ПРИМЕЧАНИЕ 1. О МОДЕЛИ МИРОЗДАНИЯ ПЛАТОНА 9 глава




Следовательно, мельник, который постепенно становится все менее и менее дееспособным, может быть кем угодно - профессо­ром, школьным учителем или плотником, который точно так же совершает над собой насилие. Во всяком случае, высшая функция опускается вследствие рутинной деятельности. Это может быть сиделка, которая способна превратиться в улыбающуюся куклу-автомат, подающую нитроглицерин и меряющую температуру, -такой тип ухода за больным фактически стал привычкой и автома­тической сноровкой. Она превратилась в машину, в глубине кото­рой царит смертная скука - расстройство, вызванное постоянной перегрузкой ее экстравертированного чувства. Следовательно, та­кое может быть не только у мужчины, а везде, где психическая де­ятельность становится сноровкой, которая, естественно, ухудшает­ся, - и тогда происходит обращение к дьяволу, когда мельник, вме­сто того чтобы столкнуться лицом к лицу с бедностью, хочет про­должать жить по-старому, а потому продает дьяволу душу своей дочери. Это ложный путь. Если так поступает отец, его Анима и возможности его Эроса деградируют, и дочь вырастет с отцом, ко­торый может быть успешным в науке или бизнесе, но при этом не иметь сердца. Он не обращает внимания на ее чувства. Он никог­да не говорит, не играет и не флиртует с ней, а в определенной мере он должен это делать; но он должен уделять внимание свое­му бизнесу, и у него не остается на нее времени.

Женщина, имеющая такого отца, не получала подпитки от его функции Эроса. В нашей сказке на примере героини видно, что такую дочь продают дьяволу, что должно означать следующее: так как она не получала подпитку в своей чувственной сфере, то ока­залась во власти пагубного, дьявольского рационализма, некой раз­новидности дьявольского Анимуса. Она будет либо очень тщеслав­ной, либо очень холодной, или же она может вести себя так же, как ее отец, продолжая его жизненный паттерн, следуя расчетливому холодному пути ее Анимуса. Сказочная героиня на такое наследие реагирует весьма типично, осознавая его негативные возможности и пытаясь держаться подальше от этой ужасной опасности.

Мне напомнили о типичном случае, который иллюстрирует мою точку зрения. В одной семье отец был чрезвычайно влиятель­ным бизнесменом, весьма предприимчивым и активным в полити­ке, но холодным как лед, не имевшим ни гармонии в семейной жизни, ни любви к своим детям. Он ходил по дому как бык или черная грозовая туча, ни с кем не общаясь; его Эрос полностью деградировал. Когда он умер, у его дочери появились самые раз­ные интеллектуальные интересы. Она стала заниматься искусст­вом и пыталась изучать философию. Но всякий раз, затрагивая сферу маскулинной деятельности, она становилась совершенно маниакальной. Она впитывала в себя философию и читала книги как сумасшедшая, словно была машиной; она была одержима дья­волом. Девушка была чувствительной и пыталась измениться, ибо осознавала, что все это вело ее к саморазрушению, и видела, что оказалась в лапах дьявола. Когда она стала учиться играть на пиа­нино, то стала одержима этим занятием и влюбилась в своего са­дистского учителя музыки. Она занималась музыкой день и ночь: к этому толкал ее он. Она потеряла всех своих друзей и разорвала все отношения, однако, будучи более-менее нормальной, она про­зрела в отношении того, что с ней происходит, осознала свою одер­жимость и все бросила. В конце концов она уже не могла зани­маться ничем. Все, чем она занималась, разрушало ее, поэтому она превратилась в совершенно пассивную фемининную личность. Она стояла перед выбором: либо попасть в лапы к дьяволу, либо перестать что-либо делать, - то есть избавиться от своих рук. Со­рок лет она провела в полной пассивности. Это походило на ситу­ацию: она сидит на дереве, а внизу ее подстерегает чудовище. Если бы она спустилась вниз, в жизнь, то попала бы в лапы амбициоз­ного дьявола. В нашей сказке девушка принимает решение очис­титься от дьявола и пожертвовать своим участием во внешней жизни, лишь бы не попасть к нему в лапы.

Глава 6

Девушка-безручка должна страдать, потому что ее отец не решил, как следует, своих собственных проблем, а решил избежать конф­ликта, продав ее Сатане. С точки зрения женщины ей угрожает ужасный Анимус. Как только она начинает развивать какую-то жизненную активность, она может, стать одержимой Анимусом или стремлением к власти и стать такой же холодной, безжалост­ной и жестокой, каким был ее отец. Все, что она может сделать, - вести себя в точном соответствии с нормами духовной жизни.

Именно так и поступает девушка в нашей сказке. Она так сильно плачет, что дьявол не может до нее добраться. Она защи­щена от него чистотой своей установки; слезы омывают ее руки, и она остается чистой. Но дьявол все равно хочет ее добиться, и отцу приходится отрубить ей руки. Так она становится калекой и больше не может активно участвовать в жизни, как та женщи­на, которая пыталась играть на пианино и изучать литературу, но при этом стала столь одержимой, что не смогла продолжать этим заниматься.

Анимус - это некий примитивный мужчина, точно так же как Анима - это некая примитивная женщина, которые сначала пере­усердствуют, а затем ослабевают и пропадают. Среди примитив­ных цивилизаций человеческая деятельность распределена нерегу­лярно. Были случаи, когда люди трудились как сумасшедшие, охо­тились, спешили на войну, но затем они надолго «засыпали». Не­регулярный ритм жизни типичен для примитивного человека, и Анимус, в общем, имеет тенденцию именно к такому поведению. Но там, где констеллировался мощный отцовский комплекс, все обстоит намного хуже.

Затем девушка покидает дом и приходит в королевский сад; она такая голодная, что хочет поесть груш. Садовник видит, что она - не простой вор, рядом с ней находится ее ангел-хранитель.

Он рассказывает об этом королю, который на ней женится и дает ей серебряные руки.

Вспомните: отец подумал, что он продал Сатане именно яблоню. С точки зрения мифологии яблоки часто имеют эроти­ческий подтекст, а кроме того, они воплощают плодородие и не­прерывность жизни. Король или другая отцовская фигура, владе­ющая фруктовым садом, деревом или конюшней, составляет архетипический мотив, который возникает в совсем ином отноше­нии при иллюстрации маскулинной психологии. В такой сказке может говориться о том, что у короля был прекрасный сад, где росли золотые яблоки. Он узнает о том, что каждую ночь в сад прилетает золотая птица и уносит с собой золотое яблоко, и по­сылает своих сыновей [на поиски этой птицы]. Или - у пади­шаха есть кобыла, у которой каждый год рождается прекрас­ный жеребенок, но появляется невидимая рука дива и крадет его. Тогда падишах посылает трех своих сыновей выполнять сложную задачу. Мотив короля, владеющего садом с прекрасными плода­ми, которые крадут невидимые силы, распространен очень широ­ко. Вообще, как пишет Юнг в главе, посвященной королю и ко­ролеве в своем труде Mysterium Coniunctionis, король воплощает доминирующее содержание коллективного сознания, как прави­ло, - образ Бога, а следовательно, обычно является символом Са­мости, однако он является только частичным ее аспектом, - а именно, тем, который относительно хорошо понятен в коллектив­ном сознании.

Такие представления Самости, которые видятся с точки зре­ния коллективного сознания, всегда подвергаются риску: служить не длительным выражением целостности Самости, а лишь того или иного ее аспекта. Точно так же индивидуальное сознание все­гда ощущает угрозу, что оно неправильно отражает всю психоло­гическую структуру человека. Жизнь настолько богата и все вре­мя так сильно изменяется, что нужно обладать большой гибкостью сознания, чтобы иметь возможность выражать все, что происходит у человека внутри. Сознание редко способно пребывать в столь идеальном состоянии и всегда имеет склонность к тому, чтобы ос­таваться слишком узким или слишком долго следовать по старой стезе. Может быть, именно потому мы нуждаемся в сновидениях, которые бы нас информировали и помогали приспосабливаться к новым условиям жизни. В мифологии так часто присутствуют бес­сильные, больные или старые и беспомощные, а вовсе не блистательные короли, ибо они воплощают коллективную установку, ко­торая уже не соответствует жизни.

Вор - это воплощение бессознательного фактора, который привлекает энергию сознания. Находясь в депрессии, вы встаете по утрам в плохом настроении, и все начинает казаться мелким, пресным и скучным; что-то крадет у вас энергию. Примитивный человек, который встает в таком состоянии, так и говорит, что кто-то украл жир с его почек, или одну из его душ, и отправляет­ся к знахарю, чтобы снова их найти. Такая утрата интереса и энергии означает, что жизнь исчезает из области сознания, кото­рое обычно благодаря комплексу констеллируется в бессозна­тельном и притягивает энергию. Сознание ощущает скуку и зас­той, тогда как сны постепенно начинают все больше обогащать­ся. В глубине аккумулировалось много жизненной энергии, но мы не можем ее оттуда извлечь. Как только фемининный аспект Самости, или Анима, начинает наносить ущерб или красть энер­гию коллективного бессознательного, в нем появляется некое смутное противодействие. Это атмосфера инерции косвенно по­буждает мужчину изменить свою установку. Если женщина не может достичь эволюционного развития, необходимого, чтобы совладать с ситуацией, вполне естественно, что она выражает фе­мининную реакцию, став мерзкой и угрюмой, и лишает мужчину всякого удовольствия, всегда отвечая ему «нет». Она разрушает всю атмосферу своей отвратительной пассивностью, на заднем плане которой всегда присутствует полуосознанное намерение заставить мужчину измениться.

Юнг часто цитирует миф хопи* (hopi) о сотворении мира, в котором говорится, что изначально народ хопи жил глубоко под землей. Каждый раз, когда на данном подземном уровне происхо­дило перенаселение, женщины делали жизнь столь невыносимой, что мужчинам приходилось искать возможность подняться на бо­лее высокий уровень, так что женщины, которые сами ничего не делали, своим отвратительным поведением заставляли мужчин хопи достигать области сознания. Другая форма достижения ими своей цели заключалась в том, что женщины становились очень требовательными в чувственной области. Поскольку они не получали достаточно чувств от молодых мужчин, они испытывали не­кий психологический голод, побуждавший их предъявлять к муж­чинам непомерные требования. Эти требования заходили так дале­ко, что превращались в постоянную инфантильную установку. Но с другой стороны, в близких отношениях такое воздействие было весьма благотворным, ибо мужчина склонен к проявлению лени в области Эроса. Если бы женщина не предъявляла к нему своих требований, он мог бы все оставить так как есть, думая о том, что есть более важные вещи, которые требуют его внимания. Но если женщина время от времени напоминала мужчине о том, что по от­ношению к ней нужно проявлять какую-то заботу и внимание, это позитивно влияло на мужскую Аниму, которую он начинал рас­познавать, если сосредоточивал на ней внимание. Не имея возмож­ности самой проявлять активность, главная героиня нашей сказки привлекает внимание короля тем, что тайно и искусно крадет у него из сада груши.

 

* Хопи — индейский народ, проживающий на площади 12635 кв. км в ре­зервации хопи на северо-востоке Аризоны. Традиционно принадлежит к группе народов пуэбло. - Прим. перев.

 

Обычно яблоки считают маскулинным, а груши - феминин­ным символом. Здесь вспоминается аналогия с Райским Садом, когда Ева поддалась искушению украсть яблоко, вкусить его и дать вкусить Адаму. Но искушает Еву не ангел, а дьявол. Как из­вестно из книги Бытия, яблоко означает познание добра и зла, и его вкушение делало людей равными Богу. Иначе говоря, украсть и съесть плод означало нарушить божественную целостность. Грех Прометея заключался в том, чтобы выйти за рамки природного бессознательного Рая, - грех стремления к осознанию происходя­щего, что возмутило природу, в данном случае - Бога. Позже фи­лософы и некоторые из Отцов Церкви в отношении истории Биб­лии стали думать несколько иначе. Они говорили, что если бы Ева не вкусила яблоко, а отдала его Адаму, человек не впал бы грех и не был бы изгнан из Рая. Тогда Бог бы не стал человеком; тогда Христос не родился бы, а жил как простой смертный, который за­тем был бы просто распят. А значит, с точки зрения христианства, это высший акт божественной благодати. Ничем не может помочь и мысль о том, что все, что произошло с Евой в Саду Эдема, сле­дует считать felix culpa - благодатным грехом, то есть грехом с благоприятными последствиями.

В средневековой легенде о Святом Граале в истории о Парсифале есть еще одно отличие от истории Адама. Парсифаль не нарушает запрет, связанный с осознанием и с задаванием вопросов о Чаше Грааля. Он не задает никаких вопросов ни о ране короля, ни о предназначении Чаши Грааля, потому что ему сказали, что задавать вопросы - значит вести себя по-детски. В данном случае Парсифаль сравнивается с Адамом, и его часто называли третьим Адамом, в отличие от первого Адама и второго Адама. Его грех заключается в том, что он не задавал вопросов, тогда как первый Адам отважился вступить в мир познания и вкусил плод. Это от­ражает медленную трансформацию отношения человека к позна­нию. В данном случае получается так, что грех заключается в от­казе от познания, тогда как изначально познание считалось грехом. Этот конфликт существует до сих пор в разных формах для мно­жества людей, которые, рассуждая на темы анализа и глубинной психологии, говорят, что не следует копаться в таких вещах, «не надо будить спящую собаку» и вполне достаточно придерживать­ся здравого смысла и общего правила, ибо хотеть познать больше - это грех. Однако мы знаем, что оставаться бессознательным -это тоже грех по отношению к природе. Если кто-то остается ниже этого уровня или притязает на то, чтобы знать меньше, чем он мо­жет, то у него должно возникнуть чувство вины и другие невроти­ческие симптомы. Мы все еще сталкиваемся с парадоксом, в чем заключается грех: в познании или в том, чтобы оставаться бессоз­нательным. Так как мы не можем оставаться в состоянии невинно­сти, это вопрос нашего выбора и того, как мы предпочитаем отно­ситься к греху.

В случае нашей сказки воровство в королевском саду дает положительный результат, поскольку оно привлекает к девушке внимание короля, он на ней женится и дает ей серебряные руки, не такие хорошие, как человеческие, которые у нее были раньше. Впоследствии у нее родится ребенок, но когда король отправится на войну, письмо с этим известием пропадет в лапы к Сатане, как и ответное письмо короля, и тогда королеву с сыном изгоняют из дворца в лес. Эта подмена писем имеет несколько вариаций, и, как правило, ее осуществляет не дьявол, а жестокая свекровь вслед­ствие своей ревности.

Глядя с этой точки зрения, можно сказать, что девушка воп­лощает тип женщины, которой приходится вести совершенно пас­сивную жизнь и, в позитивном смысле слова, только фемининную жизнь, ибо ей грозит попасть в плен патологической одержимости, как только она выйдет за рамки пассивности. Но решение держать­ся подальше от лап дьявола, держась подальше от жизни, - это лишь временное решение проблемы. Рано или поздно она вернется снова, и очень часто, как в данном случае она приходит в браке. Много девушек воздерживается от обучения или от развития сво­их умственных способностей, ибо у них возникает подлинное чув­ство, что если бы они это сделали, то стали бы одержимыми Анимусом, что помешало бы им выйти замуж. Но если девушка выхо­дит замуж и у нее не пропадает желание развивать свои умствен­ные способности, то проблема возвращается. Она избежала одер­жимости Анимусом и вышла замуж. Однако ее скрытое желание развивать и другую сторону своей личности все еще остается, и очень часто ее охватывают депрессия и некое беспокойство, выз­ванное неудовлетворенностью. Таким образом, дьявол появляется снова, и на этот раз вмешивается в ее брак.

В этой части сказки негативный отцовский комплекс женщи­ны сталкивается с негативным материнским комплексом ее супру­га. Девушка приговорена к пребыванию в состоянии пассивности и изоляции, к жизни, лишенной активности, чтобы спастись от дьявола. Но если она выходит замуж за мужчину с негативным материнским комплексом, то теперь в ее жизнь вмешивается мать или свекровь. Поскольку невестка оказывается пассивной, даже искалеченной и неспособной отстаивать свою точку зрения, в дело вмешивается свекровь и делает все по-своему, например, органи­зует рождественские праздники, или покупает ребенку все, что считает нужным. В этом отношении женщина ничего не может сделать, поэтому свекровь заполняет создавшийся вакуум. Вообще говоря, молодая женщина может защитить себя от старухи, но если ей одновременно придется защищать свой внутренний мир, то у нее не хватит энергии или возможностей, чтобы защитить себя из­вне. Можно сказать, что если женщине приходится быть слишком пассивной, чтобы уберечься от дьявола, она станет мученицей, ибо окружающие станут ее использовать. Ее пассивность и одиноче­ство, а также отсутствие у нее возможности получать то, что она хочет, побуждает других извлекать из этого выгоду, - в то время как извне ее подстерегает дьявол. Но сформированный таким об­разом паттерн имеет свой смысл, ибо, подвергаясь преследованию свекрови, она никогда не вернет себе руки и будет пользоваться протезами до конца своей жизни. Вокруг этой проблемы вращает­ся сюжет всей сказки.

Если интерпретировать образ короля на субъективном уров­не - не как мужа, а как внутренний образ сказочной героини, - он воплощал бы доминирующую коллективную позитивную духовность. Тогда женщина должна была бы принять все господствую­щие идеи в отношении религии, долга и поведения и жить в соот­ветствии с этими коллективными стандартами. Это означало бы замену индивидуальной установки на конвенциональную, которая позволяла бы женщине совершать правильные поступки, ибо так поступают все. Она вела бы себя нормально, но в ее поведении не было бы спонтанности. Ее позитивная сфера Эроса была бы полу­живой. Например, это можно заметить у женщин, имеющих трав­му, вызванную либо негативным материнским комплексом, либо демоническим имаго отца. У таких женщин есть проблемы с вос­питанием детей, ибо по отношению к детям у них явно отсутству­ют спонтанные реакции. Дети их либо смущают, либо раздражают, ибо у них недостаточно развит позитивный материнский инстинкт, чтобы терпеливо относиться к ежедневному детскому плачу, сме­не детских пеленок, содержанию ребенка в чистоте и т. д.

С одной стороны, дети ужасно скучны, однако женщина с нормально развитым материнским инстинктом может это исполь­зовать в своем развитии. Если она становится слишком безумной, то может прикрикнуть на своего ребенка, и ее безумие не зайдет слишком далеко и не выйдет за рамки теплого материнского отно­шения. Но в психике женщины с негативным отцовским или ма­теринским комплексом присутствует несвободная негативная часть, которая может завести ее слишком далеко. Поскольку она не может быть спонтанной, это отсутствие спонтанности она компен­сирует, становясь особенно хорошей матерью и подавляя в себе все раздражение на детей, вместо того чтобы взорваться. Или же со­противление может быть бессознательным; тогда оно может побу­дить такую мать бросить своего ребенка без всякой на то причины и даже совершить бессознательное убийство, а это внушает еще больше опасений. Такие женщины не могут себе признаться, что в каком-то смысле они ненавидят своего ребенка. Вместо этого они стараются гиперкомпенсировать свою ненависть, читая книги, по­священные воспитанию детей, и пытаясь стать настолько совер­шенной матерью, насколько это возможно. Вместо отсутствующей спонтанности принимаются коллективные нормы.

Такое состояние имеет отношение не только к воспитанию детей. Если у женщины есть нереализованная, дьявольская часть личности, вся ее активность, связанная с отношениями Эроса, с ее мужем и детьми, будет осуществляться искусственно. То, что не может быть создано спонтанно, привносится усилием воли, которое, согласно нашей сказке, приводит к несчастью. Это недостаток спонтанности, который символизируют серебряные руки, заменя­ющие те, которые были отрублены. Инстинкт заменяется коллек­тивной нормой. Однако такие люди будут осознавать существую­щую у них внутри мертвую зону, в которой находится что-то не­реализованное, и беспокойный поиск продолжается, словно где-то за кулисами зашевелился дьявол, как бы давая им знать, что не оставит их в покое.

В нашей сказке нечистый вмешивается снова и создает нево­образимую путаницу и полное непонимание в переписке между королем и королевой, так что королеву обвиняют в том, что она ро­дила оборотня, и прогоняют в лес, где она и живет в одинокой из­бушке, но под защитой ангела. Ее тянет на природу, где она долж­на обрести внутреннюю связь с ее позитивным Анимусом, вместо того чтобы вести себя в соответствии с коллективными правилами. Ей приходится перейти к глубинной интроверсии. Лес в той же степени может быть пустыней, островом, морем или вершиной горы. Она отрезана от глубокого пасторального покоя, а это долж­но было бы подразумевать, что ей нужно вернуться к своему оди­ночеству и осознать, что хотя внешне все выглядит так, словно у нее есть муж и дети или работа, она еще не живет по-настоящему. Большинству женщин, в силу того, что они так зависят от отноше­ний и тоскуют по ним, чрезвычайно трудно для себя допустить, насколько они одиноки, и принять это как некую данность. Уда­литься в лес - означало бы сознательно принять одиночество и не пытаться добровольно вступать в отношения, ибо отношения не являются чем-то реальным. Согласно моему опыту, для женщины очень болезненно, но очень важно осознать и принять свое одино­чество. Девственной почвой стала бы та часть психики, на которую не оказало воздействия коллективное сознание, а уединение в лесу означало бы уединение не только от всех мнений Анимуса и его взглядов на жизнь, но и от импульса к любой деятельности, кото­рая, казалось бы, от нее требуется в жизни. Лес стал бы местом свободной от конвенциональностей внутренней жизни в самом глубочайшем смысле этого слова. Жизнь в лесу означала бы погру­жение в свою самую сокровенную природу и в выяснение своих ощущений, связанных с этим погружением. Растительность симво­лизирует спонтанную жизнь и дает возможность исцелиться жен­щине, истерзанной негативным Анимусом или негативным мате­ринским комплексом.

Во многих сказках женщины, серьезно травмированные нега­тивным Анимусом или негативным материнским комплексом, под­вергаются преследованию не со стороны дьявола, а со стороны своей свекрови. Вся вторая часть этой сказки связана с негатив­ным материнским комплексом вкупе с демоническим отцом, - но развитие сказочного сюжета остается таким же. В обоих случаях девушка обречена на пассивность и должна вернуться обратно - к целой и невредимой девственной основе своей души. Если в реаль­ной жизни спросить такую женщину, как бы она поступила, если бы могла избавиться от всех требований, предъявляемых к ней внешней жизнью, то, как правило, она отвечает: не знаю; просто она чувствует себя так, словно сидит на кровати и плачет. Можно спросить, почему бы ей с кем-нибудь не поговорить, не послушать музыку, не пообщаться с друзьями, - но это для нее не имеет ни­какого значения!

Если человек регрессирует на примитивный внутренний уро­вень, это происходит потому, что он не может жить на обычном уровне вместе с другими людьми. Как только он оказывается на этом уровне, ему приходится стать его частью. Но лес - это место, где [периодически] жизнь поворачивается, и все начинает расти снова; это исцеляющая регрессия.

Таким образом, девушка вынуждена идти в лес, и там она встречает ангела. Если существует такая нулевая точка отсчета, в которой жизнь низводится до полного ничто, то в сказке говорит­ся, что в таком случае человеку следует полностью обратиться к природе, и зачастую это совершенно правильно. Часто женщины говорят, что для них единственный способ получить хоть немного наслаждения от жизни и не чувствовать себя так плохо из-за своих трудностей состоит в длительных прогулках по лесу или в пребы­вании на солнце. Такая склонность является естественной, ибо со­здается впечатление, что в таком случае силой исцеления обладает лишь природа с присущей ее девственной красотой и сущностью. У женщин существует очень глубокая связь с природой в ее позитив­ном проявлении. Отношения с животными могут быть также эф­фективным исцелением, и многие женщины заводят себе пушистых любимцев, которые в такое трудное время значат для них больше, чем все остальное, ибо их бессознательная простота откликается на внутренние женские травмы. Отношение с человеком - это непро­стая [differentiated] задача; но отношение к животному является простым и позволяет компенсировать нерастраченную нежность.

На первый взгляд может показаться, что ангел был добавлен в содержание сказки несколько позже. Однако нам всегда что-то напоминает об ангеле, даже в тех странах, в которых в ангелов во­обще не верят: тогда вместо ангела может быть птица, которую послал Бог. В России таким посланцем является старик; сам Бог сходит на землю, чтобы помочь бедной девушке. Поэтому мне ка­жется, что божественное вмешательство имеет подлинный аспект, а не случайно присутствует в этой сказке. Практически это озна­чает, что лишь религиозное переживание может помочь женщине облегчить свои трудности.

Можно сказать, что речь идет о типичном опыте отшельни­ка: животные становятся его друзьями и приводят его к внутрен­ней духовной жизни. В средние века было много отшельников, и в Швейцарии они назывались «Лесными Братьями и Сестрами». Люди, которые не хотели вести монашескую жизнь, но хотели на­ходиться в лесу в одиночестве, испытывали одновременно бли­зость к природе и глубокие переживания внутренней духовной жизни. Такие Лесные Братья и Сестры могли быть высокоразви­тыми личностями, которые имели духовное предназначение и по­тому должны были на время отказаться от духовной жизни и уединяться, чтобы найти свою личную связь с Богом. Это не слишком отличается от того, что делает шаман в племенах, суще­ствующих за полярным кругом, или что делают знахари во всем мире, чтобы в одиночестве получить прямое религиозное пережи­вание. Данная сказка указывает на то, что это единственный путь исцелить глубокое расщепление и мучительную боль, которую испытывает эта женщина. Коллективные нормы не помогают. Она должна достичь нулевой точки, а затем в полном одиноче­стве обрести свой собственный духовный опыт, который бы воп­лощал присутствующий ангел.

При наступлении высшего момента одиночества и печали бессознательное как бы становится активным, ибо именно в этот момент у девушки вырастают руки. В тексте сказки говорится: «...у нее вновь выросли обрубленные руки». В некоторых вариа­циях этой сказки об этом сообщается более подробно, но всегда идет речь о природном исцелении, а не о каком-то особом лече­нии. Во многих версиях сказки исцеление сказочной героини происходит, когда она обрубками рук обхватывает дерево; то есть исцеление наступает благодаря процессу внутреннего роста, так как дерево является символом индивидуации. В героическом странствии это очень ответственный шаг, который приводит к индивидуации. Составляющими этого процесса являются герои­ческие подвиги и мучительные страдания. Но есть кое-что еще; если этого не сделать, ситуация не изменится к лучшему. Это происходящий в психике естественный процесс роста, созревания и трансформации. Бывают случаи, когда следует ждать и не вме­шиваться в процесс исцеления.

В русском аналоге этой сказки есть поразительный фрагмент о том, как произошло исцеление рук*. В ней женщина брела по де­ревне с маленьким сыном на обрубленной руке, подошла к колод­цу, чтобы напиться воды, но боялась, что ребенок упадет в коло­дец. Тогда уровень воды в колодце медленно поднялся; она снова посмотрела на колодец, и ей так захотелось пить, что она наклони­лась над колодцем и ребенок выскользнул у нее из рук и упал в воду. В отчаянии она стала плакать и метаться вокруг колодца. К ней подошел старичок и сказал: «Достань ребенка из колодца!» Но она ответила: «У меня нет рук!» Старичок повторил: «Достань ре­бенка!» Тогда она протянула обрубки рук к воде - и вдруг у нее выросли новые руки. В этот момент она чуть не потеряла ребенка, последнее и самое дорогое, что у нее осталось, но когда она стала его спасать, то исцелилась сама.

 

* См. приложение 3 к этой главе. - Прим. перев.

 

В реальной жизни я видела, что такие пассивные женщины не могли настроиться даже на то, чтобы начать анализ; даже это по­требовало бы от них слишком много усилий - они скорее предпоч­ли оставаться в отчаянии и ничего не делать. Но если встал воп­рос о спасении ее ребенка от падения в бессознательное, если сын или дочь начинали становиться невротиками, это подталкивало мать, которая иначе завязла бы в своей пассивности, и, следова­тельно, варилась бы в своих собственных проблемах. Это могло привести ее к унизительному шагу, связанному с тем, чтобы по­просить помощи у психотерапевта, и могло дать ей толчок, позво­ляющий выбраться из затягивающей ее пассивности и депрессии. Если бы не реально существующий ребенок, она могла бы про­явить некую активность или интерес, которые заменили бы ей ре­бенка. Я была знакома с такой незамужней женщиной, которая пресекала любую форму общения, за исключением игры на форте­пьяно. Но затем у нее случилось воспаление ручного нерва, и она потеряла и эту возможность общения. Это был ее внутренний ребенок, ее активность в жизни, и в критический момент его у нее отняли. Это явилось поворотной точкой. Она пошла на анализ и разрешила свою проблему. Это могло бы стоить ей частичной по­тери занятости - всего, что прежде было для нее ценным. Даже в русской сказке женщина не может самостоятельно спасти горячо любимого ею тонущего ребенка. К ней должен подойти сам Бог и сказать: «Попробуй!» Ее ограничения и ее травма делают необхо­димым божественное вмешательство, и это, по моему опыту, абсо­лютно верно - необходимо, чтобы произошло настоящее чудо. Можно лишь помочь людям выработать самую лучшую установку, которая только возможна, но необходимо чудо, чтобы вылечить глубокую травму, - такое чудо, чтобы она могла опустить руки в колодец и чтобы этот живительный источник исцелил их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: