Древнегреческая натурфилософия




Если выделять в древнегреческой философии ранний пери­од, то к нему могут быть отнесены две философские школы — ионийская философия и италийская философия. Ионийская философия объединяет философов, которые жили и учили в городах, находящихся на побережье Ионийского моря — Милете и Эфессе. В Милете была создана милетская школа фило­софии, основателем которой являлся Фалес, а его последовате­лями и учениками были Анаксимандр и Анаксимен. В Эфесе жил и учил знаменитый философ Гераклит. Но не только гео­графическая близость объединяет этих философов. Здесь при­сутствует и содержательное единство, которое проявляется в космической наглядности, обращении к модели мира и резю­мируется в космических образах, космологических построени­ях и космогонических описаниях. Непосредственный философ­ский интерес направлен на человеческое окружение, которое космизируется, достигает космической симфонии, космического описания.

Другая школа — италийская, в нее входят Ксенофан, Пи­фагор, Парменид, Зенон, которых в свою очередь подразделя­ют на две школы — пифагорейцев во главе с Пифагором и элеатов, где центральной фигурой признается Парменид. Эта школа возникла на окраинах греческого мира, в древней Италии, в Кротоне и в Элее. Но и здесь превалирует не географическое местоположение, а содержательное единство, которым высту­пает для италийцев обращение к внутреннему миру человека. Интроспективный анализ позволяет пифагорейцам утвердить число в качестве первооснования, а обращение к разуму венча­ет у Парменида длительный путь самоуглубления, который позволяет открыть истинную картину мира.

Однако недоверие к внешнему миру, к наглядному и образ­ному его восприятию подрывает состоятельность, физической, физиологической аргументации, которую использовали ранне-греческие мыслители, рассматривавшие природу как живой, са­моразвивающийся организм. Поэтому после Парменида прихо­дится обосновывать и источник движения, и неизменность первооснований мироздания, в связи с чем Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит ставят вопрос о множественности начал и источни­ке космического движения.

Милетская философия. Основоположник милетской на­турфилософии Фалес (625—547 гг. до н. э.) — мудрец и фило­соф — характеризуется в многочисленных сообщениях о нем как человек с разносторонними и глубокими познаниями. Чрезвы­чайно широкий круг вопросов, над которыми размышлял Фа­лес, охватывает явления природные (метеорология, переплета­ющаяся с астрономией, география, геометрия), социальные (он

один из семи мудрецов, политический советник города) и за­вершается проблемами собственно философскими (устройства всего мироздания).

Собственно философские положения Фалеса содержатся в немногочисленных сообщениях Аристотеля. Первое — «все — из воды», второе — «все одушевлено и полно демонов». Иссле­дователи отмечают, что Аристотель, интерпретировав воду Фалеса в терминах «субстрат» и «элемент», модернизирует его учение, приписывает неадекватную его содержанию термино­логию. Действительно, Аристотель считает, что милетские мыслители не пошли дальше отыскания материальной причи­ны, но он же сообщает важные сведения, что материальное первооснование милетцев, в частности, вода — начало живое и одушевленное. В соответствии с этим и можно заключить, что вода — начало не только субстанциональное, но и дающее жизнь, генетическое.

Последователю и ученику Фалеса Анаксимандру (610— 546 гг. до н. э.) принадлежит ряд фундаментальных для фило­софского миропонимания идей о начале мироздания («апейроне»), о миропорядке как саморегулирующемся социопорядке. Учение об «алейроне» тесно переплетено с космогонической концепцией Анаксимандра. Космология и космогония служат своеобразным введением в его «основную философему». Кос­мология вводит нас в мир окружающих человека природных явлений, которые одновременно являются и космическими.

Анаксимандр стремится прежде всего зафиксировать ста­бильное положение земли (как это делал и Фалес), которое обосновывает обращением к наглядно представляемым пропор­циям: Земля — цилиндр, высота которого равна трети его ши­рины; размер солнечного круга, окаймляющего мироздание, в 27 раз больше земного; размер внутреннего (лунного) круга больше земного в 18 раз; звездного (наиболее приближенного к земле) в 9 раз. Обращение к математическим пропорциям и геометрической наглядности (что в данном случае несомненно) демонстрирует строго обязательный порядок во Вселенной.

Обращение к космогонии Анаксимандра позволяет осветить некоторые аспекты данного вопроса. Сам космогонический процесс имеет свое начало — «апейрон». Псевдо-Плутарх, в передаче которого мы имеем космологическую концепцию Анаксимандра, вместо термина аретоп использует aidion (вечное). Отметим, что терминология Аристотеля, пишущего, что «апейрон» «все охватывает и всем правит», признается адекват­ной учению Анаксимандра, поскольку она легко входит в ре­конструируемый исследователями ансамбль архаических выра­жений Анаксимандра. От «апейрона» как вечного движения отделяется порождающее начало (gonimon) тепла и холода. Можно присоединиться к приводимой многими исследователя­ми идентификации тепла с огнем, холода с воздухом.

При этом становится понятным и сообщение Аристотеля о противоположных стихиях (воздухе, огне и воде), каждая из которых не является «апейроном», иначе другие, по отноше­нию к ней, погибли бы. Что касается воды, о которой ничего не говорится у Псевдо-Плутарха, то уже у Симпликия допус­кается, правда, в неадекватной терминологии, наряду с огнем и воздухом (теплое и холодное) наличие сухого и влажного (земля и вода). Используя сообщение Симпликия, можно сде­лать вывод о том, что у Анаксимандра невозможен переход одной стихии в другую и речь идет о рождении прямо из «апей­рона».

Космогония Анаксимандра, если рассматривать ее в кон­тексте более широких идей о человеке и о бесчисленных ми­рах, вводит нас непосредственно в круг его основных философ­ских положений: как только речь заходит о взаимоотношении «апейрона» и существующего мира, космогония переходит в философию. Симпликий, приводя выдержку из Теофраста, со­общает знаменитый фрагмент Анаксимандра: «Из тех (вещей), из которых рождаются все сущие (вещи), в те же самые (вещи) они разрушаются но необходимости. Все они воздают друг другу справедливое возмездие за оказанную несправедливость по определенному порядку времени».

Охарактеризуем теперь содержание основного философско­го фрагмента Анаксимандра. В нем идет речь о борьбе, наси­лии и несправедливости стихий. «Апейрон» (всеобъемлющий, вечный и божественный) в несправедливость стихий не вмеши­вается, но «всем правит». Из «апейрона» возникает мир, тот самый устойчивый мир, в котором земля остается «приютом бе­зопасным» всего живого. Однако мирообразующие стихии, втор­гаясь в пределы друг друга, совершают несправедливость. В результате мировая гармония разрушается, мир гибнет в «апей-роне» (бесконечности), чтобы возродиться. «Апейрон» также компенсирует преобладание «адикии» (несправедливости, откло­нения) над «дике» (справедливостью, нормой), что приводит в конечном счете к восстановлению космического равновесия.

Учение Анаксимена (588 — 525 гг. до н. э.) развивается в русле традиционной для милетской натурфилософии направлен­ности. Наиболее показательно в этом отношении очеловечива­ние, «одомашнивание» им до предела мира космологических (одновременно и метеорологических) явлений. Мироздание ограничивает кристаллическая внешняя оболочка. В центре на­ходится Земля. Солнце обращается вокруг нее, подобно тому, «как вокруг нашей головы вращается шапочка». Солнце плос­кое, «как лист дерева», поэтому, видимо, оно способно парить в воздухе. Оно — единственный источник света: Луна и звез­ды его отражают. При этом Луна уподобляется «висящему дис­ку», звезды же, «как гвозди», вбиты в небесный свод. Основ­ные в жизни человека — Земля и Солнце занимают и централь­ное место в космологии Анаксимена. Добавим, что Земля «ле­жит» на воздухе, так как, будучи ею заперт, воздух приобрета­ет упругость. Мир Анаксимена — чисто человеческий, лишен­ный всякой загадочности или же враждебности человеку. А естественное объяснение таких грозных явлений, как землетря­сение и молния, изгоняет из мира все чуждое человеку, страш­ное и необъяснимое.

Воздух, занимающий в космологии Анаксимена важное место, находится в центре его космогонической и философской концепций, которые у него сближены в гораздо большей сте­пени, чем у Анаксимандра. Воздух Анаксимена — это тот воз­дух, которым дышит человек. Греческое аег принимает этот обычный для нас смысл впервые у Анаксимена (ранее оно в основном означало — «дымка, туман, темнота»). В «Илиаде» содержится эпизод, когда Зевс покрывает поле битвы темно­той и Аякс обращается к нему с мольбой: «... спаси сынов ахейских от тьмы». В раннегреческом мышлении темнота рассмат­ривается как определенное нечто, а не как отсутствие света. У Анаксимандра же свет и тьма — противоположности, облада­ющие в равной мере субстанциональностью. Анаксимен превра­щает аег в естественную среду, окружающую человека, и одно­временно в субстанцию, из которой возникают все противопо­ложности, в том числе света и тьмы.

Учение о воздухе как о первооснове (первосубстанции) Мироздания, о возникновении из него всего существующего по­средством процессов сгущения и разряжения составляет суть философии Анаксимена, включая и космогонию. Как же трак­тует человека его философия, каково место человека в мире? Дело в том, что «аэр» — это вечное и живое бытие. Воздух бес­смертен и поэтому божествен. Человек смертей, и вопрос о его отношении к божеству - это один из важнейших вопросов ан­тичной антропологии. Его конкретизацией выступает вопрос о божественности воздуха. Божественный воздух Анаксимена живой прежде всего потому, что он — дыхание, дыхание мира и человека.

Фигура Гераклита Эфесского (родился ок. 544 г. до н. э. — год смерти неизвестен)- одна из самых значительных в ми­ровой философии. Гераклит — крупнейший диалектик.

Говоря о стиле Гераклита, нужно рассматривать каждое изречение Гераклита как загадку, ребус. Это концепция Дж. Томсона. Томсон - ученик Френсиса Корнфорда, основа­теля мифогенного направления в зарубежном антиковедении. Гераклиту присущ иератический (торжественно-религиозный) стиль. Он выражает высокие истины и не может пользоваться обычным языком. Гераклит подражает Сивилле, он - оракул (лицо, которое выступает от имени бога). Все загадочные вы­ражения Гераклита, однако, при внимательном их рассмотре­нии оказываются близки не к религиозному содержанию, а к простонародным загадкам.

Стиль Гераклита тяготеет к поэзии, к народному языку. У него сохраняется поэтическая метрика. Гераклит обращает вни­мание на смысложизненные вопросы. Он не уводит человека от повседневной действительности. Путь Гераклита - это кар­тина столкновения противоположностей и переход их друг в дру­га, единство этих противоположностей. Задача Гераклита - за­ставить человека удивляться, вызвать эффект изумления и во­сторга перед лицом бытия, убедить его, что противоположнос­ти не могут существовать друг без друга. Благодаря этому че­ловек погружается в глубины логоса: «Не мне, но логосу вне­мля, мудро признать, что все едино». Человек не должен оста­навливаться на уровне отторгнутых противоположностей, он должен проникнуть в загадку бытия. Утверждая единство про­тивоположностей, Гераклит проливает свет на окружающую действительность. И изменение, и борьба вещей - все это является подлинными основами действительности. Сущность бы­тия подвижна. Гераклит призывает тонко чувствовать биение жизни, видеть ее динамичность. Надо уметь видеть тенденцию развития, видеть динамику бытия.

Гераклит призывает обнаружить истинную природу вещей. Что же собой представляет эта скрытая гармония, которая луч­ше явной? Что же человек должен увидеть? Какова тайна бы­тия? Космос — это то центральное понятие, которое позволяет увидеть главное в ансамбле мироздания. Фрагмент 30: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал ни­какой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потуха­ющим».

Речь идет не о мире, а о способах его упорядочивания. Эта точка зрения развивается английским исследователем Керком. Впервые в этом фрагменте мы встречаем радикальный разрыв с мифологической идеей миротворения. В нем разрушаются восточные космогонические представления о мире. У Геракли­та мы видим философское обобщение. Он говорит, что мир никогда и никем не был создан, что мир существовал вечно. Гераклит не только порывает с мифологическими представле­ниями, но и обосновывает идею субстанции. Субстанцией у нега является огонь. Мир — это вечно живой огонь. Речь идет о подвижной, динамичной стихии. Гераклит подчеркивает, что сущность мира активна, что природа бытия подвижна. Как же совмещается идея субстанции с идеей подвижности? Огонь — символ подвижности, изменчивости, исчезновения и зарожде­ния мира.

Так называемые «речные фрагменты» Гераклита продолжа­ют тему изменчивости и подвижности мира: «на входящего в реку набегают все новые и новые воды», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Эти 41рагменты подчеркивают динамич­ность мира. Даже в идее движения Гераклит подчеркивает об­новление, возобновление мира. Для Гераклита жизнь постоян­но сохраняется. Эта подвижность имеет какую-то внутреннюю меру. Этой мерой выступают временные параметры. Время — основное структурирующее понятие. Элементы времени: насто­ящее (здесь и теперь), с одной стороны, и вечность, с другой (единство противоположностей). Человек потому и существует, что существует вечная природа в двух ее временных изме­рениях времени: «хронос» и «айон».

Сама идея подвижности мира подразумевает временные параметры. Динамика Гераклита опирается на существование определенной, устойчивой структуры — меры. Что же объеди­няет всю философию Гераклита? Ее скрепляет человек, обосно­вание его места в мироздании. Гераклит как бы проводит че­ловека через все слои бытия к его сердцевине. Он заставляет че­ловека осознать динамику бытия. Противоречие у Гераклита оста­ется субстанциональной характеристикой вещей. Устойчивая субстанция - это то, в чем соединяются все противоположно­сти. Этим утверждается вечность природы: «(Бог, теос): день — ночь, зима - лето, война - мир, изобилие - голод». При всей динамике бытия Гераклит видит, таким образом, устойчивую

связь в мире.

Философия Пифагора (2-я пол. VI - нач. V вв. до н. э.) развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, причем тайными, связанными с многочис­ленными табу и предписаниями. Основные положения этой философии приписывались самому Учителю. Хотя до сих пор трудно установить, что принадлежит Пифагору, а что его уче­никам. Что позволяет отнести Пифагора к первым философам? Это, несомненно, его учение о числе как о субстанции всех ве­щей. Число имеет вещественный и субстанциональный харак­тер, оно обозримо, пространственно, телесно и в то же время сохраняет все свойства умопостигаемых принципов.

Числа пифагорейской традиции - это и математические величины, и физические тела, и живые существа. Каждое чис­ло - это суть субстанция нашего реального мира. Каждое чис­ло что-то вносит в мир: монада (единица) вносит порядок, опре­деленность, диада (двоица) - неопределенность, раздвоение.

Главное значение чисел состоит в том, что они находятся в человеческой душе. Число сохраняет объективность мира, это сам мир и то, что составляет основу нашего разума, наших мыслительных способностей. В пифагореизме на первый план выступает не внешний мир, хотя он неизбежно присутствует, а внутренний мир человеческой души. Число - это прежде все­го состояние души. Число - это то, что рождается и живет в душе. Отсюда вытекает интерес к числовому обоснованию внешнего мира, к космологии и космогонии, но с этим же связано учение о душе.

Эта сторона учения берет начало в орфизме. Признается наличие в человеке двух начал: светлого и темного. Светлое начало - это душа, темное — это само человеческое тело. Тело — темница души. Именно оно, тело, препятствует есте­ственному состоянию души. Ло учению Пифагора, путь к спасению души лежит через достижение гармонии, которая при­суща всему миру и должна быть восстановлена в индивидуальной душе человека. Поэтому необходимо добивайся устране­ния аффектов (гнева, уныния, ярости) и учиться овладевать своими чувствами, отдавая предпочтение разуму и мнемическим упражнениям.

Философия Парменида (начало VI в. до н. э.) порывает с (физической) физиологической традицией, лишая ее статуса истинности. Истина достигается на путях познания, соответству­ющих сумме требований, которые реализуются в процессе мышления, вернее истинный путь познания один, а не укла­дывающиеся в его рамки акты чувственного восприятия обра­зуют туманный мир мнений. Парменид первым выразил ту про­стую мысль, что при всем множестве мнений — истина одна. При этом он сосредотачивает внимание на самом мыслитель­ном процессе: в центре его внимания нейтральное мыслимое, а не мыслящий субъект. Но он не отворачивается от человека, более того, он обосновывает (что столь характерно, пожалуй, для всей античной философии) направленность человека к бы­тию и с этой целью указывает на некоторые требования к его мышлению: если человек может мыслить, то что значит «мыс­лить». Особый упор при этом Парменид делает на том, что мыслить необходимо, выделяя сумму правил мышления, и говорит о необходимости как об опосредовании истинного мыш­ления, т. с. о его зависимости от чего-то третьего, что позволя­ет оставаться на пути истины и тем самым избежать пути лжи Парменидовскую необходимость есть все основания считать ло­гической необходимостью.

Итак, мышление (как способность умозреть предмет, выс­казываться о нем) подчиняется сумме требований, главное из которых выглядит как тавтология: для того, чтобы мыслить, необходимо оставаться в области чистой мысли, разумом раз­решить задачу бытия, не прибегая к привычному опыту органов чувств. Но прямого противопоставления мышления (разу­ма) чувствам нет, речь постоянно идет именно о разуме. Не­способность при этом отказаться от привычного словоупотреб­ления приводит совершенно к иным результатам, чем при сле­довании по пути разума. Вот эти результаты - два мира (мир истины и мир мнений) и противостоят друг другу.

В первом случае («устойчивый ум») - это речь правдивая («логос алетейос»): вести правильную речь - это говорить, ду­мая, и давать предметам истинные имена. «Одно и то же мыс­лить и быть», поскольку истинное мышление всегда говорит о бытии. Мышление всегда высказывается, высказывается о том самом мире, в котором обычно человек руководствуется не ис­тиной, а опытом. И поскольку он не остается на пути разума, в высказывании и именовании предметов уделом его оказывает­ся «логос псевдос» и «имя пустое». Мыслить, говорить и име­новать предметы — это и значит быть.

В то же время следует отметить, что вряд ли проблема ис­черпывается анализом в поэме Парменида связки «есть», сопут­ствующей каждому высказыванию о предметах. В онтологиэме Парменида присутствуют более мощные пласты архаичес­кого онтологизма, связывающего бытийственность с логосом, с самообнаружением бытия, со способностью вещей говорить самим за себя.

Самое поразительное, что и Парменид не отказывается от чувственного мира. Это проявляется не только и не столько в том, что рядом с миром истины возможен мир мнения (вторая часть поэмы). Он не только возможен, но и необходим, без наличия этого мира было бы невозможно мышление, был бы невозможен «логос алетейос», рядом с которым находится «ло­гос псевдос». Истинный логос равнозначен обсуждению исти­ны и противостоит множественности слов, «звукам обманчи­вых слов» и «мнениям смертных».

Соответственно происходит радикальная переориентация: все, что окружает человека, согласно учению Парменида, услов­ности. Существующее «по природе», то, что действительно есть бытие, постигается умом. Один и тот же мир, взятый в двух его измерениях - человеческой повседневности и умопостиже­ния - раскалывается на две области: мнения смертных и исти­ны. А это значит, что обесцениваются прежде всего природные основания наглядного мира: «рождение и гибель отбрасывают­ся истинным убеждением». Физика живого и наглядного мира вместе с разрушением гилозоизма (признанием логической несостоятельности рождения и гибели вещей) питается из сво­их онтологических оснований. Единый человеческий космос раз­рушается и мир раздваивается на сферу онтологического, истин­ного бытия, из которой изгоняется человек не мыслящий, и сферу физической, неистинной реальности — удела человече­ской повседневности.

Эмпедокл (490—430 гг. до н.э.)— один из представителей италийской традиции. Ионийская традиция базировалась на мифологии Гомера. Отсюда и рационалистическое построение космоса. У Гомера реальный мир — самая большая ценность. Италийская традиция исходит из орфической религии. Суть орфической религии состоит в следующем — она переносит все процессы этой жизни в загробную жизнь. Она готовит челове­ка к загробной жизни. Внутри орфизма развивался комплекс пред философских представлений, усвоенных Эмпедоклом. Фигура Эмпедокла синтетическая, она уходит корнями в глу­бокую древность, в глубочайшие пласты мифологического со­знания. Эмпедокл является автором таких идей, которые труд­но совместить. У него есть две противоречащие друг другу по­эмы: «О природе» и «Очищения».

В поэме «О природе» содержится аргументированное натур­философское представление. Это натурфилософское учение сродни ионийской традиции. Главный мотив поэмы «Очище­ния» — религиозно-катарсический. Человек должен быть очи­щен от всех прегрешений земной жизни. Эмпедокл дает новую модель движения, то есть основные его интересы остаются в области натурфилософской. Она объясняется следующими об­стоятельствами: во всех ранних рационалистических системах рационалистические идеи не были обоснованы, в них исполь­зовались мифологические схемы. Опорными точками мышле­ния были мифологические образы и представления. Но в це­лом эти системы носили рационалистический характер. Парме­нид подверг сомнению возможность изменений множества. Можно ли что-нибудь говорить о постоянно изменяющемся предмете, для того, чтобы мыслить, мы должны его зафикси­ровать. Мыслить — это значит найти что-то устойчивое в пред­мете. Обыденное употребление людей не отвечает природе ве-щей. Парменид призывал отказаться от обыденных представ­лений, гилозоизма.

Но в этой связи и обнаружилась опасность отказа от идеи движения и изменения мира. Многие исследователи видят в Эмпедокле фигуру новаторскую. Именно он спас идею о всеоб­щем изменении мира. Если движение невозможно логически обосновать, значит ею не существует. Парменид показывает, что то, что люди называют движением, на самом деле су­ществуют.Он проводит позицию логицизма. В мировой лите­ратуре преобладает следующий подход: Эмпедокл преодолева­ет крайности этих двух позиций — элейского логицизма и ионийского гилозоизма. Эмпедокл преодолевает их таким пу­тем, что он само движение объясняет как логически возмож­ное.

Он заявляет, что то, что люди назвали рождением, есть на самом деле соединение и разделение. Если раньше люди все объясняли рождением, то Эмпедокл говорит, что не множество нельзя объяснить рождением. Эмпедокл, как и Парменид, пы­тается объяснить мифопоэтические конструкции логическим обоснованием. По Эмпедоклу, во Вселенной есть не одно, а четыре начала. Эти начала — известные стихии: огонь, воздух. земля и вода. Они существуют вечно и отвечают признакам парменидовского бытия. Они не могут перейти друг в друга. «Вечно существует четыре корня Вселенной». Эмпедокл дохо­дит до уровня требований Парменида. По Эмпедоклу, нет рож­дения, а есть только соединение и разделение неизменных на­чал Эти корни соединяются и разделяются, а результатом яв­ляется то, что люди называют рождением и смертью. Речь идет не об обыденном объяснении, а о логическом обосновании всех жизненных процессов.

У Эмпедокла впервые вводится логическое обоснование источников движения. Здесь нужно обязательно говорить о причинах движения. Эмпедокл подошел к описанию источни­ков движения поэтически. Он называет две движущие силы, которые действуют на корни: Любовь (Филия) и Вражда (Ней-кос), причем и Любовь, и Вражда у него - существа личные. Любовь способствует соединению корней, а Вражда их разде­ляет. Но сами корни — это персонифицированные сущности. Мифологические обороты не только остаются, но и усиливают­ся. Происходит развертывание космоса от полного господства

Любви до полного господства Вражды. В этом переходе Эмпе­докл выделяет четыре этапа: первый этап — господство Люб­ви; второй этап — внедряется ненависть начинается обособле­ние корней; третий этап — Вражда достигает полного господ­ства и присутствует полное обособление корней друг от друга;

четвертый этап теперь эти же корни начинают соединяться в царство Любви. При полном господстве одного принципа не может быть мира. Столкновение противоположностей порож­дает многообразный мир. Учитывая элейский логицизм, Эм­педокл не отказывается от обожествления мира. В своем твор­честве он использует весь арсенал мифопозтического мышле­ния. У Эмпедокла остается органицизм, космос уподобляется живому организму. Но он еще не перешел на уровень понятий­но категориального мышления.

Фигура Анаксагора,500—428 гг. до н. э.) — фигура, завер­шающая натурфилософию. Его относят к плюралистам. В от­личие от монистов плюралисты признавали множество начал, плюралистом был, как мы видели, и Эмпедокл. Им вместе с терминологией жизни и смерти отбрасывалась вся прежняя физиологическая динамика. Дюнамис —возможность, переход из одного состояния в другое. Физиологическая динамика — фи­зиологический акт рождения и гибели. Благодаря этой физио­логической аргументации объяснялся весь мир, его изменение. Теперь же начала потеряли жизненные основы саморазвития. Требовалось объяснить самое главное — развитие начал. Нача­ла должны были соответствовать принципам умозрения. У Анаксагора мы видим тот же тип философствования, что и у Эмпедокла. Только элементов у него уже не четыре а множе­ство. Элементы — это семена. У Анаксагора присутствует так же разум (нус).

Элементов столько, сколько окружающих нас вещей. Каж­дая частица (гомеомерия подобочастная, подобная частице от целого) — это качественная определенность предмета, качество вещи. I омсомерия — это камень, железо, дерево. Наличный мир субстанционализируется. Наш человеческий мир не есть случайный продукт, он субстанционализируется в своей осно­ве. Определенность проявляется только в том случае, когда од них семян больше, чем других. Господствующий принцип -«всё во всем», все частицы перемешаны. Второй принцип ~ «подобное соединяется с подобным». Когда происходит соединение подобного с подобным, только тогда возникает качество. Качественная физика Анаксагора переходит в количественную. Аристотель смог отметить это противоречие у Анаксагора.

Особую роль в космообразовании у Анаксагора занимает нус. Что такое нус? Нус — это разум. Отличительная особен­ность нуса — нус первоначально был чист и не смешан, в отли­чие от других семян. Гомеомерия характеризует отношение частного к целому. Нус дает только толчок. Своим толчком нус приводит все в порядок, из хаоса все превращается в космос. Дальше образуется вихрь, а затем возникает мир.

Нус — это не только механическая сила, потому что нус присутствует в человеке. Он присутствует в разных вещах, толь­ко в разной степени. Нус — это разумное устройство. Нус — это принцип целесообразности, хотя он и не получил у Анаксагора достаточного обоснования. Эту позицию резко критикует пла­тоновский Сократ. Нус применяется для объяснения этих час­тиц. Существует различие между человеческим и космическим

ну сом.

Демокрит (460 г. до н. э. — год смерти неизвестен, по некоторым сообщениям, прожил более ста лет) — следующий философ-плюралист. Прославился своим учением об атомах. Существуют лишь атомы и пустота. Атомы — это единые не­делимые частицы. Значит, есть сплошные частицы, которые совершенно одинаковы по своему составу и отличаются друг от друга только формой и расположением. Они могут быть глад­кими, шероховатыми, крючковатыми, и все они трясутся в пу­стоте. Наряду с атомами Демокрит допускает наличие пусто­ты. Можно сказать, что здесь тоже присутствует биологичес­кая или так называемая генетическая модель порождения мира из двух противоположных начал: атомы — это целостность, заполненность и их противоположность — пустота.

В то же время у Демокрита найдем и модификацию анаксагоровского принципа соединения частиц. Атомы трясутся, по­том сцепливаются между собой, и образуется космический вихрь. В процессе этого завихрения возникают миры. Причем совершенно одинаковые, так что где-то может быть Земля, по­добная нашей, и такой же Демокрит, который так же философ­ствует. В то же время далее Демокрит включает в космогенез вновь биологическую модель - на Земле образуются большие лужи, в них нагревается вода, и появляются первые животные (самопроизвольное зарождение жизни).

У Демокрита, как и у Анаксагора, остается модель самопро­извольного зарождения жизни. С другой стороны, атомы, как и семена, — это только материал, для которого необходим толчок, космический вихрь, который и приводит к современному состо­янию мира. Более того, соединение атомов подчиняется необхо­димости. Здесь возникает вопрос: откуда идет активность соче­тания атомов, лежит ли она в самих атомах или же она лежит за их пределами? Атомы трясутся, входят в соединение друг с дру­гом. Образуется вихрь, из которого и возникает тот мир, кото­рый первоначально уже содержится в атомах. Поэтому критики Демокрита задавали вопрос: «А что же Демокрит оставляет Бо­жественному Разуму?». Ничего. Вместо Разума у него присут­ствует космический вихрь, который он назвал «Ананке». Это необходимость-принуждение. Необходимость — это сам прин­цип построения мира. Все это создало Демокриту славу перво­проходца учения о естественной необходимости. (Тундра, оле­ни, волки, ягель — образуют замкнутый круг.)

У Демокрита есть то, чего нет у Анаксагора — завершен­ной космогонической модели, в соответствии с которой в мире присутствует необходимость, вызвавшая появление тех или иных вещей. А если это так, то надо отбросить все мифологи­ческие представления о богах и о судьбе и обратиться к при­чинному объяснению вещей. Человек теперь живет в таком мире, в котором действуют принципы, отыскиваемые только разумом. Следовательно, надо отказаться от мифов и чувствен­ных образов, от повседневной жизни и обратиться к причинно­му объяснению. Человек теперь живет не по природе, а по ус­тановлению.

Сам Демокрит всю жизнь занимался поисками причин и сам ввел термин «айтия». Раньше этот термин означал «вину». За­нимаясь научными объяснениями, он запустил собственное хозяйство. У греков за это наказывали. И его хотели за это су­дить, т. к. он погубил достояние отца, но он, по преданию, прочитал на суде свое сочинение — «Великий мирострой». И его после этого оправдали. Сам же Демокрит считал, что ссылка­ми на судьбу люди пытаются оправдать свое нежелание зани­маться поисками причинного объяснения, нахождение одной причины он предпочел бы персидскому престолу. И последнее: Демокрит заявляет существование имен не «по природе» а «по установлению». Значения имен устанавливаются самим человеком. Тем самым открывается возможность само­стоятельного оперирования с именами, то есть появляется об­ласть логики и гносеологии.

Поворот к социально-антропологическому пониманию фи­лософии Демокрита наметился уже в 1946 году, когда в нашей стране вышла в переводе книга «Древнегреческие атомисты».

Антропологическое прочтение Демокрита - это возмож ность отнесения его к классическому, антропологическому периоду. Социальные предпосылки этико-аптропологического учения Демокрита - это древнегреческий город-государство, полис, т е публичная власть, развитие торговли, проведение реформ. Классический полис имел особенности, которые отразились на всем миропонимании древнего грека. Начинает бурно развивать­ся политическая деятельность, и самостоятельной проблемой становится подготовка граждан к публичной деятельности. Для этого периода характерен подъем самосознания, культуры пос­ле победы греков над персами. Развитие публичной сферы, которое затрагивало сознание граждан, в то же время вступало в противоречие с традиционными ценностями.

Тайна античного полиса состояла в том, что житель города являлся крестьянином. В полисе граждане участвуют в управ­лении обсуждают и принимают законы. Публичная жизнь вхо­дила в противоречие с мировоззрением и психологией крестья­нина На каком же фундаменте строилась жизнь античного по­лиса? Лишь только тот считался гражданином полиса, кто имел свое хозяйство. Даже Перикл имел хозяйство. Личный труд земледельца является основным в эпоху расцвета античности. Политической деятельностью могли заниматься только муж­чины Психология у крестьян была религиозно-мифологической а развитие общественно-политической жизни требовало развития рационального мышления. Переход к такому мыш­лению был невозможен без возникновения письменности и фиАристофан был на стороне религиозно-земледельческой идеологии Он показывает это в своей комедий «Облака». Каж­дая культура заново воспроизводит общественные ценности. Прогресс разума и сохранение нравственных ценностей – как их соотнести? Эта проблема требовала мировоззренческого осмысления.

Как рассматривает эти проблемы Демокрит? Проблемы культуры, языка и искусства. Эта культура воспринимается крестьянином иначе, чем горожанином, номос — это рациональ­ная система просвещения. С этой проблемой тесно связана про­блема языка — логоса. Это не просто передача слов с помощью языка, но по-гречески «осмысление», «мысль». Логос — одна из проблем культуры. Проблему имени, куда их отнести: к природе или установлению — ставил еще Ксенофан. Наш тра­диционный язык существует сам по себе, по природе. Пробле­ма «логос» — «техне» позволяет связать «фюсис» и «номос». Демокрит считал, что все представления о природной жизни человека есть вымысел. По мнению Демокрита, никакого «зо­лотого века» в жизни человека не было, как не было и богов. Человек появился на земле голым, босым и диким. Демокрит считал, что человек даже не мог общаться с другими людьми. Согласно Демокриту, человек сам себе искал пищу и строил пещеры. Также человек ничего не мог делать, он занимался собирательством. Человек был беззащитен перед природой. Здесь появляется категория «ананке» — нужда, потребность.

Ананке — иначе можно сказать принуждение. Ананке об­ладает природным и социальным смыслом. Объединившись под воздействием ананке, люди начинают развивать свою куль­туру. Демокрит здесь вводит категорию «техне», «искусство». Искусство, по Демокриту, — это то, что произведено челове­ком в отличие от природы. Создавая эти искусства, люди учат­ся у природы. Мир культуры — это второй мир. Номос надстра­ивается над фюсис. У природы человек учится строить жили­ще, заготавливать впрок продукты. Люди не могли объяснять­ся друг с другом, пока они не знали социальных норм. Челове­ку требовались нормы социальной регуляции. Этой нормой регуляции и справедливости выступает «дике». Дике регулиро­вала отношения только между гражданами, раб же закону не подчинялся, а подчинялся своему хозяину. Язык существует не по природе, а по установлению. И дике и логос теперь связаны с категорией культуры — номос. По природе человек никогда не был счастливым. Человек стал счастливы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: