Юнг пишет, что у женщин с негативным материнским комплексом часто «пропадает» первая половина жизни; они проживают ее словно во сне. Для них жизнь является постоянным источником досады и раздражения. Но если они смогут преодолеть этот негативный материнский комплекс, во второй половине жизни у них появится хорошая возможность заново открыть жизнь, обладая той спонтанностью, которая присуща молодости и которая отсутствовала в первой половине жизни. Ибо, как говорит Юнг в последнем параграфе, часть жизни была потеряна, но ее смысл был спасен17. Такова трагедия подобных женщин, однако они могут прийти к поворотной точке и во второй половине жизни исцелить свои руки и протянуть их туда, куда они хотят, - не по воле своего Анимуса или своего Эго, а в соответствии со своей природой, просто протянуть руки к тому, кого они любят. Хотя об этом очень просто сказать, осуществить это чрезвычайно трудно, ибо именно это не получается у женщины с негативным материнским комплексом: ей требуется Божья помощь. Ей не может помочь даже аналитик - однажды это просто должно случиться, и, как правило, это происходит тогда, когда женщина достаточно много выстрадала. Невозможно избежать своей собственной судьбы: нужно принять всю связанную с ней боль, и тогда в один прекрасный момент придет крайне простое решение.
Mutatus mutanduSy у мужчин существует такая же проблема в том случае, если Анима травмирована материнским Анимусом. Такой мужчина может о ней говорить, но не может извлечь изнутри всю свою подлинную хтоническую маскулинную реакцию, и сам по себе не может быть явно маскулинным. Он живет соответственно паттерну, который, по его мнению, является маскулинным. Выявить свою индивидуальную спонтанность настолько просто, что те, у кого она есть, не могут понять, как сложно это сделать тем, у кого ее нет. Женщина, которая прошла через переживание, связанное с обретением отрубленных ранее рук, лишилась части своей жизни, которую обычно проживает женщина с позитивным материнским комплексом, но последняя остается бессознательной в отношении уровня некоторых процессов глубинного исцеления. Зато первая, которой придется обойти целый мир, чтобы вновь обрести нормальную жизнь, заодно обретет и ее религиозный смысл. Просто жить для нее сопоставимо с переживанием Дзен. Она будет полностью осознавать то, что делает, и таким образом получит вознаграждение за свои страдания. Именно это имеет в виду Юнг, когда говорит: «Часть жизни была потеряна, но ее смысл был спасен».
|
Приходит король, который ищет свою жену - но не узнает ее. Потом он ложится, накидывает себе на лицо платок и хочет немного поспать. Его жена, которой ангел сообщил, что здесь находится ее муж, говорит сыну: «Горемыка, подними упавший платок и накрой им лицо своего отца». Король слышит слова, которые его жена говорит мальчику, узнаёт ее, и супружеская пара воссоединяется. Если мы будем считать, что король - реальный муж этой женщины, это означало бы, что после кризиса супружеской жизни, во время которого ее временно изгнали, к ним, после ее исцеления, возвратилась естественная близость. Если король служит воплощением правящего коллективного принципа, а так, вероятно, и есть, такая женщина может приспособиться к коллективной жизни и деятельности, соответствующей такой жизни. Происходит так, словно во второй половине жизни она очнулась, чтобы занять в обществе нормальное и подобающее ей место, и вся странность, которая раньше отчуждала ее от жизни, исчезла, ибо теперь она может действовать спонтанно и из своих внутренних побуждений.
|
Сына назвали Горемыкой - «Schmerzenreich». Этот мальчик родился у женщины, которая прошла через целое море страданий и потому обрела мудрость и безмятежность. Пройдя через множество испытаний, такие люди, как правило, могут снова адаптироваться к жизни и, обладая столь богатым опытом и будучи весьма зрелыми в жизни, они, естественно, будут помогать другим. В этой женщине есть нечто привлекательное; поскольку другие люди будут признавать ее страдания, это поможет ей лучше понимать других. Путешественник спросил сибирского шамана, может ли человек после инициации зайти так далеко, как он захочет. Шаман ответил: «Да, если человек готов каждый раз получать за это награду в виде страданий». Страдания - это отдельные стадии в рамках протекания внутреннего процесса. Эта женщина знает больше, чем любой другой человек, который не жил, находясь в таком состоянии.
Весьма важным является мотив, состоящий в том, что лицо короля должно быть покрыто платком, защищающим его от солнца. В мифологии король и солнце тесно связаны, как например, в случае le roi soleil* и солнечной символики царя Египта. Король должен был являться земным воплощением солнечного начала. Если он воплощает доминанту коллективного сознания, солнце должно быть его архетипической основой. В основном солнце имеет позитивное значение: оно дает тепло и свет, но в отдельных случаях оно тоже считается демоническим, ибо в полдень оно становится «полуденным демоном»**, как говорится в Библии, когда палит так нещадно, что сжигает всю растительность. Следовательно, можно сказать, что если сознание слишком ясное, оно имеет пагубный аспект. Оно сжигает все таинственные архетипические процессы, которые невозможно извлечь из области коллективного бессознательного. Каждый человек, вставший на путь индивидуации, в той или иной форме откроет для себя необходимость держать некоторые вещи только при себе, в особенности переживания в области Эроса, которые нельзя рассказывать никому, иногда - даже аналитику. Кроме того, есть вещи, которые мы знаем о других людях; бывает так, что один человек узнает тайну другого человека, даже не желая этого, и тогда он знает, что должен всегда, в каждый момент, вести себя так, словно он ни о чем не знает. Есть вещи, над которыми человек даже не задумывался, оставаясь наедине с самим собой, - они должны остаться в сумерках [сознания] и их не следует выяснять до конца. Есть тайные уголки души, которые могут жить только в темноте, - ясное солнце сознания выжжет из них всю жизнь. В мифологии есть такие феи, тролли и т. п., даже добрые, которых поражает луч солнца и они окаменевают. Им нужно жить в сумерках - если они подвергнутся воздействию солнечных лучей, то превратятся в камень.
|
* Le roi soleil (фр.) - Король-Солнце. - Прим. перев.
** В древние времена люди верили, что около полудня демонов могут увидеть те люди, с которыми демоны вступили в сговор. Как правило, они появлялись в облике человека или животного. - Прим. перев.
Если говорить о короле как о реальном человеке, это значило бы, что он не может воссоединиться со своей Анимой (ибо женщина воплощала бы его Аниму), не прикрыв лицо платком, тем самым закрываясь от принципа коллективного сознания. Только закрыв глаза на окружающий мир, он может вступить в контакт со страданиями Анимы. Если бы король символизировал коллективный принцип у женщины, это означало бы, что ей следует оставить в стороне свои религиозные идеи и свои представления о нравственности, чтобы ее реакции могли содержать ее глубинную внутреннюю истину. Король дал ей серебряные руки и, следовательно, вынудил вести наполовину истинную, наполовину фальшивую жизнь. Платок, накинутый но лицо, скрывал бы рациональную установку, поэтому ее не очень заметно. Коллективные принципы в какой-то мере следует обдуманно релятивизировать; не нужно воспринимать их слишком близко к сердцу. Это означало бы, что принципы коллективного поведения в этом особом случае не становятся негативными, ибо они не заходят слишком далеко. Эти нормы совершенно правильны, в той мере, в которой они действуют, ибо в таком случае Анимус становится позитивным. Он дает ей нечто, позволяющее ей придерживаться определенной линии поведения, то есть - моральные нормы, которые не позволяют ей стать слишком слабой и потеряться в жизни. Платок на лице - это прекрасная картина: коллективные ценности нужно защищать от солнечного света слишком ясного сознания.
Для Анимуса типично, что исходя из статистики он обычно прав, именно поэтому мы оказываемся в его власти. Однако он неправ в данной конкретной ситуации. Такой одинокой женщине вы могли бы сказать, что ей следует быть более интровертированной и погрузиться в свое одиночество. На это она бы вам ответила, что ей не хватает общения, что интроверсия привела бы лишь к ухудшению ситуации, ведь она и так уже оторвана от мира. Она совершенно права, но она говорит об этом не вовремя! То, что обычно кажется правильным, в данный момент вдруг становится ложным, однако не следует говорить Анимусу, что он неправ. Скажите ему: «Ты прав, но сейчас ситуация отличается от той, которую ты имел ввиду», - и накройте платком лицо короля.
Даже если она может сказать нечто ценное, было бы лучше оставить свое мнение при себе или выразить его только в частной беседе или когда об этом попросят. Женщина, которая всегда дает советы, раздражает мужчин. Ей следует накрыть внутреннее лицо своего Анимуса. Сначала король закрывается платком, и когда платок спадает, королева посылает Горемыку снова накрыть ему лицо. У позитивного Анимуса есть верное чувство относительно необходимости такого покрывала. В этом отношении у короля и королевы существует единое чувство и мнение. Это соединение противоположностей. Отсутствие рук, которое прежде было болезненной пассивностью, теперь превратилось в сознательный свободный выбор. Такой выбор оставался бы пассивным аспектом отсутствия рук.
Мотив покрывающей вуали является архетипическим. Вы могли бы сказать, что глубинное религиозное переживание должно сохраняться в тайне и оно является тайной по самой своей природе, и было бы самым пагубным поступком рассказать о нем кому-то еще. Человек, который знает больше других, в силу самого этого факта становится нетерпимым для общества и превращается в паршивую овцу, - что совершенно естественно. Например, во время ссоры каждая сторона считает себя правой, а другую сторону - неправой, но сторонний наблюдатель не может принять ничью сторону, потому что осознает, что для обеих сторон это Теневая проблема и что ссора происходит вследствие проекции этой Тени. Внешнего наблюдателя можно обвинить в трусости, ибо он воздерживается от действия, но человек, который смотрит дальше, должен отстраниться и быть готовым к тому, что из-за Теневых проекций обеих сторон его назовут трусом. В коллективе это может считаться отсутствием твердости характера и неспособностью отстаивать правое дело, но оправдаться и все объяснить совершенно невозможно: это объяснение вызовет нападки с обеих сторон. Именно здесь следует использовать вуаль. Процесс индивидуации часто заставляет быть благоразумным.
Швейцарский святой Брат Клаус*, который имел глубочайшие внутренние переживания, предавался им в уединении, став отшельником; время от времени к нему приходили теологи и задавали ему вопросы. Он был не только святым, но и очень умным и проницательным хитрецом, и если он видел, что они не имеют представления об истинном религиозном переживании, он им говорил, что он всего лишь бедный, неграмотный человек, очень невежественный, и был бы очень рад, если бы они помогли ему избавиться от его невежества. Скрывая свою внутреннюю жизнь, он избежал преследования инквизиции. Он обладал инстинктом самосохранения, который знал, что не следует говорить людям вещи, которые они не могут усвоить. Есть таинства, с которыми ни с кем нельзя делиться. Клаус говорил о своих внутренних переживаниях со своими друзьями, но некоторые вещи было нельзя говорить никому, а рассказ тайны человеку, не вызывающему доверия, является пагубным и даже безответственным. Аналитик также должен интерпретировать сон очень внимательно, чтобы он находился в пределах понимания пациента и не выходил за них.
* Святой Николас из Флюе (Nikiaus von Flüe) (1417-1487) был швейцарским отшельником и аскетом, который в Швейцарии является основным святым. Иногда его называли Брат Клаус. - Прим. перев.
Однажды я давала консультацию в отношении подруги служанки моей матери, которая слышала голоса. Она была примитивной женщиной и работала поваром. Голоса предупреждали, чтобы она не ходила на причастие. Меня попросили взять ее на анализ, но с клинической точки зрения она была совершенно сумасшедшей. Я заметила, что если я употребляла самые простые слова, она не могла меня понять, поэтому я отправила ее в Айзендальн - к колдуну, изгоняющему бесов, и с тех пор с ней было все в порядке. В данном случае было правильно считать голос внешним переживанием. Начинающий энтузиаст мог бы взять такого человека на анализ, но с его стороны это было бы безответственно, ибо анализ выбил бы эту женщину из привычной для нее жизненной колеи.
Есть люди с развитием на уровне средних веков или даже каменного века, которых следует оставить там, на уровне их развития, пока не появятся явные признаки того, что нечто у них внутри требует идти дальше; в противном случае человек поведет себя деструктивно. В Кюснахте я встретила мужчину из каменного века. Мне нужно было купить некоторые инструменты, топоры и пилы, и я проговорилась ему, что строю в лесу дом и что там даже не будет электричества. В ответ на это он сказал: «Вы уходите от цивилизации, и вы правы. Я это сделал уже очень давно. Я работаю три-четыре месяца в году, а затем поднимаюсь в Альпы, на одну из самых высоких гор, покупаю себе бекона и вина, а затем поднимаюсь еще выше и строю себе в скалах что-то наподобие гнезда из дерева и камня. Я раздеваюсь, и если вокруг никого нет, то обнаженным иду на ледник и ищу горный хрусталь». Еще он сказал: «Все, кто ходят в церковь, - больны. Нужно слушать растения и камни, потому что Бог находится в них, а все остальное - мусор. Мне шестьдесят пять лет, и я ни разу в жизни не болел даже простудой». Он был неким подобием «ужасного снежного человека», который обнаженным ходил по ледникам, - а не пациентом для юнгианского анализа. Поэтому всегда следует обращать внимание на историческую эпоху, в которой живет другой человек, и не подставлять его «под солнечные лучи» современного рационализма, а оставить под покровом то, что должно оставаться под покровом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ФРАГМЕНТ ИЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОСОРУЧКА»*
Вот она пошла, залилась горькими слезами, шла долго ли, коротко ли - все чистое поле, нет ни лесу, ни деревни нигде. Подходит она к лощине, и так ей напиться захотелось! Глянула в правую сторону -стоит колодезь. Вот ей напиться-то хочется, а наклониться боится, чтоб не уронить ребенка. Вот поглазилось ей, что будто бы вода ближе стала. Она наклонилась, ребенок и выпал и упал в колодезь. И ходит она вокруг колодезя и плачет: как младенца достать из воды? Подходит старичок и говорит: «Что ты, раба, плачешь?» - «Как мне не плакать! Я наклонилась к колодцу воды напиться, младенец мой упал в воду». - «Поди нагнись, возьми его». - «Нет, батюшка, у меня рук нет - одни локоточки». - «Да поди нагнись, возьми ребенка!» Вот она подошла к колодезю, стала протягивать руки, ей Господь и пожаловал - руки очутились целыми. Она нагнулась, достала ребенка и стала богу молиться на все четыре стороны.
* Афанасьев А.Н., Народные русские сказки, в 3-х т., т. 2, «Косоручка», № 158а, с. 291, 1873.
Глава 7
Если подытожить, что общего в трех рассмотренных нами сказках, мы увидим, что для всех трех главных сказочных героинь жизнь в уединении на природе является типичной. В сказке «Девушка без рук» главная героиня в течение многих лет все больше и больше отдалялась от жизни и исцелилась, только приняв тот факт, что она какое-то время может спокойно прожить в лесу, удалившись от жизни. Такой мотив встречается очень часто, и длительный уход от жизни мне кажется типичным для иллюстрации проблемы фемининной психологии. Внешне он похож на период полной стагнации в развитии, однако на самом деле это время инициации и латентного развития, в процессе которого происходит исцеление глубинного внутреннего расщепления и решение внутренних проблем. Этот мотив совершенно отличается от более активного поиска героя, который должен отправляться в Запредельное и попытаться убить чудовище или найти сокровище или невесту. Как правило, герой должен совершить длительное странствие и славные подвиги, а не оставаться в стороне от жизни. В этом заключается типичная разница между маскулинным и фемининным началами. Сказочная героиня переживает бессознательное как уединение, и после этого происходит ее возвращение в жизнь. Еще характерно то, что девушке-безручке пришлось столкнуться с глубокой религиозной проблемой, ибо она всегда находится под влиянием ангела и дьявола. Как известно, в начале сказки дьявол попытался получить над ней власть, но ей удалось от него избавиться, и затем ее стал защищать ангел. Она находилась под двойным божественным воздействием: темной стороны, т. е. дьявола, и светлой стороны - ангела как посланника Бога. В русской версии сказки ей даже помогает сам Бог.
Это типично не только для нашей цивилизации. В материале примитивных цивилизаций можно найти точно такую же проблему, связанную с воздействием на героиню сил добра и зла, как только она попадает в сферу бессознательного. У женщины такое воздействие связано с проблемой Анимуса. Если идет речь о маскулинной психологии, можно сказать, что Анима мужчины затягивает его в жизнь с присущими ей проблемами, в отношения со своими инстинктами и побуждениями, а значит, с этическими проблемами. Но Анима не ставит перед мужчиной проблему его Weltanschauung; скорее она косвенно вводит его в ситуацию, в которой ему приходится пересмотреть всю свою религиозную установку в отношении жизни. Женщина, напротив, непосредственно сталкивается с проблемой добра и зла, как только вступает в область бессознательного, ибо Анимус имеет связь с идеями и концепциями. Отправляясь в свое внутреннее странствие, она сразу сталкивается с Богом и дьяволом. Отчуждение от жизни может быть также опасным для героини. Может случиться, что женщина не сможет найти обратный путь в мир людей. Об этом говорится в записанной Кнутом Расмуссеном эскимосской волшебной сказке о женщине, которая превратилась в паука.