Что такое бюджетирование затрат? Каковы границы его использования?




В условиях рыночной системы хо­зяйствования управление затратами на предприятии тесно свя­зано с финансовым управлением. Это достигается бюджетиро­ванием затрат, т. е. построением на предприятии системы бюджетного планирования, контроля и анализа затрат и финан­совых ресурсов. Внедрение бюджетирования ресурсов обеспе­чивает целый ряд преимуществ:

• планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные предполагаемые объемы и структуру затрат;

• утверждение месячных (квартальных, годовых) бюджетов предоставляет структурным подразделениям большую самосто­ятельность в расходовании фонда оплаты труда, что повышает ма­териальную заинтересованность работников в успешном выпол­нении плановых заданий;

• упрощение системы контроля бюджетных средств позволя­ет сократить непроизводительные расходы рабочего времени экономических служб предприятия;

• вводится более строгий режим экономии затрат и финансо­вых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из экономического кризиса.

Система бюджетирования охватывает на предприятии как про­изводственные подразделения, так и функциональные службы (отделы) и подразделения непромышленной группы.

Бюджетирование затрат структурных подразделений целесо­образно в известных границах.

Для производственных подразделений основного производ­ства, деятельность которых зависит от объема производства и реализации продукции (работ, услуг) предприятия, есть смысл ус­танавливать бюджеты затрат на выполнение отдельных догово­ров (проектов). Утверждение общего бюджета затрат таким под­разделениям оправдывает себя при стабильных условиях производства и реализации, каковые на практике наблюдаются достаточно редко. В условиях нестабильности объемов производ­ства и реализации продукции производственным подразделени­ям основного производства лучше всего устанавливать расчет­ный норматив затрат на единицу объема производства продукции (работ, услуг). Можно нормировать как общий объем затрат на единицу продукции, так и затраты на использование отдельных видов ресурсов (на заработную плату, материальные затраты, на энергоресурсы и другие).

Деятельность производственных подразделений вспомога­тельного производстваносит более сложный и противоречивый характер, чем функционирование подразделений основного про­изводства. Перед бюджетированием затрат на их деятельность необходимо определить состав этой деятельности. Например, ремонтно-механический цех может изготавливать запасные части для ремонта собственного оборудования, спецоснастку и специн­струмент для цехов основного производства (при отсутствии ин­струментального цеха), осуществлять капитальный ремонт и мо­дернизацию оборудования, привлекаться к изготовлению продукции цехов основного производства, оказывать услуги про­мышленного характера при ведении капитального строительства хозяйственным способом, выполнять отдельные заказы для ра­ботников предприятия. Понятно, что при такой сложной по соста­ву деятельности установление общего бюджета затрат цеху прак­тически невозможно. Целесообразно рассчитывать затраты по каждому виду деятельности, на основании определения норма­тива затрат на выполнение отдельных работ (заказов). Аналогич­ные трудности возникают при бюджетировании затрат ремонтно-строительного, транспортного и других цехов вспомогательного производства.

Наиболее оправданно бюджетирование затрат подразделений функционального управления, как в целом на предприятии, так и в его производственных цехах, например, цеховых бюро, лабора­ториях и др.

В целях организации системы управления затратами через механизм их бюджетирования следует создать на предприятии сквозную систему из функциональных бюджетов по экономичес­ким элементам затрат:

• фонда оплаты труда;

• материальных затрат;

• потребления энергии;

• амортизации;

• прочих расходов.

Бюджетирование затрат является совершенно необходимым минимально-допустимым условием работы производственных подразделений в условиях их экономической самостоятельности.

Основанием и базой расчета бюджета затрат являются опе­рационные бюджеты (бюджет продаж и производства, бюд­жет прямых материальных затрат, бюджет фонда оплаты тру­да, бюджет затрат на потребление всех видов энергии, бюджет амортизации, бюджет прочих расходов, бюджеты от­дельных проектов и программ, бюджет запасов и др.).

Операционные бюджеты для центров затрат и центров ответ­ственности рассчитываются на основе норм и нормативов, состав­ляющих единую систему нормативного хозяйства. Обоснован­ность и точность общей суммы бюджета затрат зависит от наличия и качества нормативов, по которым рассчитывают­ся операционные бюджеты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: