Метод фокальных объектов
Применение МФО включает следующие шаги/стадии:
- Определение объекта изменения/обновления – фокального объекта.
- Выбор случайных объектов.
- Определение параметров случайных объектов, отобранных на шаге 2.
- Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом.
- Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.
- Формулировка отобранных на шаге 5 идей в виде готовых решений.
- Разработка плана реализации полученного решения.
Рассмотрим каждую стадию.
1. Название «фокальный объект» для предмета обновления происходит от того, какой объект попадает в фокус нашего внимания. Вокальный объект показывает, что находится в фокусе, на чем сосредоточивается мысль. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения.
- Случайные объекты никак не должны быть связаны с фокальным. Если в качестве фокального объекта выбрано «окно», то в качестве случайных объектов не рекомендуется выбирать подоконник, стены или шторы.
Если в качестве фокального объекта выбрана услуга или какое-либо «действо», то в качестве случайных объектов необходимо выбирать:
а) «живые» объекты, например: растения, животные, профессии и т.д.;
б) объекты «действия», например: цирк, сумасшедший дом, завод и т.д.;
в) явления природы, например: гроза, водопад, пожар и т.д.
- У случайных объектов необходимо найти и выписать максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо стараться избегать общеупотребительных терминов, таких как: красивый, удобный, модный, надежный и т.д. Эти термины характеризуют очень многие объекты и несут в себе большой заряд психологической инерции, поэтому высока вероятность того, что на четвертом и пятом шаге они дадут «пустое» соотношение.
Найденные параметры случайных объектов формулируются одним словом и заносятся в таблицу автоматически, не раздумывая.
|
А | Б | В | |
4. Механическое совмещение фокального объекта с выписанными параметрами случайных объектов, соединяя их в читаемое словосочетание. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний:
ФО + А1 = ФО + Б1 = ФО + В1 =
ФО + А2 = ФО + Б2 = ФО + В2 =
ФО + А3 = ФО + Б3 = ФО + В3 =
ФО + А4 = ФО + Б4 = ФО + В4 =
ФО + А5 = ФО + Б5 = ФО + В5 =
5. Пятый шаг, пожалуй, самый творческий этап МФО, когда необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение. На этом шаге необходимо творчески подойти к рассмотрению каждого получившегося сочетания.
На вопрос «что получилось?», необходимо подобрать несколько вариантов. Если окажется, что полученное сочетание не ново или уже используется и присутствует на рынке, следует попробовать подобрать другой вариант.
На вопрос «где это можно использовать?», можно и даже нужно предлагать неожиданные варианты.
Ответ на вопрос «кому это надо?» помогает определиться с целевой аудиторией. Кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить деньги.
На этом этапе нет необходимости строить таблицу, достаточно ответить на три поставленных вопроса и привести два-три примера обновления продукта.
|
6. На этом шаге необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта.
7. Седьмой шаг является проектно-организационным, на котором отвечают на вопрос «Как на практике осуществить полученные решения?»
Типы личности по отношению к изменениям (по анкете)
Тип А. Традиционалист
Изменения беспокоят Вас, если не сказать, внушают страх. Вы уважаете старые порядки, потому, что Вам нужны неизменные правила, чтобы чувствовать себя защищенным. Поэтому Вы с радостью лелеете традиционные ценности. Вас нельзя обвинить в неправоте, когда Вы говорите, что определенные принципы порядка до сих пор являются определяющими для совместной жизни людей. Однако при этом не следует забывать о том, что времена меняются. Нельзя отрицать. Что общество развивается, а вместе с этим старые традиции отмирают или теряют смысл. Поэтому не держитесь за старые принципы, которые отягощают Вашу жизнь и жизнь Ваших близких.
Тип Б. Реалист
Вы реалистично оцениваете изменения: что должно, то должно быть. Даже тогда, когда изменения связаны с болезненными расставаниями и привычками. Хотя Вы идете в ногу со временем, Вы совершаете изменения только такого содержания, какое Вам кажется оправданным. Изменения любой ценой – это не Ваш стиль. Новшества Вы вводите не резко, а последовательно приспосабливая их к меняющимся условиям окружающей среды. Инстинктивно вы чувствуете, что жизнь означает рост и изменения. Этот принцип Вы подняли до лейтмотива Ваших действий. Ваше кредо: если изменить больше ничего нельзя, приходит смерть.
|
Тип В. Вольнодумец
Изменения означают для Вас радость жизни. Традиции и обычаи Вы не очень уважаете. Заезженные структуры и устаревшие идеи нагоняют на вас тоску. Это находит выражение как в Вашем поведении, так и в одежде. Вы не держитесь за длительные отношения. Представление о том, что Вы должны всю жизнь прожить с одним человеком, пугает Вас. В работе Вам также нужно разнообразие. Как только работа перестает Вас интересовать, Вы начинаете искать другую. Неужели это всего лишь Ваша тоска по свободе и независимости, ради которой Вы хотите в течение всей Вашей жизни что-то переделывать. Или, может быть, это всего лишь Ваш страх перед привязанностью, который превращает Вас в вечного странника без постоянного жилища.