Материал для создания экскурсионного рассказа




Буфетная – помещение утилитарного назначения. Здесь хранились столовая посуда и столовое бельё.

 

Ф. Пильман. Аллегория Зимы. Плафон Буфетной.

Отделка этого помещения проста: гладко оштукатуренные стены, без каких-либо декоративных элементов, и паркет простого рисунка из остроугольных дощечек двух цветов, созданный по эскизу Петра I. Главным украшением Буфетной является плафон с сюжетной росписью «Зима », выполненный Филиппом Пильманом и его русскими помощниками.

В центре плафона представлено аллегорическое изображение зимы в виде женской фигуры с жаровней в руках.Над фигурой Зимы в картуше художник написал лицо бородатого старика, которое можно принять за портрет русского крестьянина. На самом деле маска, изображающая старца – характерный для эпохи барокко символ северного ветра Борея, который словно пытается задуть дымящую жаровню. Вся композиция заключена в изящную золочёную раму.

Справа расположен белоснежный камин – новинка петровского времени. Он декорирован, на первый взгляд, простой, но очень изящной лепниной, в виде трельяжной решётки с розетками и миниатюрными цветками. В нише камина - фарфоровая ваза китайской работы периода Канси (1662-1723 гг.), расписанная кобальтом.

На каминной полке - восемь чайников, изготовленных из исинской глины, которые, согласно преданию, были подарены Петру I посольством китайского императора Канси (1654-1722) из династии Цин. Эти чайники представляют собой бесценные раритеты музея.

Справка. Монплезирские чайники выполнены в районе города Исин (западнее нынешнего Шанхая), который является керамической столицей Китая. Начало керамического производства в этом районе, богатом глинами разных оттенков, в том числе буро-коричневой, тёмно-коричневой и светло-жёлтой, уходит в глубь веков. Исинская глина отличается от других высоким содержанием каолина и мелких силикатных частиц, которые легко спекаются, давая плотный черепок, не пропускающий воду. Такую керамику не обязательно покрывать глазурью. После обжига она приобретает жирный блеск и пористую структуру, что позволяет чаю «дышать» и препятствует быстрому остыванию чайника. Исинская глина имеет очень пластичную структуру, благодаря чему мастера могут создавать особо изящные формы с тонкой художественной отделкой. Она не имеет собственного запаха. В чайниках из исинской глины чай имеет чистый, без примесей, аромат, поэтому исинские чайники высоко ценятся чайными гурманами всего мира. Сами китайцы никогда не моют исинские чайники моющими средствами, только промывают чистой водой и передают из поколения в поколение как ценнейшую реликвию. Вывоз исинской глины из Китая запрещён.

Мебель Буфетной изготовлена в Голландии (только стулья немецкие). Она соответствует назначению комнаты. Напротив камина, между окнами, стоит шкаф начала XVIII века для хранения столового белья. В петровское время столы стали покрывать белыми скатертя́ми, которые украшались цветочными гирляндами. У восточной стены расположен буфет, фанерованный орехом. Среди представленных на нём ваз только две сделаны в Китае из фарфора. Все остальные предметы - из голландского фаянса. Они выполнены в подражание китайскому фарфору. На примере этих фаянсовых ваз, большая часть которых, согласно клеймам, изготовлена на дельфтской фабрике «Коготь», можно видеть, какого высокого мастерства достигли европейские производители в стремлении имитировать дорогостоящие оригиналы из Поднебесной. Фаянсовые блюда, украшающие восточную и северную стены Буфетной, также являются произведениями голландских керамистов.

Ещё одним образцом европейского фаянса XVII-XVIII веков является настенный рукомойник, расположенный слева от буфета, на восточной стене.

На столе в центре Буфетной представлено фарфоровое блюдо для фруктов с кобальтовой росписью, изготовленное в XVIII веке на знаменитой майсенской мануфактуре[43]. Рядом - из натуральной щетины смётка (щётка) для стола, фаянсовая ручка которой украшена синей подглазурной росписью. Здесь же китайские фарфоровая ваза и чайник и русской работы бронзовый шандал на две свечи. Привлекают внимание предметы из стекла: кувшин с крышкой, созданный во Франкфурте в петровское время, английская фляга из жёлтого стекла, а также четыре стеклянные рюмки и два графина, изготовленные русскими мастерами в начале ХVIII века на стекольном заводе Ямбурга близ Петербурга (современный город Кингисепп).

Справка. Русское стеклянное производство насчитывает много столетий. Согласно археологическим исследованиям, в средневековье в Киеве и Новгороде имелись стеклоделательные мастерские, однако в результате татаро-монгольского нашествия традиция производства стекла прервалась. Первый стекольный завод в России был создан в 1635 г. в пустоши Духанино Дмитровского уезда близ Москвы. Позднее, в 1669 г., на средства казны в селе Измайлове был выстроен другой завод. Большое развитие производство стекла получило в эпоху Петра I, создавшего в последние годы XVII века на Воробьёвых горах в Москве образцовый стекольный завод-школу. В XVIII веке самыми большими стекольными заводами России были заводы в Ямбурге и соседней деревне Жабино. На этих предприятиях трудилось около 90 человек. Здесь изготовляли стекло с резной и гравированной орнаментацией, основными потребителями которого были двор и столичная аристократия. Если продукция московских заводов, в основном, расписывалась в духе русского народного искусства густыми неяркими эмалями коричнево-красного, синего, жёлтого и белого цветов, то на Жабинском и Ямбургском заводах расписного стекла не делали. На этих заводах создавали простое и зеркальное листовое стекло, а также множество разнообразной посуды: штофы, фляги, рюмки разной формы с крышками и без крышек, колокольчики, подносы, шандалы. Выпускалась и химическая посуда - колбы, реторды, ступки с пестиками.

Считается, чтоЯмбургский стекольный завод был основан между 1710 и 1713 годами, однако, есть версия, что он существовал ещё в шведские времена. Шведский дипломат К.Р. Берк, посетивший Россию в 1735 году, писал: «На Нарвской стороне в городке, именуемом Ямбург, ещё в шведское время был стеклянный завод. При русском правлении он значительно улучшен, и делали там не только стаканы, но также оконное и зеркальное стекло. Некий искусный французский мастер посредством очень суровых наказаний научил своих русских подчинённых изготовлению действительно больших и красивых зеркал, которые и поныне есть в императорских и других знатных домах». В 1730 году завод был взят в аренду англичанином У. Эльмзелем, который значительно его расширил. Спустя восемь лет одна часть производства была перенесена на реку Лаву, а другая в Петербург, к Семёновскому мосту на Фонтанке, в район современного Витебского вокзала. В следующие десятилетия завод неоднократно менял свои адреса до тех пор, пока в 1770-х годах управление не было передано князю Г.А. Потёмкину, который перевёл его в район Глухого озера за Александро-Невской лаврой. Эта местность получила название Стеклянный городок. Память о тех временах сохранилась в названии ряда улиц Невского района Петербурга: Хрустальной, Стеклянной, Глазурной, Фаянсовой, а также Зеркального переулка.

Рядом с камином находится технологическая новинка рубежа XVII-XVIII веков - голландской работы пресс для белья, выполненный из ореха и чёрного дерева. Влажное столовое белье складывали стопкой и придавливали прессом. Через некоторое время оно разглаживалось.

В XIX веке в Буфетной хранились предметы из опочивальни Петра I, и поэтому вплоть до 1941 года это помещение называли спальней. Научные изыскания во время послевоенной реставрации выявили эту ошибку. На самом деле, личные покои царя располагаются в западной части дворца. Знакомство с ними начинается с Морского кабинета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: