Перечислите основные характеристики качества продукта




В рыночной экономике важнейшим условием существования и развития предприятия является производство конкурентоспо­собной продукции. Конкурентоспособность продукции достига­ется сочетанием качества и цены. Понятно, что чем выше каче­ство и ниже цена, тем выше вероятность реализации продукции. Однако это сочетание носит противоречивый характер. Противо­речие заключается в том, что высокое качество продукции наря­ду с повышением конкурентоспособности, ростом объема про­даж и увеличением доли рынка предприятия ведет и к увеличению затрат, а следовательно, к повышению цены или снижению рен­табельности продукции. И то и другое одинаково нежелательно: повышение цены снижает объем продаж и долю рынка предприятия, а падение рентабельности пагубно сказывается на экономической заинтересованности предприятия и производстве про­дукции. Каждое предприятие в рыночных условиях работы вынуж­дено так или иначе разрешать это противоречие.

Оптимальный баланс между качеством и затратами при раз­работке, производстве, реализации, эксплуатации и утилизации продукции достигается грамотным управлением на основе иссле­дований и экономических расчетов.

Прежде всего, предприятие должно выяснить, какие характеристики качества продукции в первую очередь привлека­ют покупателя и способствуют росту объема продаж.

К основным характеристикам качества продукции относятся:

• показатели назначения (производительность станка, мощ­ность двигателя, грузоподъемность и скорость транспортного средства и т. п.);

• технико-экономические показатели эксплуатации (удельный расход топлива, энергии, масла, охлаждающего реагента и т. п.);

• показатели потребительских свойств (диапазон режимов ра­боты, точность, быстродействие, чистота обработки и т. п.);

• удобство эксплуатации, дизайн, безопасность исполнения;

• надежность (наработка на отказ, интенсивность отказов, ве­роятность безотказной работы и т. п.);

• долговечность;

• ремонтопригодность (среднее время восстановления работоспособности, трудоемкость и продолжительность техни­ческого обслуживания и ремонта и т. п.) и др.

Исследование рынка выявит, какие характеристики качества продукции в первую очередь интересуют потребителя. Однако III Мировой конгресс по качеству продукции показал, что специали­сты предприятия-разработчика продукции лучше потребителя знают, какие характеристики качества продукции ему необходи­мы. Особенность маркетинговых исследований состоит в том, что конкурирующие на рынке предприятия стараются проводить их втайне друг от друга, поскольку каждый производитель стремит­ся первым предложить потребителю продукцию с новыми или улучшенными характеристиками.

Современное развитие науки и техники позволяет добиться ка­чества, во много раз превосходящего то, которым обладает про­дукция, предлагаемая ныне покупателю. Главными препятствиями на пути к достижению такого качества выступают затраты, находящие отражение в цене, реальная достаточность для потребителя существующих характеристик продукции и ее моральное старение.

Например, серебряные и мельхиоровые столовые приборы зна­чительно полезнее всех прочих, но цена на них не устраивает боль­шинство покупателей. Точность, мощность, производительность и прочие параметры многих товаров бытовой техники настолько удовлетворяют потребителей, что повышение этих характеристик при значительном росте цены не будет приветствоваться. Наконец, многократное увеличение срока службы техники не отвечает инте­ресам большинства потребителей (даже при сохранении существу­ющей цены изделия), так как моральное старение (хотя бы дизай­на) постоянно набирает темпы.

Следующим шагом предприятия является выяснение объема возможных продаж продукции с новыми или улучшенными харак­теристиками качества. Для увеличения объема сбыта предприя­тие средствами рекламы убеждает потребителя в преимуществах такой продукции. Этап выяснения возможного объема продаж яв­ляется принципиальным в разрешении противоречия между зат­ратами и качеством продукции. Инвестиции предприятия в повы­шение качества продукции окажутся экономически целесообразными только при определенном объеме сбыта. Как правило, радикальное улучшение характеристик качества продук­ции требует больших затрат, окупить которые можно только при массовой реализации продукции.

На рассматриваемом этапе управления затратами необхо­димо обосновать рациональность затрат экономическими расче­тами, выполняемыми в такой последовательности:

1) определение суммарных затрат предприятия на обеспече­ние новых или улучшенных характеристик качества продукции, в том числе затрат на следующие работы:

• НИР прикладного характера;

• конструкторскую, технологическую и организационную под­готовку производства;

• создание, реконструкцию или техническое перевооружение производства;

• освоение новой технологии и организации производства;

2) исчисление затрат в расчете на единицу продукции с новы­ми или улучшенными характеристиками качества;

3) установление цены единицы продукции с учетом ее новых или улучшенных характеристик качества и планируемой рента­бельности ее производства;

4) уточнение емкости рынка (возможного объема продаж) про­дукции по рассчитанной цене;

5) принятие решения о выполнении в полном или сокращен­ном объеме работ по обеспечению новых или улучшенных харак­теристик качества и корректировке цены продажи с учетом уточ­ненного объема реализации.

Для разрешения противоречия между затратами и качеством нередко используют и другую принципиальную схему.Предприя­тие-изготовитель стремится снизить затраты на производство и реализацию продукции, декларируя неизменность ее качества. Это дает ему возможность снизить цену или повысить рентабельность продукции. Данный подход не оправдывает себя, когда снижение затрат приводит к изменениям конструкции и технологии произ­водства продукции. Эти изменения, как правило, незаметные потребителю (например, замена материалов, снижающая надежность эксплуатации, уменьшение толщины слоя декоративного покры­тия и т. д.), часто влекут за собой ухудшение характеристик про­дукции. В итоге эффект такой «экономии» будет отрицательным. Потребитель потеряет доверие не только к приобретенным изде­лиям, но и в целом к фирме-производителю. Восстановить авторитет фирмы на рынке очень трудно.

Отыскать оптимальный баланс между затратами и каче­ством можно только путем инженерно-экономических расче­тов, используя при управлении затратами функционально-стоимостной анализ (ФСА).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: