Основной формой планирования затрат на малом предприятии являются сметы, которые разрабатываются как в целом по малому предприятию, так и по центрам ответственности, а может быть, и по местам возникновения затрат. Могут составляться сметы и по назначению затрат (например, производственные и накладные затраты), а также по видам продукции, работ, услуг.
Исходной информацией для составления сметы затрат является программа продаж, т. е. объем и ассортимент реализации, на основании которых определяются план производства малого предприятия и нормативная база. В текущих сметах конкретизируются стратегические и тактические планы с учетом изменения условий (как внешних, так и внутренних) производства. Эти сметы утверждаются руководителем малого предприятия и предусматривают согласование и координацию действий различных производственных структур.
В финансовом плане смета затрат разрабатывается по элементам на основе данных:
— о материальных затратах (топливо, энергия, запчасти) исходя из плановой потребности в материальных ресурсах и стоимости их приобретения (включая транспортно-заготовительные расходы);
— о затратах на оплату труда, исходя из численности и средней заработной платы работников, и отчислений на социальные нужды;
— об амортизации (износе) с учетом ввода основных средств и их выбытия;
— прочих расходов.
Смета прямых затрат производственного участка, цеха (табл. 4) разрабатывается на квартал, но ежемесячно уточняется.
При планировании затрат на предстоящий период необходимо учесть изменение номенклатуры и ассортимента продукции, состава оборудования, технологию и организацию производства.
|
Смета накладных расходов малого предприятия (табл. 5) также разрабатывается поквартально, подлежит ежемесячному уточнению и служит основанием для контроля затрат.
Таблица 4
Смета прямых затрат производственного участка на... квартал
Элементы затрат | 1-й месяц | 2-Й месяц | 3-й месяц | На квартал | ||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | |
Материалы (изделия, конструкции, полуфабрикаты, энергоресурсы и т.д.) | ||||||||
Заработная плата рабочих | ||||||||
Отчисления на социальные нужды, входящие в состав единого социального налога | ||||||||
Прочие затраты | ||||||||
Итого прямые затраты |
Таблица 5
Смета накладных расходов малого предприятия на квартал
Статьи затрат | План | Факт | ||||||
по месяцам | Квартал | по месяцам | Квартал | |||||
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | |||
1.Заработная плата руководителей, специалистов и служащих | ||||||||
2. Начисления па заработную плату | ||||||||
3. Командировочные расходы | ||||||||
4. Канцелярские расходы | ||||||||
5. Почтово-телеграфные расходы | ||||||||
6. Расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных уcлуг | ||||||||
7. Подписка на периодические издания | ||||||||
8. Содержание служебного автотранспорта |
Сметы затрат, как прямых, так и косвенных, могут разрабатываться на основе анализа фактических затрат за прошлый период. При этом фактические показатели прошлого периода освобождаются от различных потерь. Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) выражает ее себестоимость.
|
Расчет себестоимости продукции (работ, услуг), должен проводиться исходя из планируемой номенклатуры и калькуляции себестоимости единицы продукции, а калькуляции разрабатываются по статьям затрат, с учетом их деления на переменные и постоянные.
Классификация затрат в разрезе статей калькуляции разрабатывается малым предприятием самостоятельно с учетом специфики производства, поставок сырья, материалов, используемых производственных фондов.
Форма планового расчета затрат на производство продукции (работ, услуг) малого предприятия предполагает два варианта расчета затрат:
— расчет суммы прямых затрат по участкам и косвенных расходов без их распределения между участками;
— распределение косвенных расходов между участками и определение полных затрат по каждому участку и в целом по малому предприятию.
Общая сумма затрат по первому варианту определяется в том случае, если калькуляция себестоимости единицы продукции по участкам выполняется не в размере их полных затрат, а только по прямым затратам. Косвенные расходы распределяются между участками пропорционально прямым затратам один раз в квартал и используются для калькуляции полной себестоимости (полных затрат) единицы продукции. Такие калькуляции могут осуществляться с разной периодичностью: ежемесячно, ежеквартально, в конце отчетного года и по мере необходимости.
|
Планирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) может осуществляться по сокращенной номенклатуре показателей.
Исчисление себестоимости только по прямым переменным затратам снижает трудоемкость расчетов и сокращает сроки их выполнения, что очень важно для малых предприятий и может служить обоснованием цены продукции, а также обеспечивает выбор наиболее эффективных работ.
В условиях рыночных отношений планирование себестоимости единицы продукции (работ, услуг) осуществляется на основе двух подходов:
• на основе затрат, исходя из условий производства;
• на основе рыночной цены товара, исходя из возможностей реализации.
Плановые расчеты полной себестоимости продукции (работ, услуг) служат основой определения прибыли. Общая прибыль малого предприятия слагается из финансового результата от производства и реализации продукции (работ, услуг), прибыли от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Планирование прибыли от производства и реализации продукции (работ, услуг) возможно:
• методом прямого счета, когда прибыль определяется как разница между доходом (выручкой) от реализации продукции и ее себестоимостью;
• укрупненным или нормативным методом, когда прибыль от реализации определяется умножением себестоимости реализуемой продукции на плановый норматив рентабельности (к себестоимости) или умножением объема реализации продукции на коэффициент прибыли (к объему реализации).
Такие расчеты могут производиться по отдельным видам продукции (работ, услуг), их группам или по всей продукции. В заключение уместно уточнить цели составления смет:
• координация деятельности различных подразделений малого предприятия и обеспечение гармоничности их функционирования;
• доведение планов до руководителей различных центров ответственности;
• стимулирование (мотивация) деятельности руководства по достижению целей малого предприятия;
• управление производством;
• оценка эффективности работы руководителей. Остановимся на последних двух целях. Составление сметы требует ежемесячного сравнения фактических данных с запланированными с целью определения причин, вызывающих отклонения.
Если проблема отклонений находится в сфере компетенции менеджера, он может принять соответствующие меры, чтобы не допустить подобных отклонений в будущем. Однако отклонения могут проявляться в результате того, что смета с самого начала была нереальной, или реальные условия сметного года отличались от прогнозируемых; в этом случае смета на оставшуюся часть года становится недействительной. Таким образом, неотъемлемой частью планирования, безусловно, можно назвать прогнозирование. Планирование и прогнозирование — это важнейшие и дополняющие друг друга функции управления. Плановые расчеты подкрепляются прогнозированием, т. е. научным предвидением будущего.
В течение сметного года менеджер должен периодически оценивать фактические результаты и пересматривать планы малого предприятия на будущее. При изменении реальных условий по сравнению с ожидавшимися — смета должна быть уточнена. Пересмотренная смета будет представлять собой пересмотренные производственные программы на оставшуюся часть сметного года. Важно отметить, что составление сметы на текущий год не заканчивается с началом сметного периода; это — непрерывный и динамичный процесс.
Смета помогает менеджеру управлять затратами на предприятии и контролировать их в том центре возникновения затрат, за который он отвечает. Сравнивая фактические результаты со сметными показателями, менеджер может установить, какие расходы не соответствуют плановым, и применить систему управления по отклонениям, концентрируя внимание на показателях, значительно отклоняющихся от запланированных. Изучая причины отклонений, менеджер должен уметь распознавать даже такие недостатки, как закупка материалов низкого качества. Определив причины неэффективности, следует принять соответствующие контрольные меры для исправления ситуации.
Работа менеджера может оцениваться его успехами в исполнении смет. Некоторые предприятия устанавливают своим сотрудникам вознаграждения в зависимости от их способностей достигать целей, намеченных в смете, или ставят их продвижение по службе в некоторую степень зависимости от исполнения смет. Смета затрат, таким образом, представляет собой полезное средство информирования руководителей о том, насколько хорошо менеджеры исполняют свои обязанности по реализации поставленных задач.