Игнорируется не только бог сексуальности - если можно употреблять такой термин, - но и некоторые другие потребности фемининной жизни. Хорошо известно, что проблем, связанных с сохранением целомудрия, гораздо больше в женских монастырях, чем в мужских, поэтому всерьез обсуждается возможность упразднения женской части монашеского ордена. Очевидно, в этом отношении у женщин больше сложностей. Мужчины могут гораздо легче причинять боль своему естеству, и это наносит им меньше вреда по сравнению с женщинами. Военная служба для женщин также является проблемой, ибо, по-видимому, женщины проявляют меньше терпения в отношении уставных правил, чем мужчины: их природа больше восстает против них. Им нужно быть более естественными и менее односторонними в своем развитии. На мой взгляд, в этом состоит конкретная фемининная потребность. Мужской elan* обусловленный духовными интересами, может увести мужчину очень далеко от его тела.
* Elan (фр.) - порыв.
Разница между мужчинами и женщинами в мифологии символизируется различиями между богами солнца и луны: солнечные боги имеют маскулинное мышление, а лунные - фемининное. Если посмотреть на это наивным взглядом, можно сказать, что солнце является надежным. Оно восходит регулярно, тогда как луна - по настроению. Оно садится каждый вечер, в поздний час, постепенно тускнеет, идет на спад и исчезает. В Египте луна была воплощением мужского бога Мин**, который, возможно, находился в связи с примитивным человеком, ибо луна слишком подвержена настроению и непостоянна в своем поведении. Но в большинстве цивилизаций луна является фемининной. Можно сказать, что в западной христианской цивилизации солярное начало является слишком господствующим, а лунное начало не нашло достаточного признания. В нашей сказке это крестная мать, часть фемининного начала, которую проигнорировал король.
** Мин - бог плодородия и скотоводства, «производитель урожаев», бог дождя, дарующего урожай. Фаллическое божество. Покровительствовал рождению детей, размножению скота, торговле, караванам, Восточной пустыне. В Омбосе выступал как Мин-ях (Мин-Луна). Как и Гор, считался главой объединенного Египта. - Прим. перев.
Следовательно, на девочку было наложено заклятье: либо потому, что богиня пришла в гнев, либо потому, что были задеты ее чувства. В одной из многочисленных версий сказки ее заколдовывает не богиня, а отвергнутый ею противный жених. Этот дурной человек пришел к королю просить ее руки, но получил отказ. Желая отомстить, он наложил на принцессу заклятье, согласно которому она должна была заснуть на сто лет; разумеется, он был колдуном. В данном случае колдовские чары, усыпляющие девушку, исходят от маскулинной фигуры. В контексте фемининной психологии он должен воплощать фигуру Анимуса, т. е. оказывается воплощением негативного духа, которого не пустили в королевский дворец. Отвергнутый жених, заколдовавший девушку, является полубожественной фигурой, которая снова появляется потому, что в сказке так должно быть, ибо никому не могло прийти в голову, что она должна выйти за него замуж. Отказывая ему, девушка поступает совершенно правильно, но все равно становится жертвой колдовского заклятья. Однако мы не можем предположить, что этот мерзкий жених является Анимусом самой героини. Скорее всего, он представляет сознательную установку, отвергнутую королем-отцом. Сам король воплощает коллективный принцип цивилизации, и противный жених должен служить воплощением всего, что было отвергнуто коллективом.
Иногда бывает так, что коллектив не соответствует норме, и тогда Zeugest* оказывается больным. В таком случае человек должен противопоставить коллективу правильное индивидуальное инстинктивное поведение, ибо происходит коллективный невроз. Невротичной может быть вся семья, а затем рождается ребенок, который милостью Божьей имеет здоровую предрасположенность, и вместо адаптации к семейному неврозу ему противостоит. Или же, предположим, женщина страдает психозом. Она замужем, но в соответствии с законами Менделя ее ребенок не обязательно будет болеть психозом. У нее может быть нормальный ребенок, однако тот родился у психотической матери и будет ее отторгать и негативно реагировать на материнскую болезнь. В данном случае ненависть по отношению к матери является здоровой инстинктивной реакцией. Если здоровая человеческая натура вступает в сговор с невротической семейной установкой, то происходит настоящая трагедия, которая повторяется вновь и вновь. Инстинктивное правильное поведение приводит к незаслуженным страданиям. Эта тема бесконечного числа героических мотивов. То, что является патологичным, ненавидит то, является доброкачественным, а то, что доброкачественно, питает отвращение и ненавидит все, что патологично, - что проявляется и в природе, когда здоровые животные нападают на больных животных. Нормальный ребенок, родившийся в патологическом окружении, не может сказать, что прав именно он, а другие неправы, но у него появятся сомнения. Другие будут говорить, что он неправ, что он - дьявол, и это становится трагедией, которая для многих молодых жизней продолжается длительное время. Иногда во время анализа можно просто сказать: «Вы были правы, почему вы в этом сомневаетесь?» Такого подтверждения бывает достаточно.
* Zeitgest (нем.) - дух времени. - Прим. перев.
В браке происходит то же самое: один супруг может быть невротичным, очень многое в себе подавлять, и тогда он будет во всем обвинять другого супруга. Допустим, один из супругов является сексуальным извращенцем и хочет заставить другого принять участие в таких извращениях, но тот отказывается. Тогда первый обвиняет второго в отсутствии чувств и любви, но другой будет по-прежнему испытывать отвращение [к сексуальным извращениям]. Кто из них невротик? В таких случаях они всегда будут обвинять друг друга, а иногда оказывается очень трудно узнать, в чем заключается дефект или ошибка.
Мне вспоминается случай, когда у жены были ужасные истерические симптомы, но только тогда, когда рядом находился муж, зато она вела себя совершенно нормально, когда находилась вне дома. В процессе анализа выяснилось, что мужчину полностью поглотил его материнский комплекс. Что касается проявления чувств, любви и близости, можно считать, что он никогда не был женат. Когда ему исполнилось шестьдесят семь лет, а жене - шестьдесят два, он по-прежнему писал своей матери, почему бы ему не разойтись! У этой пары уже были внуки, а муж еще не был настроен на то, чтобы сказать «да» своему партнеру! Всякий раз, когда она возвращалась домой, у. нее начиналась морская болезнь. Это была нормальная реакция и хороший признак того, что ее здоровую натуру тошнит в таком окружении. Можно стать невинным страдальцем - эту важную истину нужно запомнить, в особенности тем людям, которые склонны к морализаторству в вопросах неврозов.
Глава 3
Когда в Германии начинался фашизм, немцы иногда спрашивали меня, в чем заключается их ненормальность, ибо хотя люди не могли принять фашизм, такое неприятие вместе с тем побуждало их сомневаться в своей нормальности. Те из них, которые «застряли» на своих инстинктивных реакциях и в более высоком смысле оставались нормальными и находились на правильном пути, при этом сильно страдали и были абсолютно несчастны. Они находились под впечатлением коллективного импульса, хотя были совершенно правы, не присоединяясь к фашистскому движению. В данном случае пострадали те люди, которые поступили правильно.
Я хочу посмотреть на этот вопрос под иным углом. Многие сказки начинаются с мотива о короле или о купце, который переплыл через море на своем корабле или преодолел дремучий лес, и в конечном счете на его пути оказался злой дух или, быть может, черный пес, или даже сам дьявол, который не позволял ему идти дальше, если тот не отдаст ему то, что он повстречает первое на пути по возвращении домой. Король соглашается, думая, что, наверное, его встретит его собака, но оказывается, что ему навстречу выбегает ребенок, родившийся в его отсутствие, и тогда он осознает, что продал дьяволу своего ребенка. Как правило, этот ребенок становится главным сказочным героем или героиней, перед которым встает задача освобождения себя от дьявола, и он решает эту задачу, совершая героические поступки.
Так как короля или купца останавливает дьявол, мы можем говорить о застывании коллективной сознательной установки. В таком случае обновление может произойти только при вступлении в тот диалог с другим началом - дьяволом или другим источником зла, - который до сих пор был исключен. Естественно, люди, которые становятся помехой и в которых вселился дьявол, хотят иметь гарантию, что в будущем жизнь будет продолжаться так, как хотят они. При индивидуальном неврозе это может случиться, когда человек остановился в своем развитии и не может двигаться дальше; ему следует: 1) вступить в диалог с бессознательным; и 2) пообещать, что в будущем он будет жить по-новому. Естественно, условия дьявола оказываются слишком тягостными и односторонними, поэтому перед ребенком встанет задача себя освободить и оказаться над конфликтом противоположностей.
Юнг рассказывал историю об очень правильном бизнесмене, получившем христианское воспитание, который дома вел себя очень мило по отношению к жене и детям, никогда не курил, слишком много не пил и не волочился за женщинами. Но когда этому мужчине исполнилось лет сорок или пятьдесят, у него развился характерный для таких людей классический невроз - плохие сны в совокупности с типичной болезнью руководителя. В середине бессонной ночи, часа в 3, он будил свою жену криком: «Теперь до меня дошло! Я - жулик и лодырь. Вот так!» Будучи мужчиной, причем настоящим мужчиной с искренними реакциями, с этого момента он перешел на «другую сторону», промотал все свои деньги и с тех пор, до самой смерти, вел распутную жизнь. Это была абсолютная энантиодромия. Ему нужно было набраться мужества, однако семье и детям, которым пришлось ходить на анализ, было не до шуток; но мужчину затянуло, как затянуло короля. Дьявол предъявил его долговую расписку, и в дальнейшем уже дьявол распоряжался его жизнью, ибо мужчина не мог освободиться и найти золотую середину - для себя.
Волшебную сказку, начинающуюся с раскрытия необходимости измениться в противоположную сторону, можно считать аналогом нашей сказки, в которой лягушка говорит об этом бесплодным родителям. У них нет детей, и земля перестала плодоносить; хотя в данном случае лягушка не угрожает отнять ребенка, а наоборот, предсказывает его рождение. Напряжение не достигает такой величины, как в первом случае, и бессознательное предсказывает продолжение жизни без постановки каких-либо условий; оно предсказывает новую возможность существования сознательной установки. Но тем не менее (и это ожидаемо) затем мы можем увидеть в сюжете сказки, что за это последует расплата. Вероятно, требования темного мира уже появились, как это произошло при крещении. Тогда проявилась темная сторона природы, заявив свое право на ребенка.
Есть и другие вариации. В средневековой версии трех крестных фей-волшебниц зовут Лючина, Венера и Фемида. (Я уже говорила о традиции, существовавшей во времена Кватроченто: давать содержанию бессознательного имена известных классических богинь.) Человек, который переписывал сказку, назвал злую крестную фею Фемидой, и на мой взгляд он обладал замечательной интуицией. Лючина - это одно из имен древнеримской богини Юноны. Прежде всего, она была богиней, которая покровительствовала деторождению. Имя Венеры говорит само за себя. Фемида (Правосудие) - из тех, кто причиняет боль, кто накладывает на ребенка заклятье и выполняет функцию злой крестной матери. Она воплощает аспект, давно забытый в нашей цивилизации, но присутствующий во многих примитивных цивилизациях и существовавший в античности. Речь идет о фемининном начале, в котором содержится необычная жестокость и мстительность и которое не совпадает с аналогичной маскулинной установкой. Размышляя о мести или о наказании (месть - это старая форма наказания), мы думаем о законе, о его нарушении и наказании в соответствии с установленным законом, ибо таков наш обычай.
Устанавливать законы и решать, что делать с теми, кто их нарушает, - это мужской подход к проблеме, существующий в наших странах. Наши законы основаны на Римском праве и патриархальном менталитете, поэтому мы всегда думаем о наказании, связывая его с маскулинным миром, а о женщинах - как о воплощении милосердия и возможности сделать исключение. В средние века Деву Марию изображали спасительницей грешников, укрывающей их полой своей мантии; эти грешники должны были попасть в ад или в чистилище, но за них она замолвила слово перед Богом. То, что мужчины создают законы и вершат земные дела, а участь женщин состоит в том, чтобы взывать к терпимости и снисхождению, соответствует древнему патриархальному семейному паттерну, когда отец наказывает и заставляет учиться, а мать умоляет его быть снисходительным и говорит, что отец слишком строг. Хотя этот паттерн часто не соответствует реальности, он все равно остается паттерном. Проблема правосудия и наказания в маскулинном мире связана с идеей «справедливых» законов, а справедливость означает, что любой человек за определенное нарушение закона несет определенное наказание. Он основан на статистическом мышлении, и для него не существует никаких исключений, если они не соответствуют нормативному акту.
Такова защита против разрастания зла; однако это лишь односторонний взгляд на проблему. В соответствии с мифологическими нормами существует и фемининное правосудие и фемининный закон мести. Какими они показались бы нам с точки зрения закона и правосудия? Они были бы более личными и индивидуальными. Посмотрев на это, можно было бы сказать, что закон воплощает принцип Логоса; это фундаментальная идея, состоящая в том, что в семье и вообще в жизни должен присутствовать определенный порядок. Следует создать некие правила, и те, кто их не придерживается, должны быть наказаны. Таким образом, выражается протест против хаоса и типичная рациональная установка по отношению к жизни. Но существует и другой процесс мести и наказания, который я бы назвала мстительностью природы. Если на протяжении двадцати лет человек ест наспех, не удосужившись даже для этого присесть, естественно, он будет за это наказан проблемами, связанными с желудком. Это нельзя назвать законным наказанием; это природная реакция - неправильное поведение приводит к неудаче или к болезни.
Наказание и месть осуществляются не только людьми, но и процессами мести, существующими в природе. Иногда то же самое происходит и в области психологии: ложная установка, не обязательно безнравственная, но идущая вразрез с природными потребностями, тоже не остается безнаказанной, и тогда человек терпит неудачу, не нарушая никаких моральных законов. Это можно назвать наказанием природных сил или местью естественного хода вещей. В самых примитивных мифологиях существует аспект фемининных богинь природы, известных под именами Немезида - Воздаяние, Судьба, и Фемида - Справедливость. В иудаистской каббале закон справедливости также находится слева, то есть на фемининной стороне, от дерева Сефирот*. Поэтому, согласно иудаистскому символизму, справедливость является фемининным качеством, что кажется весьма странным.
* Сефирот - в каббале: древо жизни - схематическое построение мира. Прим. перев.
Природа иногда бывает груба, строга и жестоко мстительна. Тогда речь не идет ни о законе, ни о справедливости, а лишь о мести темного аспекта фемининной природной богини. Итальянский писатель эпохи Кватроченто, который назвал темную мать Фемидой, справедливостью, показывает нам, как природа исправляет маскулинный закон, используя присущую природе комплементарность. Женщины не склонны к долгим размышлениям в области закона и правосудия, а реагируют на то, что им не нравится, с некой угрозой, в каком-то смысле - как сама природа. (Делать такие утверждения весьма опасно, ибо любая женщина, используя свой Анимус, станет оправдывать все, что она делает, ссылаясь на мою книгу!) В Аниме также присутствует некая угроза, ибо Анима - это примитивная женщина. Женщинам и мужской Аниме в целом присуща характерная реакция на неприятные ситуации, связанная с проявлением открытой угрозы. Вместо того чтобы добраться до сути или хотя бы справедливо наказать, переполняющие их эмоции выражаются в виде угрозы. И нельзя сказать, что в любых обстоятельствах она оказывается несправедливой - иногда простая угроза становится единственно правильным ответом. Самка лисы, которая кусает детеныша, достигшего определенного возраста, ведет себя совершенно правильно. Тем самым она все ставит на свои места - именно так матери могут дать встряску своим детям, которые слишком за них цепляются; они становятся очень похожими на самок животных и рычат! В самой основе такого поведения лежит позитивный аспект мстительности природы, хотя со стороны оно кажется злым. Если женщина следует Дао и ведет себя в соответствии с внутренними нормами своего бытия, она может себе позволить выражение такой фемининной угрозы, и это никак не связано с одержимостью Анимусом. Животные, которые хотят, чтобы матери кормили их слишком долго, в отместку получают материнскую угрозу. Исполнение такой фемининной роли не признается нашей патриархальной цивилизацией, а потому мы считаем, что все должно быть «справедливо».
Я знакома с матерью восьмилетней девочки, очень живой и довольно приятной, которая всегда хотела, чтобы мать играла с ней. Во второй половине дня, когда мать свободна, она идет с дочкой гулять. Но вот в последний момент ребенку вдруг чего-то захотелось. Например, девочка была достаточно сообразительна, чтобы сказать, что она сделала свое задание по арифметике (которую она терпеть не могла) и хочет, чтобы мать его проверила. Если рассуждать разумно, мать должна помогать дочери делать уроки. Но в данном случае, с точки зрения фемининности, мать совершенно права, ибо со стороны ребенка это хорошо рассчитанная уловка с целью оставить мать дома. Разумеется, внешне отказ матери в такой просьбе выглядит очень плохо, ведь просьба ребенка кажется разумной и справедливой. В этом случае требуется определенная проницательность, чтобы признать, что, отказав в этой просьбе, мать поступает правильно. Возникает большой вопрос: должна ли она следовать глубинной мотивации и справедливо выражать угрозу, или же оставаться на поверхностном уровне, то есть вести себя нечестно? Женщины, обладающие слишком большим чувством долга, в таких случаях испытывают затруднения, ибо они склонны отказываться от своей инстинктивной реакции, полагая, что хорошая мать, воспитанная в христианстве, должна помогать ребенку делать уроки. Таким образом, с фемининной точки зрения, «должна» - это реакция Анимуса, из самых лучших побуждений - но все же Анимуса. Здоровая же реакция заключается в том, чтобы сказать «нет».
Видите, какой чрезвычайно деликатной является эта проблема, ибо можно взять все сказанное мной, чтобы оправдать идеи Анимуса, идущие вразрез с реальной инстинктивностью. Нужно быть очень глубокой и честной, чтобы понимать, что говорит бессознательное. Однако такая существующая в природе мстительность Фемиды приводит нас к весьма серьезной ситуации, к одной из величайших проблем современного мира, а именно - к проблеме, созданной благодаря громадному развитию медицины вследствие интеллектуального и технического развития цивилизации «белых» людей. В основном это происходит из-за доминирующего положения белой расы. Очень скоро мир будет безнадежно перенаселен; через пару сотен лет положение станет абсолютно безнадежным, однако ООН и другие организации продолжают улучшать санитарно-гигиенические условия в Индии и других странах Востока и тем самым способствовать перенаселению земли. Возможно, природа изобретет новый вирус - причем вирус, способный к фантастическим мутациям, - или вызовет у России, США или у какой-нибудь другой страны состояние такого раздражения, что она применит атомную бомбу, ибо каким-то образом население Земли следует уменьшить.
Все благотворительные организации в мире созданы из самых хороших побуждений, на основе Weltanschauung*, которое не принимает во внимание темную сторону Природы-Матери. Они основаны на христианских идеях. Но если игнорировать богиню, она снова проявится сама. Какое-то время природа и ее темная сторона находились в гармонии, но с ХП-ХШ веков и далее - это, например, можно увидеть в мифологии, в поэзии и в религиозных движениях - компенсация природы больше не присутствует в односторонней, светлой установке. С тех пор проявлялась пагубная приверженность установке, которая до сих считалась правильной. Не было никакого осознания того, что необходима дальнейшая эволюция, что требуются изменения в установке и осознание темной стороны. Вместо этого на всей территории Европы произошло ее общее ужесточение; то, что было здоровым, развилось в невротическую установку, и против ее бессознательной компенсации заработали защитные механизмы.
* Weltanschauung (нем.) - мировоззрение.
Предположим, ребенок, девочка, растет в холодном и бесчувственном окружении. В результате она становится крайне независимой, и активизируется ее Анимус - что совершенно правильно и является единственным решением, соответствующим обстановке, которая ее окружает. Но затем отношения с родителями слабеют, и ребенок покидает семью. Если она по-прежнему культивирует у себя независимость и остается неприступной в сфере Эроса, у нее может развиться невроз. Жесткую установку Анимуса, которая в прошлом использовалась в качестве защиты, ибо того требовала сама природа, теперь нужно смягчить.
Упорное проявление устаревшей установки создает безвыходную ситуацию. Весьма трагично, что психическая структура человека такова, что для поддержания сознательного начала ему необходимо проявлять упорство. Но именно это упорство порождает диссоциацию. В данном случае единственный выход заключается в принятии юнгианской установки: знать о сложностях и пытаться развивать больше гибкости и более открытую установку внутри свой собственной установки. Тогда человек может следовать собственным инстинктам, пока не получит ясную противоположную инструкцию из бессознательного, которая может указывать на то, что ему следует постепенно следовать в другом направлении. В данном случае сложность заключается в том, что такую гибкую установку можно перепутать с детским непостоянством. Оно представляет собой нечто наподобие инфантильной неспособности привыкать. Человек все меняет и мечется из стороны в сторону, что свидетельствует о его слабом эго-сознании и наличии у него установки «или-или», не позволяющей ему неуклонно следовать в нужном направлении. Для людей, которые ведут себя таким образом, мудрость юнгианской психологии - то есть балансирование между противоположностями - является сущим ядом, ибо она используется для оправдания недостаточной твердости характера и слабости сознания. Она становится попыткой оправдать инфантильную неспособность привыкать, ссылаясь на цитаты из Юнга и принцип противоположностей.
Во втором тысячелетии существования христианства в Европе коллективная сознательная установка оказалась слишком жесткой и негибкой в своем обесценивании фемининной богини, в особенности ее темной природной стороны. Именно поэтому для XX века были характерны протесты женщин против этого факта. Спящая красавица проснулась!
Вернемся к нашей сказке. Фея-крестная в гневе заколдовывает ребенка, предрекая, что девочка умрет в тот день, когда ей исполнится пятнадцать лет. Но затем она смягчает свое заклятие и говорит, что та будет спать сто лет. «Сон и смерть - это два бога, которые в античности считались божественными братьями: Гипноз и Танатос. В античные времена люди считали сон разновидностью смерти, а значит, в этой сказке их следует понимать относительно. Если мне снится, что такой-то и такой-то человек умер, это значит, что комплекс, персонифицированный в образе этого человека, полностью подавлен - подавлен настолько, что я больше не ощущаю никаких его воздействий. Он умер, он перестал участвовать в моей психологической жизни, а потому он представлен в образе умершего человека. Именно поэтому при психозе появляется так много символики духов, кладбищ и трупов, выходящих из могил. Они становятся автономными комплексами, у которых нет никакой связи с Эго. Таким образом, в отношении заклятия крестной феи можно сказать, что темная, злая сторона природы угрожает отсечь эту девушку от окружающей жизни. Это случится в ее пятнадцатый день рождения — в пубертатном возрасте.
Пубертат - это такой возраст, в котором часто происходит прорыв невротических установок. А это значит, что он в чем-то похож на процесс, в котором часть фемининности получила возможность развиваться в рамках юношества, но не дальше. Элементу фемининности, не полностью соответствующему цивилизации, разрешается проживать детство, но и только: при достижении возраста, соответствующего его серьезному восприятию миром взрослых, [на его развитие налагается запрет]. В канун Великого Поста в Базеле правит бог сексуальной свободы; христианская цивилизация не знает, как относиться к этому богу, хотя и у других цивилизаций есть проблемы в отношении с ним! В христианской цивилизации существуют нормы в отношении нравственного поведения, и на некоторых праздниках, таких как, например, Карнавал, этим нормам дают послабление, но его не следует принимать всерьез; это лишь детское развлечение. То есть мы даем право таким явлениям на существование в виде детской игры, но взрослым не следует принимать ее всерьез. Мы говорим, что это ребячество, или Карнавал, или что человек просто развлекается. Мы допускаем это явление в безобидной маскировке развлечения, но если нам придется принимать его всерьез, то мы его снова подавляем.
Один из самых лучших исторических примеров - романтический подход к игре с фемининным началом. Поэты-романтики, особенно немецкие, заново раскрыли проблему Анимы и дали самые поразительные ее описания, как, например, это сделал Э. Т. А. Гофман в своей сказке «Золотой горшок»*. Интерпретация этой сказки Аниэлой Яффе, к сожалению, еще не переведена на английский язык. Гофман написал сказку, которая по существу попала в самое ядро проблемы Анимы и выявила ее глубинные проблемы. Но в романтизме вообще все было так драматично, что некоторые поэты замолчали, а другие обратились в католичество. Но большинство из них использовали уловку, известную в истории литературы как «романтическая ирония», что означало следующее - в конце удивительной истории вдруг кто-нибудь из героев говорит: «И все это представляло собой прекрасный сон!» Многие современные писатели будут высмеивать то, что они сами написали. Они пишут, фантазируя на очень серьезные темы, но при этом сами же говорят: «все это искусство» или «игра», поэтому фантазию нельзя принимать всерьез и применять ее к себе. Развиваться разрешалось до уровня пятнадцатилетнего возраста, а дальнейшее развитие оказывалось под запретом.
* Гофман Э. Т. А. «Золотой горшок». Э. Т. А. Гофман, Собр. соч. в 6 т., т. 1, с. 190. М.: Художественная литература, 1991.
Добрая фея-крестная обращает смерть в столетний сон, который означает длительный период сна и подавления [сознания]. Так случается и в реальности. Иногда у человека вдруг исчезают проблемы, но при этом часто появляется смутное чувство, что они скорее заснули, чем разрешились. Обычно сознательная установка оказывается такой, что по какой-то причине проблемы не могут проявиться, и тогда они засыпают, - хотя человек чувствует, что они вернутся. Король убрал из дворца все, что могло способствовать исполнению заклятия, но, как это обычно бывает, девушка наткнулась на единственную вещь, про которую забыли. Очевидно, старуха, которую она нашла в башне, как раз и является той крестной-феей, которую забыли пригласить на крестины. Она больше пятидесяти лет живет в башне в полном уединении. Однако на этот раз она кажется обычной старушкой, такой заброшенной, что превращается в отшельницу, о которой все забыли, и тогда заклятие исполняется. На данный момент мы можем сказать, что она является темной стороной фемининности, забытой в нашей цивилизации, а также темной, несовершенной стороной Матери Природы.
Мы должны заняться проблемой веретена, которое является символом фемининности. В средневековой Германии говорили о «веретенном королевстве» имея в виду «женскую часть семьи», родственную со стороны матери. В средние века веретено было атрибутом Святой Гертруды*, которая унаследовала многие качества богинь-матерей дохристианских времен, таких как Фрейя**, Гульда***, Перхта**** и др. Веретено также является атрибутом мудрой, доброй старушки или ведьмы, а сеяние льна, пряжа и ткачество - сущностью фемининной жизни, наряду с ее плодородием и сексуальным подтекстом. Считалось также, что лен тоже имеет связь с фемининной сущностью. Во многих странах женщины имели обыкновение выставлять свои гениталии перед растущим льном и говорить: «Расти высоким, чтобы вырасти до уровня моей [...]». Считалось, что от этого качество льна станет выше. В некоторых странах лен сажали именно женщины, ибо со льном была связана вся их жизнь.
* Гертруда Великая, Гертруда Хельфтская (нем. Gertrud, лат. Gertrudis, 1256-1302) - католическая святая, немецкий мистик. - Прим. перев.
** Фрейя (или Ванадис, что значит «дочь Ванов») - в германо-скандинавской мифологии богиня любви и войны. - Прим. перев.
*** Гульда, или Гольда (Hulda, Holda - милостивая, любезная) - германская богиня; имеет много общего с Берхтой и, подобно ей, стоит в тесной связи с Вотаном. Гульда - покровительница брака и плодородия; надзирает за домашним бытом, особенно за прядением, и приносит счастье добрым и несчастье злым. - Прим. перев.