ПРИМЕЧАНИЕ 1. О МОДЕЛИ МИРОЗДАНИЯ ПЛАТОНА 10 глава




Юнг пишет, что у женщин с негативным материнским комп­лексом часто «пропадает» первая половина жизни; они прожива­ют ее словно во сне. Для них жизнь является постоянным источ­ником досады и раздражения. Но если они смогут преодолеть этот негативный материнский комплекс, во второй половине жизни у них появится хорошая возможность заново открыть жизнь, обла­дая той спонтанностью, которая присуща молодости и которая от­сутствовала в первой половине жизни. Ибо, как говорит Юнг в последнем параграфе, часть жизни была потеряна, но ее смысл был спасен17. Такова трагедия подобных женщин, однако они могут прийти к поворотной точке и во второй половине жизни исцелить свои руки и протянуть их туда, куда они хотят, - не по воле свое­го Анимуса или своего Эго, а в соответствии со своей природой, просто протянуть руки к тому, кого они любят. Хотя об этом очень просто сказать, осуществить это чрезвычайно трудно, ибо именно это не получается у женщины с негативным материнским комп­лексом: ей требуется Божья помощь. Ей не может помочь даже аналитик - однажды это просто должно случиться, и, как прави­ло, это происходит тогда, когда женщина достаточно много выст­радала. Невозможно избежать своей собственной судьбы: нужно принять всю связанную с ней боль, и тогда в один прекрасный мо­мент придет крайне простое решение.

Mutatus mutanduSy у мужчин существует такая же проблема в том случае, если Анима травмирована материнским Анимусом. Такой мужчина может о ней говорить, но не может извлечь изнут­ри всю свою подлинную хтоническую маскулинную реакцию, и сам по себе не может быть явно маскулинным. Он живет соответственно паттерну, который, по его мнению, является маскулин­ным. Выявить свою индивидуальную спонтанность настолько про­сто, что те, у кого она есть, не могут понять, как сложно это сде­лать тем, у кого ее нет. Женщина, которая прошла через пережи­вание, связанное с обретением отрубленных ранее рук, лишилась части своей жизни, которую обычно проживает женщина с пози­тивным материнским комплексом, но последняя остается бессоз­нательной в отношении уровня некоторых процессов глубинного исцеления. Зато первая, которой придется обойти целый мир, что­бы вновь обрести нормальную жизнь, заодно обретет и ее религи­озный смысл. Просто жить для нее сопоставимо с переживанием Дзен. Она будет полностью осознавать то, что делает, и таким об­разом получит вознаграждение за свои страдания. Именно это имеет в виду Юнг, когда говорит: «Часть жизни была потеряна, но ее смысл был спасен».

Приходит король, который ищет свою жену - но не узнает ее. Потом он ложится, накидывает себе на лицо платок и хочет немно­го поспать. Его жена, которой ангел сообщил, что здесь находится ее муж, говорит сыну: «Горемыка, подними упавший платок и на­крой им лицо своего отца». Король слышит слова, которые его жена говорит мальчику, узнаёт ее, и супружеская пара воссоединя­ется. Если мы будем считать, что король - реальный муж этой женщины, это означало бы, что после кризиса супружеской жизни, во время которого ее временно изгнали, к ним, после ее исцеления, возвратилась естественная близость. Если король служит вопло­щением правящего коллективного принципа, а так, вероятно, и есть, такая женщина может приспособиться к коллективной жиз­ни и деятельности, соответствующей такой жизни. Происходит так, словно во второй половине жизни она очнулась, чтобы занять в обществе нормальное и подобающее ей место, и вся странность, которая раньше отчуждала ее от жизни, исчезла, ибо теперь она может действовать спонтанно и из своих внутренних побуждений.

Сына назвали Горемыкой - «Schmerzenreich». Этот мальчик родился у женщины, которая прошла через целое море страданий и потому обрела мудрость и безмятежность. Пройдя через множе­ство испытаний, такие люди, как правило, могут снова адаптиро­ваться к жизни и, обладая столь богатым опытом и будучи весь­ма зрелыми в жизни, они, естественно, будут помогать другим. В этой женщине есть нечто привлекательное; поскольку другие люди будут признавать ее страдания, это поможет ей лучше по­нимать других. Путешественник спросил сибирского шамана, может ли человек после инициации зайти так далеко, как он за­хочет. Шаман ответил: «Да, если человек готов каждый раз полу­чать за это награду в виде страданий». Страдания - это отдель­ные стадии в рамках протекания внутреннего процесса. Эта жен­щина знает больше, чем любой другой человек, который не жил, находясь в таком состоянии.

Весьма важным является мотив, состоящий в том, что лицо короля должно быть покрыто платком, защищающим его от сол­нца. В мифологии король и солнце тесно связаны, как например, в случае le roi soleil* и солнечной символики царя Египта. Король должен был являться земным воплощением солнечного начала. Если он воплощает доминанту коллективного сознания, солнце должно быть его архетипической основой. В основном солнце имеет позитивное значение: оно дает тепло и свет, но в отдельных случаях оно тоже считается демоническим, ибо в полдень оно становится «полуденным демоном»**, как говорится в Библии, когда палит так нещадно, что сжигает всю растительность. Сле­довательно, можно сказать, что если сознание слишком ясное, оно имеет пагубный аспект. Оно сжигает все таинственные архетипические процессы, которые невозможно извлечь из области коллективного бессознательного. Каждый человек, вставший на путь индивидуации, в той или иной форме откроет для себя не­обходимость держать некоторые вещи только при себе, в особен­ности переживания в области Эроса, которые нельзя рассказы­вать никому, иногда - даже аналитику. Кроме того, есть вещи, которые мы знаем о других людях; бывает так, что один человек узнает тайну другого человека, даже не желая этого, и тогда он знает, что должен всегда, в каждый момент, вести себя так, слов­но он ни о чем не знает. Есть вещи, над которыми человек даже не задумывался, оставаясь наедине с самим собой, - они должны остаться в сумерках [сознания] и их не следует выяснять до кон­ца. Есть тайные уголки души, которые могут жить только в тем­ноте, - ясное солнце сознания выжжет из них всю жизнь. В мифологии есть такие феи, тролли и т. п., даже добрые, которых по­ражает луч солнца и они окаменевают. Им нужно жить в сумер­ках - если они подвергнутся воздействию солнечных лучей, то превратятся в камень.

 

* Le roi soleil (фр.) - Король-Солнце. - Прим. перев.

** В древние времена люди верили, что около полудня демонов могут уви­деть те люди, с которыми демоны вступили в сговор. Как правило, они появля­лись в облике человека или животного. - Прим. перев.

 

Если говорить о короле как о реальном человеке, это значи­ло бы, что он не может воссоединиться со своей Анимой (ибо жен­щина воплощала бы его Аниму), не прикрыв лицо платком, тем самым закрываясь от принципа коллективного сознания. Только закрыв глаза на окружающий мир, он может вступить в контакт со страданиями Анимы. Если бы король символизировал коллектив­ный принцип у женщины, это означало бы, что ей следует оставить в стороне свои религиозные идеи и свои представления о нрав­ственности, чтобы ее реакции могли содержать ее глубинную внут­реннюю истину. Король дал ей серебряные руки и, следовательно, вынудил вести наполовину истинную, наполовину фальшивую жизнь. Платок, накинутый но лицо, скрывал бы рациональную ус­тановку, поэтому ее не очень заметно. Коллективные принципы в какой-то мере следует обдуманно релятивизировать; не нужно вос­принимать их слишком близко к сердцу. Это означало бы, что принципы коллективного поведения в этом особом случае не ста­новятся негативными, ибо они не заходят слишком далеко. Эти нормы совершенно правильны, в той мере, в которой они действу­ют, ибо в таком случае Анимус становится позитивным. Он дает ей нечто, позволяющее ей придерживаться определенной линии пове­дения, то есть - моральные нормы, которые не позволяют ей стать слишком слабой и потеряться в жизни. Платок на лице - это пре­красная картина: коллективные ценности нужно защищать от сол­нечного света слишком ясного сознания.

Для Анимуса типично, что исходя из статистики он обычно прав, именно поэтому мы оказываемся в его власти. Однако он не­прав в данной конкретной ситуации. Такой одинокой женщине вы могли бы сказать, что ей следует быть более интровертированной и погрузиться в свое одиночество. На это она бы вам ответила, что ей не хватает общения, что интроверсия привела бы лишь к ухуд­шению ситуации, ведь она и так уже оторвана от мира. Она совер­шенно права, но она говорит об этом не вовремя! То, что обычно кажется правильным, в данный момент вдруг становится ложным, однако не следует говорить Анимусу, что он неправ. Скажите ему: «Ты прав, но сейчас ситуация отличается от той, которую ты имел ввиду», - и накройте платком лицо короля.

Даже если она может сказать нечто ценное, было бы лучше оставить свое мнение при себе или выразить его только в частной беседе или когда об этом попросят. Женщина, которая всегда дает советы, раздражает мужчин. Ей следует накрыть внутреннее лицо своего Анимуса. Сначала король закрывается платком, и когда платок спадает, королева посылает Горемыку снова на­крыть ему лицо. У позитивного Анимуса есть верное чувство от­носительно необходимости такого покрывала. В этом отношении у короля и королевы существует единое чувство и мнение. Это соединение противоположностей. Отсутствие рук, которое преж­де было болезненной пассивностью, теперь превратилось в созна­тельный свободный выбор. Такой выбор оставался бы пассивным аспектом отсутствия рук.

Мотив покрывающей вуали является архетипическим. Вы могли бы сказать, что глубинное религиозное переживание долж­но сохраняться в тайне и оно является тайной по самой своей при­роде, и было бы самым пагубным поступком рассказать о нем кому-то еще. Человек, который знает больше других, в силу само­го этого факта становится нетерпимым для общества и превраща­ется в паршивую овцу, - что совершенно естественно. Например, во время ссоры каждая сторона считает себя правой, а другую сто­рону - неправой, но сторонний наблюдатель не может принять ни­чью сторону, потому что осознает, что для обеих сторон это Тене­вая проблема и что ссора происходит вследствие проекции этой Тени. Внешнего наблюдателя можно обвинить в трусости, ибо он воздерживается от действия, но человек, который смотрит дальше, должен отстраниться и быть готовым к тому, что из-за Теневых проекций обеих сторон его назовут трусом. В коллективе это мо­жет считаться отсутствием твердости характера и неспособностью отстаивать правое дело, но оправдаться и все объяснить совершен­но невозможно: это объяснение вызовет нападки с обеих сторон. Именно здесь следует использовать вуаль. Процесс индивидуации часто заставляет быть благоразумным.

Швейцарский святой Брат Клаус*, который имел глубочай­шие внутренние переживания, предавался им в уединении, став отшельником; время от времени к нему приходили теологи и задавали ему вопросы. Он был не только святым, но и очень умным и проницательным хитрецом, и если он видел, что они не имеют представления об истинном религиозном переживании, он им го­ворил, что он всего лишь бедный, неграмотный человек, очень не­вежественный, и был бы очень рад, если бы они помогли ему изба­виться от его невежества. Скрывая свою внутреннюю жизнь, он избежал преследования инквизиции. Он обладал инстинктом са­мосохранения, который знал, что не следует говорить людям вещи, которые они не могут усвоить. Есть таинства, с которыми ни с кем нельзя делиться. Клаус говорил о своих внутренних переживани­ях со своими друзьями, но некоторые вещи было нельзя говорить никому, а рассказ тайны человеку, не вызывающему доверия, яв­ляется пагубным и даже безответственным. Аналитик также дол­жен интерпретировать сон очень внимательно, чтобы он находил­ся в пределах понимания пациента и не выходил за них.

 

* Святой Николас из Флюе (Nikiaus von Flüe) (1417-1487) был швейцар­ским отшельником и аскетом, который в Швейцарии является основным свя­тым. Иногда его называли Брат Клаус. - Прим. перев.

 

Однажды я давала консультацию в отношении подруги слу­жанки моей матери, которая слышала голоса. Она была прими­тивной женщиной и работала поваром. Голоса предупреждали, чтобы она не ходила на причастие. Меня попросили взять ее на анализ, но с клинической точки зрения она была совершенно су­масшедшей. Я заметила, что если я употребляла самые простые слова, она не могла меня понять, поэтому я отправила ее в Айзендальн - к колдуну, изгоняющему бесов, и с тех пор с ней было все в порядке. В данном случае было правильно считать голос вне­шним переживанием. Начинающий энтузиаст мог бы взять тако­го человека на анализ, но с его стороны это было бы безответ­ственно, ибо анализ выбил бы эту женщину из привычной для нее жизненной колеи.

Есть люди с развитием на уровне средних веков или даже ка­менного века, которых следует оставить там, на уровне их разви­тия, пока не появятся явные признаки того, что нечто у них внут­ри требует идти дальше; в противном случае человек поведет себя деструктивно. В Кюснахте я встретила мужчину из каменного века. Мне нужно было купить некоторые инструменты, топоры и пилы, и я проговорилась ему, что строю в лесу дом и что там даже не будет электричества. В ответ на это он сказал: «Вы уходите от цивилизации, и вы правы. Я это сделал уже очень давно. Я рабо­таю три-четыре месяца в году, а затем поднимаюсь в Альпы, на одну из самых высоких гор, покупаю себе бекона и вина, а затем поднимаюсь еще выше и строю себе в скалах что-то наподобие гнезда из дерева и камня. Я раздеваюсь, и если вокруг никого нет, то обнаженным иду на ледник и ищу горный хрусталь». Еще он сказал: «Все, кто ходят в церковь, - больны. Нужно слушать рас­тения и камни, потому что Бог находится в них, а все остальное - мусор. Мне шестьдесят пять лет, и я ни разу в жизни не болел даже простудой». Он был неким подобием «ужасного снежного человека», который обнаженным ходил по ледникам, - а не паци­ентом для юнгианского анализа. Поэтому всегда следует обращать внимание на историческую эпоху, в которой живет другой человек, и не подставлять его «под солнечные лучи» современного рацио­нализма, а оставить под покровом то, что должно оставаться под покровом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ФРАГМЕНТ ИЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОСОРУЧКА»*

Вот она пошла, залилась горькими слезами, шла долго ли, коротко ли - все чистое поле, нет ни лесу, ни деревни нигде. Подходит она к лощине, и так ей напиться захотелось! Глянула в правую сторону -стоит колодезь. Вот ей напиться-то хочется, а наклониться боится, чтоб не уронить ребенка. Вот поглазилось ей, что будто бы вода бли­же стала. Она наклонилась, ребенок и выпал и упал в колодезь. И ходит она вокруг колодезя и плачет: как младенца достать из воды? Подходит старичок и говорит: «Что ты, раба, плачешь?» - «Как мне не плакать! Я наклонилась к колодцу воды напиться, младенец мой упал в воду». - «Поди нагнись, возьми его». - «Нет, батюшка, у меня рук нет - одни локоточки». - «Да поди нагнись, возьми ребенка!» Вот она подошла к колодезю, стала протягивать руки, ей Господь и пожаловал - руки очутились целыми. Она нагнулась, достала ребен­ка и стала богу молиться на все четыре стороны.

 

* Афанасьев А.Н., Народные русские сказки, в 3-х т., т. 2, «Косоручка», № 158а, с. 291, 1873.

 

Глава 7

Если подытожить, что общего в трех рассмотренных нами сказках, мы увидим, что для всех трех главных сказочных героинь жизнь в уединении на природе является типичной. В сказке «Девушка без рук» главная героиня в течение многих лет все больше и больше отдалялась от жизни и исцелилась, только приняв тот факт, что она какое-то время может спокойно прожить в лесу, удалившись от жизни. Такой мотив встречается очень часто, и длительный уход от жизни мне кажется типичным для иллюстрации проблемы фемининной психологии. Внешне он похож на период полной стагнации в развитии, однако на самом деле это время инициации и латентного развития, в процессе которого происходит исцеление глубинного внутреннего расщепления и решение внутренних про­блем. Этот мотив совершенно отличается от более активного поис­ка героя, который должен отправляться в Запредельное и попы­таться убить чудовище или найти сокровище или невесту. Как пра­вило, герой должен совершить длительное странствие и славные подвиги, а не оставаться в стороне от жизни. В этом заключается типичная разница между маскулинным и фемининным началами. Сказочная героиня переживает бессознательное как уединение, и после этого происходит ее возвращение в жизнь. Еще характерно то, что девушке-безручке пришлось столкнуться с глубокой рели­гиозной проблемой, ибо она всегда находится под влиянием анге­ла и дьявола. Как известно, в начале сказки дьявол попытался по­лучить над ней власть, но ей удалось от него избавиться, и затем ее стал защищать ангел. Она находилась под двойным божествен­ным воздействием: темной стороны, т. е. дьявола, и светлой сторо­ны - ангела как посланника Бога. В русской версии сказки ей даже помогает сам Бог.

Это типично не только для нашей цивилизации. В материа­ле примитивных цивилизаций можно найти точно такую же проблему, связанную с воздействием на героиню сил добра и зла, как только она попадает в сферу бессознательного. У женщины такое воздействие связано с проблемой Анимуса. Если идет речь о мас­кулинной психологии, можно сказать, что Анима мужчины затя­гивает его в жизнь с присущими ей проблемами, в отношения со своими инстинктами и побуждениями, а значит, с этическими проблемами. Но Анима не ставит перед мужчиной проблему его Weltanschauung; скорее она косвенно вводит его в ситуацию, в ко­торой ему приходится пересмотреть всю свою религиозную уста­новку в отношении жизни. Женщина, напротив, непосредствен­но сталкивается с проблемой добра и зла, как только вступает в область бессознательного, ибо Анимус имеет связь с идеями и концепциями. Отправляясь в свое внутреннее странствие, она сразу сталкивается с Богом и дьяволом. Отчуждение от жизни может быть также опасным для героини. Может случиться, что женщина не сможет найти обратный путь в мир людей. Об этом говорится в записанной Кнутом Расмуссеном эскимосской вол­шебной сказке о женщине, которая превратилась в паука.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: