ПРИМЕЧАНИЕ 1. О МОДЕЛИ МИРОЗДАНИЯ ПЛАТОНА 7 глава




Сам Христос не был так похож на агнца, как любят себе представлять некоторые люди. Тому есть ряд свидетельств, как, например, то, что он «принес меч» и что хула на Святого Духа не имеет прощения*.

 

* Матф. 10:34. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; Матф. 12:31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам.

 

Мир, в котором не позволяется никакой жесткости, нежизнес­пособен, и здесь мы приходим к типичной проблеме фемининности. Чем более женщина фемининна, тем менее агрессивен ее Анимус, тем более она будет склонна покориться своему окружению. Быть может, вам известны такие вежливые дочери в семьях, кото­рые всегда делают то, что хотят отец или мать и которые не выш­ли замуж. Они заботятся о своих родителях, пока те не умрут, а затем начинают проявлять заботу о чужих детях. Если такая дочь захочет выйти замуж, то все остальные будут против, жалуясь, что она совсем их не жалеет.

Таких женщин, вместе со всей их тонкостью и фемининностью, просто убивают, переезжают грузовиком, а они остаются та­кими же дурами. В современной жизни так бывает нечасто, ибо в женщину все-таки попал яд агрессивности, но раньше таких жен­щин было много. В Берлине было обыкновение обращаться к «Tante Einspring» (тетка «Что Изволите»). Это была организа­ция, в которую звонили практически все семьи, если кто-то забо­левал и семье требовался человек в полное распоряжение, - и тогда на вызов немедленно присылали бедную пожилую женщи­ну-прислугу, на которую все смотрели сверху вниз, при этом ис­пользуя ее как заблагорассудится. Хотя женщине и хорошо было бы не быть агрессивной, однако всегда существует опасность стать слишком мягкой, в результате чего ее оттеснят на обочину жизни и она останется не у дел. Одностороннему миру фемининности, где все так розово, так ласково и где никто не ссорится, нужен медведь. Он приходит зимой и представляет собой впол­не добродушное животное, но впоследствии, поймав гнома, он убьет его одним взмахом лапы. Его никак нельзя назвать непри­ятным животным, он знает, что наступит конец пути, и тогда при­дется принимать меры, чтобы положить конец издевательствам гнома. Поворотная точка сказки находится именно здесь - когда медведь инстинктивно убивает гнома, которому так сочувствова­ли обе девочки.

Поэтому вопрос заключается именно в интеграции маскулин­ности в мир фемининности, но так, чтобы при этом не зайти слиш­ком далеко, а это представляет собой серьезную проблему. Жен­щина, «просыпаясь» после того как была слишком пассивной и слишком фемининной, сталкивается с возможностью оказаться слишком агрессивной. Но никто не попадает прямо в цель сразу; требуется практика, и то, что она при первых выстрелах промахнулась, вызывает многие типичные преувеличения, когда слишком маленькая или слишком большая агрессия и недостаток адаптации заменяются взрывами аффекта.

Поведение медведя служит примером идеальной реакции. Он не был ни в плохом настроении, ни в гневе, как гном, который разъярился сам собой и всегда пребывал в состоянии раздражения. У женщины образы медведя и гнома воплощают образ Анимуса. Гном всегда реагирует неправильно, раздражается сам и раздража­ет всех, кто его окружает. Он все время является инициатором ма­леньких ссор на ровном месте, из-за любой глупости, - постоянно ищет, к чему бы придраться! Эти мелкие раздражения вспыхива­ют, и все на них попадаются: тон голоса повышается или, наоборот, понижается, и всех вокруг это задевает. Гном устроил целый ряд идиотских проделок: защемил в дереве свою бороду и запутал ее в леске удочки. Если гном (или карлик), - который в мифологии считается искусным мастером, - не знает, как освободить свою бо­роду и поймать рыбу, не запутавшись в леске, то он получил по заслугам. Девочки засмеялись и покинули его.

Итак, у нас есть превосходная картина раздраженной и зля­щейся части личности, которую может создавать женский Анимус. Она служит демонстрацией того, как умная взрослая женщина может позволить втянуть себя в такую глупую ссору или пере­бранку. Раздраженный Анимус теряет свое чувство юмора и стано­вится властным и неблагодарным. Гном требует, чтобы девочки высвободили его из его пут, а затем кричит на них и ругается. Тре­бования, которые он к ним предъявляет, вызывают раздражение, что также является аспектом негативного Анимуса. Все говорится им с точки зрения, которая подразумевает право требовать от дру­гих послушания и подчинения. Так проявляется компенсация слишком уступчивой фемининной природы тетки «Что изволи­те», которая всегда готова сказать «да». Гном - это гиперкомпенсированный образ доброты девочек; он совершенно эгоистичен и неблагодарен и совершенно омерзительно компенсирует излишек их фемининности. Но гном обязательно должен появиться - ведь без его посредничества они не смогут получить принца. Первые борцы за предоставление женщинам равных избирательных прав становились пленницами такой же гиперкомпенсированной уста­новки и в своих требованиях проявляли чрезмерную маскулинность и эгоизм. Так что приходится идти окольным путем и сна­чала выстрадать гиперкомпенсирующую установку.

Если получше изучить гномов, можно увидеть, что девяносто пять процентов их природы оказывается позитивной. Они собира­ют сокровища, являются прекрасными ювелирами, могут прясть, делать золотые кувшины и вообще - они великие мастера. В фоль­клоре благословенные дети, которые родились в воскресенье, мо­гут пойти на гору, где живут гномы, и получить шляпу, которая делает человека невидимкой, или мягкие, как шелк, путы, которые являются такими крепкими, что ими можно связать даже дракона. В германской мифологии хорошо известен гном Альвис*. В греческой и критской мифологиях Кабиры** были спутниками Бо­гини-Матери. Они были кузнецами и золотых дел мастерами; та­ким образом, гномы - чрезвычайно позитивные и творческие со­здания. Они относятся к творческим импульсам бессознательного, поэтому в мифологии очень редко можно встретить злого гнома. Только в немецкой сказке «Румпелынтильцхен»*** присутствует злой, вредный гном, который дважды пытается украсть ребенка, хотя при этом помогает дочери мельника прясть золото из соломы. Затем он вдруг начинает проявлять свои пагубные черты, поэтому должен погибнуть. Гномы тесно связаны с фемининным миром, и существенно чаще встречаются в сновидениях женщин, чем в сно­видениях мужчин. Они часто служат воплощением первых твор­ческих импульсов бессознательного и той творческой деятельнос­ти, которая пока остается скрытой в лоне природы.

 

* Альвис (сканд. Alviss - «всезнающий») - в германо-скандинавской ми­фологии - один из гномов. В легендах он упоминается как самый мудрый из них. Сам он считал, что после смерти Квазира он стал самым умным существом и мог тягаться мудростью даже с Одином. Возгордившись, он решил породнить­ся с асами и переселиться в Асгард. Посватался к дочери Тора Труд. Так как самого Тора не было дома - он разговаривал с Сиф, супругой Тора, и убедил ее в пользе такого брака. На следующий день Тор, вернувшись домой, узнал, что его дочь стала невестой черному гному. Тор не мог нарушить слово, данное Сиф, но он придумал хитрость. Когда Альвис вновь пришел в Асгард, его встретил Тор и сказал, что перед свадьбой желает проверить, так ли мудр гном, как об этом говорят. На первый вопрос, об устройстве мира, Альвис отвечал более двух часов, на второй вопрос, обо всех существах, Альвис отвечал еще дольше и ког­да закончил, небо стало светло-серым. Тогда Тор попросил его назвать все звез­ды на небе, и увлеченный гном начал отвечать, но наступил рассвет и он обра­тился в камень. Так он был наказан за свою дерзость. - Прим. перев.

** Кабиры - древние божества древнегреческой и более ранней мифоло­гий. По общему представлению, Кабиры - это великие боги, имевшие силу из­бавлять от бед и опасностей. В то же время эти боги-спасатели считались гроз­ными божествами, карающими за проступки. Их считали богами света, огня, полей, плодородия земли. - Прим. перев.

*** «Румпелыптильцхен», см. Братья Гримм. Сказки, с. 171, М.: Художе­ственная литература, 1978. - Прим. перев.

 

Если гном, который per definitionern* является столь искус­ным мастером, ведет себя очень грубо и бестактно, как в нашей сказке, значит, он противоречит самому себе и не должен суще­ствовать. Он проявляет раздражение, типичное для творческой нереализованности. Если женщине свойственно таким образом приходить в ярость, если у нее есть подверженный раздражению Анимус, то, как правило, он служит признаком ее нереализован­ных творческих способностей. Избыток творческой энергии ис­пользуется не по назначению, а следовательно, становится сред­ством разрушения, приносит вред и порождает сумятицу. Такие женщины обладают пагубным воздействием, и лечение заключа­ется в самой творческой деятельности, во время которой гном мо­жет стать самим собой и сделать то, о чем он раньше не знал и чего не умел.

 

* Per definitionem (лат.) - по определению. - Прим. перев.

 

Многие женщины, которые работали вместе с Юнгом, зани­мались какой-нибудь творческой работой, но при этом иногда оби­жались, так как думали, что им предлагается нечто искусственное и что это похоже на профессиональную терапию. Но если внима­тельнее присмотреться к таким случаям, можно заметить, что речь идет вовсе не обязательно о каком-то честолюбивом замысле, - скорее о том, что должен делать Анимус. Если женщина не помо­гает своему Анимусу, он выходит из-под контроля и причиняет вред. Он должен получить свой шанс на жизнь. По существу это означает удовлетворение бессознательных потребностей.

Медведь приходит в святую ярость, которая может быть либо негативной, либо позитивной. Если же он приходит в такую ярость, и она превращается в ярость холодную, это опасно, ибо тогда проявление ярости закончится холодом и молчанием. Гре­ческое слово aretos, означающее «медведь», употребляется с жен­ским артиклем. В греческой мифологии это животное богини-ма­тери Артемиды, и согласно средневековым авторам, это также животное Девы Марии. В матриархальной ситуации образ медве­дя действительно должен воплощать аспект Анимуса и, в общем, иметь более позитивный аспект. Медведь знает, что и зачем он делает; он не испытывает ни трепета, ни порожденной неопреде­ленностью паники. Если знать, что на этот раз проявление агрес­сии является своевременным, то нет нужды кричать; психический элемент ярости трансформировался, наступило спокойствие, и ярость интегрировалась.

Как правило, когда человек в ярости, он ощущает ее как свя­тую, ибо субъективно чувствует себя правым, и потому нужно уметь очень искусно узнавать, прав ли он на самом деле или толь­ко чувствует себя правым. В мифологии ярость богов не всегда является святой и справедливой. Вспомните бога Ареса в Троянс­кой войне или индийскую богиню Кали, которые могли убить не­сколько тысяч людей и пить кровь, пролитую на поле брани. Или же египетскую богиню Хатхор, которая отправилась в пустыню и стала убивать всех, пока [бог Ра] ее не успокоил, напоив вином*. Затем, выпив вина, она снова стала миролюбивой.

 

* Хатхор, или Хатор («дом Гора», то есть «небо») - в египетской мифо­логии - богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра. С возвышением культа Ра Хатхор стала считаться его дочерью, солнечным Оком, тождественным дочерям Ра Сехмет и Тефнут, что вызвало и недолгий период поклонения ей в образе львицы. В этом качестве Хатхор занимает место центрального персонажа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, а также об ис­треблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его «Оком» (Сехмет-Хатор). В мифе об истреблении людей Ра отправляет Сехмет-Хатор наказать людей, прекративших повиновение богам, однако богиня демонстрирует неуп­равляемую жестокость, и верховный бог решает спасти человеческий род, напо­ив на следующий день свое «Око» вином. - Прим. перев.

 

На нашем языке мифологический бог является архетипом, и вместе с тем архетип всегда является инстинктивным паттерном. Биологической основой для архетипа матери является материн­ство; для архетипа coniunctio - секс. Каждого бога можно соотнес­ти с биологической инстинктивной размерностью; бог персонифи­цирует ее смысл, ее духовный аспект. Можно сказать, что любая инстинктивная динамика коррелирует с архетипическим образом. Следовательно, боги служат воплощением общих комплексов. Арес, или Марс, - это образ, воплощающий природный инстинкт агрессии и самозащиты. В жизни животных преобладают самоза­щита, агрессия и страх, и здесь мы тоже не являемся исключени­ем. Каждый архетипический образ бога является динамическим, взрывным бременем неподконтрольной человеку психической энергии. Но в нашей сказке эта великая сила оказывается совер­шенно соразмерной; одним шлепком своей могучей лапы медведь положил конец вредной, пагубной деятельности гнома.

Глава 5

Девочкам жалко гнома. И эта жалость вредит не только им самим, но и будущему жениху одной из них. Точно такой же мотив нео­жиданно возникает в сказке «Амур и Психея», включенной Апуле­ем в роман «Золотой осел». Когда Психее нужно было спуститься в подземный мир, ее предупредили, что в водах Стикса будет то­нуть старик, который попросит ее о помощи, однако ей следует проявить твердость и отказать ему. Женщины зачастую злоупот­ребляют оказанием материнской помощи; я называю их «сенти­ментальная армия спасения» (Salvation Army sentimentality). Сра­зу бросаться на помощь кому-то беспомощному и погрязшему в проблемах, кому-то припертому к стене и в угол, - значит вести себя в соответствии с архетипом материнского инстинкта, потому что такие ситуации обычно вызывают у людей жалость. Но любая чрезмерная добродетель направлена против инстинкта и может превратиться в свою собственную противоположность. Раз за ра­зом мы видим, как женщины бессознательно страдают вследствие своей добродетельной жалости.

Это часто случалось со мной, когда я, будучи аналитиком, за­гоняла в угол свою пациентку, и одной из моих коллег пришлось мне звонить и говорить: «Прояви хоть каплю жалости». А мне при­ходилось отвечать: «Нет, ни капли!» Жалость может оказать со­вершенно пагубное воздействие, оставляя человека в инфантиль­ном состоянии. Женщинам нужно следить за своими природными материнскими импульсами и вырабатывать в себе некую меру объективности и отстраненности, которые позволят им видеть, что действительно хорошо для другого человека.

Другой аспект, с которым приходится очень часто встречать­ся и который присутствует за кулисами многих конфликтов, со­стоит в том, что у женщины может быть муж или любовник типа такого гнома, - то есть мужчина невротичного, суицидального или садистского типа с негативным материнским комплексом. Но каждый раз, когда женщина думает, что с нее хватит, и хочет выс­казать мужчине правду в глаза и все прояснить, ее одолевает жа­лость к бедному парню и она не может «позволить ему пропасть». Если в содержании ее сновидений не будет на это «возражений», она может сказать себе: «Брось его!» Но, как правило, в таком случае присутствует проекция пагубного женского Анимуса на мужчину. Даже если нет реального мужчины, который ее мучит, женщина может достать его изнутри, ибо когда она находится одна, ее Анимус ее уверяет, что она одинока, и что никто, ничего, никогда, ниоткуда не возьмется, - так ей говорит внутренний са­дист. Следовательно, эта пара снова вступает в отношения, ибо иметь садиста извне лучше, чем иметь его внутри. На этом все и заканчивается.

На самом деле жалость к другому человеку означает потака­ние своим собственным «слепым пятнам» (blind spot*). Люди не хотят ни осознавать, что они имеют такого персонажа у себя внут­ри, ни положить этому конец. Поэтому ситуация начинает коле­баться от жалости к внешней фигуре до потакания своему соб­ственному «слепому пятну». Это ошибочное проявление жалости. Мужчины проявляют ее несколько реже, но и они тоже не застра­хованы от такой ошибки.

 

* Слепое пятно - зона, недосягаемая для осознания.

 

Главные героини нашей сказки часто совершают такую ошиб­ку, ошибочно проявляя жалость и тем самым высвобождая пагуб­ные силы. Для женщин очень типично иметь идеи «армии спасе­ния» по отношению к людям, недостойным жалости. Разумеется, в обществе бывают такие мерзкие вещи, от которых нужно избав­ляться, но женщины такого типа часто привязываются к тому, что нельзя изменить, и в каком-то смысле этим живут. В качестве при­мера можно привести широко распространенную проблему муче­ницы-жены и пьяницы-мужа.

Мне вспоминается одна семья, где было несколько сыновей. И отец и дед были запойными пьяницами, и сыновья, за исключе­нием одного, тоже много пили. У непьющего сына была очень строгая жена, и в первый раз, когда он пришел домой пьяным, она ему сказала, что если это повторится, она с ним разведется. Она единственная спасла своего мужа от пагубного семейного пристра­стия. У всех остальных были более мягкие и более добродушные жены, однако они проявляли ложную жалость, которая вносила свой вклад в гибель их мужей. Некоторые женщины материнско­го типа ведут себя так, словно «высиживают яйцо» (как лебеди, которым подкладывают фарфоровый муляж в надежде на то, что из него вылупится птица Феникс), но в результате получается одна вонь! В этот ключевой период индивидуации женщины она должна избавиться от проявления ложной жалости.

Кроме всего прочего, злой гном - это вор, укравший сокрови­ща медведя. С чисто практической точки зрения такой деструктив­ный Анимус крадет возможности, сокровища и ценности у пози­тивного Анимуса. Женщина с очень развитым чувством материн­ства обожает нянчить молодого человека - непонятого гения, -отдавая ему материнскую любовь, которой он никогда не получал дома. Пятидесятилетняя женщина жила в своей квартире одна и подобрала молодого человека лет двадцати, у которого было труд­ное детство и который тут же стал прикарманивать ее деньги и подделывать чеки. Она была исполнена жалости к этому бедному парню, потому что у него было такое ужасное детство, и разреши­ла ему бесплатно жить у себя дома. Она дала ему должность в сво­ем бизнесе, и там он ее снова обманул, оставив у нее на банковс­ком счету пятьдесят тысяч франков долга. Но и этого оказалось недостаточно: она по-прежнему не обратилась к защите закона, а продолжала его прощать и прикрывать, потому что он рыдал и ска­зал, что ему очень стыдно за все содеянное. Затем какое-то время он жил у нее в доме вместе с девушкой, а потом стал подкладывать хозяйке дома в еду мышьяк.

Это поразительный пример неуместного проявления жало­сти - жалости, основанной на абсолютной тупости. Это была очень умная женщина, но несчастная и незамужняя, не знавшая, куда приложить свои материнские чувства, а потому тратившая их на это существо. В таком случае ценности позитивного Ани­муса, которые женщина могла использовать, будь она более объективной, были истрачены впустую; речь идет о ее величай­ших ценностях и ее способности понимать. В сказке говорится, что это происходит потому, что она сама имеет такой негативный Анимус.

Следует предположить, что женщина, которая тратила свои деньги на мошенника и убийцу, сама имела такой Анимус. Люди внешне настолько слепы и выглядят такими славными, что тре­буется совершить большой объем по существу полицейской рабо­ты, чтобы выявить у себя внутри такую фигуру. Но ее можно найти, если вы пойдете в атаку напрямую, сказав: «А теперь опу­ститесь на землю и вышвырните его вон». Затем будет интерес­но посмотреть, как в критические моменты женщина начнет лгать, и тогда вы найдете мошенника у нее внутри. Становится ясно, что продолжается очень искусный тип самообмана, ибо на все инстинктивные предупреждения в отношении вора не обра­щали внимания. Нормальной женщине невозможно жить рядом с мужчиной, таким как этот, и не иметь никаких подозрений. По­этому она себя обманывает - мошенник Анимус отказывается слушать предостережения и голос собственной интуиции, исхо­дящий из ее бессознательного. Очень символично, что постепен­но ее отравляет именно мужчина: ложные идеи Анимуса ежед­невно привносят в ее психику небольшие порции яда. При анали­зе таких случаев рано или поздно карты выкладывают на стол, и женщине приходится лицом к лицу столкнуться с тем, что она лжет себе и не слушает предостережений.

Часто таким мошенником, который обманывает женщин с нереализованным комплексом материнства, является мужчина типа puer aeternus*. Такой мужчина ведет себя жестоко по отно­шению к подобным женщинам и причиняет им огромный вред. Большинство мужчин с позитивным материнским комплексом ленивы, ибо мать - это символ материи, а одним из основных свойств материи является ее инертность. Хорошая мать - как большое пуховое одеяло, которое всегда мешает мужчине реали­зовать свои возможности, и у него будет развиваться естествен­ная тяга к лени. В школьные годы он учится посредственно и не стремится готовить себя к работе и дальнейшей учебе. Он не спо­собен вступить в жизни в борьбу или заработать достаточно де­нег, а затем появляется склонность к мошенничеству и к тому, чтобы просить женщину, которая его любит, или страховую ком­панию за него заплатить.

 

* См. книгу М.-Л. фон Франц Вечный юноша. Puer Aeternus, M.: Независи­мая фирма «Класс», 2009.

 

Воровство - неоднозначный фактор, который имеет две сто­роны. Само по себе оно понятно, ибо вор - это человек, обладающий хорошим инстинктом получить то, что он хочет, - а это гово­рит о здоровой установке. Ибо что-то хотеть - это здорово и есте­ственно и помогает человеку продолжать жить и наслаждаться жизнью. Однако плохая черта вора заключается в том, что воров­ство - это инфантильный недостаток, вызванный ленью, причина которого заключается в неумении работать и экономить деньги, чтобы купить то, что хочется.

Все эти невротичные люди, которые обманным путем добива­ются высокого положения, ничего для этого не сделав, также отно­сятся к этой категории. Воры и мошенники существуют даже в правительстве, в котором они обманным путем получили высокую должность: например, через тетю или дядю. Такие мужчины инт­ригуют, как женщины. Можно сказать, что у женщин mutatis mutandis присутствует то же самое: у них есть фигура Анимуса, которая хочет получить все сразу. Женщина с нереализованным материнским комплексом, которую чуть не отравили, захотела из­бежать одиночества, общаться с людьми и найти объект для выра­жения своих материнских чувств. Однако она обманула себя, ду­мая, что с этим юным убийцей у нее будет все в порядке. Вышвыр­нув его на улицу, она бы снова столкнулась со своими собственны­ми проблемами, и ей пришлось бы искать пути, чтобы получить все то, что она от него хотела, на законных основаниях. Для этого ей пришлось бы приложить много усилий в области мышления и чувств, поэтому она предпочла плеснуть своего материнского мо­лока мошеннику. Таков механизм самообмана.

Любой темный процесс, участником которого становится че­ловек, можно назвать инициацией. Быть во что-то инициирован­ным значит туда войти. Вообще, делая первый шаг, человек попа­дает в темноту и, как правило, оказывается в сомнительном или смешном виде - куда-то попав или став чем-то одержимым. По словам шаманов, искусство знахаря начинается с пребывания во власти злых духов. Тот, кто сможет освободиться от власти тьмы, становится знахарем, а тот, кто в ней остается, является больным. В качестве инициации можно взять любое психическое заболева­ние. Даже самые худшие ситуации, в которые мы попадаем, проис­ходят вследствие инициации, ибо человек сталкивается с тем, что относится непосредственно к нему, и теперь он должен от этого освободиться.

Почему мерзкий карлик запутался в своей бороде? Про боро­ду говорится во многих сказках. Например, известна сказка о Синей Бороде, великом убийце женщин*. Можно было бы сказать, что в ней в основном идет речь о смертоносном Анимусе. Есть так­же сказка о Короле-Дроздовике**, в которой показана трансфор­мация негативного Анимуса в позитивный. Третья сказка - тоже из собрания братьев Гримм, она называется «Старый Ринк-ранк»***, в ней король не хочет выдавать свою дочь замуж, поэто­му строит стеклянную гору и говорит, что руку принцессы полу­чит тот, кто первый на эту гору поднимется. Все женихи, которые попытались это сделать, исчезли. Тогда принцесса сказала, что она сама хочет взбежать со своим женихом на ту гору, чтобы поддер­жать его, если он вдруг станет падать. Они побежали вместе, и ког­да уже были на середине горы, принцесса поскользнулась, упала, стеклянная гора под ней разверзлась, и она провалилась в нее. Жених даже не мог показать, где именно она провалилась в ту гору. Внутри горы жил старик с седой бородой длиной в семнад­цать дюймов. Он называл себя старым Ринкранком, старым Крас­ным Рыцарем. Старик заставил принцессу называть себя ее му­жем, а сам стал называть ее своей женой. Он проводил с ней весь день, а по ночам уходил воровать, и каждый раз приносил с собою кучу золота и серебра. Так продолжалось, пока принцесса не реши­ла, что с нее хватит. Когда он сначала просунул в окно свою боро­ду, а потом хотел просунуть и голову, принцесса захлопнула око­шечко и защемила в нем бороду. Он стал ее упрашивать, чтобы она выпустила его бороду. Она ответила, что выпустит бороду, если он пообещает ее освободить. Ему пришлось ее освободить, и она выш­ла замуж за принца.

 

* Шарль Перро, «Синяя Борода», в сб. Западно-Европейская литератур­ная сказка, с. 52, М.: ACT, Олимп, 1998. - Прим. перев.

** Братья Гримм, «Король-Дроздовик», в сб. Сказки, с. 152, М.: Художе­ственная литература, 1978. - Прим. перев.

*** Братья Гримм, «Старый Ринкранк», в сб. Сказки, с. 491. М.: Художе­ственная литература, 1978. - Прим. перев.

 

В данной сказке защемление бороды играет позитивную роль, тогда как в нашей основной сказке эта роль негативна. В одном случае Анимус освобождают, в другом случае его привязывают. Итак, какую же роль играет борода? Волосы, которые растут на разных частях тела, напоминают нам о нашей животной природе. Это остатки шерсти, которую мы потеряли и которая до сих пор существует у большинства животных. Волосы порождают мысли о чем-то примитивном, инстинктивном и звероподобном, однако их значение зависит от части тела, на которой они растут. Волосы, растущие на голове, несут на себе проекцию бессознательных мыс­лей и фантазий именно потому, что они растут из головы.

В одном из африканских племен инициация молодого челове­ка перед вступлением в брак состоит не только в обрезании и выс­лушивании наставлений старейшин, но и в создании прически, для чего он отправляется в пустыню и там собственноручно делает себе ее. Прическа состоит из великого множества мелких косичек, сплетенных из его волос, в которые он вплетает палочки и ракуш­ки. Ночью он поддерживает шею таким образом, чтобы голова ос­тавалась свободной, ибо эта замечательная прическа должна сохра­няться круглосуточно. До тех пор, пока этот собор или храм из во­лос не построен, он не может жениться - то есть он должен обрес­ти духовную зрелость и иметь свою собственную точку зрения. Его задача заключается в том, чтобы выразить в символической фор­ме всю свою духовную сущность - только после этого он становит­ся взрослым членом своего племени. Он должен быть не только сексуально, но и психически зрелым, и эта зрелость должна найти выражение в конструкции, созданной им из собственных волос на собственной голове.

По утверждениям фрейдистов, Далила кастрировала Самсо­на, срезав у него волосы*. Но сделала ли она это на самом деле? Далила погубила душу Самсона или его хитроумные замыслы, а следовательно, кастрировала его в психологическом смысле. Женщина может сделать мужчину совершенно глупым, так что он утратит всю свою творческую энергию. Во времена средневе­кового рыцарства рыцарь не мог бы verliegen (слишком долго пре­бывать в лежачем положении). Если средневековый рыцарь ос­тавлял свои дела, откладывал свои маскулинные затеи и оставал­ся в замке со своей дамой, то он попадал к ней в плен, ибо пребывал дома со своей возлюбленной, а потому утрачивал все свои идеалы и забывал обо всех своих походах и будущем духовном развитии. Именно это произошло с Самсоном; именно так он по­терял свою маскулинность.

 

* Применив свое женское обаяние, Далила все же смогла узнать его сек­рет: «И сказала ему [Далила]: как же ты говоришь "люблю тебя", а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: брит­ва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду как прочие люди» (Суд. 16:15-17). «И усыпила его [Далила] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его» (Суд. 16:19), после чего Самсон был схвачен фи­листимлянами и ослеплен. - Прим. перев.

 

Но что же представляет собой борода? Она отражает нечто от нас не зависящее: это волосы, растущие вокруг рта. Мысли и сло­ва вылетают изо рта; даже если вы не успели их обдумать - они говорят за себя сами. Автоматическая нервная речь - это типич­ный невротический симптом, особенно у женщин, хотя не только у них. Некое подобие постоянной невротической речи продолжа­ется без конца, но при этом ничего не сообщается. Одна берлинс­кая пословица гласит: «Мозг отключился, рот открывается сам по себе». Человек продолжает говорить непрерывно, как автомат. Это поток Логоса, который является совершенно бесконтрольным, бес­сознательным и причиняет много неприятностей. Такое происхо­дит благодаря языку как средству общения. Грамматическая структура языка создает возможность внушения, т. е. если вы на­чинаете предложение определенным образом, то вам его трудно закончить типично (typically). Французский учитель однажды мне заметил, что clarite (ясность) французского языка была его недо­статком, ибо сам язык побуждал вас давать возможность словам складываться в предложения - предложения начинались и закан­чивались классическим образом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: