Происхождение, особенности и периодизация античной философии




Античная философия представляет собой совокупность уче­ний, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н. э. по VI в. н. э. Это целая историческая эпоха от форми­рования архаических полисов на ионийском и италийском по­бережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса, перехода в Древнем Риме от рес­публики к монархии. Обычно начало древнегреческой филосо­фии связывают с именем Фалеев Милетского (625—547 гг. до н. э.), конец — с декретом византийского императора Юстини­ана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).

Это тысячелетнее развитие философских идей демонстри­рует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином космическом универсуме природы, бо­гов и человека. Во многом это объясняется языческими (поли­теистическими) корнями античной философии, и в то же вре­мя свидетельствует об особом, присущем данной эпохе теорийном настрое созерцательности, стремлении одним взглядом охватить всю ойкумену, мироздание в целом.

«Основное содержание античной философии составляет фи­лософия древних греков, собственно римскую философию выч­леняют из философии эллинистического периода, развивавшей­ся в Греции и Риме с III в. до н э. Для греков природа выступа­ет единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии.

Человеческий разум у греков освободился от власти богов, грек их уважает и не будет оскорблять, но в своей повседнев­ной деятельности он будет преследовать собственные интере­сы и полагаться на самого себя, зная, что не потому человек счастлив, что его любят боги, а потому его любят боги, что он счастлив. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (nomos), который возвышается над ча­стными интересами. Номос — это разумное установление, при­нятое всеми жителями города, его гражданами, и равнообязательное для всех. Поэтому такой город есть также государство, город-государство, полис. В полисе закон (nomos) приобрета­ет характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуж­дению.

Полисный характер греческой жизни с ее ролью народно­го собрания и публичных ораторских состязаний объясняет до­верие греков к разуму, теории, а поклонение безличному аб­солюту (природе) — постоянный интерес философии к пробле­мам физики (от слова «фюсис» — природа), которая в даль­нейшем развитии философии оказывается тесно связанной с метафизикой (учением о первоосновах бытия). Гражданский характер общественной жизни и роль личностного начала в ней нашли обоснование в этике (практической философии), обо­сновывающей человеческие добродетели, должную меру че­ловеческой жизни. Созерцательность, рассмотрение проблем мироздания в единстве природы, богов и человека служила обоснованием норм человеческой жизни, положения челове­ка в мире, путей достижения благочестия, справедливости и даже личного счастья.

Сама картина мироздания, характерная для возникающей философии, представляет собой данный в наглядно-образной форме ответ на вопросы полисной жизни. Здесь присутствуют основные реалии личной и общественной жизни древнего гре­ка: человек, бог и государство. Но боги не могут дать ответа на ставшие жизненно важными вопросы о справедливости и бла­гочестии, силе и мудрости и т. д. На эти, бывшие привилегией богов вопросы (собственно, каждый бог — это персонифициро­ванный ответ на вопросы хозяйственной, политической, семей­

ной и общественной жизни) дерзает ответить философия, от­крыто заявляющая о своей любви к мудрости, считающейся отныне «полезной», в отличие от мифов, расцениваемых отны­не как «вымыслы прежних времен», бесполезные и бессмыс­ленные.

Обостренный интерес к явлениям политической жизни, межполисным и внутриполюсным отношениям, сочетается у первых философов, начиная с Фалеса, с размышлениями о судь­бах мироздания. При этом они переносят и политическую тер­минологию, и политическую (от слова «политес» — гражданин) проблематику на модель мироздания. Но было бы неправомер­но рассматривать эту особенность лишь как следствие мифо­логического мышления, от которого нарождающаяся филосо­фия не могла избавиться. Благодаря перенесению проблем борь­бы и справедливости на космос и рассмотрению его в рамках космической компенсации и меры, открывался целый спектр возможностей рационального обсуждения фундаментальных вопросов философии и разрушения мифологической картины мира, где господствовали боги-олимпийцы.

Философия приходит на смену предфилософским описани­ям мира, содержащимся уже в поэмах Гомера и Гесиода, то­гда, когда происходит отказ от персонифицированного взгляда на мир, при котором каждый из богов-олимпийцев олицетво­рял ту или иную природную стихию, тот или иной социальный навык (Зевс, Посейдон, Аид, Афродита, Афина, Гефест, Арес и другие боги-олимпийцы), и начинается поиск безличного ос­нования всех вещей, первосубстанции, которая у первых фило­софов и отождествлялась чаще всего с той или иной природной стихией. Соответственно природа («фюсис») занимает централь­ное место в философских размышлениях, что позволяет харак­теризовать первых философов как «физиков», «фисиологов» в терминологии Аристотеля.

При этом природа не обосабливается как объект самостоя­тельного и специального рассмотрения и не отрывается от ок­ружающих человека вещей, не изначально трансцендируется, а предстает перед человеком труднопостижимым, но доступ­ным абсолютом и оказывается предметом созерцания прежде всего как совокупность окружающих человека вещей. Другое дело, что человек не может и не должен останавливаться на фе­номенах, «человек философствующий» начинает «удивляться» повседневному окружению, он ищет подлинной природы, ко­торая «любит скрываться». Не случайно названия философских работ носят традиционный характер «В природе вещей» («Пери фюсеос»). На этом пути возникающая философия обращается к началам мироздания — «архе».

Понятие «начала» («архе») имеет изначальный смысл управ­ления, власти, составлявших ранее прерогативу богов, обраще­ние к природным стихиям как к началам мироздания свидетель­ствует о перенесении божественных свойств и поведенческих регуляций с богов на природу. Природа при этом рассматрива­лась как живое (гилозоизм), одушевленное (панпсихизм) и бо­жественное (пантеизм) целое. Хотя природа превращается у гре­ков в объект теорийного видения, на этом пути и развивается ее понятийный аппарат, первоначально в ранней философии сохра­няются следы персонификации, а гилозоизм оказывается неис­кореним из философских концепций природы, что свидетельство­вало не только о мифологическом прошлом философии, но в рамках философии позволяло обосновать присутствие человека в мире, его субстанциональную укорененность в природе.

Космогонические учения (учение о происхождении мира), космология (учение об устройстве мироздания), на смену кото­рой затем приходит онтология учение о бытии), этика не отде­лены друг от друга, они все вместе характеризуют античную философию, которая ставила своей целью обосновать рацио­нальное мироустройство, включая разумный порядок вещей и человеческой жизни. Размышления о том, что есть этот мир, составляют содержание «физики» (космогония и космология). Размышления о том, как существует этот мир и как осуществ­ляется в нем порядок, как возможны справедливость, благоче­стие и право, каковы неизменные и вечные основания миро­здания — все это входит в вопросы метафизические. Такого рода вопросы свидетельствовали о переосмыслении «божественнос­ти» космоса, его вечных законов, которые люди традиционно связывали с именами богов и которые с эмансипацией приро­ды и человека от божественного вмешательства превратились в «вечные вопросы» философии.

Соответственно первый период греческой философии (6 в. до н. э.) — это натурфилософский период, когда на первый план выходят проблемы философии природы. В пределах этого пе­риода выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен. Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид) и по­здних натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). Ран­ние натурфилософы — монисты.Они обращаются к поиску одного начала, с которым и связывают происхождение и суще­ствование мира. Поздние натурфилософы — плюралисты, они вводят множество начал и обосновывают тот или иной прин­цип космообразования.

Второй период — период классической философии (V—IV в. до н. э.), который обычно начинают философией софистов и Сократа. Соответственно за философами первого периода со­храняют при этом название «досократики», полагая, что лишь с Сократа начинается обращение к человеку, то есть собствен­но антропологическая ступень философии, в отличие от преды­дущей, натурфилософской. Эта точка зрения не разделяется всеми исследователями. Уже в свое время Ницше подчеркивал могучий онтологизм досократиков и критиковал Сократа за то, что он завлек европейскую философию на сухую почву рацио­нализма. Учеником Сократа был Платон, который во многом восстановил мифопоэтическую картину мира и в то же время противопоставил физическим описаниям онтологические обо­снования. Аристотель создал категориальный аппарат филосо­фии и превратил ее в научное (в античном понимании этого слова как доказательное) знание.

Третий период — эллинистически-римская философия (III в. до н. э. — VI в. н. э.), развивавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме, представлена такими течениями, как эпикурей­ство, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм. В этот период не наблюдается разработки фундаментальных физических и онто­логических идей. На первый план выходят проблемы этики, обо­снования человеческой жизни, а аргументация черпается из предыдущих философских систем, из физики Гераклита, Де­мокрита, теории идей Платона, и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: