Как составляется смета затрат на производство?




Основной формой планирования затрат на малом предпри­ятии являются сметы, которые разрабатываются как в целом по малому предприятию, так и по центрам ответственности, а мо­жет быть, и по местам возникновения затрат. Могут составлять­ся сметы и по назначению затрат (например, производственные и накладные затраты), а также по видам продукции, работ, услуг.

Исходной информацией для составления сметы затрат явля­ется программа продаж, т. е. объем и ассортимент реализации, на основании которых определяются план производства малого предприятия и нормативная база. В текущих сметах кон­кретизируются стратегические и тактические планы с учетом из­менения условий (как внешних, так и внутренних) производства. Эти сметы утверждаются руководителем малого предприятия и предусматривают согласование и координацию действий раз­личных производственных структур.

В финансовом плане смета затрат разрабатывается по эле­ментам на основе данных:

— о материальных затратах (топливо, энергия, запчасти) ис­ходя из плановой потребности в материальных ресурсах и сто­имости их приобретения (включая транспортно-заготовительные расходы);

— о затратах на оплату труда, исходя из численности и сред­ней заработной платы работников, и отчислений на социальные нужды;

— об амортизации (износе) с учетом ввода основных средств и их выбытия;

— прочих расходов.

Смета прямых затрат производственного участка, цеха (табл. 4) разрабатывается на квартал, но ежемесячно уточняется.

При планировании затрат на предстоящий период необходимо учесть изменение номенклатуры и ассортимента продукции, со­става оборудования, технологию и организацию производства.

Смета накладных расходов малого предприятия (табл. 5) также разрабатывается поквартально, подлежит ежемесячному уточнению и служит основанием для контроля затрат.

Таблица 4

Смета прямых затрат производственного участка на... квартал

Элементы затрат 1-й месяц 2-Й месяц 3-й месяц На квартал
  План Факт План Факт План Факт План Факт
Материалы (изделия, конструкции, полуфабрикаты, энергоресурсы и т.д.)                
Заработная плата рабочих                
Отчисления на социальные нужды, входящие в состав единого социального налога                
Прочие затраты                
Итого прямые затраты                

 

Таблица 5

Смета накладных расходов малого предприятия на квартал

Статьи затрат План Факт  
    по месяцам Квар­тал по месяцам Квар­тал
    1-й 2-й 3-й     1-й 2-й 3-й    
1.Заработная плата руководителей, специалистов и служащих                
2. Начисления па заработную плату                
3. Командировочные расходы                
4. Канцелярские расходы                
5. Почтово-телеграфные расходы                
6. Расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных уcлуг                
7. Подписка на периодические издания                
8. Содержание служебного автотранспорта                

Сметы затрат, как прямых, так и косвенных, могут разра­батываться на основе анализа фактических затрат за прошлый период. При этом фактические показатели прошлого периода освобождаются от различных потерь. Смета затрат на произ­водство и реализацию продукции (работ, услуг) выражает ее себестоимость.

Расчет себестоимости продукции (работ, услуг), должен про­водиться исходя из планируемой номенклатуры и калькуляции себестоимости единицы продукции, а калькуляции раз­рабатываются по статьям затрат, с учетом их деления на пе­ременные и постоянные.

Классификация затрат в разрезе статей калькуляции разраба­тывается малым предприятием самостоятельно с учетом специ­фики производства, поставок сырья, материалов, используемых производственных фондов.

Форма планового расчета затрат на производство продукции (работ, услуг) малого предприятия предполагает два варианта расчета затрат:

— расчет суммы прямых затрат по участкам и косвенных рас­ходов без их распределения между участками;

— распределение косвенных расходов между участками и определение полных затрат по каждому участку и в целом по ма­лому предприятию.

Общая сумма затрат по первому варианту определяется в том случае, если калькуляция себестоимости единицы про­дукции по участкам выполняется не в размере их полных за­трат, а только по прямым затратам. Косвенные расходы рас­пределяются между участками пропорционально прямым затратам один раз в квартал и используются для калькуляции полной себестоимости (полных затрат) единицы продукции. Такие калькуляции могут осуществляться с разной периодич­ностью: ежемесячно, ежеквартально, в конце отчетного года и по мере необходимости.

Планирование затрат на производство и реализацию про­дукции (работ, услуг) может осуществляться по сокращенной но­менклатуре показателей.

Исчисление себестоимости только по прямым переменным затратам снижает трудоемкость расчетов и сокращает сроки их выполнения, что очень важно для малых предприятий и может служить обоснованием цены продукции, а также обеспечивает выбор наиболее эффективных работ.

В условиях рыночных отношений планирование себе­стоимости единицы продукции (работ, услуг) осуществляется на основе двух подходов:

• на основе затрат, исходя из условий производства;

• на основе рыночной цены товара, исходя из возможностей реализации.

Плановые расчеты полной себестоимости продукции (работ, услуг) служат основой определения прибыли. Общая прибыль малого предприятия слагается из финансового результата от производства и реализации продукции (работ, услуг), прибыли от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имуществен­ных прав, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Планирование прибыли от производства и реализации про­дукции (работ, услуг) возможно:

• методом прямого счета, когда прибыль определяется как раз­ница между доходом (выручкой) от реализации продукции и ее се­бестоимостью;

• укрупненным или нормативным методом, когда прибыль от реализации определяется умножением себестоимости реализуе­мой продукции на плановый норматив рентабельности (к се­бестоимости) или умножением объема реализации продукции на коэффициент прибыли (к объему реализации).

Такие расчеты могут производиться по отдельным видам про­дукции (работ, услуг), их группам или по всей продукции. В заключение уместно уточнить цели составления смет:

• координация деятельности различных подразделений мало­го предприятия и обеспечение гармоничности их функциониро­вания;

• доведение планов до руководителей различных центров от­ветственности;

• стимулирование (мотивация) деятельности руководства по достижению целей малого предприятия;

• управление производством;

• оценка эффективности работы руководителей. Остановим­ся на последних двух целях. Составление сметы требует ежеме­сячного сравнения фактических данных с запланированными с целью определения причин, вызывающих отклонения.

Если проблема отклонений находится в сфере компетенции менеджера, он может принять соответствующие меры, чтобы не допустить подобных отклонений в будущем. Однако отклонения могут проявляться в результате того, что смета с самого начала была нереальной, или реальные условия сметного года отлича­лись от прогнозируемых; в этом случае смета на оставшуюся часть года становится недействительной. Таким образом, неотъемлемой частью планирования, безусловно, можно назвать прогнозирование. Планирование и прогнозирование — это важ­нейшие и дополняющие друг друга функции управления. Пла­новые расчеты подкрепляются прогнозированием, т. е. научным предвидением будущего.

В течение сметного года менеджер должен периодически оце­нивать фактические результаты и пересматривать планы малого предприятия на будущее. При изменении реальных условий по сравнению с ожидавшимися — смета должна быть уточнена. Пе­ресмотренная смета будет представлять собой пересмотренные производственные программы на оставшуюся часть сметного года. Важно отметить, что составление сметы на текущий год не заканчивается с началом сметного периода; это — непрерывный и динамичный процесс.

Смета помогает менеджеру управлять затратами на пред­приятии и контролировать их в том центре возникновения зат­рат, за который он отвечает. Сравнивая фактические результаты со сметными показателями, менеджер может установить, ка­кие расходы не соответствуют плановым, и применить систему управления по отклонениям, концентрируя внимание на пока­зателях, значительно отклоняющихся от запланированных. Изучая причины отклонений, менеджер должен уметь распоз­навать даже такие недостатки, как закупка материалов низко­го качества. Определив причины неэффективности, следует принять соответствующие контрольные меры для исправления ситуации.

Работа менеджера может оцениваться его успехами в ис­полнении смет. Некоторые предприятия устанавливают своим сотрудникам вознаграждения в зависимости от их способностей достигать целей, намеченных в смете, или ставят их про­движение по службе в некоторую степень зависимости от ис­полнения смет. Смета затрат, таким образом, представляет со­бой полезное средство информирования руководителей о том, насколько хорошо менеджеры исполняют свои обязанности по реализации поставленных задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: