Однажды на этом попалась я сама. Во время своего обучения мне довелось увидеть женщину в возрасте, которая грустно и даже трагически протягивала руку молодому человеку, выглядевшему несколько смущенным. Я про себя подумала, что, наверное, это конец любовных и дружеских отношений. Никого из этой пары я не знала. Позже эта женщина и я слушали один и тот же курс и разговорились. После этого мы выпили вместе по чашечке кофе, и я что-то рассказывала о каком-то строительстве [building]. Глядя в свою чашку, женщина сказала: «Вы растете [building up]», a «он» [за меня] ответил: «А вы становитесь ниже!» [pulling down]. Она начала предложение, а я просто его закончила! Она спросила, почему я ей так ответила, и я объяснила, что я ничего не имела в виду, что предложение повисло в воздухе и я просто должна была его закончить. Но она стала слишком на меня давить, говоря, что у меня наверняка есть что мне сказать; в конце концов я высказала ей впечатление, которое получила от того, что увидела, и она, между прочим, спросила меня, не занимаюсь ли я предсказанием судьбы! Как потом выяснилось, в ее жизни произошла большая трагедия, и, узнав об этом, я возненавидела себя за то, что так неосторожно с ней разговаривала.
Вылетающие бессознательно мысли - это и есть борода Анимуса. Юнг рассказывал историю о мужчине, который очень сильно страдал из-за сцен, которые устраивала ему жена, однако потом он никогда не мог обвинить жену в том, что она говорила такие вещи. Однажды муж записал их разговор так, что она не заметила, и, найдя удачное время, воспроизвел его ей. Она поклялась, что не говорила таких вещей, несмотря на то, что в записи явно звучал ее голос. Говорил «он», а не она как сознательная личность; каждый говорил сам за себя. С фемининной точки зрения она была права, сказав о том, что она этого не говорила. Этот аспект Анимуса, то есть болтливости Анимуса, в волшебных сказках воплощается в бороде демонического персонажа. Ее следует прищемить, как в сказке «Старый Ринкранк», и сказать: «Я отпущу тебя только при таком-то и таком-то условии». Бороду обязательно следует прищемить. Следует себя спросить: «Кто это говорил, если не я?» Лучше всего выявить деятельность Анимуса в таком бездумном разговоре. В нашей сказке гном запутался сам. Он сам себя прищемил, и единственное, что нужно было сделать девочкам, - оставить его в его собственной ловушке.
Когда Анимус «верещит» в ложном направлении, то, как правило, он сам себе противоречит. Обычно он вовлекается в бессознательный поток мыслей. Было бы вполне достаточно оставить его там, отстраниться от него и сказать: если я так ужасно себе противоречу, то должна узнать, что я имею в виду. Если я не знаю, чего хочу на самом деле, то я говорю то одно, то другое. Тогда вопрос заключался бы в том, чтобы остановиться и обратиться к самой себе: я действительно себе противоречила и должна остановиться и посмотреть, что я имела в виду. Но девочки освободили гнома, и он отправился делать все то же самое. Однако в конце сказки медведь убивает гнома - то есть внутреннюю эмоциональную реакцию женщины, порожденную Анимусом. Как правило, в конце концов женщины постепенно заболевают из-за своего собственного негативного Анимуса. Если нет, то, вероятно, их уже никогда не вылечить, - но невротическая часть личности нормальной женщины обычно приводит ее к болезни и тогда в один прекрасный день она кладет этому конец.
В конце сказки медведь женится на Белоснежке, а его внезапно появившийся брат женится на Алой Розе. Сказка заканчивается мотивом брака четверичности, - который с точки зрения юнгианства представляет собой символ целостности. В своем труде «Практика психотерапии», в статье, посвященной переносу, Юнг подробно рассуждает на эту тему. Там он показывает, что архаичный социологический паттерн перекрестного парного брака между двоюродными братьями и сестрами [cross-cousin marriage] способствует сохранению равновесия в обществе. Такой паттерн больше не является валидным, но он возвращается к нам на более высоком внутреннем уровне. В каждой паре отношений на самом деле участвуют четыре фигуры: мужчина и его Анима и женщина и ее Анимус. В алхимической символике они появляются в образе алхимика и его мистической сестры, и короля и королевы в химической реторте. Только когда оба партнера могут вступить в контакт со всеми этими фигурами, можно говорить о полноте отношений, а следовательно, в переводе на современный язык, - любовь становится двигателем процесса индивидуации и развития сознания на более высоком уровне.
В нашей сказке есть два мужских персонажа: гном и медведь. Если бы гном не был столь мерзкой тварью, одна из девушек могла бы выйти за него замуж, а другая - за медведя. Но место гнома занял брат медведя. Можно задаться вопросом: не является ли этот брат превращенным гномом?
Если в сновидении кто-то умирает, это свидетельствует о том, что этой конкретной персонификации наступил конец. Наполнявшая ее психологическая энергия теперь проявится на другом уровне, хотя иногда она снова появляется на том же уровне. Как часто людям снилось, что их Тень умерла, но, к сожалению, она до сих пор жива и появляется снова. Но если кому-то удалось перевести трансформированную энергию на другой уровень, персонаж сновидения перестает функционировать так, как раньше, или так, как всегда. Мне кажется, что в данном случае произошла трансформация, ибо как только исчез гном, две девушки встретили двух женихов.
Мать является пятой фигурой; она представляет собой основу, на которой формируется целостность. В какой-то мере целостность уже присутствует в контейнере - в основе Матери Природы. Это значит, что в бессознательном констеллировалась инстинктивная возможность [решения проблемы], которая указывает на возможный прогресс. Если кому-то снится сон с позитивным решением проблемы, находящимся на уровне инстинктивных жизненных возможностей, то происходит констелляция одной из таких возможностей. Это значит ловить рыбу там, где она есть, тогда как раньше ее там не было.
Позитивное сновидение показывает, в какой стороне следует ловить рыбу, и что есть рыба, которую нужно поймать. Но, естественно, не говори гоп, пока не перепрыгнешь, - между позитивным сновидением и его конкретной реализацией существует разница. По крайней мере, прогресс будет, если вы знаете, где находится пруд и где ловится рыба. Если «перекрестный парный брак между двоюродными братьями и сестрами» происходит в конце сказки, а это бывает относительно часто, это вовсе не говорит о том, что современный человек психологически осознал его смысл. В данном случае этот мотив больше похож на программу действий природы, на образ или цель, которые еще предстоит осознать. Это интуитивно воспринимаемая цель, но нам предстоит еще пройти долгий путь, пока мы не поймем ее полностью. Нам следует осознать, что интуиция - это еще не факт.
Еж соревновался в беге с зайцем. Однако еж взял себе жену, которая была в точности похожа на него, и поставил ее на финише. И всякий раз, когда заяц приходил на финиш первым, ежиха говорила: «А я уже здесь!» В конце концов заяц умер от истощения! Человек интуитивного типа помещает часть своей интуиции в конце пути. В основном он вступает в брак с партнером, относящимся к ощущающему типу, медленному типу, и если однажды такой партнер скажет: «Я кое-что понял. Я заметил то-то и то-то», то интуитивный тип ответит: «Я говорил тебе об этом пять лет назад!» - и, возможно, так оно и есть, и тогда у его партнера опускаются руки. Но интуитивный тип должен быть более внимательным, ибо он всегда находится на месте жены ежа и осознанно помогает своей интуиции.
Почему у гнома борода всегда запутывается в его же приспособлениях: в дереве и рыболовной леске? Это выглядит сущей глупостью, но даже такая мелкая деталь имеет большое значение! Я часто замечала, что у женщин, которые делают первые попытки применить свой интеллект, скажем, в университете, Анимус особенно склонен смешивать средства их умственной работы с ее смыслом. Это типично для такого неискушенного и неопытного Анимуса. Такие женщины будут всей душой изучать библиографию, лексику или определенные правила грамматики и совершенно потеряются во всем этом. Получается так, что они как бы не могут выйти за рамки инструментария. Мне известна женщина, которая сорок пять лет изучала определенные признаки на камнях, вырытых археологами, по которым можно было прийти к заключению относительно слоя земной породы и, соответственно, эпохи, к которой они относились. Таким образом, она вносила очень важный вклад в археологию, но всю свою умственную деятельность она направила на эти детали и не могла выйти за рамки своей деятельности.
В любом виде исследований есть свои средства и свой инструментарий. Но если исследование должно стать важным, оно должно оживляюще воздействовать на интеллект. В особенности в конце XIX века почти каждый немецкий ученый вяз в таких предварительных исследованиях. Были выполнены не только предварительные исследования, но предварительные исследования предварительных исследований. Нельзя говорить о сущности предмета без некоего предварительного исследования, однако нам не следует забывать о том, что это только средство. Премьер-министр Польши Падеревский* сравнил это с однажды проведенным соревнованием, согласно которому представители всех национальностей должны написать книгу о слоне. Француз пошел в зоопарк, а затем написал буклет под названием «Влюбленный слон» («L'Elephant Атоигегио). Русский, напившись водки, написал книгу: «Существует ли слон?» Американец написал книгу с множеством рисунков и фотографий под названием «Самые большие и самые лучшие слоны» («Bigger and Better Elephants»). Немец вообще никогда не видел слона, но пошел во все библиотеки, а затем написал десять томов, озаглавленных «Вводные замечания к исследованию слона» («Introductory Remarks to the Study of the Elephant»).
* Игнацы Ян Падеревский (польск. Ignacy Jan Paderewski; 1860-1941) -польский пианист, композитор, государственный и общественный деятель, дипломат. С января по декабрь 1919 года занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел Польши. - Прим. перев.
Вот что значит запутаться в рыболовной леске! Так как ум женщины подобен природному уму, он легко запутывается в методах, поскольку они оказываются для него новыми. Я видела огромное количество исследований, в которых женщины-авторы запутывались в своих рыболовных снастях, а затем им приходилось сдаваться, потому что они не могли уйти от проблемы. Их профессора рекомендовали им учить то и это, но они никогда не могли понять, что это были только средства. Появление такой сложности - признак примитивного и неразвитого интеллекта. Его можно найти у примитивных женщин, у которых еще не развит Анимус, или у мужчин, у которых не развита Анима. Когда мужской разум находится в состоянии пробуждения, он, как правило, проходит через стадию смятения, и нуждается в глубинном осознании того, что необходимо дальнейшее пробуждение. Женщины принимают средства исследования за его цель, и эта типичная ошибка не позволяет развиться их творчеству, но делает их полезными для мужчин. Женщины являются хорошими секретаршами для творческих мужчин, ибо в таком случае им приходится выполнять именно такую функцию. Они собирают, а мужчина с благодарностью использует, материал, однако затем женщина низводится до этого уровня собирания материала для мужчины и никогда сама не сможет реализовать свои творческие возможности.
Запутавшийся гном - это образ негативного Анимуса женщины, но в сказке его убивает медведь - ее позитивный Анимус. Это приводит нас к следующей сказке, которая полностью сосредоточена на теме пагубного Анимуса.
ДЕВУШКА БЕЗ РУК
Один мельник жил да жил и все беднел и беднел, и осталась у него всего-навсего мельница да позади мельницы большая яблоня. Пошел он однажды в лес за дровами, и вышел ему навстречу старик, которого он никогда раньше не видел, и сказал: «Ну, чего ты трудишься, рубишь дрова? Я тебя богачом сделаю, обещай мне только отдать то, что стоит у тебя за мельницей». - «Что бы это могло быть? - подумал мельник. - Не что иное, как моя яблоня».
И согласился, и подписал с незнакомцем договор. А тот злобно засмеялся и сказал: «Через три года я приду к тебе и унесу то, что мне принадлежит», - и с тем ушел.
Когда же мельник пришел домой, жена вышла ему навстречу и сказала: «Скажи-ка мне, хозяин, откуда это взялось у нас в доме неожиданное богатство? Все ящики, все шкатулки разом наполнились, а между тем никто ничего сюда не вносил, и я не знаю, как это могло случиться».
Он отвечал ей: «Богатство у нас от одного незнакомца, который мне повстречался в лесу и посулил несметные сокровища, а я ему за это передал по уговору то, что у нас позади мельницы стоит: ведь эту большую яблоню мы ему, конечно, можем отдать за его сокровища». - «Ах, муженек, - в испуге ответила мельничиха, - да ведь это, верно, был сам Сатана! И не яблоня у него была на уме, а наша дочка: она в ту пору была за мельницей и подметала двор!»
Мельникова дочка была девушка и собой красивая, и богобоязненная; и все эти три года она прожила без греха и в страхе Божьем. Когда же миновало условное время и наступил тот день, в который нечистому предстояло ее унести, она чисто умылась и мелом очертила кругом себя круг. Бес явился спозаранку, но не мог к ней близко подойти. В гневе он сказал мельнику: «Убери от нее всю воду, чтобы она не могла больше мыться, а то не будет у меня над ней никакой власти». Мельник испугался его гнева и исполнил повеление. Пришел Сатана на другое утро; но она столько плакала, что руки своими слезами омыла, и они были совсем чисты. Поэтому он опять не мог к ней приблизиться, и в ярости сказал мельнику: «Отруби ей руки, а не то я с ней ничего поделать не могу!»
Мельник пришел в ужас и отвечал ему: «Как я могу отрубить руки моему родному детищу?» Но нечистый пригрозил ему и сказал: «Коли не отрубишь, так ты за нее будешь в ответе, и я тебя самого унесу!»
Перепугался мельник и обещал нечистому повиноваться. Пошел он к дочери, и сказал: «Дитя мое, если я тебе не отрублю обеих рук, то дьявол унесет меня, и я со страха обещал ему, что это сделаю. Так помоги же мне в моей беде и прости то зло, которое я тебе причиняю». Она ответила: «Милый батюшка, делайте со мною что хотите, ведь я ваша дочь». Затем она протянула ему обе руки и дала их себе обрубить.
И в третий раз явился Сатана, но она так долго и так много плакала над своими обрубками, что и их успела омыть своими слезами. Тогда уж он должен был отступиться и потерял над ней всякую власть.
Мельник сказал дочери: «Благодаря тебе я получил такое большое богатство, что всю свою жизнь буду тебя содержать наилучшим образом». Она же отвечала ему: «Здесь я не могу остаться, я уйду отсюда. Добрые люди дадут мне столько, сколько мне нужно».
Затем она велела привязать обрубки ее рук ей за спину, с восходом солнца пустилась в путь и шла весь день до самой ночи. Пришла она к королевскому саду и при лунном свете увидела, что деревья в нем были усыпаны чудными плодами. Но она никак не могла проникнуть в сад, потому что вокруг была вода. А так как она шла целый день и ни кусочка у нее во рту не было, то ее томил голод, и она подумала: «Если бы я могла попасть в тот сад и отведать тех плодов! А не то я совсем пропаду».
И стала она на колени, и обратилась к Господу Богу с молитвой. И вдруг явился ангел с небес, запер шлюзом воду, так что ров вокруг сада пересох, и она могла перейти его посуху. Вот и направилась она в сад, и ангел пошел за ней следом. Увидала она плодовое дерево и на нем чудные груши, но все они были сочтены. Подошла она к дереву и съела одну грушу прямо с дерева, не срывая, чтобы утолить свой голод, и ни одной не тронула более. Садовник это видел, но так как около девушки-безручки стоял ангел, то он испугался и подумал, что эта девушка - не человек, а какой-нибудь дух, и промолчал, и не посмел ни заговорить с этим духом, ни закричать. Девушка съела грушу, насытилась и укрылась в кустах.
Король, которому принадлежал сад, на другой день сошел в сад, стал считать груши на дереве и одной не досчитался; он спросил садовника, куда она девалась: и под деревом ее не видать, и на дереве нет. Садовник ему ответил: «Прошлой ночью приходил сюда какой-то дух без рук и грушу прямо с дерева съел, не срывая». Король сказал: «Как же этот дух перешел через ров с водой? И куда он ушел, съев грушу?»
Садовник отвечал: «Сошел кто-то с неба в белоснежной одежде, запер шлюз и воду остановил, и дал этому духу перейти через ров посуху. А так как тот, что в белой одежде, был, вероятно, ангелом, то я побоялся его расспрашивать или закричать. Когда же дух съел грушу, он опять удалился».
Король сказал: «Ну, раз было так, как ты говоришь, так я с тобой нынешней ночью останусь стеречь сад».
Чуть стемнело, пришел король в сад и привел с собою священника, который должен был вступить с духом в беседу. Все трое уселись под деревом и стали прислушиваться. В самую полночь выползла безручка из-под куста, подошла к дереву и опять прямо с ветки, не срывая, съела еще одну грушу; а рядом с ней стоял ангел в белоснежном одеянии.
Тогда выступил священник из-под дерева и спросил: «От Бога ты ниспослан или из мира пришел? Дух ты или человек?» Она отвечала: «Я не дух, я - несчастная, всеми покинутая, кроме Бога».
Король сказал: «Если ты всеми покинута, то я тебя не покину». Он взял ее с собой, повел в свой королевский замок, полюбил ее за красоту и кротость, приказал приделать ей серебряные руки и взял ее себе в супруги.
Год спустя пришлось королю ехать на войну, и поручил он молодую королеву своей матери на попечение, сказав: «Если она родит, то позаботьтесь о ней и поухаживайте, и тотчас известите меня об этом письмом». Вот и родила она королю славного сына. Мать тотчас написала о том королю и возвестила ему эту радость. Посланный с письмом остановился в пути у какого-то ручья и заснул, утомившись в дороге. Тогда явился Сатана, постоянно старавшийся вредить набожной молодой королеве, и подменил письмо другим, в котором написано было, что та родила страшного оборотня. Прочитав письмо, король перепугался и опечалился, однако же написал в ответ, чтобы за королевой ухаживали и берегли ее до его приезда. Пошел посланный с письмом обратно, остановился для отдыха в том же месте и опять заснул. И опять явился Сатана и подменил письмо в его сумке другим письмом, в котором король будто бы приказывал и королеву, и ее ребенка умертвить. Старуха-мать ужасно перепугалась, получив это письмо, не решалась ему верить и еще раз написала королю, но не получила никакого ответа, потому что нечистый все подменивал письма у посланного, а в последнем письме от короля было даже приказано прислать королю язык и очи королевы в доказательство того, что казнь над ней совершена.
Но старуха-мать обливалась слезами при мысли, что должна пролиться ни в чем не повинная кровь; она приказала ночью привести себе лань, убила ее, отрезала у нее язык, вынула глаза и припрятала все это. Затем обратилась к королеве и сказала: «Не могу я допустить, чтобы ты была умерщвлена по приказу короля, но и дольше здесь оставаться ты тоже не можешь... Ступай со своим ребенком куда глаза глядят и никогда более сюда не возвращайся!»
Она подвязала ей ребенка за спину, и несчастная со слезами вышла из королевского замка. Пришла она в большой дремучий лес, опустилась на колени и стала молиться Богу, и ангел Господень явился ей и привел ее к маленькой избушке, на которой был прибит щиток с надписью «Здесь каждый может жить».
Из той избушки вышла белая как снег девушка и сказала: «Добро пожаловать, госпожа королева!» - и ввела ее в избушку. Она отвязала мальчика со спины безручки и приложила к ее груди, чтобы он мог насытиться, а затем уложила его спать в чудную кроватку. Тогда несчастная спросила ее: «Откуда ты знаешь, что я была королевой?» Белая как снег девушка отвечала ей: «Я - ангел, посланный Богом ходить за тобой и твоим ребенком».
И оставалась безручка в той избушке семь лет сряду, и жила без забот, а по особой милости Божией за ее благочестие у ней вновь выросли обрубленные руки.
А король между тем вернулся наконец с войны, и первым его желанием было поскорее увидеться с женою и ребенком. Тогда его мать-старуха заплакала и сказала: «Злой ты человек! Зачем ты мне написал, что я должна загубить две невинные души! - и, показав ему оба письма, подмененные нечистым, добавила: - Я исполнила твое приказание!» - и показала ему в доказательство язык и глаза лани.
Тогда король стал еще горше матери плакать по своей несчастной жене и своему сыночку, так что даже и мать-старуха над ним сжалилась и сказала ему: «Утешься, она жива! Это я велела тайно убить лань и у нее взяла язык и глаза; а твоей жене я привязала ее мальчика за плечи, сказала ей, чтобы шла куда глаза глядят, и взяла с нее обещание никогда более сюда не возвращаться, потому что ты так против нее озлоблен».
Тогда король сказал:«Я пойду хоть на самый край белого света и не стану ни пить, ни есть, пока не отыщу мою милую жену и ребенка, если только они за это время не погибли или не умерли с голоду».
Стал король скитаться по белу свету, скитался он семь лет, и искал свою жену во всех ущельях и пещерах, но нигде не находил ее и думал уже, что она погибла. Он не ел и не пил все эти семь лет; но Бог его поддерживал.
Наконец пришел он в большой лес и набрел в нем на маленькую избушку, на которой прибит был щиток с надписью «Здесь каждый может жить». Тогда вышла к нему из избушки белая как снег девушка, взяла его за руку, ввела в избушку и сказала: «Добро пожаловать, господин король!» - и спросила его, откуда он пришел.
Король отвечал: «Вот скоро уж семь лет тому минет, как я по белу свету скитаюсь, ищу жену мою с ребенком, но нигде не могу ее отыскать». Ангел предложил ему и еду, и питье, но тот не принял, думая только отдохнуть немного. И он прилег поспать и покрыл лицо платком.
Затем ангел пришел в комнату, в которой королева сидела со своим сыном (а звала она его Горемыкой), и сказал: «Выходи с ребенком - твой супруг приехал!»
Королева вошла туда, где лежал ее муж, и платок упал у него с лица. Тогда она сказала сыну: «Горемыка, подними платок и прикрой своему отцу лицо». Король это слышал в полудремоте и еще раз, уж нарочно, скинул платок с лица.
Это раздосадовало мальчика, и он сказал: «Милая матушка, как это ты говоришь, чтобы я прикрыл лицо моему отцу, когда у меня вовсе нет отца? Я учился молитве "Отче наш, сущий на небесах", - и тогда ты сказала, что отец у меня на небе и что это - Бог милосердный! А этого чужого человека я не знаю - это не отец мне».
Услышав это, король поднялся и спросил у королевы, кто она. И она отвечала: «Я - твоя жена, а это - твой сын, Горемыка».
Посмотрел он на ее руки и сказал: «У моей жены руки были серебряные». Она отвечала: «Эти руки отросли у меня по великой милости Божией».
Между тем ангел принес из другой комнаты ее серебряные руки и показал королю. Тут только он убедился, что это были его дорогая жена и его милое дитя, и стал он их целовать, и радоваться, и сказал: «Тяжелый камень у меня с души свалился».
Тут ангел Божий усадил их за общую трапезу, и затем уже они направились домой, к старой матери короля.
И была всюду радость великая, и король с королевой еще раз отпраздновали свадьбу и жили счастливо до своей блаженной кончины.
Существует много интернациональных вариаций сказки, в которой мельник осознает, что он продал свою дочь дьяволу [нечистому, черту] или злому духу или, как в данной сказке, Сатане. Единственный мотив, который был присущ героиням, это мотив отсутствия у них рук. Он очень распространен и встречается в разных вариантах. В данном случае девушка остается без рук, потому что была продана Сатане.
Образ мельника в фольклоре является весьма амбивалентным. Если смотреть на него наивным взглядом простого сельского труженика, он - всего лишь крестьянин, не занятый тяжелым трудом, то есть является примитивной разновидностью Меркурия, который искусным способом заставил на себя работать воду. Использование энергии воды - одно из самых ранних изобретений человека. Раньше для того, чтобы молоть муку, использовали труд животных или рабов, которые из последних сил вращали жернов. Греческое слово mechane означает «ловкость», и водяная мельница - искусное техническое устройство, облегчающее эту тяжелую работу. В фольклоре существует множество историй, где присутствует богатый мельник, который заставляет соседских крестьян заниматься тяжелым трудом и оплачивает его мукой. У него есть своя цена на муку, которая продается, и на муку, которая принимается обратно. Он знает хитрость, которая помогает ему мучить простых крестьян, поэтому они относятся к нему враждебно. Крестьяне говорят: «Он там сидит и, хитроумно используя воду, только цену назначает». Таким образом, мельник несет на себе проекцию работающего черта и сильного злодея.
С другой стороны, водяная мельница представляла собой искусное сооружение, сделанное творчески и с умом, с колесом в виде образа мандалы. Следовательно, мельник вместе с тем служит воплощением созидающего образа Гермеса-Меркурия и относится к этой мифологической семье. В фольклоре часто появляется благородный мельник, - который сохраняет муку во времена изобилия и достает ее из своих закромов во время ее нехватки, - и тогда он становится благодетелем страны. Поэтому можно сказать, что в его человеческом сознании присутствуют черты Меркурия, которые он может использовать, делая добро или зло. В данном случае он дошел до предела бедности и потому продал что-то Сатане; можно сказать, что дьявольская сущность находится очень близко. Хотя он ведет себя наполовину невинно, в сложное время он допускает, что часть того, что принадлежит ему, попадает в лапы дьявола. Это следовало бы отнести к злоупотреблению интеллектуальными знаниями для достижения безнравственной цели, что становится естественным искушением для каждого умного человека в сложные моменты его жизни. Если трудности возникают у глупого и честного человека, тогда ему нужна помощь; но если человек нечестен, то он поможет себе сам, и сразу станет злоупотреблять своим интеллектом или этим высшим качеством сознания.
Я не собираюсь здесь говорить о привнесении аморальности через внедрение технологии в нашей цивилизации - об этом вы можете подумать сами; но там констеллировалось ядро проблемы - насилие, позволяющее человеку выйти из сложного положения, применяя сознательную хитрость. То же самое мы теряем в рамках собственной души; мы поступаем точно так же как мельник, думая, что просто приносим в жертву часть природы. Мы планируем построить в Альпах новую электростанцию, считая, что просто потеряем небольшую часть леса и поля. Мы не в полной мере осознаем свою беззаботность в отношении природы, продаем свою душу дьяволу и тем самым теряем некоторые психологические ценности. У горожан точно такие же взгляды. Есть электрический свет, машины и дома, но пропал захватывающий дыхание момент ощущения реальности - сверхъестественное ощущение темной, дождливой ночи или прелести лунного ландшафта - постоянно изменяющегося аспекта природы в ее естественном окружении.
Мы больше не испытываем тех эмоциональных переживаний, которые испытывали наши предки. Такие переживания были частью человека с тех пор, как он появлялся на свет: полнолуние, свист ветра в деревьях, наша связи с инстинктами и с бессознательной жизнью в прошлом. Существует целый спектр эмоций, обогащающих нашу жизнь и связывающих нас с нашими предками. Промышленная технология все это скрадывает, и мы никогда не заметим, что потеряли, пока не обратимся назад, по крайней мере, на какую-то часть года, и не восстановим нити [связывающие нас с прошлым]. Большинство людей обладает сознанием лишь настолько, что их трогает вид яблони или луга, но, что еще хуже и что связано с яблоней, которую мы рубим, - составляет жизнь психики, которую мы губим, - эти самые переживания включаются в общий паттерн природы.
Итак, с точки зрения мельника его дочь должна служить воплощением образа его Анимы, - то есть части его чувств и эмоциональной жизни, которая теперь продана Сатане. Если посмотреть с фемининной точки зрения, можно сказать, что в сказке воплощен случай женщины, которая вследствие констелляции негативного отцовского комплекса оказалась в большой опасности. Что должно означать, если отец продает свою дочь дьяволу, потому что терпит нужду? Если у мельника возникли такие сложности, они появились в результате общего коллективного бедствия, и тогда, вследствие крайне асоциальной установки, он хочет спасти свою собственную шкуру за счет других; или же, если это его личные трудности, значит, что-то неладно с его мельницей. Либо он берет слишком высокую плату, либо плохо работает, либо что-то еще в этом духе. Иначе откуда бы у него взялись трудности? В таком случае ему нужно себя спросить: почему его мельница и его дела оказались в столь плачевном состоянии? Почему страдает именно он, что он сделал не так, на какие законы жизни он не обращал внимания? Похоже на то, что это его личная проблема. В аналогичных сказках вместо образа мельника присутствует образ старого короля, который оказался в состоянии застоя. В таком случае речь идет о широко распространенном мотиве - потребности короля в обновлении. Он воплощает главный принцип коллективного сознания, который периодически устаревает. В нашей сказке отец - не король, а богатый купец, поэтому скорее всего он воплощает коммерческое коллективное представление, которое само себя исчерпало. Интеллектуальные черты человеческого разума по истечении определенного времени имеют свойство устаревать. Один аспект сознания использовался слишком долго и превратился в рутину, и тогда он становится бессмысленным. Сознанию нужна определенная регулярность, иначе оно вырождается до уровня рутинного - а это включаете себя потерю души.