Система организационной культуры по Фатцеру




Фатцер использует систему координат с двумя измерениями (ориентация на личность и на результат).

Ориентация на личность слабая + слабая ориентация на результат (1 квадрант)

Апатичная культура, характеризующаяся:

· Недостатком интересам к результатам работы и людям

· Манипуляциями, поддержанием имиджа, кабинетной политикой

· Вытеснением и отрицанием.

Ориентация на клиента слабая + ориентация на результат ярко выраженная (2 квадрант)

Культура надсмотрщика:

· Мышление категорией результата и успеха доминирует над человеческим мышлением

· Людей легко заменяют

· Индивидуальное достижение важнее группового

· Низкая степень надежности и недолгие перспективы развития

· Противоречивые сигналы, например, в отношении риска

· Имеет место при:

экстремально слабой/сильной позиции на рынке

односторонних руководителях, отщепенцах.

Ориентация на личность ярко выраженная + ориентация на результат слабая (3 квадрант)

Культура заботливости («загородный клуб»):

· Большой интерес к отношениям по сравнению с результатами труда

· Высокая степень надежности сохранения рабочих мест

· Признание за выслугу лет, конформизм, согласие с начальником

· Новые идеи приветствуются, но не реализуются

· Имеет место:

в монополистических организациях;

при патриархальных руководителях.

Ярко выраженная ориентация на личность + ярко выраженная ориентация на результат (4 квадрант)

Интегративная культура:

· Вызывающие задания, значительные свободы и диапазон ответственности, щедрое признание

· Оценка значимости личности является выражение значимости реального и потенциального вклада

· Общее благополучие и равновесие выше отдельных достижений

· Имеет место:

в инновационных организациях;

при надежных руководителях, руководителях-преобразователях.

Система организационной культуры по Фатцеру может быть представлена графически в виде матрицы из четырех квадрантов. В левом нижнем углу фиксируем нулевую отметку, вправо по горизонтали и вверх по вертикали ориентация (на результат и на персонал) возрастает.

 

3. Культура заботливости высокая ориентация на персонал низкая ориентация на результат 4. Интегративная культура высокая ориентация на персонал высокая ориентация на результат
1. Апатичная культура низкая ориентация на персонал низкая ориентация на результат 2. Культура «надсмоторщика» низкая ориентация на персонал высокая ориентация на результат

 

 

Матричный подход в определенной системе координат (ориентация на личность и на результат) позволяет определить местоположение ОК конкретной организации внутри квадранта, а также направление желаемых изменений.

В управленческой практике присутствуют все типы ОК по Фатцеру: существуют организации для которых достаточно органична культура заботливости или культура «надсмоторщика». Но очевидно, что апатичная культура является наименее эффективной, а целью любой организации может быть формирование интегративной культуры.

Переход из квадрантов 1, 2 и 3 в квадрант 4 может идти как наиболее короткими путями (при наличии у организации ресурсов и осознанной необходимости проведения изменения), так и постепенными переходами через другие квадранты. Например, из квадранта 1 можно перейти сначала в квадрант 3 при наличии у организации ресурсов для проявления заботы о персонале (на улучшение условий труда, усиление мотивации и др.), а затем осуществить переход в квадрант 4 за счет повышения эффективности деятельности персонала, усилив, таким образом, ориентацию на результат.

 

Контрольные вопросы по теме 3:

1. Какое практическое значение имеет классификация организационной культуры?

2. Какие критерии используют для классификации организационных культур Вебер, Глазль, Фатцер?

3. В чем состоят недостатки и преимущества классификации оргкультур М.Вебера?

4. У всех ли организаций можно оценивать культуру по классификации Глазля?

5. Какую графическую схему можно использовать для характеристики организационной культуры по Фатцеру (апатичная культура; культура надсмоторщика; культура заботливости; интегративная культура)?

Практические задания по теме 3:

Задание 1. Используя классификацию организационной культуры Глазля, определите, для каких организаций, предприятий, компаний (по видам деятельности) в наибольшей степени подходят те или иные типы оргкультуры, представив результаты в таблице. В качестве примеров можно использовать организации разной ведомственной принадлежности, разного уровня пространственного охвата (глобальные компании мирового уровня, предприятия региона и т.п.), разных сфер деятельности. На каждый тип ОК приведите как минимум по три примера.

 

 

Тип ОК по Глазлю Конкретный пример
Театр  
Крепость  
Отряд крестоносцев  
Санаторий  

 

Задание 2.

Используя кейс-ситуацию «Организационная культура ресторана "Балчуг"», выявите тип ОК ресторана «Балчуг» по теории Фатцера, поместив в конкретный квадрант и определив положение внутри квадранта. Дайте комментарии по ОК ресторана с учетом типа культуры. Определите, если это необходимо, направления изменения ОК с переходом в другие квадранты.

 

Раздел второй



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: