Наиболее распространенным методом анализа макрофакторов является PESTEL-анализ, который может быть представлен в следующих вариантах (см. таблицу).
Варианты PEST- анализа | Расшифровка названия метода анализа |
PEST/СТЭП | Political + Economic+ Social + Technological (политические, экономические, социально-культурные и технологические факторы)/Социальные + Технологические + Экономические + Политико-правовые |
PESTEL | PEST + Environmental / Ecological + Legal (PEST + природные (экологические) + правовые факторы) |
PESTELI | PESTEL + Industry analysis (PESTEL анализ, дополненный отраслевым анализом рынка) |
STEEP | PEST + Ethical (PEST + факторы этического характера) |
LONGPEST | PEST + Local + National + Global factors (PEST анализ с оценкой факторов на местном, национальном и глобальном уровне) |
В матрице PEST- анализа представлены факторы по каждой группе, которые следует принимать во внимание при проведении изменений (см. таблицу).
PEST- анализ | |
Р (Political) · тип управления государством · стабильность правительства · свобода слова · нормы законодательства · уровень бюрократии и коррупции · тенденции к регулированию или дерегулированию · законодательство в области труда и социальной защиты населения · наиболее вероятные политические изменения на ближайшие 3-5 лет · уровень развития международных отношений | Е (Economic) · степень развития бизнес структуры · темпы роста экономики · уровень процентной ставки, темпы инфляции, курс валют · уровень безработицы, ситуация на рынке труда, стоимость труда · степень глобализации экономики · уровень располагаемого дохода населения · налоговая политика · степень развития банковской системы и инфраструктуры · наиболее вероятные экономические изменения на ближайшие 3-5 лет |
S (Social) · численность населения, половозрастная структура населения, динамика этих показателей · миграция населения · уровень здоровья · размеры социальных групп · уровень образования · мобильность населения · привычки и характер поведения работников, отношение к труду · общественные нормы поведения и ценности · уровень и стиль жизни · наиболее вероятные социо-культурные изменения на ближайшие 3-5 лет | T (Technological) · вклад технологий в развитие рынка · развитие информационно-коммуникационных технологий и мобильных устройств · активность и развитие научных исследований · степень использования, внедрения и передачи технологий · уровень развития инновационных технологий · соответствие уровней развития техники и технологий · наиболее вероятные технико-технологические изменения на ближайшие 3-5 лет |
|
В качестве иллюстративного материала для оценки уровня влияния макрофакторов можно рассмотреть пример по развитию системы общественного транспорта (см. таблицу).
Группы факторов PEST- анализа | Характеристика фактора | Уровень влияния |
Р (Political) | Государственное регулирование в области общественного транспорта представляет массу ограничений | Потенциально негативный эффект на развитие транспортной индустрии «-» |
Е (Economic) | Рост цен на бензин | Возможно положительное влияние на развитие общественного транспорта (повышение спроса, отказ от личного транспорта) «+» |
Экономический кризис вынуждает многие семьи жить в режиме экономии, а расходы на личный транспорт – одна из статей расходов, которая может быть сокращена | Потенциально положительное влияние на развитие общественного транспорта «+» | |
Рост уровня доходов как индивидов, так и семей в крупных городах, и связанный с этим рост числа людей, способных купить личный автомобиль | Потенциально негативное влияние «-» | |
Рост числа собственников автомобилей | Потенциально негативное влияние «-» | |
S (Social) | Рост населения и увеличение числа туристов/мигрантов предполагает рост потребности в общественном транспорте | Потенциально позитивный эффект «+» |
Старение населения будет оказывать большое влияние на рост спроса в услугах общественного транспорта у пожилых людей (для сохранения социальных контактов и мобильности) | Потенциально позитивный эффект «+» | |
Рост влияния экологических факторов и требование развивать экологически чистые виды транспорта | Потенциально позитивный эффект на развитие транспортной индустрии «+» | |
Люди стремятся экономить время и ищут возможности эффективно перемещаться по городу, используя выделенные линии для общественного транспорта | Потенциально позитивный эффект «+» | |
Люди стремятся к комфорту и социальному статусу, который им может дать личный транспорт | Потенциально негативный эффект «-» | |
T (Technological) | Быстрое развитие компьютерных технологий, интернета, возможность проведения видео-конференций позволяют людям работать из дома и не быть связанными с офисом | Потенциально негативный эффект «-» |
|