Глава 2
В качестве иллюстрации формирования Эго мы можем вспомнить некоторые процессы, происходящие с лягушачьей икрой. На определенной стадии развития на одной стороне лягушачьей икринки появляется серое пятно. Эксперименты показали, что впоследствии это серое пятно постепенно развивается в голову. Если разрезать его нитью, то на свет появится двуглавая лягушка. Если его удалить, у лягушки не будет головы. Таким образом, вы можете экспериментально доказать, что серое пятно на икринке лягушки - это часть протоплазмы, которая при развитии становится головой. Если это пятно частично удалить, а затем капнуть на протоплазму чуть-чуть соляной кислоты, то серое пятно снова увеличится в размерах. Сформируется необходимая протоплазма, вырастет новая голова, и родится целая лягушка. Эго должно быть центром сформировавшегося в ней сознания, однако оно будет создано общей реакцией всей психической организации, которая является саморегулирующейся системой. Можно сказать, что латентный импульс, создающий Эго, воплощается в образе мифологического героя. Он обладает качествами, не соответствующими реальному Эго, но более прочно связан с архетипом общей психики.
Самые серьезные психические расстройства, с которыми сталкивается человек, включая невротическую и психотическую диссоциации, связаны с тем, что Эго не функционирует в соответствии с общими возможностями психики. Возникает некая дисгармония между ним и психическими структурами. При некоторых видах шизофрении имеет место неимоверное по объему продуцирование фантазий бессознательного - обеднение и сознательного мышления, и, как отметил Эйген Блейлер*, эмоций и аффекта. Сознательная личность находится в состоянии дисгармонии с изобилием и жизнеспособностью (vitality) бессознательного. Изобилие бессознательного попадает в очень тесный контейнер. Следовательно, одна из основных задач терапевтического лечения заключается в обогащении спектра эмоциональных реакций, позволяющих расширить и укрепить контейнер, чтобы он мог принимать эмоциональные импульсы, исходящие из бессознательного. Но существуют разные виды дисгармонии. Далеко не каждое невротическое расщепление происходит по этой причине, хотя, конечно же, такой вид диссоциации встречается часто.
* Блейлер, Эйген (нем. Eugen Bleuler; правильно читать: Ойген Блёйлер) (1857-1939) - швейцарский психиатр. Блейлер известен в основном введением диагноза шизофрении, которым он в 1911 году заменил используемое тогда понятие dementia ргаесох (преждевременная деменция) Э. Крепелина. Основным симптомом шизофрении Блейлер считал амбивалентность. Блейлер также ввел понятие «аутизм». - Прим. перев.
Эго-комплекс в особенности имеет тенденцию к диссоциации от оставшейся части психики и прекращению гармоничного взаимодействия с ней; он склонен действовать автономно. Следовательно, одна из самых существенных проблем человечества состоит в создании Эго, которое бы функционировало здоровым образом, то есть в соответствии с инстинктивной организацией человека. С одной стороны, мы отличаемся от других животных тем, что имеем сильный эго-комплекс. С другой стороны, наше развившееся [по сравнению с животными] сознание привносит опасность расщепления.
Мифологические истории, в которых герой или героиня ведут себя особым образом, отражают бессознательную попытку создать идеально функционирующую модель эго-комплекса. Герой представляет собой идеальный эго-комплекс, соответствующий требованиям психики. Именно он избавляет страну от бесплодия и восстанавливает здоровье общества благодаря здоровым формам жизненного процесса. В каждой сказочной истории заложен разный смысл наряду с моделью деятельности героя в соответствии с его инстинктами. Если героиня ведет себя в соответствии с инстинктивными требованиями психики, она воплощает паттерн сознательной фемининной личности. Возникает некая модель архетипической связи, существующей между Эго и Самостью, которая должна распространиться благодаря подлинной реализации в жизни каждого человека. Можно было бы сказать, что целостность или то, что мы называем Самостью, является дремлющей, внутренней возможностью. Она напоминает яйцо, массу возможностей, которым требуется реальная сознательная жизнь вместе с присущими ей трагедиями, конфликтами и решениями привнести эту целостность в реальность.
Таким образом, Эго представляет собой средство, позволяющее воплотить в жизнь психологические возможности. Например, у меня есть предрасположенность к тому, чтобы стать актрисой, но мое Эго не признаёт ее и ничего не сделает, чтобы как-то дать ей проявиться; оно игнорирует мои актерские способности, как если бы их вовсе не существовало. Таким образом, очевидно, что Эго является средством реализации всевозможных врожденных психологических предрасположенностей человека. С мифологической точки зрения Эго является средством воплощения Самости. Сказочные герой и героиня предлагают способ, позволяющий сделать действенным это средство воплощения. Эго обладает бесконечным множеством функций, которые нужно выполнять, и в каждой сказке выражен один аспект, в особенности тот, который в то время отсутствовал и был востребован социальной ситуацией. Поразительным примером может служить Бог Сын. Бог основной религии нашей цивилизации - это беспомощный человек, висящий на кресте. Он обречен на страдания и полную пассивность, и деятельный человек, живущий на Западе, поклоняется именно ему и умоляет его о содействии в том, что ему нужно.
Но есть и другая проблема: существует бесконечный диапазон символов Самости: например, золотой мячик или сокровища, которые должен найти сказочный герой. Если просто принять решение, что все они - символы Самости, такая интерпретация может соответствовать сновидению. Однако это не мифологическая интерпретация; например, нельзя сказать, что один символ Самости находит другой. Практически так оно и есть, но не несет в себе никакого смысла. Нам следует быть более разборчивыми в своих интерпретациях и задать вопрос: в чем должна заключаться разница между такими символами Самости, как золотой мяч или яйцо, - и сказочным героем или героиней, которые также представляют аспект Самости? Самый простой ответ состоит в том, что сказочный герой - это человек, а золотой мяч - нет, что достаточно банально, но тем не менее этому нельзя не придавать значения. Есть сказочный материал, в котором целостность появляется в виде определенных обезличенных символов, - например, дерева, а иногда - в получеловеческом воплощении, то есть в образе сказочного героя. В чем состоит разница? Один аспект, мяч, - это аспект материальной символики Самости; то есть символ, с присущим ему обезличенным отношением к целостности психики, который имеет тенденцию появляться в моменты диссоциации и дезориентации.
Когда человек чувствует, что его поглощает состояние хаоса, в особенности когда Эго склонно слишком индивидуально принимать свои страдания, сложности и вовлеченности, как правило, материальный абстрактный символ Самости содействует объективации переживания и достижения отчуждения, которое иногда чертовски необходимо. Если кто-то думает, что несчастная любовь только у него (или у нее), то ему следует посмотреть на жизнь в более широкой перспективе. В других случаях, когда символы Самости оказываются воплощенными в людях, в них содержится скрытый намек на необходимость более индивидуальной установки; на любую ситуацию требуется определенный тип человеческой реакции. Только отстраненности и философского отношения недостаточно: нужна особая человеческая установка.
Наша сказка «Спящая красавица», или «Колючая роза», относится к паттерну исчезновения богини-дочери - в нашей сказке это смертельный сон. В мифе о Деметре и ее дочери Коре Кора вместе с ее женихом, богом смерти, на время исчезает, скрывается от жизни и затем снова возвращается - во время весеннего пробуждения природы. Паттерн божественной девушки, которая исчезает, а затем появляется вновь, имеет аналоги и в сфере маскулинности. Там есть божественный сын, который исчезает в подземном мире и весной вновь возвращается, как Таммуз* или Адонис*. Есть и богиня-дочь, исчезающая таким путем, и ее исчезновение, mutatis mutandis*, имеет такой же смысл. Этот тип Коры (девушки) тесно связан с архетипической материнской фигурой. В нашей сказке девушку благословляют несколько материнских фигур, а одна из них налагает на нее заклятье; ее одновременно благословляют и проклинают. В мифе о Коре ее исчезновение не имеет прямой связи с ее матерью, Деметрой. Деметре присущ двойной аспект: являясь богиней плодородия, она покровительствует рождению детей и колосьев злаков, но, потеряв свою дочь, она становится богиней печали и мести. У Деметры проявляется то один, то другой аспект, в зависимости от ее отношений с дочерью.
* Таммуз, или Фаммуз, - сиро-финикийское божество, тожественное с Адонисом из древнегреческой мифологии. Шумерский вариант имени - Думузи (или Думу-зид-абзу - букв. «Истинный сын водной бездны», у западных семитов - Таммуз) - божественный пастух, умирающий и воскресающий бог плодородия. Сын Энки, но не от главной жены, а от некой Дуттур. Супруг Инанны. Культ Думузи ~ это демонстрация веры в вечное движение жизни: заточение природы в подземном царстве - с последующим ее воскрешением. Думузи соответствовал также полулегендарному царю Первой династии Урука. Приблизительно во времена Седекии и разрушения Иерусалима ему поклонялись и иудеи. Пророк Иезекииль видел плачущих по Таммузу женщин у северных врат иерусалимского храма в пятый день шестого месяца (Иезек. VIII, 1, 14). - Прим. перев.
* Адонис - в древнегреческой мифологии (по наиболее популярной версии) - сын Кинира от его собственной дочери Смирны. Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Также его называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником. Существует рассказ о том, что Афродита передала младенца Адониса на воспитание Персефоне, которая не пожелала потом с ним расстаться. Афродита и Персефона судились из-за Адониса, и Каллиопа рассудила, что они должны владеть им по половине года. У финикиян Адонис (Адон в финикийской мифологии) - юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Древней Греции праздник Адониса в середине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его воссоединение с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящен плачу по умершему богу, символизирующему увядание природы. Аргосские женщины оплакивали его. Древние люди считали, что благодаря Адонису расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога. - Прим. перев.
* Mutatis mutandis (лат.) - изменив, что надо изменить. - Прим. перев.
В античной сказке «Амур и Психея» девушка-богиня подвергается жестокому преследованию со стороны своей свекрови, богини Венеры, которая считается Великой Матерью, как Иштар* и Атаргатис*. В данном случае мы имеем интересную вариацию: Венера преследует Психею из ревности, ибо говорится, что Психея оказывается красивее ее, - как в сказке «Белоснежка». Люди поклоняются девушке Психее, вместо того чтобы поклоняться матери Венере. Но поскольку Венеру оскорбляет присутствие ее собственного человеческого воплощения, она преследует Психею. Это интересное развитие, характерное для Западной и Средиземноморской цивилизаций. Богиня-мать порождает более человеческое существо, дочернюю фигуру, к которой у нее существует амбивалентное отношение. Это отношение в чем-то аналогично любовному отношению Энея и Дидоны. Дидона - это богиня, ибо она носит имя финикийской богини, но в «Энеиде»*** она - земная царица. Венера и Юнона решили, что Эней любит Дидону. Они устроили интригу, и тогда Зевс на Олимпе решил, что Эней должен расстаться с Дидоной, которая затем покончила с собой.
* Иштар (перс. Истар, ивр. Ашторет, др.-греч. Астарта; Анунит, Нана) -в аккадской мифологии - богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера. Соответствует шумерской Инанне. - Прим. перев.
** Атаргатис (Атаргатида), также Деркето, - греческое искажение арамейского имени Астарты - Атаргата или Тарата. Ее также называют Афара. Атаргатис - сирийская богиня, которую почитают в Бамбике (Эдессе) в Месопотамии. Атаргатис или Атарате (арам.) - в западносемитской мифологии богиня плодородия и благополучия, одна из наиболее почитаемых в эллинистическо-римское время богинь арамейского пантеона. Отождествлялась с Афродитой. - Прим. перев.
*** Энеида (лат. Aen3is, русское слово происходит от формы родительного падежа Aen3idos) - эпическое произведение на латинском языке, автором которой является Вергилий. Написана между 29 и 19 гг. до н. э. и посвящена истории легендарного троянского героя Энея. - Прим. перев.
В этой известной трагедии, производящей очень сильное впечатление, показано амбивалентное отношение богов коллективного бессознательного к более человечным персонификациям. Похоже, эта проблема сохранилась и по сей день. Эрскин* в своей книге «Венера - одинокая богиня» тоже обсуждает эту тему. Венера - это мать богини, которая ведет себя, слепо руководствуясь своими пристрастиями и эмоциями, без лишних раздумий, поэтому окончательно запутывается, а затем признается в том, что ее цель - стать земной женщиной. Точно такая же тенденция, присущая религиозным системам поздней Римской Империи, имела место в христианстве. Она произошла от иудейско-христианской традиции вследствие фигуры амбивалентного Бога Отца, который произвел на свет Сына, но не мифологически божественного сына, а человека, жившего в исторической реальности. Поэтому воплощение Отца в Сыне стало огромным коллективным религиозным переживанием.
* Джон Эрскин (John Erskine) (1879-1951) - американский писатель, поэт и эссеист, автор романов об Елене Троянской, Ланселоте и Галахаде, Адаме и Лилит («Частная жизнь Елены из Трои», «Венера - одинокая богиня» и др.) - Прим. перев.
Точно такую же тенденцию можно увидеть в развитии образа античной богини-матери, которая хочет воплотиться в смертной дочери, но это стремление остается тщетным. Такого воплощения нигде и никогда не происходило до конца, за исключением одного случая (Деметра-Кора). Культ матери-богини застыл в своем развитии и был вытеснен, а затем появился вновь как культ Девы Марии, однако с огромными психическими пустотами и предосторожностями, не допускающими распространения его темного аспекта. Ее культ был снова разрешен, но лишь в той мере, в которой получил одобрение Отцов Церкви, и если она оказывала нужное воздействие. Темный аспект античной богини-матери до сих пор не появился в нашей цивилизации, и это обстоятельство должно ставить у нас в голове знаки вопроса, ибо, естественно, [в нашей психике] что-то отсутствует.
Изучая образы античной богини-матери, не любившей свое человеческое воплощение, мы видим, что этот конфликт можно охарактеризовать следующим образом: богиня-мать воплощает абсолютно нерефлексивную фемининность. Она просто воплощает элементы эмоциональных женских реакций. Если ее муж вступал в любовную связь с другой женщиной, она устраивала ему ужасные сцены (как, например, Гера). Мы, женщины, должны допустить, что без сознания, затормаживающего эмоции, мы поступили бы точно так же, ибо это - фундаментальная реакция. Богиня-мать всегда вела себя именно так. Но вместе с тем она проявляла милосердие; все бедные, жалкие и несчастные находили приют у нее на коленях и получали любовь и заботу. Изначальное неуемное милосердие было типичным для богини-матери. Сексуальное поведение, как в случае Баубо, было абсолютно естественным. Сама богиня-мать была великой проституткой, которая отдавалась первому встречному мужчине. Она была воплощением безмерного плодородия и великодушия, инстинктивного милосердия, безграничной ревности и тщеславия и т. д.
Для всех этих богинь характерна общая реакция, которая есть у каждой женщины, ибо такая богиня воплощает часть ее природной эмоциональной и инстинктивной структуры. Если сопоставить дочерей-богинь с богинями-матерями, существующими в греческой мифологии, то дочери оказываются идентичными матерям (точно так же как Сын идентичен Отцу). Хотя обычно они чуть более человечны - то есть способны, как, например, Психея, к самопожертвованию, - и не только под воздействием импульса; способны выполнить задание и не проявлять милосердия к попрошайке в подземном мире и воздерживаться от того, чтобы помогать умирающим и бедным. А это значит, что они являются более рефлексивными, ограниченными и земными, более формальными и менее примитивными и хаотичными в своих реакциях, зато более человечными и постоянными.
Эта прогрессивная тенденция в паттерне фемининной жизни появляется в коллективном бессознательном и в усилиях создать новую форму фемининности женщины, а также новую модель Эроса у мужчины - более уравновешенную установку. С точки зрения процесса цивилизации мужчины в нашем обществе опережают женщин. Похоже, что в южной Индии гуманизация женщины и Эроса происходит раньше, чем на западе. Там женщины гордятся своей фемининностью, и существует более дифференцированная установка в отношении Эроса. Для Запада характерна вязкость, вульгарность и неразборчивость на уровне Эроса, наряду с более высокой дифференциацией Логоса, чем на востоке.
В нашей сказке у короля с королевой не было детей, но лягушка сказала королеве: «Твое желание будет исполнено: не пройдет и года, как у тебя родится дочка». Зачастую перед рождением героя или героини существует такой период бесплодия, а потом происходит чудесное рождение ребенка. С точки зрения психологии это значит следующее: мы знаем, что перед тем как бессознательное станет чрезвычайно активным, существует тенденция, связанная с его длительной и полно* пассивностью. Например, для творческой личности такое состояние является нормальным: перед новым периодом творческой деятельности или прорывом научной идеи, как правило, какой-то период времени люди проводят в апатии, депрессии и ожидании; жизнь лишилась своей новизны. Если в это время они проходят анализ, видно, что в этот период у них в бессознательном аккумулируется энергия.
Мне вспоминается время, когда я в связи с этим чувствовала отчаяние. Тогда мне приснилось, что я смотрела на большую железнодорожную станцию, где происходит маневрирование поездов и образуются новые составы. Сновидение показало, что в бессознательном осуществляется саморегуляция энергии; происходила реорганизация энергии и инстинктивных паттернов. Перед тем как происходит взрыв психотического материала, тоже наступает такой период времени, когда все кажется банальным. Но затем следует приступ психоза. Скопившееся в бессознательном либидо прорывается в виде психотического взрыва.
Следовательно, такие бесплодные периоды означают, что в бессознательном зреет нечто особенное. В сказке это предсказывает лягушка. Лягушка сидит в бассейне королевы - вне всякого сомнения, фрейдистам есть что сказать на этот счет! В фольклоре лягушка считается довольно бесстыдным существом. В древние времена ее использовали для того, чтобы обладать любовным очарованием; тогда надевали амулеты определенной формы, изготовленные из ее костей. Оказывается, в самом начале многих предписаний говорилось о плодовитости, сексуальности и бисексуальной любви. В этом смысле можно считать, что королеву оплодотворил как бы мужской член. Но если почитать фольклор, можно увидеть, что при родах и в избавлении от бесплодия женщинам помогает именно материнское животное. Во многих странах говорят, что весеннее кваканье лягушек похоже на крики нерожденных детей, а значит, это кричит душа, которая пока еще не воплотилась в ребенка.
В особенности в раннем детстве новая тенденция, впервые вступающая в жизнь, на какое-то время оказывается преувеличенной. Затем, с течением времени, она формирует часть общего функционирования. Например, некоторые дети какое-то время могут играть только с игрушечной собачкой или с поездом. У них бывают такие периоды, когда они полностью поглощены какой-то одной вещью, а затем вдруг перескакивают на что-то новое. Такое поведение поражает нас какой-то одержимостью. Всегда возникает какое-то новое сумасшествие. У мальчика оно может проявляться в желании драться или лазить на деревья, однако оно свидетельствует о пробуждении нового элемента сознания, которое несколько нарушает общее равновесие. Пробуждение сексуальности является одной из самых сильных стадий. Как правило, в таком возрасте сексуальность резко повышается [подскакивает], что приводит к диссоциации личности, пока она снова не опускается до своего обычного уровня.
Следовательно, комплексы не находятся в гармонии с человеком. Они могут вступать между собой в конфликт и даже выталкивать прочь другие инстинктивные побуждения. Если забыть про бога, это значит, что одни аспекты коллективного сознания настолько вышли на передний план, что другие его аспекты значительно игнорируются. Такая печальная судьба была уготована в нашей цивилизации и архетипу богини-матери.
Что касается развития западной цивилизации, возможно, западному менталитету на протяжении какого-то периода времени приходилось игнорировать богиню-мать, чтобы полностью сосредоточиться на развитии маскулинности. Но игнорированные психические структуры вели себя так же, как оставленные без внимания органы тела, - если вы будете нерегулярно есть, у вас начнутся проблемы с желудком. Наши физические органы требуют к себе определенного внимания; мы не можем себе позволить игнорировать их потребности вследствие своей односторонности. То же самое относится к психическим органам или структурам. Если мы игнорируем некие жизнеспособные центры психики, это приведет к заболеванию всей системы. Подобно тому как проблемы с желудком могут привести к полной потере здоровья, один-единственный плохо функционирующий комплекс дезорганизует деятельность всей психики. Поэтому возникает невроз или что-то более серьезное, и тогда следует узнать, что именно было игнорировано и с тех пор «заколдовало» всю личность. Это очень оптимистичная интерпретация, ибо косвенно она говорит о том, что если всегда вести себя правильно и приносить жертвы всем богам, то с нами ничего не случится и мы будем психологически здоровы. Однако в разных вариациях сказок такая интерпретация не находит полного подтверждения - в некоторых из них [злая] крестная мать появляется просто потому, что она любит причинять зло. Иногда невротический срыв соответствует именно такой сказке. Было бы неправильно сказать, что он оказался вызван чувством вины. Иногда он происходит вследствие одностороннего поведения, но вместе с тем следует иметь в виду, что природа может быть недостаточно спонтанна. Не всегда беду создают люди, иногда это делают и боги. Самой природе присуща неполноценность, неполнота и дисгармония.
Во французской версии сказки злую крестную мать зовут Несчастье [Misere] - богиня, которая приносит беду. На людей обрушивается нечто, в чем никто не виноват, и никого нельзя обвинить в моральной нечистоплотности. Такое случалось с многими из нас, ибо мы вступили в этот свет с идеей великодушного Бога; если возникает зло, то в этом виноваты либо мы сами, либо старый Адам. Вина за него лежит на ком-то из людей. Но точно так же можно сказать, что вина лежит на Боге - эта мысль для нас не столь очевидна, как для некоторых других цивилизаций. Бог может оказаться в очень плохом настроении, которое затем обрушивается на человечество. Это важно иметь в виду, чтобы уравновесить христианский взгляд на мир со взглядом на бессмертие природы. Если миф рассказывает о чем-то в разных версиях, как поступаем и мы сами, то в этой проблеме присутствует некая неопределенность.
Почему Колючая Роза подверглась такому ужасному заклятью? В одной версии сказки говорится, что именно так все и должно было быть, а в другой версии - что богиня разозлилась из-за того, что ее не пригласили на день рождения. В сущности, эта проблема могла быть точно неизвестна. Она в чем-то похожа на современную теорию света. Согласно одной теории, свет состоит из корпускул, т. е. частиц; согласно другой, он представляет световые волны. Может показаться, что если верна одна теория, то другая - нет. Точно так же, либо невроз вызывается каким-то нарушением и излечивается благодаря этическому изменению установки; либо это существующая в природе и жизни злая судьба, которую можно изменить только вмешательством доброй судьбы. Один взгляд исключает другой, хотя, очевидно, оба являются истинными. Следует видеть этот двойной аспект и лечить невроз, применяя оба подхода, даже если один из таких аспектов кардинально противоречит другому.
Богиня-мать, которую проигнорировали, появляется как воплощение чувства горечи, тщеславия и обиды. Она становится персонификацией прокисших чувств - молока, которое прокисло, - и, с моей точки зрения, это бросает свет на проблему, которая очень тесно связана с проблемами женщин. Именно поэтому я выбрала эту сказку для обсуждения женской психологии. Источником зла и всяческих неудач в жизни женщины зачастую оказывается неумение справиться с чувствами горечи и обиды и преодолеть их, ибо они дают полную свободу нападкам Анимуса. Причина всяческих неудач и существующего в женщине зла в подавляющем большинстве случаев заключается в этой архетипической реакции непротивления горечи, обиде или плохому настроению, проявляющемуся в виде разочарований в чувственной сфере, а затем - в полной покорности Анимусу. Неожиданно женщина расстраивается или у нее надолго портится настроение. В таком случае ей очень полезно себя спросить: «В чем я разочаровалась и чем я обижена или огорчена и по существу этого не заметила?» Тогда вы скорее всего найдете причину. Если вы вернетесь к истокам боли - туда, где вы ее не проработали, то одержимость Анимусом прекратится, ибо она началась именно здесь, и именно поэтому в одержимости Анимусом всегда присутствует обертон осуждающей, испытывающей боль женщины.
Одержимость женщины Анимусом страшно раздражает мужчин; они моментально взвиваются. Но на самом деле мужской «козел» слышит в этом обертоне именно жалобное осуждение. Мужчина, который хоть немного в этом разбирается, знает, что восемьдесят пять процентов одержимости Анимусом женщины - это замаскированное обращение к любви, хотя, к сожалению, оно воздействует совершенно иначе и прогоняет ту самую любовь, которой она хочет. В глубине, под Анимусом, у женщины таится чувство обиды и вместе с ним желание вернуться к тому, кто причинил ей боль. Это порочный круг, и все споры переходят в типичную сцену Анимуса. Таким образом, проигнорированная фемининность, которая играет существенную роль в появлении женского гнева, в чем-то является архетипической.
Естественно, женщины с негативным материнским комплексом больше всего подвержены реакции в такой форме, ибо они испытывают огромную потребность в тепле и внимании, которые они в свое время не получили от матери. Здесь я должна сослаться на статью К.-Г. Юнга «Психологические аспекты архетипа матери», в которой вы найдете гораздо более подробное описание разных аспектов материнского комплекса у женщин. Эта статья послужила основой для моей лекции. Женщины, которым их матери не уделяли достаточно внимания, особенно раздражительны и все время ощущают, что на них не обращают внимания. Если у человека нормальная самооценка, ему не нужно причинять боль другому. Если мужчина не обращает внимания на женщину, которая уверена в себе, если он в ее присутствии увлекся другой женщиной, она лишь подумает, что у него плохой вкус. Она настолько уверена в себе, что такое его поведение ее не раздражает. Но если ее самооценка занижена, у нее прорывается мощный поток чувства боли, горечи и обиды. Женщине с негативным материнским комплексом всегда угрожает появление чувства обиды, которое прорывается всякий раз, когда мужчина с ней не соглашается или же на ее территорию внедряется другая женщина. Перед ней стоит величайшая задача - преодолеть свою гневную обиду. Такая женщина будет в течение многих лет холить свою боль, класть ее в «ящик», и всякий раз доставать ее оттуда снова и снова; так она следует архетипическому паттерну богини.
Поскольку наша история является коллективной, а не индивидуальной, мы должны узнать, в чем именно она типична для нашей цивилизации, где именно те или иные аспекты богини-матери, фемининной природы христианство сознательно проигнорировало. Самый очевидный факт, который стал проблемой нашего времени, - это сексуальность. Согласно духовному закону социального устройства было заявлено, что сексуальность опасна и является причиной многих бед, она разрушает браки и т. п. За ней следует установить контроль со стороны закона и разрешать ей проявляться только в супружеских отношениях. Такова точка зрения католичества, согласно которой также утверждается, что предпочтительно полное воздержание, или что секс должен быть позволен только для деторождения, а любые другие сексуальные отношения являются греховными. Но, сев за круглый стол, вы не можете решить, как следует управлять богом (сексуальностью), что является громадной ошибкой христианского вероучения, которая привела к тому, что этот бог стал вести себя автономно. Такого управления, как например, сексуальным поведением, никогда раньше не было. Либо люди соблюдали закон и становились невротиками, либо они жили двойной жизнью, либо впадали в грех и впоследствии сожалели об этом.
Моногамия среди животных сохраняется до тех пор, пока существует равное количество самцов и самок. Бабуины собираются в группы численностью 20-30 особей и сохраняют моногамию, пока число самок равно числу самцов. Но если вследствие какой-то природной катастрофы число' самцов станет меньше, то избыток самок распределится между самцами, и животные не станут обращать внимания на то, что число самок превосходит число самцов. Однако в нашей цивилизации главенствует закон моногамии, и в результате некоторые женщины вообще не имеют сексуальной жизни, а некоторые уходят в монастырь; они оказываются вне игры. Но никому нет дела, что у них существуют естественные биологические потребности, на которые нужно обратить внимание, и богиню игнорируют. Предпочитается не замечать некую естественную и жизненно необходимую органическую архетипическую потребность, которую трудно не заметить и которая хочет получить удовлетворение; вместо этого пишутся принудительные законы с плохими последствиями.