Жили-были муж с женой и дочерью, и были бы они совершенно счастливы, если бы их дочь не питала отвращения к мужчинам. Отец хотел, чтобы дочь вышла замуж, но та всегда отказывалась. Много молодых мужчин сами приходили к ней, ибо она была красивой девушкой. Однажды отец пригласил домой молодых людей, чтобы они могли познакомиться с его дочерью. Но ничего не помогало: от одного упоминания о мужчинах у девушки портилось настроение, и если какой-то из них приходил к ним домой, она сразу же уходила из дома по своим делам.
Однажды отец ей сказал, что не будет приводить домой мужчин, чтобы не портить ей настроение и не вызывать у нее печаль, но ей следует помнить, что у них нет сына и что она - их единственный ребенок. Они с матерью скоро станут старыми, и тогда он уже не сможет добывать им еду и одежду, и кто же тогда позаботится о них в старости, если у них не будет зятя?
Эти слова очень опечалили девушку, и она ушла в великую тундру, в которой было много маленьких сопок. Вдруг между сопок из-под земли выскочила голова без тела, но с лицом очень красивого мужчины. Этот молодой человек улыбнулся девушке и сказал: «Ты не хочешь иметь мужа, но я пришел сюда за тобой, и ты должна знать, что я принадлежу к очень большому и сильному народу».
Впервые в жизни эта девушка почувствовала себя счастливой с мужчиной. Она подняла голову, осторожно завернула ее в свою меховую шубу и, когда стало темно, принесла ее домой. Она бесшумно проскользнула в чум и положила голову красивого молодого человека рядом со своей лежанкой, легла сама и весело и радостно болтала с чужаком, которого она полюбила, потому что тот был непохож на других мужчин. Ее отец проснулся, услышав шепот и смех, доносившийся от лежанки дочери, и не мог понять, что там происходит. Так повторялось каждую ночь, и отец был счастлив, ибо теперь он знал, что в доме наконец появился зять и охотник.
С тех пор дочь всегда была радостной. Раньше она на целый день уходила из деревни, чтобы не встречаться с мужчинами, но теперь часто оставалась дома и почти не вставала со своей лежанки. Однако отец и мать очень удивлялись, потому что они ни разу не видели своего зятя.
Однажды, когда девушки не было в чуме, отец случайно приподнял меховой полог покрывала ее кровати и увидел, с кем каждую ночь общается его дочь. Увидев живую голову красивого молодого человека, голову без тела, он очень разозлился. Он взял вертел и пронзил молодому человеку глаз, а затем выбросил голову в кучу отбросов с криком: «Мне не нужен сын без тела, который не сможет для нас охотиться, когда мы состаримся»!
Голова скатилась вниз и покатилась все дальше и дальше, по тундре, лежавшей напротив чума, и наконец исчезла в море, оставив после себя кровавый след.
Всю следующую ночь отец и мать слышали, как дочь громко рыдала и стонала, а наутро спросила у них, где ее муж. Отец ответил, что они не видят никакой пользы в таком зяте. «Вы говорите глупо и повели себя глупо, - ответила девушка, - потому что это был одаренный мужчина, а не обычный человек, и после этого я больше не могу жить с вами в одном чуме».
Девушка оделась, вышла из чума и пошла по кровавому следу, который вел прямо в море. Она хотела броситься в волны, но они оказались твердые, как дерево, и она не смогла этого сделать. Тогда она повернулась и пошла вглубь суши в поисках белого лемминга, который, как считалось, упал с небес, ибо она знала, что все лемминги обладают особой тайной волшебной силой. Наконец ей удалось поймать одного из них и бросить в море, и тогда волны расступились, и на дне открылась дорога, по которой она пошла вглубь моря.
Вдалеке она заметила маленький дом. Она подбежала к нему, заглянула в окно и увидела старика со старухой вместе с их сыном. Тело сына, который недавно потерял глаз, было распростерто на лежанке. Девушка позвала его: «Я здесь! Выходи!»
Молодой человек ответил, что он к ней не выйдет и что он больше с ней не пойдет, потому что ее родители отнеслись к нему с великим презрением. Хотя девушка сказала, что она больше никогда не вернется к своим родителям, молодой человек ответил, что он больше не хочет иметь с ней ничего общего.
Девушка была очень расстроена и опечалена и, не зная, что делать, трижды обошла этот дом в том же направлении, как движется по небу солнце. Тогда она увидела, что перед ней открылись два пути: один проходил прямо по земле, а другой поднимался и вел на небо. Она выбрала тот, который вел на небо, но, увидев это, мужчина закричал ей, что она пошла по ложному пути и должна вернуться обратно, потому что, поднявшись на небо, она уже никогда не вернется на землю. «Мне все равно, куда идти, - ответила девушка, - если ты больше не хочешь со мной жить!»
Теперь молодой человек пожалел о своих словах, но уже было слишком поздно упрашивать ее вернуться назад, ибо она поднималась все выше и выше в небо, пока вообще не скрылась из вида.
Девушка поднималась, не зная сама, как у нее это получалось, и наконец поднялась к месту, которое показалось ей похожим на большую крышку с отверстием. Пролезть в это отверстие было очень трудно, и она не знала, как это сделать. Наконец она набралась мужества, взялась за край отверстия, протиснулась через него и снова оказалась в мире, где были воздух, земля и небо. Немного в стороне было озеро, она подошла к нему, села на берегу и подумала, что могла бы здесь умереть и ее тело разложилось бы. Потом она перестала об этом думать. Жизнь утратила для нее всякий смысл. Вдруг она услышала плеск весел, посмотрела на озеро и увидела мужчину, который сидел в каяке. Все, что у него было, - его каяк, его весла и его гарпун, - было сделано из блестящей меди. Девушка замерла от страха и даже боялась вздохнуть. Она спряталась в высокой траве и думала, что ее никто не видит.
Мужчина пел:
Женские груди прельщают каяк, Который бороздит сияющие озера, Чтобы ласкать мягкие щечки.
Как только мужчина закончил петь свою песню, он поднял одну руку к небу и опустил другую в озеро. Девушка увидела, что верхняя часть ее тела оказалась обнаженной и что ее меховая шуба перекинута через руку этого странного мужчины.
Мужчина снова запел песню, и, закончив петь, он поднял одну руку и погрузил в воду другую. Оказавшись полностью обнаженной, девушка присела, ей было очень стыдно, и она не могла понять, как это все могло с ней случиться. Когда мужчина в третий раз запел свою песню, девушка потеряла сознание, а очнувшись, увидела, что она сидит рядом с мужчиной в его каяке. Мужчина быстро греб сверкающими медными веслами, отплывая с ней все дальше от берега, они плыли все дальше по озеру, и при каждом взмахе его медные весла искрились от брызг. Они не сказали друг другу ни слова, пока не приехали на место, где стояли два чума. На входе в деревню стоял большой чум, а в ее глубине - чум поменьше. Затем мужчина сказал суровым голосом: «Ступай в большой чум, а в маленький не ходи».
Девушка сделала как сказал ей мужчина, и вошла в большой чум, а мужчина уплыл дальше. В большом чуме было скучно и уныло; в нем не было ни души, но как только она в него вошла, туда вбежала женщина-лилипутка. Она была очень странно одета - в пленку из кишок бородатого тюленя. Она закричала, чтобы девушка вошла в другой чум, потому что мужчина, который ее привез, очень опасен и обязательно ее убьет. Девушка тут же выскочила из большого чума и вошла в маленький. Там сидела на скамье маленькая девочка, с которой жила женщина-лилипутка, одетая в пленку из кишок бородатого тюленя.
Девушка убежала от мужчины, которого она любила, и с тех пор больше ни о чем надолго не задумывалась. Иногда ей казалось, что она уже мертва, но ей были слышны голоса других людей и она видела, как они ходят вокруг дома. К ней подошла женщина-лилипутка и шепнула, что на этот раз ей удалось спастись, но мужчина, который ее привез, - не обычный мужчина: ему никто не может сопротивляться. Он скоро вернется домой и очень разозлится, узнав, что она покинула его чум. Но женщина-лилипутка помогла ей: она дала ей маленький бочонок с водой, в которой плавали четыре маленьких куска китовой шкуры. При этом она сказала: прежде чем этот странный мужчина войдет в чум, девушка должна спрятаться у входа и бросить ему в лицо куски китовой шкуры, потому что женщина произнесла над ней магическое заклинание, чтобы придать ей сил.
Вскоре мужчина приплыл на своем каяке. Он сел на берегу озера и громко сказал, что она должна тихо сидеть в чуме, что он не причинит ей вреда и что она никуда от него не скроется. Затем он взмыл в небо как птица, облетел четыре раза вокруг своего чума, а потом спустился в маленький чум. Там он взял свою стрелу для птиц, но крикнул девушке, что не убьет ее.
Девушка стояла, спрятавшись у входа в чум, и, как только он приблизился, бросила куски китовой шкуры ему в лицо. Он сразу же упал на землю и начал терять свою силу. Тогда все три женщины вошли в его чум, который был домом «Духа Луны», а женщина-лилипутка с помощью своего заклинания полностью лишила сил самого Мужчину Луны, Дух Луны был непредсказуем и мог стать опасным; он дает, но вместе с тем отнимает, и человек должен принести ему жертву, чтобы иметь право пользоваться всем, что принадлежит Духу Луны.
Три женщины вошли в его жилище, и вверху по его стропилам бродили стада оленей. В углу стоял чан с водой, большой как озеро. Женщины подошли к нему и увидели китов, моржей и тюленей, которые плавали в нем.
Посередине пола лежала лопатка кита. Женщины отодвинули ее и увидели отверстие, ведущее вниз, к земле; из него можно было видеть те места, где живут люди. Людей можно было различить очень четко и услышать, как они просят то, что им хочется. Одни из них просили дать им китового мяса. Другие просили дать им долгую жизнь. Дух Луны обладал такой властью, что мог дать все это людям.
Юная девушка посмотрела на стойбища, которые находились внизу, и узнала там, далеко внизу, Тикарак - самое большое стойбище, которое она знала. Там было много женских лодок, и все люди были заняты работой. Они собирали воду в маленькие бочонки и бросали их новой луне, чтобы у них была удачная охота. Все происходящее казалось ей сном. Она не могла понять, как она сама оказалась внутри того, о чем знала только из преданий по рассказам стариков. Возможно, это была просто новая луна, ибо женщина-лилипутка сделала так, что Дух Луны потерял сознание. И пока Дух Луны был слабым, люди приносили ему жертвы. Они говорили ему обо всех своих желаниях, прежде чем он станет большой полной луной, которая засияет, как медь.
Теперь девушка увидела, как молятся люди луне, чтобы в охоте им сопутствовала удача. Некоторые мужчины творили такие сильные магические заклинания, что их водные подношения оказались совсем рядом с жилищем Духа Луны. На земле эти бочонки с водой казались очень маленькими, но здесь, благодаря магическим заклинаниям, они становились огромными и были наполнены свежей холодной водой. Эту жертву приносили морским животным, которые часто страдали от жажды. Иногда кит, иногда морж, иногда тюлень забирались в эти бочки с водой, которые достигали жилища Духа Луны. Это означало, что молитва человека была услышана, а его жертва принята и что теперь у него будет хорошая охота. Но те бочки с водой, которые оставались у самой земли, внизу, в местах, где жили люди, принадлежали плохим охотникам, которым не сопутствовала удача.
Увидев все это, девушка вспомнила то удовольствие, которое сопутствует охоте, заскучала и ей захотелось вернуться домой, хотя совсем недавно она думала лишь о том, чтобы умереть.
Женщина-лилипутка, одетая в пленку из кишок бородатого тюленя, и девочка пожалели девушку и захотели помочь ей вернуться на землю. Втроем женщины сплели веревку из сухожилий разных животных. Эта веревка была очень длинной, и когда они ее скатали, она превратилась в большой шар. Вскоре они закончили плести веревку, и женщина-лилипутка сказала: «Ты должна закрыть глаза и спускаться вниз. Но как только ты окажешься на земле, нужно быстро открыть глаза. Если ты не успеешь этого сделать, то никогда снова не станешь человеком».
Девушка привязала конец веревки к небу, взяла огромный клубок сплетенных сухожилий и стала спускаться вниз. Она думала, что путь будет очень долгим, но ощутила у себя под ногами землю быстрее, чем ожидала. Это произошло так скоро, что она не успела быстро открыть глаза и превратилась в паука. От нее произошли все остальные пауки в мире - от девушки, которая спустилась с небес на землю по веревке, сплетенной из сухожилий.
Девушка в этой сказке находится вне общества обычных людей, так как она отвергает обычную человеческую судьбу, связанную с замужеством в определенном возрасте и с продолжением инстинктивной жизни племени. Сказка имеет плохой конец, что типично для многих примитивных сказок, но в сказках нашей цивилизации плохой конец встречается гораздо реже. К нарушению табу или желанию чего-то особенного относятся негативно, что и приводит к роковому финалу. Такова, например, африканская сказка, в которой девушка хочет выйти замуж за мужчину, принадлежащему к другому племени, что означает нарушение брачного закона ее собственного племени. Она выходит замуж за мужчину из другой деревни и дальше ее судьба становится ужасной и полной страданий. Мужчину, владельца волшебного буйвола, убивают, а потом убивают и ее саму. Это типично для многих сказок, в которых присутствует желание чего-то особого, противоречащего устоям обычной жизни, и все заканчивается безнадежной трагедией.
Но в некоторых других волшебных сказках, в которых девушка ищет себе особого жениха, например, «Амур и Психея» и «Певчий попрыгун-жаворонок»*, присутствует противоположная идея. Отец говорит трем своим дочерям, что он отправляется в дальние края, и спрашивает, что им оттуда привезти. Две старшие просят драгоценные камни, а третья хочет «попрыгуна-жаворонка», тем самым становясь невестой животного, в каком-то смысле - невестой духа, с которым после разных испытаний и бед она обретает счастье. В данном случае мы сталкиваемся с противоположным паттерном, когда особое желание девушки после длительного странствия и разных сложностей приводит к прекрасному союзу с изумительным духом-женихом, и вся сказка рассказывается в духе позитивного развития. Сказка не обязательно должна иметь плохой конец. Когда девушка возвращается на землю, она не сразу открывает глаза, и эта простая ошибка меняет абсолютно все. В таком случае естественно сделать вывод, что, открыв глаза вовремя, она бы стала женщиной-шаманом, на своем собственном опыте познавшей все тайны Запредельного, которые нужно знать великой женщине-шаману. Такая женщина имела собственный опыт переживания коллективного бессознательного, опыт инициированной личности, которая благодаря своим особым переживаниям должна знать, что происходит в бессознательном. Именно эта мельчайшая ошибка, связанная с тем, что она не открыла вовремя глаза по возвращении на землю, приводит к плохому окончанию сказки. С точки зрения психологии оказывается, что если человек находится в состоянии, в котором сознание является слишком слабым, то переживание бессознательного вместо позитивного финала может привести к негативному.
* Братья Гримм, «Певчий попрыгун-жаворонок», Сказки, с. 258, М.: Художественная литература, 1978. - Прим. перев.
Огромная проблема и то, что мы всегда должны иметь в виду в психологической работе, состоит в следующем: является ли сознание пациента - или сущность его личности, которую мы чувствуем, но не можем описать, - достаточно сильной, чтобы выдержать переживание коллективного бессознательного? Некоторые люди сталкиваются с поразительными переживаниями бессознательного, даже коллективного бессознательного, но вследствие некоторой слабости реакции не могут извлечь из такого переживания никаких позитивных результатов. У шизофреников не бывает результатов даже после глубочайших переживаний. В критический момент, когда нужно интегрировать материал, ничего не происходит. Например, я вспоминаю, как однажды в Напа Вэллей Стейт Хоспитал (Napa Valley State Hospital) в Калифорнии я разговаривала с женщиной, наполовину полькой, наполовину мексиканкой. Это была женщина средних лет, которая прекрасно выглядела. Иногда она продуцировала самый поразительный архетипический материал коллективного бессознательного и, в отличие от большинства шизофреников, испытывала удовольствие, если удавалось о нем поговорить. У нее было нечто наподобие вспышки мании. Когда мы с ней встретились, она сразу стала мне рассказывать, как выглядели Бог и Иисус Христос, когда она была на луне и видела рай. Это было очень интересно, но то, что она рассказывала, к ней самой не имело никакого отношения. Она очень эмоционально об этом говорила, правда, при этом совершенно не было ее самой -она просто крутилась как паук, который протягивает нить, а затем снует по ней туда-сюда. Она сновала вдоль своей собственной нити, и в этом не было ничего человеческого. Чувствовалось, что не было никого, с кем она могла бы поговорить. В таком случае появляется ощущение, что вы сталкиваетесь с вакуумом. Этот материал поразительный и очень интересный, но в нем нет ничего человеческого.
В нашей сказке женщина-паук велела девушке держать глаза закрытыми, пока та не достигнет земли. Расстояние до земли было небольшим, и непохоже, что она держала глаза закрытыми из страха. Скорее всего, она просто не хотела увидеть возвращение к реальности; возможно, было великим унижением снова оказаться в реальности, побывав замужем за Духом Луны.
Я знала очень бедного, несчастного мужчину, мать которого была проституткой, а отец - пьяницей; у него «снесло крышу» и тогда его поместили в клинику, где работали с самыми серьезными клиническими случаями. Его лечил хороший врач, который вылечил его до относительно нормального состояния, так что он мог заниматься физическим трудом. Казалось, что он совершенно адаптировался к жизни, и тогда ему разрешили прогулку вместе с наименее сумасшедшими пациентами. Затем врач стал говорить с ним о сроках его выписки из клиники. На это он ответил: «Нет, доктор, вам меня не поймать!», и он вновь оказался в этом же отделении и стал таким же безумным, как прежде. Он не хотел открыть глаза и вернуться на землю, где вел такую несчастную жизнь. После своих мучительных переживаний он больше не хотел снова становиться нормальным.
Очень часто такая тенденция встречается у людей, которые не хотят возвращаться назад, и такое их решение в существенной мере становится сознательным, ибо возвращение к несчастной жизни в этом мире плохо заменяет брак с Духом Луны. Так и в случае упоминавшейся мной польки у меня возникло чувство, что она была счастлива в своем сумасшествии. Она любила мыть полы в клинике, в которой чувствовала себя совершенно свободной, и работала очень хорошо. Я ни в коем случае не считаю, что ей не хватало смирения вернуться в обычную жизнь; она просто находилась в состоянии спячки. Подобно кролику, она спала с открытыми глазами, и в отношении нее возникало приблизительно такое интуитивное чувство: человек, который находится в сонном состоянии, несмотря на всю страсть, с которой она относится к своему переживанию. Все в клинике ее любили, и в любой момент можно было ее попросить рассказать какую-нибудь историю. Тогда она сплетала архетипическую пряжу и затем снова засыпала. Она была «пряхой» (именно отсюда происходит это слово) или женщиной-«пауком», которая не открывала глаза, чтобы посмотреть на мир.
Согласно мнению людей, живущих за полярным кругом, люди-«головы» живут в морских глубинах; это духи, у которых есть только голова. Некоторые африканские племена также верят в то, что существуют люди-«головы» - то есть духи, которые катятся как головы, лишенные туловища. Они считаются довольно опасными и используются в магических целях. Они составляют большую часть населения земли, живущего под землей или под водой, и считаются духами умерших; вся сущность умершего находится у него в голове. Иногда они появляются в виде человеческого «черепа», а иногда - в виде человека-«головы».
Девушку больше привлекает жених-дух, а не жених-человек, и она с ним очень счастлива. Это изумительная иллюстрация того, как мы сухо и вместе с тем конкретно выражаем «одержимость Анимусом», которая является абстрактной формулой, означающей, что женщина вышла замуж за жениха-«голову» и становится совершенно недоступной и недостижимой для обычных людей. Она все время ведет продолжительные беседы со своим внутренним автономным духом. Если бы получилось посмотреть на себя в состоянии одержимости Анимусом (что невозможно), женщина смогла бы увидеть, что он постоянно занят внутренним разговором, думая о том и обсуждая то, что не может сказать другим людям. Его нельзя прерывать, ибо этот процесс совершенно непроизвольный; не существует архимедовой точки опоры, с помощью которой можно посмотреть на это состояние. Только внешний наблюдатель замечает, что женщина, одержимая Анимусом, участвует в беседе с внутренним духовным процессом. Она настолько в него погружена, что даже не может этого заметить. Именно поэтому кажется, что такие женщины не совсем в себе, словно у них есть какая-то тайна, ибо они что-то держат при себе. Голова - это прекрасный образ Анимуса, который все время размышляет и всегда имеет свое мнение.
В данном случае отец слышит разговор с женихом-«головой», и это случается часто. Одержимость Анимусом особенно раздражает нормального мужчину; человек-жених должен убить или ранить голову. Одержимость Анимусом автоматически вызывает раздражение у нормальных мужчин, которые не могут выдержать внутренний процесс, происходящий у женщины. Это можно наблюдать в жизни, когда у девушки начинают появляться ее собственные идеи. Отец слышит, как спорит дочь, и чувствует, что ее Анимус набирает силу. А поскольку он не любит и даже ненавидит его у своей жены и других женщин, то, наблюдая то же самое у своей дочери, он обрушивается на ее Анимус. Это очень древняя трагедия, заключающаяся в том, что в самом начале умственная деятельность дочери разрушается реакцией отца. Многие женщины серьезно парализованы как в интеллектуальной и духовной сфере, так и в сфере своей профессиональной деятельности, потому что отец в неподходящий момент им сказал, что у них ничего не получится. Женщина, которой было около пятидесяти лет, как-то со мной поделилась, что в десять лет ей захотелось выучить греческий, а отец сказал, что у нее нет к этому способностей. Отцам не следует лишать своих дочерей уверенности в себе, ибо такое отношение влияет на их развитие, и это не способ избавить девушку от одержимости Анимусом. Такие реакции отца оказывают опустошающее воздействие, ибо влияют на умственные способности девочки.
Анимус и Анима, in statu nascendi* не являются изысканно-утонченными; они не на высоте. Например, когда у шестнадцатилетних мальчиков впервые возникает проблема Эроса, они вдруг перестают заниматься в школе. Они просто стоят группой с угрями на лице и на спине. Один из наших немецких учителей обычно говорил: «Что, мальчики, вы опять торчите у себя в болоте?» У них развиваются тоска, они тонут в своих чувствах, физических реакциях, а также в сексуальных и прочих фантазиях, принимающих самую непонятную и глупую форму. Именно так выглядит начало гетеросексуальное и пробуждение Анимы. Если вы приглядитесь к таким мальчикам, то увидите, что они пишут девочкам ужасно сентиментальные стихи, и в то же самое время своими язвительными насмешками причиняют боль или даже наносят серьезный вред своим сестрам и матери - точно так же по отношению к дочерям поступает отец. Требуется более высокий уровень сознания, чтобы заметить и не обращать внимания именно на такие вещи. Не нужно придавать особого значения этим процессам формирования, которые должны пройти через определенные стадии; разумеется, то же самое относится к Анимусу девушки. Когда он появляется впервые, он бывает неуступчивым и полным фантазий, и отцам не следует на него нападать. Но, несомненно, он может вызвать раздражение даже у отцов-эскимосов.
* In statu nascendi (лат.) - в момент образования.
Итак, девушка бежит прямо в море, в волны коллективного бессознательного, но и здесь ее ждет отвержение. Причиной тому служит ее собственная боль, ибо, как и в случае женщины, отец которой сказал ей, что она не сможет выучить греческий язык, «вот это» у нее внутри больше не захотело учиться. Творческий Анимус на этой стадии настолько чувствителен, что женщина не может восстановить свой энтузиазм, она не может вернуть его обратно и тогда совершается та же ошибка. Тогда у девушки есть два пути на выбор: она оставляет земной путь, но поднимается на небо, несмотря на предупреждение, которое дает ей «голова». На этот раз, поскольку ее предупредили, она уже отвечает за свои ошибки, но говорит «голове»: «Если ты больше не будешь со мной жить, мне все равно, куда идти!» Это напоминает немецкую пословицу «Поделом моему отцу, если у меня без варежек замерзнут руки!»* У нее преобладает именно такая реакция.
* В русском языке есть схожая пословица: «Назло родителям отморожу уши». - Прим. перев.
Из других сказок и архетипического материала мы знаем, что тенденция выходить замуж за «голову», как правило, порождается у дочери отцовским комплексом. Однако мы не можем сказать, что в этой сказке это правило тоже действует. Действительно, сам факт, что она предпочла жениха-«голову» обычному человеку, вероятно, имеет отношение к отцу, но, как уже отмечалось, я не принимаю его во внимание. В сказке, которую мы рассмотрим впоследствии, прекрасно показано, что за это отвечает именно отец. Может нести ответственность и материнский Анимус, однако тогда эта ответственность имела бы несколько иную форму. Материнский Анимус хорошо проявляется в сказке о Белоснежке. Там присутствует как негативный материнский Анимус, так и ее собственный Анимус, и девушке приходится отправиться в лес и оставаться там в состоянии латентного развития. Можно сказать, что за отчуждение дочери от жизни несут ответственность либо отцовская Анима, либо материнский Анимус, но если говорить откровенно, почему всегда эта ответственность падает на родителей? Ибо с тех пор, как существует человечество, человек привнес в жизнь определенную часть негативного бессознательного. Это наследие переходит из поколения в поколение, и, вероятно, так было всегда. Возможно, это общее условие человеческого развития - человек подвержен не только видимому влиянию своих родителей, но и их бессознательному влиянию, и это совершенно нормально и происходит всегда и везде. Мне думается, что говорить лишь о влиянии отцовской Анимы или материнского Анимуса - значит подходить к проблеме слишком рационально и каузально. Каждый человек произошел от родителей, которые имели сознательную и бессознательную установки. Фактически мы знаем, что если родители находятся в контакте со своим бессознательным, то их давление на детей может быть меньше. Но даже если это так, я бы сказала, что ни один человек не может избежать влияния родительского бессознательного. Почему одна девочка больше подвержена влиянию отцовской Анимы, а другая - материнского Анимуса, на мой взгляд, зависит от изначальной предрасположенности ребенка. У одного ребенка развивается сильный отцовский комплекс, а у другого, из той же семьи, — нет. Именно вследствие влияния врожденной предрасположенности эта дочь больше сосредоточена на отце и больше подвержена влиянию его бессознательного. На самом деле все не так просто; но мы знаем, что дочь, которая больше восхищается личностью отца, чем личностью матери, при наступлении юности более склонна пойти по жизненному пути, отчуждающему ее от жизни.
Единственный выход для человека - взять ответственность на себя за то, что он собой представляет, и потратить огромные усилия, чтобы снять заклятие или порвать цепь, которая тянется из поколения в поколение. Проявление этой связи можно заметить даже в сновидениях. Сон подсказал одному пациенту, что нужно делать, чтобы освободить своего отца. Если он будет делать то, что не делал его отец, он снимет это заклятие.
Я знаю мужчину, который никогда не вступал в конфронтацию с матерью, когда та была в плохом настроении, и всегда находился под каблуком у жены, которой он позволял вести себя как та захочет, лишь бы в доме был мир и приятная атмосфера. У его сына возникли сложности с утверждением своей маскулинности, но ему пришлось их преодолеть. Он женился на девушке с достаточно сильным Анимусом, и ситуация повторилась. В первые месяцы брака ей хотелось жить своей привычной жизнью, а ему приходилось себя отстаивать, и борьба разгоралась вновь. Несколько раз ему приснилось, что он должен освободить своего мертвого отца, то есть сделать то, что не сделал его отец. Он взял на себя ответственность не следовать поведению отца, иначе у его собственного ребенка могла появиться такая же проблема. Он должен был остановить процесс исходившего от предков заклятия, и в сновидении это выразилось в его словах, что ему надо освободить своих предков. Тот, кому это пришлось осознать, должен был покончить с заклятием, переходившим из поколения в поколение.
Как уже отмечалось, следует также принять во внимание врожденную предрасположенность ребенка, которая либо сочетается с родительским влиянием, либо ему препятствует. Один ребенок, если отец ему скажет, что он никогда не сможет выучить греческий язык, скажет: «Посмотрим!» И совершенно не обязательно, что все случится так, как в случае упоминавшейся мной женщины. У нее внутри уже сформировалось то, что вызывало у нее оцепенение, поэтому еще долго после того, как умер ее отец, она не могла выучить греческий. Что бы она ни пыталась делать, голос говорил: «Ты на это неспособна!» У нее был такой тип Анимуса, который мешал любому ее развитию, лишая ее уверенности в исполнении своих намерений. Можно было сказать, что отец попал в ловушку ее ожиданий. Может случиться так, что люди обладают столь сильным комплексом, что он ставит им ловушки, и если они не очень хорошо это осознают, то обязательно попадутся в них. Например, у меня нет склонности к обману или к тому, чтобы посылать пациентам счет с завышенной суммой, но однажды у меня на приеме была женщина, которую мать всегда обманывала в деньгах, и, - хотите верьте, хотите нет, - я послала этой женщине счет, в котором сумма превышала ее обычную плату за анализ. Естественно, это вызвало целую драму, и я пребывала в полном изумлении.
Если вы в таких случаях не проявите бдительность, то обязательно втянетесь в роль отца или матери. День и ночь нужно бдительно следить за тем, чтобы не попасться в такую ловушку, ибо при недостаточном осознании своей собственной Тени комплексы пациента вынудят вас действовать в контексте их паттерна. Возникает такое коллективное воздействие, которое человек не совсем осознает. Все пациенты стремятся втянуть аналитика в паттерн своих предков. Поэтому может случиться так, что детская предрасположенность привлекает родительские реакции. Современный медицинский взгляд, связанный с каузальным отношением только к фактам, является не истинной оценкой, а типичным предрассудком нашей цивилизации, который, если как следует разобраться, не соответствует фактам.
Девушка в нашей сказке поднимается на небо через отверстие. Такое описание типично для эскимосов, которые считают небо таким же, как земля, то есть зеркальным отражением земли. Кроме того, на небе живет Бог Луны. Он - это еще один прекрасный образ Анимуса, но он отличается от живущей в море головы тем, что он - не отдельно взятый дух умершего человека, а общепризнанный бог племени, по отношению к которому эскимосы не проявляют много любви, но совершают ему жертвоприношения, чтобы им в охоте сопутствовала удача. Когда встает вопрос о выживании, все зависит от хорошей охоты, а потому он является богом плодородия и богом, дающим жизнь. Это интересно так как люди, не вникающие в подробности мифологического исследования, склонны считать, что маскулинное божественное начало всегда связано с духовностью, а богиня-мать всегда связана с плодородием земли, плодовитостью скота и т. д. Во многих племенах эскимосов дарительницей пищи является фемининная богиня. Например, такой богиней является Седна*, - которая живет на морском дне и которую должны посещать шаманы, вычесывать вши у нее из волос и исцелять какие-то ее раны, и после этого им снова будет сопутствовать удача. Иногда женщина-богиня дарит плодородие природе, но в данном случае эту функцию выполняет именно маскулинный бог. Не следует мыслить схематично, считая, что луна является фемининной и что богиня плодородия - это богиня-мать. Даже во времена Древнего Рима Лунный Бог был гермафродитом. В Северной Африке существовал «непристойный» Бог Луны; кроме того, в древнеегипетской цивилизации Бог Луны Мин** имел огромный фаллос и был богом плодородия во всех сферах жизни. Его животным был буйвол.
* В эскимосской мифологии Седна (Санна, Самна - «тот нижний», «тот под чем-либо») — великий дух, возможно, богиня, хозяйка морских животных, особенно млекопитающих (тюлени, моржи и т. п.). Живет в Адливуне, эскимосском царстве мертвых, и управляет им. Часто является мифической создательницей или разрушительницей всего сущего. Под разными именами встречается почти у всех групп эскимосов. - Прим. перев.
** Мин (неправильная транскрипция - Хем) - в египетской мифологии -бог плодородия и покровитель странствующих караванов, почитавшийся в Коптосе. Почитался с додинастических времен, его культ стал упорядоченным при Царе Скорпионе (Серкете). Мину был посвящен салат латук. На ранних этапах древнеегипетской истории он отождествлялся с Хором, в период Нового царства - с Амоном (Амон-Мин, Камутеф).
Существует легенда о Мине и Фараоне. Фараон собрал в свое войско всех мужчин, не взяв на войну Мина. Мин жил на болоте в постоянной близости к цветкам лотоса, и от их запаха имел мощную потенцию. Долгое отсутствие мужей привело к тому, что женщины ходили к Мину на свидания. За ночь он совокуплялся приблизительно с 50-ю женщинами. Через 14 лет фараон с остатками войска вернулся и увидел, что в его отсутствие на свет появилось много здоровых детей. Виновником оказался Мин, за что и был наказан. Ему отрубили руку и ногу. Через несколько лет в Египте опять началась война, и фараон вновь стал собирать войско. Тогда выяснилось, что Мин оказался спасителем нации, т. к. те мальчики, которые родились за время отсутствия фараона, теперь выросли и могли защитить страну. В египетских храмах есть изображения фараона, преподносящего в знак благодарности цветки лотоса Мину. - Прим. перев.
Поэтому [Бог] Луны не всегда фемининный, но это природный бог и Дух плодородия. Следовательно, можно сказать, что суть идеи земного плодородия можно было бы приписать фемининному или маскулинному началам. Нужно посмотреть на весь культурный контекст, чтобы понять, почему это так. В Китае, Полинезии и в большинстве индийских мифологий говорят о «земле-матери» и «небе-отце», но в Египте - наоборот. Земное начало, Геб*, - это маскулинный бог, а Нут - богиня Луны - это фемининное божество. Так вот, почему египетская цивилизация отличается от других? В ней поражает конкретность идей. Например, как и все люди, египтяне надеялись на бессмертие, но лишь в Египте эта идея нашла выражение в таком материальном сохранении тела. Они пытались гарантировать бессмертие, делая бессмертным тело. То, что в других цивилизациях оставалось на уровне концепции и видения, в Египте становилось чем-то конкретным. Этому обстоятельству также поражались греки. В Египте статуям богов требовалось обновление, поэтому египтяне несли их к Нилу и там мыли и смазывали маслом. То, что обычно относится к духовности, или миру разума, в Египте относилось к Земле. Это полное психологическое изме