Фатцер использует систему координат с двумя измерениями (ориентация на личность и на результат).
Ориентация на личность слабая + слабая ориентация на результат (1 квадрант)
Апатичная культура, характеризующаяся:
· Недостатком интересам к результатам работы и людям
· Манипуляциями, поддержанием имиджа, кабинетной политикой
· Вытеснением и отрицанием.
Ориентация на клиента слабая + ориентация на результат ярко выраженная (2 квадрант)
Культура надсмотрщика:
· Мышление категорией результата и успеха доминирует над человеческим мышлением
· Людей легко заменяют
· Индивидуальное достижение важнее группового
· Низкая степень надежности и недолгие перспективы развития
· Противоречивые сигналы, например, в отношении риска
· Имеет место при:
экстремально слабой/сильной позиции на рынке
односторонних руководителях, отщепенцах.
Ориентация на личность ярко выраженная + ориентация на результат слабая (3 квадрант)
Культура заботливости («загородный клуб»):
· Большой интерес к отношениям по сравнению с результатами труда
· Высокая степень надежности сохранения рабочих мест
· Признание за выслугу лет, конформизм, согласие с начальником
· Новые идеи приветствуются, но не реализуются
· Имеет место:
в монополистических организациях;
при патриархальных руководителях.
Ярко выраженная ориентация на личность + ярко выраженная ориентация на результат (4 квадрант)
Интегративная культура:
· Вызывающие задания, значительные свободы и диапазон ответственности, щедрое признание
· Оценка значимости личности является выражение значимости реального и потенциального вклада
· Общее благополучие и равновесие выше отдельных достижений
|
· Имеет место:
в инновационных организациях;
при надежных руководителях, руководителях-преобразователях.
Система организационной культуры по Фатцеру может быть представлена графически в виде матрицы из четырех квадрантов. В левом нижнем углу фиксируем нулевую отметку, вправо по горизонтали и вверх по вертикали ориентация (на результат и на персонал) возрастает.
3. Культура заботливости высокая ориентация на персонал низкая ориентация на результат | 4. Интегративная культура высокая ориентация на персонал высокая ориентация на результат |
1. Апатичная культура низкая ориентация на персонал низкая ориентация на результат | 2. Культура «надсмоторщика» низкая ориентация на персонал высокая ориентация на результат |
Матричный подход в определенной системе координат (ориентация на личность и на результат) позволяет определить местоположение ОК конкретной организации внутри квадранта, а также направление желаемых изменений.
В управленческой практике присутствуют все типы ОК по Фатцеру: существуют организации для которых достаточно органична культура заботливости или культура «надсмоторщика». Но очевидно, что апатичная культура является наименее эффективной, а целью любой организации может быть формирование интегративной культуры.
Переход из квадрантов 1, 2 и 3 в квадрант 4 может идти как наиболее короткими путями (при наличии у организации ресурсов и осознанной необходимости проведения изменения), так и постепенными переходами через другие квадранты. Например, из квадранта 1 можно перейти сначала в квадрант 3 при наличии у организации ресурсов для проявления заботы о персонале (на улучшение условий труда, усиление мотивации и др.), а затем осуществить переход в квадрант 4 за счет повышения эффективности деятельности персонала, усилив, таким образом, ориентацию на результат.
|
Контрольные вопросы по теме 3:
1. Какое практическое значение имеет классификация организационной культуры?
2. Какие критерии используют для классификации организационных культур Вебер, Глазль, Фатцер?
3. В чем состоят недостатки и преимущества классификации оргкультур М.Вебера?
4. У всех ли организаций можно оценивать культуру по классификации Глазля?
5. Какую графическую схему можно использовать для характеристики организационной культуры по Фатцеру (апатичная культура; культура надсмоторщика; культура заботливости; интегративная культура)?
Практические задания по теме 3:
Задание 1. Используя классификацию организационной культуры Глазля, определите, для каких организаций, предприятий, компаний (по видам деятельности) в наибольшей степени подходят те или иные типы оргкультуры, представив результаты в таблице. В качестве примеров можно использовать организации разной ведомственной принадлежности, разного уровня пространственного охвата (глобальные компании мирового уровня, предприятия региона и т.п.), разных сфер деятельности. На каждый тип ОК приведите как минимум по три примера.
Тип ОК по Глазлю | Конкретный пример |
Театр | |
Крепость | |
Отряд крестоносцев | |
Санаторий |
Задание 2.
Используя кейс-ситуацию «Организационная культура ресторана "Балчуг"», выявите тип ОК ресторана «Балчуг» по теории Фатцера, поместив в конкретный квадрант и определив положение внутри квадранта. Дайте комментарии по ОК ресторана с учетом типа культуры. Определите, если это необходимо, направления изменения ОК с переходом в другие квадранты.
Раздел второй