ПРИМЕЧАНИЕ 1. О МОДЕЛИ МИРОЗДАНИЯ ПЛАТОНА 4 глава




Игнорируется не только бог сексуальности - если можно употреблять такой термин, - но и некоторые другие потребности фемининной жизни. Хорошо известно, что проблем, связанных с сохранением целомудрия, гораздо больше в женских монастырях, чем в мужских, поэтому всерьез обсуждается возможность упраз­днения женской части монашеского ордена. Очевидно, в этом от­ношении у женщин больше сложностей. Мужчины могут гораздо легче причинять боль своему естеству, и это наносит им меньше вреда по сравнению с женщинами. Военная служба для женщин также является проблемой, ибо, по-видимому, женщины проявля­ют меньше терпения в отношении уставных правил, чем мужчины: их природа больше восстает против них. Им нужно быть более ес­тественными и менее односторонними в своем развитии. На мой взгляд, в этом состоит конкретная фемининная потребность. Муж­ской elan* обусловленный духовными интересами, может увести мужчину очень далеко от его тела.

 

* Elan (фр.) - порыв.

 

Разница между мужчинами и женщинами в мифологии сим­волизируется различиями между богами солнца и луны: солнеч­ные боги имеют маскулинное мышление, а лунные - фемининное. Если посмотреть на это наивным взглядом, можно сказать, что солнце является надежным. Оно восходит регулярно, тогда как луна - по настроению. Оно садится каждый вечер, в поздний час, постепенно тускнеет, идет на спад и исчезает. В Египте луна была воплощением мужского бога Мин**, который, возможно, находил­ся в связи с примитивным человеком, ибо луна слишком подвер­жена настроению и непостоянна в своем поведении. Но в боль­шинстве цивилизаций луна является фемининной. Можно сказать, что в западной христианской цивилизации солярное начало явля­ется слишком господствующим, а лунное начало не нашло доста­точного признания. В нашей сказке это крестная мать, часть феми­нинного начала, которую проигнорировал король.

 

** Мин - бог плодородия и скотоводства, «производитель урожаев», бог дождя, дарующего урожай. Фаллическое божество. Покровительствовал рожде­нию детей, размножению скота, торговле, караванам, Восточной пустыне. В Омбосе выступал как Мин-ях (Мин-Луна). Как и Гор, считался главой объединен­ного Египта. - Прим. перев.

 

Следовательно, на девочку было наложено заклятье: либо по­тому, что богиня пришла в гнев, либо потому, что были задеты ее чувства. В одной из многочисленных версий сказки ее заколдовы­вает не богиня, а отвергнутый ею противный жених. Этот дурной человек пришел к королю просить ее руки, но получил отказ. Же­лая отомстить, он наложил на принцессу заклятье, согласно кото­рому она должна была заснуть на сто лет; разумеется, он был кол­дуном. В данном случае колдовские чары, усыпляющие девушку, исходят от маскулинной фигуры. В контексте фемининной пси­хологии он должен воплощать фигуру Анимуса, т. е. оказывается воплощением негативного духа, которого не пустили в королевский дворец. Отвергнутый жених, заколдовавший девушку, является полубожественной фигурой, которая снова появляется потому, что в сказке так должно быть, ибо никому не могло прийти в голову, что она должна выйти за него замуж. Отказывая ему, девушка по­ступает совершенно правильно, но все равно становится жертвой колдовского заклятья. Однако мы не можем предположить, что этот мерзкий жених является Анимусом самой героини. Скорее всего, он представляет сознательную установку, отвергнутую ко­ролем-отцом. Сам король воплощает коллективный принцип циви­лизации, и противный жених должен служить воплощением всего, что было отвергнуто коллективом.

Иногда бывает так, что коллектив не соответствует норме, и тогда Zeugest* оказывается больным. В таком случае человек дол­жен противопоставить коллективу правильное индивидуальное инстинктивное поведение, ибо происходит коллективный невроз. Невротичной может быть вся семья, а затем рождается ребенок, который милостью Божьей имеет здоровую предрасположенность, и вместо адаптации к семейному неврозу ему противостоит. Или же, предположим, женщина страдает психозом. Она замужем, но в соответствии с законами Менделя ее ребенок не обязательно бу­дет болеть психозом. У нее может быть нормальный ребенок, од­нако тот родился у психотической матери и будет ее отторгать и негативно реагировать на материнскую болезнь. В данном случае ненависть по отношению к матери является здоровой инстинктив­ной реакцией. Если здоровая человеческая натура вступает в сго­вор с невротической семейной установкой, то происходит настоя­щая трагедия, которая повторяется вновь и вновь. Инстинктивное правильное поведение приводит к незаслуженным страданиям. Эта тема бесконечного числа героических мотивов. То, что являет­ся патологичным, ненавидит то, является доброкачественным, а то, что доброкачественно, питает отвращение и ненавидит все, что па­тологично, - что проявляется и в природе, когда здоровые живот­ные нападают на больных животных. Нормальный ребенок, родив­шийся в патологическом окружении, не может сказать, что прав именно он, а другие неправы, но у него появятся сомнения. Дру­гие будут говорить, что он неправ, что он - дьявол, и это становит­ся трагедией, которая для многих молодых жизней продолжается длительное время. Иногда во время анализа можно просто сказать: «Вы были правы, почему вы в этом сомневаетесь?» Такого под­тверждения бывает достаточно.

 

* Zeitgest (нем.) - дух времени. - Прим. перев.

 

В браке происходит то же самое: один супруг может быть невротичным, очень многое в себе подавлять, и тогда он будет во всем обвинять другого супруга. Допустим, один из супругов явля­ется сексуальным извращенцем и хочет заставить другого принять участие в таких извращениях, но тот отказывается. Тогда первый обвиняет второго в отсутствии чувств и любви, но другой будет по-прежнему испытывать отвращение [к сексуальным извращени­ям]. Кто из них невротик? В таких случаях они всегда будут обви­нять друг друга, а иногда оказывается очень трудно узнать, в чем заключается дефект или ошибка.

Мне вспоминается случай, когда у жены были ужасные исте­рические симптомы, но только тогда, когда рядом находился муж, зато она вела себя совершенно нормально, когда находилась вне дома. В процессе анализа выяснилось, что мужчину полностью по­глотил его материнский комплекс. Что касается проявления чувств, любви и близости, можно считать, что он никогда не был женат. Когда ему исполнилось шестьдесят семь лет, а жене - ше­стьдесят два, он по-прежнему писал своей матери, почему бы ему не разойтись! У этой пары уже были внуки, а муж еще не был на­строен на то, чтобы сказать «да» своему партнеру! Всякий раз, ког­да она возвращалась домой, у. нее начиналась морская болезнь. Это была нормальная реакция и хороший признак того, что ее здоро­вую натуру тошнит в таком окружении. Можно стать невинным страдальцем - эту важную истину нужно запомнить, в особеннос­ти тем людям, которые склонны к морализаторству в вопросах не­врозов.

Глава 3

Когда в Германии начинался фашизм, немцы иногда спрашивали меня, в чем заключается их ненормальность, ибо хотя люди не мог­ли принять фашизм, такое неприятие вместе с тем побуждало их сомневаться в своей нормальности. Те из них, которые «застряли» на своих инстинктивных реакциях и в более высоком смысле ос­тавались нормальными и находились на правильном пути, при этом сильно страдали и были абсолютно несчастны. Они находи­лись под впечатлением коллективного импульса, хотя были совер­шенно правы, не присоединяясь к фашистскому движению. В дан­ном случае пострадали те люди, которые поступили правильно.

Я хочу посмотреть на этот вопрос под иным углом. Многие сказки начинаются с мотива о короле или о купце, который пере­плыл через море на своем корабле или преодолел дремучий лес, и в конечном счете на его пути оказался злой дух или, быть может, черный пес, или даже сам дьявол, который не позволял ему идти дальше, если тот не отдаст ему то, что он повстречает первое на пути по возвращении домой. Король соглашается, думая, что, на­верное, его встретит его собака, но оказывается, что ему навстречу выбегает ребенок, родившийся в его отсутствие, и тогда он осозна­ет, что продал дьяволу своего ребенка. Как правило, этот ребенок становится главным сказочным героем или героиней, перед кото­рым встает задача освобождения себя от дьявола, и он решает эту задачу, совершая героические поступки.

Так как короля или купца останавливает дьявол, мы можем говорить о застывании коллективной сознательной установки. В таком случае обновление может произойти только при вступлении в тот диалог с другим началом - дьяволом или другим источником зла, - который до сих пор был исключен. Естественно, люди, ко­торые становятся помехой и в которых вселился дьявол, хотят иметь гарантию, что в будущем жизнь будет продолжаться так, как хотят они. При индивидуальном неврозе это может случиться, ког­да человек остановился в своем развитии и не может двигаться дальше; ему следует: 1) вступить в диалог с бессознательным; и 2) пообещать, что в будущем он будет жить по-новому. Естественно, условия дьявола оказываются слишком тягостными и односторон­ними, поэтому перед ребенком встанет задача себя освободить и оказаться над конфликтом противоположностей.

Юнг рассказывал историю об очень правильном бизнесмене, получившем христианское воспитание, который дома вел себя очень мило по отношению к жене и детям, никогда не курил, слиш­ком много не пил и не волочился за женщинами. Но когда этому мужчине исполнилось лет сорок или пятьдесят, у него развился характерный для таких людей классический невроз - плохие сны в совокупности с типичной болезнью руководителя. В середине бессонной ночи, часа в 3, он будил свою жену криком: «Теперь до меня дошло! Я - жулик и лодырь. Вот так!» Будучи мужчиной, причем настоящим мужчиной с искренними реакциями, с этого момента он перешел на «другую сторону», промотал все свои день­ги и с тех пор, до самой смерти, вел распутную жизнь. Это была абсолютная энантиодромия. Ему нужно было набраться мужества, однако семье и детям, которым пришлось ходить на анализ, было не до шуток; но мужчину затянуло, как затянуло короля. Дьявол предъявил его долговую расписку, и в дальнейшем уже дьявол рас­поряжался его жизнью, ибо мужчина не мог освободиться и найти золотую середину - для себя.

Волшебную сказку, начинающуюся с раскрытия необходимо­сти измениться в противоположную сторону, можно считать ана­логом нашей сказки, в которой лягушка говорит об этом бесплод­ным родителям. У них нет детей, и земля перестала плодоносить; хотя в данном случае лягушка не угрожает отнять ребенка, а на­оборот, предсказывает его рождение. Напряжение не достигает та­кой величины, как в первом случае, и бессознательное предсказы­вает продолжение жизни без постановки каких-либо условий; оно предсказывает новую возможность существования сознательной установки. Но тем не менее (и это ожидаемо) затем мы можем уви­деть в сюжете сказки, что за это последует расплата. Вероятно, тре­бования темного мира уже появились, как это произошло при кре­щении. Тогда проявилась темная сторона природы, заявив свое право на ребенка.

Есть и другие вариации. В средневековой версии трех крест­ных фей-волшебниц зовут Лючина, Венера и Фемида. (Я уже го­ворила о традиции, существовавшей во времена Кватроченто: да­вать содержанию бессознательного имена известных классических богинь.) Человек, который переписывал сказку, назвал злую крес­тную фею Фемидой, и на мой взгляд он обладал замечательной интуицией. Лючина - это одно из имен древнеримской богини Юноны. Прежде всего, она была богиней, которая покровитель­ствовала деторождению. Имя Венеры говорит само за себя. Феми­да (Правосудие) - из тех, кто причиняет боль, кто накладывает на ребенка заклятье и выполняет функцию злой крестной матери. Она воплощает аспект, давно забытый в нашей цивилизации, но присутствующий во многих примитивных цивилизациях и суще­ствовавший в античности. Речь идет о фемининном начале, в ко­тором содержится необычная жестокость и мстительность и кото­рое не совпадает с аналогичной маскулинной установкой. Размыш­ляя о мести или о наказании (месть - это старая форма наказа­ния), мы думаем о законе, о его нарушении и наказании в соответ­ствии с установленным законом, ибо таков наш обычай.

Устанавливать законы и решать, что делать с теми, кто их на­рушает, - это мужской подход к проблеме, существующий в наших странах. Наши законы основаны на Римском праве и патриархаль­ном менталитете, поэтому мы всегда думаем о наказании, связывая его с маскулинным миром, а о женщинах - как о воплощении ми­лосердия и возможности сделать исключение. В средние века Деву Марию изображали спасительницей грешников, укрывающей их полой своей мантии; эти грешники должны были попасть в ад или в чистилище, но за них она замолвила слово перед Богом. То, что мужчины создают законы и вершат земные дела, а участь женщин состоит в том, чтобы взывать к терпимости и снисхождению, соот­ветствует древнему патриархальному семейному паттерну, когда отец наказывает и заставляет учиться, а мать умоляет его быть снисходительным и говорит, что отец слишком строг. Хотя этот паттерн часто не соответствует реальности, он все равно остается паттерном. Проблема правосудия и наказания в маскулинном мире связана с идеей «справедливых» законов, а справедливость означает, что любой человек за определенное нарушение закона несет определенное наказание. Он основан на статистическом мышлении, и для него не существует никаких исключений, если они не соответствуют нормативному акту.

Такова защита против разрастания зла; однако это лишь од­носторонний взгляд на проблему. В соответствии с мифологичес­кими нормами существует и фемининное правосудие и феминин­ный закон мести. Какими они показались бы нам с точки зрения закона и правосудия? Они были бы более личными и индивиду­альными. Посмотрев на это, можно было бы сказать, что закон воп­лощает принцип Логоса; это фундаментальная идея, состоящая в том, что в семье и вообще в жизни должен присутствовать опреде­ленный порядок. Следует создать некие правила, и те, кто их не придерживается, должны быть наказаны. Таким образом, выража­ется протест против хаоса и типичная рациональная установка по отношению к жизни. Но существует и другой процесс мести и на­казания, который я бы назвала мстительностью природы. Если на протяжении двадцати лет человек ест наспех, не удосужившись даже для этого присесть, естественно, он будет за это наказан про­блемами, связанными с желудком. Это нельзя назвать законным наказанием; это природная реакция - неправильное поведение приводит к неудаче или к болезни.

Наказание и месть осуществляются не только людьми, но и процессами мести, существующими в природе. Иногда то же самое происходит и в области психологии: ложная установка, не обяза­тельно безнравственная, но идущая вразрез с природными потреб­ностями, тоже не остается безнаказанной, и тогда человек терпит неудачу, не нарушая никаких моральных законов. Это можно на­звать наказанием природных сил или местью естественного хода вещей. В самых примитивных мифологиях существует аспект фе­мининных богинь природы, известных под именами Немезида - Воздаяние, Судьба, и Фемида - Справедливость. В иудаистской каббале закон справедливости также находится слева, то есть на фемининной стороне, от дерева Сефирот*. Поэтому, согласно иудаистскому символизму, справедливость является фемининным качеством, что кажется весьма странным.

 

* Сефирот - в каббале: древо жизни - схематическое построение мира. Прим. перев.

 

Природа иногда бывает груба, строга и жестоко мстительна. Тогда речь не идет ни о законе, ни о справедливости, а лишь о ме­сти темного аспекта фемининной природной богини. Итальянский писатель эпохи Кватроченто, который назвал темную мать Феми­дой, справедливостью, показывает нам, как природа исправляет маскулинный закон, используя присущую природе комплементарность. Женщины не склонны к долгим размышлениям в области закона и правосудия, а реагируют на то, что им не нравится, с не­кой угрозой, в каком-то смысле - как сама природа. (Делать такие утверждения весьма опасно, ибо любая женщина, используя свой Анимус, станет оправдывать все, что она делает, ссылаясь на мою книгу!) В Аниме также присутствует некая угроза, ибо Анима - это примитивная женщина. Женщинам и мужской Аниме в целом присуща характерная реакция на неприятные ситуации, связанная с проявлением открытой угрозы. Вместо того чтобы добраться до сути или хотя бы справедливо наказать, переполняющие их эмо­ции выражаются в виде угрозы. И нельзя сказать, что в любых об­стоятельствах она оказывается несправедливой - иногда простая угроза становится единственно правильным ответом. Самка лисы, которая кусает детеныша, достигшего определенного возраста, ве­дет себя совершенно правильно. Тем самым она все ставит на свои места - именно так матери могут дать встряску своим детям, ко­торые слишком за них цепляются; они становятся очень похожи­ми на самок животных и рычат! В самой основе такого поведения лежит позитивный аспект мстительности природы, хотя со сторо­ны оно кажется злым. Если женщина следует Дао и ведет себя в соответствии с внутренними нормами своего бытия, она может себе позволить выражение такой фемининной угрозы, и это никак не связано с одержимостью Анимусом. Животные, которые хотят, чтобы матери кормили их слишком долго, в отместку получают материнскую угрозу. Исполнение такой фемининной роли не при­знается нашей патриархальной цивилизацией, а потому мы счита­ем, что все должно быть «справедливо».

Я знакома с матерью восьмилетней девочки, очень живой и довольно приятной, которая всегда хотела, чтобы мать играла с ней. Во второй половине дня, когда мать свободна, она идет с дочкой гулять. Но вот в последний момент ребенку вдруг чего-то захоте­лось. Например, девочка была достаточно сообразительна, чтобы сказать, что она сделала свое задание по арифметике (которую она терпеть не могла) и хочет, чтобы мать его проверила. Если рассуж­дать разумно, мать должна помогать дочери делать уроки. Но в дан­ном случае, с точки зрения фемининности, мать совершенно права, ибо со стороны ребенка это хорошо рассчитанная уловка с целью оставить мать дома. Разумеется, внешне отказ матери в такой просьбе выглядит очень плохо, ведь просьба ребенка кажется разумной и справедливой. В этом случае требуется определенная про­ницательность, чтобы признать, что, отказав в этой просьбе, мать поступает правильно. Возникает большой вопрос: должна ли она следовать глубинной мотивации и справедливо выражать угрозу, или же оставаться на поверхностном уровне, то есть вести себя не­честно? Женщины, обладающие слишком большим чувством дол­га, в таких случаях испытывают затруднения, ибо они склонны от­казываться от своей инстинктивной реакции, полагая, что хорошая мать, воспитанная в христианстве, должна помогать ребенку делать уроки. Таким образом, с фемининной точки зрения, «должна» - это реакция Анимуса, из самых лучших побуждений - но все же Анимуса. Здоровая же реакция заключается в том, чтобы сказать «нет».

Видите, какой чрезвычайно деликатной является эта пробле­ма, ибо можно взять все сказанное мной, чтобы оправдать идеи Анимуса, идущие вразрез с реальной инстинктивностью. Нужно быть очень глубокой и честной, чтобы понимать, что говорит бес­сознательное. Однако такая существующая в природе мститель­ность Фемиды приводит нас к весьма серьезной ситуации, к одной из величайших проблем современного мира, а именно - к пробле­ме, созданной благодаря громадному развитию медицины вслед­ствие интеллектуального и технического развития цивилизации «белых» людей. В основном это происходит из-за доминирующе­го положения белой расы. Очень скоро мир будет безнадежно пе­ренаселен; через пару сотен лет положение станет абсолютно без­надежным, однако ООН и другие организации продолжают улуч­шать санитарно-гигиенические условия в Индии и других странах Востока и тем самым способствовать перенаселению земли. Воз­можно, природа изобретет новый вирус - причем вирус, способ­ный к фантастическим мутациям, - или вызовет у России, США или у какой-нибудь другой страны состояние такого раздражения, что она применит атомную бомбу, ибо каким-то образом население Земли следует уменьшить.

Все благотворительные организации в мире созданы из самых хороших побуждений, на основе Weltanschauung*, которое не при­нимает во внимание темную сторону Природы-Матери. Они осно­ваны на христианских идеях. Но если игнорировать богиню, она снова проявится сама. Какое-то время природа и ее темная сторо­на находились в гармонии, но с ХП-ХШ веков и далее - это, например, можно увидеть в мифологии, в поэзии и в религиозных движениях - компенсация природы больше не присутствует в од­носторонней, светлой установке. С тех пор проявлялась пагубная приверженность установке, которая до сих считалась правильной. Не было никакого осознания того, что необходима дальнейшая эволюция, что требуются изменения в установке и осознание тем­ной стороны. Вместо этого на всей территории Европы произош­ло ее общее ужесточение; то, что было здоровым, развилось в не­вротическую установку, и против ее бессознательной компенсации заработали защитные механизмы.

 

* Weltanschauung (нем.) - мировоззрение.

 

Предположим, ребенок, девочка, растет в холодном и бесчув­ственном окружении. В результате она становится крайне незави­симой, и активизируется ее Анимус - что совершенно правильно и является единственным решением, соответствующим обстанов­ке, которая ее окружает. Но затем отношения с родителями слабе­ют, и ребенок покидает семью. Если она по-прежнему культивиру­ет у себя независимость и остается неприступной в сфере Эроса, у нее может развиться невроз. Жесткую установку Анимуса, которая в прошлом использовалась в качестве защиты, ибо того требовала сама природа, теперь нужно смягчить.

Упорное проявление устаревшей установки создает безвы­ходную ситуацию. Весьма трагично, что психическая структура человека такова, что для поддержания сознательного начала ему необходимо проявлять упорство. Но именно это упорство порож­дает диссоциацию. В данном случае единственный выход заключа­ется в принятии юнгианской установки: знать о сложностях и пы­таться развивать больше гибкости и более открытую установку внутри свой собственной установки. Тогда человек может следо­вать собственным инстинктам, пока не получит ясную противопо­ложную инструкцию из бессознательного, которая может указы­вать на то, что ему следует постепенно следовать в другом направ­лении. В данном случае сложность заключается в том, что такую гибкую установку можно перепутать с детским непостоянством. Оно представляет собой нечто наподобие инфантильной неспособ­ности привыкать. Человек все меняет и мечется из стороны в сто­рону, что свидетельствует о его слабом эго-сознании и наличии у него установки «или-или», не позволяющей ему неуклонно сле­довать в нужном направлении. Для людей, которые ведут себя та­ким образом, мудрость юнгианской психологии - то есть балансирование между противоположностями - является сущим ядом, ибо она используется для оправдания недостаточной твердости харак­тера и слабости сознания. Она становится попыткой оправдать инфантильную неспособность привыкать, ссылаясь на цитаты из Юнга и принцип противоположностей.

Во втором тысячелетии существования христианства в Евро­пе коллективная сознательная установка оказалась слишком жес­ткой и негибкой в своем обесценивании фемининной богини, в особенности ее темной природной стороны. Именно поэтому для XX века были характерны протесты женщин против этого факта. Спящая красавица проснулась!

Вернемся к нашей сказке. Фея-крестная в гневе заколдовыва­ет ребенка, предрекая, что девочка умрет в тот день, когда ей ис­полнится пятнадцать лет. Но затем она смягчает свое заклятие и говорит, что та будет спать сто лет. «Сон и смерть - это два бога, которые в античности считались божественными братьями: Гипноз и Танатос. В античные времена люди считали сон разновидностью смерти, а значит, в этой сказке их следует понимать относительно. Если мне снится, что такой-то и такой-то человек умер, это значит, что комплекс, персонифицированный в образе этого человека, пол­ностью подавлен - подавлен настолько, что я больше не ощущаю никаких его воздействий. Он умер, он перестал участвовать в моей психологической жизни, а потому он представлен в образе умер­шего человека. Именно поэтому при психозе появляется так мно­го символики духов, кладбищ и трупов, выходящих из могил. Они становятся автономными комплексами, у которых нет никакой связи с Эго. Таким образом, в отношении заклятия крестной феи можно сказать, что темная, злая сторона природы угрожает отсечь эту девушку от окружающей жизни. Это случится в ее пятнадца­тый день рождения — в пубертатном возрасте.

Пубертат - это такой возраст, в котором часто происходит прорыв невротических установок. А это значит, что он в чем-то похож на процесс, в котором часть фемининности получила воз­можность развиваться в рамках юношества, но не дальше. Элемен­ту фемининности, не полностью соответствующему цивилизации, разрешается проживать детство, но и только: при достижении воз­раста, соответствующего его серьезному восприятию миром взрос­лых, [на его развитие налагается запрет]. В канун Великого Поста в Базеле правит бог сексуальной свободы; христианская цивилиза­ция не знает, как относиться к этому богу, хотя и у других цивилизаций есть проблемы в отношении с ним! В христианской циви­лизации существуют нормы в отношении нравственного поведе­ния, и на некоторых праздниках, таких как, например, Карнавал, этим нормам дают послабление, но его не следует принимать все­рьез; это лишь детское развлечение. То есть мы даем право таким явлениям на существование в виде детской игры, но взрослым не следует принимать ее всерьез. Мы говорим, что это ребячество, или Карнавал, или что человек просто развлекается. Мы допуска­ем это явление в безобидной маскировке развлечения, но если нам придется принимать его всерьез, то мы его снова подавляем.

Один из самых лучших исторических примеров - роман­тический подход к игре с фемининным началом. Поэты-романти­ки, особенно немецкие, заново раскрыли проблему Анимы и дали самые поразительные ее описания, как, например, это сделал Э. Т. А. Гофман в своей сказке «Золотой горшок»*. Интерпре­тация этой сказки Аниэлой Яффе, к сожалению, еще не переведе­на на английский язык. Гофман написал сказку, которая по суще­ству попала в самое ядро проблемы Анимы и выявила ее глубин­ные проблемы. Но в романтизме вообще все было так драматично, что некоторые поэты замолчали, а другие обратились в католичество. Но большинство из них использовали уловку, известную в истории литературы как «романтическая ирония», что означало следующее - в конце удивительной истории вдруг кто-нибудь из героев говорит: «И все это представляло собой прекрас­ный сон!» Многие современные писатели будут высмеивать то, что они сами написали. Они пишут, фантазируя на очень серьезные темы, но при этом сами же говорят: «все это искусство» или «игра», поэтому фантазию нельзя принимать всерьез и применять ее к себе. Развиваться разрешалось до уровня пятнадцатилетнего возраста, а дальнейшее развитие оказывалось под запретом.

 

* Гофман Э. Т. А. «Золотой горшок». Э. Т. А. Гофман, Собр. соч. в 6 т., т. 1, с. 190. М.: Художественная литература, 1991.

 

Добрая фея-крестная обращает смерть в столетний сон, кото­рый означает длительный период сна и подавления [сознания]. Так случается и в реальности. Иногда у человека вдруг исчезают про­блемы, но при этом часто появляется смутное чувство, что они ско­рее заснули, чем разрешились. Обычно сознательная установка ока­зывается такой, что по какой-то причине проблемы не могут про­явиться, и тогда они засыпают, - хотя человек чувствует, что они вернутся. Король убрал из дворца все, что могло способствовать исполнению заклятия, но, как это обычно бывает, девушка наткну­лась на единственную вещь, про которую забыли. Очевидно, стару­ха, которую она нашла в башне, как раз и является той крестной-феей, которую забыли пригласить на крестины. Она больше пяти­десяти лет живет в башне в полном уединении. Однако на этот раз она кажется обычной старушкой, такой заброшенной, что превра­щается в отшельницу, о которой все забыли, и тогда заклятие ис­полняется. На данный момент мы можем сказать, что она является темной стороной фемининности, забытой в нашей цивилизации, а также темной, несовершенной стороной Матери Природы.

Мы должны заняться проблемой веретена, которое является символом фемининности. В средневековой Германии говорили о «веретенном королевстве» имея в виду «женскую часть семьи», родственную со стороны матери. В средние века веретено было ат­рибутом Святой Гертруды*, которая унаследовала многие качества богинь-матерей дохристианских времен, таких как Фрейя**, Гульда***, Перхта**** и др. Веретено также является атрибутом муд­рой, доброй старушки или ведьмы, а сеяние льна, пряжа и ткаче­ство - сущностью фемининной жизни, наряду с ее плодородием и сексуальным подтекстом. Считалось также, что лен тоже имеет связь с фемининной сущностью. Во многих странах женщины име­ли обыкновение выставлять свои гениталии перед растущим льном и говорить: «Расти высоким, чтобы вырасти до уровня моей [...]». Считалось, что от этого качество льна станет выше. В неко­торых странах лен сажали именно женщины, ибо со льном была связана вся их жизнь.

 

* Гертруда Великая, Гертруда Хельфтская (нем. Gertrud, лат. Gertrudis, 1256-1302) - католическая святая, немецкий мистик. - Прим. перев.

** Фрейя (или Ванадис, что значит «дочь Ванов») - в германо-скандинав­ской мифологии богиня любви и войны. - Прим. перев.

*** Гульда, или Гольда (Hulda, Holda - милостивая, любезная) - герман­ская богиня; имеет много общего с Берхтой и, подобно ей, стоит в тесной связи с Вотаном. Гульда - покровительница брака и плодородия; надзирает за домаш­ним бытом, особенно за прядением, и приносит счастье добрым и несчастье злым. - Прим. перев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: