Схема развески картин на северной стене Восточной Галереи




(с запада на восток)

Неизв. художник XVIII век ДОРОГА В ОКРЕСТНОСЯХ ИТАЛЬЯНСКОГО ГОРОДА Неизв. художник XVIII век У ГОРОДСКОЙ ЗАСТАВЫ итальянская школа (?) Неизв. художник СУДА У ПРИСТАНИ В МОРСКУЮ ЗЫБЬ фламандская школа Неизв. художник КАВАЛЕРИЙСКАЯ СХВАТКА фламандская школа Воуверман, Филипс, 1619-1668 СОКОЛИНАЯ ОХОТА голландская школа Хейль, Даниэль ван 1604 – 1664 БЕГСТВО ЭНЕЯ ИЗ ТРОИ фламандская школа Бален, Ян ван, первая половина XVII века АФИНА ПАЛЛАДА И МУЗЫ фламандская школа
Неизв. художник Конец XVII – начало XVIII века В КОРЧМЕ голландская школа Неизв. художник ОХОТА НА ЛАНЕЙ фламандская школа Хейсум, Ян Ван (1682 -1749) ПЕЙЗАЖ голландская школа   Неизв. художник СУДА НА РЕЙДЕ голландская школа Неизв. художник, XVII век ДИАНА И САТИР итальянская школа Хейль, Даниэль ван 1604-1664 ГИБЕЛЬ СОДОМА фламандская школа Неизв. художник, 1600 – 1700 ДИАНА И ЭНДИМИОН итальянская школа

Искусство, по мнениюПетра, должно было не только развлекать, но и просвещать. На северной стене экспонируются две картины кисти фламандского живописца Даниэля ван Хейля (1604-1662): «Гибель Содома » и «Бегство Энея из Трои ». Рассматривая эти картины можно заметить, что их архитектурный фон одинаков, очень сходны композиции и лишь слегка меняются в соответствии с сюжетом группы людей на первом плане, хотя на этих полотнах изображены совершенно разные события, происшедшие в разных городах и в разное время. В связи с большим спросом на живописные произведения, голландские мастера подчас писали картины партиями, не очень заботясь об оригинальных художественных решениях. При этом оба полотна имеют важное идеологическое значение.

Согласно ветхозаветному преданию, Яхве[26] покарал город Содом за распутство и праздность его жителей. Покинуть гибнущий город было разрешено только праведному Лоту с женой Сарой, двумя дочерьми и племянником Авраамом. Нарушив запрет, Сара оглянулась назад, и была превращена в соляной столб. Мораль заключается в том, что людям нужно убегать от греха, не оглядываясь, не задерживаясь. Размещение подобных полотен в русских домах начала XVIII века являлось, в известной степени, вызовом старомосковским порядкам, согласно которым библейские сюжеты были уделом иконографии и могли изображаться только в соответствии со строгими канонами.

Ещё больше могла поразить консервативных современников вторая картина, посвящённая языческому античному эпосу. По сюжету поэмы Вергилия «Энеида», троянцу Энею удалось бежать из сожжённой греками Трои, на площади которой художником изображен знаменитый «троянский конь». Позднее, после многолетних странствий, Эней осел в Италии, где его прямые потомки – Ромул и Рем, по легенде, основали Рим, ставший центром величайшей империи. Эта легенда была популярна в России XVIII столетия: в 1721 году Пётр I принял титул Императора Всероссийского, став основателем новой империи, которая должна была стать идеологическим последователем Римской державы. Именно поэтому Пётр на картинах XVIII века часто изображался в сопровождении римской богини мудрости и военной покровительницы Минервы, а на знаменитом памятнике «Медный всадник» он предстаёт в образе древнеримского императора.

Одним из самых значительных живописных произведений коллекции Монплезира и примером голландской пейзажной живописи XVII века является полотно «Соколиная охота » известного в своё время Филипса Воувермана (1619-1668). Художник мастерски́ изобразил динамичные фигуры охотников в красочных одеяниях на фоне пасмурной нидерландской природы. Впечатление динамики и напряженного эмоционального состояния передаётся общим голубовато-серым тоном с тонкими нюансами цвета и переходами в изображении грозовых облаков и теней, вспыхивающими иногда интенсивно красными мазками. Традиция соколиных охот издавна была распространена в России – это была любимая забава отца великого реформатора, царя Алексея Михайловича. Во времена его царствования более 3000 разных ловчих птиц содержались на потешных дворах в подмосковных сёлах Коломенском и Семёновском: память о них сохранилась в топониме московского парка Сокольники. Сам Пётр I был безразличен к охоте, однако многие его сподвижники и наследники (например, племянница и младшая дочь – императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна) были заядлыми охотниками.

Самым любимым живописным жанром царя были марины – морские пейзажи. Не случайно, именно они занимают главное место в картинном убранстве Монплезира: в коллекции дворца их насчитывается 32 полотна. На северной стене Восточной галереи представлены две марины – одна голландской, другая фламандской художественной школы. Если голландские маринисты чаще всего писали спокойное море, то для фламандцев характерно изображение разбушевавшейся морской стихии.

Справка. Первая половина XVII века – наивысший расцвет фламандской школы, когда в этой небольшой стране одновременно работали такие крупные мастера, как Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Тенирс, Браувер и другие. Для фламандских художников были характерны большие полотна, яркие сочные краски. Полотна этих живописцев, различные по жанрам и технике исполнения, объединяет общий мотив – прославление радости земного бытия.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: