.В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1976.

5. Голландская и фламандская живопись XVII-первой половины XVIII века из собрания дворца-музея Монплезир в Петродворце. Каталог выставки. Л., Пермь, 1987.

6. Николай Ильич Архипов. Исследования по истории Петергофа. СПб, 2016.

7. Императорский Петергоф: Три столетия истории. Часть I. Петергоф, 2002.

8. Обатурова М.И. Дворец Монплезир. Императорские баня и кухня в Петергофе.// Петергоф в исторических описаниях. СПб, 2014.

9. Раскин А.Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Лениздат, 1984.

10. Тихомирова М.А. Памятники. Люди. События. Л., 1984.

11. Фёдорова Н.Н. Петродворец. Л., 1959.

12. Шурыгин Я.И. Петергоф. Летопись восстановления: «…и вновь поет свободная вода…» СПб, 2000.

Литература о Петре Великом и его времени:

1. Письма и бумаги императора Петра Великого. 13 томов. 1887—2003.

2. Анисимов Е. В. Время Петровских реформ. - Л., 1989.

3. Валишевский К. Пётр Великий. М., 1990

4. Мавродин В. Основание Петербурга. Л., 1983.

5. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991.

6. Павленко Н.И. Пётр I. М., 2000.

7. Панченко А.М. Русская история и культура: работы разных лет. СПб, 1999.

8. Труайя А. Пётр Великий. М., 2006

9. Cracraft, J. The Revolution of Peter the Great. Harvard University Press, 2003

10. Hughes L. Russia in the Age of Peter the Great. New Haven: Yale University Press, 1998.

11. Lee, Stephen J. Peter the Great. Routledge, 2013.

12. The Cambridge history of Russia. Vol.2. Imperial Russia, 1689-1917. Cambridge University Press, 2006.

 


[1] Эпизод из посещения Берлина Петром Великим (Рассказанный маркграфиней Вильгельминой Байретской в её мемуарах)//Голос минувшего. 1913. № 9. С. 169.

[2] Цит. по: Архипов Н.И., Раскин А.Г. Петродворец. Л., 1961. С. 8.

[3] РГАДА, Ф. 198, Д. 305.

[4] Цит. по Архипов Н.И. Голландский домик в Петергофе. История строительства// Николай Ильич Архипов. Исследования по истории Петергофа. СПб, 2016. С. 182

[5] Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца, ведённый им в России в царствование Петра Великого с 1721-го по 1725-й год. Ч.1. М, 1858. С. 134.

[6] Цит. по: Голдовский Г.Н., Знаменов В.В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1976. С.12. Кампредон, кроме того, писал: «Царь и принц поместились в маленьком домике, построенном в саду, на берегу моря, и названном Монплезир в подражание подобному домику вблизи Берлина ». Посланник регента Франции, вероятно, слышал разговоры о том, что на проект дворца Монплезир повлияла концепция берлинского дворца Монбижу, который им был ошибочно назвал Монплезиром.

[7] Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов. Т.1. СПб, 1886. С. 16.

[8] Гаршин В.М. Избранное. М., 2014. С. 279-280.

[9] ЦГАЛИ СПб. Ф. 468. Оп. 1., Д. 110.

[10] Научный архив ГМЗ «Павловск». Протокол совещания при нач. Управления дворцами и парками Ленсовета от 29/IX-37 г.

[11] Архив ГМЗ «Петергоф», Ф. 2, Оп. 3, Д. 85.

[12] Тихомирова М.А. Памятники. Люди. События. Л, 1984. С. 246.

[13] Тихомирова М.А. Указ.соч. С. 244 – 248.

[14] Шурыгин Я.И. Летопись восстановления: «...И вновь поет свободная вода...»СПб, 2000. С.40.

[15] Клинкерный кирпич производится из специального вида глины. В процессе изготовления она обжигается до полного запекания (при температуре около 1200 °C), что придаёт данным кирпичам различные оттенки. Клинкерный кирпич получил своё название благодаря высокому звуку, который он издает при постукивании кирпичей друг о друга. Одной из особенностей клинкерных кирпичей является высокая прочность, позволяющая использовать их для кладки фасадов и тротуаров.

[16] Анфилада (от французского enfilade, существительное от enfiler – «нанизывать на нитку») – в архитектуре ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, расположенных на одной оси, что создаёт сквозную перспективу.

[17] Падуга - в архитектуре интерьера криволинейная поверхность, оформляющая переход от вертикальной плоскости стены к потолку, плафону.

[18] Рокайль (фр. rocaille — скальный, от roc — скала, утёс) - главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. В XVIII веке этим термином стали обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину или камень.

[19] Рококо (фр. rococo) – стиль в искусстве и дизайне интерьеров, возникший во Франции на рубеже XVII-XVIII вв. как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Самым известным памятником этого стиля в России считается Китайский дворец в Ораниенбауме.

[20] Плафон (от фр. plafond — потолок) - потолочный декор в виде живописного или лепного орнамента, изображения или композиции из архитектурно-декоративных мотивов. Декоративный плафон может быть выполнен как непосредственно на потолке, так и в виде съёмного панно.

[21] Принятое в современной исторической науке обозначение событий, так же известных как «Нидерландская война за независимость», «Нидерландская революция». В советской историографии широко употреблялось клише «Нидерландская буржуазная революция».

[22] Торговый агент О.А. Соловьёв (1671 – 1747) по совместительству являлся доверенным лицом А.Д. Меншикова за границей и принимал участие в различных финансовых махинациях «светлейшего», за что в сентябре 1717 года был похищен из Голландии и отправлен под арест в Петербург, однако после смерти Петра по инициативе «полудержавного властелина» он был освобождён и произведён в бароны.

[23] Ю.И. Кологривов (ок. 1680/85 – 1754) являлся, пожалуй, единственным чисто «художественным» агентом Петра. В 1711 году в числе петровских пенсионеров из дворянской молодёжи он был отправлен учиться артиллерии и кораблестроению в Голландию, откуда отправился постигать архитектуру в Италию. Кологривов настолько глубоко изучил европейское искусство, что в 1716 году именно он сопровождал Петра во время его посещений аукционов в Голландии. Кроме того, Кологривов курировал русских учеников архитектуры и занимался наймом иностранных архитекторов и художников на царскую службу (например, именно он нанял Н. Микетти). В 1719 году Кологривов таинственно исчез на десять лет (по слухам, он находился в плену у пиратов). После возвращения в Москву, в 1730-50-х годах Кологривов сам активно занимался живописью, проектированием и строительством – прежде всего в усадьбах графа Шереметева Кусково и Останкино.

[24] Современники характеризовали Георга Гзеля (1673 – 1740) как «недурного» исторического и бытового живописца и глубокого знатока голландского изобразительного искусства. В Амстердаме он держал антикварную лавку, предметы для которой он регулярно покупал на аукционах. На одной такой публичной продаже в 1716 году он познакомился с Петром и с тех пор его жизнь была тесно связана с Россией. Царь предложил Гзелю поступить к нему на службу, и вскоре швейцарец переехал в Петербург. Здесь Гзель сотрудничал с Канцелярией от строений, Кунсткамерой и Академией наук. Кроме того, он много лет занимался пополнением, хранением и каталогизацией живописной коллекции царя.

[25] По мнению Г.Н. Голдовского и В.В. Знаменова, эти натюрморты могут являться работой русского художника Д. Соловьёва.

[26] Яхве (Йахве, Ягве, Иегова) – одно из имён Бога в иудаизме и христианстве (встречается только в Ветхом Завете).

[27] Подробнее об истории шинуазри см. Honour H. Chinoiserie: The Vision of Cathay. London, 1961.

[28] Голландец Генрик ван Брумкорст (Бронкхорст) занимался обучением русской "команды" будущих лакирных мастеров на протяжении четырёх десятилетий, с 1703 по 1744 год. Он сам был знатоком не только лакового, но и "мраморного, золотарного и оконнишнего дела". Вместе со своими учениками Бронкхорст осуществлял заказы по росписи, золочению, лакировке интерьеров дворцов и особняков Петербурга и пригородов. Главным детищем Бронкхорста стал «Лакирный двор», который располагался в так называемом Итальянском доме Екатерины I на берегу Фонтанки.

[29] Подробнее см.: Михайловская К.И. Цветущий кобальт. М., 1980.

[30] По мнению М.И. Обатуровой, это фигурка китаянки.

[31] Фриз (франц. frise) – в интерьере: декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, пущенной по верху стены.

[32][32] Справку о комедии «дель арте» см. в разделе о Спальне.

[33] Атлант - скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную (а порой и функциональную) роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Согласно античной мифологии, Атлант был титаном, поддерживающим небесный свод.

[34] Кариатидами в архитектуре называют женские фигуры, заменяющие собой колонну или пилястру. Название произошло от девушек из древнегречского г. Кария в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

[35] Натюрморт (франц. nature morte - мёртвая природа) - изображение в живописи неодушевлённых предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п.

[36] До 1982 года на его месте экспонировался знаменитый «Кубок Большого Орла » ёмкостью 1,125 л. На нём выгравирована латинская надпись «Tandem bona causa triumfat» - «Доброе дело всегда побеждает». Ныне этот кубок хранится в фонде стекла ГМЗ «Петергоф».

[37] Шандал (происходит от др.-русского шанданъ, от тюркск. şamdan) – так в допетровское время и в XVIII веке называли тяжёлые подсвечники.

[38] Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца... С. 134.

 

[39] Лохань - глубокое овальное блюдо, таз.

[40] Ендова́ (яндова́) – вид братины с носиком по венцу. Бра́тина — русский шаровидный сосуд для питья, имела вид горшка с конусообразной крышкой, подавалась как правило на подносах. Ендова употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки - пиво, брагу, мёд - и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трёх до двенадцати литров.

[41] Кумган — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в основном для умывания и мытья рук.

[42] Форма для запекания.

[43] Подробнее о майсенской мануфактуре см. справку о фарфоре в разделе о Лаковом кабинете.

[44] Трут – высушенный гриб трутник, зажигающийся от искры при высекании огня.

[45] Петр знал немецкий, голландский, польский, английский, французский, латинский языки. Басни Эзопа читал и цитировал на латыни и, в свое время, очаровал французский двор блестящим владением латинским языком.

[46] Растреллиевскую конную статую царя отлили в бронзе только в 1747 году, а в 1800 году установили перед Михайловским замком.

[47] Подробное описание процедуры см.: Гранин Д. Вечера с Петром Великим. С.321.

[48] В 1725 году Б. Растрелли сделал ещё одну – теперь уже посмертную – маску лица первого российского императора.

[49] В настоящее время (2017 г.) картина отсутствует.

 

[50] Виктор Оноре Янсенс (1658 – 1736/1738) – известный в своё время исторический живописец и портретист из Брюсселя. Мастер мифологических, религиозных и жанровых композиций. Создавал картоны для шпалер. С 1718 г. по 1720 г. являлся придворным живописцем вдовствующей императрицы Элеоноры в Вене.

[51] Про картину Янсенса «Нимфы, спасающие из воды Леандра» рекомендуется рассказывать, если группа небольшая (н-р, индивидуальные посетители), чтобы все имели возможность её рассмотреть.

[52] Записки о России при Петре Великом, извлеченные из бумаг графа Бассевича. М., 1866. С. 118.

[53] Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, «флагтух» — шерстяная ткань полотняного переплетения из тонкой камвольной (гребенной) пряжи, неплотно сотканная, слабо аппретированная. Идёт как на флаги, так и, в лучших сортах, на летние дамские платья, купальные костюмы и пр.»

[54] Цит. по: Епатко А. Как Пётр I столицу переносил//Наука и жизнь. 2012. № 7. С. 75.

[55] Подробнее об истории комедии дель арте см: Katritzky M.A. The Art of Commedia: A Study in the Commedia dell'arte 1560–1620 with Special Reference to the Visual Records. NY, 2004.

[56] Шерсть, вязание, шир.-28,3 см, выс.-23,5 см, по борту- 56,6 см.

[57] Англия, 1700-1710, медь, черный лак, позолота, выколотка.

[58] Антони Паламедес (1601—1673) почти всю жизнь проработал в дельфтской гильдии художников. Особое внимание художник уделял мастерской передаче предметов быта, тканей, одежд. Русский искусствовед А.И. Сомов так характеризовал стиль Паламедеса: «Жизненность, тонкая характеристика действующих лиц и положений, мягкость и плавность тщательного, порой крайне деликатного письма и превосходно разыгранный эффект светотени — составляют главные качества этого художника; картины его, кроме того, очень любопытны, как документы, знакомящие нас с голландскими нравами его эпохи».

[59] Герард Доу (нидерл. Dou, читается как «Дау») (1613 – 1675), ученик Рембрандта, представитель школы «малых голландцев». В XVII веке его имя было знаменито настолько, что английский король Карл II звал художника ко двору, но получил отказ. Мастер жанровой картины, чаще всего его герои — дети и старики. Писал натюрморты и ночные сцены. Работы Доу отличаются высоким техническим совершенством. Его полотна хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира.

 

[60] Оригинал находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: