В рыночной экономике важнейшим условием существования и развития предприятия является производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции достигается сочетанием качества и цены. Понятно, что чем выше качество и ниже цена, тем выше вероятность реализации продукции. Однако это сочетание носит противоречивый характер. Противоречие заключается в том, что высокое качество продукции наряду с повышением конкурентоспособности, ростом объема продаж и увеличением доли рынка предприятия ведет и к увеличению затрат, а следовательно, к повышению цены или снижению рентабельности продукции. И то и другое одинаково нежелательно: повышение цены снижает объем продаж и долю рынка предприятия, а падение рентабельности пагубно сказывается на экономической заинтересованности предприятия и производстве продукции. Каждое предприятие в рыночных условиях работы вынуждено так или иначе разрешать это противоречие.
Оптимальный баланс между качеством и затратами при разработке, производстве, реализации, эксплуатации и утилизации продукции достигается грамотным управлением на основе исследований и экономических расчетов.
Прежде всего, предприятие должно выяснить, какие характеристики качества продукции в первую очередь привлекают покупателя и способствуют росту объема продаж.
К основным характеристикам качества продукции относятся:
• показатели назначения (производительность станка, мощность двигателя, грузоподъемность и скорость транспортного средства и т. п.);
• технико-экономические показатели эксплуатации (удельный расход топлива, энергии, масла, охлаждающего реагента и т. п.);
|
• показатели потребительских свойств (диапазон режимов работы, точность, быстродействие, чистота обработки и т. п.);
• удобство эксплуатации, дизайн, безопасность исполнения;
• надежность (наработка на отказ, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы и т. п.);
• долговечность;
• ремонтопригодность (среднее время восстановления работоспособности, трудоемкость и продолжительность технического обслуживания и ремонта и т. п.) и др.
Исследование рынка выявит, какие характеристики качества продукции в первую очередь интересуют потребителя. Однако III Мировой конгресс по качеству продукции показал, что специалисты предприятия-разработчика продукции лучше потребителя знают, какие характеристики качества продукции ему необходимы. Особенность маркетинговых исследований состоит в том, что конкурирующие на рынке предприятия стараются проводить их втайне друг от друга, поскольку каждый производитель стремится первым предложить потребителю продукцию с новыми или улучшенными характеристиками.
Современное развитие науки и техники позволяет добиться качества, во много раз превосходящего то, которым обладает продукция, предлагаемая ныне покупателю. Главными препятствиями на пути к достижению такого качества выступают затраты, находящие отражение в цене, реальная достаточность для потребителя существующих характеристик продукции и ее моральное старение.
Например, серебряные и мельхиоровые столовые приборы значительно полезнее всех прочих, но цена на них не устраивает большинство покупателей. Точность, мощность, производительность и прочие параметры многих товаров бытовой техники настолько удовлетворяют потребителей, что повышение этих характеристик при значительном росте цены не будет приветствоваться. Наконец, многократное увеличение срока службы техники не отвечает интересам большинства потребителей (даже при сохранении существующей цены изделия), так как моральное старение (хотя бы дизайна) постоянно набирает темпы.
|
Следующим шагом предприятия является выяснение объема возможных продаж продукции с новыми или улучшенными характеристиками качества. Для увеличения объема сбыта предприятие средствами рекламы убеждает потребителя в преимуществах такой продукции. Этап выяснения возможного объема продаж является принципиальным в разрешении противоречия между затратами и качеством продукции. Инвестиции предприятия в повышение качества продукции окажутся экономически целесообразными только при определенном объеме сбыта. Как правило, радикальное улучшение характеристик качества продукции требует больших затрат, окупить которые можно только при массовой реализации продукции.
На рассматриваемом этапе управления затратами необходимо обосновать рациональность затрат экономическими расчетами, выполняемыми в такой последовательности:
1) определение суммарных затрат предприятия на обеспечение новых или улучшенных характеристик качества продукции, в том числе затрат на следующие работы:
• НИР прикладного характера;
• конструкторскую, технологическую и организационную подготовку производства;
|
• создание, реконструкцию или техническое перевооружение производства;
• освоение новой технологии и организации производства;
2) исчисление затрат в расчете на единицу продукции с новыми или улучшенными характеристиками качества;
3) установление цены единицы продукции с учетом ее новых или улучшенных характеристик качества и планируемой рентабельности ее производства;
4) уточнение емкости рынка (возможного объема продаж) продукции по рассчитанной цене;
5) принятие решения о выполнении в полном или сокращенном объеме работ по обеспечению новых или улучшенных характеристик качества и корректировке цены продажи с учетом уточненного объема реализации.
Для разрешения противоречия между затратами и качеством нередко используют и другую принципиальную схему.Предприятие-изготовитель стремится снизить затраты на производство и реализацию продукции, декларируя неизменность ее качества. Это дает ему возможность снизить цену или повысить рентабельность продукции. Данный подход не оправдывает себя, когда снижение затрат приводит к изменениям конструкции и технологии производства продукции. Эти изменения, как правило, незаметные потребителю (например, замена материалов, снижающая надежность эксплуатации, уменьшение толщины слоя декоративного покрытия и т. д.), часто влекут за собой ухудшение характеристик продукции. В итоге эффект такой «экономии» будет отрицательным. Потребитель потеряет доверие не только к приобретенным изделиям, но и в целом к фирме-производителю. Восстановить авторитет фирмы на рынке очень трудно.
Отыскать оптимальный баланс между затратами и качеством можно только путем инженерно-экономических расчетов, используя при управлении затратами функционально-стоимостной анализ (ФСА).