Глава 2. Философия Древнего Китая




Китай — страна древней цивилизации и богатого философ­ского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э. Формирование фило­софских представлений в Китае проходило в сложных соци­альных условиях. История Китая на протяжении более чем двух тысяч лет богата самыми различными потрясениями. Могуще­ственные империи Китая распадались из-за междоусобных войн, поглощались чужеземными завоевателями, сметались крестьянскими восстаниями. И тем не менее в стране достаточно быстро восстанавливалась специфическая государственная структура, сложившаяся в Китае окончательно при династии Хань, пришедшей к власти в конце III в. до н. э. Особенностью китайской государственности является усиление государствен­ного контроля над усложняющимися социальными, экономи­ческими, политическими и иными связями. В экономической структуре Китая и рабовладельческие, и феодальные отноше­ния развивались при сохранении важной роли кровнородствен­ной общины — патронимии, опиравшейся на культ предков, а клановые узы способствовали выработке отношения к государ­ству как к большой семье. Философские воззрения древних ки­тайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-ми­фологического осмысления мира.

Одной из особенностей китайской мифологии является зоо­морфный характер богов и духов, многие древнекитайские бо­жества были похожи на животных, птиц, рыб, часто мысли­лись как полулюди, полуживотные. Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представ­лениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвя­щенником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.

Другой особенностью китайской мифологии был культ пред­ков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.

Следующей отличительной особенностью китайских мифов является представление о мире как взаимодействии противопо­ложных начал: женского инь и мужского — ян. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вся Вселенная пред­ставляла собой бесформенный хаос. В этом бесформенном мраке родились два духа — инь и ян, деятельность которых привела к упорядочиванию мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.

Мифологическая форма мышления просуществовала до I тысячелетия до н. э. Формирующиеся философские представ­ления во многом использовали понятия мифов. Более того, конфуцианцы осуществили историзацию мифов, демифрлоги-зацию их сюжетов и образов, что привело к их рационализа­ции, к тому, что они стали частью традиционной истории, час­тью философских идей и учений.

Китайская философия, как и философия Древней Греции, Древней Индии, имеет свою специфику, обусловленную эко­номическими, политическими и культурными условиями, в ко­торых она развивалась.

Для понимания китайской философии необходимо учиты­вать, что Китай — мир правополушарной культуры. В правом полушарии хранится мир зрительных образов, музыкальных мелодий, локализованы центры гипноза, религиозных пережи­ваний. В левополушарных культурах мощно развит речевой центр и центр логического мышления. В правополушарных культурах слышат и воспринимают звуки иначе, выразить зву­ки буквенно представителям этих культур очень трудно, они воспринимают мир в конкретных, единичных образах.

Отсюда и особенности традиционного философского мышления в Китае, к которым, в частности, можно отнести следу­ющие:

1. Холизм. Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее час­ти. Китайское холистическое мышление делает акцент на таких характеристиках явления, как «структура — функция», а не «суб­станция — элемент». Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении. Человек и при­рода рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в которой тело и дух, со­матическое и психическое находятся в гармоническом единстве.

2. Интуитивность. В китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сход­ные с интуицией. Основа этого — холизм. «Единое» не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять «единую целостность» — необ­ходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

3. Символизм. Традиционное китайское философское мыш­ление использовало образы (синсян) в качестве орудия мыш­ления.

4. Познание принципов макрокосма осуществлялось посред­ством «тиянь» — сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы. Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.

5. Традиционное китайское философское мышление было ориентировано на то, чтобы включить человека в систему эти­ческих норм, имеющих в своей основе глобальные принципы

макрокосма.

6. Традиционное китайское философское мышление обла­дало своего рода логикой, но эта логика функционировала не по принципу «исходное понятие — вывод», а путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.

7. Движение, изменение представлялись часто в виде цик­лов. Противоречия в объекте выступали не как противополож­ности, не как единство, а как взаимодополняющие начала при одновременно подчиненном положении одного из них относи­тельно другого.

Кроме того, традиционному китайскому философскому мыш­лению свойственно отсутствие четкой определенности понятий категориального аппарата, многозначность терминов, акцент на передачу уже созданного, а не на творчестве нового, и т. д.

Развитие социальных отношений в Китае не привело к чет­кому разделению сфер деятельности внутри господствующего класса, как это было в Древней Греции или в Древней Индии. Такая ситуация обусловила прямую непосредственную подчи­ненность философии политической практике. Философы, осно­ватели школ, часто состояли на государственной службе и об­разовывали социальный слой «служивых людей» — шэньши. Это привело к тому, что вопросы управления страной, отноше­ний между различными классами, вопросы этики стали опре­деляющими в китайской философии и обосновывали практи­ческий подход к жизни общества.

Поэтому китайские мыслители занимались построением различных социальных утопий, выработкой планов идеально­го общества, которые основывались на идеализации глубокой древности, на призывах возврата к «золотому веку» совершен­ному дрых правителей.

Следующая особенность состоит в том, что натурфилософ­ские воззрения китайских мыслителей не находили более или менее адекватного выражения в философии. Это явилось след­ствием канонизации конфуцианства, которое считало главным содержанием философии нравственное самосовершенствование человека, его воспитание, освоение им сложного ритуала, и от­носилось с пренебрежением к данным естественных наук, со­здав идеологический заслон для привлечения в философию каких-либо других проблем и идей.

Таким образом, оторванность китайской философии от кон­кретных научных знаний привела к тому, что в объяснении мира она пользовалась наивно-материалистическими идеями о пяти первостихиях, о началах инь и ян, об эфире ци и т. д.; вопросы мышления, природы человеческого сознания были поставлены в ней в самом общем виде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: